Форум » Гражданская война » Белые флотилии. » Ответить

Белые флотилии.

Автроилъ: Поислали добрые люди. Было размещено где-то в интернете и являлось частью альбома, который привезли из Югославии, разодрали и продали отдельными листами. Предположительно, конец лета 1918 года, Дон. Странно, но на спасательных кругах нет ни каких надписей. Есть у нас специалисты по канонеркам Белого флота?

Ответов - 230, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 All

NORD: Уважаемый Автроилъ! На бескозырке у моряка видна часть названия корабля. Посмотрите под большим увеличением, может что-то и получится.

Автроилъ: NORD пишет: На бескозырке у моряка видна часть названия корабля... Попрошу уважаемого Dmitry_N - может он тут чем-то сможет нам помочь. Он в этом отношении большой кудесник. С уважением...

Автроилъ: СТАРК Георгий-Юрий Карлович (20.10.1878-02.03.1950), контр-адмирал (произведен «за отличие по службе» указом Вр. правительства от 28.07.1917). Окончил Морской кадетский корпус (1898). Совершил заграничное плавание на КР I ранга "Герцогъ Эдингбургскикiй" (1900-1902). Минным офицером КР I ранга "Аврора" (1903-1906) принимал участие в Цусимском сражении (14-15.05.1905) во время Русско-японской войны. Был ранен. В последующем на этом же крейсере исполнял должность ст. офицера (1910-1912), затем командовал эсминцами "Сильный" (1912-1914), "Страшный" (1914-1916), "Донской Казакъ" (1916), 5-ым (1916-1917), 2-ым (с 08.07.1917) дивизионами эсминцев БМ и Минной дивизией Балтфлота (28.07.1917-30.011918). Участник Белого движения. По приезде в Казань (.08.1918) принял под своё начальствование Волжскую военную флотилию и после оставления бассейна Волги действовал на реках Каме и Белой. При дальнейшем отступлении назначен Верховным правителем адмиралом А.В. Колчаком формировать в Красноярске вначале Бригаду (.12.1918), затем Дивизию морских стрелков, во главе которых с войсками генерал-лейтенанта В.О. Каппеля (1883-1920) отходил через Сибирь (как известно, ни один из стрелков до Читы не дошёл). Больной тифом, в бессознательном состоянии перенесён наруках по льду через Байкал, после чего лечился в Харбине. С весны 1921-ого по 1922 год по просьбе Народного Заамурского правительства возглавлял Сибирскую флотилию. Последний командующий последнего действовавшего соединения русских кораблей под Андреевским флагом. Командующий всеми вооружёнными силами Приморской области (с 04.06.1922). В октябре 1922-ого, имея на борту около десяти тысяч беженцев, увёл остатки флотилии в Шанхай и Манилу. В эмиграции жил в Париже, где работал шофёром такси. В период немецкой оккупации отказался каким-либо образом сотрудничать с германскими военными властями. Похоронен на Русском кладбище Ste Genevieve des Bois. Контр-адмирал Старк Георгий (Юрий) Карлович (МК 1898).


Тритон: Представляю очередной подготовленный мною список - офицерского состава Донской военной флотлии. Он не датирован, но явно отностися к концу лета 1919 г. Никакой правке он мною не подвергался. Список господ офицеров и кондукторов Донской военной флотилии (без даты) (Чин, Фамилия, Имя и Отчество/Должность/С какого времени на службе/С какого времени в должности) 1. контр-адмирал Фабрицкий Семен Семенович – Командующий флотилией с 31.1.19 с 31.1.19 2. полковник Губерман Сергей Васильевич – флаг-капитан с 14.6.19 с 1.8.19 3. поручик Сахаров Андрей Лаврович – старший флаг-офицер с 25.5.19 с 1.7.19 4. подпоручик артиллерии Станиславский Анатолий Алексеевич – младший флаг-офицер с 11.4.19 с 1.4.19 5. чиновник Попов Сергей – младший флаг-офицер с 16.7.19 с 16.7.19 6. лейтенант Лисенко Николай – флагманский штурман с 16.7.19 с 16.7.19 7. чиновник военного времени Марков Федор Александрович – отрядный лоцман с 8.8.19 с 8.8.19 8. мичман Чихачев Даниил – флагманский артиллерист с 16.7.19 с 16.7.19 9. мичман Шулейко Всеволод Борисович – флагманский минер с 22.9.18 с 5.8.19 10. капитан 1-го ранга Щепотьев Сергей Александрович – флагманский инженер-механик с 1.2.19 с 1.2.19 11. поручик Соломин Александр Николаевич – вр.и.д. флагманского инженер-механика с 19.4.19 с 19.7.19 12. поручик Жалковский Николай Юрьевич – флагманский ревизор с 18.5.19 с 1.8.19 13. лекарь Галенко – врач 4-го дивизиона с 8.8.19 с 1.9.19 14. чиновник военного времени Барздо Петр Игнатьевич – делопроизводитель распорядительной части с 18.7.18 с 1.6.19 15. чиновник военного времени Тихонов Иван Назарович – делопроизводитель интендантской части с 17.5.19 с 1.7.19 16. старший лейтенант фон-Брискорн Борис Васильевич – командир военного транспорта «Волга» с 1.2.19 с 1.5.19 17. мичман военного времени Мирошник Иван Сафонович – младший офицер самоходных понтонов с 1.4.19 с 7.8.19 18. прапорщик Кравцов Михаил Иосифович – младший офицер 1-го отряда самоходных понтонов с 4.5.19 с 6.8.19 19. штабс-капитан Георгандопуло Николай Петрович – младший офицер 1-го отряда самоходных понтонов с 20.4.19 с 6.8.19 20. прапорщик Пономаренко Петр Тимофеевич – штурманский офицер канонерской лодки «К-5» с 27.4.19 с 1.8.19 21. прапорщик Погребной Корнилий Емельянович – младший офицер 1-го отряда самоходных понтонов с 20.4.19 с 6.8.19 22. штабс-капитан Миносенко Николай Иванович – младший офицер 2-го отряда самоходных понтонов с 29.4.19 с 7.8.19 23. прапорщик Харьюзов Алексей Иванович – помощник начальника 1-го отделения 1-го отряда самоходных понтонов с 1.4.19 с 7.8.19 24. сотник Рябцев Федор Николаевич – младший офицер 1-го отряда самоходных понтонов с 19.4.19 с 6.8.19 25. подпоручик Зотов Константин Михайлович – инженер-механик 1-го отряда 2-го отделения самоходных понтонов с 8.4.19 с 25.7.19 26. прапорщик Кручинин Владимир Яковлевич – младший офицер 2-го отряда самоходных понтонов с 25.7.19 с 19.8.19 27. мичман военного времени Закис Иван Адамович – инженер-механик 1-го отделения 2-го отряда самоходных понтонов с 24.3.19 с 24.7.19 28. подпоручик артиллерии Де-Коннор Владимир Николаевич – помощник начальника 2-го отделения 1-го отряда самоходных понтонов с 21.2.19 с 26.6.19 29. лейтенант Свистунов Александр Владимирович – инженер-механик 3-го отделения 2-го отряда самоходных понтонов с 17.4.19 с 18.7.19 30. старший лейтенант Селезнев Леонид Львович – Начальник 1-го дивизиона с 16.3.19 с 16.3.19 31. подпоручик Краснобаев – младший офицер 1-го дивизиона с 16.3.19 с 16.3.19 32. капитан Маркович – флагманский артиллерист 1-го дивизиона с 12.4.19 с 12.4.19 33. инженер-механик лейтенант Тарасенко Николай Мокиевич – инженер-механик 1-го дивизиона с 26.3.18 с 16.3.19 34. старший лейтенант Пальчиков Борис Гаврилович – Начальник 2-го дивизиона с 21.3.19 с 21.3.19 35. полковник Фрост – флагманский артиллерист 2-го дивизиона с 1.6.19 с 1.6.19 36. поручик по Адмиралтейству Гутман Григорий Евдокимович – в Волжской флотилии с 29.9.18 - 37. старший лейтенант Россетер Михаил Николаевич – Начальник 4-го дивизиона с 14.4.19 с 14.4.19 38. старший лейтенант Чекалин Евгений Лукич – флагманский инженер-механик 4-го дивизиона с 4.5.19 с 19.3.19 39. старший лейтенант Ермолов – Начальник 6-го дивизиона с 24.3.19 с 4.6.19 40. мичман Иванов – флаг-офицер 6-го дивизиона с 19.4.19 с 7.6.19 41. корнет Севрюгов Иосиф Александрович – флагманский артиллерист 6-го дивизиона с 21.4.19 с 21.4.19 42. инженер-механик Мичман Княгин Николай Максимилианович – флагманский инженер-механик 6-го дивизиона с 18.2.19 с 7.6.19 43. старший лейтенант Слупский – Начальник 7-го дивизиона с 27.6.19 с 27.6.19 44.мичман Королевский –флаг-офицер 7-го дивизиона с 27.6.19 с 15.7.19 45. штабс-капитан Короткевич Сергей Владимирович – Командир канонерской лодки «К-1» с 1.4.19 с 1.4.19 46. мичман военного времени Колоней – штурманский офицер канонерской лодки «К-1» 47. штабс-капитан Ассанович – инженер-механик канонерской лодки «К-1» 48. подпоручик Дорошенко Федор Семенович – вахтенный начальник канонерской лодки «К-1» с 19.4.19 с 19.4.19 49. прапорщик Безвал Константин Александроаич – артиллерийский офицер канонерской лодки «К-1» с 5.4.19 с 5.4.19 50. подпоручик Второв Владимир Антонович – ревизор канонерской лодки «К-1» с 20.4.19 с 20.4.19 51. лейтенант Манохин Борис Васильевич – Командир канонерской лодки «К-2» с 4.5.18 с 16.3.19 52. подпоручик по Адмиралтейству Косенко Иван Михайлович – вахтенный начальник канонерской лодки «К-2» с 16.8.18 с 16.3.19 53. поручик Крамаренко Михаил Митрофанович – артиллерийский офицер канонерской лодки «К-2» с 24.4.18 с 16.3.19 54. хорунжий Тарасенко Дмитрий Мокиевич – ревизор канонерской лодки «К-2» с 16.8.18 с 1.8.19 55. прапорщик Бенгш – инженер-механик канонерской лодки «К-2» с 1.12.18 с 16.3.19 56. капитан Алексеев Анатолий Анатольевич – Командир канонерской лодки «К-3» с 1.4.19 с 1.4.19 57. капитан Бородин Сергей Михайлович – вахтенный начальник канонерской лодки «К-3» с 28.3.19 с 28.3.19 58. подпоручик Акулов Борис Михайлович – штурманский офицер канонерской лодки «К-3» с 1.4.19 с 1.4.19 59. хорунжий Широков Дмитрий Данилович – артиллерийский офицер канонерской лодки «К-3» с 20.4.19 с 1.7.19 60. подпоручик Ждановский Михаил Титович – ревизор канонерской лодки «К-3» с 1.4.19 с 1.4.19 61. лейтенант Шаровский Василий Николаевич – Командир канонерской лодки «К-4» с 26.5.18 с 16.3.19 62. прапорщик Морозов – артиллерийский офицер канонерской лодки «К-4» с 16.3.19 с 16.3.19 63. поручик Орлов Александр – Командир канонерской лодки «К-5» с 24.3.19 с 24.3.19 64. поручик Кочев Анатолий – вахтенный начальник канонерской лодки «К-5» с 4.4.19 с 16.7.19 65. поручик Каниевский Михаил – артиллерийский офицер канонерской лодки «К-5» с 4.4.19 с 16.7.19 66. подпоручик Иващенко Иван – ревизор канонерской лодки «К-5» с 4.5.19 с 4.5.19 67. мичман Юденич Александр Владимирович – Командир канонерской лодки «К-6» с 1.4.19 с 1.4.19 68. сотник Алексеев-Попов – вахтенный начальник канонерской лодки «К-6» с 8.7.18 с 1.5.19 69. мичман военного времени Щипков Никита Васильевич – инженер-механик канонерской лодки «К-6» 70. поручик Федоренко – Командир канонерской лодки «К-7» с 13.4.19 с 10.7.19 71. прапорщик Вакар – штурманский офицер канонерской лодки «К-7» с 24.4.19 с 21.7.19 72. чиновник военного времени Красильников Иван Родтонович – помощник делопроизводителя распорядительной части с 16.4.19 с 22.8.19 73. прапорщик Симакин – артиллерийский офицер канонерской лодки «К-7» с 20.4.19 с 1.7.19 74. лейтенант Манфановский Аркадий Сергеевич – командир канонерской лодки «К-8» с 5.7.18 с 16.3.19 75. мичман Квятковский Виктор Андреевич – вахтенный начальник канонерской лодки «К-8» с 23.7.18 с 16.3.19 76. хорунжий Павлов Михаил – штурманский офицер канонерской лодки «К-8» с 8.7.18 с 16.3.19 77. поручик Ардамацкий Митрофан – артиллерийский офицер канонерской лодки «К-8» с 16.3.19 с 16.3.19 78. лейтенант Трунин Александр Емилианович – Командир канонерской лодки «К-14» с 24.5.18 с 4.9.19 79. прапорщик Федоров Сергей – вахтенный начальник канонерской лодки «К-14» с 20.4.19 с 1.7.19 80. поручик Коновалов Андрей – артиллерийский офицер канонерской лодки «К-14» с 2.5.19 с 2.5.19 81. прапорщик Бердников Михаил Юрьевич – ревизор канонерской лодки «К-14» с 17.7.19 с 17.7.19 82. поручик Кручинин Илья Ильич – инженер-механик канонерской лодки «К-14» с 24.3.19 с 24.3.19 83. подпоручик по Адмиралтейству Штром Александр Александрович – вахтенный начальник канонерской лодки «К-16» с 16.3.19 с 16.3.19 84. лейтенант Павловский Владимир Арефьевич – Командир канонерской лодки «К-16» с 18.3.19 с 18.3.19 85. подпоручик Ковбель Михаил Михайлович – штурманский офицер канонерской лодки «К-16» с 21.7.19 с 21.7.19 86. капитан фон-Корвин-Вирзбицкий Александр Карлович – флагманский артиллерист 4-го дивизиона с 21.7.19 с 1.9.19 87. поручик Чуйкевич Борис Владимирович – ревизор канонерской лодки «К-16» с 21.7.19 с 21.7.19 88. поручик Каю-Караиван – Командир канонерской лодки «К-17» с 4.4.19 с 24.4.19 89. поручик Федосов – вахтенный начальник канонерской лодки «К-17» с 26.4.19 с 26.4.19 90. поручик Благовещинский – штурманский офицер канонерской лодки «К-17» с 5.5.19 с 5.5.19 91. прапорщик Хаджинов – артиллерийский офицер канонерской лодки «К-17» с 21.4.19 с 21.4.19 92. прапорщик Чебурашкин – ревизор канонерской лодки «К-17» с 17.3.19 с 9.4.19 93. поручик Коршунов Петр Михайлович – инженер-механик канонерской лодки «К-17» с 21.7.19 с 21.7.19 94. мичман Медер Александр Эдмондович – Командир катера «Генерал Рузский» с 1.7.19 с 1.7.19 95. сотник Марков Николай Александрович – вахтенный начальник катера «Генерал Рузский» с 16.5.19 с 1.7.19 96. старший лейтенант Зотов – Командир катера «Доставщик» с 1.6.19 с 1.6.19 97. подпоручик по Адмиралтейству Розенталь Николай Васильевич – в Волжской флотилии с 2.5.19 с 1.8.19 98. лейтенант военного времени Запорожцев Николай Семенович – Командир катера «Гебен» с 1.5.19 с 8.8.19 99. подпоручик флота Волохов Иван Иванович – командир катера «Нефтяник» с 26.3.18 с 8.8.19 100. подпоручик по Адмиралтейству Пилин Григорий Васильевич – вахтенный начальник катера «Гебен» с 28.5.18 с 14.8.19 101. прапорщик Тенсон – вахтенный начальник катера «Кирилл» с 8.5.19 с 14.8.19 102. лейтенант Масленников – Командир катера «Стационер» - - 103. лейтенант Кравченко – командир катера «Линеец» с 15.7.19 с 15.7.19 104. лейтенант Дудкин – Командир катера «Черноморец» с 15.7.19 с 15.7.19 105. лейтенант Беловолов – Командир катера «Пластун» с 15.7.19 с 15.7.19 106. подпоручик Цешковский – Командир катера «Черкес» с 15.7.19 с 15.7.19 107. лейтенант Карпов – Командир катера «Чепига» с 15.7.19 с 15.7.19 108. поручик Бодянский Николай – вахтенный начальник катера «Чепига» с 15.7.19 с 15.7.19 109. сотник Ченчиковский – Командир катера «Генерал Алексеев» с 15.7.19 с 15.7.19 110. мичман Яременко – Командир катера «Антон Головатый» с 15.7.19 с 15.7.19 111. подполковник Одешелидзе Александр Ильич – помощник Начальника 1-го отряда самоходных понтонов с 19.7.19 с 19.7.19 112. штаб-ротмистр Машкауцан Федор Маркович – инженер-механик 1-го отряда самоходных понтонов с 19.7.19 с 19.7.19 113. подъесаул Скоморохов Федор Иванович – Начальник 1-го отряда самоходных понтонов с 19.7.19 с 27.8.19 114. корнет Кауфман Николай Федорович – помощник Начальника 1-го отделения 1-го отряда самоходных понтонов с 19.7.19 с 27.8.19 115. корнет Берг Юрий Евгениевич – инженер-механик 1-го отделения 1-го отряда самоходных понтонов с 19.7.19 с 27.8.19 116. прапорщик Паранин Зосим Васильевич – Начальник 3-го отделения 1-го отряда самоходных понтонов с 19.7.19 с 27.8.19 117. Коллежский Ассесор Пойгин – инженер-механик 3-го отделения 1-го отряда самоходных понтонов с 19.7.19 с 27.8.19 118. полковник Мацилев Сергей Александрович – Начальник 2-го отряда самоходных понтонов с 19.7.19 с 27.8.19 119. подполковник Троцкий Михаил Георгиевич – помощник Начальника 2-го отряда самоходных понтонов с 19.7.19 с 27.8.19 120. сотник Чайкин Михаил Корнеевич – ревизор 2-го отряда самоходных понтонов с 19.7.19 с 27.8.19 121. капитан Мажаровский Евгений Иванович – Начальник 1-го отделения 2-го отряда самоходных понтонов с 19.7.19 с 27.8.19 122. капитан Страдецкий Вячеслав Константинович – Начальник 2-го отделения 2-го отряда самоходных понтонов с 19.7.19 с 27.8.19 123. прапорщик Грабовый Семен Семенович – помощник Начальника 2-го отделения 2-го отряда самоходных понтонов с 19.7.19 с 27.8.19 124. капитан Жигин Александр Иванович – Начальник 3-го отделения 2-го отряда самоходных понтонов с 19.7.19 с 19.7.19 125. хорунжий Котов Александр Савельевич – помощник Начальника 3-го отдаления 2-го отряда самоходных понтонов с 19.7.19 с 19.7.19 126.подпоручик Магницкий Николай Иванович – в Волжской флотилии с 20.5.19 - 127. подпоручик Берестовой – в Волжской флотилии с 27.4.19 - 128. мичман Желтотрубов Виктор Константинович – в Волжской флотилии с 22.8.19 - 129. подпоручик Сафонов Александр Антонович – в Волжской флотилии с 3.5.19 - 130. подпоручик по Адмиралтейству Милостный – вахтенный начальник катера «Доставщик» с 1.8.19 с 1.8.19 131. прапорщик Шульгин – Командир катера «Генерал Марков» с 2.8.19 с 2.8.19 132. мичман Михайловский – в Средне-Днепровской флотилии с 14.8.19 - 133. прапорщик по морской части Карпов Владимир Александрович – младший офицер 2-го отряда самоходных понтонов с 14.8.19 - 134.подпоручик Колотилин – младший офицер 1-го отряда самоходных понтонов с 19.8.19 с 19.8.19 135. подпоручик Щепкин – младший офицер 2-го отряда самоходных понтонов с 21.8.19 с 21.8.19 136. прапорщик запаса Захаровский Владимир Дмитриевич – младший офицер 1-го отряда самоходных понтонов с 5.9.19 с 5.9.19 137. поручик Барон Таубе – младший офицер 2-го отряда самоходных понтонов с 7.9.19 с 7.9.19 138. Коллежский Советник Дилигенский Николай Александрович – флагманский врач с 1.9.19 с 1.9.19 139. подпоручик Швыдченко Федор Ильич – вахтенный начальник катера «Нефтяник» с 24.6.19 с 14.8.19 140. кондуктор флота Долгов Иван Михайлович – баталер катера «Гебен» с 25.3.19 с 1.7.19 141. кондуктор флота Тимошенко Павел – боцман канонерской лодки «К-16» с 16.3.19 - Итого: офицеров 132, врачей 2, чиновников 5, кондукторов 2. Старший флаг-офицер поручик Сахаров

Автроилъ: Хорошая работа! Но нет ссылки на источник, а в остальном всё вполне соответствует, а то, может, тут у кого сложилось впечатление, что на "Кортике" одни графоманы собрались. На это со всей ответственностью заявляю: подобрались люди с вполне пофессиональными знаниями, общение с которыми доставляет одно удовольствие. С уважением...

aden13: Тритон Бесподобно! Виват, господа!

aden13: Тритон пишет: 6. лейтенант Лисенко Николай Лисенко Николай Дмитриевич (ОГК(1916)) Тритон пишет: 8. мичман Чихачев Даниил Чихачев Даниил Сергеевич; обучался в МКК, старший гардемарин. 01.05.1906 произведен в подпоручики по адмиралтейству с зачислением в запас флота. Призван на службу с началом ПМВ, в 1915 году переведен во флот мичманом Тритон пишет: 39. старший лейтенант Ермолов Ермолов Борис Дмитриевич (МК(1905))

Тритон: Автроил РГА ВМФ Фонд Р-87 опись 1 дело 100 листы 1-6.

Саладдин: В документах военно-морского ведомства Великобритании участие англичан в боевых действиях на Каме проходит под названием "Военно-морская миссия в Сибири". Предистория событий была следующей. В январе 1918 года во Владивосток прибыл из Гонконга крейсер британских ВМС "Суффолк" c двумя ротами пехоты на борту. После начала выступления чехословаков из состава команды "Суффолка" был выделен отряд военных моряков, которые должны были спешно оснастить и укомплектовать специальный поезд для действий на сухопутном фронте. Для этого с крейсера также сняли одно 152-мм и четыре 76-мм орудия, которыми и вооружили импровизированный бронепоезд. Состав был собран из 24 вагонов (пассажирских, теплушек и орудийных платформ) и командовал им решительный и энергичный офицер с "Суффолка" капитан 3 ранга Дж. Вольф-Мёррей. Моряки отбыли в Омск и в октябре 1918 года приняли первое боевое крещение. Действия их артиллерии удостоились самых высоких похвал от чехословаков и главы французской военной миссии при штабе Колчака генерала Жанена. В начале летней кампании 1919 года пушки "Суффолка" cняли с железнодорожных платформ и установили на речных судах. Два колесных парохода - "Суффолкъ" и "Кентъ", укомплектованные опять же англичанами, в дальнейшем участвовали в боях с кораблями большевиков в составе белых морских формирований на Каме и ее притоках. 26 июля 1919 года новый морской министр Великобритании Уолтер Лонг, сменивший на этом посту Эрика Геддеса, отдал приказ об эвакуации отряда Вольф-Мёррея и вверенной ему материальной части. Источники: Геец Н.Ф. Сибирская одиссея английских военных моряков(1918-1919 гг.)//Россия и АТР (Владивосток).1998.№1.С.105-109.

Рамзес: для Саладдин - по Кенту нет проблем , это действительно бывший буксир к тому же ранне входивший в состав так называемой Камской флотилии ВЧК , а вот Суффолк это баржа (стал плавбатареей с той самой 6 дюймовкой), где - то в сети уже была ссылка на мемуары описывающие всю эту экспедицию Меня в этом вопросе давно интересуют старые русские имена будущих колчаковских канонерок на Каме - пока из примерно 15 различных Громких - Скорых - Быстрых - как - то идентифицировать с предыдущей , а соответственно и будущей судьбой некоторых удалось лишь штук 5 - 6 И очень интересует список всего погибшего в том грандиозном пожаре на реке при уходе белых - пока удалось найти лишь всех погибших речных пассажиров (ну и канонерки соответственно) - куда там Цусиме или Таллинском переходу , тут в течении нескольких дней и сознательно были полностью уничтожены или выведены из строя (восстановили позднее меньше десятой части) свыше 200 различных самоходных и несамоходных плавединиц

aden13: Тритон пишет: 44.мичман Королевский – Такого не нашел Тритон пишет: 61. лейтенант Шаровский Василий Николаевич Скорее всего Красовский Василий Николаевич (ОГК(1917)) Тритон пишет: 75. мичман Квятковский Виктор Андреевич Скорее всего Квятковский Валериан Иосифович (МК(1914 II)) Тритон пишет: 78. лейтенант Трунин Александр Емилианович Такого не нашел

aden13: Тритон пишет: 96. старший лейтенант Зотов Скорее всего Зотов Рафаил Петрович (МК(1902)) Тритон пишет: 102. лейтенант Масленников Скорее всего Масленников Григорий Егорович (офицер из юнкеров флота (1915)) Тритон пишет: 103. лейтенант Кравченко Кравченко Борис Ксенофонтович (МК(1912)) Тритон пишет: 104. лейтенант Дудкин Дудкин Николай Федотович (МК(1914 II)) Тритон пишет: 105. лейтенант Беловолов Такого не нашел Тритон пишет: 107. лейтенант Карпов Карпов Борис Владимирович (МК(1908)) Тритон пишет: 110. мичман Яременко Такого не нашел

aden13: Тритон пишет: 128. мичман Желтотрубов Виктор Константинович Не нашел такого. Единственный похожий - Желтоножкин Лев (МК(1916)) Тритон пишет: 132. мичман Михайловский Или Михайловский Евгений Владимирович (МК(1916)) или Михайловский Всеволод (ОГК(1917))

Тритон: aden13 № 128 Приказом по Донской военной флотилии № 37 по строевой части п.2 от 22.8.18 г. мичман военного времени Желтотрубов Виктор Константинович зачисляется в Донскую военную флотилию и временно допускается к исполнению обязанностей инженер-механика на морскую канонерскую лодку № 1 с 22 августа и временно на все виды довольствия на атаманскую яхту "Колхида" с того же числа. РГА ВМФ Фонд Р-1064 опись 1 дело 2 лист 2. На 11.9.18 г. в той же должности. РГА ВМФ Фонд Р-87 опись 1 дело 49 лист 51. Приказом по Донской военной флотилии № 106 п.6 от 28.10.18 г. назначаются на морскую канонерскую лодку "Христофор"... инженер-механиком - мичман Желтотрубов... лист 17. На 2.1.19 г. он в той же должности. лист 87. Приказ Всевеликого Войска Донского (по Морскому отделу) ...4.19 г. № ... переименовываются... мичман военного времени Виктор Желтотрубов... в подпоручики по механической части. РГА ВМФ Фонд Р-87 опись 1 дело 50 лист 66. № 78 мичман военного времени Трунин Александр Емилианович - на 6.18 г. ревизор яхты "Колхида" РГА ВМФ Фонд Р-87 опись 1 дело 49 лист 36. командир яхты "Колхида". Приказ Командующего флотилией № 23 от 26.4.18 лист 37 старший офицер яхты "Колхида". Приказ № 2 от 12.6.18 г. На 11.9.18 в той же должности. РГА ВМФ Фонд Р-87 опись 1 дело 49 лист 51. лейтенант военного времени Трунин Александр Емельянович - на 12.5.19 г. Начальник 7-го дивизиона Донской военной флотилии. РГА ВМФ Фонд Р-87 опись 1 дело 50 лист 57. № 61 Действительно Красовский Василий Николаевич. Старший офицер канонерской лодки "Донец". Приказ № 2 от 25.6.18. На 11.9.18 г в той же должности. РГА ВМФ Фонд Р-87 опись 1 дело 49 лист 51. № 75 все таки мичман Квятковский Виктор Андреевич. Старший офицер канонерской лодки "Цимла". Приказ № 17 от 25.7.18. На 11.9.18 г. в той же должности. РГА ВМФ Фонд Р-87 опись 1 дело 49 лист 51. На 20.9.19 г. командир канонерской лодки К-18 "Доброволец" Днепровской военной флотилии. Окончил реальное училище, Сибирский институт Восточных языков. Мичманом 30.6.15 г., лейтенант 23.4.19 г. Орден Св. Станислава 3 ст. В Балтийском флоте в 7-м дивизионе катеров флаг-офицером. С 6.18 г. все время на Дону. Убыл с Днепровской флотилии приказом № 36319 РГА ВМФ Фонд Р-87 опись 1 дело111 лист 2. № 132 скорее всего это мичман военного времени Михайловский Борис Иосифович - на 6.18 г. старший офицер канонерской лодки "Кубанец". РГА ВМФ Фонд Р-87 опись 1 дело 49 лист 36. Мичман Михайловский Евгений Владимирович проживал в Киеве до его освобождения войсками ВСЮР и числится среди приглашенных на регистрацию.

aden13: Тритон По Желтотрубову и Трунину спасибо. Данным по мичманам военного времени у меня нет, поэтому и не нашел. Михайловский - может быть и Всеволод Михайловский (ОГК(1917)). А вот с Квятковским не понятно. Производства 30.06.1915 года не было, да и в списках 1917 года такого не значится. Может быть мичман военного времени?

Автроилъ: aden13 пишет: Скорее всего Квятковский Валериан Иосифович (МК 1914-II). Антон, ничего личного, токмо истины для... КВЯТКОВСКИЙ Валериан Иосифович (18.111893-...?), лейтенант (МК 1914-II). Уроженец Смоленской губернии. Старший брат мичмана В.И. Квятковского (1898-после 1974). Офицер 1-ого Балтийского флотского экипажа. Участник Первой мировой войны и Белого движения. Осенью 1919-ого находился в отряде быстроходных катеров СЗА. В эмиграции первоначально проживал в Эстонии. Состоял в Кассе взаимопомощи бывших моряков. Средства к существованию зарабатывал сколачиванием тарных ящиков и распиловкой дров. В середине 20-х годов выехал на амер. пароходе в числе пожелавших обосноваться в Бразилии. На 1936 год находился в Рио-де-Жанейро. Дальнейшая судьба неизвестна. P.S. Хотелось бы подробнее узнать, что он делал до 1918 года.

wind: Автроилъ пишет: КВЯТКОВСКИЙ Валериан Иосифович (18.111893-...?), Вот то немногое что известно мне :-(( В октябре 1919 г. - Лейтенант Командир речной кан. лодки К 18 "Доброволец", Средне Днепровской флотилии белых. 1920 г. - Офицер тральщика "Китобой", участвовал на нем в переходе из Ревеля в Копенгаген. В 1969 г. проживал в США шт. Коннектикут. С уважением, В.

Тритон: wind Да нет, "Добровольцем" командовал Виктор Андреевич. Это даже у Волкова отмечено. С уважением.

aden13: wind пишет: В октябре 1919 г. - Лейтенант Командир речной кан. лодки К 18 "Доброволец", Средне Днепровской флотилии белых. 1920 г. - Офицер тральщика "Китобой", участвовал на нем в переходе из Ревеля в Копенгаген. Володь, не вяжется. В октябре 1919 года - на Днепре, а в январе 1920 года - на "Китобое"? Не реально. Да и подвергать сомнению сведения ув. Автроила (особенно по СЗА) не стоит. Нашел я Виктора Квятковского. № 1581. Царская Ставка, 23-го мая 1916 года. Производятся: в прапорщики по морской части, на основании Временных правил, объявленных при приказе по флоту и Морскому ведомству от 5-го октября 1914 года, за № 337: рулевые унтер-офицеры: ...Виктор Квятковский... Ну а из прапорщиков по морской части - прямая дорога в мичмана военного времени. Осталось уточнить: wind пишет: В 1969 г. проживал в США шт. Коннектикут. Кто все-таки в 1969 году был в США - Виктор или Валериан?

wind: Тритон пишет: Да нет, "Добровольцем" командовал Виктор Андреевич. aden13 пишет: Володь, не вяжется. В октябре 1919 года - на Днепре, а в январе 1920 года - на "Китобое"? Да скорее всего у меня накладка, после востановления базы :-(((, потому что кое что делал скриптами автоматически, видать зря :-(((, ну да ладно спасибо за поправки ;-)) ... aden13 пишет: Да и подвергать сомнению сведения ув. Автроила (особенно по СЗА) не стоит. Да Боже меня упаси ;-)), я нисколько не совневаюсь в данных ув. Автроила ... aden13 пишет: Кто все-таки в 1969 году был в США - Виктор или Валериан? Валериан С уважением, В.

Автроилъ: Володя, ничего личного, токмо истины для... КВЯТКОВСКИЙ Владимир Иосифович (...1898- после 1974), мичман (произведён в СЗА осенью 1919-ого). Ещё кадетом был удостоен серебряной медали "За спасение погибавших" (1915). Окончил МК в 1918 году, после чего определён «специалистом» в Ладожскую флотилию на ЭМ "Капитанъ Изыльметьевъ". С началом боевых действий против большевиков бежал на плоту в Финляндию. Получив разрешение, оттуда выехал в Ревель и в последующем служил в Дивизионе бвстроходных катеров СЗА, затем на ПС "Китобой" совершил переход Ревель - Копенгаген (15.02-27.02.1920). В Копенгагене нанялся на торговое судно, на котором и прибыл в США. Большую часть жизни прожил в штате Коннектикут, работая в компании по производству запчастей и комплектующих деталей для автомашин. Выйдя на песию оставался в городе New Haven. Так, что ни один из двух братьев Квятковских не вписывается в «командиры речной кан. лодки К-18 "Доброволецъ", Средне-Днепровской флотилии белых». Уж не взыщите, если, что. С уважением...

Автроилъ: wind пишет: ...я нисколько не совневаюсь в данных ув. Автроила ... Ну, слава Богу, а то я уже собирался бежать до Риги билеты брать. С уважением...

Автроилъ: Володя, о ком то из братьев, вроде, что-то было в бюллетенях Общества бывших офицеров РИФ'а в Америке. С уважением...

wind: Автроилъ Извините, что сразу не ответил, пропустил Ваш пост :-((... Пока только о Валериане Иосмфовиче нашел, и то совсем немного :-((, в статье о "Китобое" ... С уважением, В.

Автроилъ: wind пишет: ... Пока только о Валериане Иосмфовиче и нашел... О Владиславе Иосифовиче Квятковском сообщено в бюллетене Общества ОИФ в Америке за 24.04.1968 года. Кажется у Стахевича тоже что-то было напечатано на эту тему. С уважением...

Тритон: Решил несколько разнообразить тему и поместить, для пользы дела, свой доклад, прочитанный мною в начале прошлого года в Библиотеке Русского Зарубежья на конференции по Гражданской войне. К сожалению, по ряду причин, доклад этот опубликован не был. Готовя его, я предполагал, что он станет первой частью планировавшейся мною работы по истории Речных Сил Юга России. Но дальнейшая работа застопорилась из-за загруженности по работе, хотя потихоньку кое что и набиваю. Конечно он не совсем совершенен, кое в чем его уже можно дополнить, но я решил дать его в том виде, как он был подготовлен. Надеюсь, что он будет прочитан с интересом, а кое кому будет и полезным. Если будут замечены ошибки, у кого то возникнут сомнения или дополнения - прошу высказываться. Мне это поможет для продолжения работы. С уважением. Роль Донской флотилии в событиях на Дону и в воссоздании флота на Юге России. (ноябрь 1917 г. – лето 1919 г.) В истории Гражданской войны военно-морские формирования на Дону занимают особое место. Пожалуй, это редкий случай, когда белому командованию удалось сформировать действительно боеспособные и сплоченные крупные морские формирования, к тому же имевшие хороший боевой дух и дисциплину. Созданные в то время, когда казалось, что все летело к чертям, испытывая недостаток буквально во всем – в людях, кораблях, вооружении и снабжении – они тем не менее не развалились, а продолжали развиваться и крепнуть и послужили основой для формирования многих других морских и речных формирований Вооруженных Сил Юга России. Поэтому, я считаю, сперва необходимо остановиться на истории создания Морских и Речных сил на Дону (под Доном я подразумеваю не только саму реку, но и всю территорию Всевеликого Войска Донского). Осенью 1917 г. Дон стал тем центром, куда начали стекаться офицеры, юнкера, студенты – все те русские люди, которым была дорога честь России и не желавшие смириться с захватом власти большевиками. Среди пришедших в это время на Дон были и немногочисленные морские офицеры, в основном балтийцы. Так в течение ноября на Дон прибыли инженер-механик капитан 2 ранга Герасимов, капитаны 1-го ранга Иван Кононов, Шуберт, Потемкин, лейтенанты Энвальд, Кунаков, Елкин и другие, в большинстве своем молодые, офицеры. Именно в это время в Войсковом штабе созрело решение о создании в составе Вооруженных сил Дона военной флотилии. При Войсковом штабе был образовано Военно-Морское управление, во главе которого был поставлен капитан 1-го ранга И. Кононов. Но создать флотилию в это время не удалось – помешали трагические события, развернувшиеся на территории Донского войска. 4 ноября 1917 г, в Новочеркасске генералом Алексеевым была создана Добровольческая Армия. В армию записались и многие военные моряки, находившиеся в это время на Дону. Но вскоре добровольцы вынуждены были покинуть Ростов и уйти на Аксай. Вместе с армией ушла и часть моряков, многие из которых затем погибли в боях. На подобный шаг, равносильный гибели, оказались способны далеко не все – много офицеров, в том числе морских, остались в Ростове. Остались также раненые, больные и случайно отбившиеся. Положение на Дону продолжало стремительно ухудшаться. Верных войсковых частей у Войскового штаба уже не осталось и атаман генерал Каледин, не видя выхода, застрелился. Власть захватили большевики. Началась “власть Советов” и анархия, сопровождавшаяся грабежами и убийствами всех заподозренных в нелояльности к новой власти. Оставшимся пришлось пережить многое, скрываясь от большевиков по склепам кладбищ, в трубе городского коллектора, на чердаках, сараях и в иных местах в городе, для многих совсем чуждом, которому для некоторых суждено было стать могилою. Советские карательные органы изощрялись в розысках офицеров и юнкеров. Действительно – в городе было около трех тысяч, основном молодых, противников красной армии, устроившихся в это время, кто как мог. Наиболее решительные для продолжения борьбы шли в комитеты, комиссариаты, в отряды красной армии, но если их раскрывали – расправа в таких случаях была скорая и беспощадная. Началось и собирание всех, живших в Ростове добровольцев воедино и организация их в отряды. Процесс этот, по вполне понятным соображениям, протекал очень медленно, но к исходу второго месяца Советской власти формируемые отряды стали сравнительно многочисленны. Под видом заводских боевых дружин фиктивных фабрик, эти отряды стали вооружаться из арсеналов ростовской красной гвардии, выжидая удобный момент для активного выступления. В середине апреля, с приближением немецких войск, стало известно, что красная армия уходит. Но в Ростове пока было еще много Советских войск, а в порту стоял тральщик “Д.Диамантиди”, вооруженный 152-мм орудием. Несмотря на слабую подготовку восстания и недостаток оружия, решено было выступить ночью 19 апреля. Поскольку наиболее плохо охраняемым местом был порт, восстание было решено начать оттуда. Моряки играли в восстании очень значительную роль. Им был поручен захват в порту ледореза «Фанагория» (на нем должен был разместиться штаб восстания) и стоявшего ниже железнодорожного моста у станции Ростов Екатерининской железной дороги тральщика «Д.Диамантиди». Затем тральщик отводился на середину реки и из имевшегося на нем 152 мм орудия открывался огонь по вокзалу и железнодорожным путям. Вызванной обстрелом паникой должны были воспользоваться отряды, имевшие сборные пункты в разных частях города. Момент начала артиллерийского огня считался сигналом к общему выступлению. Когда же выделенный для захвата тральщика отряд прибыл на место, оказалось, что «Д.Диамантиди», видимо имея информацию о готовящемся восстании, часа два назад отдал швартовы и ушел вниз по Дону. Наиболее сильное оружие переворота ускользнуло и операцию решили отменить, поскольку близился рассвет - надо было думать об оставлении порта. Неожиданно на «Фанагорию», не зная о захвате ледореза, явилась часть команды тральщика «Д.Диамантиди», потребовавшая пароход для снятия своего судна, севшего на мель близ станицы Гниловской, в пяти верстах от города. Немедленно на катере Управления Работ Порта «Татарин» был отправлен на Гниловский перекат боевой отряд, который без сопротивления команды овладел тральщиком. Для снятия его с мели утром послали пароход «Киев», но его команда, воспользовавшись тем, что вооруженного отряда на пароход дано не было, от исполнения поручения уклонилась. Отряду, захватившему тральщик, было приказано немедленно открывать огонь по вокзалу, но по положению корабля на мели, подлежавший обстрелу район оказался вне огня. С донесением об этом катер «Татарин» был послан в город. Но в это время штаб организации с отрядом численностью около тысячи человек уже эвакуировался на «Фанагории». Не знающий об этом, «Татарин» около станции Ростов-Екатерининский был обстрелян из пулемета и захвачен красноармейцами. Его командир мичман Песковский был расстрелян. Около 7 часов утра «Татарин» с отрядом красноармейцев вновь подошел к тральщику с предложением сдаться. Вместо ответа красноармейцы были обезоружены, все оружие, прицельная панорама и замок с орудия тральщика были снесены на «Татарин» и на нем отряд ушел в Таганрог, к тому моменту бывший уже под контролем германских войск. Оттуда участники экспедиции пошли по следам офицерской бригады Дроздовского и присоединились к ней. Оставленные на тральщике красноармейцы и команда, опасаясь, что город уже занят белой гвардией, высадились на левый берег Дона и разбежались, а тральщик простоял более недели всеми покинутый и забытый на мели, поступив потом прямо в распоряжение Всевеликого Войска Донского. Ледорез «Фанагория» с ушедшим на нем отрядом пошел вверх по Дону, и в рукаве реки, носящем название «Старого Дона» вследствие взрыва паропроводной трубы был вынужден выброситься на прибрежную отмель. Высадившиеся на берег, под видом красноармейцев, разошлись, кто в Батайск, кто в Ольгинскую, а кто – и в Ростов. Через несколько дней Ростов был освобожден от красных. Пост ата¬мана занял генерал П.Н. Краснов, жизнь на Дону начала по¬степенно входить в нормальное русло, и моряки снова смогли при¬ступить к осуществлению намеченных ранее работ по созданию военной флотилии. В отличие от многих государственных деятелей России, атаман Краснов хорошо понимал значение наличия у ВВД Военно-морских сил и принял в их создании самое активное участие. Войску приходилось отражать натиски многочисленных отрядов большевиков, поэтому нужда в вооруженных кораблях на Дону и Азове была острейшей. Военно-морское Управление, пользуясь поддержкой Атамана, энергично принялось за дело и скоро флотилия начала принимать реаль¬ные формы. К этому времени на территории Всевеликого Войска Донского находилось уже около 70 морских офицеров на плечи которых и легла вся работа по созданию Морских сил Дона. Все чины Морского ведомства, по прибытии на Дон являлись в Военно-Морское управление и поступали в его распоряжение. Многие из них чудом избежали расправы озверевших матросов во время так называемых “Еремеевских ночей” в Севастополе, когда было убито около сотни морских офицеров, или с риском для жизни пробрались с Балтики через красные заслоны. Теперь они рвались в бой. Прибывали даже и матросы, не желавшие примкнуть к революции, - правда их было не так много, но все же они были. Для того, чтобы воплотить в жизнь всю программу по созданию флотилий, необходимо было произвести огромную работу по привлечению ряда заводов Ростовского промышленного округа. Основная трудность была в том, что большинство рабочих примкнуло к большевикам и ушло вместе с ними. Заводы пустовали и бездействовали. С большим трудом удалось собрать рабочих и начать работы по вооружению судов. До этого на территории Области Вой¬ска Донского никаких военно-морских частей и организаций не сущест¬вовало. У Донского казачьего войска, как и у некоторых других казачьих войск, имелось несколько небольших пароходов для инспекторских поездок по территории войска и контроля за рыбной ловлей. Для вооружения орудиями они не годились вследствие своей конструкции и небольших размеров. Военных судов в портах на территории Войска тоже не было. Пришлось обратиться к закону о военно-судовой повинности. По первоначальному плану, военно-морские силы Дона должны были состоять из Донской флотилии в составе штаба, атаманской яхты “Пернач”, 2-х морских (“Христофор” и № 1) и 4-х речных канонерских лодок (“Новочеркасск” (“Вольный казак”), “Кубанец”, “Донец”, “Цымла”) и Охраны рыбных ловель в составе одного парохода (“Казачка”) и 4-х вооруженных катеров (“Генерал Бакланов”, “Казачка”, “Ворон”, “Атаман Каледин”). И хотя в июне 1918 г. были объявлены новые штаты Донской военной флотилии, в этом составе флотилия просуществовала до начала 1919 г, когда Донская флотилия была коренным образом реорганизована и стала состоять из 5-ти дивизионов. Также были созданы Донская транспортная флотилия, Морская Тяжелая Артиллерия, Отдельный Морской береговой батальон и Донской гидросамолетный дивизион. Окончательный вид Донские флотилии и отряды приняли весной 1919 г., после чего организационно уже не изменялись, а все изменения носили только качественный состав. Первым Командующим Донской флотилии 26 марта был назначен инженер-механик старший лейтенант ( с 12 мая 1918 г. капитан 2-го ранга) А.Г.Герасимов. После его трагической гибели 9 сентября 1918 г. (он утонул) флотилию возглавил генерал-лейтенант флота К.Н.Оглоблинский, а с декабря – контр-адмирал С.С.Фабрицкий. Для речного отряда подходящие суда нашлись довольно быстро в Ростове. Речные буксирные пароходы вооружались полевой трехдюймовой артиллерией и пулеметами, а на большие несамоходные баржи (так называемые “болиндеры”) были установлены шестидюймовые орудия Канэ. Эти орудия были доставлены из Севастополя, где они снимались с кораблей или батарей крепости. Получение орудий стало возможным благодаря исключительно хорошим отношениям, установившимся между атаманом Красновым и германским военным командованием в Севастополе. В результате, на Дону образовалась сильная речная флотилия, которая весною 1919 года дошла до верховьев Дона и своей мощной артиллерией сослужила казакам большую службу для изгнания большевиков из донских пределов. Параллельно с формированием речной флотилии в Таганроге создавался Морской отряд, задача которого первоначально заключалась в обороне берегов Азовского моря от большевиков. Для этой цели по военно-судовой повинности был привлечен ряд азовских пароходов, на которых были установлены морские орудия в 6 дюймов, 120 и 75 миллиметров, а также пулеметы. Надо сказать, что из азовских паровых шхун удалось создать достаточно удачный тип канонерской лодки для действий около берегов и поддержки сухопутных войск. При создании отряда постоянно возникали имущественные проблемы. Часть судовладельцев ни за что не хотела отдавать свои пароходы для вооружения. Другие, использовавшиеся во время войны в качестве тральщиков и транспортов, и только недавно демобилизованные, находились в плохом техническом состоянии и требовали ремонта. По этим причинам в состав флотилии не был включен тральщик “Д.Диамантиди”, а орудие с него снято и установлено на бронепоезд. В Ростове находилось только одно военное судно – посыльное судно (бывшая великокняжеская яхта) “Колхида”. Об этом судне надо сказать отдельно. Яхта пришла на один из судоремонтных заводов Ростова в конце 1916 г. для ремонта. Здесь ее и застали вначале февральская, а затем и октябрьская революции. Во всех революционных событиях в Ростове ее команда принимала самое деятельное участие. И хотя ремонт был закончен летом 1917 г., революционные моряки совершенно не стремились присоединиться к флоту. Да ее никто из Ростова и не гнал. Наоборот, на ней разместилось множество советских учреждений. Причина такой любви объясняется просто – наличие большого числа комфортабельных помещений с удобной обстановкой. К комфорту не равнодушен любой чиновник – будь то белый или красный - ведут они себя одинаково. При приближении к городу белых, команда, опасаясь за свою жизнь, бросила яхту и бежала, правда, успев снять с имевшихся трех 75 мм орудий прицелы и замки, и испортив радиостанцию и паровую машину. “Колхида” стала первым судном, зачисленным в состав флотилии и одновременно ее штабным кораблем (с отдельным штатом) и атаманской яхтой. Приказом по ВВД за № 1249 от 17 октября 1918 г. атаманская яхта “Колхида” была переименована в атаманскую яхту “Пернач”, а позже в канонерскую лодку “К-18”. Машину на ней восстановили и она успела принять участие в боевых действиях Азовского отряда. Переименованная снова в “Колхиду”, яхта продолжила службу в Черноморском флоте снова как посыльное судно, вплоть до своей гибели у Варны в начале 1920 г. Благодаря энергии моряков, все технические трудности были преодолены, заводы заработали, суда ремонтировались и вооружались, был набран и обучен лич¬ный состав. К весне 1919 года Донские технические части оказались самыми большими и боеспособными на Юге России. Приказом от 31 октября 1918 года Донской Атаман Генерал от кавалерии Краснов утвердил военные флаги для Флотилии Всевеликого Войска Донского (Донской флаг) с внесением соответствующих изменений в статьи Морского Устава: 1284. Военный флаг - белый флаг с синим Андреевским крестом и войсковым гербом, помещенным в центре креста. Военный флаг поднимается на кораблях на гафеле или кормовом флагштоке. 1297. Флаг Командующего Донской Военной флотилией - военный флаг, имеющий в крыже гюйс. 1310. Транспортные и торговые суда носят флаг синий с военным флагом в крыже. 1313. Флаг для коммерческих судов - Донской флаг; состоит из трех горизонтальных полос, считая сверху, синий, желтый и алый. Он носится судами коммерческого флота, приписанного к портам Всевеликого Войска Донского. Формирование и становление морских и речных сил на Дону происходило в то время, когда Черноморский флот фактически прекратил свое существование. В Одессе, под юрисдикцией Украины, находились остатки Дунайской и Транспортной флотилий и Дивизии траления. Николаев с ремонтирующимися и строящимися судами и Севастополь вместе с флотом и крепостью был занят германскими войсками. На Азовском море в порту Ейск до лета 1918 г. базировался революционный дивизион тральщиков. В Новороссийске начиналась агония кораблей, успевших уйти из Севастополя, закончившаяся их частичным затоплением, а частично возвращением в Севастополь и сдачей немцам. Все боеспособные корабли были зачислены в состав германского флота. Почти сразу же немцы организовали вывоз в Германию из Севастополя громадных запасов флота – продовольствия, вещевого и технического снабжения. Если в Одессе у Украины под командой у заместителя командующего Черноморским флотом вице-адмирала Покровского, произведенного за особые заслуги гетманом в Бунчужные (то есть в полные адмиралы) были хоть и небольшие, но все таки достаточно сколоченные и укомплектованные личным составом флотские формирования, то в Севастополе, несмотря на большое желание, ничего сделать не удалось. Германское командование разрешило укомплектовать командами только небольшое число мелких вспомогательных судов. Единственное, что смог сделать Командующий Черноморским флотом адмирал Канин, это суметь зачислить в резерв несуществующего флота несколько сотен морских офицеров, проживавших в Севастополе без всяких средств к существованию (зачисленным в резерв выплачивалось скудное жалование, позволявшее хоть немного сводить концы с концами). Только после революции в Германии, когда в ноябре 1918 г. немецкие войска покинули Севастополь, Командование Черноморского флота, в один день ставшее из украинского российским, смогло начать комплектацию немногих оставшихся боеспособными кораблей экипажами, вооружением и снабжением. Но в этот процесс вмешались уже союзники (англичане, французы и греки), забрав под свой контроль наиболее лучшие и боеспособные корабли и угнав их из пределов Черного моря. 22 февраля Главнокомандующим ВСЮР было утверждено Боевое расписание для флота Черного моря на 1919 год. В связи с этим, на крейсере “Кагул” (14-130 мм орудия), отнесенному к действующему флоту, сразу начались ремонтные работы. Чтобы закончить их в кратчайший срок и обеспечить скорейший выход корабля в море, на крейсер был назначен командир капитан 2-го ранга Потапьев и он был отнесен к кораблям, подлежащих укомплектованию экипажей офицерами и матросами в первую очередь. Были также начаты ремонтные работы на нескольких эсминцах, миноносцах, подводных лодках и ряде вспомогательных судов. Еще в августе 1918 г., вскоре после освобождения Новороссийска от большевиков, в нем была сформирована флотилия Добровольческой армии, состоявшая из двух вооруженных пулеметами катеров и вооруженного орудиями и пулеметами ледокола Новороссийского порта “Полезный”. Никакого боевого значения она не имела, играя, больше моральное значение. К тому же ее и так невысокие боевые качества практически сводила на нет сложившаяся на “Полезном” моральная обстановка. Отношения между его гражданской командой и военным экипажем из добровольцев настолько обострились, что в конечном итоге закончились поножовщиной. Командование Черноморским флотом в этих условиях вынуждено было пойти на вооружение артиллерией имевшихся в портах Крыма частновладельческих судов, благо артиллерия калибра 75 мм и выше с боезапасом к ней в Севастополе имелась. И, конечно, наличие на Дону и Азовском море обстрелянного и дисциплинированного формирования не могло не привлечь к себе внимание морского командования. Вскоре, в связи с вхождением Донской армии в состав ВСЮР, в состав флота вошли и все Донские морские формирования. 26 февраля 1919 г. произошла реорганизация Донской военной флотилии в Речные силы Дона (Ресидон). Были расформированы отряды судов и вместо них образованы дивизионы морских и речных канонерских лодок. Часть судов флотилии была демобилизована и отдана владельцам, а остальные были распределены по дивизионам, одновременно с этим получив дополнительно к своему названию литер «К» и соответствующий порядковый номер. С этого времени эти буквенно-цифровые названия (во время Великой войны подобные носили речные канонерские лодки Дунайской военной флотилии Черноморского флота) стали преобладать в оперативных донесениях, переписке и прочих документах, практически сведя на нет употребление прежних названий. В то же время, поскольку их написание, видимо, в приказе четко оговорено не было, даже в официальной переписке стало встречаться 4 варианта одного и того же названия, например “К-14“, “К 14“, “К. 14“ и “Како 14“. Наиболее часто все же встречалось обозначение «К.». Приказом Наресидона от 26.2.19 за № 14, объявленном в приказе по Донской военной флотилии от 28.2.19 за № 59 п. 7 «к каждой речной несамоходной канонерской лодке придавался буксирный пароход, который с канонерской лодкой составлял одну целую нераздельную единицу и оба, то есть несамоходная речная канонерская лодка и буксирный пароход комплектовались одним штатом речной канонерской лодки, при чем на должности штурманского офицера назначался капитан буксирного парохода, а на должность механика – механик буксирного парохода». К несамоходным речным канонерским лодкам были прикомандированы следующие буксиры: к «К-1» – «Новочеркасск», к «К-2» – «Донец», к «К-3» – «Кубанец», к «К-5» – «Дубровин», к «К-6» – «Ростов», к «К-7» – «Амур». На должности штурманских офицеров и судовых механиков в 4-й дивизион речных канонерских лодок были назначены: на «К-14» капитан и механик парохода «Николай», на «К-15» капитан и механик парохода «Парамонов» и на «К-16» капитан и механик парохода «Алкивиадис». Речные канонерские лодки «Донец» и «Кубанец» были переведены в разряд буксирных пароходов и прикомандированы в распоряжение Командиров речных канонерских лодок, первый к «К-2», а второй – к «К-3». Приказами от 26 февраля и 2 марта 1919 г., были произведены и основные назначения командного состава дивизионов и канонерских лодок флотилии. Флотилия приняла следующий вид (на 16.мая – 4 июня 1919): Речной отряд сил Дона 1-й дивизион К-1 (болиндер) 1-6" Канэ К-2 (речной буксир "Донец") 2-3" К-3 (болиндер) 1-6" К-4 (речной буксир "Кубанец") 1-6" 2-й дивизион К-5 1-6" К-6 (речной буксир "Богатырь") 2-3" К-7 (болиндер) 1-6" К-8 (речной буксир"Ростов") 2-3" Один буксирный пароход 4-й дивизион Командир капитан 2-го ранга Феодотьев К-14 (речной буксир "Амур") 1-75 мм, 1-3" К-15 (морская самоходная баржа "Парамонов") 2-6" К-16 (болиндер) без орудий К-17 (болиндер) 1-6" Один буксирный пароход Морской отряд сил Дона 3-й дивизион (и на 15.1.20) К-9 (ледокол "Атаман Каледин") 1-75 мм К-10 (морская шхуна "Ваня") 1-6" К-11 (в проекте "Гельвеция") К-12 (морская шхуна "Амалия") 1-120 мм 5-й дивизион К-18 ("Колхида") Предполагается поставить 3-75 мм К-19 (ледокол "Донские Гирла") Предполагается поставить 1-120 мм, 1-100мм К-20 (в проекте) Транспортная флотилия сил Дона в составе 1-го и 2-го отрядов самоходных понтонов. В феврале-марте 1919 г. ВВД для Речной флотилии хотело приобрести на заводе “К.О.Ревенский” в Одессе 4 бронированных катера, вооруженных 2-75 мм орудиями и двумя пулеметами в башнях каждый. Эти катера строились по заказу Военного ведомства для Речных броневых отрядов, но на фронт из-за множества недоделок так и не попали. Не попали они и на Дон – их перекупило Кубанское казачье войско, которое также создавало свою флотилию на Азове и Кубани. В составе Донской военной флотилии было сформировано 5 дивизионов канонерских лодок. 1-й, 2-й и 4-й дивизионы были речными, а 3-й и 5-й - морские. 9 мая 1919 г. были образованы Морские и Речные силы Дона состоящие из Морского отряда, Речного отряда и Транспортной флотилии. Дивизионы речных канонерских лодок были объединены в Речной отряд, а морские – в Морской отряд. Действовавшие на Азовском море и базировавшиеся на Таганрогский порт 3-й и 5-й дивизионы канонерских лодок Донской военной флотилии часто называли Особым отрядом Азовского моря. В дальнейшем дивизионы были преобразованы в отряд обороны Азовского моря. Этот отряд, блестяще выполнивший свою задачу по очистке берегов Азовского моря от большевиков, созданный и возглавляемый капитаном 1 ранга Собецким, был целиком переброшен на нижний Днепр, где послужил ядром создания Нижне-Днепровской флотилии (в дальнейшем - Отряд судов Особого назначения). 15.9.19 отряд вступил в непосредственное подчинение Начальника Речных Сил Юга России. Донскую Транспортную флотилию образовали летом 1918 г. для перевозок различных грузов военного назначения по территории Войска и для налаживания переправ через реки. Состояла она из 2-х отрядов (16 военных транспортов) и 2-х отрядов самоходных понтонов по 3 отделения в каждом (по 15 понтонов в отделении). Штаб находился на барже в Новочеркасске. Начальники: капитан 1-го ранга Бойченков (30.3-2.4.19), полковник Дацевич (13.7.19), полковник Саблин (1.5.-6.7.19). Военными транспортами стали привлеченные по военно-судовой повинности гражданские пароходы. Самоходные понтоны строились по заказу Военного ведомства и должны были еще в 1917 г. оказаться на Дунае, но по неизвестной причине застряли в Ростове, где и пригодились. По окончании боевых действий на Дону флотилию расформировали в июне 1919 г. Отдельный Флотский береговой батальон (в документах часто назывался Отдельным Морским батальоном) был образован для подготовки флотских специалистов и являлся учебной частью. Состоял из одной сотни постоянного состава и 3-х сотен судового состава. Дислоцировался в Таганроге и находился в подчинении Главного командира портов ВВД. Приходилось ему и участвовать в боях. В дальнейшем, на его основе, были сформированы подобные батальоны для Днепровской и Волжской флотилий. Морская Тяжелая артиллерия (МТА) первоначально формировалась в составе 6 дивизионов, а затем была доведена до 9 дивизионов - по 2 батареи в каждом дивизионе. 1-й, 2-й, 3-й, 4-й, 5-й и 7-й дивизионы имели на вооружении 6", а 8-й дивизион - 8” морские орудия, установленные на железнодорожных платформах. 6-й дивизион был на тракторном ходу с буксируемыми орудиями, а 9-й дивизион был учебной частью. Каждая батарея состояла из 2-х тяжелых морских орудий на железнодорожных платформах и, по сути, являлась тяжелым бронепоездом. Основным их отличием от бронепоездов было то, что дивизионы были приспособлены также для действия на реках. Это достигалось установкой орудий вместе с платформами на баржи и давало возможность усиливать по желанию ту или иную флотилию и использовать орудия не только на воде, но и на суше. Система креплений особыми расчалками орудийной платформы к барже, давала возможность вести огонь с воды, без перестановки орудия. Автором проекта орудийных площадок являлся поручик Корпуса Корабельных Инженеров Барков. Офицерский состав лишь в небольшой части состоял из флотских офицеров. Управление Инспектора МТА и 9-й дивизион дислоцировались в Таганроге. Инспектор (Начальник) капитан 1-го ранга Подгорный. 1-я батарея строилась и вооружалась в Ростове, в Главных железнодорожных мастерских Владикавказской железной дороги и была готова к 7 февраля 1919 г. 6” орудия для нее были получены из Севастополя. Остальные батареи строились и вооружались уже на заводах в Таганроге. 6” и 8” орудия для них также были привезены из Севастополя с соответствующим боевым запасом снарядов. Позже морскими инженерами были построены как бы прототипы танков, для чего были взяты гусеничные тракторы типа “Ломбард” и на них установили английские пятифунтовые (4,2 дюйма) орудия. Скорость хода трактора была до 12 верст в час, что давало ему возможность следовать с кон¬ницей. Их изготовление велось на заводе Неф-Вильде в Таганроге. В 1919 г. организационно все эти трактора входили в состав 6-го тракторного дивизиона Морской Тяжелой Артиллерии. Так как тракторы не были забронированы, то для их охраны придавались, в виде конвоя, по два бронированных автомобиля с пулеметами и 37 миллиметровым орудием. Поскольку вся Добровольческая Армия имела очень мало тяжелой артиллерии, то все дивизионы контр-адмирала Кононова распределили по всему фронту Добрармии. Своей мощной артиллерией, прекрасно организованной, они оказали очень большую помощь войскам. Таганрогский порт был объявлен Главным военным портом, стал основной военно-морской базой, во главе которой встал генерал-лейтенант флота К. Оглоблинский. На порт базировался Морской отряд, в городе дислоцировались Морской батальон и Управление морской Тяжелой артиллерии с 9-м дивизионом. Среди моряков у контр-адмирала Кононова были следующие офицеры, доблестно работавшие на Дону, защищая честь своей Родины: капитаны 1 ранга Ромашев, Любимов, Гернет; капитаны 2 ранга Бодиско, Горленко, Драшусов, Магнус, Елкин, Данилов, Максимович, Соловьев; старшие лейтенанты Селезнев, Кияшкин, Ермолов, Головин, Чихачев и другие; инженеры: Иванов, Барков, Гончаренко, Воронов, Красицкий. На Донской военной флотилии командный состав почти весь состоял из флотских офицеров. На Транспортной флотилии моряки составляли примерно половину, а в МТА их было совсем немного – по несколько человек на дивизион. Рядовой состав, в основном, был из казаков, но небольшую часть личного состава составляли юнкера и добровольцы. В дальнейшем они стали составлять примерно половину команд. К концу мая 1919 г. Дон был освобожден от большевиков и надобность в Транспортной и Речной флотилиях отпала. В боях с красными особенно отличились речные канонерские лодки и 1-й дивизион МТА. Одним из последних боев ...

Тритон: ... на Азове, в котором принял участие Морской отряд, был неудачный десант 8 июня 1919 г. в порт Геническ, находящийся у верхнего основания Арабатской стрелки и в 10 км от единственной железной дороги в Крым. Небольшой порт и городок при нем, созданный для вывоза зерна, неожиданно приобрел стратегическое значение и за обладание им постоянно велись бои. К сожалению, этот десант окончился неудачей, гибелью транспорта “Перикл” и потерей около 70 человек, в том числе помощника Начальника обороны Азовского моря и Команпора Мариуполя капитана 2-го ранга Медведева, командира канонерской лодки “Донец” старшего лейтенанта Елкина и около десятка сухопутных и морских офицеров. До этого боя флотилия не имела потерь в судовом составе и очень небольшие среди личного состава. 27 июня 1919 г. Главнокомандующего Вооруженными Силами Юга России генерал-лейтенант Деникин издал приказ № 1317, в котором говорилось: “1. Ввиду окончания морских операций на Азовском море и в Керченском проливе, отряд обороны Азовского моря расформирован распоряжением Начальника Морского Управления, употребив судовой состав по его усмотрению. 2. Во исполнение данной мною директивы, приказываю: 1. Сформировать отряд Вооруженных судов на Волге; 2. Сформировать отряд Вооруженных судов на Среднем Днепре; 3. Сформировать на Черном море отряд судов особого назначения. Означенные формирования произвести распоряжением Начальника Морского Управления, определив состав судов, в зависимости от требований боевой обстановки. 3. Ввиду очищения Области Войска Донского от противника и выхода наших войск на реки Волга и Днепр, приказываю: Донскую военную флотилию и Морскую Тяжелую Артиллерию перебросить не Волгу, Днепр и Черное море, где они должны войти в состав формируемых отрядов. Переброске подлежит личный состав и материальная часть нижеследующих частей: а) На Волгу 2-й и 4-й дивизионы речных канонерских лодок, 6-й и 7-й дивизионы речных катеров, 4-й, 6-й и 8-й дивизионы Морской Тяжелой Артиллерии., б) На Средний Днепр (Екатеринослав) 1-й дивизион речных канонерских лодок, 5-й и 7-й дивизионы Морской Тяжелой Артиллерии, в) В отряд судов особого назначения - Отряд судов Азовского моря в составе 3-го и 5-го дивизионов канонерских лодок. 4. Организацию изложенную в п. 3, под непосредственным руководством Начальника Морского Управления, возложить на контр-адмирала Кононова, которого назначаю Начальником речных сил, с непосредственным подчинением во всех отношениях Начальнику Морского Управления”. Приказом Главнокомандующего ВСЮР за № 2426 от 21 сентября 1919 года, в дополнение его же приказа за № 1317 от 27 июня 1919 года, объявлен следующий состав РСЮР: “Штаб РСЮР; Волжская флотилия в составе: 1-го (7 катеров), 6-го, 7-го и 10-го дивизионов; Днепровская флотилия в составе: 2-го (4 броневых и 8 моторных катеров), 3-го (11 катеров), 5-го, 8-го и 9-го дивизионов; Донской флотилии в составе 4-го дивизиона; Отдельный Морской батальон; Гидроавиционный дивизион; Царицинская, Киевская и Таганрогская Морские базы; 3-й дивизион Морской Тяжелой Артиллерии. Вышеуказанный состав РСЮР надлежит числить с 27 июня 1919 года. Управление Морской Тяжелой Артиллерии со всеми дивизионами, кроме 3-го, исключается из состава РСЮР и поступает в полное распоряжение Инспектора Артиллерии ВСЮР”. 15.9.19 в непосредственное подчинение Начальника Речных Сил Юга России поступил Отряд Особого Назначения капитана 1-го ранга Собецкого. Приказами по РСЮР были расформированы Донская (№ 107 от 29 декабря 1919 года), Волжская и Днепровская (обе № 51 от 11 февраля 1920 года) флотилии. Несколько позже, приказом Командующего Черноморским флотом, было расформировано и Управление РСЮР вместе со Штабом и Снабжением. Вр. и. д. Начальника РСЮР контр-адмирал Фабрицкий. И в заключение. На какой реке или море, в каком экипаже не приходилось потом сражаться чинам Донских флотилий, они всегда продолжали именоваться казаками, гордясь, что являются сынами Великого Дона – одними из первых поднявшихся на борьбу с большевизмом.

Рамзес: для Тритона - материал этот весьма интересен и Вы его как - то пересылали раньше , но все что я в нем могу сделать это лишь дать ТТХ для основной массы судов с местами постройки (кроме может быть нескольких мелких катеров) , практически вся речная часть флотилии осталась в стране и вероятно многие дожили на Дону даже до Отечественной - но вот после 1922 основную массу судов переименовали и дальше их судьба в моих розысках просто пропадает (серьезного материала по судоходству на Дону и Кубани в 20 - 30 е годы в руки не попадалось) И что характерно - в коллекции пока практически нет фото на корабли этого региона того времени (лишь 2 - 3) - хоть там не один десяток судов паровых в то время имелся - да и про исследователей истории пароходства на Великом Дону как - то не слыхал Христофор же попал за бугор и у него там судьба интересная была - флаги несколько раз поменял и до 41 года дотянул Сейчас практически заканчиваю все что удалось на речных рижан нарыть - много интересного попалось по флотилии Советской Латвии (очень долго на нее хоть что - то искал , а сейчас есть практически полностью судьба) + и по другим флотским формированиям там, в соседней ветке частично упомянутым, есть уточнения к судьбе ряда судов - ну там материала много (внес в свою БД парочку речных регистров по теме и думаю на форуме она мало кому в таком объеме интересна - уж шибко вопрос специфический) и что характерно - большинство известных мне мобилизованных усть - двинцев (в том числе и уведенных в Ревель) позднее "светятся" в флотилиях 1919 года в районе Риги как у белых , так и у красных - то есть немцы "частную собственность" в тот период уважали и хозяевам основную часть имущества плавучего и плавающего летом - осенью 1918 в Прибалтике вернули

Автроилъ: Рамзес пишет: для Тритона - материал этот весьма интересен Очень добротный материал. Прочитал с большим интересом. С уважением...

Рамзес: для Тритона - маленький вопрос , в предидущей версии текста флотилию начали формировать еще в марте 1918 и ее первый командующий с 26 3 1918 старший лейтенант инженер-механик (с 12 5 1918 г капитан 2-го ранга) Герасимов Анатолий Георгиевич - вероятно все же с апреля ? (восстание в Ростове в этом месяце) и раньше у белых не было не не пароходов , не территории на Дону для формирования флотилии



полная версия страницы