Форум » Гражданская война » Исход Русской армии из Крыма » Ответить

Исход Русской армии из Крыма

Doktor: Дорогие форумчане! Сегодня печальная дата - 88 лет назад произошел Великий исход Русской армии П.Н. Врангеля из Крыма. Предлагаю Вашему вниманию с любезного разрешения Гуверовского архива последний автограф Петра Николаевича на Севастопольской земле, данный французской газете. Большая просьба к французским друзьям перевести его слова на Русский язык. Это один из экспанатов экспозиции, готовящейся к 90-летию Великого исхода в 2010 году. Может быть у кого есть материалы по последним дням РА в Севастополе и первым дням пребывания в Константинополе. Надеемся на Вашу помощь. С искренней благодарностью DOKTOR

Ответов - 195, стр: 1 2 3 4 5 6 7 All

kerbyol: ВОСТОЧНАЯ ЭСКАДРА СРЕДИЗЕМНОГО МОРЯ Венсенский Архив. Коробка 1ВВ7-176 Приказом № 87 от 15-го декабря 1920 г Контр-адмирал ДЮМЕНИЛЬ приказывает, что нижеуказанные русские офицеры будут состоять на службе Французского Флота в Константинополе : 1.- При Главном управлении Русского Флота, под французским контролем : - Генерал-лейтенант ЕРМАКОВ (1): официальный представитель вице-адмирала КЕДРОВА - Капитан 3-го ранга КОПЫТЬКО (1) - Старший лейтенант МАСЛЕННИКОВ (2). Эти три офицера будут проживать на бывшем гидрографическом судне «Казбек», который будет пришвартован в бухте Золотой Рог. 2.- Для службы в БЕЙКОСЕ, помощником французского главнокомандующего, Управляющего рейдом : - Капитан 2-го ранга БУЛАШЕВИЧ (3) - Старший лейтенант КОТЕЛЬНИКОВ.(4) 3.- Офицером связи на борту «Вальдек-Руссо» : - Старший лейтенант ИГНАЦИУС (5) 4.- Помощником Господина Старшего лейтенанта КОСМЕ, управляющим Контрольной службой Русского Торгового Флота в Константинополе : - Капитан 2-го ранга де ЛЕНИН. (6) Вышеназначенные офицеры будут получать паёк и, при случае, пособие. Офицеры, которые будут находиться на французских судах по табелям, соответсующим их чинам. Разрешено погрузиться на «Казбек» с пайком беженцев : - Семья генерала лейтенанта ЕРМАКОВА, состоявшая из 4-х лиц. - Старшие лейтенанты РАЗЕВИЧ (7) и ГОЛОБЬЕВ (8), в качестве переводчиков. Нуждающиеся в их службе отделы, должны сделать предложение Главнокомандующему для присвоения им пособия. ------------------------- (1) ЕРМАКОВ Мстислав Петрович, КОПЫТЬКО Сергей Николаевич (Странно, что он здесь Капитан 3-го ранга. Или это кто-то другой ?). Биографию по С.В. Волкову, см. в Теме «Кладбище Сент-Женевьев-де-Буа». (2) Может быть МАСЛЕННИКОВ Григорий Егорович. Морской корпус 1915. Во ВСЮР и Русской Армии комендант парохода «Дооб» до эвакуации Крыма. Эвакуирован из Севастополя на том же корабле. К лету 1921 в Югославии. Галлиподиец. Старший лейтенант. В эмиграции к 1934 в Бейруте. (С.В. Волков). (3) Может быть БУЛАШЕВИЧ Сергей Михайлович, р. 1889. Морской корпус 1911. Лейтенант. В белых войсках Восточного фронта в Морском училище во Владивостоке, Эвакуирован янв. 1920. Во ВСЮР и Русской Армии в Черноморском флоте до эвакуации Крыма. Старший лейтенант (28 мар. 1920). В окт. 1922 на крейсере «Алмаз». (С.В. Волков). (4) Может быть КОТЕЛЬНИКОВ Всеволод Борисович. р. 1892. Отдельные гардемаринские классы 1916. Мичман. В Вооруженных силах Юга России. Лейтенант (28 мар. 1920). В эмиграции во Франции, к 1938 в Марселе. (С.В. Волков). (5) ИГНАЦИУС Василий Сергеевич, р. 25 дек. 1890. Морской корпус 1913. Мичман. В Вооруженных силах Юга России. Лейтенант. Весной 1919 эвакуирован из Севастополя в Новороссийск на крейсере «Кагул» («Генерал Корнилов»). Эвакуирован в Турцию, к лету 1921 в Константинополе. на янв. 1922 член Союза морских офицеров там же. В эмиграции во Франции, к 1938 в Париже. Ум. 5 фев. 1976. Сестра Анастасия (Стахович; 24 июля 1889 – 15 фев. 1952 там же). (С.В. Волков). Похоронен в Сент-Женевьев-де-Буа (И. Грезин). (6) Может быть ЛЕНИН Анатолий Васильевич, р. 13 мар. 1877 в Нижнем Новгороде. Из дворян Нижегородской губ., сын чиновника. Морской корпус 1898. Старший лейтенант (из отставки), командир вспомогательного крейсера «Румыния». В Вооруженных Силах Юга России. Капитан 2-го ранга. Эвакуирован из Севастополя. К лету 1921 в Константинополе. Капитан 1-го ранга. В эмиграции во Франции. Ум. фев. 1947 в Париже. (С.В. Волков). Похоронен в Сент-Женевьев-де-Буа (И. Грезин). (7) и (8) Никаких данных не нашла.

гардемарин: В биографии моего отца, Яна-Иоанна Владиславовича Нелавицкого, написанно: - в декабре 1919 г., при эвакуации Николаева, вывел и привел в Одессу землечерпалку *Леопольд Николай* с 200 беженцами. Есть ли какая нибудь информация? Заранее спасибо. В.Нелавицкий

kerbyol: Уважаемые Форумчане ! Меня интересует пароход «Иерусалим». Имеются в моем распоряжении следующие документы : --------------------------- УПРАВЛЕНИЕ ФРАНКО РУССКИМ ПОРТОМ В СЕВАСТОПОЛЕ Севастополь, 25-го Апреля 1919 Нижеперечисленные офицеры Русского флота прибудут на Пароход «Иерусалим» в самый короткий срок Старший лейтенант МИТКЕВИЧ, в качестве 2-го лейтенанта Капитан 1-го ранга БЕЛОВ (вычеркнут) Старший лейтенант КАШЕРИНОВ (вычеркнут) Лейтенант ПОЛУЭКТОВ. Три последние, офицеры-механики. Эти офицеры будут зачислены вместо русских офицеров, которые зачислены в настоящее время и просят увольнения. Капитан 2-го ранга БОДРУА Командир Порта ------------------- 29-го апреля 1919 г. французский крейсер «Верньо» буксирует «Иерусалим» из Севастополя в Константинополь. Верньо ------------------- Копия ПРИКАЗ № 17по Константинопольской Морской Базе Августа 9 дня 1919 г. Зачасляются на учет при вверенной мне базе : Капитан 1-го ранга РУДНЕВ 2-ой Владимир Капитан 1-го ранга САБЛИН 2-ой Николай (в отставке) Капитан 2-го ранга ИВАНОВ-КРОСС (в отставке) Старший лейтенант БЕЛЯЕВ Александр Старший лейтенант САДОВСКИЙ Сергей Старший лейтенант БЛИНОВ Анатолий Старший лейтенант МИТКЕВИЧ Александр Старший лейтенант ЕВРЕИНОВ Сергей Лейтенант СТЕПАНОВ Борис Лейтенант ЧИСТЯКОВ Алексей Мичман ГОЛУБЕВ Николай Мичман ИВАНОВ Инженер-механик Мичман ГЛАЗАЧЕВ. Все тринадцать с 8-го Августа с.г., без выдачи резервного довольствия и с откомандированием для плавания на судах Р.О.П.И.Т. Подписал : Контр-Адмирал В. ШРАМЧЕНКО С подлинным верно Начальник Канцелярии Капитан 1-го ранга : д АСТОР С подлинным верно Капитан 1-го ранга : САБЛИН --------------------- Удостоверение № 997 Генерального Консульства России в Марселе : 23-го декабря 1919 «Иерусалим» находится в Марсельском порту. --------------------- По циркуляру Р.О.П.И.Т. № 509 от 11-го октября 1920 г., Константинополь. Подпись Директора Р.О.П.И.Т. В. КАНИН, Александр Константинович Миткевич находится с 1-го окт. 1920 г. в отпуске, без жалования . Копия подтверждена с подлинным верной Марсельской конторой Р.О.П.И.Т. под подписью Секретаря П. Канина. -------------------- По разным приведенным документам видно, что : 25-го апреля 1919 г. находится в Севастополе. 29-го апреля 1919 г. букcируется из Севастополя в Константинополь. 8-го августа 1919 г. в Константинополе и принадлежит Р.О.П.И.Т. 23-го декабря 1919 г. находится в Марселе. 11-го октября 1920 г. находится либо в Марселе, либо в Константинополе и принадлежит Р.О.П.И.Т. Хотелось бы узнать : Почему был на буксире из Севастополя в Константинополь, Как перешел из Константинополя в Марсель, Что значит : без выдачи резервного довольствия и с откомандированием для плавания на судах Р.О.П.И.Т. Любые другие сведения приветствую. ---------------- Может быть краткие биографии (по С.В. Волкову) упомянутых в документах лиц наведут на дополнительные данные. Миткевич Александр Константинович, р. 1886. Морской корпус 1907 (офицером с 1908). Старший лейтенант. В эмиграции во Франции. Ум. 1929-1930 в Тулоне (Франция) У С.В. Волкова есть Белов Дмитрий Иванович и Белов Дмитрий Павлович. Кашерининов Орест Николаевич, р. 1882. Морское инженерное училище 1907. Старший лейтенант, инженер-механик. В вооруженных силах Юга России. Капитан 2-го ранга (28 мар. 1920). Полуэктов Иван Павлович, р, 26 сен. 1894. Морское инженерное училище 1916. Мичман инженер-механик. В Вооруженных силах Юга России. Лейтенант (28 мар. 1920). В эмиграции во Франции, в 1924-1930 член Общества бывших воспитанников Морского инженерного училища в Париже. Ум. 11 июля 1972 в Париже. Жена Раиса Николаевна (1897-1973 там-же). См. фото могилы в теме Сент-Женевьев-де-Буа. Стр 2. Руднев Владимир Иванович, р. 1879. Морской корпус 1900. Капитан 1-го ранга. Гергиевский кавалер. В эмиграции в Эстонии (в начале 1918 остался в Ревеле), затем во Франции, в 1932 вышел из Кают-компании в Париже. Ум. 14 сен. 1952 в Версале. Жена 1) Вера Васильевна (Каткова; осталась в Петрограде), 2) Марсель (Барней); ум. 23 июня 1968 там-же. Саблин Николай Павлович, р. 16 йпр. 1880. Морской корпус 1898. Капитан 1-го ранга Гвардейского экипажа, флигель-адъюдант. Эвакуирован из Одессы. К лету 1921 в Константинополе. В эмиграции в Германии, член Союза взаимопомощи служивших в российском флоте в Берлине, затем во Франции, председатель объединения Гвардейского Экипажа. Ум. 21 авг. 1937 в Париже. Беляев Александр Максимович, р. 17 авг. 1881. В службе с 1904, офицер с 1906. Старший лейтенант Черноморского подплава. В Вооруженных силах Юга России. Эвакуирован до осени 1920 из Одессы. К лету 1921 в Константинополе. В эмиграции во Франции, в 1932 вышел из Кают-компании в Париже в Морское Собрание. Капитан 2-го ранга. Ум. 27 июня 1950 в Париже. Садовский Сергей Семенович, р. 10 окт. 1890. Морской корпус 1911. Лейтенант. В Вооруженных силах Юга России. Старший лейтенант (28 мар. 1920). В эмиграции в США. Ум. 12 авг. 1979 в Сан-Франциско (США) Блинов Анатолий Федорович, р. 8 апр. 1885. Морской корпус 1906. Лейтенант. Во ВСЮР и Русской Армии. Старший лейтенант. К лету 1921 в Константинополе. В эмиграции в США. Ум. 23 янв. 1964 в Нью Йорке. Евреинов Сергей Александрович, р. 25 мая 1880. Морской корпус 1904. Старший лейтенант (из запаса). В Вооруженных силах Юга России. Капитан 2-го ранга. Эвакуирован в Турцию, к 1 янв. 1922 член Союза морских офицеров в Константинополе (отделания на о. Халки). В эмиграции во Франции. Ум. 24 июня 1954. Жена (ум. там же). У С.В. Волкова имеется Степанов Борис Алексеевич, Степанов Борис Николаевич, Степанов Борис Степанович, все во Франции. Чистяков Алексей Петрович, р. 1888. В службе с 1907, офицером с 1914. Лейтенант (1917 из подпоручиков по адмиралтейству). В Вооруженных силах Юга России. Эвакуирован в Турцию. К лету 1921 в Константинополе, на 1 янв. 1922 член Союза морских офицеров там же. Голубев Николай Федорович. Отдельные гардемаринские классы 1917. Мичман. Во ВСЮР и Русской Армии вахтенный начальник на вспомогательном коейсере «Алмаз» до эвакуации Крыма. На 25 мар. 1921 в составе русской эскадры в Бизерте ; авг. 1920 – нояб. 1922 на том-же крейсере, дек. 1922 в Морском корпусе, апр. – окт. 1923 на миноносце «Капитан Сакен». В эмиграции к 1928-1929 в Буги (Алжир). Лейтенант. Иванов (их очень много у С.В.Волкова) Глазачев Михаил Алексеевич (Гладстон). Морское инженерное училище 1916. Мичман инженер-механик. В Вооруженных силах Юга России ; с весны 1919 на крейсере «Кагул» («Генерал Корнилов»). В Русской Армии до эвакуации Крыма. Лейтенант (28 мар. 1920). На 25 мар. 1921 в составе русской эскадры в Бизерте, янв 1921 – янв. 1922 на крейсере «Генерал Корнилов». В эмиграции в США. Ум. 6 фев. 1972 в Сиэтле (шт. Вашингтон). Жена Глафира (янв. 1921 на транспорте «Кронштадт»). Шрамченко Владимир Николаевич, р. 1878. Морской корпус 1897. Капитан 1-го ранга. В Вооруженных силах Юга России. Контр-адмирал (с 1919). Эвакуирован до осени 1920 из Севастополя. В эмиграции во Франции, в 1932 вышел из Кают-компании в Париже в Морское Собрание. Ум. 1945. д Астор Борис Леонидович, р. 1872. Морской корпус 1892. Капитан 1-го ранга. В Вооруженных силах Юга России. Эвакуирован. 4 июня 1920 возвратился в Русскую Армию в Крым (Севастополь) на корабле «Владимир». К лету 1921 в Константинополе. В эмиграции в Норвегии, 1930-1931 председатель группы РОВС и группы ВМС. Жена Мария Александровна (эвакуирована из Одессы в 1919 на корабле «Кавказ»). Канин Василий Александрович, р. 11 июня 1862 в Баку. Морской корпус 1882, Офицерский минный класс 1891. Адмирал, член Адмиральтейского совета. Георгиевский кавалер. В Добровольческой армии и ВСЮР ; дек. 1918 в Одессе. Участник организации десантной армии для захвата Петрограда. С 13 нояб. 1918 и.д. командующего, фев. 1919 по 21 мар. 1919 командующий Черноморским флотом, с 21 мар. 1919 в отставке. В эмиграции во Франции. Ум. 17 июня 1927 в Марселе. ------------- С уважением


volnoper:

volnoper:

volnoper:

ssergey x 100: Volnoper ! СПАСИБО ! Очень интересно ! Как же летом 1921 г от таких перехватов у красного морского начальства в Крыму голова болела !

Рамзес: Volnoper - спасибо действительно интересно. Сереж - а тебе не попадалась эта инфа про японский крейсер в Севе ? Или очередная газетная утка ? Японский представитель при Врангеле был - попадалась фэмили какого - то майора. Но чтобы джапы еще и золото Колчака в Севу притащили (пусть даже малую часть) - нигде такой инфы не встречал (шибко на байку похоже).

ssergey x 100: Рамзес пишет: не попадалась эта инфа про японский крейсер в Севе ? Увы, нет. (Очень похоже на газетную "Утку", типа.. "Вчера 12 февраля 1920 г английский линейный корабль "Мальборо" выгрузил в Севастополе 18 тыс. пудов угля.") Представители японской армий и флота при Деникине и Врангеле были. Где-то есть имена и фамилии. Если надо?!

Тритон: ssergey x 100 пишет: Утку", типа.. "Вчера 12 февраля 1920 г английский линейный корабль "Мальборо" выгрузил в Севастополе 18 тыс. пудов угля." А почему Вы считаете, что это "утка"?

ssergey x 100: Тритон пишет: А почему Вы считаете, что это "утка"? Просто английский линейный корабль звучит эффектно и гордо ! На самом деле уголь ( 2 000 тонн) по приказу старшего английского начальника в Крыму (флаг на "Мальборо") был передан по просьбе адм. Ненюкова с сопровождавшего линкор англ. угольщика.

Тритон: ssergey x 100 пишет: Просто английский линейный корабль звучит эффектно и гордо ! Тогда понятно. Я почему спросил - флот (да и не только он) испытывал испытывал страшный угольный голод. Уголь приходилось добывать всеми правдами и неправдами. Поэтому передача угля с линкора мне не показалась странной. Спасибо за разъяснение.

volnoper:

volnoper:

volnoper:

volnoper:

volnoper:

volnoper:

volnoper: "Русский исход". СПБ. Сборник статей. 2004.

kvdm: ск. В.М.Клыков. Керчь, сквер у морского пассажирского вокзала.

kvdm: Крымская эвакуация. 1920 год http://www.portal-slovo.ru/history/35384.php

IgorVB: Уважаемые господа, нет ли у кого-нибудь ТТХ буксира "Херсонес"? Какой могла быть его скорость при буксировке эсминца "Живой"? Известно, что каждый капитан выбирал самостоятельно маршрут до Константинополя, т.е. получается, что часть судов пошла напрямую от точки выхода до Босфора, а другая - вдоль берега Крыма и поворачивали на Босфор только в районе Феолента. Интересно каким маршрутом пошел "Херсонес" с буксиром? Фактически - можно ли, зная его скорость и направление ветра при шторме, примерно рассчитать место потери эсминца?

ssergey x 100: IgorVB пишет: Какой могла быть его скорость при буксировке эсминца "Живой"? Ну это не сложно ! Помимо ТТХ ещё надо узнать в каком состоянии была машина буксира, котел, состав топлива ( уголь или дрова) уровень машиной команды на 05 ноября 1920 г. Букс. "Херсонес" ( 350 т) с мин-цем "Живой" вышел из Керчи около 17 ч шел курсом на м. Кефкен.

Тритон: IgorVB пишет: Фактически - можно ли, зная его скорость и направление ветра при шторме, примерно рассчитать место потери эсминца? Эсминец утонул практически у самого Босфора. Возможно, что турки его неоднократно цепляли сетями и эхолотом, но никак не отождествляли найденный корабль с "Живым". Да и не интересовало у нас это раньше никого.

ssergey x 100: Тритон пишет: Эсминец утонул практически у самого Босфора. По показаниям очевидцев район поиска ЭМ в ноябре-декабре 1920 г определили довольно быстро. Искали от Анотолии и Босфора до берегов Крыма.

IgorVB: Команда на буксир перешла с эсминца, т.ч. ее уровень подготовки можно считать хорошим. По множеству остальных условий можно составить вероятностный квадрат на море, куда мог попасть буксир с эсминцем: взять самые худшие варианты и самые лучшие, и прикинуть по ним. Вахтенный журнал в тех условиях, да еще с чужой командой на борту, наверняка не велся, а вот без прокладки маршрута по карте они вряд ли обошлись. Может еще где-нибудь в архивах хранится.

ssergey x 100: IgorVB пишет: Команда на буксир перешла с эсминца, т.ч. ее уровень подготовки можно считать хорошим. Трудно сказать ! ЭМ стоял в ремонте после очередного подрыва на мине т "Рыбка и команда на нем была скорее номинальная. Сам ЭМ по показаниям очевидцев представлял из себя дровяной склад. IgorVB пишет: , а вот без прокладки маршрута по карте они вряд ли обошлись. Ои ли. Скорее шли по звездам как большинство малышей.

Тритон: ssergey x 100 пишет: Скорее шли по звездам как большинство малышей. Как шли - не так уж и важно, но ведь практически дошли. Командир "Херсонеса", после того как понял, что никакой помощи гибнущему эсминцу оказать уже не сможет, сходил в Константинополь, перебаламутил там всех и вернулся обратно с помощью, но "Живого" уже не нашли. К болгарам ничего не выбросило, а вот опрашивали ли турок - непонятно. Так что надо выпытывать у турок.

ssergey x 100: Тритон пишет: К болгарам ничего не выбросило, а вот опрашивали ли турок - непонятно. Так что надо выпытывать у турок. Да ещё и газетчики в Болгарии и Турции масла в огонь подлили написав, что "Живой" был прибуксирован в Севастополь !

IgorVB: То есть, фактически, момент обрыва троса, по одним источникам никто не наблюдал, тогда и время и место неизвестны. По другим источникам - команда пыталась завести буксир снова, но ничего не вышло. Но хоть засечь время и место, чтобы иметь отправную точку для поисков они могли бы.



полная версия страницы