Форум » Гражданская война » Белый Черноморский флот » Ответить

Белый Черноморский флот

ABP_TOR: [quote]Приказом Главнокомандующего от 26-го июня 1920 г. за №117/190 следующие суда Черноморского флота были награждены Николаевским вымпелом*) за оказанные в сражениях подвиги: Канонерские лодки: "Страж", "Грозный". Речные канонерские лодки: "Алтай", "Урал". Вооруженные ледоколы: "Всадник", "Гайдамак". Вооруженные катера:: "Мария", "Азовец", "Никола Пашич", "Дмитрий", "Пантикопея" и "Меотида". *) Николаевский Вымпел имеет в отличие от обыкновенных вымпелов косицы трехцветные: верхняя или правая -белая; средняя - синяя; нижняя или левая - красная.[/quote] Вестник первопоходника, №69/70, июнь-июль 1967, с.5

Ответов - 88, стр: 1 2 3 All

volnoper: История Санкт-Петербурга. 4-2004. А. А. Литвинов Воспоминания кирасира ее величества.

volnoper:

volnoper: Отсканировал только упоминания о флоте.

volnoper: т.2.

volnoper:

volnoper:

Olmalin: Уважаемый volnoper, назовите, пожалуйста, источник.

volnoper: Olmalin. Выше я уже писал - Русская воен. эмиграция 20-х-40-х годов. т.2. М.2001.

ssergey x 100: Уважаемые Дамы и Господа ! Хотелось бы продолжить разговор о белых канлодках ЧФ. Предлагаю начать с "Кубанца". В справочнике С. С. Бережного 1917-28 г (стр. 256-257). сказано, что: 23.08.1920 г затоплена белогвард. при эвакуации из Темрюка. Во первых очень странная дата и во вторых что она (кнл) могла там (в Темрюке) делать. По "Кубанцу" известно, что в мае 1919 г на буксире Вспом. КР "Цесаревич Георгии" перешел от Тендры в Новороссийск. После осмотра КНЛ обнаружены трещины в машине. Ремонт в этих условиях был признан не целесообразным КНЛ разоружили и передали Новороссийск. спас. партии (в качестве плавбазы).

vvy: ssergey x 100 пишет: По "Кубанцу" известно На вскидку: 01.06.1919 г.: в разряде действующих судов. 15.08.1919 г.: без вооружения, предназначена к передаче Спасательной партии. 15.08.1919 г.: в разряде судов, находящихся в состоянии хранения в Севастопольском порту. 25.09.1919 г.: в разряде ликвидируемых судов, в Севастополе. 06.12.1920 г.: в описи судов Севастопольского водного района.

vvy: ssergey x 100 пишет: 23.08.1920 г затоплена белогвард. при эвакуации из Темрюка. Похоже, здесь он путает её с буксиром "Кубанец" (К.4).

Рамзес: ВВЯ а нельзя чуть подробней про этот Кубанец ? Гомм пишет вот такого. буксирный п/х "Инженер" 1892 г. з-д. Вадона Херсон, с 1915 портовое судно, с июня 1919 канлодка белых "K 4" "Кубанец", 13 октября 1919 возвр., буксирный п/х, в 1920 захв. красными, l1 апреля 1920 мобилизован, с 3 июля 1920 посыльное судно №3, с 8 июня 1921 ГИСУ "Инженер", 20 мая 1923 сдан к порту, списан, позже слом. 37 брт. 20.12 - 4.15 - 1.05 / 1.85 м. 1 ПМ. 114 лс. 9 узл. 1 47 мм. 14 чел. Что именно он искомый Кубанец мне сомнительно ибо в своих розысках по Дону и местной белой флотилии уважаемый Тритон несколько раз упоминал Кубанца вооруженного 1 6 дюймовкой. Перевернется этот малыш если на него 152 мм засунуть. У белых хватало и инженеров и кораблей чтобы сомнительными экспериментами не заниматься. Мне известен вот такой Кубанец. колесный железный пассажирский пароход ЕКАТЕРИНОДАР 1904 г. корпус з- д. В.В. Петрова и Сушкина Екатеринодар. Машина 1905 г. (Ростов) и в том году вошел в строй у В.В.Петров. С 1906 г. у Tоварищество Дицман, Eкатеринодар № реч.регистра 5517 рейсы Екатеринодар – ст.Славянская. 1909 г. как КУБАНЕЦ купил Торговый дом братьев А.и Ф. Парамоновых Ростов - на - Дону и вскоре ушел на р.Дон. Тоже в годы 1 МВ.С сер 04.1918 г.под контролем белых у хозяина. 20.01.1920 г. взят на зимовке частями РККА в Ростове-на-Дону,07.02.1920 г.национализирован и сдан Главоду. С 1921 г. как БОРЕЦ у Северо-Кавказского округа путей сообщения на р.Дон № реч.регистра 6534. С 03.03.1923 г.в Доно-Кубанском реч.гос. пароходстве. 15.07.1926 г. прошел осмотр. К 1928 г.в строю. Дальше ? 1906 г.48 грт. (3000 пуд). 53.2 - ? / 7.9 - 0.52 / 0.79 м. (175 - ? / 26- 1.7 / 2.6 фут) 1 ПМ 85 нлс / 320 лс. 16 чел. 20 пассажиров 1 класса 37 2 класса 200 3 класса 1927 г. 47 грт. 52.57 - ? / 7.9 - 0.7 / 1.07 м. 1 ПМ 320 лс. 483 пассажира Размеры влепить на него 152 позволяют - но он чистый пассажир + в Темрюке явно не тонул. Да и похоже в войны его никто не мобилизовывал. Есть еще и такой посуд. колесный железный буксирно - пассажирский пароход КУБАНЕЦ 1899 г. з- д. Петрова Калач - на - Дону. Для Н.И. Дицман и ушел на р.Kубань № реч.регистра 3304. 1900 г. линия Екатеринодар - Славянск - Темрюк.1904 г. сменил котел. С 1906 г. у Tоварищество Дицман, Eкатеринодар № реч.регистра 5521 рейсы Екатеринодар- Темрюк. С 1910 г. КУБАНЬ. С 1914 г. у А / о Кубанское пароходство.Тоже в годы 1 МВ.С лета 1918 г.у белых. 06.11.1918 г.в Екатеринодаре поднял Андреевский флаг и с командой из казаков стал военным судном. Вооружен не был и весной 1919 г.возврат хозяину. С нач. 03.1920 г. у красных. 27.04.1920 г. после национализации сдан Рупводу. Возможно в том году при ремонте сменил машину на ДВС и стал грузовой теплоход КОЧЕГАР (дата и место постройки ?). 1921 г. Северо -Кавказского округа путей сообщения на р.Кубань № реч. регистра 6580. С 03.03.1923 г. в Доно-Кубанском реч.гос.пароходстве как КРАСНЫЙ КОТЕЛЬЩИК. Вскоре сменил ДВС на паровую машину.05.03.1926 г.прошел осмотр (1901 г. з- д. Петрова Калач -на -Дону). К 1927 г. № реч.регистра 6618 и ходит на р. Кубань. Дальше ? 16 грт. (1000 пуд). 27.36 - 4.87 / 8.51 - 0.49 / 0.91 м. (90 - 16 / 28 - 1.6 / 3 фут). 1 ПМ 30 нлс / 90 лс. 11 чел. 15 пассажиров 2 класса 50 3 класса 1922 г. 25 грт. (1525 пуд). 27.94 - 4.6 / ? - 0.61 / 0.85 м. (91.9 - 15 фут) 1 ДВС 80 лс. 1927 г. 26.3 - 4.88 / ? - 0.67 / 0.75 м. 1 ПМ 100 лс. Снова не шибко размер как для пушки бьет + он бегал на Кубани в районе Екатеринодара (соответственно в Донскую флотилию как К -4 не входил) и не тонул уж точно. Так кто все - таки входил в Донфлотилию белых как кононерка и в принципе мог быть затоплен в Темрюке ? (с датой тоже определенные сомнения есть но то уже другой вопрос).

Olmalin: Как то просматривая описи дел Симферопольского окружного суда, хранящиеся в Государственном архиве в Автономной Республике Крым обнаружила Дело "Проекты публикаций 3-го корпусного суда вооруженных сил на Юге России о розыске мичмана Черноморского флота, эвакуировавшегося с чинами добровольческой армии за границу, М.С.Кандыба-Батру" [ф. 376, оп. 7, д. 4] В деле всего 8 листов тетрадного и в полтетради формата, написанных фиолетовым карандашом от руки, собранные, как указано в заголовке дела "из россыпи". Проекты публикаций перемежаются такими же черновыми записями определений 3-го корпусного суда. К флоту отношение имеет только первый: "Проект публикации: 3-й Корпусной суд вооруженных сил на Юге России разыскивает: пилота-механика мичмана Черноморского флота Марка Степановича Кандыбу-Батру, состоящего в последних числах февраля 1919 года комендантом парохода "Аспазия" и вышедшего из гор. Бердянска 27 февраля того же года в г. Керчь при эвакуации с чинами Добровольческой армии, и прапорщика Бердянского полка Мороза, эвакуировавшегося на том же пароходе из г. Бердянска в гор. Керчь. Означенные обер-офицеры обвиняются по 13,377 и 378 ст.ст. Улож. о Нак. Всем частям войск, Штабам и учреждениям, которым известно пребывание названных обер-офицеров Кандыбу-Батру и Мороза, сообщить 3 Корп. суду."

vvy: Рамзес пишет: нельзя чуть подробней про этот Кубанец ? Так я ведь речниками не занимаюсь. П.А. Варнек пишет, что буксир "Кубанец" вначале входил во флотилии Всевеликого Войска Донского, в мае.1919 г. как «К.4» вошел в состав I речного дивизиона Речного отряда Морских сил Юга России, фактически вооружения не имел, летом 1919 г. демобилизован.

Рамзес: Тритон про него поподробнее инфу собрал в том числе и насчет вооружения - в нескольких белых документах пишут про 1 152 мм. Но технических подробностей и истории никакой. Думал может Вы больше нарыли. Кстати - продолжаю ковырять потихоньку речников. Снова нестыковки в РОПиТе вылазят. Там на Сокол даже четкая дата дана когда в 27 списали а в путеводителе по Днепру на 29 так же четко числится на линии Херсон - Знаменка - Александровск. Если бы на ней не ходил в путеводитель бы не попал. Опять нестыковочка (так что списан не раньше года 30 а то и позже. Хотя в ВОВ его вроде как уже нет).

vvy: Рамзес пишет: Если бы на ней не ходил в путеводитель бы не попал. С путеводителями такое - обычное дело. Встречал не раз.

Рамзес: В регистре 1927 он тоже числится. Хотя понятно что данные для регистра собирались раньше и к моменту выпуска изменения могли произойти. Но там интересно что давалось примечание по судам готовившимся в разбойку - Сокола в их списках нет. Вот полазил малость по закромам - Штром в мемуарах про речника пишет такое. На другой день Св[ятой] Пасхи мы где-то нагнали канон[ерскую] лодку «Кубанец», если не ошибаюсь — [бывший] пассажирский колесный пароход. Командиром его оказался Вася Красовский, мой соученик по гимназии. Поэтому праздник у него на лодке провели хорошо и изрядно выпили. В общем - то с бывшим Екатеринодаром это "бьет". Однако мемуары писались очень сильно после событий (вышли аж в 1984) + зачем брать пассажира в 50 с лишним метров длиной и делать его канонеркой (судно все же рассчитано на бои а сомневаюсь чтобы ему надстройки да массу дерева в конструкции убрали) когда под боком хватает буксиров более приспособленных для этого дела ? Он единственный кто пишет что Кубанец бывший пассажир - в остальных источниках буксир. Впрочем искать логику в событиях гражданской довольно сложно - нужно и все (в то время это гораздо действенней).

ssergey x 100: vvy пишет: П.А. Варнек пишет, что буксир "Кубанец" вначале входил во флотилии Всевеликого Войска Донского, в мае.1919 г. как «К.4» вошел в состав I речного дивизиона Речного отряда Морских сил Юга России, фактически вооружения не имел, летом 1919 г. демобилизован. Про этот "Кубанец" кое что есть в воспоминаниях атамана П. Н. Краснова. (к сож. без ТТХ) и А. П. Ваксмута, бывшего летом 1918 г ком-ром п/х "Кубанца". Ваксмут пишет что на "Кубанце" (летом 1918 г) стояло 2-е трехдюймовки. Осадка "Кубанца" около одного фута.

vvy: ssergey x 100 пишет: В регистре 1927 он тоже числится. Хм. А какое пароходство?

Рамзес: Cорри - сорри. Каюсь - нужно исправляться. В регистре 1927 это я не на Сокола посмотрел (его действительно там нет) а на Профинтерн (бывший Сестра который) - вот он в регистре имеется и в том же путеводителе на 29 оба раза за Днепровским гос.пароходством. А кроме того кажись и в боях начала ВОВ у Херсона попадался ну последнее уточнить не мешает.

ssergey x 100: Продолжим с канлодками. Такой вопрос. Почему белые так и не ввели в строй "Терца" летом-осенью 1920 г. Знаю что белые его перевооружили 3-мя 130 мм орудиями. (скорее всего с "Марии").

vvy: Рамзес пишет: В регистре 1927 это я не на Сокола посмотрел (его действительно там нет) а на Профинтерн (бывший Сестра который) - вот он в регистре имеется и в том же путеводителе на 29 оба раза за Днепровским гос.пароходством. Ну, это другое дело. А "Профинтерн" в каком пароходстве был - в Нижнем или в Верхнем?

vvy: ssergey x 100 пишет: Знаю что белые его перевооружили 3-мя 130 мм орудиями А это точно?

ssergey x 100: vvy пишет: А это точно? Так написано в списках комиссии по учету имущества оставшегося в Севастополе. Комиссия работала в ноябре-декабре 1920 г. Про "Марию" написано на полях карандашом. "Терец" 3 - 130 мм ( с "Марии"). Странно и то, что его не утащили в ноябре 1920 г.

Рамзес: vvy - а к 1927 не было верхнего и нижнего. Только единое Днепровское государственное. 1928 г. Профинтерн как пассажирский на линии Запорожье – Херсон Как и любим продолжение периода начала ВОВ. К нач.ВОВ в ДРП как буксир. Работал на перевозках в нижней части Днепра. Взорван экипажем в конце 09.1941 г. в порту им. Ленина г. Запорожье. Поднят после войны водолазами МРФ и сдан на слом. Даты постройки мой список потерь на него не дает а вот по ТТХ - 52.3 м. осадка 0.9 / 1 м. 1 ПМ 300 лс – 34 об / мин. Кажись очередной "наш клиент" который Лемачко на 14 лет раньше в утиль списал.

vvy: Рамзес пишет: vvy - а к 1927 не было верхнего и нижнего. Только единое Днепровское государственное. Ну, я в речных делах не силен. Хотя интересно, когда их объединили? Рамзес пишет: Даты постройки мой список потерь на него не дает а вот по ТТХ - 52.3 м. осадка 0.9 / 1 м. 1 ПМ 300 лс – 34 об / мин. Да, очень похожь. А её систер-шип - "Брат" там не мелькает?

vvy: ssergey x 100 пишет: Странно и то, что его не утащили в ноябре 1920 г. Навскидку: 30.10.1919 г.: в Новороссийске, неисправна. Предназначена для службы стационером. 21.01.1920 г.: зачислена в состав I отряда судов Азовского моря. 01.10.1920 г.: II отряд, дивизион морских канонерских лодок, с 01.05.1920 г. в ремонте.

Рамзес: с 1926 как единое. Точного номера приказа и дня с месяцем не знаю. ВВЯ - в списке почти полтыщи самоходного добра и на многие данные на уровне мощь машины или осадка. Даты постройки примерно в одном случае из пяти. Ладно Газоходы из списка в плане поисков можно убрать - сотни 2. А что касается остального - его около 300 и 75 процентов из них явно с историческими корнями до 1917 г. но нужно рядом ложить штук 5 регистров + парочку Бережных + кучу всякого разного и очень плотно сравнивать. Что сверху лежит или легко копается (+ мне под нос попалось) я нарыл. Остальное нырять нужно плотнее и времени требует немеряно.

ssergey x 100: vvy пишет: Навскидку: 30.10.1919 г.: в Новороссийске, неисправна. Предназначена для службы стационером. 21.01.1920 г.: зачислена в состав I отряда судов Азовского моря. 01.10.1920 г.: II отряд, дивизион морских канонерских лодок, с 01.05.1920 г. в ремонте. 2/15 апреля 1919 перешла на буксире из Севастополя в Новороссийск. Ремонт на Ревельском заводе в Новороссийске.(возм. тогда было на корме уст. 152 мм вместо 120 мм) В июле 1919 г в Севастополе (в доке). 14/20 июля 1919 г "Терец" перешел на Тендру. В июле-августе участвует в боях в Днепровско -Бугском лимане. 28 августа 1919 г вернулся в Севастополь. Сентябрь-октябрь 1919 стационер в Батуми. 19 октября 1919 г в Новороссийске.(требует ремонта). На 2 ноября 1919 г в Севастополе.(в ремонте).

vvy: ssergey x 100 пишет: В июле 1919 г в Севастополе (в доке). 14/20 июля 1919 г "Терец" перешел на Тендру. Есть вот такое сообщение: 14.07.1919 г. пришел в Севастополь из Новороссийска. Видимо, дата приведена уже по новому стилю.



полная версия страницы