Форум » Гражданская война » Бронепоезда и белые и красные... (продолжение) » Ответить

Бронепоезда и белые и красные... (продолжение)

wind: Решил открыть такую тему, как мне кажется очеень тесно связаную с флотом, почему наверно сами понимаете :-)) ... Возник вот такой вот вопрос, работая с документами нашел вот такой вот приказ : Приказом Командующего Морских сил на Дальнем Востоке № 1501 от 16.08.1919 г. Лейтенант В.О. Старк назначен с бронепоезда № 1 в речную флотилию . Кстати довольно часто встречал приказы с упоминанием этого бронепоезда, может кто знает что он из себя представлял . С уважением, В.

Ответов - 301, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 All

Юрген: LK пишет: не уже ли сам генерал проектировал? Представте себе были и такие генералы. Железнодорожным войскам было предложено разработать проекты бронепоездов. Их было подготовлено два: первый принадлежал штабс-капитану 8-го железнодорожного батальона Пилсудскому, второй – начальнику 2-й Заамурской железнодорожной бригады генерал-майору Михаилу Васильевичу Колобову. За типовой был принят проект бронепоезда, предложенный Михаилом Васильевичем Колобовым. В начале июля 1915 года в Киевских главных мастерских Юго-Западной железной дороги приступили к строительству четырех таких поездов. Работы поручили 4-й роте 2-го Заамурского железнодорожного батальона, которой командовал капитан Даниэль. Чуть позже, в августе, для 8-й армии по личному распоряжению генерала Брусилова в мастерских началось строительство бронепоезда по проекту артиллерийского инженера Балля. Каждый бронепоезд проекта М. В. Колобова состоял из двух одинаковых двухосных бронеплощадок и бронепаровоза серии «О», защищенных 12...16-мм броней. Внутренний объем бронеплощадки разделялся на пулеметный каземат и башенную орудийную установку. В первом на особых столах устанавливалось 12 австрийских пулеметов Шварцлозе (по 6 на борт). Для охлаждения пулеметных стволов во время стрельбы имелась специальная водопроводная система с подачей воды из тендера к кожуху каждого пулемета. На площадках первых двух бронепоездов курсовые пулеметы вели огонь только вперед. В дальнейшем благодаря устройству специальных спонсонов они могли использоваться и для стрельбы в боковых секторах. Боекомплект, состоявший из 1500 патронов на пулемет, хранился в специальных бортовых ящиках. Башенная установка располагалась в передней части вагона и монтировалась на поворотном круге. Последний изготавливался из паровозного бандажа, обточенного по специальным шаблонам. На поворотный круг шестью роликами опирался стальной диск, на котором устанавливалась 3-дюймовая горная пушка образца 1904 года. Чтобы всю орудийную установку массой 120 пудов (1920 кг) мог поворачивать вручную один человек, была разработана конструкция специальной пяты, игравшей роль оси вращения и в то же время принимавшей на себя часть массы установки. Угол обстрела по горизонту составлял около 220 градусов. Возимый боекомплект – 80 шрапнелей и 25 гранат на орудие – размещался в особой камере под поворотным кругом. Наблюдение за полем боя осуществлялось из специального фонаря с обзором в 270 градусов. Позднее, с учетом боевого опыта, бронеплощадки получили командирскую башенку с круговым обзором. В задней части вагона устанавливался выдвижной прожектор, а в полу имелись люки для аварийного выхода. Система отопления бронеплощадок зимой состояла из дюймовых труб, проложенных вдоль бортов и соединенных с котлом паровоза. Для уменьшения теплопроводности стальных стен и шумоизоляции вагоны изнутри обшивались 20-мм слоем пробки и 6-мм фанерой. Изнутри бронеплощадки окрашивались в белый цвет, снаружи, как и весь состав, в защитный. На бронепаровозе находился боевой пост командира бронепоезда с наблюдательной башенкой и распределительной доской электрической сигнализации (цветными лампочками) для связи с командирами бронеплощадок. Она дублировалась рупорной (корабельного типа) и звонковой связью. Наблюдение за ходом движения поезда осуществлялось через четыре люка, которые в бою закрывались ставнями с прорезями. Для удобства обслуживания ходовой части нижние листы брони подвешивались на петлях. Электрическая энергия для нужд бронепоезда вырабатывалась динамо-машиной, приводимой в действие от правой турбины паром котла и установленной в паровозной будке. Все воздушные и водяные рукава, а также электрические провода между платформами и паровозом заключались в особые броневые трубы. Весь состав имел запасные колесные пары на случай действий в полосе австрийских или германских железных дорог. Команда бронепоезда состояла из трех взводов (пулеметного, артиллерийского, технического) и паровозной бригады – всего 4 офицера и 90 нижних чинов. Благодаря четкой организации работ строительство бронепоездов велось чрезвычайно высокими темпами – на сооружение одного боевого состава в среднем уходило 16 дней. Первый, названный «Хунхуз», закончили 1 сентября 1915 года. Бронепоезд осмотрел Верховный главнокомандующий Великий князь Николай Николаевич. Он остался весьма доволен увиденным и вынес благодарность производителю работ капитану Даниэлю, а нижних чинов роты наградил деньгами. 2 сентября «Хунхуз» передали 1-му Заамурскому железнодорожному батальону, а 9 сентября, после пополнения его команды артиллеристами 1-й резервной горно-артиллерийской батареи, бронепоезд под командованием поручика Крапивникова убыл на фронт, на железнодорожную линию Ковель – Сарны. Еще пять бронепоездов вышли из мастерских в октябре 1915 года: к 10 октября был готов поезд для 8-го железнодорожного батальона, а к 15 октября – четыре поезда для 2-й Заамурской железнодорожной бригады. А вот что М. Коломиец рассказал об истории четырех бронепоездов, построенных по проекту генерал-майора М. В. Колобова. Первый, названный «Хунхуз», построенный 1 сентября 1915 года, передали 1-му Заамурскому железнодорожному батальону, 24 сентября выполнял первую боевую задачу: поддерживал наступление 408-го полка 102-й пехотной дивизии. Орудийным и пулеметным огнем бронепоезд очистил первую и вторую линии окопов. Но при продвижении вперед, груженная рельсами и скреплениями бронированная платформа попала в ход сообщения, вырытый австрийцами и незамеченный из-за насыпи. Отцепив ее, бронепоезд начал движение обратно. Разорвавшийся тяжелый снаряд испортил железнодорожный путь и «Хунхуз» оказался отрезанным. Это не дало ему возможности избегнуть прицельного артиллерийского огня. Бой продолжался 40 минут. Из переднего орудия было выпущено 73 снаряда, из пулеметов – 58 500 патронов. Но и сам «Хунхуз» был подбит и остался между австрийскими позициями. Во время летнего наступления 1916 года он был возвращен, но ввиду невозможности восстановления пошел на слом. Остальные три колобовских бронепоезда поступили во 2-й и 3-й Заамурские и во 2-й Сибирский железнодорожные батальоны. В конце 1915 года в соответствии со сквозной системой нумерации бронепоездов на фронтах «хунхузы» получили № 2, № 5 и № 3 соответственно. Со стабилизацией фронта в начале 1916 года активность бронепоездов снизилась. Это позволило некоторые из них поставить на ремонт, другие перебросить на более оживленные участки фронта. Так, два типовых поезда – № 2 и № 3 были переведены на Западный фронт, где в начале марта 1916 года приняли участие в Нарочской операции. 23 апреля бронепоезд № 3 прибыл на ст. Молодечно в распоряжение Собственно Его величества железнодорожного полка. После обучения команды в начале мая поезд для исправления паровоза пришел в Минские мастерские, где наряду с ремонтом было улучшено и его вооружение. По проекту начальника поезда штабс-капитана Кузьминского, на площадке водяного бака тендера установили вращающуюся броневую башню с 3-дюймовой горной пушкой образца 1909 года. Причем это орудие могло вести огонь не только по наземным, но и по воздушным целям. В июне 1916 года типовые бронепоезда вновь перебросили на Юго-Западный фронт, где вместе с другими бронепоездами они активно действовали во время знаменитого Луцкого прорыва. Здесь вновь подтвердились их отличные боевые качества. Летом 1917 года по почину 7-й конно-артиллерийской батареи в Русской армии стали создаваться ударные «части смерти». Входили в них, как правило, воинские части, менее всего поддавшиеся разложению, сохранившие боеспособность и «своими резолюциями постановившие принять на себя тяжкий, но почетный долг умереть за Родину, не зная сомнений и колебаний в борьбе с жестоким врагом за свободу и честь Свободной России». Не миновала эта патриотическая волна и команды бронепоездов: типовые поезда № 2 и № 3 стали «ударными». «Объявляя об этом, твердо верю, что бронепоезда «смерти» 2-й Заамурской железнодорожной бригады явятся гордостью всех железнодорожных войск великой Русской армии», – писал генерал Колобов своим подчиненным. Подтверждая это, экипажи бронепоездов героически сражались во время июньского наступления Юго-Западного фронта. Затем вместе с другими частями, не изменившими присяге и воинскому долгу, приняли на себя всю тяжесть германского контрудара в июле 1917 года. Октябрь 1917 года типовые бронепоезда встретили, находясь в ремонте: № 3 – в Киеве, № 2 и № 5 – в Одессе. И сразу же новые власти на местах «приватизировали» их. Поезд № 3 под названием «Слава Украины» был включен в состав войск Украинской центральной рады. Но уже 25 января 1918 года, при взятии Киева красными, его захватил отряд черноморских моряков под командованием А. В. Полупанова. После ремонта бронепоезд, названный № 4 «Полупановцы», направили на помощь отрядам, действовавшим против румын. В двухдневных упорных боях 28 февраля и 1 марта красногвардейцы, поддержанные огнем бронепоезда, разбили румынские королевкие войска под ст. Рыбница. В начале марта бронепоезд прибыл в Одессу. Здесь к нему прицепили мотоброневагон «Заамурец», вместе с которым он проделал свой дальнейший путь через всю Россию к сопкам Маньчжурии. Броневагоны поезда № 5 в 1918 году вошли в состав украинского бронепоезда «Сичевик». Он участвовал в боях против отрядов Щорса, а летом 1919 года попал в руки польских легионеров и под названием «General Dowbor» вошел в состав польской армии. В августе 1920 года его захватили кавалеристы 1-й Конной армии Буденного. После ремонта, в ходе которого бронеплощадки получили высокие цилиндрические башни, смонтированные на крыше, и стандартные пулеметные установки брянского типа, они некоторое время входили в состав бронепоезда № 112 Красной Армии. Последний колобовский бронепоезд – № 2 достался красным. Названный «2-й Сибирский бронированный поезд», он принимал участие в боях на Украине, а затем в Поволжье. Там, в царицынских мастерских, башни бронеплощадок заменили 3" полевыми пушками образца 1902 года, установленными открыто за штатными щитами, а на паровозе установили бронебудку для командира поезда. В таком виде «2-й Сибирский» сражался при обороне Царицына осенью 1918 года. В начале 1919 года он уже действовал против белых в Донбассе. 30 марта 1919 года у ст. Хацепетовка «2-й Сибирский» встретился с бронепоездом Добровольческой армии «Офицер». Открыв огонь из единственного орудия с расстояния в одну версту, белые первыми же шестью выстрелами вывели из строя паровоз и переднее орудие «2-го Сибирского», после чего команда последнего бежала. Захваченный боевой состав после ремонта на ст. Грозный, где его орудия получили защиту в виде броневых полубашен, стал именоваться «Офицер». С июля 1919 года бронепоезд активно принимал участие в боях с красными под Харьковом, Курском, Ростовом и считался лучшим бронепоездом Вооруженных Сил Юга России. Боевую службу «Офицер» закончил 12 марта 1920 года. Он был оставлен своей командой в Новороссийске при эвакуации частей Добрармии в Крым. Прошу прощение у всех ветеранов форума за столь пространный обзор общеизвестных вещей, но думаю, что немного облегчу жизнь новому участнику LK. С уважением Ю.

ssergey x 100: Юрген пишет: 30 марта 1919 года у ст. Хацепетовка «2-й Сибирский» встретился с бронепоездом Добровольческой армии «Офицер». Открыв огонь из единственного орудия с расстояния в одну версту, белые первыми же шестью выстрелами вывели из строя паровоз и переднее орудие «2-го Сибирского», после чего команда последнего бежала. Захваченный боевой состав после ремонта на ст. Грозный, где его орудия получили защиту в виде броневых полубашен, стал именоваться «Офицер». С июля 1919 года бронепоезд активно принимал участие в боях с красными под Харьковом, Курском, Ростовом и считался лучшим бронепоездом Вооруженных Сил Юга России. Боевую службу «Офицер» закончил 12 марта 1920 года. Он был оставлен своей командой в Новороссийске при эвакуации частей Добрармии в Крым. Уважаемый Юрген! Захваченная "белыми" боевая часть бепо "2-ой Сибирский" стал не "Офицером", а "Слава Офицеру". А вот дожили ли бронеплощадки "Сибирского" до Новороссийска вопрос!

LK: АBP-TOR Извините ради Бога! Ваш Пост N: 1185 рекомендует почитать Коломийца. Ваш Пост N: 1187 приводит цитату «классика»: «В конце июня 1915 года им (г-м М.В. Колобовым) был разработан проект типового бронепоезда». И дает ссылку - Броня русской армии. с.376. Набрав в поисковике «Броня русской армии» нахожу книжку Коломийца «Броня Русской армии» в продаже. Ваш Пост N: 1189 и есть ответ на мои вопросы: «Коломиец единственный автор, который написал что-то серьезное по бронепоездам РИА». Просто смутили «кавычки». Буду искать эту книгу. Спасибо за подсказку. Юрген Огромное спасибо за Ваше внимание к вопросу относительно генерала спроектировавшего бронепоезд. Повторюсь – АНТ это Туполев, но… Сухой, Архангельский, Мясищев… то есть серьезный проект выполняет бригада. Цитирую Вас: «Железнодорожным войскам было предложено разработать проекты бронепоездов». Кем предложено? Под какие задачи? В рамках какого ТТЗ? Это вопросы риторические, не более. Я найду эту книжку, черт возьми, и тогда, видимо, вопросы исчезнут сами собой. Сейчас смущает хотя бы разность в «весовых» категориях: 1. штабс-капитан 8-го железнодорожного батальона Пилсудский; 2. Начальник 2-й Заамурской железнодорожной бригады генерал-майор Михаил Васильевич Колобов. У Пилсудского нет Имя-Отчества (?) Проецируя на современный жизненный опыт (что не верно, конечно) мы получим однозначно, что Пилсудский со своим бронепоездом будет не удел. Верно? Юрген и ssergey x 100 – Еще раз Огромное Спасибо за внимание к начинающему. Питер!!! Этим все сказано!


ssergey x 100: Господа! Есть ли у кого сведения о том, как распорядились красные с мат. частью бронепоездов брошенных белыми в Новороссийске и Туапсе. С Уважением! P.S. У меня есть подозрение, что в составе кр. бепо №63 "Гибель контрреволюций" (1920 г) исп. боевая часть тяж. бепо ВСЮР "На Москву".

ABP_TOR: А какие основания для таких подозрений? ПМСМ это бывший "дончак"

petrov1974: ABP_TOR, а есть данные, какой именно "дончак".

ABP_TOR: petrov1974 Боевой путь этот БП начал в Ростове. Из трофеев 1-й КА. Все что могу сказать пока.

Автроилъ: Август 1918 года. Восточный фронт. Высадка белогвардейских войск у станции Липяги под Самарой. На заднем плане импровизированный бронепоезд. Кстати, в бою под Липягами (одно из первых и жесточайших столкновений Гражданской войны) на стороне красных сражался большой отряд матросов БФ. Последние его бойцы были уничтожены при обороне железнодорожной станциии.

petrov1974: ABP_TOR, благодарю за информацию, уже проше вычислять. под ростовом вроде действовали и были захвачены такие дончаки: Атаман Орлов Атаман Платов Илья Муромец (отпадает, имел 4 3дм орудия, площадки по типу Генерала Бакланова) Митякинец (отпадает, имел 2 3дм орудия) может у кого есть дополнительные сведения. фото Автроила впечетляет

ABP_TOR: Автроилъ пишет: Август 1918 года. Восточный фронт. Высадка белогвардейских войск у станции Липяги под Самарой. На заднем плане импровизированный бронепоезд. Липяги- это чехи Кстати, в бою под Липягами (одно из первых и жесточайших столкновений Гражданской войны) на стороне красных сражался большой отряд матросов БФ. Последние его бойцы были уничтожены при обороне железнодорожной станциии. В составе этого отряда был будущий ГСС В. Молоков, механик гидроавиотряда переброшенного с Балтики в Самару. Он определяет численность отряда в 150 человек. Многие из погибших утонули переплывая р. Самарку. Уцелевшие были отпралены в Нижний Новгород. Красными в бою под Липягами командовал Михаил Кадомцев (погиб в этом бою), один из трех братьев Кадомцевых организаторов Боевых Организаций Народного Вооружения на Урале

volnoper: ABP_TOR. Вам знакома - И. М. Мухоперец. "Годы грозовые". "Воспоминание бывшего командира Морозовско-Донецкой дивизии". М. 1958.

Автроилъ: ABP_TOR пишет: Липяги- это чехи Не только чехи - это видно и по фотографии. С уважением...

ABP_TOR: volnoper пишет: ABP_TOR. Вам знакома - И. М. Мухоперец. "Годы грозовые". "Воспоминание бывшего командира Морозовско-Донецкой дивизии". М. 1958. Да с этой книгой я знаком, делал выписки

ABP_TOR: Описание боя под Липягами «Революционные Липяги» http://4os.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=18&Itemid=27

petrov1974: схема боя под липягами http://s58.radikal.ru/i162/0903/5e/066b9c4cec2d.jpg

Perseus: На 28 февраля 1919 г. в составе Западной армии числилось 6 бронепоездов. Из них 2 были в составе 3-го Уральского армейского корпуса: "1-й бронированный поезд «Тагил» – Уфимское направление 4 офицера, 4 унтер-офицера, 64 в спец. командах, 3 пулемета 2-й бронированный поезд «Горняк» – в 6-м Уральском корпусе (ремонт, г. Златоуст)" РГВА, ф. 39624. И в частях усиления: "Бронированный поезд № 1 1-го Железнодорожного батальона – в ремонте в Златоусте 8 пулеметов, 3 легких орудия Бронированный поезд № 2 1-го Железнодорожного батальона – Уфимский фронт 10 пулеметов, 2 легких орудия Бронированный поезд № 3 1-го Железнодорожного батальона – отправляется на Уфимский фронт 1 тяжелое орудие Бронированный поезд № 2 Средне-Сибирского корпуса – Уфимский фронт 6 пулеметов, 3 легких орудия". РГВА. там же. По воспоминаниям С. Витольдовой-Лютык, 23 декабря 1919 г. на ст. Тайга находились: "1-й польский полк, штурмовой батальон и польский броневик "Краков". Русских эшелонов немного - три-четыре, русский броневик "Забияка" и, кажется, еще другой, "Дедушка". И далее: "Бой горячий, много убитых красноармейцев, главным образом во время атаки броневика "Забияка". Сражаются 1-й Польский полк, III батальон 2-го полка и штурмовой батальон, а из русских поистине по-богатырски сражается Пермский полк". Далее: Ст. Клюквенная. 25.12.1919(06.01.1920). "Перед нашим эшелоном стоял единственный в Сибири латышский эшелон. Из польских наш поезд был первый, за нами стоял броневик "Познань". Далее штаб Польской дивизии и другой броневик "Краков". Броневые поезда были окрашены в защитный цвет". Значит, "Краков" прорвался с Тайги. "Забияка" больше не упоминается. 26 декабря (7 января) эти части 5-й Польской дивизии на ст. Клюквенная сдались красным. Командиром бронепоезда "Тагил" 7-й Уральской дивизии горных стрелков был капитан (с 17.06.1919) Виктор Францевич Розынко.

ssergey x 100: Господа, не попадались ли кому сведения о след. нештатных бронепоездах ВСЮР 1919 г ( у меня есть упоминания о них из сводок командования ВСЮР и переговорах по прям. проводу) "Славянин" "Корниловец" ( был в Каменноугольном районе) "Черноморец" ( хотя с этим вроде бы все ясно) "Пасынок" С Уважением !

ABP_TOR: ssergey x 100 пишет: "Черноморец" ( хотя с этим вроде бы все ясно) А что именно ясно. если не секрет?

ssergey x 100: ABP_TOR пишет: А что именно ясно. если не секрет? В одной из веток "Бронепоездов" я давал выписку из переговоров между Севастополем и Новороссийском о гибели его боевой части . ( если надо могу кинуть ещё раз) С уважением !

petrov1974: ssergey x 100 пишет: В одной из веток "Бронепоездов" я давал выписку из переговоров между Севастополем и Новороссийском о гибели его боевой части . ( если надо могу кинуть ещё раз) надо, если не затруднит.

ssergey x 100: petrov1974 пишет: надо, если не затруднит. В ЦГА ВМФ (ф р-72 , оп 1 д 35 ) есть телеграмма о гибели боевого состава " нештатного" бронепоезда " Черноморец" 13 октября (ст. с) 1919 г - 11октября бр. п " Черноморец" стоял на станций Джумбул и около 13 часов получил приказ идти на станцию Акимовка на смену бр. п " Севастополец ". Около 16 часов пришли на станцию Акимовка , где находились бр. п " Славянин " и " Севастополец" ( ушел по смене " Черноморцем" ). В результате боя бронепоезда были оставленны командами 13 октября у станций Большой Утлюг. ( из переговоров по прямому проводу между Севастополем и Новороссийском ) От себя добавлю , что бронепоезд " Черноморец " был сформирован в Севастополе в августе-сентябре 1919 г . Боевой состав состоял из двух бронеплощадок 1-75 мм : 1- 3дм(1896) 4- тяжелых пулемёта и бронированого паровоза . Команда 11 офицеров , 17 матросов . 13 октября 1919 г бронепоезда "Черноморец" и " Славянин " находясь на станций Большой Утлюг из за несогласованных деиствий с пехотным прикрытием остались на станций одни и были окружены отрядом атамана Володина ( 500 тачанок , 2 -3дм орудия ). В результате боя боевые составы бронепоездов были оставлены командой .

petrov1974: спасибо. ssergey x 100, а где упоминаеться "Корниловец", может это упоминали про одноименный бронеавтомобиль.

ssergey x 100: petrov1974 пишет: а где упоминаеться "Корниловец", Р. Э. фон Вирен "Разъезд Базовая" бепо "Пасынок" принимал участие в эвакуации личного состава Средне-Днепровской флотилий в р-не Фастова, ноябрь 1919 г.

petrov1974: Да, посмотрел Вирена, есть одно упоминание про спасение части команды "Корниловца" бронепоездом "Адмирал Непенин" (Дмитрий Донской). Это может быть и ошибочная формулировка автором названия бронепоезда "Генерал Корнилов", хотя у Власова о его уничтожении в тот период не сказано. Но в тоже время и Власов мог этот момент упустить. вообщем есть вопросы.

ssergey x 100: Юрген пишет: Последний колобовский бронепоезд – № 2 достался красным. Названный «2-й Сибирский бронированный поезд», По ряду "белых" воспоминаний полное имя бепо - «2-й Сибирский бронированный поезд им. Карла Маркса "

ABP_TOR: ssergey x 100 На паровозе надпись "2й Сибирскій броневой поездъ"

ssergey x 100: По поводу "Карла Маркса" . 1- у Павлова "Марковцы в боях и походах за Россию 1918 - 1920 г . Т-2 Париж 1964 г ( Захваченный бронепоезд "Карл Маркс" имел 2 орудииные и 2 пулеметные площадки, совершенно исправные . На его паровозе красовалась надпись : "Мир хижинам, война дворцам", а на площадках разные лозунги .) 2 - примерно тоже у Леонтьева А. М. "Марковцы-артеллеристы. 50 лет верности России. Париж 1967 Оба пишут, что марковцы имели возможность осмотреть захв. бепо. с Уважением !

ABP_TOR: А какие основания отождествлять его со 2-м Сибирским? ЗЫ. Взятие 2-го Сибирского, кроме Власова, описано в воспоминаниях Мамонтова "Походы и кони"

ssergey x 100: 1-оба "товарища" пишут, что на фронте появился новый бепо "Слава Офицеру" из площадок "Маркса" 2 - Леонтьев дает дату 19 марта 1919 г, называет участок Енакиево-Хацепетовка, называет фамилию ком-ра "Офицера" шт.-капитана Петропавловского . Орудия из взвода Леонтьева в этот день находились на дежурстве и он наблюдал всю картину боя ( а за одно с номерами осмотрел захв. бронепоезд в поисках чего-нибудь ... ) Он же пишет, что 26 февраля 1919 г у ст. Константиновка его взводом был подбит бепо "Роза Люксембург" который был вывезен в тыл бепо "Ген. Корнилов".

Автроилъ: Господа, предлагаю отвлечься ненадолго от вашей высокоучёной дискуссии и хоть что-нибудь поведать об обстоятельствах захвата белыми на СЗ фронте сооружённого в Петрограде БП "Ленин". С уважением...



полная версия страницы