Форум » Гражданская война » Пароход "Баку" » Ответить

Пароход "Баку"

kerbyol: ДОБРОВОЛЬНЫЙ ФЛОТ Список (роль) экипажа парохода «Баку» отправляющегося Января «26» из Одессы в Константинополь http://slil.ru/26111167

Ответов - 34, стр: 1 2 All

vvy: Все замечательно, вот только парохода с таким наименованием не было. Был теплоход "Баку". Но и он к Добровольному флоту отношения не имел.

kerbyol: Уважаемый vvy, Забыла уточнить, что список является точной копией документа, который хранится в архивах. Не отвечаю за наименование танкера "Баку". Нашла, что документ интересный и хотела поделиться. История составления этого документа может являться тоже интересной историей. С уважением

kerbyol: По всякому наименовали и флот и судно :

Рамзес: kerbyol - думаю Виктор Вениаминович уточнит если где - то в чем напутал, а вообще его судьба так (от первой и до последней точки) двухвинтовой двухпалубный дизельный нефте- и керосиноналивной теплоход с кормовым расположением МО СТЕПАН ЛИАНОЗОВ - 16 10 1912 г Товарищество нефтяного производства "Г.М.Лианозов и сыновья" (Баку) заключило. договор с ОНЗиВ (Николаев) на постройку, предназначен для перевозки керосина с Черного моря в порты Западной Европы и должен быть готов к 1 4 1914 г, а стоимость 1 440 000 руб.У Круппа куплен проект и лицензия на выпуск дизелей. Заложили 27 10 1913 г., однако из – за начала 1 МВ спустили 7 3 1915 г.Узнав, что МорВед предполагает реквизировать для ЧФ, правление Общества договорилось о продаже. Одновременно договор с заказчиком о расторжении заказа с условием возврата платежей и начисления 6 % годовых, а также уплаты 125000 руб.5 2 1916 г. ГУК заключил с ОНЗиВ контракт "на поставку нефтеналивного теплохода" с гарантией предъявить к испытаниям не позже 15 5 1916 г. Приказ по флоту и МорВеду от 9 6 1916 зачислил в списки судов флота как транспорт "БAKУ ". Лишь с начала августа заводские ходовые испытания - на них замечены трещины в кромках цилиндров дизелей. Лишь во второй половине 10 1917 г. удалось закончить ремонт цилиндров, после чего новые заводские ходовые испытания. К официальным испытаниям предъявлен 5 12 1917. Установить дату сдачи не удалось: не найдено ни приемного акта, ни другого сдаточного документа. "Баку" в то время стоит в Николаеве и в конце 3 1918 на верфи поднял украинский флаг, но 21.04.1918 взят немцами, с конца 11 1918 под контролем англо – французских интервентов, весной 1919 взят красными (готов на 99 %), летом 1919 отбит белыми и 25.09.1919 сдан их флоту - попытка достроить в Николаеве не удалась и в конце 1 1920 увод на буксире в Одессу, 07.02.1920 оттуда в Стамбул на буксире английского крейсера СЕRES – пришел 11 2 1920 и затем в составе русской морской базы в Константинополе , 16.02.1921 увод в Бизерту, 04.1922 сдан белыми властями французскому правительству, стал "LOIRE" и как танкер в составе французским ВМС,с 1929 в резерве, 01 04 1932 списан и перестроен в нефтяной блокшив, в годы 2 МВ в Алжире в этом качестве – 22 04 1947 продан на слом 12 200 т / 8000 двт 127,4 - 16,15 - 7,72, высота борта 9,85 м, 2 6-цилиндровых двухтактных дизеля по 1150 л.с.при 140 об/мин. Компрессоры с 2 вспомогательными четырехтактными двигателями по 275 л. с. при 300 об/мин. 10,5 узл 14 основных цистерн, в средней части и несколько запасных (так называемых летних) брали 7350 т жидкого груза. Тут в основном смесь старых источников - может за последнее время какие дополнения уже и появились

kerbyol: Уважаемый Рамзес, Огромное спасибо за подробности. Все детали по испытаниям и разным переходам из рук в руки мне не были известны. С уважением

Павел: Здраствуйте уважаемый Рамзес, У меня с Вами по датам небольшое расхождение. Вы пишете "в конце 1 1920 увод на буксире в Одессу, 07.02.1920 оттуда в Стамбул на буксире английского крейсера СЕRES – пришел 11 2 1920" Капитан английского легкого крейсера «Церес» (Ceres) командовал эвакуацией Одессы до прихода броненосца Аякс (Ajax) и 11-го февраля «Церес» передав командование на Аякс, взял на буксир «Баку» и небольшие буксиры, и пошел в Константинополь. Источник : отчет от 14-го февраля составленный на французском крейсере «Жюль Мишелэ» (Jules Michelet) контр-адмиралом Лежэ (Lejay)(архивы французского ВМФ в Венсене). Знаете ли Вы куда высадили "пассажиров". По моей информации на Халки. Все-ли попали на Халки? С уважением Павел

Рамзес: Павел вполне возможно Вы правы - финт в том, что писал с какого -то из белых документов , а все эти правительства до упора придерживались старой системы летоисчесления (на новый стиль не перешли) и при работе с белыми - красными материалами получаются временами накладки - не всегда включаешь что почти 2 недели нужно выкидывать или наоборот плюсовать Одно и тоже события по календарю у красных и белых получается в разные дни происходило и такие накладки в рабочих материалах который в основном творю для себя - могут быть А что за буксиры англичанин тянул нет ли данных ? Примерно в этих числах в шторм вблизи Босфора (точной даты у меня нет) погиб бывший заводской Наваль (одноименного завода) , случаем не тянули его вместе с танкером ? Насчет людей к сожалению не скажу - совсем ими не занимаюсь , да и кораблям стараюсь вытягивать основное , по хорошому практически по каждому буксиру если порыться можно статью в журнал писать, а по эпопее Баку так и монографию - только кто возьмется ?

Павел: Уважаемый Рамзес, Спасибо Вам большое за комментарии. Что за буксиры - не указывается. Я еше поишу по буксирам. Вы правы, по датам очень сложно разобраться. Я предполагаю, что Баку был взят на буксир в Николаеве 23-го, и пришел в Одессу 25-го или 26-го (дата составления в Одессе списка экипажа). Далее я ошибся по датам. Уход Цереса соответсвует приходу Аякса, это четко указывается в отчете. 11-го пришел Кардиф а не Аякс. Мищелэ пришел 8-го а Аякс уже был на месте. Т. е. может быть дата 7-го (или 8-го утром) соответствует уходу Цереса с Баку и буксирами. Варнек писал : "На следующее утро (речь идет о 8-ом) английский миноносец подошел к застрявшему в проходе «Даланду», и с его помощью транспорт вышел на рейд. Вероятно, одновременно был выведен из порта имевший аварию мотора танкер «Баку», на котором оказалось более шестисот пассажиров". т. е. можно понять что 8-го днем, Баку уже не было в порту. С уважением Павел

vvy: Чтобы вы все тут не думали, что легко отделались, вот несколько документов. Телеграмма от 21 августа 1918 г. (стиль неизвестен): «Транспорт «Баку» уведен из Николаева германскими властями, вероятно в Браилу». Телеграмма от 19 ноября 1918 г. (стиль неизвестен): «Транспорт «Баку» находится в Одессе». Телеграмма от 15 мая 1919 г. (стиль неизвестен): «Транспорт «Баку» находится на заводе Наваль.»

vvy: kerbyol пишет: Нашла, что документ интересный и хотела поделиться. Сударыня, большое спасибо за это весьма ценное (для меня и, надеюсь, еще кое для кого) желание. А то, что я тут постоянно всех поправляю и ко всем придираюсь - это просто у меня такой скверный характер. Не обращайте внимания. Всегда готовый к услугам, vvy

Рамзес: vvy - а может это не вредность характера , а знания помноженные на опыт ? + еще и желание познать абсолютную истину , которой к сожалению очень часто (в наших вопросах) просто не существует ? По Баку - ну до Браилы его пожалуй не дотащили, а вот между Адэссами дп Николаевым на буксире таскать могли вполне Жаль только что нет у меня своего сборника документов Моряки в борьбе за власть Советов на Украине - в нем какие - то отголоски событий наверняка есть А рисунок от Войшвилло (старый Морской флот) товарищ Клаус не так давно на Балансер бросал, к сожалению фотку сего интересного шипа в своих закромах с ходу как - то не нашел

Павел: Уважаемые форумчане, Если кого интересует "пассажиры" Баку (Николаев, Одесса, Константинополь) то такая информация имеется. Все выложить не могу, здесь очень много печатать надо (а оригиналы не имею право выкладывать). В далеком будущем попытаюсь напечатать. Уважаемый Рамзес, что за рисунок? Где его можно найти? Могли бы Вы пояснить? Есть чертежи Луары в Венсене (Архив фанцузского ВМФ) на микропленке но когда я там появляюсь аппарат систематический не работает.

Рамзес: Павел - сейчас попробую сбросить все что на него нашел в своих закромах из видов Правда с Францией я пока не контачил - подтвердите прошло , нет , если что повторю На чертежи конечно интересно глянуть , да проблемы с музейной техникой и мне знакомы , хотя больше предпочитаю в домашней тиши работать

Рамзес: Кажись ушло - только сильно привету от Иван Иваныча с Украйны не удивляйтесь , это не спам Включая схемку из Гомма нашел лишь 3 вида , фот его русского периода у меня нет , хотя в природе вроде и существуют

kerbyol: Перепечатывая список экипажа "Баку" я заглядывала в книгу С.В. Волкова (Офицеры флота и морского ведомства) и кроме Сергея Чепурнова никого не нашла. Не хочу критиковать книгу, так как произведенная работа более чем оргомная и всех перечислить не возможно. Кроме того книга посвящена офицерам, а список - нет. Меня просто интересовала судьба этих людей. Как попали на судно ? Сами записывались, или их назначали, и тогда кто ? Как-же это происходило ? А про состав экипажа по должностям ? В нормальных условиях был-ли одинаковый экипаж ? Почему кочегары ("Баку" был на буксире)? Встречалось-ли часто что было несколько членов одной семьи на одном судне? 2 матроса (Борзенко) и два Чуенко (матрос и кастрюльник)? Что с ними было потом ? Кажется экипаж "Баку" отказалься следовать в Бизерту. Писалось-ли что нибудь о них ? У нас, к сожалению, ничего не нашла. Извиняюсь если вопросы покажутся "глупыми" по сравнению с более техническими. С уважением

ABP_TOR: Рамзес пишет: Жаль только что нет у меня своего сборника документов Моряки в борьбе за власть Советов на Украине - в нем какие - то отголоски событий наверняка есть Нет, "Баку" вообще упоминается только один раз в докладе МГШ Совнаркому от 5 апреля 1918 г. о захвате немцами судов Черноморского флота, находящихся в Николаве

Тритон: kerbyol пишет: Кажется экипаж "Баку" отказалься следовать в Бизерту. А "Баку" в Бизерту тянуть и не собирались. Большинство русских торговых и мобилизованных судов дальше Константинополя и не ушло. Там они распродавались, меняли хозяев и флаг, а команды просто списывались на берег, в основном, без всяких средств к существованию. kerbyol пишет: А про состав экипажа по должностям ? В нормальных условиях был-ли одинаковый экипаж ? Поскольку танкер был недостроен, штата команды, скорее всего, на него утверждено не было. Но перед его буксировкой на него был назначен экипаж и военный комендант исходя из штата судов подобного назначения и типа. А поскольку они были паровыми, должны были быть и кочегары. В команду записывались все кто хотели уйти от большевиков и забирали семьи с собой. Кто сумел, тот сумел их пристроить в команду, поскольку за это платили хоть и небольшое, но жалование. Остальные были на положении эвакуируемых. kerbyol пишет: Писалось-ли что нибудь о них ? Да в общем то ничего не писалось. Читал я, правда, где то об эвакуации из Николаева в Севастополь недостроенного эсминца "Цериго" и его злоключениях в Одессе. На остальных уводимых на буксире судах, видимо, творилось то же самое. С уважением.

Рамзес: Уважаемый Тритон - конечно могу ошибаться (инфа еще от Скрягина идет , кроме старой статьи в Судостроении он единственный кто попытался этому кораблю более - менее складную судьбу дать , хотя - бы до продажи + французы), но в Бизерту танкер к концу зимы 1921 все же притянули , правда без экипажа и на буксире и французам передавался там после почти годичного отстоя В их крохах что удалось найти , четко пишут что под французскую юрисдикцию перешел именно в Бизерте (не Стамбуле) - тут имя сменил и новый флаг поднял , а потом уже кажется в Тулон утянули машины доводить и прочее (в целом удалось и хотя во 2 МВ как самоход уже не участвовал) , но на тех дизелях еще лет 15 отбегал

Павел: Уважаемый Рамзес, Спасибо Вам большое, все получено. Не думал когда нибудь эти фотографии найти.

Павел: Танкер Баку пришел 15-го февраля 1921 в Бизерту на буксире. Тянул его ледокол Гайдамак. Экипаж отказался следовать в Бизерту и пришлось его заменить. 5-го августа 1924 переименован в Луару и используется ВМФ Франции для транспорта нефтеродуктов между Францией и Бизертой.1932 списан и перестроен в нефтяной блокшив в городе Брест Франция и с 1933 в Алжире. Далее соответствует тому что пишет Рамзес. Источники не записывал.

kerbyol: К сожалению оригинал поместить на форуме нельзя. продолжение следует....

kerbyol:

kerbyol: Вот и всё. Надеюсь кое кому понравится или будет полезно.

aden13: kerbyol Бог ты мой, где Вы это берете!!! kerbyol пишет: Надеюсь кое кому понравится или будет полезно Да не то слово!!! Надеюсь, за пару-тройку дней смогу разобрать всех офицеров Морведа, находящихся на пароходе (извините за столь ограниченный круг знаний, но, как сказал небезызвестный Козьма Прутков - "нельзя объять необъятное"), и свои выводы сообщу. В любом случае - СПАСИБО

aden13: Ну что, поехали потихоньку... Сначала пишу то, как написано в исходном документе, затем - то, что мне удалось раскопать. Курсивом выделяю тех, в ком не уверен на 100% №1. Ген. майор Захарий Ульянов - генерал-майор флота Ульянов Захарий Яковлевич №5. Ген. майор Нейман И.М. - инженер-механик генерал-майор Нейман Томас Ромуальдович №10. Мичман Гельмерсен - мичман фон-Гельмерсен Георгий Михайлович №25. Кавторанг Вишняков - инженер-механик капитан 2-го ранга Вишняков Порфирий Павлович №31. Старлейт Лукьянов - скорее всего инженер-механик старший лейтенант Лукьянов Валентин Сергеевич, но может быть и инженер-механик старший лейтенант Лукьяновский Алексей Николаевич №32. Кавторанг Зеленый - это или капитан 2-го ранга Зеленой Александр Сергеевичили капитан 1-го ранга Зеленой Семен Ильич №33. Кавторанг Костенский - капитан 2-го ранга Костенский Николай Алексеевич №39. Капитан Бодиско - корпуса морской артиллерии, капитан Бодиско Василий Дмитриевич №41. Капитан Ядыгин - корпуса морской артиллерии, капитан Ядыгин Александр Георгиевич №46. Кап. 1-го ранга Тириштейн - инженер-механик капитан 1-го ранга Тирнштейн Константин Робертович №82. Капитан Юркевич - 50/50 или корпуса гидрографов, капитан Юркевич Константин Степанович, или корпуса корабельных инженеров, штабс-капитан Юркевич Владимир Иванович (в будущем строитель знаменитой "Нормандии", я думаю, его био проверить несложно, сейчас просто не до этого было) №87. Кавторанг Каминский - капитан 2-го ранга Каминский Михаил Алексеевич №95. Каперанг Зайченко - капитан 1-го ранга Зайченко Константин Михайлович №110. Кавторанг И. Иванов - вероятно, это инженер-механик капитан 2-го ранга Иванов Иван Федорович №155. Полковник Ник. Пор. Киприанович - корпуса корабельных инженеров, полковник Киприанович Валентин Иванович №159. Каперанг Лукин - не совсем могу понять, кто это. Это могли быть инженер-механики капитаны 1-го ранга: Лукин Давид Евграфович или Лукин Петр Петрович, а мог быть и капитан 2-го ранга Лукин Александр Петрович. №167. Генмор Радецкий - интересное обозначение. Это генерал-майор по адмиралтейству в отставке Радецкий Константин Иванович №181. Старлейт. Сантнанеев - старший лейтенант Сантнанеев Константин Владимирович №183. Старлейт. Вошинин - старший лейтенант Вощинин Владимир Николаевич №188. Лейтенант Плешко - лейтенант Плешко Сергей Васильевич №194. Каперанг Климов - капитан 1-го ранга Климов Константин Михайлович №201. Каперанг Рудников - инженер-механик капитан 1-го ранга Рудников Константин Константинович №231. Генмор Толмачев - генерал-майор по адмиралтейству в отставке Толмачев Михаил Дмитриевич №236. Капитан Тириштейн - см. № 46 №240. Капитан Невейнов - инженер-механик капитан 1-го ранга Невейнов Михаил Иванович №337. Кавторанг Инжин. Федоров - инженер-механик капитан 2-го ранга Федоров Иван Семенович №338. Карб. Инж. Ф. Каменский - корпуса корабельных инженеров, поручик Каменский Феликс Доменикович №340. Инж.Мех. Синицын - инженер-механик лейтенант Синицын Григорий Митрофанович №359. Каперанг Хаментовский - капитан 1-го ранга Хоментовский Виктор Михайлович №392. Ст.Лейт.Инж. Белоклинский - инженер-механик старший лейтенант Белоклинцев Василий Федорович Ну вот что удалось выудить. Поработаю еще несколько дней - может еще кого вычислю.

kerbyol: № 159 : Лукин Давид Евграфович (дед моего мужа). А как объяснить, что № 46 и 236 один и тот-же человек ? С уважением

aden13: kerbyol пишет: как объяснить, что № 46 и 236 один и тот-же человек ? Это уже к автору списка, почему Тирнштейн раздвоился... Никого другого с похожей фамилией среди чинов флота не было. Правда, может быть это армейский офицер, но очень маловероятно...

kerbyol: Рамзес писал 03.09.08 15:38 подробно о "Баку". С этим п/х был еще такой эпизод. Просто перепечатала с подлинника. Год телеграммы пропущен не мною. -------------------- Копия Перевод № 2062/23 ТЕЛЕГРАММА Из Лондона Число 19 Время 4.50 В Русскою Морскую Базу в Константинополе. Разрешение продать пароходы- систерны «Лучь» и «Свет» Британской Baku Тrading and Shipping Company было дано на условиях принятых мною. Стоп. Мне известно что пароход – систерна «БАКУ» должен быть зафрахтован той же самой британской « Baku Company » согласно контракту произведенному между Обществом Океан и нашими Морскими Властями на Юге России с согласием Русских Властей. САБЛИН С подлинным верно : Начальник Отдела Фрахтования Капитан 2 ранга -------------------- С уважением

kerbyol: Рамзес писал 03.09.08 15:38 в конце 1 1920 увод на буксире в Одессу, 07.02.1920 оттуда в Стамбул Вот что происходило между этими датами : ----------------------- Командиру Одесского Военного Порта Рапорт Командира Транспорта «Баку», Прапорщика Л. ДЕММЕ (От руки синим карандашом : Комфлот приказал Контр Адмиралу Свешникову произвести разследование. Ст. лейт. 9 фев. 1920 Господин Капитан 1-го ранга. Обязан Вам доложить следующее : Полученное мною предписание на Вашем бланке от 22го Января с.г. за № 382, подписанное Капитаном 2-го ранга БАЛАС, я считаю недоразумение вызванное тем, что у Вас нет времени и возможности разобрать мое дело, вместе с тем сообщаю, что Капитан 2-го ранга ЗЕЛЕНЫЙ редактировавший предписание на Вашем бланке, исказил истину, т.к. мое назначение на транспорт «БАКУ», хотя и состоялось до 1-го Января 1919 года/прик. Командующего Флотом от 17-го сентября № 441/, но 22-го ноября с.г., было подтверждено официально Начальником Штаба Транспортов Кн. ЛИВЕН, за № 1650, о чем мною Вам было доложено и Вы положили резолюцию, из коей видно, что законным Командиром «БАКУ» числюсь – я. Итти же в качестве пассажира на «БАКУ» я не могу, т.к. на том судне едут лица, коим я как Командир «БАКУ», охраняющий интересы Морского Ведомства, не удобен, вседствие чего, во избежании могущих произойти инцидентов, я прошу Вашего разрешения отправиться на каком либо другом судне в Севастополь, где мною и будет доложено Начальствующим лицам обо всем вышеизложенном. 23-го Января 1920 г. г. Одесса

kerbyol: ГЛАВНОКОМАНДУЮЩИЙ ВОЕННЫМИ СИЛАМИ НА ЮГЕ РОССИИ Военный представитель в Константинополе Срочно Константинополь, 10-го марта 1922 г. № 552 Штамп : Морская Армия – Генеральный Штаб 11 марта 1920 Зарегистрирован под № 1779 ГЕНЕРАЛ АГАПЕЕВ ВОЕННЫЙ ПОВЕРЕННЫЙ ПРАВИТЕЛЬСТВА ГЛАВНОКОМАНДУЮЩИЙ АРМЕЙСКИМИ СИЛАМИ НА ЮГЕ РОССИИ ГОСПОДИНУ ГЕНЕРАЛУ ФРАНШЕ Д’ЭСПЕРЕ ГЛАВНОКОМАНДУЮЩЕМУ СОЮЗНЫХ АРМИЙ НА ВОСТОКЕ Мой Генерал, Имею честь обратиться к Вам со следующей просьбой : Французские Власти наложили секвестр на груз корабля «БАКУ», недавно прибывшего из ОДЕССЫ. Французская охрана пришла на борт одновременно с русской охраной, которая была послана моим приказом по просьбе особой комиссии, которая занимается всеми государственными товарами, прибывшими из РОССИИ. Прошу Вас, мой Генерал, изволить дать приказ аннулировать секвестр указанного груза для того, чтобы Компетентные Русские Власти могли : 1.- Приступить к перегрузке находящихся на борту «БАКУ» боеприпасов, на борт «МЕЧТЫ», которая должна скоро убыть в СЕВАСТОПОЛЬ. 2.- Выгрузить с «БАКУ» остальные государственные и частные товары. Корабль должен быть предоставлен в распоряжение вышеупомянутой Комиссии и охрана будет осуществляться находящимися на борту русскими офицерами. Генерал АГАПЕЕВ (Подпись) Копии : 1.- Г-ну Адмиралу ШРАМЧЕНКО, Начальнику РУССКОЙ МОРСКОЙ БАЗЫ. 2.- Г-ну ПИЛЕНКО, Председателю КОМИССИИ, занимающеся вопросами государственных грузов. (от руки) Передано для назначений Вице-Адмиралу Главнокомандующему Морской Армии ГШ 10/3/20 Зам. Начальника Штаба Ж. ЖИРО (Подпись) Выходящая Почта № 564



полная версия страницы