Форум » Гражданская война » Флот Антанты на Черном море 1919 » Ответить

Флот Антанты на Черном море 1919

Николай З.: Господа, в связи с вот этим материалом - http://scepsis.ru/library/id_3188.html - вопрос: а в каких источниках освещается деятельность флота Антанты на Черном море в 1919 г.?

Ответов - 50, стр: 1 2 All

Vlad: Из нашего городка проходила эвакуация войск, все что удалось найти так это два фото. Первое с англичанами, второе это порт с судами, скорей всего это уже начало эвакуация. В местном музее даже нет экспозиции на этот счет. Смотрел перечень газет выходивших в то время, что-то есть по Ялте и Симферополю, кажется еще была Керчь. По Феодосии ничего нет, что в принципе не может быть..

Николай З.: ПОД АНГЛИЙСКИМ ФЛАГОМ ФЕОДОСИЯ, 15 июня. Количество боевых судов союзников, стоящих у Дальних камышей и обстреливающих наши позиции, уменьшается с каждым днем. Раньше можно было видеть вымпелов 10, теперь же редко число их превышает 2-3. Недавно в Феодосии произошел такой случай. Стоящий в виду у Феодосии сверх-дредноут снялся с места своей постоянной стоянки и стал приближаться к Феодосии, таща за собой в воздухе привязной аэростат. Черносотенцы тотчас же раструбили по всему городу о том, что Советской власти приходит конец. Но их надежды не оправдались. Осмотрев наши новые позиции, дредноут удалился. На следующий день в порт вошел миноносец под английским флагом. За ним в некотором отдалении шел русский крейсер "Кагул", но опять-таки под английским флагом. Не входя в порт, крейсер остановился и навел на город пушки. Ко всеобщему удивлению, на миноносце, исключая английского адмирала, ни одного англичанина не было. Все русские адмиралы, да офицеры. Они заявили, что явились с целью ведения переговоров с местным самоуправлением. Когда им сказали, что местное самоуправление не функционирует, а вместо него всем делом в городе заведует Ревком, то они выразили согласие вести переговоры с ним. Представителям Ревкома офицеры заявили, что до их сведения дошли сообщения о том, что в Феодосии имеются разобранные подводные лодки. Офицеры предъявили требование показать им все склады. Однако, им в этом было отказано. Тогда с угрозами открыть через 24 часа огонь по непокорному городу миноносец покинул рейд и с крейсером удалился в море. Угроза так и не была приведена в исполнение. Известия Петроградского Совета рабочих и красноармейских депутатов. №140. 25 июня 1919 г.

Николай З.: Французский флот в битве за Абхазию. http://pluto9999.livejournal.com/19471.html Потрясающая статья.

IgorVB: Стоящий в виду у Феодосии сверх-дредноут снялся с места своей постоянной стоянки и стал приближаться к Феодосии, таща за собой в воздухе привязной аэростат. To Николай З.: Кстати вероятно речь идет о линкоре "Мальборо", который стрелял по Владиславовке из Феодосийского залива. У него был аэростат с корректировщиками, который впоследствии сгорел. Не попадалась ли Вам информация об утере одним из "стрелков" якоря? Такой якорь вполне крейсерско-дредноутного размера лежит на дне. Только его размер и вес защищают его от "металлоломщиков" (но они же и привлекают). Маленький буксир не смог оторвать его от дна :)

Николай З.: IgorVB пишет: У него был аэростат с корректировщиками, который впоследствии сгорел. Не попадалась ли Вам информация об утере одним из "стрелков" якоря? К сожалению, не попадалось. Но этим вопросом я занялся совсем недавно, а информация крайне скудная - в основном из газет. Возможно, попадется в будущем.

Vlad: Николай З. пишет: gorVB пишет:  цитата: У него был аэростат с корректировщиками, который впоследствии сгорел. Не попадалась ли Вам информация об утере одним из "стрелков" якоря? К сожалению, не попадалось. Но этим вопросом я занялся совсем недавно, а информация крайне скудная - в основном из газет. Возможно, попадется в будущем. Что то я сомневаюсь что в газетах отметят такой факт, как потеря якоря, нужно быть свидетелем и объяснить, почему это произошло. Игорь, а что действительно он лежит на дне Черного моря?

Юрген: IgorVB пишет: У него был аэростат с корректировщиками, который впоследствии сгорел. Маловероятно. В 1918 году на всех линейных кораблях типа «Айрон Дюк» на крышах орудийных башен «B» и «Q» установили взлётные платформы для колёсных самолётов-бипланов типа «Кондор-Кэмел» (или «Sopwith Pup»). Самолёты предназначались для ведения воздушной разведки и корректировки стрельбы. В 1919 году на всех линейных кораблях взлетные направляющие с авиационных платформ сняли, хотя сами платформы на башнях оставили. (Паркс О. Линкоры Британской империи. Ч. VII. Эпоха дредноутов. — СПб.: Галея Принт, 2008). май 1919 года. Красная Армия, наступавшая в Крыму в направлении Керченского пролива, была остановлена белыми частями при поддержке боевых кораблей английского флота, оперировавших из Феодосии и Арабатской бухты в Азовском море. А стрелял он не один. 2 мая: в Феодосийском заливе бомбардировали скопления красных войск: линкор "Эмперор оф Индия", легкий крейсер "Карадок", из Арабатской бухты ЭМ "Монтроз", "Стедфест" и монитор М-29. 6 мая: означенные корабли продолжили бомбардировку красных позиций, вскоре к ним присоединились линкор "Мальборо", ЭМ "Тобаго" и крейсер белых "Кагул". 12 мая - в Каффском заливе - линкор "Мальборо", ЭМ "Монтрос" и "Фьюри", в Арабатской бухте - крейсер "Каллипсо" и ЭМ "Тобаго", мониторыМ-17, ММ-18 и М-29. фр.ЭМ "Комендант Бори". Геническ бомбардируют ЭМ "Форестер и "Пафиан".

IgorVB: "...Там (в Феодосийском заливе) уже стоял английский линкор "Мальборо" с аэростатом с которого велись наблюдения за всем перешейком, два миноносца, гидротранспорт "Императрица", один нефтяной и три простых транспорта; все суда имели малые пары, т.е. каждую минуту могли сняться с якоря..." "24 мая "Мальборо" вел стрельбу по берегу , корректируя ее с аэростата..." "31 мая задул сильный шторм, которым оторвало аэростат от "Мальборо"; аэростат загорелся и взорвался, людей на нем не было..." Цит. по книге: "Гражданская война. Боевые действия на морях, речных и озерных системах", т.3. Юго - Запад. Под. Ред. в/м А.А. Соболева, "Мориском". Ленинград, 1925 год. Vlad: В газетах может быть описан некий случай, в результате которого кораблю пришлось срочно сниматься с якоря и для этого расклепать цепь, т.е. не потеря якоря, а происшествие результатом которого явилась потеря...

IgorVB: В ветке про крейсер "Карадок" я поднимал вопрос про Каффский залив. Ни на одной старой карте Крыма, а их у меня довольно много, я не встречал такого названия. Не могли же англичане (которые всегда отличались хорошими картами) в 1919 году пользоваться названием времен турецкого завоевания Каффы. Залив уже много лет имел название от города Феодосия. Пока про Каффский залив - это только предположение высказанное уважаемым Геоморфологом. Во всех книгах, мемуарах, архивах того времени встречается только Феодосийский залив.

IgorVB: Справедливости ради, сейчас увидел в Гугле, что часть залива так и называется. Не обращал раньше внимания. Значит Геоморфолог прав. Интересно, где они проводят разделительную линию между Феодосийским и Каффским заливами. Двуякорная - Порт генуэзцев?!

Vlad: IgorVB пишет: Справедливости ради, сейчас увидел в Гугле, что часть залива так и называется. Похоже что Антанта тоже Гуголом пользовалась, раз названия залива совпадают...

IgorVB: Владу: Вряд ли я не обращал внимание на такие вещи - скорее всего эти названия только появились. Может ошибаюсь. Якорь лежит, как лежал - дернуть 3 тонны со дна может не каждый, а делиться с экипажем плавкрана не хочется. Пока жадность торжествует, он будет в относительной сохранности

Vlad: Игорь, а нет информации где конкретно был обнаружен якорь Красного Кавказа, который в настоящее время в виде монумента стоит в 200 метрах от военного порта? Что касается плавкрана, они уже успели сломать стрелу на левом подъеме остатков ПЛ. Виноватым же в этом сделали завод-производитель. Нет, местный музей не захочет этим заниматься, у них и отдела посвященного гр.войне нет. В проспекте за 1963 год имеется фото его экспозиции, стенды завешены фото, от этого уже ничего не осталось.

Vlad: Инетовское фото, было подписано как эвакуация из Крыма, Мальборо и Карадок. И как раз в тему аэростата, правда на фото не Мальборо, а иной английский дредноут, но все же можно увидеть как большевики это могли видеть с берега, зрелище прямо говоря захватывающее...

IgorVB: Классный снимок! Какая-нибудь корзина должна быть для корректировщиков. "Красный Кавказ" по всем данным потерял якорь у входа в порт. Его якорь по размерам где-то на треть меньше найденного и другой системы

Vlad: За аэростаты, в инете есть что почитать, только стоит набрать в поисковой строке два слова: kite ballloon

Геоморфолог: На ЧМ были и австралийцы The destroyer HMAS Torrens alongside an oil wharf. The objects piled up centre left are probably oil barrels. Formerly a Russian port, Batum was captured by the Turks during the First World War. Upon the surrender of Turkey, the port was evacuated, and was immediately occupied by the British. In October 1918 the six Australian destroyers finished patrolling the Adriatic Sea and went east with other Allied ships in response to a possible threat from Russian ships that had been given to the Germans. After patrols off the Turkish coast, HMAS Torrens and HMAS Yarra were sent to visit Batum and Novorossiysk on the Black Sea.

Геоморфолог: A British destroyer seen from HMAS Torrens, which, together with HMS Liverpool and HMAS Yarra, was visiting the ports of Batum and Novorossiysk on the Black Sea. Formerly a Russian port, Batum was captured by the Turks during the First World War. Upon the surrender of Turkey, the port was evacuated, and was immediately occupied by the British. In October 1918 the six Australian destroyers finished patrolling the Adriatic Sea and went east with other Allied ships in response to a possible threat from Russian ships that had been given to the Germans. After patrols off the Turkish coast, HMAS Torrens and HMAS Yarra were sent to the Black Sea. Оба снимка из At Aus War Memorial

Vlad: Есть упоминание о том что на ЧМ в то время были так же и 2 американских эсминца.

Геоморфолог: IgorVB пишет Ни на одной старой карте Крыма, а их у меня довольно много, я не встречал такого названия. Не могли же англичане (которые всегда отличались хорошими картами) в 1919 году пользоваться названием времен турецкого завоевания Каффы Не совсем так, вот карта 1912г. Черное море1912 Хотя разрешающая способность невелика, видно,что там Kaffa не Feodosya Промежуточные результаты(1880-1890гг) я опустил.

Юрген: http://kartolog.ru/2010/03/topograficheskaya-karta-poluostrova-kryma-1842-g/ http://kartolog.ru/wp-content/uploads/2010/03/Titul_krym-1842.jpg

IgorVB: ...Мальборо получил воздушный шар... 1919 год

IgorVB: Страница из журнала "Иллюстрированные Лондонские новости". Присутствует и Каффа и Феодосия, также как и Kaffa bay. Странно, что у них сохранилось это название до сих пор, судя по Гуглу

Vlad: Дневник феодосийского гимназиста Германа Гауфлера, за 1919 – 1920 годы. Ниже приведен его фрагмент. Из публикации в “Крымском альбоме” за 1999 год, изд. “Коктебель”. 31 октября (1919 год). Сюда приходили два американских миноносца, один ушел, а другой остался. По улицам разгуливали американские матросы…

Vlad: Перенес сюда фото с миноносцем ЕЕ Величества из другой темы, так сказать для полного комплекта. Это Феодосия, само же фото было опубликовано в книге "Крым Максимилиана Волошина"

Николай З.: Из статьи: Андре Мати. Восстание на черном море // Историк-марксист. №2, 1931. О французском флоте там тоже чуть-чуть есть. Из французских военных кораблей на севастопольском рейде стояли: дредноуты "Жан Барт" (адмиральский корабль) и "Франс", броненосцы "Верньо", "Мирабо" и "Жюстис", старый крейсер "Дю Шайла", транспорт "Сэн", шлюп "Верден", эскадренный миноносец "Каск" и другие мелкие суда, а также английский дредноут "Император Индии". В последние дни апреля прибыли три греческих корабля: броненосец "Килькис", миноносец и транспорт. Вице-адмирал Амет являлся главнокомандующим этой грозной эскадры, которая в дальнейшем должна была еще усилиться. (с.40) 13 апреля прибыл госпитальный корабль "Вэн-Лон" и грузовое судно "Тигр". Каждый из них привез по батальону алжирских стрелков, эвакуированных из Одессы в Константцу. Солдаты протестовали в момент отъезда из Константцы: "Мы хотим вернуться во Францию, мы отказываемся ехать". Но капитан успокоил их, обещая, что они не будут участвовать в боях. 14 апреля английские и французские корабли открыли стрельбу, чтобы защитить занятые добровольцами позиции Акманая (близ Феодосии) 15-го утром красноармейцы продвинулись к Балаклаве. Всю ночь продолжалась жестокая перестрелка между ними и греками, получившими подкрепление из французских отрядов: алжирских и сенегальских стрелков. 175-я дивизия отказалась выступить. [...] Утром 16-го апреля броненосцы начали обстреливать советские окопы. Прибывший в этот момент броненосец "Деорте" немедленно принял участие в бомбардировке. Весь город сотрясался от гула снарядов из 350- и 140-мм орудий. С самого начала бомбардировки ревком энергично протестовал. После нескольких свиданий городскому голове Могилевскому удалось убедить полковника Труссон, что невозможно будет предотвратить восстание в городе, если стрельба не прекратится. И в самом деле, рабочие нетерпеливо ожидали момента, чтобы начать действовать. Бомбардировка прекратилась 17 апреля в 10 час. утра. Было заключено перемирие, согласно которому французский штаб принципиально соглашался на эвакуацию. Революционный комитет официально установил последний срок эвакуации - 25 апреля.(с.41) Кстати, вот и греческие моряки в Крыму.

Геоморфолог: La marine en action contre les bolcheviks, le "Centaur" dans la mer Noire 1919

Николай З.: Приключения теплохода - танкера - транспорта "Баку"

Николай З.: Любопытное фото. http://www.naval-history.net/WW1AreaBaltic-RussianEmigres.jpg Group of Russian Royalist Officers took passage in HMS Forester passing Black Sea, landed at Sverlina, Roumania. Sat. June 21st 1919 http://www.naval-history.net/WW1AreaBaltic1919.htm

Геоморфолог: RUSSIANS OUT IN SMALL BOATS TO GREET THE BRITISH AND AUSTRALIAN WARSHIPS ON THEIR ARRIVAL AT SEBASTAPOL, RUSSIA, ON 1918-11-26. (DONATED BY MR. P.C. SLAUGHTER.) click here

Геоморфолог: British warships taking over the Russian Black Sea Fleet, which, until November 1918, was in German hands. click here

Геоморфолог: Destroyers of the Allied fleet entering the harbour of the port on the Black Sea. The squadron, which included HMAS Swan and HMAS Parramatta, took over several Russian warships for use by Russian forces opposing the Bolsheviks at Sevastopol. The Allies opposed the Bolsheviks, who were on friendly terms with Germany. click here

IgorVB: "Mediterranean Fleet 1919-1929, Publications of the Navy Records Society" - в этой книге есть глава, посвященная действиям в Черном море кораблей иностранных флотов. Жаль, только всю не получается сдернуть с Гугла

Николай З.: Нашелся сборник английского военно-морского журнала 1913-1999 гг. Есть там и про Карадок, и про многое другое. http://www.naval-review.org/pastiss.asp

Vlad: По указанной выше ссылке в журнале за 1922 год в номере 2 нашлось такое фото.

ветер79: газета "Вечерняя Одесса",3 апреля 1919года

Vlad: Возможно уже было, сопроводительный текст под фото. RUSSIANS OUT IN SMALL BOATS TO GREET THE BRITISH AND AUSTRALIAN WARSHIPS ON THEIR ARRIVAL AT SEBASTAPOL, RUSSIA, ON 1918-11-26. (DONATED BY MR. P.C. SLAUGHTER.)

olvia: Газета "Сын Отечества" (Одесса), №120, 11 января 1920 г.

Николай З.: Любопытная информация.

Николай З.: http://library.by/portalus/modules/warcraft/readme.php?subaction=showfull&id=1385587959&archive=&start_from=&ucat=& СЕКРЕТНАЯ ТЕЛЕГРАММА ПОСЛА В ПАРИЖЕ В МИНИСТЕРСТВО, ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ1 от 20 марта [1919 г.] за N 506. Генерал Гермониус просит передать: район действий южных армий разделен на две зоны, восточная английская - Кавказ и Дон, западная французская - Крым и Украина. Так как фактически во французской зоне русских формирований пока нет, то французское военное министерство медлит отправкой снабжения. В английской зоне снабжения идет. N 81. Маклаков2 . -------------------------------------------------------------------------------- 1 Подразумевается: "омского правительства", т. е. той контрреволюционной организации в Омске, которую возглавлял адмирал Колчак, именовавший себя "верховным правителем России". 2 Бывший посол Временного правительства в Париже, продолжавший и в дальнейшем оставаться послом различных контрреволюционных организаций. стр. 67 -------------------------------------------------------------------------------- ШИФРОВАННАЯ ТЕЛЕГРАММА УПРАВЛЕНИЯ ГЕНЕРАЛ-КВАРТИРМЕЙСТЕРА ШТАБА ВОЙСК НОВОРОССИЙСКОЙ ОБЛАСТИ ГЛАВНОКОМАНДУЮЩЕМУ Екатеринодар 21 июня 1919 г. Сегодня [в] Севастополе меня посетил командир английского миноносца, который словесно передал мне объяснение командующего эскадрой о причине не прибытия английской эскадры на Севастопольский рейд, о чем я просил три дня тому назад. Он выразил сожаление, что не может выполнить мое желание вследствие принадлежности Севастополя к сфере французского влияния1 , и потому прибытие английских судов к Севастополю явилось бы со стороны англичан нарушением установленных между союзниками сфер влияния по отношению к русской территории. Однако англичане были бы весьма довольны, если явилась бы возможность соответственно изменить распределение таковых сфер, но почин не может исходить от них. Практическая надобность в присутствии английской эскадры в данный момент на Севастопольском рейде исчезла, но одно сознание, что Крым и, в частности, Севастополь находятся во французской сфере, крайне неприятно, а возможное в силу этого появление французских сил в Крыму, в частности в Севастополе, может принести самые неблагоприятные последствия. Французы, после всего ими содеянного, до крайности непопулярны в войсках корпуса, а также и среди большей части населения Крыма. Поэтому ради самых существенных2 ... я осмеливаюсь ходатайствовать перед вами о нашем недопущении французов к берегам Крыма и о таком изменении так называемых сфер влияния, чтобы в Крыму приходилось иметь дело только с англичанами и чтобы английская эскадра могла, когда нужно, иметь стоянку на Севастопольском рейде. Генлейт Добровольский

Боярин: Батум, в порту крейсер HMS THESEUS , на рейде HMS LORD NELSON. Батум, крейсер HMS THESEUS.

Боярин: Повторюсь. Крейсер DU CHAYLA, Севастополь, 17 апреля 1919 года.

ssergey x 100: это лед ?????

Ad rem: Ну дак февраль 19 Николаев.

Боярин: Одесса, 1919 год. Интервенты под Одессой, 1919 год.

Николай З.: Одесса (От нашего корреспондента) Одесса оживает с поразительной быстротой. В пятницу 9 августа, когда еще были большевики, город голодал. Хлеб стоил 50 рублей фунт и его было очень мало. Мяса совсем не было. Другие продукты продавались по бешеным ценам. В воскресенье 11 августа цена на хлеб сразу понизилась до 20 руб. (теперь 10 руб.) и на базарах появилось мясо и другие продукты. Рейд, спавший в течение пяти месяцев, преобразился. Забегали быстрые, легкие парусники, запыхтели и задымили транспорты, замелькали быстрые миноносцы. По морю в Одессу широкой струей потекло зерно, мука, фрукты. И одесситы теперь прежде, чем поздороваться, спрашивают друг друга: - А ботинки из Америки еще не привезли? - А говорят, сегодня наливной пароход с бензином прибыл... Поздоровавшись друг с другом, одесситы с восторгом сообщают: - Хлеб-то сегодня десять рублей фунт! Вот дешевизна. ____ Общее внимание привлекают на рейде английские суда. У Одессы постоянно стоят несколько низко-сидящих в воде чистеньких изящных английский миноносцев и тоже невысокий (все английские суда глубокой посадки) красивый крейсер, называющийся "Кародок". Английские офицеры и матросы часто съезжают на берег и прогуливаются по улицам города. Между прочим, почти все они побывали в здании бывшей одесской "чрезвычайки" и осматривали те помещения, в коорых коммунисты производили расстрелы. Осмотр "чрезвычайки" произвел на англичан очень большое впечатление. Жители Одессы относятся к англичанам с большим уважением и сердечностью: а вот французов одесситы недолюбливают. Очень еще памятно бегство из Одессы шестидесятитысячной французской армии. На днях на внешний одесский порт приходят новейший английский сверх-дредноут "Императрица Индии", имевший на борту адмирала Сеймура, командующего всеми силами союзников на Черном море. "Императрица Индии" поражает своей величиной. Орудия ее, находящиеся на передней и задней башнях, кажутся огромными фабричными трубами, поставленными параллельно земле. Когда же прожектора английского дредноута освещали побережье Одессы, то на бульваре в 10 часов вечера было так же светло, как и в 10 часов утра. Во время пребывания в Одессе "Императрица Индии" имел место следующий интересный эпизод. У англичан есть обычай - во время стоянок в иностранных портах, по вечерам, после исполнения национального гимна, - исполнять гимн той страны, которой принадлежит порт. В Одессе англичане не отступили от этого своего обычая и вечером, если внимательно прислушаться, можно было услышать доносящиеся издалека торжественные звуки английского: "Боже, храни короля", а затем величественные аккорды: "Боже, Царя храни"... ____ С французами, как я уже сказал, отношения холодно-вежливые... Три французских миноносца и теперь стоят на одиноком рейде; французские моряки сходят на берег и гуляют по Одессе, но никакого энтузиазма их появление на улицах города не вызывает. Все помнят, что еще очень недавно, в последние дни большевизма в Одессе, французы вели на море двойственную политику. С одной стороны они помогали Добровольческой Армии; а с другой вредили ей, без разрешения русского командования ссаживая на берег русских солдат, привезенных из Франции. Так что даже один раз командиру крейсера "Генерал Корнилов" пришлось иметь с командиром французского миноносца довольно крупный разговор. Французский миноносец конвоировал в одесский порт транспорт «Афон» с русскими солдатами из Франции. Когда "Афон" поравнялся с "Генералом Корниловым", поддерживавшим блокаду берегов Одессы, командир русского крейсера заявил французам, что он, в силу полученного приказания, ни одного судна к Одессе пропустить не может. Французы протестовали против этого, но их протесты оказались тщетными: командир "Ген. Корнилова" задержал "Афон" и поставил его за своей кормой. Затем, вскоре, французы увели "Афон" в Константинополь. Одесса классический город слухов. Нигде слухи не получают такого распространения, как в Одессе. Во время большевизма, не проходило и дня без того, чтобы не появился какой-нибудь новый слух с новой вариацией того, когда и как большевики уходят. Теперь город живет слухами о положении в Харьковском районе, о настроениях и отношении - к России Румынии, о большевиках, застрявших в районе Бирзулы. Слухи эти чаще всего бывают нелепы до невероятия. однако экспансивные одесситы верят даже небылицам. Эту способность одесситов учла биржа и пользуется ею для своих целей. Каждый ловко пущенный слух, как бы он невероятен ни был, дает возможность нескольким спекулянтам легко и без риска положить в карман известное количество рублей. Так нервно и настороженно живет Одесса, чутко прислушивающаяся ко всему тому, что делается вокруг, на белом свете и отражающая в своей бурной, то веселой и спокойной, то тревожной и прислушивающейся к чему-то, но всегда оживленной толпе, все, все и все... Каба Киевлянин. №18. 11 сентября 1919 г.

Николай З.: Above, a Photo-card of the HMS Marlborough, autographed by many of the Imperial passengers who came on board. http://www.alexanderpalace.org/palace/marlborough.html

Николай З.: http://forums-su.com/viewtopic.php?f=195&t=666681 Фотоальбом члена экипажа судна "Калипсо". Новороссийск, 1919-1920.

Николай З.: Англия на Кавказе Приблизительно в начале декабря прошлого года Батуме был жаркий зимний день. *) Черное море, как бы щеголяло своим спокойствием, в это время года довольно редким. Оно было как стекло. Окрестные, сплошь зеленые горы резко вырисовывались на фоне уходящего далеко-далеко, покрытого светом, главного Кавказского хребта. На Батумском "Царском" бульваре - засаженном тропическими пальмами - внимание сидящей на берегу в донгшевах публики было привлечено позакавшимися со стороны Новороссийска несколькими дымками идущих судов. В это время Батум был занят турками, которые декретом султана объявили его присоединенным к Турецкой империи, что не мешало туркам вывозить из него все, что попало, до домашних стульев включительно. Об ожидаемом приходе англичан, несмотря на строгую цензуру турок, - все же было известно. Дымки очень быстро приближались. И на набережной началось волнение. Раздались радостные крики: Англичане!.. Англичане!!. И мы не могли нарадоваться. Для нас, всех батумцев, исстрадавшихся в дни большевизма, грузин и турок, это был источник радости и вздох облегчения. Наконец-то будет порядок... Все повеселели. Суда действительно оказались английскими. Впереди шел крейсер "Ливерпуль", за ним три минных крейсера, из них один австралийский. Подходя к порту, они остановили выходящий оттуда турецкий пароход, переполненный разным добром, осмотрели и вернули обратно. Один их именных крейсеров №57, быстро вошел в порт, осмотрел набережные, вернулся к своим и без всяких лоцманов и буксирных пароходов все пришвартовались у Нефтяного мола. Публики для встречи собралось масса. Турецкая полиция и жандармы очень энергично разгоняли. Не обошлось без инцидента - полиция побила русского офицера, не захотевшего быстро уходить, а толпа напала на полицию. На следующий день были представления. Англичане прежде всего разыскали местных англичан и французов, пригласили их к себе, перезнакомились с русскими и официально заменили в печати, что пришли сюда, чтобы водворить порядок и, что как только войска ген. Деникина окрепнут - уйдут по первому требованию. Это сразу рассеяло все сомнения, и англичане вошли в небольшое батумское общество и, с тех пор, до последних дней англичане в батумских домах - желанные гости. Первоначально англичане ни во что не вмешивались, но не давали туркам ничего увозить. И понемогу стали сокращать турок. Нам, русским, было приятно, что они пришли из Новороссийска, побывав сначала у генерала Деникина... Благодаря им и их любезности на следующий день же отправился в добровольную армию генерал-майор Г.И. Термель, - председатель местного русского Национального Собрания. Спустя месяц пришло другое английское судно "Тишиус", приехали квартирьеры приходящей дивизии, жандармы, морская и военная полиция и штаб 27 дивизии. Траллеры на следующий день уже приступили к вылавливанию мин и очистили порт от заграждений. Затем вскоре сразу пришло несколько чудовищ-пароходов, которые привезли сразу 10 тыс. пехоты, артиллерию, обозы, массу провианта, великолепных лошадей, невиданных мулов. Нам, переживавшим режим грязи при "товарищах" и при разных, грязных до ужаса турках - англичане, чистые, аккураные, все розовый, в высшей степени вежливые, явились как бы сном. Все, чего не коснись, все у них было отлично. С собой они привезли театр, который был у них еще в Салониках. По своему ансамблю трудно себе представить что-нибудь лучшее. Все роли исполнялись солдатам, и если бы заранее не было бы известно, что нет ни одной женщины, никому бы и в голову не могло придти, что изящные, великолепно одетые мисс - солдаты. Костюмы возбуждали даже зависть наших дам. Постепенно, с прибытием войск, англичане стали забирать в свои руки все. Наконец объявили турецкому вали, чтобы он в 24 часа сдал все дела назначенной комиссии. Турецкие власти до смешного упорствовали, говорили, что англичан из Батума скоро удалят. Начальник дивизии назначил британского генерала Кум'Олеса генерал-губернатором Батума, а сам переехал в Тифлис. Перед ним и за ним поехали войска в Баку и Тифлис. Генерал-майор Кум'Олес - молодой человек. На войну пошел в чине капитана. Он образовал при себе, для гражданского управления, совет из лиц разных национальностей. Русских там было два - один из них - Маслов, председателем этого совета. Грузинская пресса Тифлиса, вместе со своим правительством, будучи ярыми поклонниками немцев, хорошо уже устроившихся в Тифлисе, с редкой наглостью обрушились на англичан. Они требовали немедленного объявления войны, чтобы показать "Джон-Буллям", что он имеют дело с свободной Грузией. Англичане, несмотря на целый ряд выходок, очень терпеливо все сносили и успешно оберегали русский Батум от грузинских посягательств. Наконец начались поездки в Батум и различные попытки склонить англичан на свою сторону, но грузины, друзья немце, успеха у англичан не имели. Советом при губернатора Батума были тотчас же восстановлены все государственные русские учреждения, и жизнь в Батуме пошла энергичным темпом. Из-за границы везут и сейчас массы товаров для Батума и всего Кавказа. Население, при турках убавившееся наполовину, теперь выросло в три раза больше. Батум, этот красавец, чистенький городок, со своей тропической флорой, стал быстро оправляться. Туда после разгрома Одессы и Крыма приехали богатые беженцы. Производительность его культурных дач поднялась страшно. Мандарин нынешний год было вывезено более 100 миллионов штук; масса апельсинов, лимонов и громадное количество чая. С батумским чаем замечательно чистого приготовления, ароматного хорошего и красивого настоя, теперь познакомилась широкая публика. Его пил и пьет сейчас весь Юг России и Кавказ. Кроме того много чая было вывезено заграницу в Румынию. В Батуме нефти, керосина, бензина много, а хлеба нет. Англичане пришли на помощь, привезли аргентинскую муку, стали снабжать консервами мяса и другими. Хлеб по цене 1 р. 20 к. белый. Все бы хорошо. Но рабочие пожелали бастовать - зарабатывая некоторые при разгрузке - до 150 руб. в день. Англичане арестовали зачинщиков. Совет при губернаторе с этим не согласился и ему пришлось уйти. Вместо русского совета назначены были английские лейтенанты. Все старые учреждения, однако, остались и работают по-прежнему. С англичанами уже сжились. И вдруг получаются известия, что они уйдут и придут войска итальянцев. Даже уже приехал итальянский штаб. Батумцы просят похлопотать, чтобы англичане остались. Если их заменит Добровольческая Армия, это, конечно, будет лучше, если итальянцы - из Бума вновь начнут все разбегаться. Уж слишком приходу итальянцев обрадовалась грузинская шовинистическая печать и местные "совдепщики"... Не к добру... "Р." И.Ельников *) В Батуме не бывает морозов, а зимой теплее, чем в Омске летом. Круглую зиму цветут розы. В ноябре, декабре, январе происходит сбор апельсинов, мандарин и лимон. Земляника собирается в январе. Русская речь. №168 (241). 8 августа 1919 г.

Сумрак: У Манаса в ЖЖ проскочило http://iksanov.livejournal.com/237178.html



полная версия страницы