Форум » Гражданская война » Борьба военных моряков в Азербайджане и Прикаспии 1918-1920 гг.(документы) » Ответить

Борьба военных моряков в Азербайджане и Прикаспии 1918-1920 гг.(документы)

Алик: Документы, которые будут публиковаться на этой ветке рассказывают о сложной обстановке, сложившихся в Азербайджане и Прикаспии в 1918-1920г. Ряд документов дает возможность проследить за процессом организации флотилии, установить точную дату создания, выявить первых ее основателей и тем самым положить конец противоречивым сведениям по этим вопросам, особенно о времени создании флотилии. (Выявление документов по фондам ЦГАОР Азерб и Партархива Института истории партии ЦК КП Азерб и др)

Ответов - 55, стр: 1 2 All

Алик: Отношение оперативного отдела штаба Каспийской флотилии в Нородный комиссариат по морским делам о необходимости усиления флотилии миноносцами. №43 Баку 30 марта 1918 г. Оперативный отдел штаба Каспийской флотилии просит Морской комиссариат, - ввиду переживаемого крайне тревожного момента и грозящих революции опасности со стороны контрреволюционных элементов в Закавказье, а также для охраны нефтяных и рыбных промыслов Каспийского моря, - усилить существующий состав Каспийской флотилии тремя миноносцами улучшенного типа «Сокол». Кроме того, необходимо прислать новые орудия и патроны к ним, согласно прилагаемому списку(6 оруд. 120-мм, 14 оруд. 75-мм, 7 пулем, и боеприпасы к ним)- взамен частью снятых и отправленных в Черноморский флот, частью же пришедших в совершенную негодность. Нач. отдела Шурыгин Делопроизводитель В. Леммлейн (Резолюция: Артогуку. К срочному исполнению. Альтфатер. 30. 04.)

Алик: Газета «Бакинский рабочий» 18 апреля 1918 г. № 68 Вчера выступил в Петровск отряд красноармейцев и Туркестанский полк, квартировавший в Сальянских казармах. Войска подошли к зданию Военно-револ. Комитета, с балкона которого приветствовали и провожали их речами председатель ВРК Кавказкой армии т. Корганов, комендант г. Баку т. Авакян и др. Солдаты отвечали на приветствия громовым ура. Затем войска с музыкой и пением рев. Песен направились к пристани для следования на параходах в сопровождении военных кораблей в Петровск.

Алик: Отношение делегатов Астраханского краевого военного Совета в Коллегию Народного комиссариата по морским делам с просьбой об отправке военно-морских судов для создающейся флотилии 22 апреля 1918 г. Астраханский краевой военный Совет просит Коллегию Комиссариата по морским делам, согласно прилагаемым мандатам № 1130, 1131 и телеграмме за № 495/к об отпуске нижепоименованных предметов; миноносцев -4, сторожевых катеров -6 , тральщиков -2. Команда по судовому комплекту. Осадка указанных судов не превышала бы 6 фут. Делегаты Астраханского краевого военного Совета Н. Скороходов, С. Тимофеев


Алик: Радиограмма из Дербента. 25 апреля 1918 г. От канонерки «Карс» Дербент сдался без боя. Создан временный Военно-революционный комитет из 5 лиц, который занят организацией Советской власти. Город объявлен на военном положении. Наши условия приняты. Все оружие сдается городом в особую комиссию при ВРК. Население приняло хорошо. Просим назначить комиссара. Ждем срочного распоряжения. Председатель Г. Стуруа Комиссар «Карса» и член ВРК Елов

Алик: Телеграмма из Астрахани. №212 10 мая 1918 г. Телеграфного сношения Баку-Астрахань нет, поэтому невозможно установить необходимый контакт для согласования, отправки нефтяных продуктов в Астрахань. Для контакта Баку-Астрахань , совершенно необходимого для дела, прошу указания местному совдепу о постановке для радиотелеграфирования на рейде парохода «Каспий» Выснархознефтевод особоуполномоченный Тарвид

Алик: Донесение члена Коллегии Народного коммисариата по морским делам С. Е. Сакса в Народный комиссариат по морским делам. № 1700 15 мая 1918 г. Меры по отсылки орудий в Каспий приняты самые энергичные. Непосредственным исполнителем моих распоряжений является Полухин, который следит за всем и докладывает мне. Люди для подыскания транспортов в Астрахань отправлены из Москвы. Там они подыщут и подготовят транспорты ко времени прибытия туда орудий что будет исполнено через 2-3 недели. Затем вооружение для »Карса» и «Ардагана» грузится и непосредственным по этому делу эмиссаром от меня является Терморуков. Как первый так и второй во всех отношениях отвечают назначению и оба зачислены приказом (приказ по флоту № 349 от 14 мая 1918 г.) при Коллегии чрезвычайными эмиссарами. В ближайшее время им придется выполнить еще много поручений….. Сакс

Алик: Телеграмма из Народного комиссариата по морским делам С. Е. Саксу о принятии чрезвычайных мер для усиления Каспийской военной флотилии. (Начало июня 1918 г. «датируется по смежным документам») Ввиду грозной опасности , которой подвергается Баку, необходимо приложить все усилия к ускорению работ по оборудованию Каспийской флотилии. Не нежно щадить ни сил, ни средств. Вы уполномочиваетесь приглашать специалистов и вообще работников по чрезвычайным нормам. Вы обязуетесь неуклонно наблюдать за тем чтобы работы производились с наивысшей точностью. О ходе , работ докладывать ежедневно. « Отпуск » Телеграмма из КНК по морским делам Саксу. №90 3 июня 1918 г. Продолжая возложенную на вас задачу вооружения Каспийской флотилии, вместе с тем предложите командованию флота в трехдневный срок разработать план перевода мелких судов из Балтики а Каспий и обяжите командование предоставить в этот срок список судов, способных совершить такой переход. Раскольников

Рамзес: Алик - выкладываемый материал да и вообще тема Каспия в гражданской войне как на меня так весьма интересная и со множеством "тараканов" к сожалению. Когда читаешь противоборствующие донесения - благо в последнее время немало и белых материалов опубликовано впечатление нередко будто бои идут на разных планетах а не друг против друга. Способ подачи материала конечно решать самому - но может проще давать скан чем стучать пальчиками ? Если правильно понимаю большинство материала планируется из выпущенного в 71 г. в Баку сборника документов по участию моряков в гражданской войне на Каспии ? Кстати - нет ли там данных куда после апреля 1918 г. пропадает из состава флотилии Красноводск ? Даже уважаемый ВВЯ и тот не смог выяснить вопроса. Вроде как практически все остальные посудинки старой Каспийской флотилии в гражданской войне и позднее светятся - а для этого последние упоминания весна 1918 г. Ну не испарился же он ?

Алик: Рамзес пишет: куда после апреля 1918 г. пропадает из состава флотилии Красноводск ? Уважаемый Рамзес по бедности своей у меня не сканера и поэтому печатаю выборочно кое какие документы. Может кому и интересно. Не про гидр. судно "Красноводск" Вы спрашиваете которое состояло на 1 марта 1919 года в составе судов Астрахано-Кайспийской военной флотилии.(Серетная записка о вооружении флотилии степени готовности и численности личного состава)???? Об это будет написано ниже. Все по порядку. С уважением Алик.

Алик: Директива КНК по морским делам Саксу об усилении КВФ №123 6 июня 1918 г. Сверх уже предпринятых вами работ по усилению Каспийской флотилии, КМК приказывает; 1. По соглашению с нарморси незамедлительно подготовить к отправке водной системой в Каспий четыре миноносца типа «Сокол»; «Ретивый», «Поражающий», «Прыткий», и «Прочный». Миноносцы должны быть укомплектованы надежным личным составом. Если миноносцы требуют ремонта , то таковой произвести лишь в мере, необходимой для проводки водной системой до Коломенского или Сормовского заводов, где миноносцы эти и будут отремонтированы. 2. 2. По готовности строящихся «Демосфенов» отправить их на Волгу и Каспий, заняться вопросом об ускорении постройки судов….. 3. По сношению с наморси в зависимости от задач, возложенный на Балтийский флот, выясните какое число моторных катеров Золовских и других минных судов может быть передано на волгу , и незамедлительно об этом донесите. 4. Ввиду необходимости усилить еще более Каспийскую флотилию вам поручается срочная подготовка и вооружение а Астрахани еще трех пароходов, кои надлежит реквизировать, и послать артиллерийское вооружение для них. 5. Для обеспечения переводимых в Каспий «Соколов» углем одновременно сделано распоряжение Главморхозу перевести срочно водой в Астрахань 200000 пудов угля со шлюза Знаменского. 6. Для усиления личного состава КФ вам надлежит озаботится набором надежной команды и отправкой ее в Астрахань…. О всех предпринимаемых вами в развитие и исполнении настоящей директивы докладывать Коллегии и сообщать в Генмор. Раскольников

Алик: Протокол общего собрания моряков Военного флота Астраханского края о необходимости объединения Астраханской и Каспийской флотилий 29 июня 1918 г. Председателем Беневский Секретарем Сорокин. Тов . Коптев докладывает о необходимости слияния Астраханской флотилии и Каспийской и просит избрать делегата для посылки Центрокаспий. Постановили; Тов. Шабашова назначить делегатом в Центрокаспий с разъяснениями ему заданий.

Алик: Декрет Бакинского Совета Народных Комиссаров о мобилизации военных моряков, проживающих в Бакинской губернии и создании морского батальона. 6 июня 1918 г. В целях пополнения судов, береговых сооружений и учреждений КВФ и создания морского батальона исключительно из военных моряков, Центральный комитет Каспийской военной флотилии в заседании своем от 4 июля сего года № 40, постановил; Объявляется обязательная мобилизация моряков, проживающих в пределах Бакинской губернии, сроков службы с 1900 по 1917 г. Включительно. На основании чего бывшие военные моряки, матросы, чиновники и офицеры всех специальностей сроков службы1900-1917 годов обязаны явится в помещение бывшей флотской роты (Баилов, около военного порта) для поступления на службу в флот. Дни приема назначены с 8 по 15 июня с 11 до 12 час дня. Явившиеся для поступления длжны имень при себе послужные списки и документы , удостоверяющие личность. Пред. Бакинского СНК и черезвычайный комиссар по делам Кавказа С. Шаумян Тов. Нар. Ком. По военно-морским делам Б. Шеболдаев Тов. Нар. Ком по морским делам П. Козлов Пред. Центрального комитета Каспийской флотилии А. Кузьминский

Алик: №15 13 июня 1918 г. Секретно. Весьма спешно. Москва. Ввиду того, что в Каспии и по реке Куре затруднительно пользоваться паровыми судами с водотрубными котлами необходимо для реки Куры 8-10 судов с моторными двигателями типа катеров «Никсон» или охранных катеров типа «Стационар» (посланное на Урмийское озеро). При катерах должны быть орудия 37-мм, 47-мм и пулеметы. Необходимо катера снабдить запасными частями моторов из более снашиваемых и ломающихся. Для Куры осадка судна 4 фута, не более. Суда могут быть отправлены по Волге; на путь до Астрахани потребуется не более 16-18 дней. Далее по Каспийскому морю до Баку – 3 дня. Суда должны быть направлены в срочном порядке в распоряжение военно-морского отдела Бакинского Совнаркома. О вашем распоряжении и времени отправки прошу нас уведомить. Заведывающий Бюро по снабжению Северо-Кавказкого воен. округа Тер-Арутюнянц Делопроизводитель Соловей (Резолюция: В народный комиссариат по морским делам . Очень прошу принять все меры для ускорения доставки в Каспийское море военных морских судов всех подходящих типов. Пр. СНК В. Ульянов)

Алик: Телеграмма комиссара особых поручений при Коллегии Народного комиссарияти по морским делам В. Ф. Полухина Саксу. 25 июня 1918 г. Провел слияние Астраханской и Каспийской флотилий. Ухожу с эшелоном в Баку. Вытребовал для Астрахани два вооруженных корабля. В первой операции приму участие сам. Полухин

Рамзес: Алик да я вот об этом. колесное железное посыльное судно Красноводск. Заложен 1880 г. з-д. Крейтон и К .Або. Спущен 1882 г. Вступил в строй 1882 г. Капитально отремонтирован 1908 г в Бакинском порту: поставлено 2 - 75 мм. и 2 пул. Котел сменен в Бакинском Адмиралтействе 1897 г Он по всем раскладам пропадает после весны 1918 г. ГИСУ Астрахано - Каспийской флотилии это другая посудинка. Бедность (насчет сканера) в наше время не порок конечно - мы с Вами по меркам ридной Окраины почти соседи (я из Запорожья) и сканер имеется тока почти 400 км в этом плане конечно вопрос разделяют. А так по мере сил может и из своего может что полезное подкину для развития темы

Алик: Рамзес пишет: Он по всем раскладам пропадает после весны 1918 г. ГИСУ Астрахано - Каспийской флотилии это другая посудинка. Посмотрел про Красноводск еще; от 2 декабря 1918 г. Значительная доля наливных судов находится находится в их(англичан) распоряжении. Спешно вооружаются суда могучей морской артиллерией. Под номером 13(число какое) в донесении о противнике; "Красноводск" - налив 5 тысяч пудов, отно орудие 47 -мм. Вот еще донесение командира минзага "Демосфен" Р.Н Фреймана о бое в Тюб-Караганском заливе 21 мая 1919г. : ....Погибших судов в точности указать не могу , но достоверно известно погибли "Домосфен", "Ревель", Гельма, Туман, и батарея №2. Разоружены но не потоплены остались "Каспий", и "Московитянин". Совершенно невредимы четыре транспорта "Кура", "Красноводск", "Ряжск", "Крейсер", и продбаза "Зороастр".... Но по ходу боя понятно что речь идет о гидрогр. судне которых у красных было три Красноводск, Николай Зубов и Терек. 6 ноября 1919 г. в составе Верхнеастроханского отряда фигурирует приказ: ...... В случае прорыва противника к Соленому Займищу и обхода им части или всех наших войск на правом берегу, расположить отряд вне (ниже по реке) обходящей группы противника, оставив с охваченной частью войск В/П "Коммунист", "Красноармеец" и "Красноводск" для радиосвязи. (подписал Раскольников) Также есть вскольз упоминание что в в 1916 г. по приказанию Ставки было снято с по два 75-мм орудия с посыльных судов "Геок-Тепе" и "Красноводск" с сответствующим боеприпасом переданы ЧФ для установки на транспортах вследствии непрерывно расвития деятельности неприятельских подлодок. Нет ли путаницы с вот с чем: По списку судов Каспийской военной флотилии(Сергеева) на 25(12) января 1920 г. числилось в отряде вспомогательных судов и относилось к дирекции лоций и маяков пл. маяк "Красноводский" , водоизмещением 700 тонн, вооружение один пулемет, скорость 7 узлов. ( подписано начштаба капитан 2 ранга Рябинин) С уважением Алик.

Klaus: Речь идет о колесном пароходе 1871г постр...

yes1: Рамзес пишет: Он по всем раскладам пропадает после весны 1918 г. Если КРАСНОВОДСК (1882 г.п.) у белых стал НАРГЕНом, то его судьба сразу продлевается на 2 года. А если, обладая определенной фантазией, посмотреть Справочник 1917-1927, то можно продлить ему жизнь еще лет двадцать. Т.к. КРАСНОВОДСК (1904 г.п.) Волго-Каспийского канала никогда не был НАРГЕНом.

Алик: Письмо Полухина Саксу. Баку. 29 июня 1918 г. Многоуважаемый Сережа! Шлю привет всем. Попросил бы через товарища Брейтшпрехера оказать подателю сего возможное содействие. Положение в Каспии отчаянное. После февраля ничего не сделано. Элемент , как командный состав, так и команда, определенно контрреволюционный. Приняли наших чуть не штыками. Действую самостоятельно под личной ответственностью. Первое: заставил Центральный комитет флота принять положение о командовании флотом, утвержденное Совнаркомом, 2) провел контракты, 3) отмену выборного начала, 4) положение о комитетах. Встретил сильную оппозицию со стороны комитета, но заявил им что не остановлюсь ни перед чем, вплоть до применения вооруженной силы. Для пояснения добавлю , на основании выборного начала сухопутные офицеры занимают должности командиров кораблей, мичманы военного времени и прапорщики – должности старших помощников. Вследствие этого канонерка Ардаган садилась 4 раза на мель и один раз разбила себе нос. Командного состава во флотилии совершенно нет, некого назначить командующим. Начальник оперативного отдела является в то же время командующим (бывший лейтенант) , парень молодой, видимо неопытный, потому что, он мне заявил, что начальником оперативного отдела буду, но командующим нет. Думаю временно назначить Мещанинова… Кроме всего , провел слияние Астраханской и Каспийской флотилий. Астраханские делегаты признали слияние только после моего доклада и принятых решений…. Отдайте приказ об отмене Пендюрина, как комиссара по ликвидации(нецензурное выражения). Вышли ли из Питера Сокола?.... Остальное положение в Баку неважное, намечается обща забастовка, как протест против резолюции, принятой против англичан. В воздухе пахнет порохом, держу эшелоны все время наготове и тороплюсь занять какой-нибудь корабль. Затем до свидания. Владимир.

Алик: Телеграмма С.Е. Сакса в Народный комиссариат по морским делам. №335 6 августа 1918 г. Весьма срочно Сегодня получил телеграмму от Полухина от 1 августа, переданную через Астрахань, с извещением о сложении полномочий Совнаркома в Баку, об аресте Шаумяна, Тер-Габриэляна, Петрова с отрядами Полухина с эшелонами. Объявлена диктатура флота в составе пяти, ориентация английская, среди населения антисоветское течение…. …Во всяком случае уже нагруженные эшелоны в Петрограде оставлять не буду, так как если не для Каспия , то для Волги они пригодятся. Сакс Телеграмма В. И. Ленина военным комиссарам Саратова и Царицына. 12 августа 1918 г. Полк имени Ленина следует в Баку. Примите срочные меры к быстрому продвижению. За всякую задержку будете подлежать строгой ответственности. О времени и прибытия и отбытия срочно уведомьте оперативный отдел Наркомвоена. Ленин В Народный комиссариат по военным делам 25 августа 1918 г. Необходимо в срочном порядке выслать в распоряжение Военного Совета две подводные лодки для нужд охраны Каспийского моря и прежде всего, для обеспечения нашего влияния в Баку, Астрахани, Туркестане. Председатель Военного Совета Северо-Кавказкого округа Сталин

volnoper: Попался вот такой документ - С. Панюшкин "Позывные Балтики". М. 1974. Очерк о Минных офицерских курсах - школе связи...

Алик: Телеграмма Ленина в Народный комиссариат по морским делам № 796 6 сентября 1918 г. Идет борьба за юг и Каспий. Для оставления за собой всего района необходимо иметь несколько миноносцев легкого типа и штуки две подводных лодок. Умоляю вас разбить все преграды и тем облегчить двинуть вперед дело немедленного получения требуемого. Баку, Туркестан, Северный Кавказ будут безусловно нашими, если немедля будут удовлетворены требования. Наши дела на фронте идут хорошо. Не сомневаюсь, что пойдут еще лучше (казачество разлагается окончательно). Ленин Телеграмма С.Е.Сакса в НК по морским делам. 23 сентября 1918 г. Срочно Секретно 23 сентября в 4 часа вышли из Петрограда под буксиром миноносцы «Дельный», «Деятельный» и «Расторопный». Начальник дивизиона военный моряк Попов, комиссар Кашков. С миноносцами идут под буксиром 3 баржи с материалами, орудиями и боевым снабжением. Сакс

Алик: Докладная записка В. М. Альтфатера в Реввоенсовет республики 18 октября 1918 г. Ввиду очищения р. Волги от неприятеля и необходимости возможно скорее сосредоточить на Каспийском море надлежащие вооруженные силы, кои могли бы теперь же приступить к выполнению нужных боевых операций, является необходимым теперь же отправить с Волги в Астрахань: А) 3 миноносца типа Сокол (четвертый Поражающий – требует перемены трубок……). Б) 3 эскадренных миноносца типа Достойный. В) эскадренные миноносцы Финн и Москвитянин – по их приходе в Н. Новгород и постановке на них винтов, рулей и орудий. Г) теплоходы Припять (по приходе), Терек и Кубань. Д) вооруженные 4-дм или 130-мм орудиями баржи из числа состоящих ныне в составе Волжской флотилии. Имея виду, что одновременно отправлены и отправляются в Астрахань 4 подводные лодки, казалось бы, что сосредоточение этих сил в Астрахани даст возможность немедленно начать операции на Каспийском море и, особенно, главнейшую при настоящей обстановке и времени, - обеспечение для флотилии зимней базы. Докладывая изложенное на утверждение РВС республики, испрашивается разрешение на соответствующие по сему распоряжения. В. Альтфатер

vvy: yes1 пишет: Если КРАСНОВОДСК (1882 г.п.) у белых стал НАРГЕНом, то его судьба сразу продлевается на 2 года. А если, обладая определенной фантазией, посмотреть Справочник 1917-1927, то можно продлить ему жизнь еще лет двадцать. Т.к. КРАСНОВОДСК (1904 г.п.) Волго-Каспийского канала никогда не был НАРГЕНом. Идея заманчивая, но по всему получается, что "нрагеном" стал именно "Красноводск" 1904 г.

Рамзес: Алик - а нет в книге данных что за случай был с пароходом Сарт ? В начале осени 1918 г его и еще несколько судов бывших под контролем красных взяли корабли флотилии Центрокаспия (кто именно ?) которые подчинялись Бичерахову и базировались на Петровск однако примерно через месяц он весьма дерзко ушел к красным. Нет описания что же тогда случилось и кого еще белые захватили тогда кроме Сарта ?

Рамзес: Вообще довольно интересный и практически неизвестный период осень - зима 1918 г. для Каспия. Если по действиям красных инфа еще какая есть и про англов вспоминают - с белыми все очень непросто. После сдачи Баку туркам часть кораблей бывшей КВФ ушла с бичераховцами в Петровск и довольно активно действовала оттуда еще до появления в этих краях англов. Однако инфы именно по этой флотилии мне попадалось весьма немного.

Алик: Доклад Командующего Астрахано-Каспийской военной флотилией С.Е.Сакса в Реввоенсовет республики т В.И.Ленину. (не ранее 18 октября 1918 г.) Срочно Секретно Вступая в исполнение обязанностей командующего Астрахано-Кайспийской военной флотилией, в первую очередь организовал штаб в составе отделов: 1) оперативного, 2) технического, 3) артиллерийского, 4) минного и подводного плавания, 5) авиации и службы связи, 6) снабжения и личного состава, 7)штурманского и 8) общераспорядительного. Прибыл в Астрахань 11 октября с.г. в 20 час. 12 октября с.г. подыскал помещение для расквартирования штаба. Объехал порт и подыскал рейд. Был в Коллегии (коллегия Военного флота Астраханского края), которая состоит из 22 лиц и действовала по исключительному почину Военного Совета Астраханского края, в состав которого входят люди глубокоштатские: тт. Анисимов и Кузьмин и красноармеец т. Степанов. Таким образом руководство в создании морских сил находилось в руках лиц, безусловно некомпетентных в техническом отношении и далеких от какого бы то ни знакомства с психологией моряка, почему и вся работа по вооружению находилась в хаотическом состоянии………… По пункту первому в составе боевого флота приняты и вооружаются «Коммунист»-носовое орудие-одно 4-дм, кормовое орудие-одно 75 мм , готов и был уже в операции под Солодниками, Ушаковой и Райгородом; «Володарский»-два орудия 75 мм, готов 20 октября с.г. выходит на пробу; «Леонтий»-два орудия 75 мм, 20 октября с.г. выходит на пробу, «Вега» -орудия получены 18 октября с.г., 20 октября приступаю к установке двух орудий 75-мм; «Первый»(Первый Владимир Макаров)-вооружение- два орудия 75-мм и два орудия 100-мм, орудия получены 18-го сего сентября, 20 октября приступаю к установке, ремонт машин будет закончен через полторы недели; «Сережа»-два орудия 75-мм, получены 18 октября с.г. , 20 октября приступаю к установке…………… Ввиду того , что выход миноносцев и подлодок в боевой готовности невозможен из Астрахани в открытое море впоследствии малой глубины, необходимо принять к исполнению следующее; так как базирование этих судов возможно лишь на глубине не менее 12 фут. И действие их должны быть свободны, при условии наличия широкого плацдарма, и необходимо предоставить им возможность укрыться под прикрытием батарей, решено вооружить две баржи 6-дм орудиями по два на каждую и путем подыскания мест расположить их так, чтобы они представляли из себя две батареи……… Корабли могут базироваться также на открытом рейде под прикрытием батарей , к тому же при наличии таких кораблей, как «Каспий», «Коммунист», «Первый», и «Латыш», имеющих ледокольные способности, поддержание сообщения по Волге от открытого рейда до Астрахани возможно при благоприятных условиях в течении всей зимы, а в худшем случае до начала января…………… Так как волжская дельта представляет из себя сеть весьма удобных каналов для продвижения по ним неприятельского шпионажа и даже групповых банд на различных рыбацких лодках и мелкосидящих пароходах, решил установить по сектору волжской дельты от Морского канала до последнего восточного берега сторожевую службу на мелкосидящих судах……….. На основании этого прошу вашего распоряжения о присылке в срочном порядке в состав вверенного мне флота миноносцев и «Припяти». Первую операцию в море решил провести тотчас, как определится наличие кораблей не менее шести, что будет числа 23-го или 24 октября. Докладывая о вышеизложенном, прошу ваших указаний. Сакс

Алик: Телеграмма командования А-К военной флотилией В.М. Альтфатеру №2304 2 ноября 1918 г. Срочно вышлите в Астрахань 200 надежнейших матросов, исключительно с судов, мобилизованных не надо, для весьма серьезных сухопутных операций, обмундировав «3-а» полностью, сапоги обязательно. Вместе с отрядом вышлите 110 пулеметов с полным комплектом запасных частей, 1100 лент и соответствующее количество патронов, 10 машинов (так в документе), 3000 винтовок , желательно русских , к ним 3 миллиона патронов. Сакс Флеровский

Алик: Рапорт начальника Южного речного отряда Астрахано-Каспийской военной флотилии В. А. Кукеля в штаб флотилии о бое судов и уничтожении неприятельской радиостанции на Брянской Косе Астраханский рейд 14 ноября 1918 г. Суббота 9 ноября 1919г. 9 час 30 мин. Вышел в составе Припять, Каспий, Коммунист и Вега в операцию к Брянской Косе. 21 час 45 мин. Подошел к почтово-телеграфному дебаркадеру справится о противнике и проходящих судах – сведений не было. 23 часа 45 мин. Встретил в море пасс. Пар. «Кауфман» - остановил выстрелом. По опросе пароход оказался идущим с беженцами из Петровска, причем был отпущен в Астрахань лишь в вследствии неисправности в корпусе, не дающей ему возможности идти в дальнее плавание – на S. Беженцы сообщили , что турки выгнали англичан и бичераховцев из Петровска, что два корабля сожжены, весь флот вышел на рейд и собирается идти на S, что среди матросов брожение, что шла речь об уходе военного флота в Астрахань, но что англичане помешали этому намерению. По опросе отпустили Кауфмана. Воскресенье , 10 ноября. 2 часа 30 мин. Встретили рыбницу, стоящую на якоре- осмотрели, ничего подозрительного не обнаружили. 7 час. Встретили баржу с войсками, зарядными ящиками и разным снаряжением, при ней два буксира. Остановили. При проверке документов оказалось , что это наш отряд, направленный из Лагани на Черный Рынок и впоследствии ночного времени сбившийся с пути. Начальник отряда сообщил что имеет сведения что у пристани с. Брянского установлена 2-х орудийная 75-мм полевая батарея, что в селении 4 сотни казаков и что в поповском доме у церкви находится их штаб. 7 час 45 мин. Начал обстрел радиостанции, предполагаемого места батареи и помещения штаба. 9 час 25 мин. Окончили стрельбу. За все время операции у Брянской Кося и после нее неприятельская радиостанция не работала, а посему полагаю, что она уничтожена. 21 час 30 мин. Подошли к почтово-телеграфному дебаркадеру сообщить вам сведения с парохода Кауфман…… 22 часа. Отослал пароход Вегу в Астрахань…… 23 часа 50 мин. С отрядом вышел к Старотечной, перейдя с Припяти на Каспий. Строй: Каспий, Припять, Коммунист. Понедельник 11 ноября. 10 час. На траверзе маяка Чечень заметил в бухте 5 шхун. Пошел на пересечку курса, дабы отрезать неприятеля от выхода в море. 10 час 20 мин. Открыл огонь с Каспия по головному кораблю. Неприятель ответил со всех кораблей 75-мм орудиями. Продолжал идти на сближение.. 10 час 30 мин. Первые два неприятельских корабля открали огонь по Каспию из орудий не менее 100-мм ; повернул на курс к острову Тюлений, прикрывая Припять и отстреливаясь из 100-мм орудий по головному. Припяти и Коммунисту приказал стрелять по второму ; третий неприятельский корабль держался несколько в стороне. Остальные два после первых нескольких выстрелов участия в бою не принимали. 10 час 50 мин. Предполагаю попадание во второй корабль, так как он запарил, вышел из строя и все время держался в стороне, на его место вступил третий. 11 час 15 мин. Ввиду наших недолетов приказал прекратить огонь. 12 час . Неприятель прекратил огонь и преследование, изменил курс, направившись вдоль мористого берега острова Чечень…… По приметам, замеченным военными моряками, плававших в бывшей Каспийской флотилии, предполагаю неприятельские корабли; «Геок-Тепе» (новый), «Гаджи Гаджи» и «Аветик», другие же вооруженные шхуны неизвестны. Неприятель маневрировал вначале на сближение, а вскоре, благодаря преимуществу хода, держал нас на такой дистанции, что наши снаряды ложились недолетами, а его накрывали нас…… Считаю своим долгом донести вам что команда Каспий вела себя выше всяких похвалы, с полным спокойствием, быстро и толково исполняла свои обязанности и приказания, несмотря на то, что с 10 час 30 мин по 11 час 25 мин Каспий находился под действительным огнем противника и снаряды ложились вплотную от борта и за кормой. Начальник Южного речного отряда Военный моряк В. Кукель

Алик: Из объявления английского военного командования о переходе торговых судов Каспийского флота в распоряжение англичан 29 ноября 1919 г. Великобританское военное командование объявляет: 1. Все торговые суда Каспийского моря признаются принадлежащими их законным владельцам согласно имеющимся у них судовым документам. 2. Временно все торговые суда Каспийского моря и их экипаж поступают в распоряжение британского военного командования. Для управления судами образован английский морской транспорт, управляющим которым назначен майор Браун.

Сибор: Господа! В 1916 году "Красноводском" командовал лейтенант Павел Ковалевский. Нужна развернутая инфо на него. Кто-то может помочь ? С ув-ем

Сибор: ФОТО Господа! Просьба к Вам от Бакинского сайта: 1) Опознать корабль под иностранным(думаем, что Британский) флагом; 2) Опознать порт. С уважением

Гайдукъ: Сибор Батенька где вы увидели флаг Британии? Это УС "Орлица" За ним ЛЕД "Царь Михаил Федорович". Старый порт Ревеля. А вот кто на переднем плане к сожалению не кто из испрашиваемых мне так и не пояснил.

Гайдукъ: Сибор Гуглить не пробывали? У С.Бережного. ОРЛИЦА, с 1918-Совет. Бывш. товаро-пасс. параход Императрица Александра, постр. в 1903 в Англии. Первонач. именовалось Вологда. 27.1.1915 куплено Морведом, вооружено и 7.2.1915 зач. в сост. БФ. Кап. рем. в 1915-1916. Участв. в 1-й мир. в. (использовалось как гид-роавиатранспорт), Февр. бурж.-демокр. рев. и гражд. в. (Лед. пох. 11 - 16.4.1918). 25.10.1917 перешло на сторону Сов. власти. С 5.1918 находилось в порту на хранении. 27.7.1918 разоружено и передано Гдаводу,3800 т; 90,0X12,0X5,1 м; 2200 л. с; 12/9 уз; 5000 миль; 8-75-мм ор и 2 пул; принимал на борт 4 гидросамолета. Допы из ГУГЛя В 1915 г. в России вступил в строй Балтийского флота необычный корабль — авиатранспорт «Орлица». На его верхней палубе размещались два ангара на два самолета каждый. В трюме находился третий летательный аппарат в разобранном виде. На корабле имелись необходимые для самолетов запасы бензина, масла, авиабомб и, кроме того, слесарная, сборочная, моторная и деревообделочная мастерские. Самолеты спускались на воду и поднимались на борт с помощью двух стрел электромоторами. Для защиты палуб от взрывов падающих с вражеских самолетов бомб над машинами и котельным отделением была натянута сеть.

Гайдукъ: Сибор пишет: о месте стоянки Ревель это нынешний Таллинн. Сформулируйте что вы хотите узнать подробно?

Сибор: Сформулируйте что вы хотите узнать подробно? Я уже прогуглил все, что там есть. Полное досье на "Орлицу" передал по назначению, а теперь получил ответ и на последний вопрос, т.к. фото выставили с портом Баку. Спасибо за помощь. С уважением

ssergey x 100:

Рамзес: Балшой Спасибки тебе Кароши Чэлавэк Откель такое изобилие ? Как представлю что почти вся эта красота (кроме пары плавмаяков что у Красноводска ошивались) на Петровск базировалась - там в то время покруче чем на нынешнем питерском салоне туссовка собиралась. Одно в списке смущает - кл Надежда на минах еще осенью 19 на 12 футовом рейде у Астрахани погибла. Тут же она в строю - или Рябинин тот список уже в более поздние годы в Союзе составлял (насколько помню в страну он вернулся) и привязка к дате весьма условна или в строй ввели кого то еще дав имя погибшей посудинки. Только состав вооружения и у погибшей и у той что в списке одинаков - странновато однако.

Тритон: Список не датирован, но соседние документы датируются декабрем 1919 г. Список Начальников отрядов и командиров судов Каспийской флотилии. Начальник флотилии капитан 1-го ранга Сергеев Апполинарий Иванович Вспомогательный крейсер “Президент Крюгер” старший лейтенант Куликов Иван Федорович А. ВОЕННАЯ ФЛОТИЛИЯ. 1-й отряд капитан 2-го ранга Пышнов Борис Михайлович 1-е отделение. Вспомогательный крейсер “Дмитрий Донской” капитан 2-го ранга Бушен Борис Николаевич Вспомогательный крейсер “Европа” лейтенант Мацилев Николай Алексеевич Вспомогательный крейсер “Слава” старший лейтенант Остолопов Алексей Алексеевич Вспомогательный крейсер “Самарканд” (вооружается) прапорщик Овсянников 2-е отделение Вспомогательный крейсер “Австралия” старший лейтенант Черноцкий Константин Иванович Вспомогательный крейсер “Америка” старший лейтенант Ваксмут Анатолий Николаевич Вспомогательный крейсер “Африка” старший лейтенант Устинов Петр Константинович Вспомогательный крейсер “Астрахань” (вакансия) 2-й отряд (речной) капитан 2-го ранга Марков Вячеслав Николаевич (временно капитан 2-го ранга Потемкин Пл. Николаевич) 1-е отделение Канонерская лодка “Надежда” (временно выведена из строя) лейтенант Вирен Роберт Эдуардович Канонерская лодка “Опыт” мичман военного времени Никифоров Михаил Иванович Посыльное судно “Доброволец” мичман Шейнерт Владимир Ал. 2-е отделение Канонерская лодка “Князь Пожарский” старший лейтенант Ильвов 2-й Сергей Яковлевич Канонерская лодка “Греция” (ст) лейтенант Колопов Петр Иванович Канонерская лодка “Милютин” мичман Сапунов Петр 3-е отделение Военная баржа № 1 “Которосль” мичман Сукин Юрий Александрович Военная баржа № 2 “Терек” (вакансия) Военная баржа № 3 “Секира” капитан Афанасьев 4-е отделение (они же тральщики) вр.и.д. начальника подполковник Железков-Господинов Сторожевой катер “Петровск” прапорщик Першин Сторожевой катер “Ретвизан” прапорщик (армии) Шапошников Сторожевой катер “Крепыш” прапорщик Закурдаев Сторожевой катер “Михаил” корнет Дорошко Сторожевой катер “Литта” мичман Андреев Сторожевой катер “Сулак” (вакансия) Сторожевой катер “Горелый” (вакансия) Сторожевой катер “Орлик” мичман Родзевич Сторожевой катер “Мери” поручик (армии) Кочуров Сторожевой катер “Успех” прапорщик Точунов Сторожевой катер “Валя” прапорщик Примаченко Сторожевой катер “Любимец” подпоручик Яковлев Рыбница № 1 мичман Вояковский Рыбница № 2 боцман Калмыков Павел Рыбница № 3 старшина Попов Василий 3-й отряд (вспомогательные) капитан 2-го ранга Алышевский 1-е отделение лейтенант Страутинг, начальник дивизиона истребителей Транспорт-матка “Владимир” мичман военного времени Гаусман Транспорт-матка “Кама” мичман Павлов Леонид Транспорт-матка “Ока” и.д.коменданта прапорщик Шаккум Транспорт-матка “Орленок” лейтенант Зонн Борис Владимирович Транспорт-матка “Кизыл-Агал” (береговая база минных катеров) комендант поручик по Адмиралтейству Сероус-Музыка Минные катера №№ 1 – 12 начальник дивизиона минных катеров старший лейтенант Ильвов Сергей (зачеркнут) Командиры минных катеров: Лейтенант Эльманович Владимир Мичман Сеньковский Александр Мичман Степанов Александр Мичман Макарин Николай Мичман Скорописов Николай Мичман Курицин Владимир Мичман Будилов Николай Мичман Ковалевский Константин Мичман Лавров Борис Мичман Заводовский Егор Мичман Огарков Алексей Мичман Треер Эдвиг 2-е отделение (военные) Транспорт-матка “Волга” лейтенант Шепелев Владимир Николаевич Транспорт-матка “Эдиссон” прапорщик Страйков Гидрогруппа № 1 (морской) штаб-ротмистр Надеждин Гидро № 1 Гидро № 2 Гидро № 3 Гидро № 4 Гидро № 5 Гидро № 6 Гидрогруппа № 2 (Донской) поручик Румянцев Гидро № 7 Гидро № 8 Гидро № 9 Морские летчики 2-го отряда Донского гидро-авиационного дивизиона: Подпоручик Плахотниченко Подпоручик Шаранов Подпоручик Овечкин Летчик-наблюдатель подпоручик Нейман Гидрогруппа № 3 (Каспийский) поручик Головинский Гидро № 10 Гидро № 11 Гидро № 12 Морские летчики 3-го Каспийского морского воздушного отряда: Поручик Долгополов Подпоручик Базенков Подпоручик Боровиков Подпоручик Бильченко Подпоручик Дземиткевич Подпоручик Геевский-Робитов Летчик-наблюдатель подпоручик Шапошников 4-й отряд Вспомогательный крейсер “Азия” лейтенант Макеев Василий Яковлевич Канонерская лодка “Меркурий” лейтенант Каменский Борис Алексеевич (?) Посыльное судно “Часовой” старший лейтенант пограничной стражи Кушнеренко Иван Б. ТРАНСПОРТНАЯ ФЛОТИЛИЯ Капитан 2-го ранга Апушкин Александр Аркадиевич 1-й отряд (сухогрузные) Транспорт “Полюс” мичман военного времени Шарников Транспорт “Казбек” прапорщик Исаев Транспорт “Мередиан” капитан Евсеев Транспорт “Экватор” комендант мичман Ласский Вячеслав Транспорт “Север” мичман военного времени Костырин 2-й отряд (наливные) Транспорт “Сократ” мичман Михайлов Транспорт “Алесгерье” прапорщик Богатырев Транспорт “Арцыв” мичман Коростелев Транспорт № 6 (зачеркнут) 3-й отряд (речной) Транспорт “Мухсага” комендант мичман военного времени Костюченко Транспорт “Москва” комендант прапорщик Ворушило Транспорт № 3 (зачеркнут) (лоцманское судно “Аракс” прапорщик по Адмиралтейству Никулин (все зачеркнуто) В. ДИРЕКЦИЯ ЛОЦИЙ И МАЯКОВ Капитан 2-го ранга Чухнин Григорий Григорьевич Лоцманское судно “Аракс” (комендант) прапорщик по Адмиралтейству Никулин Лоцманское судно “Кетте” мичман военного времени Медведев Н. Плавучий маяк “Средний Жемчужный” мичман военного времени Никитин Плавучий маяк “Красноводский” капитан дальнего плавания Обыдов Плавучий маяк “Ашур-Адесский” капитан малого плавания Молчанов Г. ПОРТОВЫЕ СУДА Транспорт “Мануфактура” поручик Яцковский Катер “Ундина” Катер Z 13 Катер Z 15 Флаг-капитан распорядительной части лейтенант (нер.) Флаг-офицер мичман Боколов (?) № 4669.

Алик:

Алик:

Алик:

Алик:

ABP_TOR: Алик Спасибо

Алик:

Алик:

Алик:

Николай З.: В МОРСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ ЮГА РОССИИ 1919 г. ...Мы уже загнездились в Петровске, не взирая на все козни англичан. Охрана рейдов в наших руках. Во главе кап. II ранга Апушкин. У него брандвахта «Мануфактура» (не правда ли, неприличное название) под синим флагом с андреевским в крыже, затем моторные катера: «Успех» на 5-6 узлов, в моторах сработался белый металл, ремонтируется после моего перехода из оп. пункта (Старо-Теречный), поставили на него пару пулеметов; «Петровск» — хороший большой катер на 12 узлов, мелкосидящий, удобно было бы на нем установить 75-м.м. op. на корме и пару 47-м.м. с носу (только пушек нет), стоял пока без движения, недели через две заходит; есть еще три катера на ходу. Охрана уже дала кое-какие практические результаты. Переброска броневиков и вооружения уральцам в Гурьев, произведенная не взирая на халатное конвоирование англичан на пароходах «Самет-Ага» и «Эдиссон», укомплектованных нашим составом под общим начальством кап.Пранга Пышнова, тоже большой плюс. Первый из двух пароходов уже благополучно вернулись,а за второй уже очень беспокуюсь. Письмо начальника каспийской военной флотилии капитана I ранга Сергеева. Истоорик-марксист. №2, 1931. С.72/i]

Archivarius: Господа, Посмотрите, может кого и найдёте. «Заключенные Рязанского губернского концлагеря РСФСР 1919–1923 годов» В книге есть офицеры и нижние чины Черноморского и Каспийского флотов. http://kortic.borda.ru/?1-17-0-00000114-000-0-0-1381023752

Николай З.: Большую роль в развитии всех событий в Закавказье играла Каспийская флотилия, центральный комитет которой в январе 1918 г. признал намерения большевиков заключить сепаратный мир с немцами преступными, и объявил о том, что не признает Советскую власть. Последующая волна советизации, конечно, затронула и флотилию, в чем большую роль сыграли и Бакинские коммунисты во главе со Степаном Шаумяном, но в целом дисциплина во флотилии еще сохранялась. Во время же мартовской армяно-азербайджанской резни 1918 г. флотилия приняла сторону армян и остановила резню. Мартовские события 1918 г. вызвали на флотилии намерение уйти в Астрахань, оставить там суда и разойтись по домам, однако против этого выступило офицерство, считавшее, что флотилия своим уходом способствовала бы утверждению в Баку Советской власти и потворствовала бы дальнейшему продвижению германо-турецких войск на Кавказе. Помимо всего прочего, флотилия находилась еще и в бедственном финансовом положении, поскольку деньги, выделенные флотилии еще Временным правительством, так до адресата и не дошли. Для того чтобы както жить, флотилия вынуждена была продать с аукциона пароход «Генерал Куропаткин», однако вырученных денег хватило ненадолго, и флотилия вынуждена была прибегать к займам у частных лиц. Что же касается личного состава Каспийской флотилии, то, по словам М.Ю. Озаровского, командовавшего в 1918 г. одним из кораблей флотилии, «личный состав флотилии весной 1918 г. был наполнен добровольцами, большинство которых состояло из бакинских обывателей, привлеченных главным образом обмундированием, пайком и безопасностью службы, протекавшей в гавани и у набережной Баилова мыса. Большевиков во флотилии почти не было. Меньшевики прилагали все усилия к тому, чтобы разложить команду…». Пученков А.С. Национальная политика генерала Деникина. СПб.: Полторак, 2012. С.113

Dirk: Интересно, речь идёт о Николае Юрьевиче Озаровском, однокашнике И.С. Исакова в ОГК, или был действительно какой-то М.Ю. Озаровский? Вроде бы Н.Ю. в 1918 г. командовал "Сильным" на Балтике и едва ли мог оказаться на Каспии. Хотя в то время всё бывало...

Николай З.: Dirk пишет: Интересно, речь идёт о Николае Юрьевиче Озаровском, однокашнике И.С. Исакова в ОГК, или был действительно какой-то М.Ю. Озаровский? Вроде бы Н.Ю. в 1918 г. командовал "Сильным" на Балтике и едва ли мог оказаться на Каспии. Хотя в то время всё бывало... Не знаю. Ссылка на: РГА ВМФ. Ф. Р2236 (М.Ю. Озаровский). Оп. 1. Д. 15. Л. 29–30.

ркр065: Николай З. пишет: Не знаю. Ссылка на: РГА ВМФ. Ф. Р2236 (М.Ю. Озаровский). Оп. 1. Д. 15. Л. 29–30. "ОЗАРОВСКИЙ НИКОЛАЙ ЮРЬЕВИЧ, КАПИТАН I РАНГА" 1895-1950 Ф. р-2236, 55 ед.хр., 1917-1950, 1989

Сергей: Не зафиксировао, где взял, может поможет(наверное восспоминания ???): Капитан 2 ранга Н. Ю. Озаровский — ветеран флота, один из немногих морских офицеров, перешедших в первые дни революции на сторону Советской власти. Мне довелось встречаться с Николаем Юрьевичем еще в гражданскую войну, когда он командовал канонерской лодкой «Роза Люксембург» сначала в составе Астрахано-Каспийской, а затем Каспийской флотилий. Я тогда плавал на канонерской лодке «Ленин», входившей в тот же дивизион, что и «Роза Люксембург», и видел, как прекрасно относился к Николаю Юрьевичу личный состав корабля, каким авторитетом он пользовался. Это был, несомненно, храбрый, культурный и знающий командир. В 1926 — 1928 годах мы вместе служили на линейном корабле «Парижская коммуна».

Dirk: Трибуц В.Ф. Балтийцы сражаются. Ч. 1. Балтийцы вступают в бой



полная версия страницы