Форум » Гражданская война » Броневые части СЗА. » Ответить

Броневые части СЗА.

Автроилъ: Позволил себе перепечатать сюда эту статью по той причине , что броневые части СЗА в большей степени были укомплектованы моряками (фамилии известны). Броневые части Северо-Западной армии. На всех фронтах Гражданской войны в России так называемые "технические части" играли достаточно большую роль. Бронированные поезда, автомобили и танки, появляясь на полях сражений, наводили панический ужас на пехотинцев и кавалеристов воюющих сторон - в большинстве своем недавних крестьян, многие из которых никогда не видели даже паровоза. Вследствие известных причин, войска всех Белых армий никогда не были многочисленны. Поэтому использованию "технических средств борьбы" белым командованием всегда придавалось особое значение. Не составляла исключение в этом плане и Северо-Западная армия. Наиболее осуществимым в условиях острой нехватки техники, представлялось создание и использование броневых поездов. На базе железнодорожных вагонов и платформ удобнее и быстрее всего возможно было установить орудия и пулеметы, прикрыв их хотя бы импровизированной броней, и придав им таким образом необходимую подвижность и защиту. К сожалению, отсутствие необходимых ресурсов в полосе армии не позволило добровольцам Северо-Западной армии создать большое количество бронепоездов, образовав из них мощный ударный кулак подобный бронепоездным частям ВСЮР. В составе СЗА действовало 4 бронепоезда, отбитых у красных, либо построенных собственными силами. Они носили следующие имена: "Адмиралъ Колчакъ", "Адмиралъ Эссенъ", "Талабчанинъ" и "Псковитянинъ". В настоящее время до нас дошли лишь отрывочные сведения об их конструкции, вооружении и боевом пути. Из отдельных опубликованных мемуаров участников Белой борьбы на Северо-Западе известно, что белые бронепоезда с честью прошли тяжелый путь от Нарвы до предместий Петрограда и обратно, неизменно содействуя своим войскам огнм и маневром. Их команды состояли из добровольцев-офицеров и солдат тех частей, которыми бронепоезда были отбиты у большевиков (БП "Талабчанин и БП "Псковитянин"); или из офицеров флота, построивших бронепоезда собственными силами. Пример последнего мы находим в воспоминаниях командира батареи 2-го легкого артдивизиона полковника А.С. Гершельмана (1). Данный эпизод относится по времени к концу июня 1919 года. "В Волосово большое оживление… Против платформы стоит только что созданный БП "Адмирал Эссен". Весь черный, с тремя орудиями и несколькими пулеметами, он производил внушительное и элегантное впечатление. Он был доморощенной конструкции, - броня на нем отсутствовала и была заменена песком, насыпанным между двумя стенками. Благодаря моему близкому знакомству со старшим лейтенантом Качаловым, мне удалось подробно осмотреть броневик. Впереди находилась платформа с рельсами и шпалами для починки пути; эта же платформа предохраняла поезд от фугасов, т.к. первая попадала и взрывала фугас. Дальше платформа с 3-х дюймовым орудием, поставленным на деревянный полукруг, за ней вагон с вышкой для мелкокалиберного морского орудия, внутри вагона картечница, перекатываемая, в зависимости от цели на правую или левую стороны, потом пулеметный вагон, паровоз, и в хвосте снова вагон с пулеметами. Большинство офицеров и команды были моряки, почему и терминология у них была морская: вагон для еды и жилья - кают-компания, наблюдательная вышка командира - боевая рубка, правая и левая стороны поезда - борты. Поезду было много работы по охране Волосово от красных бронепоездов, пытавшихся обстрелять станцию и подходивших со стороны Гатчино и по Мшинской ветке." Так обстояло дело с бронепоездами, но Армии были необходимы и бронеавтомобили - как сильное маневренное средство войны вне зоны железных дорог. Особенное значение приобретали бронемашины и потому, что в СЗА было ничтожное количество как "штыков" так и "сабель" - т.е. кавалерии. Ведь при том наступательном стиле ведения боевых действий, которого вследствие своей небольшой численности была вынуждена придерживаться СЗА, подвижность была одной из первостепенных задач. Поскольку никаких производственных мощностей у белых не было, им оставалось только одно испытанное средство: взять у красных в бою необходимое вооружение. Захватить бронеавтомобиль, имея лишь винтовки было непростым делом. Тем не менее это случилось: в конце июля 1919 г. у деревни Килли (10 верст северо-восточнее Ямбурга) частями 5-й Ливенской дивизии у красных был захвачен один бронеавтомобиль. По некоторым данным это был тяжелый БА типа "Гарфорд" Путиловского завода, вооруженный 3-х дюймовой противоштурмовой пушкой и 3 пулеметами "Максим". В этом бою русским частям помогали эстонцы, в рядах которых имелся БА "Эстония". Это была самодельная бронемашина, броневая защита которой была набрана из щитов от орудий и пулеметов. Был в Северо-Западной армии еще один броневик - типа "Фиат-Ижорский", вооруженный 2 пулеметами "Максим" в башнях. Он имел название "Россия" и также принадлежал дивизии Светлейшего Князя А.П. Ливена. На заключительном этапе борьбы, при отступлении от Петрограда появление броневика "Россия" и его участие в бою, позволило сильно поредевшему Волынскому полку отбить у красных потерянную накануне позицию у дер.Луково, захватив пленных и пулеметы. Но как только бронемашина ушла в тыл, положение вновь изменилось в пользу красных… Надежда белых солдат и офицеров на помощь союзников стала явью в конце лета 1919 г., когда из Англии в Ревель стали поступать аэропланы, обмундирование, артиллерия. 6 августа прибыли и первые 4 танка типа Mk.V, а через месяц еще 2. Все они были уже достаточно изношены на Западном фронте Мировой войны, вследствие чего надежность их была крайне низкой даже для того времени. Как горько шутили севепро-западники "их танки были первейшего типа - времен войны Филиппа Македонского". Тем не менее английские танкисты под руководством майора Карсона начали обучение русских офицеров управлению танками. Кроме того был создан "танковый ударный батальон" - специальное пехотное подразделение для сопровождения танков в бою. Батальон состоял из 2 рот по 200 человек в каждой. Командовать батальоном был назначен полковник Хомутов, командиром же Танкового дивизиона стал капитан 1-го ранга Павел Оттонович Шишко - доблестный морской офицер, участник японской и прошедшей мировой войн. Осенью 1917 г. будучи командиром эсминца "Гавриил", встал во главе Ревельского морского Батальона смерти, с которым до последнего защищал от немцев Ориссарскую дамбу. (2) В первых числах сентября танковый дивизион выступил на фронт. Дивизион имел в своем составе 6 тяжелых танков Mk.V. Все они имели собственные имена. 1. "Первая помощь" (по другим данным "Скорая помощь"), 2. "Белый солдат", 3. "Бурый медведь", 4. "Освобождение", 5. "Доброволец", 6. "Капитан Кроми" (в честь знаменитого британского подводника, воевавшего на Балтике и убитого при штурме английского посольства в 1918 г.). Впервые белые танки пошли в бой 11 сентября 1919 г. южнее Гдова. Экипажи были смешанными, англо-русскими. В боях также принял участие и Танковый ударный батальон, игравший роль штурмового отряда. После двухнедельного участия в боях дивизион отвели в Нарву для ремонта матчасти и отдыха экипажей, условия работы которых можно смело признать адскими. Хотя три танка были подбиты в этих боях - дебют сочли удачным. 28 сентября 1919 г. наступлением частей 2-го корпуса 1-й и частично 3-й дивизий СЗА на лужско-стругобельском направлении началась первая фаза Петроградской операции, получившей кодовое название "Белый меч". В ней участвовало 8 тыс. штыков, 100 сабель при 24 орудиях и трех танках…. В этот день полки 4-й дивизии князя Долгорукого при поддержке 2 танков перешли в наступление на Струги-Белые. Появление танков ошеломило красноармейцев и они оставили свои позиции. Однако в дальнейшем использование техники на этом участке из-за неудовлетворительного состояния дорог оказалось невозможным. (3) 11 октября 1919 г. в 7 часов утра СЗА повела общее наступление на г.Ямбург. В четырехчасовых боях за обладание Ямбургом принимали участие три танка: "Капитан Кроми", "Первая помощь" и "Бурый медведь". Далее танки следовать не могли: отступившие красные взорвали мосты через реку Луга. Лишь 17 октября после наведения новой переправы весь танковый дивизион по железной дороге был переброшен в освобожденное накануне Гатчино. С 19 по 25 октября танковый дивизион вновь участвовал в боях, содействую наступающим на Царское Село войскам. 24 октября три танка Mk.V при поддержке пехоты и сильного огня белых батарей атаковали позиции красных у дер. Новое Катлино. Ведя орудийных и пулеметный огонь, танки медленно двигались на Царское Село. Две машины с интервалом около 200 м шли впереди и одна в 100 м за ними. Бригада красных курсантов, не выдержала танковой атаки, отошла под защиту своей артиллерии к дер. Перелесино, а 15-й стрелковый полк красных, занимавший позиции у дер. Кискары, бежал к Царскому Селу. У окраины Царского Села, остановленная мощным огнем красной артиллерии, атака захлебнулась. Укрытая в роще у села Красная Слободка латышская батарея прямой наводкой открыла огонь по белым танкам. Был подбит танк "Белый Солдат", а за ним еще один. Третья машина сумела отойти за дер. Перелесино. Красные курсанты, перейдя в контратаку, после упорного сопротивления экипажей захватили оба подбитых танка. Позже добровольцы восстановили положение на этом участке и 25 октября эвакуировали подбитые танки в тыл. Интересные подробности о боях с танками были обнаружены в советских источниках. В книге "История латышских стрелков" так описывают бой с танками: "Вечером 25 октября против 5-го особого латышского полка командование белых бросило отборные части пехоты и 2 танка с намерением выбить полк из дер. Большое Кошелево. По сопровождающей пехоте был открыт ружейный и пулеметный огонь, а по танкам - артиллерийский. Первый танк, подбитый артиллерией, остановился, из него вылез водитель, чтобы починить машину, но меткая пуля стрелка сразила его. Второй танк под шквальным артиллерийским и пулеметным огнем повернул обратно. Помощник командира полка Б. Павар в своих воспоминаниях пишет: "Когда мы - командиры и группа бойцов во главе с командиром и комиссаром полка - приблизились к подбитому танку, то увидели, что у него подбиты гусеницы, увидели убитого водителя танка в английской форме. Этот первый подбитый танк рассеял распространившиеся среди воинов нашего и соседних полков слухи о неуязвимости танков вообще". Подбитый латышскими стрелками белогвардейский танк приезжали смотреть представители Петроградского верховного командования. Его отправили в Петроград и выставили на одной из площадей города. Уцелевший белогвардейский танк с пехотой отошел к дер. Большое Катлино, находившейся недалеко от позиций 5-го латполка. Там танковый дивизион и Семеновский гвардейский полк начали готовиться к новому наступлению. 5-й полк вновь выбил из дер. Б. Катлино Семеновский полк с тремя танками…." (4) Другой советский источник дает следующие подробности: "В конце октября 1919 г. особенного упорства бой достиг под дер. Онтолово. Белые обороняли северную окраину этой деревни. Когда наши части пошли в атаку, они бросили им во фланг танки. Медленно выползли из-за леса покрытые броней танки "Рикардо" и открыли огонь по нашей пехоте, стараясь выйти ей во фланг. Экипажи танков были из англичан. Белогвардейцы рассчитывали, что неожиданное появление танков внесет замешательство в ряды наших бойцов и даст возможность нанести им поражение. На деле получилось не так. Наши бойцы хорошо знали теперь, что танк страшен лишь для труса и паникера. Они теперь умели против него бороться. Увидя движение танка, курсанты бросились со связками гранат на передний из них, по названию "Бурый медведь". За ними последовали другие бойцы. Белые танки оказались атакованными нашей пехотой. И таков был порыв бойцов, так велика была их воля к победе, что танки отступили перед этим геройским натиском…." (5) Следует добавить, что в этих же боях участвовали 2 (по другим данным - 3) французских танка "Рено" FT-17. Их с большим неудовольствием, и лишь благодаря давлению французов прислали финны. 17 октября "Рено" выгрузили в Ревельском порту, 20-го они своим ходом прибыли в Нарву, где были сформированы смешанные франко-русские экипажи под командованием французского лейтенанта Д' Арсье. К 23 октября пройдя своим ходом еще 130 км "Рено" вступили в бой в составе ударной группы генерала Пермикина. С их помощью был ликвидирован прорыв обходной группы красных на левом фланге СЗА, у дер.Кипень. Подавляющее численное превосходство красных, отсутствие в войсках боеприпасов и теплой одежды вынудили обескровленную СЗА к отступлению. Белые были вынуждены вывести в тыл свои танковые части. К началу ноября все танки были в Нарве, а к 18 ноября их перевезли в Ревель. Отступившие в Эстонию войска СЗА были расформированы и разоружены. В январе 1920 г. англичане передали 2 Mk.V Латвии, 4 других остались у эстонцев, в армии которых они прослужили еще 20 лет. К 1940 г. эти крайне изношенные машины были списаны и хранились на кладах. Но в июле 1941 г. при обороне частями РККА г. Таллин (бывший Ревель) их отремонтировали, вооружив их пулеметами "Максим" и направив их в бой против наступавших на город немцев. На этот раз последний… Финские же "Рено" 9 апреля 1920 г. отправили назад в Финляндию. Состояние их было плачевным и в 1921 г. финны в качестве компенсации получили от французов 2 новых танка. Русские танкисты разделили судьбу всех чинов Северо-Западной армии. Их ждала эмиграция… Примечания: 1 Гершельман А.С.В рядах Добровольческой Северо-Западной армии. Т. 1, М: "Военно-Историческая Библиотека Военной Были", 1997. С. 56. 2 Коломиец М., Мощанский И., Ромадин С.Танки Гражданской войны. М: "М-Хобби", 1999. 3 А.В. Смолин.Белое движение на Северо-Западе России. 1918-1920 гг. СПб: издательство "Дмитрий Буланин". 1999. С. 354-355. 4 История латышских стрелков (1915-1920), Рига, "Зинатне", 1972. C. 534-535. 5 Караев Г.Н. Разгром Юденича в 1919 году. М: "Госвоениздат Наркомата обороны СССР", 1940. С. 189-190. Опубликовано: Белая Гвардия. Альманах. N 7. Белое движение на Северо-Западе России. М., 2003. С. 207-209.

Ответов - 125, стр: 1 2 3 4 5 All

Автроилъ: Прошу извинить великодушно. Забыл снять галочку при загрузке фотографии танка. Сейчас всё исправил. С уважением...

ssergey x 100: Возвращаясь к замечательной фотографий из собрания нашего уважаемого Автроила . Офицер стоящий у платформы с танком это мичман военного времени А. А. Нагель

nemos: ssergey x 100 пишет: мичман военного времени ...


Dirk: ssergey x 100 пишет: Офицер стоящий у платформы с танком это мичман военного времени А. А. Нагель Да, наш уважаемый Автроил написал об этом 13.07.2007 (см. выше). А чин такой был, не удивляйтесь, уважаемый nemos

Автроилъ: Первая мировая война. Английский тяжелый танк "MK V". Аналогичные танки были в составе Танкового батальона СЗА.

Автроилъ: Ещё раз про английские танки: http://artofwar.ru/c/chekmarew_w_a/text_0500.shtml

Stanislaus: Что-то не пойму, почему абракадабра. Повторю: Pierce-Arrow Ижорский было всего два, оба в МКПВ учебные, оба взяли немцы, один ("Titanic") участвивал во взяти Риги 1919, потом один (возможно) он был вывезен в Германию, где участвовал в подавлении красных спартакистов в Берлине, я еще не разобрался, какой именно. У латышей остался один - "Viesturs". Крупп-Даймлер KD зенитка правильно пишется Geschuetzwagen. Ижорский ФИАТ "Sargs" бывший фрайкоровский "Нюрнберг". Ehrhardt/Daimler-Behelftswagens. Это. извините, не есть коррект. Эрхардт Даймлером НИКОГДА не работали вместе, они конкуренты. аймлер работал с Круппои, а Эрхардт имел "свою" броню, т.к. входил в концерн Реийметалл. Все эти вспомогательные броневики предназначались для балтийского фрайкора и были построены на шасси грузовиков Эрхардт. Крректное название Ehrhardt Behelfspanzerwagen M1919. Даймллером он бытъ не мог, т.к. на всех грузовых Даймлера, кроме Даймлер-Крупп KD (там шасси характерное, не спутать) был карданно-шестярёночный привод системы Рицель (Ritzel), тут мы его не наблюдаем. Ижорский Фиат - "Zaibas" по колёсам 1 в 1 как бывший немецкий "Лоттхен", чужие колёса или даже шасси, не Фиатовские (перделка). Сущесвуе версия, что он взят у красных, но подозреваю, что вместе с суррогатными эрхардтами попал к литовцам по приказу Антанты или был прихватизирован по пути в Лифляндию во время хаоса. Бронетракторы: "Sorts", "Puuk" это не бронетракторы, а зенитки Тарновского/Лендера на шасси "Уайт" (White-Poutiloff), бывшие в РИА, небронированные. Но был у эстонцев позже еще один зенитный, тоже "Puuk", сами делали, на шасси АЕК.

Автроилъ: Stanislaus пишет: Что-то не пойму, почему абракадабра. А вы нажмите кнопку правка и снимите всю «абракадабру», заодно несколько помарок исправите в русском тексте.

Stanislaus: Извините. У меня нет кнопки "правка", я не зарегистрирован, зашел чтобы выяснить у коллег вопрос про крепости и случайно на эту тему натолкнулся. Решил помочь с идентификацией бронемашин, т.к. давно изучаю этот вопрос и немного разбираюсь в нём. С удовольствием бы зарегистрировался тут, но морская тема мне далека, а из-за одних бронеавтомобилей и танков есть ли смысл регистрацию проходить, тем-боле можно и без неё писать? Прошу модераторов убрать мою абракадабру, видимо она произошла из-за употребления "умляутов", переписал слово "гешютцваген" без "умляута" по альтернативному правилу и текст прошёл. И за помарки извините, пишу через транслит, торопился, не прверил

wind: Stanislaus пишет: И за помарки извините, пишу через транслит, торопился, не прверил Да не переживайте, все нормально, это же не книга, это форум ;-)), иногда сам пишу такое :-(((, что даже перед детьми стыдно ;-)), вроде простейшие вещи а ... С уважением, В. ЗЫ А по поводу регистрации решайте сами, у нас есть участник, Вы его должны знать по форуму 1914 г., ABP_TOR тоже от флота далек, он уже почти два года с форума не "уходит" ;-))). Есть у нас теперь и "земноводный-раздел" (Морские крепости) пока не переименованный правда :-((, но ничего, так вот там можно обсуждать любые вопросы связанные с армией. Как Вы сами несомненно знаете жизнь, очееень запутанная штука :-)), можно найти ТАКИЕ вещи, там где и не подумал бы их искать ...

Stanislaus: С удовольствием зарегистрируюсь потом, когда врмени больше будет. Эти форумы все вещь полезная, но отнимают слишком много времени, я итак по 5 часов в сутки на 7-и форумах сижу, в основном на автомобильных и автомодельных, но и на исторических (Ландшип, 1914, Военфорум). Но стараюсь следить за всеми авто- и броне-авто темами, даже на форумах генеалогии, филокартии и коллекционеров (например на Заммлере). А тут можно без регистрации, это очень удобно. Моа тема - автомобилизм в Россйской Империи и ранних Советах (также в бывших губерниях России) до примерно 1925 года. Я очень симпатизирую "Кортику", но всё-таки, по большому счету, тут для меня только одна тема интересна пока. Хотя в "крепостях" мне "кортиковцы" здорово помогли, за что я благодарен!

Stanislaus: Гайдукъ пишет: Вигейрос" шаси грузовика Там от Остина кроме башен уже почти ничего не осталось, бронекорпус был уже сильно переделан, практически новый построили.

Stanislaus: Гайдукъ пишет: Stanislaus Гляньте я там запостил немного фоторафий http://tsushima.su/forums/viewtopic.php?id=530 Спасибо большое! Последняя фотка в ремзоне, там где Ижорский ФИАТ для меня новостъ, остальные имею (может Вы мне их присылали?). Если есть что-нибудь редкое, прошу высылать на мыло: kiriletz%t-online.de (вместо % ставьте @). В свою очередь обещаю помочь по авто-броне-танко-теме всем, что имею. В переписке это делать удобнее и быстрее. Это предложение относится КО ВСЕМ КОЛЛЕГАМ ! С уважением, Станислав Кирилец (Stanislav Kiriletz, Germany)

Stanislaus: Что за манера была у людей тогда (везде, во всех странах), закрывать своими мощными телами на снимках автомобили? Лучше бы велосипеды закрыли Спасибо за фото, тоже новое Хотя много имею фотографий литовских военных раннего периода с автомобилями, мой покойный друг, известный авто-историк Люциюс Суславичус мне в своё время много посылал на опознание. Он и книгу опубликовал по автомобилям в Литве не плохую.

Stanislaus: Гайдукъ пишет: форуме (ветке по ссылке Где эта ветка?

Stanislaus: Гайдукъ пишет: Пишите здесь - обещали не трогать Спасибо! Снова новые фотки! На верхней вроде-бы грузовой "Комник", их в Литву много поставили, вот тут я о фирме писал: http://www.gruzovikpress.ru/article/history/2008_08_A_2009_01_23-11_30_28/ На нижней одно из двух, либо Тюрка-Мери, либо Лоррен-Дитрих. Эмблемы не видно, а радиаторы у них одинаковы были, машина довоенная, явно бывшая РИА.

Автроилъ: Гайдукъ пишет: Пишите здесь - обещали не трогать Чего-то я за собой ничего такого не помню. То есть, всё же предлагаю особо далеко от темы не уходить. С уважением...

Stanislaus: К сожалению больших сканов не, я их из-за экономии места на жестком диске сжал, т.к. тема не совсем моя. А чтобы не засорять тут автомобилями, предлагаю обмен фото через мыло, у меня много ранних литовских машин есть, в том числе и армейские. Mail to: kiriletz%t-online.de Komnick E1

Автроилъ: Гайдукъ пишет: На дадите справочку на данный тип автомобилей. Вы уж, господа, действительно, лучше как-то или через «личку», или через «мыло». С уважением...

Ros: Автроилъ Здравствуйте! Меня интересуют сведения о формировании и действиях Танкового ударного бат-на - пехотной части. Может быть Вам встречались сведения об офицерском составе этой части

Ros: wind Здравствуйте! Не подскажите, что за издание, откуда Вы процитировали воспоминания мичмана Н.А. Боголюбова "Танковый батальон". Хотелось бы прочитать полностью. Меня собственно интересует пехотная часть: танковый ударный батальон. Его формирование, действия и офицерский состав. С уважением

Автроилъ: Ros пишет: Не подскажите, что за издание, откуда Вы процитировали воспоминания мичмана Н.А. Боголюбова "Танковый батальон". Бюллетень Общества Российского Императорского флота в Америке (№ 2/119 за 15.08.1969). С уважением...

Ros: Автроилъ пишет: Бюллетень Общества Российского Императорского флота в Америке (№ 2/119 за 15.08.1969). С уважением и благодарностью, Спасибо

Автроилъ: Пожалуйста! Рад помочь. С уважением...

Серж: Автроилъ пишет: Бюллетень Общества Российского Императорского флота в Америке (№ 2/119 за 15.08.1969). Глубокоуважаемый Автроилъ, а нет ли там данных про Колосова А.И.? Колосов Игорь Андреевич – родился в Гельсингфорсе (Финляндия) в семье офицера. Обучался в одном из Морских училищ Петрограда до марта 1918 года. Во ВСЮР и Русской Армии. Гардемарин Морского корпуса в Севастополе с осени 1919 года. Эвакуировался в составе Морского корпуса и Русской эскадры в Бизерту. На 1921 год гардемарин Морского корпуса в изгнании. Данных об окончании Морского корпуса в Бизерте нет. В эмиграции в США. Окончил ВУЗ, инженер. О семье данных нет. Судьба неизвестна. Умер в Сан-Франциско, США – 13 декабря 1959 года. Отец: Колосов Андрей Иванович – родился 4 июля 1870 года в Нижнем Новгороде в семье священника. Окончил нижегородскую семинарию в 1890 году и Казанское Военное училище в 1892 году. Был назначен начальником охраны рейда Ганге-Лапвик (Балтийское море). Участник Первой Мировой и Гражданской войн. С 1918 года в белых войсках Восточного фронта. Полковник по Адмиралтейству. С 30 июля 1918 года на Сибирской флотилии, начальник охраны рейда Владивостока и командир брандвахты. Эвакуировался из Владивостока с эскадрой адмирала Старка Г.К. в конце 1922 года. В эмиграции в Филиппинах. В 1923 году эмигрирует в Сан-Франциско, США. Был женат, три сына и пять дочерей. Принимал участие в издательстве русского журнала «Вахтенный журнал» - главный помощник редактора. Основатель и член Кают-компании русских морских офицеров в Америке. Умер 10 апреля 1939 года в Сан-Франциско, США. С уважением, Серж.

Автроилъ: Серж пишет: ...а нет ли там данных про Колосова А.И.? Всего бюллетеней было почти 150 штук. И Бог знает, что там есть, а чего там нет... С уважением...

Серж: Автроилъ пишет: а чего там нет... Жаль. С уважением, Серж.

wind: Автроилъ пишет: И Бог знает, что там есть, а чего там нет... Ну, не только Бог С уважением, В.

Ros: wind пишет: Танковый ударный батальон Капитан 1 ранга П.О. Шишко /М.К. 1901 г./, позже командир сводного танкового батальна В приведённой статье Н.Малышева, открывшей данную тему, командиром ударного танкового б-на, назван полковник Хомутов, а П. Шишко -ком-р танкового дивизиона. В воспоминаниях мичмана Н. Боголюбова, П.Шишко называется ком-м танкового ударного бат-на. В этих свидетельствах есть определённые различия.

wind: Ros пишет: Хотелось бы прочитать полностью. Если хватит сил, вечером постараюсь отсканировать статью. С уважением, В.



полная версия страницы