Форум » Гражданская война » Эвакуация Батуми в марте 1921 г. » Ответить

Эвакуация Батуми в марте 1921 г.

pluto9999: Я интересуюсь историей советско-грузинской войны и опубликовал в ЖЖ несколько статей о ее предыстории, малоизвестных страницах и мифах. И вот, на днях получил из Грузии любопытную информацию и вопрос поставивший меня в тупик: Беспокою Вас из Грузии, сценарист М... Б... Я прочел Ваш Блог о британском военном флоте во время первой мировой. Я работаю над сценарием фильма, в котором затронута тема эвакуации из Батума в марте 1921 года. Эвакуацией занимались иностранные военные корабли и в том числе и британский Калипсо - там были ещё британские корабли Корадос и Сомме. Нет ли у Вас информация о процессе эвакуации и о этих кораблях? К сожалению, мне нигде до сих пор не попадались подробные отчеты/описания эвакуации Батуми в марте 1921 г. со списками участвовавших в ней судов (такие как по Одессе, Новороссийску, Севастополю и Батуми в июле 1920 г.). Так что приходится пока довольствоваться отдельными сообщениями из разных источников. В мемуарах грузинского главнокомандующего Квинитадзе и главы правительства Жордания есть описания эвакуации, но там почти нет информации о действиях иностранных судов при эвакуации. Оба не упоминают об англичанах. У Жордания об эвакуации Батуми рассказано очень коротко и, в основном, о его очередном конфликте с Квинитадзе. Квинитадзе уделил эвакуации Батуми целую главу где много рассказано об обстановке в городе, но о присутствии французского флота там упоминается лишь мелком - только то, что эвакуацией руководило французское командование. (Похоже, что французы в те дни вообще не вмешивались в бои в городе.) Квинитадзе упоминает названия нескольких судов на которые грузились военные и гражданские лица, но определить из текста количество беженцев затруднительно. Также он упоминает об эвакуации на буксире трех катеров грузинского военно-морского флота. С французами более то менее ясно - в Батуми 18 марта находились два крейсера: “Вальдек Руссо” и “Эрнест Ренан” и более мелкие суда. "Меньшевистское правительство погрузилось на итальянский пароход и отправилось в ссылку под охраной французских военных кораблей." Переходим к англичанам. Как известно, ко второй половине 1920 г. они утратили интерес к Гражданской войне на юге России и в Закавказье, вывели оттуда войска и большую часть кораблей, и прекратили оказание помощи противникам Советов. Так что их корабли в тех водах появлялись только эпизодически. Calypso заходил в Батуми в ноябре 1920 г. во время эвакуации пленных из Энзели. В первой половине декабря 1920 г. несколько британских кораблей заходили зачем-то в Поти и Батуми: Ceres, Torch, Tumult - об этом есть записи в судовом журнале Torch. Последнее попавшееся мне упоминание в сети, на сайте blackseavisits, о британцах в Батуми - крейсер Cardiff 20-23 февраля 1921 г. Это уже во время войны. Там же упоминается, без дат, также о присутствии на Черном море в 1921 г. миноносца Somme. Судовые журналы крейсеров Calypso, Caradoc и Cardiff за февраль-март 1921 г. есть в британских архивах, но они не оцифрованы и для скачки недоступны. Можно получить в зале или заказать копию. Журнала Somme за указанный период в архиве нет. По Calypso есть упоминание что он 11 марта находился в Константинополе, так что вполне мог, в принципе, успеть в Батуми. Хотя и известно, что "кораблям Royal Navy на Черном море было приказано не вмешиваться". В известном сборнике флотских документов Халперна "Средиземноморский флот 1919-1929" об эвакуации Батуми в 1921 г. нет ничего, но это, конечно, только выборка сообщений. Там есть только большой обзорный рапорт адмирала де Робека Адмиралтейству от 28 февраля, где он упоминает что об обстановке в Грузии его, вероятно 17 февраля, поставил в известность французский адмирал де Бон. Де Робек опасается вторжения советских войск в Анатолию и указывает на установление прямого ж/д сообщения с Карсом между турками и красными. О каких-то предпринятых им в отношении Грузии мерах не сообщается. Скорее всего, участие британцев в эвакуации если и было вообще, то минимальным. Может быть кому-то попадалась какая-то информация о присутствии там тогда англичан? Или это ошибка или слух? И есть ли у кого-то еще какая-то информация об этой эвакуации?

Ответов - 19

pluto9999: http://pluto9999.livejournal.com/99215.html Британские планы обороны Грузии и эвакуация британских войск из Батуми, 1920 г. http://pluto9999.livejournal.com/19471.html Французский флот в битве за Абхазию в 1921 г. http://pluto9999.livejournal.com/96620.html Советско-грузинская война 1921 г.: Casus belli - "Грузинская агрессия" http://pluto9999.livejournal.com/98592.html Советско-грузинская война 1921 г. и армяно-грузинский конфликт http://pluto9999.livejournal.com/99058.html Советско-грузинская война 1921 г. и "10 тысяч переодетых русских красноармейцев"

pluto9999: Генерал Г. И. Квинитадзе "Мои воспоминания в годы независимости Грузии 1917-1921" Глава XXIV: ВОЙНА С БОЛЬШЕВИКАМИ 1921 ГОДА Глава XXV: ПРЕБЫВАНИЕ В БАТУМИ http://conflicts.rem33.com/images/books/Kvinto/Chap%2024%20Vojna%201921/Ch24.pdf "Прибыв к нашим кораблям, мы узнали, что французское командование приказало "Марии" и "Весте" сняться в три с половиной часа дня; было около двух часов с лишним. Я не помню сейчас, что именно, но явилась Морскому Ведомству какая-то нужда, по причине которой они хотели выехать позже и просили исполнить их просьбу. Я поехал на "Кирали" и обратился к Министру Иностранных дел Е. П. Гегечкори с просьбой послать кого-либо к французам отложить час отъезда. Е. П. Гегечкори послал бывшего в его распоряжении Абхази. Одновременно я указал Закариадзе передать ген. Цулукидзе этот злосчастный приказ о демобилизации, каковой теперь, когда власть была уже в чужих руках, являлся смешным. Но Председатель Правительства опять особенно настаивал на этом. Закариадзе уехал с Абхази. Я остался на "Кирали". Через некоторое время Абхази вернулся, он был взволнован. Какой-то французский начальник, не знаю именно кто, не стал с ним разговаривать, а при первых же словах стал на него кричать. Он ему в грубых выражениях говорил приблизительно следующее: "Убирайтесь вы вместе с вашим министром и Правительством; они мошенники, воры и лгуны и т. д.". Закончил он тем, что столкнул Абхази с лестницы. Абхази докладывал об этом Гегечкори, результатов не знаю. … В это время я увидел в бухте наши еще два истребителя, привязанными к бочкам. Я спросил Такайшвили [NOTE: командующий ВМС Грузии кап. 1-го ранга]: "А эти подлежат вывозу?" Он ответил, что хочет и их взять с собой, привязав к судам. "Дойдут ли до Константинополя" - спросил я. "Если хорошая погода, то дойдут" - ответил он. "Ну что ж, орудуйте; давайте тащить их куда надо" - сказал я. Мы взяли на буксир к себе один истребитель. Помощник механика справился с машиной и мы повели его к "Весте" или "Марии", не помню. Затем мы вернулись и проделали эту операцию и с другим истребителем. ... Во время нескольких поездок моих на пристань и обратно, мне приходилось неоднократно проезжать недалеко от "Оленя". Здесь на борту были частные пассажиры, уезжавшие из Батуми. ... Путь от Батуми до Константинополя [на “Кирали”] мы сделали менее чем в трое суток. 21-го марта утром мы вошли в Босфор. Прибыли эвакуированные; сначала прибыла "Веста", а затем "Мария". С "Марией" в дороге что-то случилось; говорили, не то авария, не то недостаток воды заставил ее зайти в один из турецких портов, кажется в Самсун. Я не знаю наверное, но, кажется, по хлопотам наших власть имущих, французским командованием было послано приказание пересадить всех с "Марии" на "Мингрель". Это было сделано и приехавшие потом рассказывали о грубостях, каким они были подвергнуты во время этой пересадки, произведенной к тому же ночью. Как потом выяснилось никакой нужды в этой пересадке не было."

pluto9999: http://blackseavisits.ru/zahod/en/1921.html Visits to the Black Sea in 1921 France 00.02 - 14.03.1921"Ernest Renan" Batum (00.02 – 12.03) France 16.03 - 20.03.1921"Ernest Renan" Batum (18.03) France 00.02 - 00.03.1921"Waldeck Russo" Batum (18.03), Poti. France 00.02 - 00.03.1921"Sakalave" Poti, Batum. France 00.01 - 00.03.1921"Senegalais" Poti, Batum. France 00.01 - 15.02.1921"Suipee" Zonguldak, Poti, Batum. France 16.02 - 00.03.1921"Du Chaffault" Poti, Batum. France 00.01 - 20.03.1921"Yser" Poti, Batum. France 00.02 - 00.02.1921"Dunkerque" Poti, Batum. United Kingdom 00.02 - 00.02.1921"Cardiff" Batum (20 – 23.02) United Kingdom 00.00 - 00.00.1921D07"Somme"

pluto9999: Получил дополнительную информацию из Грузии Эвакуационные списки и названия кораблей я нашел в Лондоне в военном имперском музее - личный архив Клода Бейфильда Стокса - верховный комиссар Великобритании в Закавказье в 1920-1921 гг. H.M.S. Somme - отплыл из Батума 09.03.1921 г H.M.S. Carados - отплыл из Батума 08.03.1921 г H.M.S. Calypco - дата не известна, но скорее всего он отплыл до 11 марта А на blackseavisits этой информации нет. Имеется ввиду, что названия кораблей указаны в эвакуационных списках. Calypco, конечно, отплыл до 11 марта поскольку 11-ого он уже находился в Константинополе. Вероятно, целью этого визита британцев была эвакуация Стокса и его миссии. Я пока не нашел даты в других источниках когда он покинул Грузию, но 6 февраля он еще был на митинге в Тбилиси - второй слева в британской форме, а рядом с ним французский комиссар Шевалье - он тоже покинул Грузию 10 марта на французском крейсере вместе с золотым запасом Грузии Tbilisi, February 6, 1921 Отбиваться от большевиков и турок такими малыми силами английские моряки явно не рассчитывали. Турки вошли в Батуми 8 марта. У англичан тогда с Кемалем были отвратительные отношения, а вот французы уже успели с ним сговориться и их корабли остались в порту до 18 марта. Кстати, англичанам не приходилось особенно опасаться красных - в боевых действиях они не участвовали и Советы, в то время, вели с ними важные для Ленина переговоры. Однако, этот эпизод, кажется, нельзя назвать эвакуацией Батуми.

pluto9999: Нашел новую информации дополняющую и несколько меняющую картину. В частности, полезными оказались записки известного британского разведчика, тогда капитана, Реджинальда Тиг-Джонса (он же Рональд Синклер) - по мнению некоторых советских историков, именно он организовал расстрел 26 Бакинских Комиссаров в 1918 г. Сталин И.В. "К расстрелу 26 бакинских товарищей агентами английского империализма": Мы предлагаем вниманию читателей два документа, свидетельствующие о зверской расправе английских империалистов с ответственными работниками Советской власти в Баку осенью прошлого года. Источник этих документов – бакинская эсеровская газета “Знамя Труда” и бакинская газета “Единая Россия”, т.е. те самые круги, которые вчера еще звали англичан на помощь, предавая большевиков, а теперь по ходу событий вынуждены разоблачать вчерашних своих союзников. Первый документ повествует о варварском расстреле английским капитаном Тиг-Джонсом 26 советских работников города Баку (Шаумяна, Джапаридзе, Фиолетова, Малыгина и др.) без суда и следствия, ночью 20 сентября 1918 года на пути от Красноводска к Ашхабаду, куда они направлялись Тиг-Джонсом в качестве военнопленных. Тиг-Джонс и его эсеро-меньшевистские компаньоны надеялись было замять дело, намереваясь пустить в ход фальшивые свидетельства о “естественной” смерти бакинских большевиков в тюрьме или в больнице, но этот план, очевидно, провалился, ибо остались, оказывается, свидетели, которые не хотят молчать и готовы разоблачить английских дикарей до конца. Верховный британский комиссар Закавказья полковник Стокс, как оказалось, пробыл в Грузии до 18 или 19 марта и прибыл в Константинополь только 23 марта. 17 февраля он покинул Тбилиси, к которому подходили красные, и направился в Батуми вместе с британскими подданными, беженцами и лицами, находящимися под британской защитой. Это можно, в частности, подтвердить его донесениями Керзону Colonel C.B.Stokes (Tiflis) - to Earl Curzon (received February 18); FO E 2201/ 55/58/Tel.50; secret, very urgent; Tiflis, February 15, 1921   Colonel C.B.Stokes (Batum) - to Earl Curzon (received February 24); FO E 2523/ 55/58/Tel.53; Batum, February 20, 1921 Тиг-Джонс - он был прикомандирован к миссии британского Верховного комиссара в Константинополе и занимался разведкой в Закавказье и прилегающих регионах Турции - прибывший в Тбилиси в январе 1921 г. для изучения, при содействии своего старого знакомого Стокса, обстановки и отплывший в первой половине февраля из Батуми в Константинополь на эсминце Trinidad, в связи с началом советско-грузинской войны срочно вернулся в Батуми 27 февраля и встретился там со Стоксом и капитаном крейсера Calypso Сеймуром. Сеймур проинформировал его и о действиях французского флота против красных, в частности об обстрелах абхазского побережья крейсером Waldeck-Rousseau. Впрочем, пробыл Тиг-Джонс там недолго и уже 2 марта вернулся в Константинополь и больше в Грузию не возвращался. Основной процесс эвакуации британцы завершили до 11 марта. Стокс еще посетил мирные переговоры в Самтредиях, которые состоялись 17-18 марта (грузинскую сторону представлял Лордкипанидзе, а советскую Мамия Орахелашвили). Последний рапорт Стокса из Батуми датируется 18-19 мартом. Таким образом, пока имеем свидетельства, от Стокса и Тиг-Джонса, присутствия в феврале-марте 1921 г. в Батуми следующих британских судов: крейсера Calypso, Caradoc (и еще, возможно, Cardiff, о котором сообщают на blackseavisits), эсминец Trinidad и миноносец Somme. Кто-то из них, видимо, участвовал в эвакуации подопечных Стокса. В боях с красными они не участвовали - в отличии от французов. Да и присутствие британцев у берегов Грузии (легкие крейсера и более мелкие суда) было гораздо меньше чем год назад, когда там пачками шастали британские линкоры, прикрывавшие отступление деникинцев и демонстрировавшие наступавшим красным свое намерение защищать Грузию. Однако, по-прежнему остается неизвестным находились ли в Батуми какие-то британские суда в день основной эвакуации, 18 марта.

pluto9999: HMS 'Calypso' - Крейсер 'Калипсо', Батум, 1919 г. HMS 'Calypso' - Крейсер 'Калипсо', Батум, 1920 г. Батум, 1920 г.

pluto9999: Итальянский (бывший австрийский) "Кирали", на котором 18 марта 1921 г., под охраной французов, отбыло из Батуми в эмиграцию грузинское правительство FERENCZ JÓZSEF KIRÁLY was operated primarily as emigrant ship, with state of art First Class accommodations Built: Clyde Shipbuilding, Glasgow (Yard No. 305), launched: 01.10.1913 3150 dwt/3542 grt (1918), 3802 grt (1938), 102.17x14.14x7.62/6.76; 492 n.h.p, 13 kt, triple > quadruple expansion 1913: FERENCZ JÓZSEF KIRÁLY, Royal Hungarian Sea Navigation Co. "Adria" Ltd., Fiume (Austria-Hungary) 1920: FERENCZ JÓZSEF KIRÁLY, "Adria" Soc. de Nav. Marittima, Fiume 1922: CARNARO, "Adria" Soc. de Nav. Marittima, Fiume (Italy) 1925: CARNARO, Lloyd Triestino Soc. Anom. di Nav., Trieste (Italy) 03.04.1938: driven ashore and sank in heavy weather off Masamarhu Light, 100 miles S. of Port Sudan [18.49N/38.47E] FERENCZ JOZSEF KYRALY На этом фото одна из палуб зачем-то завешена Main Salon of FERENCZ JÓZSEF KIRÁLY First Class Suite of FERENCZ JÓZSEF KIRÁLY First Class Cabin of  FERENCZ JÓZSEF KIRÁLY

pluto9999: Забавная история с дележом эвакуированного казенного имущества: Генерал Г. И. Квинитадзе [Главнокомандующий] "Мои воспоминания в годы независимости Грузии 1917-1921" В Константинополе выяснилось, что на пароходе "Олень" были привезены автомобили. Эти автомобили грузились неким господином Маргулисом и госп. Могилевским. Автомобили были сгружены на пристань, но их никак нельзя было получить. Я до сих пор не знаю, в чем была задержка или где была зарыта собака. Документы были составлены на частное лицо. Затем эти документы попали с передаточной надписью полк. Гогитидзе, командиру автомобильной роты. Между тем стало известно, что несколько автомобилей должны быть посланы в Париж по требованию Правительства. Автомобилисты, как армейские, так и гвардейские, были обеспокоены. Видя себя оставленными без иждивения они надеялись, что автомобили будут даны в их ведение для пользования, благодаря чему они могли бы добывать себе пропитание своим трудом. Армейские офицеры открыто мне заявляли, что эти автомобили, они уверены, частью будут посланы в Париж, частью будут даны гвардейским офицерам [NOTE: не "гвардейским", конечно, а меньшевикам из Народной Гвардии]. Я, конечно, успокаивал их и утверждал, что такого различия между гвардейцами и армейцами не сделают. Последствия показали, что они имели достаточно основания так говорить. Вследствие такого положения вещей, полк. Гогитидзе отказывался дать документы в руки правящих помимо меня. Мне он, действительно, вручил их. Однако власть имущим не оказалось в них нужды; они сумели получить эти автомобили помимо этих документов. Как они это устроили, не знаю. Мне передали, что в числе сгруженных автомобилей имеется машина Главнокомандующего "Спа", которая возила меня в Батуми до последнего дня и которая исчезла после того, как на ней ген. Чхетиани отвез свою и мою семью на пароход. Эта машина оказалась пропавшей. Кто-то ее получил и следы пропали. Я спросил полковника Гогитидзе была ли погружена на пароход "Олень" машина "Спа". Он ответил полным неведением, между тем он лично ехал на этом пароходе. Я ему сказал, что машина здесь в Константинополе и что ее привезли на "Олене". Вот тут он мне доложил, что он знает, что в Батуми имелась частная машина у кого-то той же фирмы и точь в точь такой же конструкции, и что привезенная была, вероятно, частная. Однако эта машина оказалась машиной Главнокомандующего. Эту машину искали по всему городу и вот, найдя ее, предложили мне поехать посмотреть ее, могу ли я признать ее за свою. Я поехал. Мы приехали куда-то в район Шишли или Нишанташ. Здесь мы подъехали к одному гаражу; нас не хотели впустить. После угрозы привести полицию, нас впустили, и я признал свою машину. Правда, номера не было и она была наполовину разобрана, но я на этой машине ездил целое лето 1920-го года, а также и после, и легко ее признал. Даже винтиль, которым была заменена рукоятка двери, была той же самой. Машина была та, на которой я ездил. Вот это обстоятельство вселило недоверие к полк. Гогитидзе. Как же он мог не знать об этой машине, когда ехал на "Олене" и интересовался остальными машинами, и зачем было мне говорить о какой-то частной машине, похожей на "Спа". Требование правящими от Гогитидзе документов послужило поводом к безобразной сцене, свидетелем которой я оказался случайно. Власть имущие находились в консульстве, в салоне, и как всегда что-то обсуждали или, вернее, спорили. Находился там и я. Говорили об автомобилях и утверждали, что полк. Гогитидзе хотел произвести с машинами какое-то гешефтмахерство. Я заметил, что нельзя обвинять человека, не выяснив дела. Кто-то сказал, что Гогитидзе в консульстве и можно было бы сейчас это выяснить. Его пригласили. Когда он вошел, его стали спрашивать, но В. Джугели [NOTE: командующий Народной Гвардией, нелегально вернулся в Грузию в 1924 г., в том же году арестован чекистами и расстрелян] не дал возможности осветить это запутанное дело. Он стал кричать на полк. Гогитидзе, стал его ругать мошенником, вором, негодяем и, вообще, выпотрошил весь свой запас ругательных слов. Полк. Гогитидзе молчал. В. Джугели стали успокаивать, но, как всегда это бывает, это еще больше подлило масла и он, ругаясь площадными словами, с кулаками бросился на полк. Гогитидзе. Сцена была в высшей степени безобразная. Я, конечно, бросился и стал между ними; бросились и другие, но В. Джугели с кулаками лез через нас. Едва предотвратили побоище. Полк. Гогитидзе я приказал уйти. Его поведение мне окончательно не понравилось. Правда, быть может, он ничем не должен был отвечать на грубые оскорбления в моем присутствии, но он должен был хотя бы после как-нибудь реагировать. Ничего подобного он не сделал. Я, конечно, доложен был заступиться за офицера, хотя поведение последнего в отношении автомобилей мне сильно не нравилось. Но что можно было сделать с В. Джугели, этим ресторанным драчуном, готовым всегда побить кого-либо или быть побитым.

pluto9999: В списках эвакуированных англичанами, помимо членов их миссии и британских подданных, есть много русских имен - и гораздо больше чем грузинских. Интересны комментарии к именам: "Генерал Постовский, работал на британцев" NOTE: Генерал Петр Постовский - один из тех, кто в 1914 г. утопил русскую армию в восточнопрусских болотах. Начальник штаба 2-й армии Самсонова, после самоубийства Самсонова принял временное командование 2-й армией. "Постовского я знал хорошо в мирной обстановке, и хотя он был одно время даже генерал квартирмейстером штаба Варшавского военного округа, но это было явным и сплошным недоразумением. Постовский преимущественно занимался постройками стратегических шоссе, а затем увлекся пулеметным делом, считаясь одним из пионеров этого нового оружия. Кроме того, он был болезненный человек, что лишало его необходимой энергии" Новицкий Ф.Ф. Лодзинская операция 1914 г. Из личных воспоминаний участника. Война и Революция, 1930, №7, С.117. Несколько месяцев спустя генерал выдал дочку за того самого полковника Стокса NAME: Olga Postovsky SPOUSE: C B Stokes FATHER: Peter Postovsky MARRIAGE: 4 Nov 1921 - Constantinople Полковник Стокс и Ольга Постовская, свадебная фотография "Полковник Зипалов, агент" "Полковник Иванов, агент" "Андреев, агент" "Карский, агент" "Маркевич, агент" "Михайловский, агент" Крылова, Попова, Серебрякова - сотрудницы миссии и бывшей британской администрации Батуми ... Между прочим, Стокс был уверен что пришедшие красные в первую очередь начнут расстреливать эмигрантов, "русскую интеллигенцию" - об этом он говорил Тиг-Джонсу. Может быть поэтому и решил вывезти из Грузии свою русскую агентуру.

Парис: Интересно кого грузины именуют Олень - название явно русское однако в рус.списках как у торг.флота на период начала 1 МВ так и среди трофеев такой отсутствует.А судя по тому что машины на борту тягал не самый маленький. Олень - созвучно Елена с определенной натяжкой.Елены в русском торг.флоте были но вот какая (если версия верна) ? Или грузины все-же кого то переименовали ? С мелкими такое не редкость.Крупных русских судов им почти не досталось ни в 1918 ни в 20-м. Пара упомянутых выше Мария и Веста + те кто в начале 20 из Новороссийска в Поти зашли (эти потом практически все у белых в Крыму оказались).

pluto9999: С другого форума: В марте 1921 года при эвакуации из Батуми из-за нехватки топлива "Мария" на буксир взяла [катера] "Тариэл" и "Автандил". Третий катер ушел самостоятельно, предположительно "Патара Кахи". В эвакуации участвовали [также] cледующие суда: "Веста", на которую были погружены самолёты, "Олень" принял автомобили, "Илья Морозов", "Донец", "Амбросиос". Ну и, конечно, "Кирали".

Парис: Да это все знаю - прочие имена как раз с реальными стыкуются и история ищется. Олень пока нет - есть подозрение на паровую шхуну Елена Д. (хозяин Диамантиди). Вроде как в Турцию из грузинских портов уходила однако точной даты нет. Грузинский транспортно-торговый флот в 18-21 гг. мизерный был.Не считая десятка буксиров и примерно стольких же шхун крупняк там на пальцах одной руки - все из бывших русских кораблей. Олень не ищется никак - если вояк мы в справочнике совместном с Корабейниковым что полтора года назад вышел по именам вычислили и судьбу дали - торгашами больше пока заняться не получилось. Буксирам действительно давали грузинские имена - разные Чорохи да Сенаки так или иначе отследили. По воякам из числа трофейных катеров (основа грузинск.ВМС тоже в целом ясно). Олень вычислить не смог - или сменено название грузинами или искажение при каком-то из переводов.Пока загадка - турок ранее у грузин не было - за бугром они ничего не покупали. Явно экс-русский.Хотя конечно есть вариант что какого-то англа или француза фрахтонули и Олень банальный перевод названия.Нужно попробовать глянуть англо-французские имена вдруг что-то да выстрелит и дыру закрыть удастся ? Хотя на том же блэксивизитс заходов гражданских или транспортных судов нет. А это за тот же период гражданской не одна сотня посудин может быть.Деникина и французы и англичане активно снабжали как на чисто своих судах так и на трофейных - там в основном австрияки хотя и немцы попадались.Врангелю тоже разное добро везли вплоть до угля - хотя ему понятно меньше.Масштабы резко упали.

pluto9999: Следует, наверное, рассказать и о тогдашней сложной международной и внутренней обстановке. В конце февраля 1921 г. меньшевики, перебравшиеся в Кутаиси, все еще, и не без оснований, рассчитывали отсидеться какое-то время в Западной Грузии. Коммуникации, морские и железнодорожные, были там в их распоряжении. В Абхазию морем грузины перебрасывали резервы, с моря этот фронт прикрывали огнем кораблей французы. На севере кавказские перевалы зимой были почти недоступны. Перевалы между центральной и западной Грузией были тоже в их руках. От турок, на юге, откупились сдав им Артвин и Ардаган (чем те, впрочем, не стали себя ограничивать). Французы подбросили немного оружия оставшегося от врангелевцев. На переговорах с поляками в Риге присутствовавшие там английские и французские дипломаты выражали глубокую озабоченность. Газеты на Западе и тамошнее "прогрессивное человечество", в лице разнообразных Каутских и прочих как-бы социалистов и как-бы гуманистов, подняли страшный вой. Армения была уже почти полностью потеряна из-за начавшегося там 18 февраля восстания дашнаков, в Дагестане тоже начался мятеж – это оттягивало на себя какие-то силы. И уже вовсю гремел Кронштадт. В какой-то мере все это подействовало, и Ильич предложил кавказским товарищам "идти на самый серьезный компромисс". 7 марта марионеточный "СНК ГрузССР" направил грузинскому правительству в Кутаиси щедрое предложение "создать коалиционное правительство на основе привлечения всех социалистических сил". Как ни странно, оно было отвергнуто. Как вспоминал позднее один из грузинских эсеров: "Они [меньшевики] были уверенны, что Финляндия в самом скором времени поддержит восставших в России социалистов [Кронштадт], а признание Грузии, притом в такой сложной обстановке, эмиром Бухары следует считать завуалированным намеком англичан на возможность скорого изменения их позиции. Кроме того, по его [главы правительства Жордания] словам, было бы весьма безответственно принимать первое же предложение большевиков. Погода давала нам не менее трех недель на переговоры, потому что в такое время через перевалы не удавалось пройти даже Тамерлану." В общем, как и сегодня, рассчитывали что "Европа нам поможет" и что "Рашка вот-вот развалится". Однако вскоре все рухнуло, и оборона, и мечты. Красные войска и абхазские повстанцы, обойдя позиции грузин, прорвались в Абхазии и вторглись в Менгрелию. Красноармейцы и осетинские партизаны, видимо ничего не знавшие о Тамерлане, в тяжелейших условиях перешли через кавказские перевалы и, как снег наголову, вышли к Кутаиси - об этом, в частности, есть интересные мемуары комполка Бадилы Гагиева, тоже осетина. Перевал в центральной Грузии был потерян из-за халатности бросивших позиции и ушедших ужинать народогвардейцев и красная кавалерия быстро продвигалась к Батуми. А там запущенные туда турки вели себя все более нагло, и уже почти не скрывали намерения аннексировать и этот город, исключительно по просьбе и для защиты местного мусульманского населения. В довершение всего в грузинских рядах начались грызня и разборки между армейцами и народогвардейцами. Армейские офицеры, в основном из бывших царских, обвиняли меньшевиков-народогвардейцев в отсутствии дисциплины и трусости, а те, в свою очередь, утверждали что проклятые золотопогонники решили погубить грузинскую революцию и своими вредительскими действиями намеренно ведут страну к поражению. Видя все это англичане и французы поняли что все потеряно и начали в конце первой декады марта эвакуацию. И, что уж совсем неприлично, "господа союзники", не дожидаясь кончины Первой Республики, стали заключать договора с ее врагами - 9 марта французы с турками, 16 марта англичане с Советами.

pluto9999: Парис пишет: Да это все знаю - прочие имена как раз с реальными стыкуются и история ищется. Олень пока нет - есть подозрение на паровую шхуну Елена Д. (хозяин Диамантиди). Вроде как в Турцию из грузинских портов уходила однако точной даты нет. Грузинский транспортно-торговый флот в 18-21 гг. мизерный был.Не считая десятка буксиров и примерно стольких же шхун крупняк там на пальцах одной руки - все из бывших русских кораблей. Олень не ищется никак - если вояк мы в справочнике совместном с Корабейниковым что полтора года назад вышел по именам вычислили и судьбу дали - торгашами больше пока заняться не получилось. Буксирам действительно давали грузинские имена - разные Чорохи да Сенаки так или иначе отследили. По воякам из числа трофейных катеров (основа грузинск.ВМС тоже в целом ясно). Олень вычислить не смог - или сменено название грузинами или искажение при каком-то из переводов.Пока загадка - турок ранее у грузин не было - за бугром они ничего не покупали. Явно экс-русский.Хотя конечно есть вариант что какого-то англа или француза фрахтонули и Олень банальный перевод названия.Нужно попробовать глянуть англо-французские имена вдруг что-то да выстрелит и дыру закрыть удастся ? Хотя на том же блэксивизитс заходов гражданских или транспортных судов нет. А это за тот же период гражданской не одна сотня посудин может быть.Деникина и французы и англичане активно снабжали как на чисто своих судах так и на трофейных - там в основном австрияки хотя и немцы попадались.Врангелю тоже разное добро везли вплоть до угля - хотя ему понятно меньше.Масштабы резко упали. Скорее всего это был какой-то иностранный корабль, и не военный транспорт - там квитанций на автомобили не выдают. В Батуми тогда плавали корабли Lloyd Triestino (быв. Lloyd Austriaco) - "Кирали" тоже, кажется, был их корабль. Вот запись об этом с филателистического форума Название судна генерал Квинитадзе мог переврать как угодно - "Король Франц Иосиф" у него стал "Кирали". Так что и "Олень" может оказаться не совсем "Оленем". Думаю, что надо поискать списки судов ходивших тогда по этому маршруту. И, возможно, там работало не только Lloyd Triestino.

Парис: Ференц Иозеф Кирали это венгерское имя императора - генерал в плане названия в принципе ничего не переврал. На борту так было написано и в построечных документах тоже. А вот Олень - даже не знаю где искать. Почему дал имя на русском - или то уже переводчик постарался ? Может в реале был какой-то OLEN ? Умного пока ничего на этот счет не приходит - когда-то ковырялся в импортных пароходах тех времен.Правда очень давно - тогда ничего похожего не попалось.

pluto9999: Парис пишет: Ференц Иозеф Кирали это венгерское имя императора - генерал в плане названия в принципе ничего не переврал. На борту так было написано и в построечных документах тоже. Значит Гугель врет - переводит KIRÁLY как KING. У Lloyd Triestino в Батуми ходил не только "Кирали", но, вероятно, и "Прага" (Praga) - в ноябре 1920 г. было отмечено ее присутствие у Трабзона. Вот оба этих корабля на одном снимке S/S FERENCZ JÓZSEF KIRÁLY (to the left) possibly at Fiume around 1918, alongside Lloyd's S/S PRAGA (to the right) Route (precise route dates unkown): Trieste, Venice, Fiume, Patras, Calamata, Piraeus, Volo, Salonica, Cavalla, Dedeagatch, Constantinople, Samsun, Trebizond, Batum Только вот в Lloyd Triestino предпочитали для кораблей выбирать имена либо географические, либо личные. И "оленей" я в перечне их кораблей не нашел click here Так что хорошо бы сперва переписать ходившие в Батуми суда и поискать среди них. Может в архивах и судовые журналы или документы компаний сохранились. А специально зафрахтовать туда новый корабль, наверное, было тогда непросто. Война все-таки кругом - турки с греками, красные с грузинами - и красные уже у Поти, а турки вдоль дороги мин понаставили. Там, недалеко, у Трабзона, за четыре месяца до того подорвался ночью на турецкой мине британский миноносец Tobago и его тащил на буксире до Константинополя крейсер Calypso. А первую помощь Tobago оказала упомянутая выше Praga.

pluto9999: Картина эвакуации Батуми становится все более ясной. Происходила она постепенно с 8 марта по 18 марта, причем сперва эвакуировались "союзники", интересные им люди и имущество. Действия англичан и французов в этот период можно в ряде случаев отследить по приказам, рапортам и другим документам, хотя точность "номенклатуры" гарантировать нельзя. Я, например, насчитал два французских крейсера, Дональд Рейфилд в недавно вышедшей у нас книге "Грузия - Перекресток империй" пишет о трех, а некий очевидец вообще утверждал что видел тогда в море французский линкор. Понятны и действия грузинских пароходов и катеров. А вот откуда и почему взялся в порту "Кирали" и, возможно, другой иностранный пароход ("Олень") пока неясно. Конечно, их перемещения документировались не так строго как перемещения военных судов, так что и отслеживать их сложнее. Но какая-то информация о них может проскользнуть в иностранных рапортах (как, например, итальянский пароход "Прага" обнаружился в рапорте о катастрофе миноносца "Тобаго"), в мемуарах, и даже номерах местных газет. Наверняка все они проходили через Константинополь и кто-нибудь там мог это отметить.

pluto9999: "4 августа 1918 г. в Баку прибыл отряд английских войск во главе с полковником Стоксом. 8 августа новая власть устроила представителям английского командования официальный прием, на котором выступил с речью будущий палач бакинских комиссаров капитан Реджинальд Тиг-Джонс." Капитан Реджинальд Тиг-Джонс - "путешественник, лингвист, шпион и писатель" До кучи - немного о том как и почему капитан Реджинальд Тиг-Джонс стал Рональдом Синклером. Заварили кашу вовсе не большевики. Поскольку в расстреле комиссаров обвиняли эсеров из правительства Закаспия, то расследованием "дела комиссаров" сперва занялся член ЦК партии эсеров Чайкин. Партийцы признались в содеянном, но заявили что сделали это по настоянию британской миссии и лично капитана Тиг-Джонса. "Правдоруб" Чайкин довел до сведения мировой общественности факт зверской расправы над бакинскими революционерами и направил письмо в Лондон на имя спикера палаты общин, в котором сообщал и об участии капитана Тиг-Джонса в организации убийства бакинских комиссаров, где требовал принять меры к расследованию этого преступления. Тему подхватили большевики и замнаркома иностранных дел Максим Литвинов сделал по этому поводу запрос британскому правительству. То, в свою очередь, потребовало объяснительную от Тиг-Джонса. "Прямо обвиняемый в расстреле комиссаров капитан Реджинальд Тиг-Джонс в 1922 году сменил имя и фамилию на Рональд Синклер. По одной версии это было сделано, чтобы обезопасить его от мести со стороны Советского Союза, с другой стороны, это явилось прикрытием для его работы в качестве разведчика. В ноябре 1922 Тиг-Джонс изложил свою версию событий в докладе, который был передан через Британский Форин оффис в Народный комиссариат по иностранным делам. Под новым именем Тиг-Джонс и прожил оставшиеся 66 лет. Лишь после его смерти в 1988 году, вышли несколько книг в которых он рассказывал о событиях тех времен. В одной из них, которая называется "Пропавший шпион", он рассказывает о своих приключениях в Закаспийской республике и в том числе о трагедии 26 бакинских комиссаров." http://gistory.livejournal.com/14898.html "Тиг-Джонс не сомневался, что его тоже настигнет месть большевистских агентов. В 1922 году он написал ответ на обвинения, который был передан в Министерство Иностранных Дел СССР. Понимая, что его точка зрения никого не интересует, Реджинальд Тиг-Джонс сменил свое имя на Рональда Синклера и затерялся на британском Ближнем Востоке." "Реджинальд Тиг-Джонс, также известный как Рональд Синклер, оставил после себя полмиллиона фунтов сбережений, дневники и отчеты, с которыми сейчас можно ознакомиться в Британской Библиотеке." (И в Imperial War Museum). Фильм снятый Тиг-Джонсом в Индии - "filmed by the British traveller, linguist, spy and author Reginald Teague-Jones" - порт Бомбея, рыбаки в Кочине, Дели, ... https://www.youtube.com/watch?v=UhsJ4esyjY4 Самые интересные кадры: 3:50 Рамадан в Джама-Масджид (Делийская соборная мечеть ), главной мечети Дели - снято по особому разрешению внутри мечети

pluto9999: Листая списки эвакуированных англичанами лиц, обнаруживаем там очень интересных персонажей - например, вот этих: Туманов, Меликов, Зипалов. Кто же были эти славные люди? Фактически, сотрудники врангелевской разведки в Тифлисе. Тифлис, ул. Ольгинская №7, дом княгини Эристовой "Комитет содействия горцам и терским казакам по их освобождению от большевиков" Председатель комитета - генерал-лейтенант князь Туманов Заведующий оперативным и военно-административным отделом - генерал-лейтенант князь Меликов Секретарь комитета - поручик Зипалов Из письма заведующего политотделом "Комитета содействия" Погодина на имя министра внутренних дел Грузии от 12 ноября 1920 г.: "За пять месяцев беспрерывной работы, - путём непосредственного сношения на местах с горскими деятелями, с начальниками небольших повстанческих отрядов удалось весь Северный Кавказ, а также много из лиц, находящихся на территории Грузии, связать общей сетью и к настоящему времени подготовить всё, дабы поднять всеобщее восстание на Северном Кавказе." "Пять месяцев" - это время прошедшее после заключения советского-грузинского договора, по которому стороны обязывались не допускать на своей территории подобную деятельность в отношении друг друга. Впрочем, справедливости ради, следует признать что это обязательство нарушали и большевики. Советской разведкой было перехвачено письмо Погодина в cтавку Врангеля о помощи белым помощника грузинского военного министра генерала А.К. Гедеванова в доставке оружия и боеприпасов на Северный Кавказ. Врангель и его комитет планировали начать восстание с захвата Владикавказа, Грозного, Кизляра и Моздока, чтобы отрезать от Ростова-на-Дону стоявшие здесь части Красной Армии и уничтожить их. Для этого предполагалось занять железнодорожные пути, Военно-Грузинскую дорогу, закрыть горные ущелья в Осетии и Чечне, уничтожить красные гарнизоны в крепостях Ведено и Шатой. Погодин в ставку Врангеля: "По взятии Владикавказа борьба не может быть прервана даже на короткий срок до тех пор, пока не будет обеспечена база Армавир-Туапсе, с одной стороны, и, с другой стороны, пока большевики не будут отброшены за Сулак и не будет освобождён горный Дагестан и часть Азербайджана". В списках эвакуируемых из Грузии на британских кораблях находим и одного из диктаторов Центрокаспия Садовского. Прав, оказывается, был Серго Орджоникидзе, когда докладывал в Москву: "Все контрреволюционные заговоры, обнаруженные на Северном Кавказе, неизменно открывают связь с Грузией."



полная версия страницы