Форум » Гражданская война » Флот Антанты на Черном море 1919 » Ответить

Флот Антанты на Черном море 1919

Николай З.: Господа, в связи с вот этим материалом - http://scepsis.ru/library/id_3188.html - вопрос: а в каких источниках освещается деятельность флота Антанты на Черном море в 1919 г.?

Ответов - 51, стр: 1 2 All

Vlad: Из нашего городка проходила эвакуация войск, все что удалось найти так это два фото. Первое с англичанами, второе это порт с судами, скорей всего это уже начало эвакуация. В местном музее даже нет экспозиции на этот счет. Смотрел перечень газет выходивших в то время, что-то есть по Ялте и Симферополю, кажется еще была Керчь. По Феодосии ничего нет, что в принципе не может быть..

Николай З.: ПОД АНГЛИЙСКИМ ФЛАГОМ ФЕОДОСИЯ, 15 июня. Количество боевых судов союзников, стоящих у Дальних камышей и обстреливающих наши позиции, уменьшается с каждым днем. Раньше можно было видеть вымпелов 10, теперь же редко число их превышает 2-3. Недавно в Феодосии произошел такой случай. Стоящий в виду у Феодосии сверх-дредноут снялся с места своей постоянной стоянки и стал приближаться к Феодосии, таща за собой в воздухе привязной аэростат. Черносотенцы тотчас же раструбили по всему городу о том, что Советской власти приходит конец. Но их надежды не оправдались. Осмотрев наши новые позиции, дредноут удалился. На следующий день в порт вошел миноносец под английским флагом. За ним в некотором отдалении шел русский крейсер "Кагул", но опять-таки под английским флагом. Не входя в порт, крейсер остановился и навел на город пушки. Ко всеобщему удивлению, на миноносце, исключая английского адмирала, ни одного англичанина не было. Все русские адмиралы, да офицеры. Они заявили, что явились с целью ведения переговоров с местным самоуправлением. Когда им сказали, что местное самоуправление не функционирует, а вместо него всем делом в городе заведует Ревком, то они выразили согласие вести переговоры с ним. Представителям Ревкома офицеры заявили, что до их сведения дошли сообщения о том, что в Феодосии имеются разобранные подводные лодки. Офицеры предъявили требование показать им все склады. Однако, им в этом было отказано. Тогда с угрозами открыть через 24 часа огонь по непокорному городу миноносец покинул рейд и с крейсером удалился в море. Угроза так и не была приведена в исполнение. Известия Петроградского Совета рабочих и красноармейских депутатов. №140. 25 июня 1919 г.

Николай З.: Французский флот в битве за Абхазию. http://pluto9999.livejournal.com/19471.html Потрясающая статья.


IgorVB: Стоящий в виду у Феодосии сверх-дредноут снялся с места своей постоянной стоянки и стал приближаться к Феодосии, таща за собой в воздухе привязной аэростат. To Николай З.: Кстати вероятно речь идет о линкоре "Мальборо", который стрелял по Владиславовке из Феодосийского залива. У него был аэростат с корректировщиками, который впоследствии сгорел. Не попадалась ли Вам информация об утере одним из "стрелков" якоря? Такой якорь вполне крейсерско-дредноутного размера лежит на дне. Только его размер и вес защищают его от "металлоломщиков" (но они же и привлекают). Маленький буксир не смог оторвать его от дна :)

Николай З.: IgorVB пишет: У него был аэростат с корректировщиками, который впоследствии сгорел. Не попадалась ли Вам информация об утере одним из "стрелков" якоря? К сожалению, не попадалось. Но этим вопросом я занялся совсем недавно, а информация крайне скудная - в основном из газет. Возможно, попадется в будущем.

Vlad: Николай З. пишет: gorVB пишет:  цитата: У него был аэростат с корректировщиками, который впоследствии сгорел. Не попадалась ли Вам информация об утере одним из "стрелков" якоря? К сожалению, не попадалось. Но этим вопросом я занялся совсем недавно, а информация крайне скудная - в основном из газет. Возможно, попадется в будущем. Что то я сомневаюсь что в газетах отметят такой факт, как потеря якоря, нужно быть свидетелем и объяснить, почему это произошло. Игорь, а что действительно он лежит на дне Черного моря?

Юрген: IgorVB пишет: У него был аэростат с корректировщиками, который впоследствии сгорел. Маловероятно. В 1918 году на всех линейных кораблях типа «Айрон Дюк» на крышах орудийных башен «B» и «Q» установили взлётные платформы для колёсных самолётов-бипланов типа «Кондор-Кэмел» (или «Sopwith Pup»). Самолёты предназначались для ведения воздушной разведки и корректировки стрельбы. В 1919 году на всех линейных кораблях взлетные направляющие с авиационных платформ сняли, хотя сами платформы на башнях оставили. (Паркс О. Линкоры Британской империи. Ч. VII. Эпоха дредноутов. — СПб.: Галея Принт, 2008). май 1919 года. Красная Армия, наступавшая в Крыму в направлении Керченского пролива, была остановлена белыми частями при поддержке боевых кораблей английского флота, оперировавших из Феодосии и Арабатской бухты в Азовском море. А стрелял он не один. 2 мая: в Феодосийском заливе бомбардировали скопления красных войск: линкор "Эмперор оф Индия", легкий крейсер "Карадок", из Арабатской бухты ЭМ "Монтроз", "Стедфест" и монитор М-29. 6 мая: означенные корабли продолжили бомбардировку красных позиций, вскоре к ним присоединились линкор "Мальборо", ЭМ "Тобаго" и крейсер белых "Кагул". 12 мая - в Каффском заливе - линкор "Мальборо", ЭМ "Монтрос" и "Фьюри", в Арабатской бухте - крейсер "Каллипсо" и ЭМ "Тобаго", мониторыМ-17, ММ-18 и М-29. фр.ЭМ "Комендант Бори". Геническ бомбардируют ЭМ "Форестер и "Пафиан".

IgorVB: "...Там (в Феодосийском заливе) уже стоял английский линкор "Мальборо" с аэростатом с которого велись наблюдения за всем перешейком, два миноносца, гидротранспорт "Императрица", один нефтяной и три простых транспорта; все суда имели малые пары, т.е. каждую минуту могли сняться с якоря..." "24 мая "Мальборо" вел стрельбу по берегу , корректируя ее с аэростата..." "31 мая задул сильный шторм, которым оторвало аэростат от "Мальборо"; аэростат загорелся и взорвался, людей на нем не было..." Цит. по книге: "Гражданская война. Боевые действия на морях, речных и озерных системах", т.3. Юго - Запад. Под. Ред. в/м А.А. Соболева, "Мориском". Ленинград, 1925 год. Vlad: В газетах может быть описан некий случай, в результате которого кораблю пришлось срочно сниматься с якоря и для этого расклепать цепь, т.е. не потеря якоря, а происшествие результатом которого явилась потеря...

IgorVB: В ветке про крейсер "Карадок" я поднимал вопрос про Каффский залив. Ни на одной старой карте Крыма, а их у меня довольно много, я не встречал такого названия. Не могли же англичане (которые всегда отличались хорошими картами) в 1919 году пользоваться названием времен турецкого завоевания Каффы. Залив уже много лет имел название от города Феодосия. Пока про Каффский залив - это только предположение высказанное уважаемым Геоморфологом. Во всех книгах, мемуарах, архивах того времени встречается только Феодосийский залив.

IgorVB: Справедливости ради, сейчас увидел в Гугле, что часть залива так и называется. Не обращал раньше внимания. Значит Геоморфолог прав. Интересно, где они проводят разделительную линию между Феодосийским и Каффским заливами. Двуякорная - Порт генуэзцев?!

Vlad: IgorVB пишет: Справедливости ради, сейчас увидел в Гугле, что часть залива так и называется. Похоже что Антанта тоже Гуголом пользовалась, раз названия залива совпадают...

IgorVB: Владу: Вряд ли я не обращал внимание на такие вещи - скорее всего эти названия только появились. Может ошибаюсь. Якорь лежит, как лежал - дернуть 3 тонны со дна может не каждый, а делиться с экипажем плавкрана не хочется. Пока жадность торжествует, он будет в относительной сохранности

Vlad: Игорь, а нет информации где конкретно был обнаружен якорь Красного Кавказа, который в настоящее время в виде монумента стоит в 200 метрах от военного порта? Что касается плавкрана, они уже успели сломать стрелу на левом подъеме остатков ПЛ. Виноватым же в этом сделали завод-производитель. Нет, местный музей не захочет этим заниматься, у них и отдела посвященного гр.войне нет. В проспекте за 1963 год имеется фото его экспозиции, стенды завешены фото, от этого уже ничего не осталось.

Vlad: Инетовское фото, было подписано как эвакуация из Крыма, Мальборо и Карадок. И как раз в тему аэростата, правда на фото не Мальборо, а иной английский дредноут, но все же можно увидеть как большевики это могли видеть с берега, зрелище прямо говоря захватывающее...

IgorVB: Классный снимок! Какая-нибудь корзина должна быть для корректировщиков. "Красный Кавказ" по всем данным потерял якорь у входа в порт. Его якорь по размерам где-то на треть меньше найденного и другой системы

Vlad: За аэростаты, в инете есть что почитать, только стоит набрать в поисковой строке два слова: kite ballloon

Геоморфолог: На ЧМ были и австралийцы The destroyer HMAS Torrens alongside an oil wharf. The objects piled up centre left are probably oil barrels. Formerly a Russian port, Batum was captured by the Turks during the First World War. Upon the surrender of Turkey, the port was evacuated, and was immediately occupied by the British. In October 1918 the six Australian destroyers finished patrolling the Adriatic Sea and went east with other Allied ships in response to a possible threat from Russian ships that had been given to the Germans. After patrols off the Turkish coast, HMAS Torrens and HMAS Yarra were sent to visit Batum and Novorossiysk on the Black Sea.

Геоморфолог: A British destroyer seen from HMAS Torrens, which, together with HMS Liverpool and HMAS Yarra, was visiting the ports of Batum and Novorossiysk on the Black Sea. Formerly a Russian port, Batum was captured by the Turks during the First World War. Upon the surrender of Turkey, the port was evacuated, and was immediately occupied by the British. In October 1918 the six Australian destroyers finished patrolling the Adriatic Sea and went east with other Allied ships in response to a possible threat from Russian ships that had been given to the Germans. After patrols off the Turkish coast, HMAS Torrens and HMAS Yarra were sent to the Black Sea. Оба снимка из At Aus War Memorial

Vlad: Есть упоминание о том что на ЧМ в то время были так же и 2 американских эсминца.

Геоморфолог: IgorVB пишет Ни на одной старой карте Крыма, а их у меня довольно много, я не встречал такого названия. Не могли же англичане (которые всегда отличались хорошими картами) в 1919 году пользоваться названием времен турецкого завоевания Каффы Не совсем так, вот карта 1912г. Черное море1912 Хотя разрешающая способность невелика, видно,что там Kaffa не Feodosya Промежуточные результаты(1880-1890гг) я опустил.

Юрген: http://kartolog.ru/2010/03/topograficheskaya-karta-poluostrova-kryma-1842-g/ http://kartolog.ru/wp-content/uploads/2010/03/Titul_krym-1842.jpg

IgorVB: ...Мальборо получил воздушный шар... 1919 год

IgorVB: Страница из журнала "Иллюстрированные Лондонские новости". Присутствует и Каффа и Феодосия, также как и Kaffa bay. Странно, что у них сохранилось это название до сих пор, судя по Гуглу

Vlad: Дневник феодосийского гимназиста Германа Гауфлера, за 1919 – 1920 годы. Ниже приведен его фрагмент. Из публикации в “Крымском альбоме” за 1999 год, изд. “Коктебель”. 31 октября (1919 год). Сюда приходили два американских миноносца, один ушел, а другой остался. По улицам разгуливали американские матросы…

Vlad: Перенес сюда фото с миноносцем ЕЕ Величества из другой темы, так сказать для полного комплекта. Это Феодосия, само же фото было опубликовано в книге "Крым Максимилиана Волошина"

Николай З.: Из статьи: Андре Мати. Восстание на черном море // Историк-марксист. №2, 1931. О французском флоте там тоже чуть-чуть есть. Из французских военных кораблей на севастопольском рейде стояли: дредноуты "Жан Барт" (адмиральский корабль) и "Франс", броненосцы "Верньо", "Мирабо" и "Жюстис", старый крейсер "Дю Шайла", транспорт "Сэн", шлюп "Верден", эскадренный миноносец "Каск" и другие мелкие суда, а также английский дредноут "Император Индии". В последние дни апреля прибыли три греческих корабля: броненосец "Килькис", миноносец и транспорт. Вице-адмирал Амет являлся главнокомандующим этой грозной эскадры, которая в дальнейшем должна была еще усилиться. (с.40) 13 апреля прибыл госпитальный корабль "Вэн-Лон" и грузовое судно "Тигр". Каждый из них привез по батальону алжирских стрелков, эвакуированных из Одессы в Константцу. Солдаты протестовали в момент отъезда из Константцы: "Мы хотим вернуться во Францию, мы отказываемся ехать". Но капитан успокоил их, обещая, что они не будут участвовать в боях. 14 апреля английские и французские корабли открыли стрельбу, чтобы защитить занятые добровольцами позиции Акманая (близ Феодосии) 15-го утром красноармейцы продвинулись к Балаклаве. Всю ночь продолжалась жестокая перестрелка между ними и греками, получившими подкрепление из французских отрядов: алжирских и сенегальских стрелков. 175-я дивизия отказалась выступить. [...] Утром 16-го апреля броненосцы начали обстреливать советские окопы. Прибывший в этот момент броненосец "Деорте" немедленно принял участие в бомбардировке. Весь город сотрясался от гула снарядов из 350- и 140-мм орудий. С самого начала бомбардировки ревком энергично протестовал. После нескольких свиданий городскому голове Могилевскому удалось убедить полковника Труссон, что невозможно будет предотвратить восстание в городе, если стрельба не прекратится. И в самом деле, рабочие нетерпеливо ожидали момента, чтобы начать действовать. Бомбардировка прекратилась 17 апреля в 10 час. утра. Было заключено перемирие, согласно которому французский штаб принципиально соглашался на эвакуацию. Революционный комитет официально установил последний срок эвакуации - 25 апреля.(с.41) Кстати, вот и греческие моряки в Крыму.

Геоморфолог: La marine en action contre les bolcheviks, le "Centaur" dans la mer Noire 1919

Николай З.: Приключения теплохода - танкера - транспорта "Баку"

Николай З.: Любопытное фото. http://www.naval-history.net/WW1AreaBaltic-RussianEmigres.jpg Group of Russian Royalist Officers took passage in HMS Forester passing Black Sea, landed at Sverlina, Roumania. Sat. June 21st 1919 http://www.naval-history.net/WW1AreaBaltic1919.htm

Геоморфолог: RUSSIANS OUT IN SMALL BOATS TO GREET THE BRITISH AND AUSTRALIAN WARSHIPS ON THEIR ARRIVAL AT SEBASTAPOL, RUSSIA, ON 1918-11-26. (DONATED BY MR. P.C. SLAUGHTER.) click here



полная версия страницы