Форум » Гражданская война » о. Врангеля » Ответить

о. Врангеля

ABP_TOR: Может кому-то все это и не ново, но мне показалось интересным # А. А. ПУРИН. Из прошлого и настоящего Камчатки http://www.npacific.ru/np/library/publikacii/historykam/istkam1-2.htm "Мало кому известно, что остров Врангель только в 1916 г. был объявлен Российской территорией. Несмотря на это, англичанин Стефенсон в 1921 г., пользуясь разрухой у нас на севере, высадил на остров оккупационный отряд, поднял британский флаг и объявил, что этот остров отныне является владением Великобритании. Предназначенный на следующий год для смены оккупационный отряд не мог быть доставлен на остров, так как льды не позволили английскому пароходу подойти к острову. Находившийся на о-ве Врангель британский отряд погиб от цинги. В сентябре 1922 г. находившаяся на охране наших русских территорий канонерская лодка «Магнит», выйдя из порта Номе на Аляске, направилась на остров Врангель чтобы восстановить российское владение островом и поднять на нем Андреевский флаг. В двадцатых числах сентября, пройдя мыс Дежнева, «Магнит» около двух суток ждал перемены северных ветров, нагнавших массу льдов в Берингов пролив, благодаря которым он не мог пробиться. Вторая попытка была сделана через несколько дней, но тоже оказалась безуспешной из-за постоянных северных ветров. Дальнейшие попытки были безуспешны: льды начали угрожать целости парохода. Ввиду необходимости вернуться на охрану берегов Камчатской области и отсутствия надежд пробиться через льды, канонерская лодка «Магнит» вынуждена была оставить северные воды. Таким образом идея восстановления прав России на владение островом Врангель принадлежит канонерской лодке «Магнит» во главе с ее доблестным командиром лейтенантом Д. А. фон Дрейер. Канонерская лодка «Магнит» является последним кораблем Российского военного флота под Андреевским флагом, покинувшим Российские воды 2-го ноября 1922 г. В 1923 г. на остров Врангель англичане доставили новый оккупационный отряд, а в 1924 г. советское правительство отправило туда вооруженную экспедицию и восстановило права России на этот остров, что вызвало довольно напряженные отношения между Москвой и Лондоном."

Ответов - 13

volnoper: АВР_ТОR. Хотелось бы уточнить национальность оккупантов на острове Врангеля. У меня в биографии полковника КГ Давыдову они канадцы, и еще там была и американская фактория (САСШ).

ABP_TOR: Ну это не ко мне, может кто-то из дальневосточников поможет... У меня кстати такой вопрос, а могила Фердинанда Петровича Врангеля сохранилась, он ведь в Эстонии похоронен?

Автроилъ: ABP_TOR пишет: ...он ведь в Эстонии похоронен? Он скончался от разрыва сердца (25.05.1870), будучи проездом в Дерпте, на 84 году жизни. Похоронен в Ревеле в Домском соборе на Вышгороде. Раньше над саркофагом свисали флаги с его кораблей, сейчас они убраны в церковный чулан, дабы не оскорблять эстетитеские и национальные восприятия прихожан из числа представителей титульной нации. С уважением...


ABP_TOR: Автроилъ Благодарю. А фотографией не располагаете?

Сармат: ABP_TOR пишет: В 1923 г. на остров Врангель англичане доставили новый оккупационный отряд, а в 1924 г. советское правительство отправило туда вооруженную экспедицию и восстановило права России на этот остров, что вызвало довольно напряженные отношения между Москвой и Лондоном." А знает кто, как это восстановление прав происходило? Быть может какие стычки были? Ну хоть зубы кому выбили?

volnoper: "В 1911 году на острове Врангеля спасся экипаж "Карлука", судна экспедиции Стефенсона под командованием известного капитана Бартлета, сподвижника Пири. Дрейф "Карлука" прошел севернее Геральда. Судно было раздавлено льдами в восьмидесяти километрах от острова. Опытный капитан Бартлет успел заблаговременно выгрузить продовольствие и высадить на лед экипаж, благополучно добравшийся до острова Врангеля. Устроив колонию, Бартлет с одним эскимосом на собаках пустился по льдам к Чукотскому берегу, чтобы дать знать о случившимся в Америку. Экипаж "Карлука" провел несколько месяцев на острове Врангеля и был снят подоспевшей спасательной экспедицией. В 1921 году Стефенсон высадил на остров оккупационный отряд, состоявший из командира отряда, сына известного канадского профессора Крауфорда - Аллана Крауфорда, американца Нейта, еще двух американских граждан и эскимоски, взятой ими в качестве кухарки. Судьба этого отряда оказалась трагичной, и в свое время о ней много писали газеты..."

volnoper: Продолжаю. "Продовольствия отряду было оставлено всего лишь на шесть месяцев; не имея лодки, они не могли охотиться на морского зверя. Между тем в продолжении двух лет ни одно из посылавшихся судов не могло подойти к острову. Прибывшая наконец на остров спасательная экспедиция нашла на нем эскимоску и труп Нейта. Крауфорд с другими американцами, отчаявшись в приходе спасательного судна, оставили заболевшего цингой Нейта, отправились пешком на материк и оба, очевидно, погибли. На смену погибшему отряду тем же Стеферсоном была высажена другая колония, состоявшая из эскимосов. Начальником колонии был американец Уэльс. Отряд этот был снят в 1924 году "Красным Октябрем", судном гидроэкспедиции Давыдова, который водрузил на острове Врангеля советский флаг."

volnoper: "28 апреля 1923 г. №7 (штурм) 17329 Уполномоченному Главгидрупра в Москве А. В. Соколову НКИД уведомил, что на О-ве Врангеля (Севледок) Канадской хищнической артелью Стефенсона поднят английский флаг. Для восстановления нарушенного положения и удаления английского флага будут приняты меры. Помглавкомор приказал запросить Гидрографию об условиях возможности плавания в Беринговом море у О-ва Врангеля. Главштур (Эверлинг) Комиссар (Метс) С подлинным верно (подпись)" Севледок-Северный Ледовитый океан. "Согласно современным географической терминологии район Северного Ледовитого океана, омывающегося с востока остров Врангеля, называется не Беринговым, а Чукотским морем".

volnoper: "2 апреля 1924 №295/и Помощнику по морским делам Главкома СССР Тов. Панцержанскому. Копии т. Фрунзе и т. Уншлихту. На № 190 400/Б 252 ИНО НКИД считает безусловно необходимой посылку экспедиции на остров Врангеля в ближайшие месяцы. Выраженное Вами желание о том, чтобы состоялось предварительное признание дипломатическим путем прав СССР на эту территорию не выполнимо.Как раз наоборот, экспедицию следует предпринять именно для того, чтобы таким путем оформить права СССР на эту территорию. Установка радио-станции не является непременной необходимостью в ближайшее время, но зато безусловно необходимо поднятие флага СССР на острове Врангеля и оставление знака суверенных прав Союза. Обход острова для этой цели недостаточен. Необходимо поднятие нашего флага на самом острове. НКИД поддержит ходатайство РВСР об ассигновании на этот предмет необходимой суммы. Наркоминдел Чичерин

volnoper: "20 июня 1924 г. №28/сс Помощнику Начальника Гидрографического Управления СССР А. В. Соколову Начубеко Д. В. - Давыдов 16-го июня прибыл на "Красном Октябре" во Владивосток и телеграфировал о том, что срочно приступил к организационным работам по Экспедиции на остров Врангель. Изложенное доложите Высшему Командованию. Начальник Управления Ахматов комиссар Зверев Помощник Начальника Картографического Отдела Гидрограф Вагнер"

ABP_TOR: volnoper пишет: Отряд этот был снят в 1924 году "Красным Октябрем", судном гидроэкспедиции Давыдова, который водрузил на острове Врангеля советский флаг." http://www.petergen.com/bovkalo/kr1/krasinvel.html Красинский Георгий Давидович (1890-1955) получил известность как полярный исследователь. С 1904 г., по окончании начального училища, — ученик в переплетной мастерской. Участвовал в революционном движении, член Бунда. В 1906 г. арестован за распространение листовок. Был сослан на 4 года в Сибирь, но из ссылки бежал. В 1912 г. при содействии старшего брата уехал в Англию. В 1913 г. вернулся в Россию. К 1917 г. в Петрограде он был секретарем товарищества механического завода «Молот» и акционерных обществ Азовско-Черноморского литейного и механического заводов [27]. После Октябрьской революции работал в Центросоюзе. В мае 1919 г. был командирован в Западную Европу для установления сношений с находившимися там кооперативными представительствами, оторванными от руководящих московских учреждений [28]. В 1920-21 гг. — начальник снабжения Политуп-равления РВС Республики. С 1921 г. работал в Наркомате Рабоче-Крестьянской инспекции, был его особоуполномоченным по Сибири и Уралу. Ему пришлось обратиться с письмом к В. И. Ленину. В нем он доказывал нецелесообразность принятия Советом Труда и Обороны 11 ноября решения о передаче во временную эксплуатацию незаконченной железнодорожной ветки Кольчугино — Прокопьевские копи из ведения Сибирского комитета государственных сооружений в ведение НКПС. К письму была приложена копия разговора Красинского с заместителем председателя Сибревкома С. Е. Чуцкаевым, в котором последний поддержал внесенный протест. В. И. Ленин 19 ноября 1921 г. писал Н. П. Горбунову: «Почему какой-то Красинский хлопочет, а Вы и Смольянинов бездействуете??» [29] По поручению В. И. Ленина, был запрошен председатель Сибревкома И. Н. Смирнов, находившийся в Петрограде; он также высказался против передачи [30]. Г. Д. Красинский был уполномоченным по Северному Морскому пути. 23 июня 1922 г. он назначен помощником командира судна «Метель»3[31], прибыл 19 июля [32], уволен с 9 декабря 1922 г. [33] Летом 1922 г. участвовал в первом морском походе Северным морским путем из Петрограда в устье Енисея. В 1923 г. провел первый дальний морской рейс из Петрограда во Владивосток. Летом 1924 г. участвовал в экспедиции, отправившейся из Владивостока на ледоколе «Красный Октябрь» на остров Врангеля. Об этом он написал книгу [34]. На острове Врангеля 20 августа был поднят советский флаг. В 1926 г. Г. Д. Красинский возглавил Дальневосточную экспедицию на пароходе «Ставрополь». В 1927 г. участвовал в проведении первого морского рейса грузовых судов из Владивостока в устье Лены и в перелете от бухты Тикси до Иркутска (в составе экипажа самолета О. А. Кольвица). В 1928 г. по заданию Осоавиахима организовал трансарктический перелет из Владивостока до мыса Дежнева и далее вдоль всего побережья Северного Ледовитого океана (хотя перелет закончился аварией, он имел большое значение для развития авиации). Экспедициям 1927-го и 1928 г. также посвящена книга [35]. В 1929 г. он организовал разведывательные полеты по северному побережью от мыса Дежнева до устья Лены с заходом на о. Врангеля. Эти экспедиции, помимо прочего, служили и популяризации авиации — в некоторых местах самолеты видели впервые. В 1930 г. Г. Д. Красинский входил в состав исследовательской группы Совторгфлота по обследованию порта Игарка с целью его реконструкции. В 1932-37 гг. — уполномоченный Главсевморпути в Северо-Восточном секторе Арктики. В 1937 г. арестован по обвинению во вредительстве. До 1941 г. работал в Главсев-морпути, затем вышел на пенсию, занимался вопросами истории Севера и Сибири. Награжден орденом Красного Знамени (1927) [36]. [34]Красинский Г. Д. На советском корабле в Ледовитом океане: Гидрографическая экспедиция на о. Врангеля. М., 1925.

ABP_TOR: Возвращение к старой теме Клименко И.Н. ЭКСПЕДИЦИЯ НА ОСТРОВ ВРАНГЕЛЯ, ИЛИ ДВЕ ЖИЗНИ ЛЕДОКОЛА «НАДЕЖНЫЙ» http://www.arseniev.org/about/?a=134&s=41&p=2 Как известно, у каждой фотографии есть своя история, судьба. Не все из них проживают долгую жизнь. Другие же и через столетия по-прежнему волнуют нас. Снимки, которые стали героями нашего рассказа, именно такого порядка. Они, безусловно, раритет Приморского государственного объединенного музея им. В.К. Арсеньева. Это четыре подлинные фотографии, выполненные гидрографом Виктором Грагайтисом, участником экспедиции на канонерской лодке «Красный Октябрь» в июле октябре 1924 г. на остров Врангеля. Все снимки подписаны автором. Фотографии В.А. Грагайтис передал в дар Августу Оттовичу Шмидту, командиру канонерской лодки «Симферополь», сыну известного полярника Отто Юльевича Шмидта. Август Оттович, в свою очередь, в 1952 г. передал их в дар нашему музею. Ледокол «Надежный» на рейде бухты Золотой Рог. г. Владивосток. Автор: Прей Э.Г. 1899 г. Канонерская лодка "Красный Октябрь" в бухте Провидения, п-ов Чукотка. Автор: Грагайтис В.А. Сентябрь 1924 г. Подъем флага СССР на острове Врангеля 20 августа 1924 г. членами экипажа канонерской лодки "Красный Октябрь", п-ов Чукотка. Автор: Грагайтис В.А. 20 августа 1924 г. Канонерская лодка "Красный Октябрь" во льдах по пути к острову "Врангеля, п-ов Чукотка. Автор: Грагайтис В.А. 16 августа 1924 г.

Starck: А нет ли изображения канонерской лодки "Магнит"? Все-таки последний корабль под российским флагом...Поделитесь, пожалуйста. Сам Дрейер есть и на ппалубе своего корабля, а корабля нет...



полная версия страницы