Форум » Гражданская война » Гибель эскадры » Ответить

Гибель эскадры

Борисыч: Кто и что может рассказать о судьбах моряков, участвовавших в эпопее потопления Черноморской эскадры в Цемесской бухте в 1918 году? И вообще об этом событии...

Ответов - 38, стр: 1 2 All

Коллежский советник: Уважаемый Борисыч! Вопрос Вы задали, конечно, интересный (90-летие не за горами), но и столь же непростой. Не думаю, что любой из авторитетов этого Форума легко возьмется излагать Вам историю "гибели эскадры". Тем более, что факты широко освещены в литературе. Достаточно лишь набрать на "Рамблере" слова "Гибель Черноморского флота" и получите часть искомого. Например: http://shurigin.livejournal.com/30358.html http://militera.lib.ru/memo/russian/kukel_va/index.html http://www.rau.su/observer/N13_94/13_15.HTM На мой взгляд, Вам стоило-бы сначала ознакомиться с ними, а после задавать вопросы, но более конкретные. А относительно судеб героев этой истории можно выразится общеизвестной фразой - "Революция пожирает своих детей". Кого и когда сожрала - спрашивайте. С неизменным уважением Л.И.

Борисыч: Уважаемый Коллежский советник ! Спасибо за отклик. Интерес к этому событию у меня не праздный.. Мой дед был помощником Кукеля на "Керчи" и, конечно, я кое-что знаю об этой истории. В том числе располагаю воспоминаниями деда. Мне интересна нынешняя оценка "Морскими Волками" той трагической истории...В преддверии 90-летия, это действительно интересно! Ну и кроме того... если кто-то что-то расскажет о судьбах... Вот, скажем, Кукель-Краевский, которого дед характеризовал очень положительно, был "сожран революцией" (расстрелян), а вот оценки его в советской исторической (читай, пропагандистской) литературе, мне попадались весьма нелицеприятные.

Рамзес: Ильич - СПАСИБО , от статьи каперанга в Обсервер вот - вот начну скулить от восторга , думал только у нас "отжигают" , но дядя (если конечно не врет) из Главного штаба ВМФ России (???) На Цусиме есть раздел - "Сборник заветных трав" , ему кажись туда В порядке живой очереди самые настоящие "перлы" 17 декабря 1917 г. Крейсер "Память Меркурия" и эскадренный миноносец "Завидный" в Одессе объявили себя украинскими, в Севастополе - эскадренные миноносцы "Зоркий" и "Звонкий", а также корабли "Меркурий", "Воля", "Остап", "Борец за волю" Ну эсминцы ладно - а ху из ит геройский корабль "Остап" , выпив стакашешку домашнего и трезво поразмыслив - неужели "Златоуст" облаяли ? Все остальное и близко к теме не подползает по именам , ладно "Борец за волю" Воля синоним свободы и шут с ним - бывшему "Потемкину" и не такое рисовали , но что за национально свидомый "Меркурий" в Севе объявился ? Неужели старый блокшив минной дивизии решил сознательность проявить ? А на нем к декабрю 1917 хоть сторож остался - да и не было у него такого имени в тот год , вроде номерным блокшивом числился Может это пассажирский пароход на мине погибший в том регионе и в те годы внезапно с дна моря всплыл и решил под новый флаг перейти или была еще шхунка парусная в Ейске , так ту Гамидие только летом 1918 взял Ладно - идем дальше Не буду спорить с цифрами - хоть миллиарды рублей для царской России это гораздо круче чем миллиарды гринов у моего тезки - оленевода Ожесточенные бои с отрядами красных у Симферополя - но чуть раньше (пару месяцев назад) мне другие "знатоки" пытались рассказать что туда "хлопци" Болбочана просто на дрезинах въехали - кажись паровоз у них "батька Махно" угнал Кульминация - 29 апреля 1918 года П.Скоропадский объявил Центральную Раду низложенной, а себя гетманом (при поддержке германских войск). И сразу же министр иностранных дел гетмана Д.Дорошенко заявил: "Севастополь - ключ к господству на Черном море - не может быть оставлен в чужих руках". И тут же При попытке первыми захватить город был почти полностью истреблен немцами отряд сечевиков Центральной Рады. Почему до сих пор нет памятника этим Героям ? Куда смотрят местные ревнители татарских прав - почему мы снова ничего не знаем о темных страницах истории ? Чем эти бойцы хуже студентов погибших под Крутами и как это никто нашему голове до сих пор не доложил о сей "вызначной та трагичной дате у спильной истории" - что вообще делает администрация Президента ? Но и это еще не все Бригада эсминцев и ряд других кораблей отказались и самостоятельно стали готовиться к уходу в Новороссийск, сообщив "украинизировавшимся" о готовности торпедных ударов по любому, кто попытается их остановить. Тут же на рейд Севастополя вошел германский линейный крейсер "Г Ребен" (в октябре 1914 г. бомбардировавший город - НУ за ЧТО ЕГО ИМЯ ТАК ?), но... под названием "Султан Селим". После ремонта в Северном доке корабль сходил в Новороссийск и успешно убыл в Стамбул. Похоже все вышеизложенное за один день - наверное космическим он был по меркам того времени и главное геройская бригада эсминцев еще из города не ушла - кого ж торпедами обещали угощать ? Вот наконец - то нашел нужное немцы подошли вплотную к Севастополю, в 23.30 под флагом командира эскадренного миноносца "Калиакрия" Е.С. Гернета боевые корабли и транспорты под артиллерийским и пулеметным огнем противника начали прорыв А как же ГРебен ? - или он уже отремонтировавшись в доке через Новороссийск возвращается в Стамбул ? Ладно - самый длинный день в том сюрреалистическом Крыму закончился Теперь следующий 30 апреля - вечером линейные корабли "Воля", "Свободная Россия", три эскадренных миноносца, несколько ПОДВОДНЫХ ЛОДОК и других кораблей повторили прорыв Ну что опять за безымянные герои - куда смотрит местная милиция (почему - то считал что все способные выходить в море ПЛ остались в Севе , а оказывается кто - то и в Новороссийск убежал - как это они так ?) начинается май 1-2 мая - основная часть Черноморского флота прибыла в Новороссийск (линкоры "Воля" и "Свободная Россия", 14 эсминцев и 2 миноносца, 10 сторожевых катеров, 1 посыльное судно-миноносец). Еще ранее перешли вспомогательный крейсер "Социальная революция", 30 пароходов и транспортов. Подлодок все же нет и я даже не задаю глупый вопрос куда они делись (понятно - ушли на разделку в Турцию , уже в то время там ценился черный и цветной металл Черноморского флота России) Но вот дальше Немцы в Севастополе налаживают промышленное производство дельфиньевого жира, ремонт своих кораблей и вывоз (в октябре 1918 г.) портовых запасов и оборудования Все это (кроме вывоза в октябре) уже 1 - 2 мая ???? Куда смотрють профсоюзы и местные "зеленые" ? - им что на пролетарский праздник и защиту прав животных наплевать ? Кстати - снова вопрос , а дельфинов в самой бухте ловили и на червя или все же макуху использовали ? Хоть и не рыбак , но вот по этой теме с Аффтаром было бы о чем поговорить С датой сложнее , но зато факты какие (дрожи Саакашвили) Начало мая - немецкие войска заняли Ростов и двинулись на Кубань, немецкие корабли поддержали вторжение Грузии в Советскую Абхазию, русские корабли безуспешно пытались выйти из Новороссийска на помощь. Вот когда все с Абхазией закрутилось , вот почему немцы сегодня в НАТО (они традицию дедов по защите грузинских прав в Советской Абхазии защищают) Май 1918 г. - немцы разрешили генералу Сулькевичу сформировать местное правительство Крыма. Мининдел Украины (Д.Дорошенко) предложил ему "объединение на принципах автономии", а после отказа Сулькевича Украина объявила экономическую блокаду Крыма. Готовься Крым - не захочешь автономно вступать в НАТЕ , предки киевских политиков уже знають "як проблемку порешати" и потомкам намекают 11 мая 1918 г. - командующий германскими войсками на Востоке генерал Эйхгорн телеграфом категорически потребовал возвратить русские корабли из Новороссийска в Севастополь. Спасибо хоть не на мобилку СМС-ку сбросил - от кого потребовал , Ленина , Сталина , Пушкина , Горбачева , Буша - младшего - или нужный ответ стоит выбрать самому ? 11 июня - на линкоре "Воля" делегатское собрание 79 голосами против 29 (воздержалось 28 чел.) приняло решение топить корабли. Слава мировому парламентаризму - и эти 136 гераклов привели дредноут в Новороссийск ? Да на нем машинная вахта для простой поддержки экономичного хода малость больше будет , или остальные матросы пьянствовали в портовых кабаках , а товарищи голосовали за них карточками по системе "Рада" - вот откуда все начиналось - я почему - то считал что в Севу на нем в этом месяце уже около 400 человек вернулось (абшибачка вышла - бывает) После этого пишется о массовом дизертирстве с кораблей (наверное на Волю бежали - чтобы экипаж новыми "депутатами" пополнить) В октябре 1918 г. - после ухода немцев в Севастополе в очередной раз был поднят малиновый флаг украинских ВМС. ГММ - так немцы еще в октябре ушли , а чего ж союзники из Антанты так на Лемносе "забарылись" или в Стамбуле их очень гостеприимно принимали или нефтянники из Персидского залива забастовку устроили и корабли у Дарданелл месяц ждали когда их экономические требования выполнят да "черное золото" подвезут ? Про малиновый флаг национальных ВМС и вовсе "но комментс" - они ж красные в душе и чего этого большевики так сразу не поняли ? Прямой ущерб от германской и австро-венгерской оккупации Крыма только Черноморскому флоту составил 3 млрд. руб. Ну вот и союзники 23 ноября - французские и английские корабли вошли в Новороссийск, через несколько дней - в Севастополь и Одессу. В Севастополе ими было захвачено имущество порта на сумму 5 млрд. руб... Так они оказывается еще больше чем немчура окаянная натырили Нужно глянуть - а вообще весь годовой бюджет России году так в 1914 скока составлял ? Могу ошибиться конечно , но стоимость последнего дредноута типа "Мария" до 40 лимонов не дотягивала - или это они не царскими , а "керенками" брали - так и тогда минимум вагона 3 "бумаги" Трагедия все таки заканчивается - финальный аккорд Остатки императорского военно-морского флота: 3 линкора, 1 крейсер, 2 вспомогательных крейсера, 10 эсминцев, 4 подводные лодки, 12 канонерских лодок, более 20 катеров, 9 плавбатарей и других судов - так называемый "Белогвардейский флот", в ноябре 1920 г. ушел в Бизерту Я молчу про белогвардейский флот (автор явно спец по листовкам периода 20 - х годов - во всех остальных документах формирование по другому называлось) , но 3 линкора (!!!) - а очень хоцца узнать , кого все же третьего в Бизерту утянули ? Я еще с трудом соглашусь на 12 канонерок (почти все пароходы с пушками Аффтар посчитал) - но вот 9 плавбатарей снова вопрос , а енто хто ? В ответ благоговейная тишина и только шерох страниц - вот - вот ответ из справочника выскочит И последний "гвоздь" в могилу ушедшего в прошлое старого ЧФ К середине июня 1930 г (просю на дату глянуть особо). в составе Советского Черноморского флота всего числилось: 10 вооруженных пароходов, 4 буксира, 17 катеров, несколько барж и гидросамолетов, а также Политотдел и газета "Красный Черноморско-Азовский флот". Щас расплачусь - а на хрена извиняюсь за добрые слова шторм в Бискае малость раньше "Парижанке" фальшборт ломал ? А "Светлана" - к тому времени "Профинтерн" до Севы еще не дошла ? Ну хоть "Коминтерн" куда делся - то , да и кого - то из черноморских "Новиков" с Агешками в строй ввели ? "ШЕДЕВРА" - больше сказать нечего , раньше была такая рубрика у спортивных комментаторов "Такой футбол нам не нужен" - кажись статье там видное место отведено быть должно Все - ЗАНАВЕС , хочу быть каперангом Российского Главного штаба ВМФ , не в коей мере не желая обидеть присутствующих на форуме Уважаемых коллег - бывших и действующих Офицеров Флота - но такую "муйню" разве в трудах у "досточтимого" Фоменко найти можно - Резун и тот как - то с фантазией не дотягивает Ей - богу я бы лучше написал (может на службу в этот Обсервер штатным писакой попроситься ?) - а пока должность не дают , пойду еще 402 капли "валерианки" себе накапаю, пока дорогой Ильич в сети новый "шедевр" не нашел , после которого долго думать нужно - чему меня только 5 лет в универе учили да перед этим 10 лет в школе


Коллежский советник: Рома! Видит Всевышний не читал я этого кап-раза. Посмотрел - статья офицера Главного штаба ВМФ РФ. Думаю - все нормально, для ознакомления пойдет. Я бы еще посоветовал Раскольникова Федора и книгу синего цвета (дай Бог памяти) Слесаренко о потоплении ЧФ. Но я на работе, а библиотека - дома. Вместе с тем, я с удовольствием ознакомился с твоим резюме по поводу измышлений В.Новикова!!! Уважаемый Борисыч! Вы имели возможность наглядно убедиться, что затронутая Вами тема не относится к простым. Перед Вами мнения по ней двух жителей одного города, лишь районы разные - Коммунарский и Ленинский. Кстати, дорогие российские коллеги, а у вас в одном населенном пункте есть районы с таким названием? А у нас еще есть Жовтневый (Октябрьский) и Орджоникидзевский районы. И всерьез. Тема ведь действительно интересная. А 90-я годовщина события - это нормальный повод подискутировать. С неизменным уважением Л.И.

Александр: Коллежский советник пишет: а у вас в одном населенном пункте есть районы с таким названием? город Екатеринбург - и Ленинский район есть, и Орджоникидзевский а ещё и Чкаловский! Во как! с уважением, А.

Борисыч: Да, круто тут у вас... без стакана не разберешься... Или как там во флоте говорят?

Тритон: Борисыч Коллежский советник пишет: книгу синего цвета (дай Бог памяти) Слесаренко о потоплении ЧФ Видимо, имеется в виду книга "Выполняя приказ Ленина". Книга, в принципе, неплохая, а для своего времени просто хорошая. Но вот о судьбах людей там очень немного: о белых тогда еще не писали, а почти все офицеры, даже с потопленных кораблей, потом оказались в белом флоте. Да и с матросами эскадры не все так просто. Резюмируя разные статьи и книги можно сделать следующие выводы. Один отряд практически сразу погрузив катера-истребители и снятые с кораблей мелкие орудия на платформы подался на Волгу в Царицин. Им повезло, они пробились с минимальными потерями. Но вот с катерами не ясно - в Новороссийск пришло вроде 10, а на Волгу прибыло 8. Ответа на этот парадокс у меня нет. Другой отряд подался в Москву, составил костяк отряда ВЧК Попова и активно участвовал в левоэсэровском мятеже. В ходе него был разгромлен и разбежался кто куда (в Красную Армию, в бандиты, к Махно и т.п.). Часть матросов присоединилась к проходящей несколько позже через город Таманской армии и прорывалась вместе с ней. Они в дальнейшем или погибли или с ними произошло тоже, что и с личным составом отряда Попова. И наконец, часть осталась в Новороссийске. На что они расчитывали сказать трудно. Казачки на них устроили настоящую охоту и расстреливали на косе. Я встречал цыфру 2 тыс. человек, что явно во много раз преувеличено. Но например, оставшаяся вместе с командиром команда эсминца "Громкий" (около 20 чел) сумела уцелеть, а командир еще и спасал других матросов. А команда "Керчи" ушла в Туапсе потому что ранее отметилась в расправах с сухопутными офицерами в Новороссийске и на снисхождение расчитывать не могла. Командир, кажется "Лейтенанта Шестакова" мичман Анненский тоже остался, но был арестован, пытался покончить с собой, был разжалован в матросы, но умер кажется в 60-е годы в СССР. Так что эту тему надо рассматривать практически заново, но вот где брать необходимую информацию - это вопрос. А вот оценивать происшедшие события, начиная с Севастополя, я пока не решусь.

Рамзес: Уважаемый Тритон - может когда и ту парочку потерявшихся истребителей найдем , мне к примеру до сих пор не ясно что за миноносец "Казак" (во как и ни меньше) был в 1919 в грузинском флоте - по разным данным у них служило или 3 или 4 бывших Гринпорта и среди них по некоторым косвенным данным бывший № 324 - единственный в серии кого специально для прорыва в Босфор и удара по Гебену летом 1917 снабдили ТА - дальше он похоже теряется , но у грузин не было ни русских , ну турецких ни уж тем более румынских или болгарских миноносцев - а вот этот самый "Казак" попадался в старых сборниках документов 2 или 3 раза - случаем не наш торпедник ? А что касается статьи и изложенных там событий - в моем сарказме не оценка , всего лишь перечисление наиболее ярких "ляпов" из материала который по определению не для "пипла который хавает" - уж господин (или еще товарищ ? - каперанг) мог бы разок в того же Слесаренко да и не только его заглянуть, чтобы столь явную пургу не нести - или любители флота Обозреватель все равно не читают , а остальным и так сойдет ?

ABP_TOR: Тритон пишет: Командир, кажется "Лейтенанта Шестакова" мичман Анненский У Мордвинова написано,что он был командиром миноносца "Капитан-лейтенант Баранов"

Автроилъ: О событиях того периода на ЧФ можно прочесть в вышедей в серии «Военно-историческая библитока» книге «Гражланская война на Юге Росси: Черноморский флот» (издательство "АСТ", Москва, 2002 год). В сборник вошли воспоминания В.А. Кукеля (в том числе его отповедь на «неправильное» изложение тех же событий в знаменитой дилогии Г.К. Графа), воспоминания П.А. Варнека и Н.В. Немитца, карты, схемы и прочее. С уважением...

Klaus: 9й том серии "Белое движение в Росии", "Флот в белой борьбе", М, Центрполиграф, 2002. Только белые мемуары и работы, зато под одной обложкой... Господа-товарищи, а Варнека ещё где-нибудь что-нибудь издавали в России?

Борисыч: Касаемо мичмана Анненского. Вот фрагмент из воспоминаний Б.М.Подвысоцкого, помощника Кукеля: ...Однако, к счастью, такие настроения захватили не весь командный состав эскадры. Были и такие офицеры, которые понимали, что переход флота в Новороссийск является лишь некоторой отсрочкой его окончательной гибели, которая все равно уже предрешена всеми предшествовавшими событиями и что трагическая развязка должна произойти именно здесь, в Новороссийске. Эти офицеры понимали также, что эта развязка сама собой не произойдет, что к ней нужно готовиться, что ее нужно организовать, как бы горестно это не было. Вдохновителем и идейным руководителем этой группы был Владимир Андреевич Кукель, а наиболее активными членами ее – командир миноносца «Сметливый» б. лейтенант Панфилов, командир миноносца «Кап. л-нт Шестаков» б. мичман Анненский, командир эсминца «Гайджи-бей» б. лейтенант Алексеев, вахт. начальник эсминца «Пронзительный» б. мичман Депишь и я.

ABP_TOR: Борисыч пишет: командир миноносца «Кап. л-нт Шестаков» б. мичман Анненский Свидетельство Подвысоцкого конечно интересно, однако название миноносца все-таки "Лейтенант Шестаков" У Кукеля это звучит так "Около 12 часов ночи ко мне пришел командир эсминца «Лейтенант Шестаков» мичман Анненский («Лейтенант Шестаков» стоял у пристани ошвартовавшись к эсминцу «Капитан Баранов») и сообщил мне, что с [40] «Капитана Баранова» почти вся команда сбежала, что у него тоже начинается дезертирство и просит указания что предпринимать. Я предложил ему сейчас же собрать с «Капитана Баранов» кого удастся на «Лейтенанта Шестакова», поднять сейчас же пары (мины же у него уже были) взять «Капитана Баранова» на буксир и отойти на середину гавани, где стать на якорь, прекратив сообщения с берегом. Около 1 часа ночи «Лейтенант Шестаков», имея на буксире «Капитана Баранова» отошел от пристани и стал на якорь в гавани, имея 35 человек сборной команды." т.е. согласно Кукелю получается что на "Капитане Баранове" командира уже не было, так как у него приведен список командиров кораблей "Командир эсминца «Дерзкий» — лейтенант Леонид Леонидович Житков [49] Командир эсминца «Беспокойный» — лейтенант Максим Андреевич Лазарев Командир эсминца «Пронзительный» — лейтенант Борис Сергеевич Бессмертный Командир эсминца «Громкий» — Николай Александрович Новаковский Командир эсминца «Пылкий» Командир эсминца «Поспешный» — капитан 2 ранга Николай Рудольфович Гутан Командир эсминца «Керчь» — старший лейтенант Владимир Андреевич Кукель Командир эсминца «Гаджибей» — лейтенант Владимир Александрович Алексеев Командир эсминца «Фидониси» — старший лейтенант Александр Константинович Миткевич Командир эсминца «Калиакрия» — капитан 2 ранга Евгений Сергеевич Гернет Командир эсминца «Капитан Баранов» Командир эсминца «Лейтенант Шестаков» — мичман Сергей Анненский Командир эсминца «Живой» — лейтенант Георгий Михайлович Галафре Командир эсминца «Жаркий» — лейтенант Хрущев Командир эсминца «Стремительный» — лейтенант Дмитрий Георгиевич Брант Командир эсминца «Сметливый» — старший лейтенант Сергей Владимирович Панфилов "

Klaus: Александр пишет: город Екатеринбург - и Ленинский район есть, и Орджоникидзевский а ещё и Чкаловский! Во как! И Кировский. А данное дополненьице пишу, сидя в Октябрьском :)

Сумрак: Автроилъ пишет: О событиях того периода на ЧФ можно прочесть в вышедей в серии «Военно-историческая библитока» книге «Гражланская война на Юге Росси: Черноморский флот» (издательство "АСТ", Москва, 2002 год). В сборник вошли воспоминания Кукеля (в том числе его отповедь на «неправильное» изложение тех же событий в знаменитой дилогии Графа), воспоминания Варнека и Немитца, карты, схемы и прочее. С уважением... Ээээ, а не про Гутана Кукель писал?

Ермакъ: http://kortic.fastbb.ru/?1-9-0-00000053-000-0-0-1212427677

Борисыч: Спасибо организаторам за интересный тематический вечер в фонде-библиотеке "Русское зарубежье", посвященный 90-летию гибели (потопления) Черноморского флота

Тритон: Вот еще один документ эпохи флота УД. Он не датирован, находится среди документов августа 1918 г., но делался явно раньше, скорее всего в мае - июне. Первая часть документа особого интереса не представляет, к тому же в ней легко обнаружить несоответствия с уже нам известным. Так отсутствуют эсминцы "Беспокойный", "Пронзительный", "Громкий", "Живой", "Сметливый", но зато присутствует "Казарский". Гораздо интереснее вторая часть списка. Как мне кажется, он не полный и, возможно, тоже с ошибками. Но это наибольший из известных мне списков транспортов, пришедших в Новороссийск, тем более с указанием груза. Сразу бросается в глаза отсутствие транспортов-мастерских и транспортов с жидким топливом. Маловато, на мой взгляд, и судов с продовольствием. Зато полно пустых которые вряд ли были разгружены в Новороссийске. Угля вроде бы много, но зачем полный транспорт рельс?. Интересно, как собиралась дальше жить эскадра даже если бы ее не трогали немцы? А в литературе между тем писали, что на транспортах было все необходимое для существования эскадры. И получается, что и без немцев эскадра была обречена, по крайней мере на полное бездействие. Список судов, стоящих в Новороссийске. ( №№ пп / Наименование судов / Груз / Подкаким флагом ). Военные суда. 1. “Воля” Андреевский флаг 2. “Свободная Россия” Андреевский флаг 3. “Пылкий” Андреевский флаг 4. “Дерзкий” Андреевский флаг 5. “Поспешный” Андреевский флаг 6. “Каллиакрия” Андреевский флаг 7. “Гаджибей” Андреевский флаг 8. “Фидониси” Андреевский флаг 9. “Керчь” Андреевский флаг 10. “Баранов” Андреевский флаг 11. “Шестаков” Андреевский флаг 12. “Жаркий” Андреевский флаг 13. “Стремительный” Андреевский флаг 14. “Казарский” Андреевский флаг 15. 10 истребителей Андреевский флаг 16. “Троян” Андреевский флаг Транспорты. 1. “Афон” с 9-ю (чего ???) Флаг Транспортной флотилии 2. “Сербия” пустой Флаг Транспортной флотилии 3. “Фредерика” рельсы Флаг Транспортной флотилии 4. “Трувор” пустой Флаг Транспортной флотилии 5. “Долланд” уголь Флаг Транспортной флотилии 6. “Сочи” уголь Флаг Транспортной флотилии 7. “А.Молчанов” пустой Флаг Транспортной флотилии 8. “Превеза” пустой Флаг Транспортной флотилии 9. “Юпитер” военный груз Флаг Транспортной флотилии 10. “Туапсе” уголь Флаг Транспортной флотилии 11. “Ингул” снаряды Флаг Транспортной флотилии 12. “Евфрат” винтовки пришел под черным флагом, поднял транспортный флаг 13. “И.Прохоров” пустой Флаг Транспортной флотилии 14. “Ай-Петри” пустой Флаг Транспортной флотилии 15. “Луч” пустой Флаг Транспортной флотилии 16. “Боржан” (видимо, правильно “Боржом” – Т.) пустой Флаг Транспортной флотилии 17. “Эльбрус” пустой Флаг Транспортной флотилии 18. “Тревориан” уголь Флаг Транспортной флотилии 19. “Тимза” пустой Флаг Транспортной флотилии 20. “Урания” пустой Флаг Транспортной флотилии 21. “Виолетта” уголь Флаг Транспортной флотилии 22. “Яссы” уголь Флаг Транспортной флотилии 23. “Констанца” макуха (так в документе – Т.) Флаг Транспортной флотилии 24. “Русь” кр. (??) пустая Флаг Транспортной флотилии 25. “Херсон” мундирные вещи Флаг Транспортной флотилии 26. “Дочь” уголь Флаг Транспортной флотилии 27. “Русь” пустая Флаг Транспортной флотилии 28. “Рома” пустая Флаг Транспортной флотилии 29. “Тральщик № 237” пустой Флаг Транспортной флотилии 30. “Вампоа” продовольственный магазин Флаг Транспортной флотилии 31. “Чиатура” уголь Флаг Транспортной флотилии Старший флаг-офицер по Опер. Части Штаба Глапора мичман Михайловский

ssergey x 100: Тритон пишет: 12. “Евфрат” винтовки пришел под черным флагом, поднял транспортный флаг На борту по приходе в Новороссийск кроме винтовок было 1500 красноармейцев с награбленными ценностями и около 2000 пудов различных взрыв. веществ. 1 мая 1918 г ТР был разоружен ЭМ "Поспешный" ( к-р Кап 2р Н. Р. Гутан). Ценности были сданы по описи в Новорос. гос. банк. С Уважением !

Автроилъ: Уважаемый ABP_TOR, предлагаю выложенную Вами фотографию дать с превьюшкой. В противном случае сочту за фулюганство. Искренне Ваш. Модератор

volnoper: Корабли-герои. М. 1970.

КДП: Хотел ещё тогда в тему включиться, но решил что припоздал. Вот, так сказать, местное мнение, из газеты "Новороссийский рабочий" за июль 2006 г.

ABP_TOR: Автроилъ Поправил... С уважением

Автроилъ: ABP_TOR, как любят говорить в американских фильмах: «Ничего личного...». Только для пользы дела. Благодарю. С уважением...

Автроилъ: volnoper пишет: Корабли-герои. М. 1970. Бедный "Миклухо-Маклай", кого он только не изображал, под какими именами не выставлялся. Теперь, оказывается, это уже - "Громкий". Та же самая фотография в оригинале: Флаг на гафеле эстонский. Журналист даже не захотел его «подредактировать».

ssergey x 100: Автроилъ пишет: Флаг на гафеле эстонский. Журналист даже не захотел его «подредактировать». Ивановская фотография 1921 г.

Тритон: Поиском и обследованием затопленных кораблей на предмет их возможного подъема белое командование занялось уже в скором времени после занятия Новороссийска. Им удалось установить места затопления большинства кораблей (сам видел карту) и часть из них обследовать. Им удалось найти и обследовать даже затопленный в море эсминец "Керчь" о чем свидетельствует приводимый ниже документ. Возможно, подобные документы существуют и о других найденных кораблях, но мне пока удалось обнаружить только этот. Данные, добытые работою водолаза на месте гибели эскадренного миноносца «Керчь» с 17 по 22 сентября 1918 года. 17 сентября Опустившись по концу тралящей кошки, зацепившейся при тралении за неизвестный предмет, слегка пружинящий, вблизи грунта, водолаз обнаружил корпус затонувшего судна. Глубина 14 саж. 4 фута. Пройдя по корпусу в продольном направлении 10-15 сажен и спустившись в поперечном направлении на ту и другую стороны, водолаз не обнаружил никаких выступающих частей вроде мачт, труб, мостика: равным образом не заметил ни пробоин, ни других повреждений. Обрастания корпуса ракушками также не наблюдалось. В поперечном направлении спуск с корпуса на грунт довольно пологий без резко обрывающихся вертикальных плоскостей. Пружинящий предмет, за который зацепилась кошка, оказался не толстым цепным концом, закрепленным за какие то необнаруженные водолазом предметы. За этот конец взят водолазом буйреп от вешки. Другая вешка поставлена рядом на якоре. 18 сентября Вследствие сильного течения от Зюйда, имевшего место в этот день, попытка водолаза дойти до грунта не удалась. 19 сентября Водолаз, опустившийся по буйрепу вешки, поставленной на якорь (вешка, поставленная непосредственно на корпусе, была снесена проходившим пароходом) – не нашел корпуса судна. Им было обнаружено значительное число разнообразных предметов разбросанных по грунту. Тут имелись: ведра, железные кадки, распустившийся широкими шлагами трос, банки с консервами. В одном месте обнаружена металлическая треугольная рамка, с одной выпуклой стороной, выложенной резиновым шлангом, как это устроено на раме 47-мм противо-аэропланного орудия. Здесь же нащупан лежащий на грунте ряд параллельных проволок в виде электрических проводов – возможно излучающая сеть Радио. 20 сентября Конец, закрепленный водолазом за предмет, предполагаемой рамой 47-мм орудия, при попытке выбрать его лебедкой парохода «С.Трубецкой», лопнул. При повторном тралении кошкой, последняя зацепила за неизвестный, слегка пружинящий предмет, оказавшийся цепным концом. Опущенный вторично водолаз обнаружил корпус судна. 21 сентября По показанию водолаза, прошедшего вдоль корпуса расстояние свыше 20 сажен, нигде не обнаружил следов мачт, труб и надстроек. Не обнаружил также пробоин и повреждений. Стенки корпуса здесь направлены к грунту отвесно. На некотором расстоянии от дна вдоль корпуса тянется железная полка высотою дюймов 6. Возможно боковой киль. В одном месте нащупаны 2 задраенных иллюминатороа. При попытках исследовать пространство под корпусом, водолаз находил наравне с местами, где корпус лежал совершенно плотно на грунте, - места, где свободно можно было просунуть руку (однако не больше). В таких местах водолазом нащупывалось нечто в роде буртика высотою 3-4 дюйма, вероятно кромка палубы. В одном месте им были нащупаны нижние концы двух шлюп-балок. Грунт около корпуса - вязкий ил. Водолазом закреплен буйреп новой ветки за небольшой обушек, ввинченный в корпус. 22 сентября Водолаз показал: дошел до носовой части и поднялся по форштевню до киля. Высота киля от грунта, считая по форштевню, не более 2-х сажен. Форштевень отклонен от вертикальной плоскости градусов на 10-12. Пробираясь вдоль борта водолаз обнаружил проход под корпус в форме иреугольника, обращенного вершиной вверх. Ширина этого прохода по низу (основание треугольника на грунте) 2?-3 сажени. Высота около 2-х аршин. По-видимому, плоскостями, ограничивающими отверстие этого треугольника служат: борт миноносца и фальш-борта полубака, палуба которого погружена в грунт так, что из всей надстройки видна только нижняя часть высотою, как упомянуто, не более 2-х аршин. Следуя вдоль борта водолаз переступил через отваленный выстрел, поднятый над грунтом фута на 2. Направляясь от форштевня к кормовой части, водолаз нащупал 3 иллюминатора, из коих 2, ближайшие к форштевню, были задраены – 3-й же открыт. Просунув туда руку, водолаз закрепил буйреп от ветки за 2 барашка (задрайки иллюминатора). Грунт повсюду - вязкий ил с песком, так что водолаз уходил ногами в грунт почти до колена. На основании собранных данных должно заключить: миноносец затонул перевернувшись килем вверх в одной миле к W от мыса Кадош, на глубине 14? сажени. Он лежит параллельно берегу носом на Новороссийск, имея наклон в сторону к морю градусов 10-12. Все надстройки ушли в грунт, мачты сломаны. Пробоин и заметных повреждений корпуса, по-видимому, нет. До подъема миноносца из воды, снять с него орудия и боевой запас не представляется возможным. Мичман Бериндский (??)

volnoper: Герои и подвиги. Книга 5. М. 1968.

KaiserAdler: А что известно о состояшемся 8 ноября 1918 совещании в Одессе, на котором адмирал Гопман обьявил представителям белой(капитан 1 ранга Алексей Нищенков) и красной России(капитан 1 ранга Александр Нищенков) что флот передается У.Д., т.к. Россия свою часть флота добровольно затопила? Интересы У.Д. на этом совещании представлял Клочковский.

Автроилъ: Вторая половина Вашего ника (Adler - Adolf Hitler) часто используется различными объединениями неонацистов, по этой причине предлагаю её снять (первую половину можете оставить). С уважением, Модератор.



полная версия страницы