Форум » Гражданская война » Бронепоезда и белые и красные... » Ответить

Бронепоезда и белые и красные...

wind: Решил открыть такую тему, как мне кажется очеень тесно связаную с флотом, почему наверно сами понимаете :-)) ... Возник вот такой вот вопрос, работая с документами нашел вот такой вот приказ : Приказом Командующего Морских сил на Дальнем Востоке № 1501 от 16.08.1919 г. Лейтенант В.О. Старк назначен с бронепоезда № 1 в речную флотилию . Кстати довольно часто встречал приказы с упоминанием этого бронепоезда, может кто знает что он из себя представлял . С уважением, В.

Ответов - 230, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 All

Perseus: ABP_TOR А нет ли у Вас чего, господин штабс-капитан, по бронепоездам белых Восточного фронта, таких как "Горняк", "Кондор", "Забияка", "Тагил", "Волжский"...

ABP_TOR: Perseus пишет: А нет ли у Вас чего, господин штабс-капитан, по бронепоездам белых Восточного фронта, таких как "Горняк", "Кондор", "Забияка", "Тагил", "Волжский"... Иван Владимирович, чего-то определенного по этим бронепоездам сказать не могу. Бронепоезда "Кондор" (иногда именуемый "Ишимским кондором") и "Забияка", вместе с еще каким-то белым БП, попали в руки красных на станции Тайга 1 января 1920 года. Но по ряду как советских так и польских источников на этой станции были захвачены бронепоезда 5-й польской Сибирской дивизии "Варшава" и "Краков" Разве "Волжский"? Может быть "Волжанин" ? А эти аппараты Вам незнакомы?

ABP_TOR: Фото из моей коллекции Екатеринослав, январь 1918 на снимке бойцы из 6-го повстанческого Корочанского полка с моряком из отряда Дыбенко (как написано на обороте, но фамилии моряка нет) Собственно в подчинении у Дыбенко на тот период был небольшой отряд украинцев-моряков из состава Волжской флотилии под командованием Лепетенко, развернутый впоследствии в Заднепровскую бригаду бронепоездов на бескозырке надпись-гардемаринские


investor: Красный бронепоезд, названия не знаю.

investor: "Команда бронепоезда, сопровождавшего поезд Коминтерна. Видна прострелянная башня и гроб с убитым наводчиком - результат нападения отряда Маруси Соколовской"

investor: Бронепоезд №35 (трофейный "Генерал Каледин") Ейск 1919г.

ABP_TOR: investor пишет: Бронепоезд №35 (трофейный "Генерал Каледин") Ейск 1919г. Снимок достаточно известный, только с подписями постоянные фантазии. 1) если 1919 год по снимку лето-откуда мог взяться в это время в глубоком тылу белых красный бронепоезд, так что если лето и Ейск то уже 1920 год; 2)более всего по матчасти этот бронепоезд похож на переделку тяжелого бронепоезда Добровольческой армии "На Москву", сравните второй вагон на приведенном Вами снимке со снимком ниже только английская пушка заменена на отечественную 107 мм "Каледин" это легкий это бронепоезд Донской армии и имел трехдюймовки ЗЫ. Не сочтите написанное за претензии в Ваш адрес, просто попадалось еще что это трофейный легкий бронепоезд "Волк"

ABP_TOR: investor пишет: Красный бронепоезд, названия не знаю. Бронепоезд брянского разлива, точнее из броневагонов прошедших капитальную переделку на Брянском заводе. Передний вагон по всей видимости ранее был одноорудийным, так как три бывших пулеметных порта зашитых накладными листами смешены назад. Бронепаровоз не брянский. Никаких подписей (место, время) не было?

investor: Бронепоезд №35 (трофейный "Генерал Каледин") Ейск 1919г. - это написано на обороте фото, подписи сделали в свое время в Архиве Октябрьской революции. Красный бронепоезд не подписан. Больше бронепоездов в коллекции пока нет.

ABP_TOR: investor пишет: Бронепоезд №35 (трофейный "Генерал Каледин") Ейск 1919г. - это написано на обороте фото, подписи сделали в свое время в Архиве Октябрьской революции. Ошиблись или подписи спутали, бывает Больше бронепоездов в коллекции пока нет. Будем надеяться на ее пополнение :))

Рамзес: для ABP_TOR - возможно год не 19 , а 20 ? Среди взятых в Ростове или Новороссийске именно с этим именем у белых поезда не было , тогда может ошибка лишь с годом , а сам БПР назван верно ?

ABP_TOR: То что №35 у красных это по большинству источников, хотя встречал и другие варианты, а вот что это было у белых- вопрос Вот этот состав в полном виде

ABP_TOR: И вот такая справка свидетельствующая о причастности к бронепоездам известного писателя-мариниста Справка Настоящим заверяю, что военный моряк командного состава, тов. ЛАВРЕНЕВ Борис Андреевич, летом 1919 года, в бытность мою Народным Комиссаром по Военным делам Украинской Советской Республики, находился в период операций по вытеснению и ликвидации банд атамана Зеленого из районов Триполье – Канев в моем полевом штабе на ст. Мироновка в должности начальника артиллерии. В ответственный момент операции, когда теснимые банды отходили к линии железной дороги южзнее селения Германовка, ставя себе целью прорыв окружения, и когда выяснился недостаток артиллерийских средств для воспрепятствования намерениям противника, – т. ЛАВРЕНЕВ, использовав штабную команду моряков, в течение суток построил местными средствами на имевшихся товарных платформах две бронеплощадки, вооружив их трехдюймовыми полевыми пушками. В оборудовании площадок т. ЛАВРЕНЕВ принимал личное участие, работая наравне с моряками и железнодорожными рабочими. 29-го июля, в момент наступления банд на полотно железной дороги, после того как прямым попаданием снаряда в паровоз был выведен из строя бронепоезд №6, под командованием военмора т. Попова, т. ЛАВРЕНЕВ остался со своими бронеплощадками на линии в качестве единственной поддержки сводной курсантской бригады и интернационального кавдивизиона, ведших бой с бандами. В течение нескольких часов т. ЛАВРЕНЕВ преграждал дорогу отступавшим бандам у разъезда Карапыши, трижды отбрасывал бандитов картечью и в это время был ранен в левую ступню с раздроблением костей, но остался в строю и продолжал вести бой до полного окончания операции, нанеся шрапнельным огнем крупные потери бандитам, которым удалось перевалить полотно только после подрыва рельсов , лишившего бронеплощадки свободы передвижения. Уходя под огнем бронеплощадок, банды бросили на полотне и в поле много боеприпасов, снаряжения и военного имущества. Т. ЛАВРЕНЕВ сдал командование новому командиру только после личного доклада мне о бое, после чего был эвакуирован в Киев. Бывший наркомвоен Украинской Советской Республики Н. Подвойский. Москва, 1946 г. Заверенная копия этой, подписанной Н. Подвойским справки хранится в личном деле Б.А. Лавренева в Союзе писателей СССР. Источник: Лавренев. Б.А. Бессменная вахта. Неизданная публицистика.– М.: Молодая гвардия, 1973 – с.40-41

Perseus: ABP_TOR пишет: Бронепоезда "Кондор" (иногда именуемый "Ишимским кондором") и "Забияка", вместе с еще каким-то белым БП, попали в руки красных на станции Тайга 1 января 1920 года. Но по ряду как советских так и польских источников на этой станции были захвачены бронепоезда 5-й польской Сибирской дивизии "Варшава" и "Краков" Разве "Волжский"? Может быть "Волжанин" ? А эти аппараты Вам незнакомы? 1) Вечером из дома выложу, что есть по этому вопросу.. 2) Именно "Волжский". Был захвачен красными под Златоустом. Проходит по всем документам и воспоминаниям именно с таким названием. 3) Нет. Первый раз вижу...

ABP_TOR: Perseus пишет: 2) Именно "Волжский". Был захвачен красными под Златоустом. Проходит по всем документам и воспоминаниям именно с таким названием. "Волжанин" действовал против красных бронепоездов под Волочаевкой, это намного позже.

Автроилъ: Perseus пишет: А нет ли у Вас чего... по белым бронепоездам Восточного фронта Снято навроде как под Читой. Белый брнепоезд.

Автроилъ: Фотография обошедшая (с разными подписями) ряд хрестоматийных изданий по Гражданской войне. На самом деле это бронепоезд, отбитый красными у войск поднявшего в Херсонской и Екатеринославской губерниях мятеж атамана Н.А. Григорьева (1885-1919).

Автроилъ: Perseus пишет: А нет ли у Вас чего... по белым бронепоездам Восточного фронта Восточный фронт. Офицеры белого бронепоезда.

Автроилъ: Ещё один блиндированный состав. На это раз из действовавших на стороне красных при обороне Петрограда. Был укомплектован матросами БФ.

Perseus: Супер! Спасибо огромное, Автроил! Откуда такие залежи ценностей?

Perseus: Прошу прощения. Пришел поздно. У нас второй час ночи уже. Завтра постараюсь кое-что отписать...

Автроилъ: Да я так, проходил мимо... Дай, думаю, зайду - посмотрю, чем народ тешится. С уважением...

ABP_TOR: Ещё один блиндированный состав. На это раз из действовавших на стороне красных при обороне Петрограда. Был укомплектован матросами БФ. Бронепоезд №12 Имени Троцкого (б. 2-й Морской бронепоезд имени Троцкого), на фото типовой бронесостав постройки Сормовского завода. (В отечественных источниках почему-то укоренилось применять слово блиндированный по отношению к импровизированным составам, хотя французское train blindé переводится именно как бронепоезд.) сформирован в октябре 1918 г., в марте 1919 г. участвовал в подавлении восстания в Гомеле, получил благодарность ВЧК и представление к КЗ; Западный фронт-принимал участие в обороне Пскова; Южный фронт - в составе 8,13-й и 4-й Армий 1 октября 1919 г. при налете казаков Мамантова был отрезан, паровоз вместе с одной бронеплощадкой провалился на мосту в реку на участке Тишинка-Таловая. Команда сняла броню с паровоза и площадки и доставила в Брянск. Уцелевшая бронеплощадка была передана в состав бронепоезда №103. Ставился вопрос о расформировании бронепоезда, но по ходатайству команды бронепоезд прошел переформирование в Брянске -Бежице в январе-апреле 1920 г. Находился в составе Запасной бригады бронепоездов, Петроградском ВО, Приволжском ВО. В 1922 г. был передан в состав НРА ДВР. В 1924 г. был слит с бронепоездом №164 тип Б-4 5-й Армии в один боевой состав. Командиры-Н.Волощенко, Бондарев, Ступинский Военком-Горшков. Есть сведения что этим бронепоездом успел покомандовать А. Полупанов перед своим назначением на Днепровскую флотилию, но в своих воспоминаниях он этот факт обходит (очевидно из-за одиозного названия БП) За время службы боевой состав неоднократно менялся

Рамзес: для ABP_TOR - добавлю в коллекцию судьбу еще одного морского "регионального" бпр (вот только с фотой его - увы) К вечеру 5 ноября 1918 г вернулись с фронта в Пермь бронепароходы Камской флотилии бронесудов «Александр» и «Медведь» - в ту же ночь началось их разоружение и разбронирование. Работы по оборудованию бронепоезда, для боев против войск Колчака, велись круглосуточно. Рабочим-мотовилихинцам помогали бойцы отряда бронепароходов. Через три недели вооружение бронепоезда завершено. В начале декабря он вступил в строй. Рабочие-мотовилихинцы предложили назвать его именем Владимира Ильича Ленина. «Первый морской бронепоезд имени В. И. Ленина» — так стали официально именовать созданную подвижную бронечасть. Бронепоезд состоял из бронированного паровоза серии «СУ»,- оборудованного командирской бронебашней; бронированного тендера; 2 бронированных площадок, созданных на базе четырехосных пульмановских вагонов; 2 открытых контрольных двухосных железнодорожных платформ, груженных рельсами; 2 классных пассажирских и 4 товарных вагонов. На вооружении бронепоезда 4 75-мм морских артиллерийских орудия, 16 станковых пулеметов типа «максим» и ручное оружие по числу лич¬ного состава. Личный состав состоял из бывших балтийских и черноморских матросов и пулеметной команды красноармейцев. Все они прибыли с бронепарохода «Медведь» Камской бронефлотилии. В декабре 1918 г командиром Первого морского бронепоезда имени В. И. Ленина назначен бывший командир отряда и бронепарохода «Медведь» балтийский матрос Сергей Иванович Деревцов, его помощником — Петр Тимофеевич Чаплыгин. Началь¬ником пулеметной команды стал солдат-фронтовик Александр Яковлевич Деркачев, комендантом и одновременно снабженцем бронепоезда — балтийский матрос Павел Константинович Береснев. Бронепоезд был готов к выполнению оперативных заданий штаба 3-й армии.Утром 8 декабря Первый морской бронепоезд имени В. И. Ленина направлен на лысьвенский участок фронта для замены погибшего там бронепоезда № 2, который поддерживал своим огнем боевые действия 29-й пехотной дивизии, занимавшей здесь оборону.Из докладной записки Реввоенсовета Восточного фронта Главному командованию Красной Армии от 9 декабря 1918 года:«Противник значительными силами теснит левый фланг 3-й армии, причем наша 29-я дивизия, в значительной степени разбитая и деморализованная, отходит к станции Калино. Это уже является действительной угрозой по отношению к Перми...» В Лысьву бронепоезд прибыл, когда город начали занимать колчаковские войска. 29-я пехотная дивизия под командованием М. В. Васильева, будучи не в состоянии выдержать натиск превосходящих вражеских сил, отходила к станции Калино. Еще засветло, до наступления сумерек, бронепоезд выдвинулся на открытую позицию в низине, возле Лысьвенского пруда, откуда удобно поддерживать огнем контратаки бойцов 29-й дивизии. Однако город Лысьва все-таки был занят противником, и выбить его оттуда силами одной 29-й дивизии, даже при активной поддержке бронепоезда, не удалось. Возникла угроза, что колчаковцы смогут с тыла перерезать железнодорожный путь и лишить бронепоезд возможности отойти, а затем окружить и захватить его.11 декабря командир 29-й дивизии Васильев, в оперативном подчинении которого находился бронепоезд, вынужден был приказать Деревцову отойти к станции Селянка. Бронепоезд должен был обеспечить охрану участка Уральской железной дороги от Чусовской до Перми. Ночью, под прикрытием темноты, бронепоезд отошел к станции Селянка и здесь несколько суток непрерывно вел жаркие бои с противником.Из телеграммы командира 29-й пехотной дивизии Васильева штабу 3-й армии:«Сегодня с утра 13 декабря противник превосходящими силами перешел в наступление на станцию Селянка. После трехчасового боя противник успел подойти к самому полот¬ну железной дороги. Но здесь он был остановлен убийственным огнем из пулеметов и орудий бронепоезда «В.И. Ленин». Понеся огромные потери, не выдержав ураганного огня, противник в панике бежал, оставив массу убитых».За проведение операции и мужество, проявленное в ожесточенной схватке с противником, командующий 3-й армией в приказе по войскам объявил благодарность команде бронепоезда.22 декабря поступил приказ вернуться в Пермь.24 декабря 1918 года рано утром колчаковские войска неожиданно предприняли наступление на Пермь со стороны Слободки. Чтобы не попасть к врагу, бронепоезд продвинулся от станции Пермь I до станции Пермь II, за железнодорожный мост, где завязались боевые действия. Бронепоезд не мог маневрировать из-за образовавшейся на путях «пробки» из паровозов и вагонов и превратился в неподвижную мишень, по которой враг сосредоточил артиллерийский огонь. Командир Деревцов приказал команде снять замки с орудий и понадежнее их припрятать. Затем подал команду личному составу оставить бронепоезд, взяв с собою пулеметы и боезапас для них.С боями команда бронепоезда сумела прорвать кольцо вражеского окружения и соединиться с армейскими частями, отходившими к Верещагино.

ABP_TOR: Рамзес Спасибо! А источником не поделитесь? комендантом и одновременно снабженцем бронепоезда — балтийский матрос Павел Константинович Береснев из списка комсостава бронепоезда "3. Завхоз-Солдатов Василий Осипович 4. Комендант-Береснев Павел Константинович" Еще один момент по Бересневу "Примечание: Береснев П.К.-это я. До 1919 г. моя фамилия была Береснев.-Теперь Болотов П.К.. Перемена фамилии оформлена в Загсе г. Перми, где я родился в 1897 г. С уважением Болотов" (Из письма Болотова П.К. от 30.1.1968, мой архив )

Рамзес: для ABP_TOR - к сожалению пока нет (это от "благодарного населения" - старая рукопись из одного пермского источника и касается в основном деятельности тамошней флотилии бронесудов (кстати полностью "потерянной" в известных справочниках Бережного) , ну помня Вашу любовь к железу на ж/д решил поделиться опустив большую часть чисто флотских моментов)

ABP_TOR: История 1-го Морского бронепоезда на этом не закончилась команда во главе с Деревцовым была направлена в Сормово где получила новый боевой состав 29 мая 1919 г. он получил №36 от Центроброни, но сохранил название Морской им. В.И. Ленина. Участвовал в боях на Восточном фронте в составе 3А, во второй половине 1919 г. на Южном фронте в составе 9 и 10 армий. В первой половине 1920 г. в составе 16 армии Западного фронта. В августе 1920 года направлен на Кавказский фронт, по окончании войны вошел в состав ОКА, участвовал в ликвидации бандитизма, нес охрану ж.д. 1.9.1922 г. согласно предписанию начупрбронечастей ОКА за №140/оп от 16.08.22 получил наименование №7 им. В.И.Ленина. В архиве имеются приказы по ликвид комиссии за март 1925 г., однако точных сведений о расформировании нет. Боевой путь: Глазов- Царицын-Камышин-Жлобин-Бахмут-Ростов-на-Дону,Мин. воды - Владикавказ-Навтлуг Командиры: Деревцов С.И., Подоляк В., Дербинян, Америков В. Военкомы: Пушкин А., Каменев Г., Курдупов И. Деревцов Сергей Иванович (1897-25.03.1938) комдив, русский, член ВКП(б) с 1917, окончил Военную Академию РККА, командир бронесудна "Медведь", командир бронепоезда, помощник командира отдельного танкового полка, помощник начальника отдела Главного Управления РККА, помощник инспектора, инспектор мотомеханизированных войск РККА, 1937 начальник автобронетанковых войск ОКДВА, арест 15.5.37г., приговор ВКВС 25.03.38 ВМН, реабилитирован 13.07.57г, награжден двумя орденами Красного Знамени. ВИЖ-70/2 http://www.rkka.ru/handbook/personal/repress/komdiv.htm 1-й ОКЗ пр. РВСР №314, 1920 2-й ОКЗ пр. РВСР №94/147, 1923 Для Рамзес на Болотова-Берсенева имеется фонд в Пермском музее БОЛОТОВ Павел Константинович (р. 1897), участник гражданской войны, боец 29-й дивизии, комендант бронепоезда. Пермский ОКМ, № 1285, 17 ед. хр., 1918. Письма Болотова, хранящиеся у меня, касаются только пермских бронепоездов, (кстати почему он балтиец (?) в его письме написано, что в октябре 1917 г. он служил в 192 запасном пехотном полку и принимал участие в баррикадных боях в Москве). Однако Болотов упоминает что он служил и на Верхне-Камской речной бронефлотилии, так что возможно в его фонде что-то по ней есть.

Рамзес: немного в добавку по Деревцову - В июле 1918 г пермским военным комиссаром Ф. Н. Лукояновым объявлена мобилизация всех бывших военнослужащих старой армии и флота. На призывной пункт в числе других прибыли около 20 демобилизованных балтийских и черноморских моряков. Все они были рядовыми матросами или унтер-офицерами. Все горели желанием встать в ряды защитников Советской власти, но хотели воевать вместе в какой-либо флотской части. Из них создали отряд для Пермской речной военной флотилии, суда для которой уже оборудуются и вооружаются на Мотовилихинском заводе. Командиром отряда назначили бывшего матроса Сергея Ивановича Деревцова, его помощником— балтийца Чаплыгина. Назначенный командир отряда Сергей Иванович Деревцов был волевым и мужественным человеком. Вместе с другими моряками-черноморцами в июне 1918 г выполнял ленинский приказ о потоплении Новороссийской эскадры Черноморского флота, чтобы избежать захвата кораблей германскими оккупантами (корабль и должность в тексте отсутствуют). по Болотову-Берсеневу - ничего больше нет (может за компанию в балтийцы произвели) у меня источник не из самой Перми да и основное по списку той флотилии я нарыл теперь остается ТТХ по регистрам уточнять да дальнейшую судьбу отслеживать , а это уже гораздо сложнее

ABP_TOR: Рамзес не попадается ли в Вашем источнике фамилия Хлебников, возможно он біл морским приемщиком в Мотовилихе, возможно участвовал в вооружении бронепароходов?

Рамзес: для ABP_TOR - суньте все , что по нему есть на ветку попробую на неделе спросить друга именно за Хлебникова (он кстати у красных или у белых был ? - почти все эти пароходы потом в белую флотилию вошли и тут же вооружение чуть позже проходили) , но сами понимаете это не быстро и без гарантии (в моих данных по нему ничего - ну в рукописи основной упор не технике, а ходу БД - правда товарищ тоже не на людях , а на железе "зубы дойдает")



полная версия страницы