Форум » Гражданская война » Красный (Украинский) Черноморский флот, апрель-июль 1919 г. » Ответить

Красный (Украинский) Черноморский флот, апрель-июль 1919 г.

ssergey x 100: Приказ №1 от 26 апреля 1919 г. Объявляется личный состав командования флотом : Комфлот - Шейковский. Полит. комиссар - Скачков. Нач. Штаба - Тягин (он же член Тех. Комиссии и председатель Комиссии по управ. землями Морск. ведомства) Команпорт Севастополя - Скурдо. Комендант Севастополя - Свербул. Нач. распорядительного отделения - Кнорус. Старший врач - Яблонский. Состав флота на май 1919 г. ЛК "Евстафий" ЛК "Иоанн Златоуст" ЛК "Борец за Свободу" ЛК "Синоп" (снято 10 -152 мм орудия и части 203 мм орудий) ЛК "Ростислав" КР "Память Меркурия" ( 4-152 мм в башнях) ЭМ "Гневный" (на мели, сняты 3 -102 мм орудия и ТА) ЭМ "Быстрый" МИН. "Завидный" МИН "Жуткий" ПС "Казарский", "№1", "№2", "№3", "№9". ТЩ "Альбатрос", "Баклан", "Роза", "Амалия". ПХ "Надежда" Старые мин-цы "№255", "№259", "№262" Все суда требуют кап. ремонта. ЛК "Георгий Победоносец" (радио снято французами) ТР "Березань" ПХ "Поти" Средний ремонт. Число Морских учреждений в Севастополе на май 1919 - 26. Штаб Флота, Полит. отдел штаба, Дивизион Тральщиков, Гидроавиа. база (в б. Нахимова), Служба связи, Охрана судов и рейдов, Управление Морск. Обороны, Портовое Управление, Управление Землями Морведа, Боновое дело, Дирекция маяков и Лоции, Архив и Историч. часть, Типография, Управление тыла, Железнодорож. депо, Гараж, Санитарная часть. Мор партия. Получают паёк (на 28 мая 1919 г) Штаб - 31 чел. Политотдел - 81 чел Связь - 135 чел. Дивизион ТЩ - 174 чел. Береговая оборона - 800 чел. Всего : 1256 чел.

Ответов - 19

ssergey x 100: Состав судов обороны побережья на 08 июня 1919 г.: ( парусные и парусно-моторные шхуны) "Орлик", "Самаритянка", "Петр Великий", "Воронеж", "Счастливый", "Смелый", "Николай". В первых числах июня в Морск. Комиссариате Севастополя состояло на учете: Военморов - 1710 чел. Не признанных Военморами - 1521 чел. Всего 3231 чел. В Николаеве : ПЛ "АГ-22" (99% готовности) и ледокол. (Планируется установка 1 или 2-х 120 мм или 102 мм орудии)

АВЩ: Инструкции-требования, совершенно необходимые для военно-морской стороны переговоров Утверждается 24 апреля 1918 года Троцкий. При предстоящих переговорах с правительством Киевской Рады, в отношении вопросов, касающихся военно-морской стороны переговоров, Коллегия Морского Комиссариата считает совершенно необходимым выдвинуть следующие основные требования, успешное достижение коих, по мнению Коллегии, является совершенно необходимым: 1) Черноморский флот в полном его составе является достоянием Российской Федеративной Республики, почему всякие покушения на него со стороны правительства Киевской Рады должны быть со всей категоричностью отвергнуты. 2) Имущество и запасы Морского ведомства, сосредоточенные в портах Чёрного моря, являются достоянием Черноморского флота, а следовательно и России, почему стремление Украины задержать их у себя полностью или даже частично должно быть отвергнуто. Под имуществом и запасами Морского ведомства Коллегия подразумевает все материалы, дельные вещи, предметы вооружения, а равно запасы угля, машинных материалов, продовольствия, обмундирования и боевые, принадлежащие Морскому ведомству независимо от того, в каком порту, складе или заводе они находятся. 3) Строящиеся в Николаеве и Херсоне военные суда должны рассматриваться как часть Черноморского флота и, следовательно, как бесспорно принадлежащие Российской Федеративной Республике, равным образом таковыми же должны почитаться и те отдельные механизмы, предметы, части и материалы этих судов, не находящиеся на последних, но хранящиеся на заводе, за кои Морским ведомством произведены платежи заводам полностью, или хотя бы частью. Все эти суда и имущество должны подлежать немедленному возвращению России. 4) Оставшиеся в Николаеве плавучие и портовые средства, как-то: плавучий док, краны, буксиры, баржи и т.п., являясь частью Черноморского флота, также надлежат безусловному немедленному возвращению России. 5) Вооружение, боевое снабжение и имущество приморских батарей, как входящих в состав флота, также должны подлежать возвращению России. 6) Торговые, транспортные и иные невоенные суда, находящиеся на Чёрном море, желательно всемерно отстоять за Россией, исходя из того соображения, что почти все они принадлежали Российским обществам, по большей части субсидируемым Российским Правительством (Добровольный флот, Русское Общество Пароходства и Торговли, Азовское и Дунайское Общество). 7) Границы в южной своей части между Россией и Украиной должны быть установлены так, чтобы обеспечить за Россией не только весь Крымский полуостров, но и железную дорогу Александровск (ныне Запорожье - примеч. ред.) - Севастополь, или, в крайнем случае, должно быть обеспечено беспрепятственное и свободное транзитное пользование этой дорогой при условии, что участок этой дороги на территории Крымского полуострова должен принадлежать России. 8) Владение Керченским проливом и контроль за судоходством в нём должны быть обеспечены исключительно только за Россией. 9) Свободное плавание всех русских судов с моря к Херсону и Николаеву должно быть в полной мере обеспечено. 10) Судьба судостроительных заводов в Николаеве и Херсоне должна быть решена в зависимости от желания самих заводов, причём в случае отхода их к Украйне России должно быть предоставлено право пользоваться ими в отношении военного флота. Необходимо предусмотреть вопрос о том, как будут достраиваться наши суда и вообще окончание заказов Российской Республики в зависимости от ведомств. Вопрос о заводах, коим выданы субсидии от Морского ведомства, должен служить предметом особого соглашения. 11) Желательно добиться согласия со стороны Украйны войти в определённые соглашения по вопросам морской обороны в том смысле, что Россия берёт на себя оборону всего Черноморского побережья, но за то Украйна предоставляет в наше пользование все свои порты и поручает морскую их оборону России. 12) Желательно добиться признания за Одессой и Николаевом права «вольного города». 13) Стоимость оборонительных работ тех пунктов, кои будут переданы Украйне, должна быть учтена и возвращена Российской Республике. 14) Все отделения казённых заводов должны рассматриваться как собственность Российской Республики. 15) Стоимость оборудования и всяких сооружений, принадлежащих портовым управлениям, казённым заводам и т.п., должна быть учтена и возмещена Российской Республике. За начальника Морского генерального штаба 24 апреля 1918 года ... с уважением, АВЩ

АВЩ: из доклада начальника Морского генерального штаба Е. Беренса в Высший Военный Совет РСФСР от 2 июля 1918 г. Ввиду произошедшей за последнее время перемены в обстановке на Чёрном море, необходимо было пересмотреть инструкцию, данную Коллегией Морского Комиссариата представителям Комиссариата при нашей делегации, ведущей мирные переговоры с Украйной в Киеве. В основу тех изменений, которые необходимо внести в эту инструкцию, принята следующая обстановка: 1) Часть Черноморского флота захвачена немцами силой при занятии ими Крыма, который признаётся ими самостоятельным и не входящим в состав Украйны. 2) Другая часть флота, вернувшаяся в Севастополь из Новороссийска, согласно официального заявления Германского правительства, признаётся им собственностью Российской Республики и должна быть возвращена ей по заключении всеобщего мира. Таким образом, Украйна ни на первую, ни на вторую часть флота не имеет прав и может лишь пытаться войти с нами в известное соглашение о передаче ей той или иной части флота. <...> предлагается, в дополнение к имеемой уже инструкции морским делегатам от 24 апреля с.г., утверждённой наркомом по морским делам, дать следующую директиву: «Придерживаться имеемой инструкции, но стараться первыми вопроса о будущности Черноморского флота не поднимать. Если Украйна поднимет его сама, то просить её изложить свой взгляд и пожелания с тем, что они будут посланы на рассмотрение центральной власти в Москву. Черноморский флот, как захваченный немцами в Севастополе, так и пришедший из Новороссийска, составляет предмет разговоров между Российской Республикой и Германией...» Резолюция Высшего Военного Совета: «Утверждается» Подписали: Л.Троцкий, Бонч-Бруевич ... с уважением, АВЩ


АВЩ: ssergey x 100 пишет: Комфлот - Шейковский. Шейконский Александр Иванович, военмор, б. капитан 1 ранга. ... с уважением, АВЩ

АВЩ: В январе - марте 1919 года на большей части территории Украины была установлена советская власть (г.Киев был занят 5 февраля 1919 года). 6 марта 1919 г. в Харькове открылся III Всеукраинский съезд Советов, который 10 марта 1919 года утвердил первую Конституцию Украинской ССР (принята в окончательной редакции Всеукраинским Центральным Исполнительным Комитетом на заседании 14 марта 1919 года), которой было установлено (точнее, - дословно повторено из описания торгового, морского и военного флага РСФСР в Конституции РСФСР 1918 года): "Статья 35. Торговый, морской и военный флаг У.С.С.Р. состоит из полотнища красного (алого) цвета, в левом углу которого у древка, наверху, помещены золотые буквы У.С.С.Р. или надпись Украинская Социалистическая Советская Республика" Можно предположить, что, как описание флага было повторено из Конституции РСФСР, так и рисунок флага Украинской ССР был создан по образу и подобию рисунка флага РСФСР 1918-1937 годов, т.е. аббревиатура «У.С.Р.Р.» (возможно, стилизованная под славянский стиль, как и на флаге РСФСР) была изображена в красном крыже (кантоне), отделенном узкими золотыми полосками от остальной части полотнища. ... с уважением, АВЩ

Ромуальд: В списке флота (как на меня) самый интересный это пароход (?) Надежда. Насколько знаю на ЧФ было 2 судна с этим именем - трофейный транпорт (но его белые увели из Севы) и болгарский крейсер оставшийся тут в ремонте после волнений и снятия его экипажа с отправкой домой. Получается что пусть даже чисто формально (насколько помню разоружен и в строй так никто и не ввел) но кораблик числился в красном ЧФ ? Или есть другие кандидатуры на этот пароход ?

ssergey x 100: АВЩ пишет: В январе - марте 1919 года на большей части территории Украины была установлена советская власть http://whp057.narod.ru/usnr.htm

ssergey x 100: 29 апреля 1919 г В Севастополе оставлены : ПХ "Возрождение", "Ген. Рузский", реч. КНЛ "К-16", баржы №106, 107, 108 и 139 (гружёные боевыми запасами).

yes_1: Ромуальд пишет: Или есть другие кандидатуры на этот пароход ? Есть еще упоминания о каком-то п/х НАДЕЖДА Ространса, но у Ространса была еще баржа с таким именем, вполне возможно, что в документах путаница, но какая-то НАДЕЖДА работала вместе с СИЛАЧом на подъеме ИМ. ssergey x 100 пишет: В Севастополе оставлены : ПХ "Возрождение", "Ген. Рузский", ВОЗРОЖДЕНИЕ находился в ремонте, а ГЕНЕРАЛ РУЗСКИЙ - в капитальном ремонте и Пр. Ком Красным ЧФ № 53 от 11.05.1919 (так в тексте) было приказано передать в Комиссариат Национального Водного Транспорта в Севастополе. Передача д.б. осуществляться с 10:00 16.05. на Минной пристани Севастополя. ssergey x 100 пишет: баржы №106, 107, 108 и 139 (гружёные боевыми запасами) Баржи № 106-108 - это артиллерийские баржи Севастопольского ВП, построенные накануне войны, вод. 510 т., 154' x 31'6" x 6' (угл.), рассчитанные на на хранение одного боекомплекта снарядов, для чего имели спец. стеллажи. А вот баржи под № 139 в Севастополе не было, хотя судя по № это д.б. одна из угольных барж. С уважением

yes_1: ssergey x 100 пишет: Состав судов обороны побережья Что касается судов Морской Обороны Крымского побережья, то однозначно можно определить лишь 2 шхуны: ОРЛИК принадлежала бр. В. и И.Лановским и САМАРИТЯНКА (в годы МВ использовалась как водоналивной бот в Севастополе) - вл-ца - Екатерина Яковлевна Скибинская (доверенный кап. д.пл. Федор Семенович Плющев), по остальным судам ответить однозначно сложно. Кроме указанных судов Пр. Ком. Красным ЧФ № 131 от 06.06.1919 в распоряжение Н-ка Морской Обороны Крымского побережья с 05.06 передавалась МПШ САРРА, взятая в 1916 по всп в полную собственность Морведа у Тагиева в Баку к.-а. Львовым. Но она передавалась 21.05 Нац. водн. транспорту и есть акт, хотя и не подписанный.

ssergey x 100: yes_1 пишет: А вот баржи под № 139 в Севастополе не было, Так в документе. С Уважением !

ssergey x 100: 8/21 мая из реки Кальмиус вышел в крейсерство в Азовское море красный вооруж. пх "Дунай". На поиски "Дуная" послан англ. мин-ц.

yes_1: ssergey x 100 пишет: красный вооруж. пх "Дунай". Вероятно, имелся в виду п/х ДАНАЙ (в годы ПМВ ТЩ ЧФ) (до 1914 - ДАНАЯ), с 1921 - МАНГУШ, погиб в шторм в 1943 у Мысхако. С уважением

Ромуальд: А паровая шхуна Парамонова Дунай не может быть ? К началу 1919 она у хозяина в Ростов а чем занималась в том году ? У меня всплывает только 20.03.1920 г.когда из Феодосии в Ялту и оттуда в Стамбул ушла с депутатами Донского Круга. Мангуш кстати подняли и он еще долго честно трудился после Отечественной в том же Новороссийске. Кстати по нему - в одном из списков по Отечественной попалось будто призвали в ЧФ как СП -28. Уважаемый yes_1 не подскажет - это реальный факт или ошибка ?

yes_1: Ромуальд пишет: А паровая шхуна Парамонова Дунай не может быть ? Нет, она была на Дону, а ДАНАЙ - в Мариуполе с землечерпательным караваном. Ромуальд пишет: в одном из списков по Отечественной попалось будто призвали в ЧФ как СП -28. Так значится в Перечне № 18: букс. МАНГУШ (бывш. СП-28). Любопытно, что катер СП-28 числится потопленным 28.12.1941 в Севастополе в результате близких разрывов АБ. Ромуальд пишет: Мангуш кстати подняли Вполне возможно, повреждения были незначительны, пожар, возникший в результате попадания мины был быстро потушен.

Ромуальд: Бадякин Александр Николаевич (думаю слышали о таком ?) когда - то в далекие советские годы по нему статью писал чуть ли не в заводскую многотиражку - там были данные что СП -28 стал весной 1942 г. То есть второй с этим № - правда на чем основаны ? Он человек старой закалки и с тырнетом не дружит а спросить - я давно отвык простые письма писать. Послевоенный этап в заметке нарыл что подняли к лету 1945 г. и довольно быстро ввели в строй. Потом долгожителем оказался - в Новороссийске работал аж по 74 год и в 75 разобрали.

АВЩ: В декабре 1918 г. в составе Временного рабоче-крестьянского правительства Украины был образован военный отдел, который декретом правительства от 5 февраля 1919 г. преобразован в Народный комиссариат по военным делам Украинской ССР. На основании постановления ВЦИК от 1 июня 1919 г. о военном союзе советских республик Политбюро ЦК КП(б)У 24 июля 1919 г. приняло решение о ликвидации Наркомвоена Украины. В связи с затруднениями в проведении объединения республик, вызванными продолжавшимся наступлением деникинских войск на Украине, ЦИК Советов Украины 6 августа 1919 г. издал постановление, которым Наркомвоену разрешалось сохранить необходимый штат вплоть до окончательного объединения. Приказом РВСР No.1020 от 19 июня 1920 г. было объявлено о передаче Наркомвоеном Украины войсковых частей, управлений и учреждений в ведение Реввоенсовета РСФСР. .. с уважением, АВЩ

АВЩ: 3 апреля 1919 г. Доклад врид начальника и комиссара Морского управления Н. А Коваленко в Народный комиссариат по военным делам Украины о состоянии обороны Черноморского побережья и плане создания Черноморского флота и речных флотилия на Украине ... III. Крепость Очаков. Морская крепость Очаков по своим географическим условиям защищает Днепровско-Бугский лиман и делает неприступными со стороны Черного моря города Николаев и Херсон и системы рек Днепра и Буга. Поэтому необходимо в кратчайший срок привести её в боевое состояние, для чего нужно срочно отремонтировать имеющуюся в крепости артиллерию: 4 мортиры……………………..9-дюймовые 4 мортиры……………………..11-дюймовые 16 мортир……………………..9-дюймовых 1877 года 5 пушек……………………..11-дюймовых 4 пушки……………………..«Кане» 31 мая 1919 г. Доклад Морского управления в Народный комиссариат по военным делам Украины о состоянии обороны Черноморского и Азовского побережий 2. Переходя к вопросу о возможности укрепления самого побережья и о состоянии крепостей. ….. Состояние Очакова в настоящий момент представляется в следующем виде: крепость в настоящее время не имеет никакого боевого значения благодаря полному разрушению всех средств борьбы. Не говоря о том, что вооружение ее совершенно не отвечало требованиям настоящего времени, ибо крепость была снабжена артиллерией самого старого образца (1867 и 1877 гг.), отличающейся недопустимой громоздкостью и малой скорострельностью (от1 до 3 минут на заряжание и выстрел) и ничтожной для борьбы с военными судами дальностью (до 7 верст), даже эта артиллерия приведена добровольцами в негодность. У одних орудий оторваны пиросиклиновыми шашками дульные части, у других увезены замки, у третьих уничтожены части замков, поворотных и подъемных механизмов. Единственная современная батарея 6-дм «Кане» пострадала меньше других. От нее увезены замки и некоторые части прицелов, и при условии доставки замков легко, может быть приведена в исправное состояние. Но, считаясь с тем, что одна батарея не может служить серьезной преградой для прохода и действий боевых судов противника, нужно признать, что в настоящем виде крепость как таковая не существует. Фортификационные сооружения крепости остались в полной неприкосновенности, представляя собой ряд кирпичных казематов для жилья батарейной прислуги и хранения снарядов и зарядов, казематов покрытых землей, на поверхности которой устроены открытые бетонные площадки для орудий. Эти фортификационные укрепления также не соответствуют требованиям современной техники борьбы. Если железобетонные постройки и башенные крепостные установки не спасают орудия и людей от действия современных орудий, что показали опыты последней войны, то ровно ничего серьезного не представляют собою в боевом отношении кирпичные казематы, ничем не защищенные от выстрелов противника, и укрепления батарей крепости Очаков. В случае если все-таки будет признано полезным привести крепость в боевое состояние, пользуясь для этого исключительно только имеющимися там старыми орудиями, то восстановить можно следующие батареи: 1) Екатерининскую батарею №11 (3–11-дм и 4–9-дм мортир). 2) Суворовскую « №2 (15–9-дм мортир). 3) Потемкинскую « №3 (5–9-дм орудий). 4) 4-орудийную « №4 (из 6-дм пушек «Кане») Начальник Морского управления Бутаков Комиссар Морупа Коваленко Начальник Организационного отдела А. Зернин взято тут http://www.fortification.ru с уважением, АВЩ

Лапоть: ssergey x 100 пишет: Комфлот - Шейковский. Шейковский 4 мая №31: "Уезжая сего числа по делам службы в город Николаев, вместо себя оставляю Наштафлота ТЯГИНА, коему и передаю свои полномочия по Севастопольскому порту". Более Шейковкий при красных в Крыму не появлялся. Изредка писал из Киева, фактически руководства флотом не осуществлял. Документы "За Комфлота" подписывал Тягин, затем Кнорус. Тягин 27 мая №98: "Возвратившись из служебной командировки в г. Ялту во временное исполнение должности Командующего Красным Черноморским флотом вступил сего числа". ssergey x 100 пишет: Нач. Штаба - Тягин Тягин 7 июня №140: "Все мои полномочия по управлению флотом и Морведом в Крыму передаю Начальнику Штаба Флота тов. КНОРУСУ. ОСНОВАНИЕ: обострение моих болезней и телеграмма Комфлота из Киева за № 148 от 29 го Мая сего года". Кнорус 15 июня №153: "7 сего Июня я вступил в исполнение заменяющаго должность Командующего Красным Черноморским флотом чем об,являю. Тов. ТЯГИНУ предлагаю вернуться к своим прямым обязанностям как Заведующему Землями и лесами Морского Ведомства. ОСНОВАНИЕ: телеграмма из Киева Командующаго Красным Черноморским флотом тов. ШАЙКОВСКОГО от 29 Мая с/г за № 148". ssergey x 100 пишет: Комендант Севастополя - Свербул. Тягин 27 мая №101: "Временно назначаю Начальником Морской Обороны Крымскаго побережья Коменданта Охраны Севастопольских рейдов и Порта товарища СЫРБУЛА с оставлением в занимаемой им должности". ssergey x 100 пишет: Нач. распорядительного отделения - Кнорус. Затем - А. Васильев. В продолжение списка должностных лиц: Вр.и.д. портового артиллериста и член комиссии при Военном Комиссариате г. Севастополя по рассмотрению и распределению предметов вооружения Севастопольской Крепости с 18 мая и Главный Артиллерист Морской обороны Крымского Побережья с 30 мая - Чайковский. За Начальника службы связи в июне расписывался Ворожейкин, при политкоме Т. Горбошеве.



полная версия страницы