Форум » Гражданская война » Бронепоезда и белые и красные... (продолжение) » Ответить

Бронепоезда и белые и красные... (продолжение)

wind: Решил открыть такую тему, как мне кажется очеень тесно связаную с флотом, почему наверно сами понимаете :-)) ... Возник вот такой вот вопрос, работая с документами нашел вот такой вот приказ : Приказом Командующего Морских сил на Дальнем Востоке № 1501 от 16.08.1919 г. Лейтенант В.О. Старк назначен с бронепоезда № 1 в речную флотилию . Кстати довольно часто встречал приказы с упоминанием этого бронепоезда, может кто знает что он из себя представлял . С уважением, В.

Ответов - 67, стр: 1 2 3 All

01: ABP_TOR пишет: Погибший командир, вероятно, первый командир "Коммуниста", который погиб летом 1919 г. под ст. Користовка на бронепоезде им. Ворошилова вместе другим известным царицынским бронепоездником Алябьевым. Из Власова : На левом фланге Добровольческой армии частями 1-й Кавказской казачьей дивизии был захвачен около 15 июня 1919 года на станции Синельникове советский бронепоезд “Товарищ Ворошилов”. По приказанию командира 3-го Конного корпуса было приступлено к формированию из неприятельского боевого состава нашего бронепоезда, который был назван “Генерал Шкуро”. Формирование этого бронепоезда происходило на станции Синельниково до 27 июня. Командиром бронепоезда был назначен подпоручик Лагутин. В составе команды было первоначально лишь 11 человек. Боевая часть состояла из бронепаровоза и одной бронеплощадки, вооруженной двумя трехдюймовыми орудиями образца 1902 года на открытых установках с круговым обстрелом. На бронеплошадке имелось, кроме того, четыре пулемета. Речь идет "Коммунист"№24 имени тов. Ворошилова или нет ? ABP_TOR пишет: Встречал утверждение, что на торце заднего вагона была надпись "Москва-Воронеж, хрен догонишь!", но фотоподтверждения такой надписи нет А. В. Туркул в своей книге "Дроздовцы в огне" пишет о захваченном в районе Сум бронепоезде который ночью красные умудрились вывести в свое расположение оставив дроздовцам на опрокинутои бронеплощадке надпись "Москва-Воронеж хрен догонешь". Только словечко вместо "хрен" как пишет Туркул было по короче и покрепче.

ABP_TOR: 01 пишет: Речь идет "Коммунист"№24 имени тов. Ворошилова или нет ? Нет, бронепоезд №24 "Коммунист" имени тов. Ворошилова был построен в Царицыне и летом 1919 года им командовал Я. Усатов. Этот бронепоезд погиб в районе Харькова ( уточню где именно) при отступлении... А имени Ворошилова, на котором погиб Рудь был построен в Луганске, вместе с бронепоездом имени Рудева. Имеются краткие упоминания бывших бронепоездников о гибели Рудя и Алябьева. Один из них был зарублен казаками при бегстве команды, а другой повешен внутри вагона... Насколько это правда, сказать не могу... Впрочем, фотография БП им Ворошилова ("користовского") уже была на форуме-только уже с надписью "Генерал Шкуро". Так что можете сравнить с "Коммунистом"

Крокозябр: Некоторая часть морского офицерства сражалась на бронепоездах Белых Армий ("Адмирал Эссен","Адмирал Колчак","Непобедимый","Адмирал Непенин"). Кое-что из разрозненных сведений по некоторым БеПо. "Дмитрий Донской" ( "Морская батарея No 2", "Морской" бронепоезд ) "...В Екатеринодаре было начато 11 августа формирование нового бронепоезда под названием "Морская батарея № 2" (впоследствии легкий бронепоезд "Дмитрий Донской"). Для боевой части были даны взятые у красных три угольные платформы, вооруженные четырьмя 75мм морскими орудиями и одним 47мм орудием, и один десантный вагон. Командиром "Морской батареи" был назначен капитан 2 ранга Марков. Личный состав "Морской батареи" был сформирован преимущественно из морских офицеров и офицеров авиации, которые обслуживали пулеметы. Материальная часть была в плохом состоянии из-за небрежного отношения красных. Запас снарядов был очень ограничен, и можно было рассчитывать на пополнение его, лишь захватывая снаряды у противника. Гильзы приходилось перезаряжать по нескольку раз, и от этого происходили заклинения. Устранять же заклинения было трудно, ибо в Добровольческой армии не было в то время подвижных артиллерийских мастерских..." Именно так была описана А.А. Власовым история создания этого бронепоезда. Во второй половине августа он принимал участие в наступлении на Армавир со стороны станции Кавказская. После взятия Армавира 3 - 4 сентября Добровольческой армией, "Морская батарея" приняла вместе с бронепоездом "Офицер" участие в налете на станцию "Коноково" 5 сентября. А уже 6 сентября бронепоезд впервые пришел на Туапсинку, на станцию Андрее-Дмитриевская участка Армавир - Туапсе для обороны Армавира от наступающей с запада Таманской Армии. Когда 13 сентября Таманская армия вошла в Армавир, "резерв"1 "Морской батареи" был отведен по Туапсинке в Ставрополь, а сам бронепоезд в течение следующих полутора месяцев с боями отходил к Ставрополю, сдерживая наступление таманцев. Командиром был назначен старший лейтенант Макаров, а боевой состав был усилен бронеплощадкой с морским 100 мм орудием. 14 октября в бою у разъезда Базный "Морской" бронепоезд попал в засаду, сошел с рельс и был покинут командой. Макаров был смертельно ранен (см. описание этого боя). Позже бронепоезд был отбит войсками генерала Врангеля у красных на вокзале в Ставрополе. В дальнейшем Морской бронепоезд под командованием полковника Маралина воевал в Черноземье и на Украине, где и получил имя "Дмитрий Донской". В сентябре 1919 года бронепоезд находился под Курском. В ноябре 1919 года, "Дмитрий Донской", действовавший тогда на линии Харьков - Севастополь, получил 3 новые бронеплощадки системы Голяховского с 3 дм орудиями во вращающихся башнях и пулеметную площадку. Бронепоезд "Дмитрий Донской" прошел Гражданскую войну до самого конца, и был оставлен в Керчи, в ноябре 1920 года при эвакуации последних белых частей. Однако и старая боевая часть "Дмитрия Донского" не была отставлена, и даже пережила новый состав. Выработавшая свой ресурс по орудийным стволам и ходовой части и ранее списанная бронеплощадка "Дмитрия Донского" вошла в состав спешно созданного при отступлении в начале 1920 года бронепоезда "За Русь Святую" и закончила свой боевой путь под Новороссийском 13 марта 1920 года. Источник http://tuapsinka.ajp.ru/armor_trains.html (там же фото экипажа в 1919 г.).

Поручик: Что интересно летом 1919 г. рядовой состав бронепоезда «Дмитрий Донской» был пополнен меннонитами-добровольцами, представителями одного из протестантских течений немецкого населения Российской империи. Хотя одним из главных постулатов их вероучения был антимилитаризм (пацифизм) в силу создавшихся условий (угроза полного уничтожения махновцами) в «великой русской смуте» меннониты воевали, что называется, на полную катушку. За это они часто награждались белым командованием Георгиевскими крестами, а нередко и унтер-офицерскими званиями. С уважением, П.

ABP_TOR: Поручик пишет: Что интересно летом 1919 г. рядовой состав бронепоезда «Дмитрий Донской» был пополнен меннонитами-добровольцами, представителями одного из протестантских течений немецкого населения Российской империи. Хотя одним из главных постулатов их вероучения был антимилитаризм (пацифизм) в силу создавшихся условий (угроза полного уничтожения махновцами) в «великой русской смуте» меннониты воевали, что называется, на полную катушку. За это они часто награждались белым командованием Георгиевскими крестами, а нередко и унтер-офицерскими званиями. С уважением, П. А Вы можете подтвердить это конкретными примерами?. ЗЫ. Просто на одном из краеведческих форумов Виктор Петкау, который написал ряд работ по меннонитам, отвергал их участие непосредственно в боевых действиях.

Поручик: ABP_TOR пишет: А Вы можете подтвердить это конкретными примерами?. ЗЫ. Просто на одном из краеведческих форумов Виктор Петкау, который написал ряд работ по меннонитам, отвергал их участие непосредственно в боевых действиях. Так уж получилось, что я являюсь автором научных статей, посвященных участию меннонитов и немецких колонистов именно в вооруженной борьбе в годы гражданской войне. Их перечень: • К вопросу об участии немецких колонистов и меннонитов в гражданской войне на Юге Украины (1917-1921) // Вопросы германской истории. Немцы в Украине. Материалы украинско-германской научной конференции. Днепропетровск, 26-29 сентября 1995 г.– Днепропетровск, 1996.– С.112-125. • Гражданская война // Материалы к энциклопедии «Немцы России». Вып.7. Немцы Украины. Пилотный сборник.– Москва, 2002.– С.66-69. • Николайпольские меннонитские поселения в годы гражданской войны (1918-1920) // Вопросы германской истории. Сборник научных трудов.– Днепропетровск, 2002. – С.98 -111. • Колонистское население и вооруженная борьба на юге Украины (конец 1918 – осень 1919 гг.). //Вопросы германской истории: Зб. наук. пр. /Редкол.: С.Й.Бобилєва С.Й. (відп. ред.) та ін. – Д.: РВВ ДНУ, 2005. – С.71-96. • Полк немецких колонистов // Немцы России: Энциклопедия: Т. 3: П-Я. - М.: ЭРН, 2006. – С. 117 • Самообороны отряды // Немцы России: Энциклопедия: Т. 3: П-Я. - М.: ЭРН, 2006. - С. 370-376 (в соавторстве c А. Айсфельдом) • Симферопольский конный дивизион // Немцы России: Энциклопедия: Т. 3: П-Я. - М.: ЭРН, 2006. – С. 442-443 • Стрелковая егерская бригада // Немцы России: Энциклопедия: Т. 3: П-Я. - М.: ЭРН, 2006. – С. 483-484 • Zur Frage der Beteiligung der deutschen Kolonisten und der Mennoniten am Bürgerkrieg im Süden der Ukraine // Deutsche in Russland und in der Sowjetunion 1914-1941 / Hrsg.: Eisfeld, V. Herd und B. Meissner. – Berlin: LIT Verlag, 2007. ¬– S. 145-158 • Der Kampf ums Uberleben: Selbstschutz der Deutschen und Mennoniten in der Ukraine // Von der Autonomiegrundung zur Verbannung und Entrechtung. Die Jahre 1918 und 1941 bis 1948 in der Geschichte der Deutschen in Russland. Sonderband der Reihe "Heimatbucher der Landsmannschaft der Deutschen aus Russland e. V.". Hrsg.: Alfred Eisfeld. Stuttgart 2008. – S. 90-94. • За «Heimatland»: збройні формування німецьких колоністів та менонітів Півдня України (1918-1921) // Військово-історичний альманах. –2011.– Ч.1 (22). – С. 7-23 В статьях масса примеров, которые Вам интересны. Часть из них, кажется, есть в Интернете, причем размещенных без разрешения автора. Сейчас готовлю монографию, посвященную гражданской войне и участию в ней немцев-колонистов и меннонитов. Там будут и меннонитский полк, и их же разведывательный эскадрон, и поручик, начальник пулеметной команды сводной роты лейб-гвардии Павловского полка, с дивной меннонитской фамилией Вибе, и списки нижних чинов, кавалеров Георгиевского креста из числа меннонитов, и много чего другого, неожиданного и удивительного. Там будут и подробно изложены причины, вынудившие меннонитов совершить огромный грех и взяться за оружие. Подчеркну не всех, а лишь пару-тройку тысяч из 65 тысяч меннонитов, живших тогда в регионе. А Виктору Петкау передайте пожелание читать не только публикации избранных менонитских историографов, а посмотреть также и статьи других исследователей, в том числе канадского историка из меннонитов Л. Клиппенштайна, который многое сделал в этом направлении еще до начала моей научной деятельности. Повторюсь, с точки зрения менонитского вероучения это, безусловно, был большой грех – взяться за оружие. Но как знать, смог бы вообще родится сам Виктор Петкау, если бы не эти 17-18 мальчишки, ученики Молочанского и Богдановского коммерческих училищ, ходившие ранней весной 1919 года в Таврии в отчаянные конные атаки на махновские пулеметы. Именно их самопожертвование, вместе с рядом других факторов, и спасло жизни десятков тысяч женщин, детей и стариков в родных поселениях, которые они защищали.

ABP_TOR: Поручик Спасибо! Поручик пишет: и поручик, начальник пулеметной команды сводной роты лейб-гвардии Павловского полка, с дивной меннонитской фамилией Вибе Мне попадался один Вибе из колонии Петровка (недалеко от с. Прелестное Славянского района Донецкой области), Воспоминания Демьяненко Д.Т. ,1899 г.р., жителя с. Прелестное (СКМ) написано: "В ту же ночь отряд выехал в село Петровку для обезоруживания немцев колонистов. Дали мне винтовку и два патрона. мне припал двор немца по фамилии Фальт и рядом Вибе, которых и обезоружил, взял пять винтовок, два нагана и один браунинг. Патронов [к] винтовкам біло почти полній ящик и несколько пачек к наганам." А Виктору Петкау передайте пожелание читать не только публикации избранных менонитских историографов, Не так давно он приезжал в Краматорск, в клуб "Краевед", но к сожалению я на это заседание не попал. ЗЫ. В Славянске дислоцировался красный 1-й Екатеринштадский немецкий полк (1100 чел), командир -Фукс, политком Родель из саратовских немцев

Поручик: ABP_TOR пишет: Мне попадался один Вибе из колонии Петровка (недалеко от с. Прелестное Славянского района Донецкой области), Вибе очень распространенная среди меннонитов фамилия, ну как, например, среди русских Петров. ABP_TOR пишет: В Славянске дислоцировался красный 1-й Екатеринштадский немецкий полк (1100 чел), командир -Фукс, политком Родель из саратовских немцев Да, был такой немецкий коммунистический полк у красных. Хотя формировался официально из немцев Поволжья, но имел для «устойчивости» большую прослойку из бывших германских и австрийских военнопленных, так называемых интернационалистов. Это не помогло. Весной 1919 года его «раскатали» в Донбассе кубанские казаки А. Шкуро. Остатки полка красные потом переформировали (добавив мобилизованных из Поволжья) в стрелковый полк под прежним названием, но с номером 75. И его белые разгромили почти полностью уже севернее Харькова осенью 1919 года. Остатки полка потом просто расформировали. С уважением, А.

01: http://vvs2058.ucoz.ru/Sirken.pdf статья С.Ромадина "К.Сиркен".

Вельбот-067: А какие бронепоезда полслужили основой для "Кросной Москвы" и "Красного Петрограда"?

01: В примечаниях к статье сказано : Что представляли собой захваченные в Керчи площадки, названные «Красная Москва» (6-дм) и «Красный Петроград» (8-дм) - не ведаю. В то время, говоря о 8-дм Кане длиной в 50 калибров, можно было иметь в виду, как представляется, только два сормовских 8-дм транспортера, первоначально входивших в состав БП №85. Воспоминания К.К.Сиркена на этот счет построены так, что осязаемый образ 8-дм установки не формируется, возникает лишь вполне стойкое впечатление, что это не сормовский транспортер, а нечто более легкое. Если точно, то Сиркен не являлся автором-конструктором ни 6-дм, ни 8-дм установки. Он разработал опорную систему, обеспечившую им круговой обстрел. О "Красном Петрограде" можно сказать однозначно это быв. БЕПО Русской Армии ген. Врангеля "Москва" (сформирован на базе 1 батареи, 1-го дивизиона морск. тяжелой артиллерии в марте 1920 в Крыму). По воспоминаниям служившего на нем В.Савинского летом 1920 г на бепо переменили в Севастополе оба ствола 8 дм. орудии, после чего (в августе) бепо был отправлен на фронт. Однако командование так и не решилось отправить "Москву" на очень подвижный фронт в Северной Таврии, а передало её на охрану порта Геническ. Там "Москва" находилась до середины октября 1920 г и затем перешла на станцию Тангаш. Через какое то время "Москву" отправили в Керчь. С августа по ноябрь 1920 г ни одного выстрела "Москва" так и не сделала.

Dirk: Фотография из книги: Зирин С.Г. Голгофа Северо-западной армии. 1919-1920 гг. СПб., 2011.

ABP_TOR: Dirk пишет: Фотография из книги: Зирин С.Г. Голгофа Северо-западной армии. 1919-1920 гг. СПб., 2011. Это фото еще в 2007 г. участник Reigo (Rosenthal Reigo) запостил на форуме http://rkka1920.borda.ru http://i15.tinypic.com/4010wzk.jpg вместо с другим фото этого же бронепоезда http://i18.tinypic.com/2q0vyj6.jpg

Dirk: ABP_TOR пишет: (Rosenthal Reigo) Ага, знаю книжку этого исследователя...

Мишаня75: Приветствую всех участников форума ! Ищу информацию по бронепоездам №96 и 104, воевавших в 1919-1920гг на территории Украины. Комиссаром на обоих в разные периоды предположительно служил мой двоюродный дед Лясковец Степан Иосифович. Интересует любая информация!

Natalie new: Информация из Интернета: Бойцы бронепоезда "Коммунист " Коммунист Луганск. 1918г. хранение - Музей Бронепоезд "Большевик" Большевик Луганск. 1918г. хранение - Музей. Командный состав бронепоезда №26 1918г. №26 Луганск. 1918г. хранение - Облархив

Юрген: Купил любопытную книгу. Издание большого универа, тираж 300.

vvs2058: Год назад во втором томе Сибирского исторического Альманаха была опубликована очередная статья о бронепоезде "Орлик". С текстом статьи теперь можно ознакомиться здесь. Прошу слишком строго не судить. Считаю необходимым отметить, что за время, прошедшее с момента выхода статьи из печати, автору удалось уточнить некоторые эпизоды в "биографии" бронепоезда, которые войдут в третью статью об "Орлике".

Юрген: vvs2058 пишет: строго не судить. Весьма достойная работа, включающая "вброс" новой информации, ну а неточности - для того и форумы, чтобы их находить.

01: БП № 12 "Им. тов. Троцкого".

Автроилъ: Юрген пишет: Весьма достойная работа... Я того же мнения. С уважением...

ИСИДОР: Ув. Гайдукъ уже выставлял из этой серии, но этих фото вроде не было. Первая Латв. Республика.

Dirk: Цитата из книги С.В. Волкова "Офицеры флота и морского ведомства. Опыт мартиролога": "Алексеев Николай Н. Школа прапорщиков флота 1917. Мичман военного времени Гвардейского Экипажа. В Добровольческой армии; янв. -- фев. 1918 увел бронепоезд из Минвод, затем остался в этом районе, фев. 1918 в организации в Кисловодске". О самом человеке могу дополнить: АЛЕКСЕЕВ Николай Николаевич. Родился 1 марта 1895 г. Из потомственных дворян Тамбовской губернии. Окончил 2-ю Воронежскую гимназию, прослушал VIII семестров юридического факультета Петроградского университета. Зачислен гардемарином в Школу мичманов военного времени берегового состава (01.06.1917), старший гардемарин (14.08.1917), по окончании школы произведён в мичманы военного времени берегового состава (01.10.1917, приказ № 222). А что известно о его дальнейшей судьбе и о событиях, упомянутых С.В. Волковым?

Alchel: Dirk пишет: Алексеев Николай Н. Школа прапорщиков флота 1917. Мичман военного времени Гвардейского Экипажа. В Добровольческой армии По всей видимости это он. Алексеев

Lot: Не нашёл нигде конкретной информации по "бронепоезду Сибирской флотилии № 1". "Во время стоянки бронепоезда в Никольск-Уссурийске произошел трагический инцидент – бывший гардемарин МУ Б.К. Рубцов застрелил начальника бронепоезда и перешел на сторону красных партизан. В апреле 1919 г. бронепоезд Сибирской флотилии № 1 ушел на фронт в состав Речной боевой флотилии." Это всё чем располагаю.

Юрген: Приказом Командующего Морских сил на Дальнем Востоке № 1501 от 16.08.1919 г. Лейтенант В.О. Старк назначен с бронепоезда № 1 в речную флотилию

Боярин: Бронедрезина Матваль на базе БА Шеффилд-Симплекс.

Боярин: Немецкие офицеры позируют на фоне железнодорожной платформы с бронеавтомобилем Armstrong-Withworth Fiat. Бронеавтомобиль со знаком смерти. Вид спереди на железнодорожную платформу с бронеавтомобилем Armstrong-Withworth Fiat. Состав предположительно принадлежал большевикам. Возможно импровизированный бронепоезд. Машины часто ломались и водружались на железнодорожные платформы.

ssergey x 100: ?

Lot: ssergey x 100 пишет: ? Бронепоезд "Генерал Марков" Арсений Несмелов БРОНЕВИК У розового здания депо С подпалинами копоти и грязи, За самой дальней рельсовой тропой, Куда и сцепщик с фонарем не лазит, -- Ободранный и загнанный в тупик, Ржавеет "Марков", белый броневик. Вдали перекликаются свистки Локомотивов... Лязгают форкопы. Кричат детишки... И совсем близки Веселой жизни путаные тропы; Но жизнь невозвратимо далека От пушек ржавого броневика. Они глядят из узких амбразур Железных башен -- безнадежным взглядом, По корпусу углярок, чуть внизу, Сереет надпись: "Мы -- до Петрограда!" Но явственно стирает непогода Надежды восемнадцатого года. Тайфуны с Гоби шевелят пески, О сталь щитов звенят, звенят песчинки... И от бойниц протянуты мыски Песка на опорожненные цинки: Их исковеркал неудачный бой С восставшими рабочими, с судьбой. Последняя сибирская верста Ушла на запад. Смотаны просторы. Но в памяти легко перелистать Весь длинный путь броневика, который, Фиксируя атаки партизаньи, Едва не докатился до Казани. Врага нащупывая издалека, По насыпи, на зареве пожарищ, -- Сползались тяжко два броневика, И "Маркова" обстреливал "Товарищ". А по бокам, раскапывая степь, Перебегала, кувыркаясь, цепь. Гремит великолепная дуэль. Так два богатыря перед войсками, Сойдясь в единоборческий дуэт, Решали спор, тянувшийся годами... Кто Голиаф из них и кто Давид -- Об этом будущее прогремит. Подтягиваясь на веревке верст, Кряхтя, наматывая их на оси, Полз серый "Марков", неуклонно пер, Стремясь Москву обстреливать под осень, Пред наступающим -- не раз, не два -- Рвались мостов стальные кружева. А по ночам, когда сибирский мрак Садился пушкам на стальные дула, -- Кто сторожил и охранял бивак, Уйдя за полевые караулы? Перед глухой восставшею страной Стоял и вслушивался, стальной... Что слышал он, когда смотрел туда, Где от костров едва алели вспышки, И щелкнувшей ладонью -- "на удар!" -- Гремел приказ из командирской вышки: "Костры поразложили, дуй их в пим! Пусть, язви их, не спят, коль мы не спим!" У командира молодецкий вид. Фуражка набок, расхлебаснут ворот. Смекалист, бесшабашен, норовист -- Он чертом прет на обреченный город. Любил когда-то Блока капитан, А нынче верит в пушку и наган. Из двадцати трех -- отданы войне Четыре громыхающие года... В земле, в теплушке, в тифе и в огне (Не мутит зной, так треплет непогода!), Всегда готов убить и умереть, Такому ли над Блоками корпеть! Но бесшабашное "не повезло!" Становится стремительным откатом, Когда все лица перекосит злость И губы изуродованы матом: Лихие пушки, броневик, твои Крепят ариергардные бои! У отступающих неверен глаз, У отступающих нетверды руки, Ведь колет сердце ржавая игла Ленивой безнадежности и скуки, И слышен в четкой тукоте колес Крик красных партизанов: "Под откос!" Ты отползал, как разъяренный краб, Ты пятился, подняв клешни орудий, Но, жаждой мести сердце обокрав, И ты рванулся к плачущей запруде Людей бегущих. Мрачен и жесток, Давя своих, ты вышел на восток... И вот Чита. Казачий офицер С хмельными и веселыми глазами, С ленивою усмешкой на лице Тебя встречал и пожимал плечами. Твой командир -- едва ль не генерал -- Ему почтительно откозырял. И командиру вежливо: "Прошу!" Его команде -- лающе "В казармы!" Чита надменно (истинный буржуй!) Встречала арьергард разбитых армий: "Коль вы, шпана, не добыли Москвы, На что же, голоштанные, мне вы?" И чтобы никого не прогневить -- Еще вчера стремительный и зоркий, Уполз покорно серый броневик На затхлые борзячие задворки. И девять лет на рельсах тупика Ржавеет рыжий труп броневика. И рядом с ним -- ирония судьбы, Ее громокипящие законы -- Подняв молотосерпные гербы, Встают на отдых красные вагоны... Что может быть мучительней и горше Для мертвых дней твоих, бесклювый коршун! Чита, 1930 Бронепоезд "Генерал Марков" был отправлен из Читы на станцию Борзя, где простоял на запасных путях до 1931 года.

Змей: ssergey x 100 пишет: ? площадка - бепо Дмитрий Донской, август - сентябрь 1919, Курск пушка - 75мм канэшка на станке Металлического завода обр. 1908г.

Lot: Змей пишет: площадка - бепо Дмитрий Донской, август - сентябрь 1919, Курск "А какофы будут фаши доказательства?" В Вики эта фотка подписана - "Генерал Марков". А если "Донской", то фото для меня интересна вдвойне, на нём служил лейтенант Куров С.В., потом на Сиб. флотилии.

ssergey x 100: Вики похоже врет ! Действительно " Дмитрий Донской". на осень 1919 г.

Lot: ssergey x 100 пишет: Вики похоже врет ! Действительно " Дмитрий Донской". на осень 1919 г. Тем лучше, попытаюсь на фото найти Курова С.В.

Змей: Lot пишет: "А какофы будут фаши доказательства?" Усы, лапы и хвост — вот мои документы! (с)))))) А) на геройски погибшем прошлым летом ноуте у меня была фото Донского в бою, и там как раз была именно эта площадка на именно этой грузовой платформе с именно морской семидесятипяти Б) на фото в чуть другом качестве, чем у Сергея, при желании можно угадать буковки Lot пишет: попытаюсь на фото найти Курова С.В. боюсь, тебе не повезло - закрыл его коллега в модной наглицкой униформе

Lot: Змей пишет: боюсь, тебе не повезло - закрыл его коллега в модной наглицкой униформе Ах эти модные наглицкие френчи! На ДВ тоже был "Дмитрий Донской". Последний бой бронепоезда Рыжов И.Л. Во многих  мемуарах  и исторических исследованиях посвященным последним боям Гражданской войны в Приморье можно встретить такой факт, что во время штурма Спасска 8-9 октября 1922 года частями Народно- Революционной армии Дальневосточной республики в числе трофеев был захвачен бронепоезд. Об этом  в частности писал   командир  2-й Приамурской  стрелковой  дивизии Покус Я. З.  Его дивизия принимала самое непосредственное и активное участие в штурме Спасска. Меня очень заинтересовал этот вопрос.  А так как  «былинникам речистым» я на слово уже давно не верю, то  и решил для себя все-таки докопаться до истины. Пришлось перелопатить гору литературы и по большей части только ту, которая была издана в СССР, но везде одно и то же: «В Спасске наши бойцы захватили…. бронепоезд противника…».  Причем в некоторых опусах даже утверждалось, что было захвачено  не один, а ДВА! бронепоезда.   Как известно историю пишут победители и надеяться, что эти победители будут объективны, по меньшей мере, легкомысленно.  Оставалась надежда на архивы и мемуары участников с другой стороны, то есть белых. Прежде всего, надо было узнать, сколько же было бронепоездов в Земской Рати,  а именно так были переименованы вооруженные силы белых в Приморье. Из разных источников и прежде всего из Государственного  Военного Архива было выяснено, что бронепоездов было четыре.  Из разведсводки  разведотдела отдела Штаба  НРА  и Флота ДВР от 15 сентября 1922 года и из ряда других источников, удалось выяснить  состав бронесил Каппелевской армии, как ее называли красные: Дивизионом бронепоездов командует капитан Кормишин  в составе Железнодорожной бригады полковника Ростовцева. Удалось найти фото  бронепоездов, сделанные в феврале 1922 года. Это бронепоезд «Каппелевец»: И «Дмитрий Донской»: Как видно из снимков бронепоезда эти были самодельные или импровизированные.  Никакой стальной защиты они не имели. К 1922 году гражданская война на Дальнем Востоке  велась при огромном недостатки самых элементарных ресурсов. При отсутствии какой бы то ни было материально-технической базы,  бронепоезда приходилось собирать из подсобных материалов. Все они, как правило,  были сделаны на скорую руку и имели крайне примитивную конструкцию. Это были товарные вагоны, угольные пульманы либо платформы с сооруженными на них блиндажами из шпал, бревен, досок, рельсов, мешков с песком.  Часто встречались и бронелетучки — один вагон с орудием или пулеметом, намертво закрепленным на его лобовом торце и способным вести огонь только вдоль направления железнодорожного полотна. В бортах вагонов устраивались бойницы  для пулеметов и винтовок. В качестве тяги применялся любой подвернувшийся под руку паровоз, и лишь изредка котел его обкладывали мешками с песком.  Поначалу бронепоезда, даже изготовленные на крупных заводах, отличались явным примитивизмом. Бронеплощадки (а именно их конструкция и характеризует степень совершенства самих бронепоездов) представляли собой вариации на тему: бронеказемат, занимающий примерно три четверти платформы, и на оставшейся площади — упрощенный барбет с тумбовой установкой орудия, нередко с отрезанной хоботовой частью лафета. Подчас на орудии отсутствовал даже штатный щит. Но самым уязвимым оставался паровоз, который не имел вообще никакой защиты. И именно это сыграет свою трагическую роль в дальнейшем. На вооружении бронепоездов  находилось 1-2 орудия калибра  37 и 76 мм, а также 2-9 пулеметов,  причем только половина из них станковые, а остальные ручные.  Экипаж состоял из  10-20 офицеров и 20-50 рядовых. Иногда к экипажу бронепоезда добавляли пехотную команду численностью до роты. Но даже и с таким довольно слабым вооружением и отсутствием брони,  эти бронепоезда представляли собой грозную силу для противника. И появление их на том или ином участке фронта приносило немало хлопот красным. Дальнейшие поиски привели меня в  Российскую  Национальную   Библиотеку в городе Санкт-Петербурге.  Где нашлась  книга «Исторический очерк 2-й Приамурской Краснознаменной стрелковой дивизии. 1919-1923 гг.» издание 1924 года. На свое удивление я не нашел в ней упоминание о захвате белого бронепоезда в Спасске.  Более того  в ней говорилось, что части белых отошли от Спасска именно под прикрытие бронепоезда.  А дальше еще интереснее. 11 октября  в 16 ч. 30 мин.  6-й  Хабаровский стрелковый  полк  при 6-ти  орудиях после пятичасового боя занял д. Черниговка и ст. Мучная.  Белые отошли и заняли позиции в  4-х верстах  северо-восточнее д. Халкидон.  Красные пытались атаковать по  тракту  Черниговка-Халкидон, но встретили упорное сопротивление.  А огонь бронепоезда заставил их отойти и залечь.  Наступившая темнота приостановила боевые действия. Как видно  бронепоезд своими действиями  очень  мешал красным, сковывая  их маневр. И вот с рассветом  12 октября части  группа товарища Вострецова вновь перешла в атаку.   6-й Хабаровский пехотный полк при поддержке Троицко-Савского кавалерийского полка сбил части Сибирской группы генерала Смолина  с занимаемых позиций и заняли д. Халкидон.  При артиллерийской перестрелки с бронепоездом противника, огнем орудия, внесенного на руках на  вершину сопки в 2-х верстах восточнее Халкидона (район нынешнего села Высокое) бронепоезд белых был подбит и зажжен.  И несмотря на поддержку прибывшего со ст. Ипполитовка другого бронепоезда, захвачен частями большевиков. Так значит захват бронепоезда произошел не в Спасске, а под сопкой у нынешнего села Высокое. Дальше уже придется обратиться к  документам  из Российского Государственного  Военного Архива. В одной из телеграмм командира Ударной группы  товарища Покуса в Штаб НРА из Спасска от 12 октября говориться: «Бронепоезд белых, стоявший полторы версты южнее  Халкидона,  около  9  часов подбит нашим орудием, стащенным на указанные холмы.  Второй бепо,  подойдя с юга, не мог помочь подбитому и открыл огонь по батальону 6-го полка и Троицко-Савскому кав.  полку,  решившемуся преследовать». На основе этой телеграммы и других донесений была составлена Оперативная  сводка Штаба  НРА  за №0263 от 13 октября. В ней  говориться, что бепо при двух орудиях  подбит артиллерийской батареей с высоты в полуверсте к востоку от д. Халкидон и захвачен батальоном 6-го пехотного  полка. То есть бронепоезд вел артиллерийскую дуэль не с одним орудием а целой батареей, а это  4 орудия. В другой Оперативной сводке Полевого Штаба НРА ДВР №5158 от 13 октября 1922 года сообщалось  что же из себя представлял бронепоезд и что было захвачено  на нем. А именно: «2 орудия, одно полевое другое 37 мм,  30 ящиков патронов и снарядов,  2 контрольные платформы, одна площадка, остальные площадки и бронепаровоз попорчены взрывом». В Спасском музее удалось обнаружить негативы  старых снимков 1922 года, на которых был сфотографирован подбитый бронепоезд и место боя и мы можем их сейчас видеть. К  сожалению, они не очень хорошего качества, но что есть. Теперь стало известно имя подбитого бронепоезда. Это был «Волжанин» под командой поручика Воронцова, который был вооружен 2 пушками (одно полевое 76 мм и второе мелкокалиберное 37 мм), 4 пулеметами. Более подробно последний бой описал участник последних боев в Приморье поручик Филимонов Б.Б. Из его дневниковых записей стало известно, что Черниговку обороняли части  Сибирской группы генерала Смолина с приданными ей кавалерийскими частями Поволжской группы генерала Молчанова. На горе Крестовая в 2 верстах к северу от Черниговки  стоял заслон полковника Смирнова в составе Иркутской пешей и Петроградской конной дружин и одно орудие.  В селе Черниговка  Московская, Прикамская и Поволжская конные дружины, рота Красноярской пешей дружины, Штаб Сибирской группы. На высотах южнее села Томская пешая дружина, Воткинская артиллерийская дружина- 1 орудие, Добровольческая батарея-2 орудия. На станции Мучная один бронепоезд («Волжанин»), на станции Манзовка  другой («Каппелевец»). Пусть современного читателя не пугает слова дружина.  По приказу  правителя Приамурского Земского края  генерала Дитерихса  батальоны стали называться дружинами. Но так как оборонять саму деревню по условиям местности было невыгодно, то  генерал Смолин приказал своим частям занять позиции в 2 верстах к югу от Черниговки. Весь день 11 октября шел бой, то разгораясь то затухая. Бронепоезд, теперь уже известно что это был «Волжанин», вел огонь по красным с левого берега реки Люзанки  не давая им атаковать и прикрывая отход частей Сибирской группы.  И огонь его наносил чувствительные потери наступающим красным.  Это известно из телефонограммы  Начальника полевого Штаба Главкома НРА  № 042/в: «В 16 ч. 30 мин. наши части заняли поселок Черниговка. Особое сопротивление оказывает огонь бепо противника». Передовые части белых стали испытывать нехватку боеприпасов. «Чувствительный расход патронов» доносил генерал Смолин.  В связи с этим  большая огневая нагрузка возлагалась на «Волжанина», на  его орудия и пулеметы.    Что происходило дальше известно из донесения генерала Смолина Воеводе Земской Рати генералу Дитерихсу  №25/оп от 12 октября  8 ч. 40 мин.: «В 7 ч. 40 мин. пехота под сильным натиском противника отошла по линии железной дороги  за первый мост, что через реку Сухой Яр. В настоящий момент Томская дружина прикрывает бронепоезд, по которому противник открыл сильный артиллерийский огонь. Бронепоезд подбит, три платформы сошли с рельс и горят. Вперед выкинулся  бронепоезд № 2 («Каппелевец») и полковник Ростовцев». И уже окончательно полную картину боя дополняют воспоминания  вахмистра  Давыденко из команды  бронепоезда и помощника командира Томской   дружины полковника Бахтерева, которые стали известны из книги Филимонова Б.Б. «Конец Белого Приморья» изданной в США в 1971 года.  Вот что мы теперь знаем. Ночь передовые части белых провели около Халкидона. Утром со стороны Черниговки  появились красные. Они наступают. Заняли сопки. Красная артиллерия ведет интенсивный обстрел белого расположения. У белых имеется в боевой линии один лишь бронепоезд, на него и легла  основная боевая задача. Почти вся артиллерия красных сосредоточила свой огонь по «Волжанину». Пехота белых находиться правее (восточнее) железной дороги, занимая сопки. Полковник Бахтерев с конной сотней Томской дружины выдвигается в боевую линию.  Красные одним из своих снарядов попали в паровоз белого бронепоезда. С тыла на дрезине ехало несколько человек к бронепоезду. Под огнем красных дрезина перевернулась. У бронепоезда же американский вагон сошел с рельс, опрокинувшись поперек пути. Красные находятся теперь на расстоянии полутора-двух верст от белого бронепоезда.  Видя, что он обездвижен, вся артиллерия красных открыла интенсивный огонь.  Думать о поднятии американского вагона на рельсы не приходиться. Большевики вскоре пристрелялись и теперь уже били наверняка. Бронепоезд, подожженный снарядами красных, начинает гореть. Для команды белого бронепоезда остается один выход: взорвать орудия и сжечь его. Надо убирать тяжело раненых.  Между тем под давлением красных, белая пехота оставила гребни сопок, спустилась вниз на равнину и, оставляя горящий  бронепоезд впереди своего фронта, отошла версты на две к югу, где заняла новый рубеж и остановилась. Отступление белой пехоты было довольно поспешным, кое полковник Бахтерев характеризовал словами: «наша пехота посыпалась». Таким образом горящий белый бронепоезд остался на  «ничьей земле». Его команда поспешно отходила, имея в прикрытие лишь кавалеристов полковника Бахтерева.  В этот момент эскадрон  Троицко-Савского  кавалерийского полка решился на атаку небольшого отряда белых, залегших у бронепоезда.  Непосредственно около «Волжанина» находилось   только 10 всадников во главе с полковником Бахтеревым.  Конница красных уже развернулась для атаки,  силы слишком неравны, сейчас налетят и порубят. Но неожиданно из-за полотна железной дороги раздались частые залпы. Оказалось, что там собралось около 30 отставших белых бойцов Томской дружины. Видя несущихся на них красных всадников, они не растерялись, но открыли огонь залпами. Этот огонь оказался полной неожиданностью для красных. Их атака захлебнулась  и смешалась. Красная конница повернула быстро назад, отскочив на приличную дистанцию. Этот огонь небольшой горстки белой пехоты спас  жизнь полковнику Бахтереву и его людям. От разъезда Манзовка подошел  «Каппелевец». Своим огнем он стал прикрывать отход частей белых. И теперь уже на его команду ложились  задачи  «Волжанина».  Им не раз приходилось  ранее  вместе прикрывать свою пехоту, вести артиллерийскую дуэль с  батареями  и бронепоездами  противника.  Особенно часто бились они бок о бок во время Хабаровского похода и под Волочаевкой. Теперь «Каппелевец» уже в одиночку  прикрывал остов  умирающего собрата. Бронепоезд «Волжанин» горел, его орудия были испорчены экипажем, сняты замки и панорамы,  пулеметы   забраны с собой.  Защищать, некогда грозного для врага, а теперь беспомощно замершего на дороге  «Волжанина» не имело смысла.  Последние его защитники стали отходить за ручей  Сухой Яр, отстреливаясь от красных конников,  державшихся теперь на приличном расстоянии.   Бронепоезд «Волжанин» не был захвачен, он погиб в бою, до конца выполнив долг солдата.  Красным достались только разбитые и полусгоревшие вагоны и платформы, да две испорченные и негодные к стрельбе пушки. Уходя, белые бойцы сняли с бронепоезда трехцветный флаг Российской империи, символ  воинской чести и доблести, символ патриотизма и любви к Родине, знак мужества и стойкости последних  Защитников Отечества. Взято здесь- http://d-m-vestnik.livejournal.com/

Lot: На дальневосточном "Дмитрии Донском" служил Степанов А.С. Фото из коллекции А.В.Плотто.

Юрген: Lot пишет: Странно, почему он в тельнике старого образца?

Lot: Юрген пишет: Странно, почему он в тельнике старого образца? Запасы, видимо, большие были. В такой тельняшке Степанов на всех фото с 1917г. Кап Сен Жак, Степанов А.С., лето 1918г. А здесь у него уже новый тельник, Владивосток, шефнеровские казармы, лето 1919г.

Lot: Ну и закончим со Степановым и тельняшками. Степанов и Слюз в тельняшках старого образца, ниже Чигаев и Юнаков. Можно как следует рассмотреть тельняшку старого образца. Снимок сделан на переходе "Орла" из Гонконга в Хайфон.

venelane: Коллеги, хоть какой-нибудь фотоматериал по бронепоездам Северо-Западной армии есть?

Lot: venelane пишет: Коллеги, хоть какой-нибудь фотоматериал по бронепоездам Северо-Западной армии есть? "Адмирал Колчак"

venelane: Lot пишет: "Адмирал Колчак" Зело признателен, боярин. Откуда?

Lot: venelane пишет: Откуда? Не помню.

venelane: "Талабчанин"

Николай З.: Фотография легкого бронепоезда Дальневосточной армии "Справедливый", сделанная в Китае в 1928 году. Что за орудия у него, кто-нибудь прокомментирует? http://www.rusantikvar.ru/forum/viewtopic.php?f=52&t=1692

Lot: Николай З. пишет: Что за орудия у него, кто-нибудь прокомментирует? На первом снимке - британская "Ordnance BLC 15-pounder". Были у Колчака такие. На платформе вроде - "87-мм полевая лёгкая пушка образца 1877 года". Похожая пушка на этом фото - Насчёт 1928г. очень сильно сомневаюсь.

Змей: Николай З. пишет: Что за орудия у него вот это 3,42дм лёгкая полевая пушка обр. 1877г. оригинально на бепо решили вопрос с её горизонтальным наведением )) Вторая АУ, в башне, что-то английское, 12-16-18 фунтовое ПыСы пока загружались фотки, Лот опередил ))

Lot: Змей пишет: ПыСы пока загружались фотки, Лот опередил )) А я ждал тебя... Но пришлось первому отвечать.

Lot: Змей пишет: оригинально на бепо решили вопрос с её горизонтальным наведением ) Ну очень оригинально, а если на параллельном пути поезд окажется.

Lot: Змей пишет: Вторая АУ, в башне, что-то английское, 12-16-18 фунтовое "А вот оно чё, Михалыч!" Барнаул. 1919

Николай З.: Благодарю. Пушка 1877 г., я так понимаю, скорее всего с владивостокской крепости?

Lot: Николай З. пишет: Пушка 1877 г., я так понимаю, скорее всего с владивостокской крепости? Не обязательно.

ИСИДОР: Несколько фото в тему.

Lot: ИСИДОР пишет: Несколько фото в тему. Верхнее не в тему. Фото не периода Гр.войны.

ИСИДОР: Таки опять не в тему, но больно уж "броненосный бронепоезд"!

Lot: 6-ти дюймовка с H.M.S. "SUFFOLK" на платформе.

Юрген: H.M.S. SUFFOLK, Владивосток, 1918 г. Вроде все 6-дюймовки в наличии, да и щиты малость другие...

Lot: Юрген пишет: H.M.S. SUFFOLK, Владивосток, 1918 г. Вроде все 6-дюймовки в наличии, да и щиты малость другие... 1. У вас на фото H.M.S. "KENT", значит год уже 1919г. 2. В "начале осени 1918 г. по просьбе белого командования, испытывавшего крайнюю нехватку артиллерии, небольшое подразделение морской пехоты с одним шестидюймовым и четырьмя двенадцатифунтовыми орудиями высадилось с «Суффолка». Орудия были установлены на бронированные платформы и отправлены на Уссурийский фронт, где шестидюймовая пушка поддерживала огнем чехов, гнавших большевиков на запад." http://elabuga-foto.ru/homeland/_jameson.html 3. Морское орудие с H.M.S. "SUFFOLK" на Поволжском фронте у чехов. Уфа 1918 год. Сравнивайте.

Юрген: Lot пишет: Сравнивайте. Это да, Lot пишет: на фото H.M.S. "KENT" но фото подписано и мной уворовано с АНГЛИЙСКОГО сайта именно по SUFFOLK.

Lot: Юрген пишет: но фото подписано и мной уворовано с АНГЛИЙСКОГО сайта именно по SUFFOLK. "SUFFOLK" во Владивостоке был с балконом на корме. Вот снимок начала 1918г., Гонконг, из собрания А.В.Плотто Владивосток "KENT" во Владивостоке

Юрген: Lot пишет: из собрания А.В.Плотто Ну тут вопросов нет... Доверяй, но проверяй, впервые сталкиваюсь, что подписанные фото на хорошем форуме палёным оказалось однако... Спасибо, фото выбросил.

Lot: Юрген пишет: Доверяй, но проверяй, впервые сталкиваюсь, что подписанные фото на хорошем форуме палёным оказалось Да чего там, на "ресурсах" много чего подписано не так. Вот, пожалуйста, 2 одинаковых фото подписанные одной и той же рукой. На одном фото - 1919г, на другом - 20-й, да и не "Бруклин" на фото, а японский кр. "Якумо" (спасибо Боярину за опознание). И скорее всего не Владивосток. Обе фотографии из альбома американского солдата.

Николай З.: Набрел. http://foto-history.livejournal.com/8913599.html

tur: "Орлик" Возможно 1919 г. Судя по возвышению рельефа, это могут быть станции Нижнеудинск, Кутулик или Тулун на Транссибирской магистрали . Фото с аукциона http://forums-su.com/viewtopic.php?f=195&t=685442 ( увеличение изображения через ссылку. ).

vvs: tur пишет: "Орлик" Возможно 1919 г. Судя по возвышению рельефа, это могут быть станции Нижнеудинск, Кутулик или Тулун на Транссибирской магистрали . Вагон №1 (бывший МБВ "Заамурец") из состава БП "Орлик" в районе станции Сорокино под Красноярском 14 марта 1919 года.

vvs2058: tur пишет: "Орлик" Возможно 1919 г. Судя по возвышению рельефа, это могут быть станции Нижнеудинск, Кутулик или Тулун на Транссибирской магистрали . По данным Чешского военно-исторического архива - это вагон №1 (бывший МБВ "Заамурец") из состава БП "Орлик" в районе станции Сорокино под Красноярском 14 марта 1919 года.



полная версия страницы