Форум » Гражданская война » Українська фльота (продолжение) » Ответить

Українська фльота (продолжение)

ABP_TOR: В этой ветке буду размещать, с любезного разрешения Ярослава Тинченко, некоторые данные по офицерам Украинского флота, которые он выкладывал на форуме Military Ukraine http://forum.milua.org/viewtopic.php?t=4587 Склад Головної військово-морської управи на січень 1921 року Злобин Микола, капитан I ранги начальник Головної військово-морської Управи Савченко-Більський, генерал-хорунжий, помічник начальника Голов. військ.-мор. Управи Леванда, капитан, ад’ютант (він же секретарь) Головної військово-морської Управи Мандрика Кость, старший лейтенант, начальник відділу Голов. військ.-мор. Управи Шрамченко Святослав, лейтенант, начальник відділу Голов. військ.-мор. Управи Барнів Борис, мічман, начальник відділу Голов. військ.-мор. Управи Велецька Зінаіда, друкарниця Головної військово-морської Управи На 9.04.1921 у складі Збірного (морського) куреня 3-ї Залізної дивізії служили такі морські офіцери та урядовці: Богацький Михайло, мічман Будолатті Михайло, ранговий Верщинський Іван, лейтенант Кісілів Іван, мічман Літвіненко Володимир, мічман Осканів Яків, мічман Сербін Хведір, мічман Сокальчук Микола, лейтенант Чибис Юрко, ранговий Щербак Микола, лейтенант Оставил на украинском, чтобы избежать возможного искажения фамилий при обратном переводе (к примеру Осканьев-Осканиев). Если что-то непонятно-переведу ЗЫ. Приписка от Я.Тинченко Було б цікаво дізнатись з Вашою допомогою про долю цих офіцерів. Але хотілося б, щоб люди, які згодом скористаються цією інформацією у своїх публікацій, зробили посилання... Ну, хоча б, на НАШ ФОРУМ. Їх толерантність у цій справі буде доброю запорукою для мене, щоб, наприклад, почати ділитися інформацією про тих три сотні морських офіцерів, які залишилися в СРСР та у більшості загинули у ЧК-ОГПУ-НКВД Было бы интересно узнать с Вашей помощью про судьбу этих офицеров. Но хотелось бы, чтобы люди которые воспользуются этой информацией в своих публикациях, делали ссылки... Ну, хотя бы, на НАШ ФОРУМ. Их толерантность в этом деле будет хорошей порукой для меня, чтобы, например, начать делиться информацией про те три сотни морских офицеров, которые остались в СССР и в большинстве своем погибли в ЧК-НКВД-ОГПУ (речь идет об офицерах по которым у него есть информация)

Ответов - 16

kerbyol: С уважением !

12: Чрезвычайно интересный документ, большое спасибо. Подпись Канина?

12: Хотя нет, скорее Хоменко...

ssergey x 100: История первого украинского крейсера Автор: Владимир Заблоцкий Источник: журнал «Камуфляж» № 2 за 2012 г. http://joanerges.livejournal.com/1472198.html История первого украинского крейсера необычна и представляет собой отражение общей сложной истории зарождения украинского флота в контексте появления независимой Украины вообще. В общей сложности этому кораблю, намного пережившему своих современников, пришлось четырежды менять название, столько же раз - флаг, входить в состав флотов разных стран (России, УНР, Германии и СССР), а также участвовать в трех войнах, включая две мировые... В числе кораблей, строившихся для императорского флота Черного моря по программе 1883-1902 гг., был и крейсер 1 ранга «Нагул» (с 25 марта 1907 г. – «Память Меркурия», с 23 октября по декабрь 1918 г. - «Гетман Иван Мазепа», с 31 декабря 1922 г. - «Коминтерн»), с 16 июля 1915 г. отнесен к подклассу крейсеров (КР). Первые конструкции корпуса корабля были выставлены на стапеле крытого эллинга №7 Николаевского адмиралтейства 14 марта 1901 г. На корабле обычно работали до 400-600 рабочих и мастеровых, и 20 мая 1903 г корпус крейсера «Кагул» был спущен на воду. 15 января 1906 г. утром крейсер ушел в Севастополь для испытания машин. Согласно условиям контракта, вахту у машин и котлов несли мастеровые ОСМиЛЗ (70 человек), изготовившего котлы и машины. При этом на корабле из вооружения имелись только 4 башенные 152-мм орудия, остальные установить не успели. В Севастопольском доке крейсеру очистили и окрасили подводную часть и 31 января он вошел в состав судов Отдельного практического отряда Черного моря. 19 апреля 1907 г, испытания механизмов крейсера, переименованного уже в «Память Меркурия», завершили, При этом его машины развили мощность 20400 л. с. вместо предусмотренных проектом 19500 л. с., а наибольшая величина скорости хода, полученная на испытаниях, составила 24,75 узла. 16 мая крейсер возвратился в Николаев для завершения установки артиллерийских орудий, ревизии и устранения выявленных недостатков. Практически до самого начала Первой мировой войны на крейсере производились испытаний и всевозможные доработки. В 1911-1914 гг. корабль прошел в Севастополе капитальный ремонт с перевооружением (дополнительно установили четыре 152-мм орудия, увеличив их число до 16). Правда, из-за перегрузки скорость кода по сравнению с проектной снизилась до 21 узла. К началу войны крейсер представлял собой вполне боеспособный корабль, один из лучших на флоте. 24 октября 1914 г. он под флагом начальника бригады крейсеров контр-адмирала Покровского А.Г. участвовал в первом боевом походе флота к турецким берегам. Именно «Память Меркурия» обнаружил в море 3 больших турецких транспорта с войсками и военными грузами, шедшие в Трапезунд без охранения. Все они после снятия команд были потоплены. В ходе войны крейсеру пришлось решать довольно широкий круг задач, бороться с неприятельским судоходством, защищать свои коммуникации, сопровождать в походах к турецким берегам главные силы илота, высаживать и прикрывать десанты и ставить мины. Последний боевой поход крейсера состоялся 24 августа 1917 г – он прикрывал высадку диверсионного десанта в турецком п. Орду. Выполнив поставленные задачи, десант затем благополучно возвратился на корабли. Всего за 33 месяца войны крейсер 32 раза выходил в море и находился там в общей сложности 307 суток. Он участвовал в 10 боевых столкновениях с кораблями противника, 3 из который пришлись на первые 14 месяцев войны. Корабль, нуждавшимся в ремонте, заодно планировали перевооружить новыми 130-мм орудиями. Правда, осуществление этих планов пришлось отложить из-за последовавших вскоре революционных событий 1917 г. К этому времени относится возникновение на корабле, большую часть команды которого составляли украинцы, сильной украинской организации, со временем начавшей претендовать на роль ведущего проводника политики созданной в Киеве Центральной Рады (Центральный орган автономной Украины в составе России, признанный Временным правительством) на флоте. Логическим продолжением этого процесса стала украинизация ряда кораблей флота (в т. ч. эсминца «Завидный», крейсера «Память Меркурия» и даже флагманского линкора «Воля»). 16 ноября приказом командующего флотом контр-адмирала А- Немитца создали комиссию по передаче крейсера «Память Меркурия» официально аккредитованному при штабе флота комиссару Центральной Рады капитану 2 ранга Е. Акимову, Формально это можно считать датой организационного становления украинского флота, хотя вопрос требует своего исследования и дополнительного уточнения. Обстановка осложнилась 25 ноября 1917 г., с провозглашением в Киеве, в ответ на октябрьский большевистско-левоэсеровский переворот в Петрограде, независимой Украинской Народной Республики (УНР). В этот те день после митинга на гафеле крейсера подняли украинский флаг. В знак протеста 27 числа корабль покинули, торжественно унеся с собой гвардейский Георгиевский Андреевский флаг, 200 моряков «Памяти Меркурия» из числа русских и представителе и других национальностей, в т. ч. почти все офицеры, за исключением мичмана В. Дьяченко, которому капитан 2 ранга В. Терентьев «на законном основании» сдал обязанности по должности командира и имущество крейсера, В начале декабря 1917 г. под прикрытием украинизированных кораблей (дредноут «Воля», крейсер «Память Меркурия» и 3 эсминца) из Трабзона на транспортах эвакуировали в Одессу украинские части 127-й пехотной дивизии (первая и последняя, единственная в своем роде операция, т. к. вскоре Центральная Рада утратила контроль над флотом). 27 января 1918 г. после известного ультиматума Совнаркома России Украинской Народной Республике Москва взяла курс на военное решение вопроса в свою пользу, границу перешли, постепенно продвигаясь вглубь украинской территории, большевистские части Красной гвардии. В это же время в Одессе начались бои между частями большевистской ориентации и войсками украинской Центральной Рады. Стоявший в одесском порту «Память Меркурия» некоторое время сохранял нейтралитет, оставаясь под украинским флагом. Но в ночь с 16 на 17 января, под угрозой расстрела большевизированньми линкорами «Синел» и «Ростислав», крейсер спустил украинский желто-голубой флаг. По одной версии экипаж сошел на берег и присоединился к формированиям Центральной Рады, по другой, по крайней мере часть его во главе с В. Дьяченко осталась на корабле, подняв красный флаг. Более того, винтовками из арсенала крейсера «Память Меркурия» вооружили формирования Союза моряков, воевавшие на стороне большевиков. С эвакуацией красных из Одессы крейсер ушел в Севастополь. В марте его перевели в число судов второй линии и сдали на хранение в Севастопольский порт. Обстановка в революционном Севастополе в начале 1918 г. отличалась многочисленными случаями самовольной расправы матросов над офицерами, независимо от поведения последних. Отдельные из них отличались крайней жестокостью. Так, старший офицер крейсера «Память Меркурия» ст. лейтенант Д. Павловский, проходивший мимо портовой мастерской, был задержан патрулем. Матросы бросили его на землю, накрыли тяжелыми стальными листами и прыгали на них, пока не затих «последний вопль несчастной жертвы. 29 апреля на крейсере "Память Меркурия», как и на подавляющем большинстве кораблей Черноморского флота, стоявших тогда в Севастополе, вновь был поднят украинский флаг. Правда, на этот раз все это имело целью путем организованной «сверху» украинизации флота избежать его захвата наступавшими немцами. Когда же эта попытка не удалась, большая часть флота в ночь на 30 апреля ушла в Новороссийск, где спустя полтора месяца часть кораблей была по приказу из Москвы затоплена, а часть возвратилась в Севастополь и сдалась немцам. «Память Меркурия» избежал участи и тех, и других, оставаясь к приходу немцев у причала Южной бухты под украинским флагом. А поскольку Берлин не признавал притязаний Киева на Крым и Черноморский флот, то после торжественного вступления в Севастополь 1 мая немецких войск украинские флаги на всех стоявших в бухте кораблях немцы заменили на свои, По свидетельству очевидцев, трофеев было столько, что у немецкого командования просто не оказалось достаточного числа германских морских флагов, которые пришлось срочно доставлять из Берлина самолетами. С мая по октябрь 1918 г. немцы использовали «Память Меркурия» в качестве плавказармы для размещения личного состава своей Средиземноморской дивизии – главным образом экипажей перебазированных в Севастополь подводных лодок. В октябре немцы, в преддверии эвакуации из-за проигранной в Европе мировой войны, официально передали корабли бывшего Черноморского флота Украине. В Киеве вновь созданное морское ведомство при гетмане Скоропадском начало комплектовать экипажи для кораблей вновь созданного украинского флота. Одновременно их переименовывали в честь выдающихся украинских политических и военных деятелей прошлого. Так, крейсер «Память Меркурия» с 23 октября 1918 г, переименовали в «Гетман Иван Мазепа». На корабле в очередной, уже третий раз подняли украинский флаг, правда, теперь уже не национальный желто-голубой, а специально утвержденный военно-морской флаг, представлявший собой белое полотнище с синим крестом и национальным желто-голубым флагом в крыже. Увы, существовать флоту независимой Украины оставалось недолго. Вслед за поражением Германии и Турции в конце ноября 1918 г. в Севастополь пришли корабли союзников, поднявшие на кораблях бывшего Черноморского флота уже свои флаги. Старый и к тому же разоруженный крейсер никакой боевой ценности к тому времени не представлял и союзниками не использовался. Тем не менее 24 апреля в ходе первой эвакуации союзников и белых из Севастополя англичане вывели из строя все оставшиеся там корабли, подорвав их главные машины и лишив тем самым хода. Не стал исключением и «Гетман Иван Мазепа», на котором англичане подорвали головки 4-х цилиндров, Интересно, что в документах крейсер по-прежнему именовался по-старому – «Память Меркурия», Так его называли и белые, и красные, и союзники по Антанте, которым независимая Украина была в равной степени не нужна. До конца гражданской войны крейсер стоял в Южной бухте, постепенно разоружаемый то красными, то белыми, попеременно занимавшими Севастополь. В итоге на нем остались всего четыре башенных 152-мм орудия без замков. В таком состоянии «Память Меркурия» находился к ноябрю 1920 г., на момент эвакуации армии Врангеля из Крыма. Крейсер стал крупнейшим из немногих подлежавших восстановительному ремонту кораблей бывшего Черноморского флота, С августа 1921 г. на его борту уже разместился РВС и штаб Морских сил Черного и Азовского морей. Для восстановления машин использовали головки цилиндров, арматуру и механизмы со списанных кораблей. Во время ремонта корабль перевооружили на 130-мм артиллерию. 1 мая 1923 г. крейсер переименовали в «Коминтерн», в тот же день восстановленный корабль поднял военно-морской флаг и начал испытания, а в июне вступил в строй и участвовал в учениях, совершив поход вдоль берегов Крыма и Кавказа. В 1924 г. «Коминтерн» продолжал активно заниматься боевой подготовкой и участвовать в учениях немногочисленных Морских сил Черного моря. В ноябре 1925 г он был задействован в съемках знаменитого фильма С. Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин» - на борту «Коминтерна» снимали эпизоды восстания, сцены у корабельных орудий и т.п. В сентябре 1928-го на его борту снимались также эпизоды художественного фильма «Разлом». Во время капитального ремонта с мая 1930 г по сентябрь 1931 г «Коминтерн» переоборудовали б учебный. После ремонта и переоборудования в июне 1941 г. его переклассифицировали в минный заградитель. Изменился и его силуэт - корабль лишился первой дымовой трубы, было вдвое сокращено и число 130-мм орудий. С началом Второй мировой войны он вошел в состав эскадры ЧФ и занимался минными постановками в районе Севастополя, выставив за 5 суток около 600 мин. В дальнейшем корабль осуществлял постановку оборонительных минных заграждений в северо-западной части Черного моря от устья Днестра до Тендры. С июля 1941г. корабль перебазировали в Одессу. «Коминтерн» прикрывал переход из устья Дуная в Одессу кораблей Дунайской флотилии, а также занимался установкой 250 мин в районе озера Устричное. В начале августа «Коминтерн» включили в состав вновь сформированного Отряда кораблей северо-западного района с задачей обеспечения защиты Одессы с моря и оказания огневой поддержки армейским частям. Корабль в условиях активного противодействия артиллерии и авиации обстреливал позиции и боевые порядки наступавших румын. В ходе боевых действий на Крымском полуострове «Коминтерн» многократно участвовал в доставке воинских подразделений и грузов к местам боевых действий, эвакуации раненых и мирного населения. В ходе таких рейдов корабль неоднократно подвергался бомбардировкам немецкой авиации, получая многочисленные повреждения. Однако каждый раз усилиями корабельной команды и работников ремонтных мастерских «Коминтерн» восстанавливал свою боеспособность и вновь выходил в море. 2 июля 1942 г. во время очередного массированного авианалета немецкой авиации на Новороссийск «Коминтерн» получил прямое попадание бомбой в левый шкафут (убито и ранено 69 человек), в верхней палубе образовалась пробоина площадью около 90 м2 и начался пожар, вскоре локализованный экипажем. Вечером корабль ушел в Поти для выполнения ремонтных работ, но через две недели во время массированного налета немецкой авиации на Поти стоявший в гавани «Коминтерн» вновь получил прямое попадание неразорвавшейся авиабомбой, которая пробила корабль насквозь в районе 2 котельного отделения и через пробоину в днище вышла наружу. Котельное отделение начало затапливаться, в связи с угрозой взрыва котлов в них прекратили пары. По окончании налета на пробоину завели пластырь, а забортную воду откачали. Тем не менее полученные повреждения в условиях отсутствия ремонтной базы означали приговор устаревшему кораблю с предельно изношенной материальной частью. В связи с этим «Коминтерн- решением командования ЧФ подлежал разоружению. В Туапсе корабль вышел 17 августа своим ходом, не превышавшим 3 узлов, в сопровождении буксира и двух сторожевых катеров, Отразив на переходе атаку 6 «юнкерсов», «Коминтерн» попутно доставил в Туапсе 500 человек маршевого пополнения. В тот же день с корабля сняли восемь 130-мм, три 76,2-мм, три 45-мм орудия, два 25-мм автомата и пять 12,7-мм пулеметов, а также дальномер и весь боезапас. На берег сошли 184 человека из числа прислуги, предназначенные для комплектования новых батарей. 19 августа уже разоруженный «Коминтерн» совершил свой последний переход с 500 эвакуированными и грузом из Туапсе в Поти. Из снятых с «Коминтерна» орудий 17 августа 1942 г сформировали четыре 2-орудийные 130-мм, одну 3-орудийную 76,2-мм и одну 3-орудийную 45-мм береговые батареи, занявшие позиции на подступах к Туапсе. После демонтажа всего ценного оборудования корпус «Коминтерна» 10 октября 1942 г. буксирами вывели из гавани Поти и вместе с тремя недостроенными транспортами («Лелсе», «Балаклава» и «Камышин») затопили на мелководье в устье р. Хоби (Хопи) открытием кингстонов - корпус бывшего крейсера и названные суда после затопления образовали брекватер, защитивший от воздействия прибоя фарватер и рейд существовавшего в устье реки пункта базирования легких сил флота. Окончательно «Коминтерн» исключили из списков кораблей флота 2 февраля 1943 г. Некоторое время спустя на палубе затопленного на мелководье корабля находилась противокатерная артиллерийская батарея. Долгие годы остов крейсера продолжал служить в качестве волнолома, постепенно разрушаясь под воздействием коррозии и частых штормов, К началу 1980-х над водой сохранялась часть насквозь проржавевшей брони боевой рубки и борта, но и они со временем почти полностью исчезли, не устояв перед стихией. К настоящему времени от «Коминтерна» сохранились только днищевые конструкции.

Ad rem: Владимир Заблоцкий пишет: К началу войны крейсер представлял собой вполне боеспособный корабль, один из лучших на флоте Владимир Заблоцкий пишет: История первого украинского крейсера Скільки днів він значився українським крейсером? український крейсер брав участь у трьох війнах, включаючи дві світові... ? Володимир

12: Ad rem пишет: Скільки днів він значився українським крейсером? Немного ни мало - около 100 дней. С 12 ноября 1917 г. до 16 февраля 1918 г. См. протокол № 19 пленарного заседания Центрофлота от 16 февраля 1918 г. Ну и при немцах он, пишут, стоял некое время под украинским флагом...

pz.kpfw: В боевом расписании русского черноморского флота на 1918 он числится. А еще числится длительное время(надо смотреть в записи сколько) в ремонте в Севастопольском порту. На немецких фото он чаще без флага вообще...

Исследователь: Владимир Заблоцкий пишет: цитата: История первого украинского крейсера Как принято писать в Рунете, "стесняюсь спросить": если этот назван ПЕРВЫМ, то значит были и другие? Или ещё только будут? Когда и "скока"?

pz.kpfw: Ну типа "Адмирал Нахимов" и последний "Атлант" 1164

12: pz.kpfw пишет: В боевом расписании русского черноморского флота на 1918 он числится. А еще числится длительное время(надо смотреть в записи сколько) в ремонте в Севастопольском порту. Это неудивительно. Большевики в Одессе еще в самом начале 1918 г. фактически "подчинили" себе этот корабль следующим образом: сначала на крейсер наставил свои орудия сагитированный "Ростислав" (который сам до недавнего времени стоял под укр. флагом, а теперь благодаря успешной агитации - под красным). Этого на "ПМ" никто не ожидал. В ходе разбирательств матрос-агитатор с "Прута" А. Кривошеев в личной беседе с командиром крейсера мичманом Дьяченко предъявил ему ультиматум, мол, если вы и дальше будете поддерживать УНР, то вас убьют, независимо от того где вы будете находиться - на корабле или на берегу. На Дьяченко угроза Кривошеева повлияла, и поэтому корабль потом не вмешивается в ход боев в Одессе. Но после этого было еще два инцидента: инцидент с загрузкой на крейсер 20 000 винтовок "для мусульман Крыма" (до 7 января) и инцидент с оркестром (крейсер выпустил на берег группу с оркестром и знаменем для участия в митинге возле почты). В обеих случаях были угрозы со стороны "Ростислава", что заставило экипаж "ПМ" отказаться от своих намерений. Когда начались бои в Одессе, то "ПМ" не смог ничего предпринимать из-за того, что на него постоянно "смотрела" одна из башен "Ростислава". 6 февраля "нейтральный" крейсер ушел в Севастополь. Все это время до 16 февраля корабль стоял под украинским флагом. В Одессе кроме "ПМ" под украинским флагом в январе еще стоял транспорт № 56 "Россия", разоруженный красногвардейцами (об этом написано в газете Одесские новости, 30 января (12 февраля) 1918 года, № 10626). Во время боев в Одессе погиб штурман Харитон Трофименко, помощник командира транспорта № 119, также стоявшего под укр. флагом. Не знаю, наверняка должны быть еще какие-то сведения о кораблях под украинским флагом в это время (январь 1918 г.) в Одессе. Но это пока все, что мне удалось найти с 2009 г., с момента подлинной заинтересованности вопросом.

ssergey x 100: http://www.uarmy.com.ua/ALMANAH/ALMANAH03/article12/art12.html

12: ssergey x 100 пишет: http://www.uarmy.com.ua/ALMANAH/ALMANAH03/article12/art12.html Увы, это уже очень устаревший материал, к тому же с огромным множеством неточностей... Всем, кто действительно интересуется вопросами украинского флота рекомендую книгу Тинченко Я. Військово-морські сили України. 1917-1921: науково-популярне видання. - К.: Темпора, 2012 Это одно из лучших изданий на эту тему. Но и там есть свои недостатки и ошибки. Ряд важных вопросов автором проигнорирован, и на полноту эта книжка, увы, тоже не может претендовать, хотя она и содержит ряд важных сведений...

12: Вот есть один любопытный документ, относящийся к 1921-ому году. Речь идет об имуществе чрезвычайной миссии УНР в Румынии, а конкретно о продаже корабельного имущества адмиралом Остроградским. Судя по этой информации он продал немного ни мало 60 кораблей и судов! № 7 Інформація про майно НДМ УНР В Румунії Б/д, м. Бухарест № 7 Далее идет перечисление разных малоинтересных вещей, но затем: АДМИРАЛ ОСТРОГРАДСЬКИЙ Одержав і одержує величезні кошти за аренду та від продажу майна Русько-Дунайського пароплавства в Румунії, яке складається з 60 суден, барж та пароплавів, механичних майстерень, земельних участків та резервуару для гасу на 150 000 пудів в Рені, Галаці, Кілікії. Информация отсюда, страница 141 Есть ли какие подробности относительно этого? Прошу пояснить.

Азов: 12 пишет: сначала на крейсер наставил свои орудия сагитированный "Ростислав" (который сам до недавнего времени стоял под укр. флагом, а теперь благодаря успешной агитации - под красным). Можно дату поднятия на "Ростиславе" ЖБП? и сколько времени он под ним стоял...а так же источник откуда эта....ммм "информация"?...

Азов: ssergey x 100 пишет: В начале декабря 1917 г. под прикрытием украинизированных кораблей (дредноут «Воля», крейсер «Память Меркурия» и 3 эсминца) из Трабзона на транспортах эвакуировали в Одессу украинские части 127-й пехотной дивизии Очередная легенда... Из той же оперы что и о "героичной гибели" кружляка "Гетьман Сагайдачный" (он же "Адмирал Истомин") в бою с английскими линкорами на Одесском рейде в октябре 1918 года...) Известно что "Воля" имел один единственный боевой поход 19-23 октября 1917 года и больше в море не выходил ни разу до 30 апреля 1918 года... легко проверяется...

Азов: ssergey x 100 пишет: В начале декабря 1917 г. под прикрытием украинизированных кораблей (дредноут «Воля», крейсер «Память Меркурия» и 3 эсминца) из Трабзона на транспортах эвакуировали в Одессу украинские части 127-й пехотной дивизии (первая и последняя, единственная в своем роде операция, т. к. вскоре Центральная Рада утратила контроль над флотом). А вот откуда ноги растут у этой дезы...) «З оповідань козаків, та їхніх старшин я довідався, українізація війська…зупинилась из-за поважного спротиву корпусного командування. Всі заходи М. Свідерського у тому напрями розбивались об спротив цього командування. Врешті у Свідерського увірвався терпець, і він викликав на допомогу дредновт «Волю» із Севастополя. Ця плаваюча «фортеця» прибула й стала в трапезундському порті під українським прапоромувірвався терпецьувірвався терпець. Це нагнало страху на російське командування. Порозумівшись з М. Свідерським, «Воля» спрямувала свої велетенські гармати на місто й вислала корпусному командуванню таку безумовну вимогу: українізація, або все піде у порох!..» (Биковський Л. «На Кавказько – Турецькому фронті» Спомини з 1916 – 1918. – Вінніпег-Денвер, 1968). http://diasporiana.org.ua/memuari/1800-bikovskiy-l-na-kavkazko-turetskomu-fronti-spomini-z-1916-1918-rr/ Дальше на той же странице 112 идёт красочное описание того как перетрусившее начальство 5-го Кавказского корпуса в лице его командира генерала Клясовского «негайно» через своих «осавулів» согласилось внять «Високому Комісарові України» «низькопоклонно вибачавсь» перед ним за прежние «непорозуміння» согласившись со всеми требованиями Свидерского. После чего, поспособствовав дело украинизации корпуса: «Воля» маєстатично відплила…» Ни про "Память Меркурия" ни про 3 "эсьминьци" в этих "споминях" нет ни слова... и вообще что то не похоже на "прикрытие эвакуации"... Вобщем оказывается САМ Биковський "ВОЛЮ" и на глаза "нэ бачив" а только "чув" "З оповідань козаків, та їхніх старшин" ...) Что то с трудом как то можно представить, что бы "ВОЛЯ" могла по первому же "виклику" какого то украинского местечкового комиссара у которого вдруг "увірвався терпець" на всех парах мчаться в Трапезунд чтоб погрозить там кому то своими "велетенськіми гарматами" ...)



полная версия страницы