Форум » Гражданская война » Исход Русской армии из Крыма (продолжение) » Ответить

Исход Русской армии из Крыма (продолжение)

Doktor: Дорогие форумчане! Сегодня печальная дата - 88 лет назад произошел Великий исход Русской армии П.Н. Врангеля из Крыма. Предлагаю Вашему вниманию с любезного разрешения Гуверовского архива последний автограф Петра Николаевича на Севастопольской земле, данный французской газете. Большая просьба к французским друзьям перевести его слова на Русский язык. Это один из экспанатов экспозиции, готовящейся к 90-летию Великого исхода в 2010 году. Может быть у кого есть материалы по последним дням РА в Севастополе и первым дням пребывания в Константинополе. Надеемся на Вашу помощь. С искренней благодарностью DOKTOR

Ответов - 236, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 All

ssergey x 100: Vladimir Stadnichuk пишет: 1. Из Новороссийска – через Феодосию («24 апреля. К нам в Феодосию прибывает масса казаков. Ежедневно приходят по пять, семь транспортов с казаками. Они расположились: донские около собора, а кубанцы на Грамматиковской улице. Они приехали с лошадьми. …все Земская, Грамматиковская и пол Итальянской заняты лошадьми. Прибыло 15000 кавалерии. В городе такая масса солдат то если вечером идешь, то нельзя пройти от военных» - Дневник феодосийского гимназиста Германа Гауфлера, за 1919 – 1920 годы). Очень интересно !!! Странно только то, что все белые, в Крыму начиная от ген. Врангеля и кончая рядовыми солдатами и офицерами пишут о конском "голоде", который удалось частично преодолеть только летом 1920 г после разгрома кон. корпуса тов. Жлобы. А тут 15 000 кавалерии....видать хороший кокаин у гимназиста был ... К примеру : Ген. Врангель . "Белое дело" Т. 6 (Берлин 1931 г)

Тритон: Vladimir Stadnichuk пишет: Куда безопаснее и спокойнее было отступать с регулярными частями и погрузиться на пароход в Новороссийске. Да Бог с Вами! Новороссийскую эвакуацию недаром называют "Новороссийской катастрофой". Какие там лошади, тем более личные для продажи! В основном эвакуировали только людей да и то большинство казачьих частей оказались брошенными в Новороссийске. Часть казаков отступила в Грузию откуда их затем переправили в Крым. Почитайте "Тихий Дон", там об этом очень хорошо написано.

Vladimir Stadnichuk: ssergey x 100 пишет: видать хороший кокаин у гимназиста был ... Похоже на то: «Всего из района сдачи в Крым уехали 5 тыс. донцов и 1,5—2 тыс. кубанцев Шкуро» (Вольное казачество. -1937. -№231. С. 11). «1 мая 1920 г. из района Адлера было вывезено на Крымский полуостров около 5 тысяч донцов и 1,5—2 тысячи кубанцев («волки» А.Г. Шкуро)» (Трагедия казачества. Париж, 1938. Ч. IV. С. 432, 497). Т.е. в Феодосию морем пришло около 7 тыс.

Vladimir Stadnichuk: Тритон пишет: Да Бог с Вами! Новороссийскую эвакуацию недаром называют "Новороссийской катастрофой". Какие там лошади, тем более личные для продажи! В основном эвакуировали только людей да и то большинство казачьих частей оказались брошенными в Новороссийске. Часть казаков отступила в Грузию откуда их затем переправили в Крым. Почитайте "Тихий Дон", там об этом очень хорошо написано. Спорить по большому счету не о чем. И эвакуация Новороссийска, и эвакуация Одессы были проведены, очень мягко говоря, неудачно. Именно это, наверное, заставило Врангеля разработать план эвакуации на случай сдачи Крыма заранее и детально. Но, думаю, Вы не будете спорить, что моему прапрадеду (в марте) в принципе не могло быть известно о том, что его и тысячи, таких как он, ждет (в конце апреля) в Новороссийске. В свою очередь не могу согласиться с тем, что «большинство казачьих частей оказались брошенными в Новороссийске». Из дневников В.Г. Науменко следует, что: «Атаманы Донской и Терский решили перевезти своих казаков в Крым. Улагай настаивал на переводе кубанцев, но Букретов категорически воспротивился этому, говоря, что ни один кубанец не последует в Крым». Там же говорится и о «сдаче атаманом Букретовым и генералом Морозовым Кубанской армии в количестве 34 тыс. казаков большевикам. Сам Букретов сбежал в Грузию, передав атаманскую булаву председателю Краевого правительства В.Н. Иванису». И еще: «…после сдачи красные немедленно отделили казаков от офицеров, приказали бросить оружие, а потом начали всех грабить. Казаки возмутились, началась драка, в результате часть казаков села на лошадей и ушла. Букретов и красные старались скрыть от казаков прибытие транспортов, вследствие чего многие желающие погрузиться, остались. Возмутительней всех вел себя Морозов, который ездил на переговоры с большевиками с красным бантом на груди. Так закончилась борьба кубанцев на Кавказе. Казаки проданы Букретовым, Морозовым и теперь ясно, что Главнокомандующий сделал большую ошибку, поддавшись на хитрости Букретова. Только мы уехали, начались переговоры о мире, и сбитых с толку казаков некому было поддержать». В связи с этим можно и нужно говорить о том, что «большинство казачьих частей оказались брошенными в Новороссийске», но добавлять: брошенными своими, кубанскими, атаманами и генералами. Брошенными, обманутыми, сбитыми с толку. Что до отступления части казаков в Грузию, то, похоже, это отступление В.Г. Науменко называет бегством Букретова, который, скорее всего, прихватил с собой какой-нибудь полк. Ничего не имею против «Тихого Дона», но не зря же авторскую позицию, высказанную в романе, некоторые небезосновательно считают «вполне коммунистической». Даже сейчас на многих (большинстве) ресурсов история города или порта подается чуть ли не с шестого века до н.э., но между 1МВ, революцией и «последующим восстановлением разрушенного хозяйства» – информационная дыра. Как будто не было Гражданской войны. Не зря большевиков на Западе называют мстительными. Победили… Мало! Надо еще стереть малейшее упоминание. А не получается – в грязь втоптать.

Серж: Vladimir Stadnichuk пишет: Ничего не имею против «Тихого Дона», ...а я воще бы не пользовался для изучения истории ни Шолоховом ни Пикулем, хотя очень уважаю того и другого. Ведь для писателя история "это только гвоздь на который он вешает свою картину" - так в защиту себя когда-то сказал Дюма-отец. Нельзя в заказном романе "Тихий дон", как и в фельетоне "Поднятая целина" - искать историческую суть, там можно искать только историческую драму... С уважением, Серж.

Vlad: ssergey x 100 пишет: Они приехали с лошадьми. Действительно, пожилые люди рассказывали о том что в то время город был забить венными и кавалерией.

ssergey x 100: Vlad пишет: Действительно, пожилые люди рассказывали о том что в то время город был забить венными и кавалерией. Может всё же это 1916, а не 1920 ? С Уважением !

Vladimir Stadnichuk: Vlad пишет: Действительно, пожилые люди рассказывали о том что в то время город был забить венными и кавалерией. А известно Вам что-нибудь о заболеваемости и смертности среди эвакуированных. Тем же тифом, например? Дело в том, что «В метрической книге феодосийской кладбищенской Всехсвятской церкви за 1920 г. большое число актовых записей на неизвестных лиц, в основном военных – фамилии, имена умерших в актовых записях не указаны» (Государственный архив в Автономной Республике Крым).

Vlad: Сегодня ходили к монументу, что установлен на могилах погибших офицеров в период гражданской войны, это старый городской погост. Нужно будет поместить здесь его снимок и перечень фамилий. Vladimir Stadnichuk пишет: А известно Вам что-нибудь о заболеваемости и смертности среди эвакуированных. Тем же тифом, например? Я этим вопросом не занимался.

Vladimir Stadnichuk: Vlad пишет: Я этим вопросом не занимался. Надо будет еще один запрос в архи сделать. Если записи за конец апреля – начало ноября, значит «неизвестные лица, в основном военные» - эвакуированные из Новороссийска. Если после 14.11.1920 – те, кого расстреляли большевики.

Vladimir Stadnichuk: Рамзес пишет: 800 посудин в том списке Доброй ночи, Рамзес. Мысль меня она посетила. Ваш Регистр в моем поиске может сыграть одну из ключевых ролей. Но обо всем по порядку. Если помните, я ссылался на Дневник феодосийского гимназиста Германа Гауфлера, за 1919 – 1920 годы. В дневнике, в частности, говорилось о том, что «24 января. Вчера уехало 5 семейств буржуев на пароходе “Витим”». Т.е. “Витим”, предположительно, работал на пассажирских линиях. Идем дальше. Гутан Николай Рудольфович (р. 1886 г. Окончил Морской корпус (1906) (офицером с 1907). Капитан 2-го ранга, командир эскадренного миноносца «Поспешный». Георгиевский кавалер. В Вооруженных силах Юга России; с 27 марта 1919 г., на март 1920 г. командир эсминца «Поспешный», летом, на 21 ноября 1920 г. до января 1921 г. командир эсминца «Дерзкий», который привел в Бизерту. Капитан 1-го ранга (30 ноября 1919). На 25 марта 1921 г. в составе Русской эскадры в Бизерте, в феврале 1921 г. — ноябре 1922 г. начальник 2-го отряда судов Русской эскадры, ноябрь 1922 — февраль 1924 г. член правления заемного капитала. В эмиграции в Тунисе. Умер до 1944 г. там же) в Кратком очерке действий флота при эвакуации Крыма в ноябре 1920 года дважды упоминает “Витим”. «…было составлено следующее расписание тоннажа по портам и исчислено необходимое для него количество угля: Суда Людей угля всего угля Суда, не вошедшие в расписание … … … “Витим” 2000 6000 “ … … … » И еще в одном месте: «… распределение тоннажа было составлено следующее…. Число людей и суда: … Феодосия: … по 1500 человек — …«Витим»…». Т.е. 1. «Витим» дважды упоминается в привязке к Феодосии. Возможно, он был приписан к этому порту. 2. «Витим» как минимум один раз совершил пассажирский рейс. Возможно, он работал на пассажирских линиях. 3. В Вашем Регистре может быть указано, какой пароходной компании принадлежал «Витим». Возможно, этой компании принадлежали и другие суда. Например: - Аскольд; - Буг; - Владимир; - Дон; - Дооб; - Екатеринодар; - Колыма; - Корнилов; - Маргарита; - Мечта; - Моряк; - Николай II; - Николай-119; - Петр Регир; - Поти; - Трувор; - Харакс; - Херсон; - Шилка. Все эти суда использовали или предполагали использовать при эвакуации Феодосии. Т.е. в доэвакуационное время они могли принадлежать тому же пароходству, что и «Витим» и также работать на пассажирских линиях. Не исключено, что и международных. Вот бы узнать с помощью Вашего Регистра, так ли это. С уважением, Владимир.

Рамзес: Владимир - самое простое. Забиваете в гугль имя парохода и через 5 секунд у Вас масса ссылок на корабль в том числе и немало мусора. Но потратив пару вечеров времени и отсеяв лишние Вы спокойно и без особых проблем с азами сможете разобраться на уровне кому принадлежал - ТТХ и прочие удовольствия. Я с этой "бякой" плотно возился последних пару лет - шел к этому последних лет 20 - если когда - то очень сильно повезет - станет книгой. Ежли не повезет - так и будет жить в компе. Звиняйте но просто валить в эфир я его не хочу даже не потому что он мне немало сил стоил и времени. Там много материалов полуфабрикатных которых еще уточнять и проверять нужно. Просто розыск для себя - думаю при наличии желания и времени что - то подобное себе смогут многие сделать. Вопрос - нужно ли им это и насколько. Вот и все. Регистр не мой - это офф.документ старой царской России. Я к нему лишь справок понаписывал да судьбами разрисовал но пока большого желания кидать это в мир нет - может когда и появится но явно не завтра. Вы пока еще в начале очень большого пути - звиняйте но самые азы обычно проходят сами. С помощью тырнета это сделать сегодня гораздо легче - нужно лишь захотеть и потратить немного времени. Витим принадлежал Доброфлоту но это знание Вам вряд ли многим поможет как и то что Аскольд принадлежал РОПиТ. Дальше уже сами.

Vladimir Stadnichuk: Рамзес пишет: Звиняйте но просто валить в эфир я его не хочу По коммерческому флоту юга России я уже сделал запросы в Государственный архив РФ и Российский государственный архив военно-морского флота. Попросил поискать в фондах Белого движения и эмиграции. Акцентировал внимание на Русское Общество пароходства и торговли (РОПИТ), Российское Общество (Ространс) и Добровольный флот. Возможно, в архивах будет какая-либо информация, отсутствующая в Internet. Я, конечно, не против самостоятельного поиска. Просто, зачем один и тот же путь преодолевать дважды? Понимаю, что целиком отдавать не хочется (да и не нужно, цель не та), а самому делать аналитику, судя по всему, некогда. Что до меня, то поиск пароходств, портов, судов и т.д. – всего лишь одна из версий. Больших, но версий. Еще одна – смерть в Крыму от тифа. Но в книгах записи о смерти Керчи и Феодосии я уже искал. Еще одна – эмиграция после эвакуации из Крыма. Но в списках эвакуированных и эмигрантских списках Сергей Владимирович Волков по моей просьбе смотрел (нет). Не найден пока и в Югославии (стране, приютившей кубанцев после эвакуации).

Рамзес: Владимир - в Ваших розысках сильно поможет справка примерно вот такого плана ? двухвинтовая стальная однопалубная двухмачтовая грузовая паровая шхуна AДОЛЬФ 1910 г.з- д Smith's Dock South Bank (англ) стр №:425 спущен:8.7.1910 сдан хозяину:8.1910 хозяева:братья А и Г Oбершмуклер,приписка Керчь № 465,17 11 1914 г взят в Херсоне по военно- судовой повинности в ЧФ и 15 12 1914 г как тральщик сдан в Севастопольскую группу рейдовых тральщиков,15 1 1915 г перевод в Керченскую группу тральщиков, с 1 1915 г T-61,к осени 1915 г сдан 6 дивизиону Бригады траления ЧФ,с 16 3 1916 г как T-62, с 21 4 1916 г T-60, 28 10 1916 г T-260, 15 9 1917 г T-360,в 1917 г поддерживал артогнем действия русских войск в устье Дуная, 16 12 1917 г перешел на сторону Сов. власти (командир с 25.03.1918 г Н Кадацкий-Руднев), l 5 1918 г взят немцами в Севастополе, с 24 11 1918 г под контролем англо-французских интервентов,с 4 1919 г контроль белых и был на грузоперевозках, в 8.1919 г. в составе эскадры высадившей десант белых у Одессы, осенью 1919 г. доковый ремонт на з-де РОПиТ в Севастополе, к весне 1920 г был в Керчи, к сер.04.1920 г.вооружен как КЛ для 2 (Азовского) отряда МСЮР. С 08.05.1920 г.стал К -3 (САЛГИР) ,затем участвовал в боях на Азовском море.14.09.1920 г. с отрядом кораблей обстрелял Бердянск и отошел с ним к Обиточной косе.Утром 15.09.1920 г. тут перестрелка с красным отрядом. Через несколько часов бой возобновился и на отходе курсом на Керчь ок.12.45. 130-мм или 102-мм снаряд красной КЛ КРАСНАЯ ЗВЕЗДА попал в САЛГИР. В 13.00 он утонул вблизи косы – большую часть экипажа кроме 3 чел. сняла КЛ УРАЛ. Координаты 46°13'N 36°14'E. Корпус и сейчас там. Глубина около 10 м. Возвышение над грунтом 3 м. 1200 т / 820 двт /726 брт / 591,36 грт / 412,74 нрт. 60,24 / 61,1 - 9,87 - 2,28 / 2,88 м (200,55 - 32,5 - 7,5 / 9,5 фут) 2 ВТР 500 лс 9,5 узл – в годы 1 МВ 4 75 мм тралы, с весны 1920 г 2 152 мм полевых 1 47 мм Это одна из многих посудин которые имели отношение к югу России. Непосредственно в крымском Беге она не участововала (погибла раньше) но в мемуарах мне где - то попадалась инфа что после новороссийской эвакуации на корабли 2-го отряда МСЮР перевели часть кубанцев - артиллеристов. Таких справок 800 - где - то до 3-х страниц текста подобного плана. Где - то на уровне ТТХ + владелец и пара фраз сверху. Там не только ЧМ или Азов а все регионы кроме Каспия. Вытаскивать десяток - другой судов довольно затратно по времени да и раздергивать на куски не хочу. Есть вопросы конкретней - пишите на мейл. При наличии времени постараюсь ответить. А так - звиняйте не в обиду пока Ваш поиск настолько объемен что к легендарному "иголка в стогу сена" он приближается очень и очень.

Vladimir Stadnichuk: Согласен. Попытаюсь вначале вычислить пароходства, порты и суда, которыми (услугами которых) мог воспользоваться прапрадед. Отправил запрос еще и в Феодосийский краеведческий музей (у них чего-то есть). Кроме того, в Феодосийском порту (оказывается) есть музей, где тоже хранится информация о пароходствах и судах. Так что очень надеюсь, что уже в скором времени мои вопросы станут более конкретными. С уважением, Владимир.

Vlad: Что вы хотите получить от портового музея, какую информацию? Vladimir Stadnichuk пишет: Кроме того, в Феодосийском порту (оказывается) есть музей, где тоже хранится информация о пароходствах и судах. Я несколько раз был у них...

IgorVB: Докуметы внешней политики СССР http://jpe.ru/1/max/310310/1ubkrudh00.jpg http://jpe.ru/1/max/310310/2ubkrudh00.jpg http://jpe.ru/1/max/310310/3ubkrudh00.jpg

ssergey x 100: IgorVB пишет: Докуметы внешней политики СССР Уважаемый IgorVB ! Спасибо ! Очень интересно ... особенно всякая "мелочь".

omitsch: Vladimir Stadnichuk пишет: 24 апреля. К нам в Феодосию прибывает масса казаков. Ежедневно приходят по пять, семь транспортов с казаками. Они расположились: донские около собора, а кубанцы на Грамматиковской улице. Они приехали с лошадьми. Ув. Владимир! Вот еще немного информации. Из книги В.Кравченко "Дроздовцы. От Ясс до Галлиполи": "Главная масса конницы, и кубанской и донской, не попала в Новороссийск. Отступая через перевал Индюк и частично вдоль берега моря, она отошла на Туапсе" «Добровольцы и донцы прибыли без лошадей и оружия. Даже большая часть винтовок донцами при посадке брошена. Казачьи полки были совершенно деморализованы. Настроение их таково, что сам генерал Деникин отказался от первоначального намерения поручить им оборону Керченского пролива и побережья Азовского моря, а решил грузить их на пароходы, чтобы перебросить в район Евпатории, отобрав у них последнее оружие…Добровольческие полки прибыли также в полном расстройстве. Конница без лошадей, все части без обозов, артиллерии…При таких условиях и Добровольческий корпус боевой силы в настоящее время не представляет…» "Для полноты общей картины событий в начале 1920 года необходимо сообщить о судьбе добровольческих частей и казачьих армий, отошедших на Черноморское побережье. 25 марта в Феодосию прибыл транспорт «Николай», на котором находились 2-й Конно-артиллерийский дивизион (1-я и 5-я конные батареи) с орудиями в полной упряжке, и Донской Гвардейский конный дивизион, но только с оружием и седлами. " "Донские и кубанские части, отступив из района Туапсе, сосредоточились у города Сочи. Делегация Кубанского правительства побывала в марте в Тифлисе, где вела переговоры с правительством Грузии, а кубанский атаман и председатель Кубанского правительства — Иванис, приезжали для переговоров в Крым. В конечном результате переговоры в обоих случаях не дали положительных результатов. Терские казачьи части из Свято-Крестовского района отступили, под натиском красных, на юг и, перейдя границу Грузии, были там разоружены. Генерал Ердели с частями добровольцев отступил из Пятигорска во Владикавказ и оттуда, отступая в южном направлении, с остатками их прибыл в Поти. Часть кубанских и донских частей в дальнейшем была перевезена в Крым, малая часть ушла в горы, но большинство бывших на побережье, сдано начальствующими лицами в плен, — на милость красных".

Vladimir Stadnichuk: Vlad пишет: Что вы хотите получить от портового музея, какую информацию? Здравствуйте, Влад. Если в идеале и по максимуму, то: - международные рейсы из Феодосийского порта (1920 год) – куда, откуда, расписание; - списки грузоотправителей/пассажиров; - суда, обслуживающие те или иные рейсы (особый интерес представляют суда, оборудованные для перевозки лошадей). Кроме того, интересует: 1. Был ли в 1920 году в Феодосийском порту радиотелеграф, телеграф и т.д., по которому из порта г. Ейска (откуда прапрадед уходил с белыми) могли узнать для него расписание международных пассажирских рейсов и/или грузовых операций? 2. Выходили ли в 1920 году в Крыму какие-либо периодические издания (газеты, журналы, календари и т.д.) в которых публиковались расписание международных пассажирских рейсов и/или грузовых операций из портов Крыма и которые могли быть в Ейске? А там – как повезет.

Vladimir Stadnichuk: omitsch пишет: Вот еще немного информации Спасибо, omitsch. У меня складывается впечатление, что первоисточники несколько противоречат друг другу. Получается, что, как минимум, донцов могли перебросить в район Евпатории. Кроме того, феодосийский гимназист Герман Гауфлер пишет, что «масса казаков» в Феодосию прибывает 24 апреля. А В.Кравченко упоминает 25-е марта. Для моего поиска (по крайней мере, пока) это не принципиально. Но все же… Получается также, что (теоретически) мой прапрадед до Крыма мог побывать в Грузии. Или уйти в горы. Очень интересно.

ssergey x 100: Vladimir Stadnichuk пишет: по которому из порта г. Ейска (откуда прапрадед уходил с белыми) могли узнать для него расписание международных пассажирских рейсов и/или грузовых операций? Уважаемый Владимир. Если Ваш прапрадед и уходил с белыми из Ейска, то только по суше. Да и с белыми у кубанцев тогда большие проблемы были. Почитаете белые мемуары конца 1919 г нач 1920 там у многих одна общая тема есть. Звучит она примерно так - «Как мы вешали изменников-кубанцев". Впрочем, кубанцы в долгу тоже не оставались... То с чего между белыми и кубанцами началась маленькая гражданская война. С Уважением.

Vladimir Stadnichuk: Спасибо, Сергей. Может быть, поэтому прапрадед и собирался уходить не через Екатеринодар и Новороссийск, а через Тамань. Уход же его из Ейска мог лишь совпасть с отступлением белых. Т.е. прапрадед, похоже, тянул до последнего. Но меня в приказе заинтересовало другое. Врангель ссылается на командующего войсками тыла армии. Т.е. получается, что в тылу, т.е. в тех же кубанских станицах были формирования армии, которой командовал генерал Покровский? Дело в том, что в «ЗАПИСКАХ» (ноябрь1916 г.- ноябрь 1920 г.) Петр Николаевич Врангель писал следующее: «По мере очищения области от красных в станицах собирались станичные сборы и устанавливалось станичное правление. Последнее брало на себя раскладку и доставку продовольствия и перевязочных средств. Оно же производило суд и расправу. По указанию станичного правления комендантской командой дивизии арестовывались причастные к большевизму станичники и приводились в исполнение смертные приговоры. Конечно, тут не обходилось без несправедливостей. Общая озлобленность, старая вражда между казаками и иногородними, личная месть, несомненно, сплошь и рядом играли роль, однако со всем этим приходилось мириться. Необходимость по мере продвижения вперед прочно обеспечить тыл от враждебных элементов, предотвратить самосуды и облечь, при отсутствии правильного судебного аппарата, кару хотя бы подобием внешней законной формы, заставляли мириться с этим порядком вещей». Обратите внимание на фразу «По указанию станичного правления комендантской командой дивизии арестовывались причастные к большевизму станичники и приводились в исполнение смертные приговоры». Можно предположить, что в станицах находились дивизии этой самой армии генерала Покровского. Дивизии из призывников третьей очереди, например. Но смертные приговоры мой прапрадед выносил в 1918-м году. Покровский же «… назначен начальником тыла Кавказской армии (октябрь — ноябрь 1919). В этом качестве по приказу генерала Врангеля руководил разгоном обвинённой в сепаратизме Кубанской казачьей рады, один из руководителей которой, священник Алексей Кулабухов, был повешен «за измену России и кубанскому казачеству» по приговору военно-полевого суда. С 26 ноября 1919 по 21 января 1920 — командующий Кавказской армией, сменил генерала Врангеля». И далее: «Был снят с должности после полного разложения вверенных ему войск под ударами Красной армии. Отли-чался жестокостью: по данным современников, там где стоял штаб Покровского, все-гда было много расстрелян-ных и повешенных без суда, по одному подозрению в симпатиях к большевикам. Ему приписываются шутки вроде «вид повешенного оживляет ландшафт» или «вид на виселицу улучшает аппетит». Современный российский историк С. В. Карпенко даёт следующий «портрет» В. Л. Покровского: Его страшная репутация вешателя подчеркивалась внешним видом. Невысокая сутуловатая фигура, затянутая в неизменную черкеску, нахмуренный лоб, крючковатый птичий нос и пронзительный взгляд темных глаз напоминали беспощадного степного хищника. Грозный вид вооружённых до зубов офицеров его личного конвоя — чеченцев и ингушей — еще сильнее сгущал атмосферу страха вокруг обожаемого ими начальника». Но это так, небольшое отступление. На самом же деле интересно, к какому формированию относились дивизии, комендантские команды которых арестовывали причастных к большевизму станичников и приводили в исполнение смертные приговоры?

Vladimir Stadnichuk: omitsch пишет: 25 марта в Феодосию прибыл транспорт «Николай», на котором находились 2-й Конно-артиллерийский дивизион (1-я и 5-я конные батареи) с орудиями в полной упряжке, и Донской Гвардейский конный дивизион, но только с оружием и седлами. Все правильно! «Вечером 25 марта Деникин со своим начальником штаба (И. П. Романовским) вместе с основными частями Добровольческого и Донского корпусов погрузились в Новороссийске на корабли. Часть оставшихся на берегу казаков и солдат, обезумев от страха, безуспешно пытались попасть на перегруженные корабли. Несмотря на принимавшиеся к эвакуации меры транспортных средств не хватало. На рассвете 27 марта верховный главнокомандующий прибыл в Крым, где из эвакуированных и находившихся в Крыму частей сформировал 35-40-тысячную армию в составе Крымского, Добровольческого и Донского корпусов». Вторая волна эвакуации, похоже, была в конце апреля. Именно она и нашла отражение в дневнике феодосийского гимназиста Германа Гауфлера: «24 апреля. К нам в Феодосию прибывает масса казаков. Ежедневно приходят по пять, семь транспортов с казаками. Они расположились: донские около собора, а кубанцы на Грамматиковской улице. Они приехали с лошадьми. …все Земская, Грамматиковская и пол Итальянской заняты лошадьми. Прибыло 15000 кавалерии. В городе такая масса солдат то если вечером идешь, то нельзя пройти от военных». Третья – в октябре: «В середине октября (ст. ст.) из района Гагр было эвакуировано более 6 тысяч кубанских казаков под командованием генерала М. А. Фостикова, которые, не пожелав сдаться красным в мае, все это время вели против них партизанскую войну в горах Кавказа и на Кубани».

ssergey x 100: Vladimir Stadnichuk пишет: Вторая волна эвакуации, похоже, была в конце апреля. Именно она и нашла отражение в дневнике феодосийского гимназиста Германа Гауфлера: «24 апреля. К нам в Феодосию прибывает масса казаков. Ежедневно приходят по пять, семь транспортов с казаками. Они расположились: донские около собора, а кубанцы на Грамматиковской улице. Они приехали с лошадьми. …все Земская, Грамматиковская и пол Итальянской заняты лошадьми. Прибыло 15000 кавалерии. В городе такая масса солдат то если вечером идешь, то нельзя пройти от военных». И в каких боях за Крым эта 15 000-ная масса кавалерии принимала участие ????? Хоть один бой назовите 5-7 пароходов каждый день ??? В Крыму видать тайные угольные копи были ....

Vlad: Vladimir Stadnichuk пишет: - международные рейсы из Феодосийского порта (1920 год) – куда, откуда, расписание; - списки грузоотправителей/пассажиров; - суда, обслуживающие те или иные рейсы (особый интерес представляют суда, оборудованные для перевозки лошадей). Кроме того, интересует: 1. Был ли в 1920 году в Феодосийском порту радиотелеграф, телеграф и т.д., по которому из порта г. Ейска (откуда прапрадед уходил с белыми) могли узнать для него расписание международных пассажирских рейсов и/или грузовых операций? 2. Выходили ли в 1920 году в Крыму какие-либо периодические издания (газеты, журналы, календари и т.д.) в которых публиковались расписание международных пассажирских рейсов и/или грузовых операций из портов Крыма и которые могли быть в Ейске? Боюсь, что это не реально. Мы уже пробовали. В порту этого нет, а городские музейщики молчат, как партизаны. Есть старые справочные издания, вам проще поискать их. Название сообщу несколько позже, не помню, в них были указаны и рейсы и цены.

Vlad: ssergey x 100 пишет: Прибыло 15000 кавалерии. Я не стал набирать весь текст дневника Германа Гауфлера, лошадей было очень много,как он пишет, к нам прибилась одна лошадь и мы ее держим в нашем сарае, кормим и ухаживаем. У соседей было так же несколько лошадей...

ssergey x 100: Vlad пишет: лошадей было очень много, Так куда эти 15 000 лошадок делись ... ? Жители Крыма съели ....

Vladimir Stadnichuk: Vlad пишет: Боюсь, что это не реально. Мы уже пробовали. В порту этого нет, а городские музейщики молчат, как партизаны. Есть старые справочные издания, вам проще поискать их. Название сообщу несколько позже, не помню, в них были указаны и рейсы и цены. Здравствуйте, Влад. В городской музей звонил. Говорят, можно поискать. Пожаловались, правда, на то, что их возможности, после того, как пришлось поделиться с архивами, несколько уменьшились. Но вот что интересно. В музее, оказывается, есть и коллекция метрических книг! Я-то думал, что все, что есть, хранится в Государственном архиве в Автономной Республике Крым. А нет. Запрос по электронке сбросил. На имя директора Феодосийского краеведческого музея Евсеева А.А. Что до справочников – очень интересно. Особенно - рейсы и цены. Пробовал узнать чего-нибудь с обратной стороны. Запросил архив Ейска на предмет материалов по тамошнему порту. Пишут, что В их архиве документов по Ейскому порту до 1943 г. - нет. Во время аккупации Ейска все документы были уничтожены. Так что единственная надежда – на Феодосийский краеведческий музей и справочники, о которых Вы пишете. Кстати, в Государственном архиве в Автономной Республике Крым хранятся документы управления Керченского и Феодосийского торговых портов за 1920 год. Сведений о международных рейсах, отправлявшихся из этих портов, списков грузоотправителей, пассажиров, списков судов, обслуживавших рейсы, в указанных документах не имеется.

Vlad: Vladimir Stadnichuk пишет: В музее, оказывается, есть и коллекция метрических книг! Я-то думал, что все, что есть, хранится в Государственном архиве в Автономной Республике Крым. Их книги липа, чекисткие подделки времен советской власти, приблизительно 70 годы прошлого века. Вы правильно думали о том, что такие документы должны храниться в ГАРКе. Мы на этой "мине" чуть не подорвались. Люди на фото присутствуют, а их документам уже нет в живых лет этак 6. Как по Гоголю - настоящие мертвые души. Я так понял то, что готовили какого то человека для дальнего зарубежья, ему здесь делали легенду- прошлое. Вход пошло все и эти метрические книги. Vladimir Stadnichuk пишет: Кстати, в Государственном архиве в Автономной Республике Крым хранятся документы управления Керченского и Феодосийского торговых портов за 1920 год. Сведений о международных рейсах, отправлявшихся из этих портов, списков грузоотправителей, пассажиров, списков судов, обслуживавших рейсы, в указанных документах не имеется. Все было изъято в те же годы людьми из КГБ.



полная версия страницы