Форум » Гражданская война » Исход Русской армии из Крыма (продолжение) » Ответить

Исход Русской армии из Крыма (продолжение)

Doktor: Дорогие форумчане! Сегодня печальная дата - 88 лет назад произошел Великий исход Русской армии П.Н. Врангеля из Крыма. Предлагаю Вашему вниманию с любезного разрешения Гуверовского архива последний автограф Петра Николаевича на Севастопольской земле, данный французской газете. Большая просьба к французским друзьям перевести его слова на Русский язык. Это один из экспанатов экспозиции, готовящейся к 90-летию Великого исхода в 2010 году. Может быть у кого есть материалы по последним дням РА в Севастополе и первым дням пребывания в Константинополе. Надеемся на Вашу помощь. С искренней благодарностью DOKTOR

Ответов - 236, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 All

Klaus: vvy пишет: С трубами будем разбираться.... Виктор Вениаминович, не сочтите за ересь - Вы с пх САРАТОВ не путаете?...

vvy: Klaus пишет: пх САРАТОВ не путаете?... Похоже на то...

Vlad: Это тр.Саратов?

Рамзес: Влад - Саратов к началу 1 МВ был с одной трубой о чем и написал Клаус. Вам же пытались объяснить что этот пароход вероятней всего Рион (по крайней мере по архитектуре лучше всего подходит именно он). Знать бы точную дату съемки - можно было бы сказать как и почем он оказался в Ващем порту - покаже именно с этим моментом сложновато.

Vlad: Рамзес пишет: Влад - Саратов к началу 1 МВ был с одной трубой Это к ПМВ, а предположим к 1920 году, к моменту эвакуации? Это фото, что мы все смотрим, было подписано бывшему начальнику Феодосийского Гражданского порта.

ssergey x 100: Vlad пишет: а предположим к 1920 году, к моменту эвакуации? ТР "Рион" находился в Феодосии 14-17 марта 1920 г. (по ст. стилю) Числа 15-16 (по ст. стилю) в Феодосию зашел "Беспокойный".

Vlad: Дневник феодосийского гимназиста Германа Гауфлера, за 1919 – 1920 годы. Ниже приведены его фрагменты, которые касаются прибытия и убытия кораблей в порт Феодосия. Из публикации в “Крымском альбоме” за 1999 год, изд. “Коктебель”. 1919год. 10 июня. Сегодня пришел английский дредноут с аэростатом и стал близко Феодосии. Он начал стрелять за большой вокзал в поле. 18 июня. Сегодня день беспокойный, мимо “Астории” не пускают ходить, пришли пароходы… 1 июля. Сегодня добровольцы дают банкет (в честь офицеров британского миноносца “Montrose”). Пароходы пристали к молу и сегодня вечером идем на мол. Боевой контр миноносец был весь в электрических лампочках. 4 июля. На море стоял дредноут, а в бухте 5 контр миноносцев. 16 октября. Сегодня ровно пять лет, как была бомбардировка Феодосии турецким пароходом “Меджидио”. Наблюдал за бомбардировкой большого вокзала дредноутом “Карадок“. 1920 год. 24 января. Вчера уехало 5 семейств буржуев на пароходе “Витим”. 26 января. Позавчера пришел английский дредноут “Железный герцог” и еще прейдут 6 миноносцев. Добровольцы взяли Ростов, и пришел приказ Деникина прекратить эвакуацию семейств офицеров. 17 марта. Кавказ начали брать большевики. Наконец была объявлена эвакуация Новороссийска. Сюда начали прибывать суда с солдатами и беженцами. …видел… штук 30 транспортов с беженцами и штук 11 иностранных пароходов с войсками. 24 апреля. К нам в Феодосию прибывает масса казаков. Ежедневно приходят по пять, семь транспортов с казаками. Они расположились: донские около собора, а кубанцы на Грамматиковской улице. Они приехали с лошадьми. …все Земская, Грамматиковская и пол Итальянской заняты лошадьми. Прибыло 15000 кавалерии. В городе такая масса солдат то если вечером идешь, то нельзя пройти от военных 15 октября. Народу в Феодосии все больше и больше прибывает. На днях пришло 3 громадных парохода с Кавказа и еще пароход с беженцами с ост. Кипра… 31 октября. Большевики прорвались сквозь Перекоп… Здесь стоят два громадных парохода, на которые садятся солдаты… Один раненный упал в воду, его вытащили на пароход “Петр Редигер” (правильно “Петр Риген”, до 1915 года “Сесилия”), который стоял в нескольких шагах от берега. 22 июня. Сегодня в порт пришли “Возрождение” и еще несколько пароходов. 23 июня. “Возрождение” пришедшее вчера привезло массу вина из Ялты. Вино погружают в вагоны и увозят на север. 13 сентября. В Батум два раза в неделю ходят пароходы, “Дмитрий” и “Пестель”. 30 сентября. В Феодосию пришло много русских крейсеров и миноносцев, которые ночью стреляли в море. 28 апреля в Генуе конференция… Феодосийский порт наполнен пароходами: 3 греческих, американский, английский, французский и русский Возрождение 31 октября. Сюда приходили два американских миноносца, один ушел, а другой остался. По улицам разгуливали американские матросы… 2 ноября Вечером, часов в 7, вдруг раздались страшные выстрелы из пушек. Это стрелял французский миноносец, а ему отвечала береговая батарея…. Через 1\2 часа миноносец ушел и стрельба прекратилась. (имеется в виду французский миноносец “Синегаль”, прикрывавший эвакуацию белых войск. Покинул порт 14 ноября по ст.ст.)

pz.kpfw: Петр Редигер знаю про Петр Регир, что то кажется он и есть

Vlad: "31 октября. Сюда приходили два американских миноносца, один ушел, а другой остался. По улицам разгуливали американские матросы"… За американские эсминцы ничего не слышали?

Vlad: Наблюдал за бомбардировкой большого вокзала дредноутом “Карадок“.Vlad пишет: Вчера уехало 5 семейств буржуев на пароходе “Витим” Все что смог найти...

Vlad: Что касается цен на продукты питания, автор этого дневника периодически фиксировал их на бумаге. Мы, в свою очередь, сделали лишь выбору из его дневника. 1919 год. 24 октября. …купили два воза дров и заплатил 2300 рублей 1920 год. 15 января. Дрова стоят 110 рублей пуд. 20 января. Мороз сильный -10 градусов. Насколько дней тому назад угнали на Перекоп юнкеров, сегодня человек 100 их раненных. 7 февраля. Продукты все дорожают: кофе стоит 300 рублей - фунт, сахар песок 80р. масло коровье 300 р., а подсолнечное 100р., мясо 50 р., хлеб 6 рублей. Пара ведер воды у водовоза 1р.50 к., кварта молока –100 руб. 17 марта. Сюда начали прибывать суда с войсками и беженцами. Цены поднялись не вероятно. Масло было до приезда 300 с чем-то рублей, а теперь 1000. С каждым днем цены все возрастают: пуд пиленых дров – 3800 рублей, пуд древесного угля –10 00 р., фунт масла 12 000р., фунт мяса 1500 рублей, фунт луку 1000 р., и фунт хороших яблок тоже 1000, ботинки тонкие 600 000р. и т.д. Учителя гимназии… получают небольшие 70 000 руб. в месяц. 1921 год. 23 июня. Цены страшно высокие: фунт вишен 3000 рублей, молоко 2500 рублей - кварта, сахар 17000 рублей- фунт, кабачок –1200 рублей, хлеб белый 4500, а черный 3000 рублей. Картофель 3000 рублей – фунт. Масло сливочное 16-17000рублей, а яйца 7000 десяток. На днях портовые рабочие получили огромное жалование – по 200 000 рублей. 26 августа. Так как начался продналог, то хлеб вздорожал с 2500 до 4500 рублей. 4 октября. Из Канады в Батум привозят массу муки, по этому там хлеб страшно дешево стоит. Самый белый 4000 -фунт, а черный 2000. А у нас черный, стоит 4000. 19 октября. Неделю тому назад папа и мама получили в школе 800 000 руб. 1 ноября. Папа и мама получили жалование за 1\2 месяца. Мама получила 200 тысяч, а папа 350 000 рублей. 2 декабря. Хлеб и продукты дорожают страшно: яйца стали 60 000- десяток, масло сливочное 40 000 – фунт, бараний жир 22 000 – фунт, хлеб 7000 – фунт…, сахар, который привозили с Батума, стал 30 000 – фунт. 6 декабря. Хлеб уже 13 – 16 000 рублей и его почти нету. 1922 год по новому стилю. 3 января папа и мама опять получили жалование, но очень мало по сравнительно с теперешними ценами, всего 200 000 рублей.. Цены ужасные: хлеб 35 – 37 000 рублей, курдюк 80 000 руб. – фунт, сахар приблизительно 40, монпансье 45 000 рублей. Постное масло – 60 000 рублей, яйца 120 000 руб. – десяток. 20 марта. Пришли еще 2 американских парохода. Одни привез маис, а другой картофель и консервы. Рабочие, сгружающие пароходы, получают по 2 фунта мяса, 20 000 рублей и 1,5 фунта хлеба в день. 24 марта. Приехали еще 2 американских парохода. Они привезли не кукурузу, как предыдущие, а пшеницу. На крейсере приехала американская миссия. 8 апреля. …яйца 600 000 десяток, а масло 70 000 руб. - фунт. 4 мая. Цены ужасные: хлеб 220 000 рублей – фунт, молоко 120 000 – кварта, катушка ниток 300 000 рублей, масло 700 000 рублей, яйца 600 000 – десяток, коробка сгущенного молока 750 000 рублей. Кукурузная мука 220 000 р., а фунт пшена 240 000 рублей. 6 июня. Цены меняются. Хлеб стал 220 000 – фунт, масло от 500 до 700 000 – фунт, крупа от 200 до 300 000 – фунт. 1 августа. Хлеб стал 300 000 белый…рис 450 000 фунт, масло 1200 000 рублей – фунт, яйца от миллиона до миллиона ста тысяч десяток, пшено 350 000 – фунт. 12 августа. Вчера пришел американский крейсер и стал на рейде. Неизвестно зачем он пришел, некоторые говорят, что он привез какой то пакет для правительства и ждет ответа. 23 октября. Цены все возрастают. Хлеб уже стал 400 – 450 000- белый, серый 250. Коровье масло стоит два с чем-то миллиона. Подсолнечное масло – 1500 000 лучшее, худшее 1200 000, пуд дров –1200 000, фунт керосину – 300 000. В городе начались страшные грабежи. 31 октября. Эти дни хлеб сильно вздорожал: белый стал 500 000 руб., а серый 320 000- 350 000 рублей. 1923 год. 16 июня. Хлеб уже 4 000 000 – фунт, сахар 40 миллионов – фунт, абрикосы очень хорошие -10 миллионов, а самые дешевые 3 млн. 7 сентября. Цены на арбузы сравнительно не большие:4-5 миллионов за небольшой арбуз. 16 сентября. Керосин…: 38 миллионов – фунт. На днях мы купили 20 пудов дров и заплатили 1,5 миллиарда… 28 сентября. Цены стали ужасные: хлеб 15 миллионов – фунт, масло 140-160 миллионов – ф., постное масло 70 миллионов – ф. 30 октября. Здесь стоят два больших парохода: один американских, другой итальянский. 21 декабря. Цены кошмарные…: хлеб – 80 миллионов – фунт, масло 2 миллиарда - ф., яблоки 200 млн. - фунт, баночка варенья – рубль золотом, что значит на советские деньги 2060 миллионов. К нам в порт чуть ли не каждый день за пшеницей приходят пароходы. 1924 год. 8 февраля. Мама купила поношенные ботинки за 12 рублей золотом, т.е. 120 000 000 000 рублей, приходят пароходы и увозят ее (пшеницу) тысячи пудов. 1924 год. 24 января. Хлеб стоит 300 000 – фунт, а шоколад 3000 - плитка.

Сумрак: Увидел сегодня на болгарском сайте. Не совсем, правда, Крым. Подписано, как я понял, "Погрузка на пароход Белой армии генерала Врангеля, Варна, 1921 г."

Автроилъ: Случайно нашёл. http://zhurnal.ape.relarn.ru/articles/2002/012.pdf

Vlad: Они там случайно "Живого" с "Жарким" не перепутали? Что-то похожее писала об эвакуации Манштейн – Ширинская. Или это совпадение? "Жаркий" так же был на буксире. С уважением.

ssergey x 100: Vlad пишет: Они там случайно "Живого" с "Жарким" не перепутали? Что-то похожее писала об эвакуации Манштейн – Ширинская. Или это совпадение? Нет ! Не перепутали. "Живой" уходил из Керчи, а "Жаркий" из Севастополя (на букс. ТР "Кронштадт".)

IgorVB: Случайно у Паустовского нашел такой отрывок из рассказа "Время больших ожиданий". Он тогда работал в редакции Одесской газеты "Моряк". Извиняюсь за большой текст, но чтобы было понятно, да и написано хорошо... "...Редакция «Моряка» получила из Москвы, кажется от народного комиссара по иностранным делам, запрос по поводу уведенного белыми торгового флота. Списки уведенных судов составить было легко, но комиссариат просил сообщить ему все сведения о дальнейшей судьбе этих судов: где они сейчас и под каким флагом плавают. Вызвали Мозера. Он развел руками. Кто мог знать, что сейчас происходит с этими пароходами? Пожалуй, из случайно попавших в Одессу иностранных газет можно было выяснить судьбу двух-трех пароходов, не больше. Да и то вряд ли. Мозер предложил созвать в редакции бывших пароходных агентов, капитанов и вообще многоопытных морских людей и выяснить, что удастся, путем перекрестных расспросов. Так и сделали. Табачный дым из комнаты, где шло это «заседание», вытягивался через окно на бульвар, как из трубы парохода. Многоопытные морские люди сидели в расстегнутых кителях и мокрых тельняшках, вытирали пот, лысины их сверкали, как надраенная медь, голоса охрипли, но пока что была выяснена, и то лишь приблизительно, судьба только одного парохода. В это время в редакции появился Миронов. Цепляясь за стулья и густо краснея, он подошел к Иванову и сказал ему таким шепотом, что было слышно в соседних комнатах: – Вы это бросьте, Евгений Николаевич! Так у вас ни фига не получится. Пусть кто-нибудь записывает, а я буду рассказывать. При первой возможности можете проверить. Жизнью своей отвечу за каждую ошибку. Морские люди переглянулись, усмехнулись и пододвинулись ближе к столу. Выжидательная тишина повисла в прокуренной комнате. Миронов взял стул, сел немного поодаль от стола, крепко смял в кулаке свою потрепанную кепку и, глядя в угол комнаты, где дрожала на стене в свете заката нежная тень акации, сказал: – Пишите! Пароход «Великий князь Алексей Николаевич». Принадлежал РОПИТу. Продан фирме «Мессажери Маритим» во Францию. Переименован в «Тулузу». Приписан к порту Марсель. Регулярно ходит под французским флагом из Марселя в Геную и на Корсику. Котлы почищены. Ремонт французы сделали, конечно, слабый. Команда французская, хлипкая, но старший помощник прежний, Григорий Павлович Мостовенко. Среди морских людей произошло движение. Потом пронесся глубокий вздох. – Пишите дальше, – невозмутимо оказал Миронов. – Пароход «Кострома». Океанский. Добровольного флота. Плавает под итальянским флагом из Бриндизи в Массову и Сомали с заходом до Александрии. Перекрашен в белый цвет и называется сейчас «Базиликата». Котлы никак не чищены. Поэтому полный тихоход. Держат его на несрочных рейсах, можно сказать, на задворках. Команда – все до одного негры. Когда Миронов кончил перечисление пароходов, перламутровый рассвет уже просыпался над морем, осторожно запевали в платанах на бульваре птицы и сильно пахло из окна маттиолой. Почти никто из морских людей не ушел. Все сидели бледные от усталости и рассвета. Он лился в окна холодноватой волной. Это было поразительно и непонятно. Память у Миронова, очевидно, работала с феноменальной точностью... ...Комиссариат по иностранным делам прислал Миронову благодарность." Вот было бы интересно достать этот отчет, а ведь наверняка где-то в архиве МИДа присутствует, а может и архивы газеты уцелели.

Рамзес: Игорь письмишко отписал - гляньте ящик хоть и не много там полезного нашлось. По маленькой фантазии Паустовского - это всего лишь фантазия. Костромы к 1914 г. у Доброфлота уже не было да и Алексея Николаича оставим на совести автора. Нужно брать регистры наши и импортные - Ллойды + массу прочего добра. Ну посидел я пару лет да в целом (насколько удалось) расписал внешний флот по регистру 1914 года - кто + куда + зачем и когда на слом или иголки пошел. Страниц 300 текста в сумме набежало. Всех мелких буксирчиков найти не удалось а процентов на 90 - 95 крупных инфа полная с переименованиями - сменой владельцев - ремонтами да прочей ерепенью. Книгой это никогда не будет - я реалист и на вещи смотрю реально. А так если что себе срочно нужно глянуть - на 4 файлика разбил и в общем то знаю кто и где. 800 посудин в том списке - хочу когда нибуть так же и до каспийцев добраться (еще больше 240) ну нынешня зима закончилась а что в следующей будет ? Только учтите что я отписал Регистр 1914 а в нем отсутствуют разнообразные персоны из обслуги (черпалки - грязнухи - доки - краны). МорВед идет по другим спискам - суда ВоенВеда и вовсе третье. Различные заводские посуды вообще по регистрам не значились - множество морских идет и по речным регистрам. В общем это поиск на годы и десятилетия - чисто для себя (потому что интересно). Отследить судьбу самой последней шхуны что белые в Босфор увели я надежду давно оставил. Нет этого ни в наших ни в забугорных архивах да вероятно и вообще нет.

IgorVB: Думаю, что в рассказе могут быть неточности и преукрашения, но, если отбросить лишнее, то получим, что Запрос Наркоминдела был, и был ответ на этот запрос. Работал в газете такой боцман Миронов с феноменальной памятью, и была благодарность ему от МИДа. Это факты. В любом случае на документ взглянуть было бы очень любопытно.

Vladimir Stadnichuk: Уважаемые форумчане. Пытаюсь отыскать след прапрадеда (кубанского казака), который в 1920 году «ушел с белыми» и, по имеющейся у меня информации, мог покинуть Россию до эвакуации Русской армии П.Н. Врангеля из Крыма. Ближайшими портами на пути его следования из Ейска через Тамань были Керчь и Феодосия. Но не исключено, что международных рейсов из этих портов в 1920 году не было. Тем более что по воспоминаниям Гутана Николая Рудольфовича, «пассажирских линий почти не было, а грузовых операций, кроме правительственных, было мало». Возможно, кому-то что-то известно о международных рейсах из Крыма в 1920 году (куда, откуда, пароходство, суда, особенно – оборудованные для перевозки лошадей). Может, Русское Общество пароходства и торговли (РОПИТ), Российское Общество (Ространс) или Добровольный флот? Что до лошадей, то по дошедшим до меня воспоминаниям, прапрадед собирался «через Тамань уйти заграницу с табуном лошадей». Такая возможность (теоретически) у него была. Например, во время эвакуации Одессы использовался пароход «Николай» № 119, специально приспособленный для перевозки лошадей и взятый у флота юга России англичанами. «Николай-119» использовался также и во время эвакуации Феодосии (откуда, кстати, уходил в Константинополь Кубанский корпус). Возможно, кто-то знает, в какие порты (каких государств) вывозили российских (кубанских) лошадей во время Гражданской войны. Зная это, можно было бы более эффективно осуществлять дальнейшие поиски (списки грузоотправителей/пассажиров, службы натурализации, некрополи). Заранее благодарю, Владимир.

Vladimir Stadnichuk: Рамзес Рамзес, подскажите, пожалуйста, а много в Вашем Регистре интересующих меня судов - «специально приспособленных для перевозки лошадей»?

Рамзес: Владимир регистр касеется гражданских судов состояших под русским флагом на 1.1.1914 г.хотя многие из них и были мобилизованы в ВМФ в годы 1 МВ или гражданской войны. Категории - «специально приспособленных для перевозки лошадей» нет ни там ни в известных мне флотских списках - всего лишь специфика перевозки груза. На 119-го Николая при наличии времени справку в выходные можно отрисовать (если друг Клаус раньше не успеет) но там в основном только самые интересные события - сами понимаете куда и кого он пофамильно таскал в годы войн нет да и специфика грузов в том или ином рейсе очень редко указана.

Vladimir Stadnichuk: Спасибо. Буду премного благодарен. А как думаете, могли сохраниться бортовые журналы судов, документы пароходств (тех же РОПИТ, Ространс, Добровольного флота)? Например, в фондах Белого движения и эмиграции Государственного архива РФ. И еще вопрос: могли ли пассажирскими перевозками за пределы России заниматься иностранные пароходства (работающие в том или ином порту или арендующие/имеющие/фрахтующие суда во всех крупных портах Крыма). Тот же «Витим», например, на котором 24 января 1920 года «уехало 5 семейств буржуев». Еще одна мысль: наверняка не изо всех крымских портов осуществлялись международные рейсы. Но, с другой стороны, нельзя исключать и «чартерные рейсы» частных судов (на которых списки пассажиров, скорее всего, вообще не составлялись).

ssergey x 100: Vladimir Stadnichuk пишет: Пытаюсь отыскать след прапрадеда (кубанского казака), который в 1920 году «ушел с белыми» и, по имеющейся у меня информации, мог покинуть Россию до эвакуации Русской армии П.Н. Врангеля из Крыма. Уважаемый Владимир ! А Вы уверенны, что в истории вашего прапрадеда речь идет о 1920, а не о 1919 г ?

Vladimir Stadnichuk: На 100% - нет. Но согласно прошению второй жены прапрадеда, поданном ею 10 ноября 1920 в комиссию 324 при Ревкоме г. Ейска, прапрадед ушел с белыми: «… в 1918 году муж совершил преступные действия к советской власти. … С уходом из станицы Новощерб. я взяла свои вещи мебель посуду и так далее, а его остались в станице, которые он продал и приехал ко мне в Ейск на жительство. … Уходя с белыми он все свое продал, а одежду и обувь взял с собой, оставив меня без всяких средств для существования…» Кроме того, есть еще список ушедших с белым (который ГАКК относит к 1920 году) и - архивное уголовное дело в отношении сына прапрадеда (осужденого в 1933 году на пять лет лагерей за антисоветскую агитацию): «… Отец мой служил у белых при гарнизоне станицы Новощербиновки в чине подхорунжего, был судья – осуждал красных партизан к смертной казни через повешение…и вместе с белой армией отступил в Крым…». История Ейска — Википедия: «в марте 1920 года город был освобождён войсками Мценского полка 15-й Инзенской дивизии». Но справедливости ради необходимо заметить, что ни на одном из перечисленных мною источников информации о прапрадеде цифры 20 или 1920 нет.

ssergey x 100: Просто в 1920 г лошадок из Крыма не вывозили.

Серж: ...из Крыма - нет, а вот из Новороссийска - вывозили лошадок. Не помню источник, но читал об этом... и вывозили их в Дубровники... август-сентябрь 1920 (предположительно)... С уважением, Серж.

Рамзес: Серж - о чем Вы ? Новороссийск красные когда взяли ? Вы будете утверждать что это они лошадок в Дубровник везли ? Если белые то на кораблях нужно сколько месяцев держать после сдачи Новороссийска красным - тут же банальным садизмом попахивает по отношению к животным (не сочтите за флуд).

Серж: ...согласен. С датой мог и ошибиться... но про лошадок точно помню... С ув, С.

Vladimir Stadnichuk: Новороссийск эвакуировали до 2 мая 1920 г.: «2 мая 1920 г. в районе Сочи войскам 9-й красной армии сдались прижатые к границам Грузии остатки Кубанской армии; этим окончательно ликвидировались «вооруженные силы юга России» в их прежнем составе, причем остатки их устремились в Крым». Но был еще Десант Улагая: «31 августа началась эвакуация с Кубани. Хотя десантный отряд, имевший первоначально 8 тыс. человек, вернулся, имея 20 тыс. человек при 5 тыс. лошадей, операция была сорвана, массового восстания казачества против Советской власти поднять не удалось». Т.е. лошадки могли вывозить и в конце апреля – начале мая, и в конце августа – начале сентября. Прапрадед мог попасть в Крым двумя путями: 1. Из Новороссийска – через Феодосию («24 апреля. К нам в Феодосию прибывает масса казаков. Ежедневно приходят по пять, семь транспортов с казаками. Они расположились: донские около собора, а кубанцы на Грамматиковской улице. Они приехали с лошадьми. …все Земская, Грамматиковская и пол Итальянской заняты лошадьми. Прибыло 15000 кавалерии. В городе такая масса солдат то если вечером идешь, то нельзя пройти от военных» - Дневник феодосийского гимназиста Германа Гауфлера, за 1919 – 1920 годы). 2. Через Тамань и Керченский пролив. Рассчитывал на то, что если «пассажирских линий почти не было, а грузовых операций, кроме правительственных, было мало», разыскать «откуда и куда» будет не сложно. Например, если взять современные морские порты Чёрного моря и отбросить те из них, которые «не годились» для эмиграции, остаются: Болгария: Бургас | Варна Румыния: Констанца Турция: Самсун | Трабзон Но есть еще Грузия (Батуми | Поти | Кулеви) и Абхазия (Очамчыра | Сухум), которые мне с моими ограниченными знаниями истории сложно как отбросить, так и отнести к загранице (где можно было «пересидеть» Гражданскую войну или умереть от старости в собственной кровати, а не на тюремном дворике от залпа расстрельной команды. Если все правильно и других вариантов (кроме океанских рейсов, на которые прапрадеду могло просто не хватить денег) нет, есть всего пять портов: Бургас | Варна; Констанца; Самсун | Трабзон. Дело за малым: отбросить те из них, с которыми в 1920 году отношений не было. Но, как видите, в этой задаче слишком много переменных. Большинство из них мне не известны. Соответственно, мои выводы могут быть, мягко говоря, неверными. Например, прапрадеду могло хватить денег на океанический (или средиземноморский) рейс. Извините, что много текста.

Vladimir Stadnichuk: ssergey x 100 пишет: Просто в 1920 г лошадок из Крыма не вывозили. Это достаточно важная для моего поиска информация (если тому есть подтверждение в виде воспоминания или документального источника). В этом случае либо мой прапрадед продал своих лошадей в Крыму (чтоб на билет заработать, например), либо действительно «все свое продал, а одежду и обувь взял с собой». В последнем случае моему прапрадеду вовсе необязательно было идти через Тамань. Куда безопаснее и спокойнее было отступать с регулярными частями и погрузиться на пароход в Новороссийске. Посему подскажите, пожалуйста, уважаемый Сергей, каков источник информации?



полная версия страницы