Форум » Гражданская война » Бронепоезда и белые и красные... » Ответить

Бронепоезда и белые и красные...

wind: Решил открыть такую тему, как мне кажется очеень тесно связаную с флотом, почему наверно сами понимаете :-)) ... Возник вот такой вот вопрос, работая с документами нашел вот такой вот приказ : Приказом Командующего Морских сил на Дальнем Востоке № 1501 от 16.08.1919 г. Лейтенант В.О. Старк назначен с бронепоезда № 1 в речную флотилию . Кстати довольно часто встречал приказы с упоминанием этого бронепоезда, может кто знает что он из себя представлял . С уважением, В.

Ответов - 230, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 All

ABP_TOR: В ветке про морских летчиков упоминались офицеры служившие на бронепоезде "Адмирал Непенин" К примеру aden13 написал АЛЕКСАНДРОВ Николай Аполлонович В Добровольческой армии, ВСЮР и Русской армии до эвакуации Крыма; на бронепоезде "АДМИРАЛ НЕПЕНИН". Тяжело ранен в бою 14.10.1918 у разъезда Базовая под Ставрополем. В журнале "Военная быль" №№95-114 в была опубликована работа А,А. Власова "О бронепоездах добровольческой армии ". В этой работе бронепоезда с таким названием вообще не упоминается. Есть там следующее В Екатеринодаре 11 августа 1918 года было начато формирование бронепоезда под названием Морская батарея №2 (впоследствии легкий бронепоезд "Дмитрий Донской"). Личный состав Морской батареи был сформирован преимущественно из морских офицеров и офицеров авиации. Командиром был назначен капитан 2 ранга Марков. По тексту далее Власов упоминает что Морскую батарею №2 именовали еще и Морским бронепоездом. В октябре 1918 года командиром стал старший лейтенант Макаров. 14 октября, в утреннем тумане, на разъезде Базный бронепоезд налетел на груду шпал и сошел с рельс. После боя состав был покинут командой. После выхода из десантного вагона был смертельно ранен старший лейтенант Макаров и убиты поспешившие к нему на помощь штабс-капитан Казанский и лейтенант Варгасов Во время оставления бронепоезда и отхода из 42 чинов команды было убито 18 чел. и ранено 5 чел. Кроме названных ранее офицеров были убиты: штабс-капитан кн. Шаховской мичман Завадовский мичман Хрущев прапорщик флота Поляков прапорщик флота Лысенко прапорщик флота Березовский военный летчик подпоручик Гаврилов. После формирования нового состава командиром стал старший лейтенант Бушен. Под его командованием бронепоезд провел последние бои в январе 1919 года на Северном Кавказе дойдя до Кизляра. Затем бронепоезд был переброшен в Донбасс уже под названием "Дмитрий Донской" где 5 марта под станцией Рутченково был убит разрывом орудия лейтенант Олтаржевский. 1 июля 1919 г. капитан 2 ранга Бушен вместе с морскими офицерами отбыл на Каспий.

Dirk: Воспоминания о службе на "Донском" см.: Бушен Б.Н. На бронепоезде "Дмитрий Донской" // Морской журнал. Т.XII. 1954. № 1. С.1 - 13. Обычно в литературе о моряках в Гражданскую войну указывается, что бронепоезд назывался "Адмирал Непенин", позднее "Дмитрий Донской". Его погибший командир - старший лейтенант Анатолий Дмитриевич Макаров 3-й

wind: По моим данным на бронепоезде "Адмирал Непенин" в том бою был еще Ст. лейт. Н.Р. Вирен и Мичман И.В.Новицкий , им удалось пробиться к своим после рокового боя . ABP_TOR пишет: Кроме названных ранее офицеров были убиты: Так же, погиб в том бою, Мичман Тунцевич Николай . С уважением, В.


ABP_TOR: А командир бронепоезда в приказах не упоминался? Навскидку могу сказать следующее 1)По морскому ведомству проходил бронепоезд кавторанга Феодосьева, но он после 14 марта был передан без вооружения армии. 2)Есть еще один вариант (судя по тому что БП имеет номер) Красные используя орудия канонерки "Монгол" в июне 1918 создали два бронепоезда №1 и №2 на базе полувагонов. Кажется на "Монголе" стояли 2 орудия 75/50. Потом они попали к белым.

Автроилъ: В период Гражданской войны почти на всех фронтах на стороне белых действовали разной степени защищённости блиндированные подвижные ж.-д. составы (бронепоезда), укомплектованные моряками военного флота. Может имеет смысл выделить эту ветку для сообщений обо всех таких известных формированиях? С уважением...

Автроилъ: Из разных источников: "Дмитрiй Донской" - лёгкий бронепоезд Вооружённых сил Юга России и Русской армии. Сформирован 11 августа 1918 года в Ектеринодаре из захваченных у красных бронеплощадок (арт. транспортёров) как Морская батарея №2. Один из первых бронепоездов Добровольческой армии. Первоначально был укомплектован морскими офицерами и в этот период имел неофициальное название «Морской бронепоезд "Адмиралъ Непенинъ"». Боевую деятельность начал в сентябре 1918-ого в сражении под Армавиром. В бою у разъезда Базовая под Ставрополем (14.10.1918) из сорока двух человек команды потерял убитыми восемнадцать и ранеными пять (из них десять были офицерами). С 14 февраля 1919 года получил наименование "Дмитрiй Донской" и при реорганизации переведен в состав 3-его бронепоездного дивизиона. Оставлен при эвакуации белых войск из Керчи. Из моряков бронепоездом командовали: капитан 2-ого ранга Марков Вячеслав Николаевич (с 11.08 - по начало октября 1918), старший лейтенант Макаров Анатолий Дмитриевич (с начала октября 1918 - по 14-е число того же месяца, когда был убит) и Бушен Борис Николаевич (!4.10.1918 - 19.08.1919). Вооружение: 1 - 102 мм, 4 - 75 мм, 1 - 47 мм и 8 пулемётов.

wind: ABP_TOR пишет: Красные используя орудия канонерки "Монгол" в июне 1918 создали два бронепоезда №1 и №2 Нашел тоже упоминание про эти бронепоезда: "... Против белогвардейцев успешно действовали два бронепоезда - "Номер первый" и "Номер второй". Укомплектованы они были моряками канонерской лодки "Монгол". Командиры бронепоездов - комендоры П.Г. Зенюк и С.И. Блошенко; начальник дивизиона бронесил амурцев - артиллерийский кондуктор Д.П. Блинов. В дивизион входила так же дрезина "Черепаха", командир - машинист канонерской лодки "Сибиряк" В. Бейко ..." Это из "Военные моряки в борьбе за власть Советов на Дальнем Востоке 1917-1922 г." (Документы и материалы). Владивосток Изд. Дальневосточного Университета 1989 г. Так что наверно действительно это этот бронепоезд . ABP_TOR пишет: А командир бронепоезда в приказах не упоминался? Увы поиск по базе пока не работает, так что незнаю :-((( , ту часть приказа которую упомянул была можно сказать "персональной" :-)), шло только назначение Старка . С уважением, В.

wind: Перенес сюда топик про бронепоезд "Адмирал Непенин", думаю так будет лучше . Если есть какие то возражения, высказывайте их здесь, после их рассмотрения я их снесу . С уважением, В.

ABP_TOR: wind пишет: Перенес сюда топик про бронепоезд "Адмирал Непенин", думаю так будет лучше . Если есть какие то возражения, высказывайте их здесь, после их рассмотрения я их снесу . Возражений нет с появлением общей ветки вполне логично Бронепоезд "Памяти Иванова" Заднепровской дивизии бронепоездов 2-й Украинской Советской Красной армии кадр из хроники, возможно у кого-нибудь есть в лучшем виде или весь ролик Командир бригады, затем дивизии бронепоездов Лепетенко Семен Михайлович 1899г.р. , в 1916 г . поступил в Севастопольскую школу юнг по окончании которой в июне 1917 г. назначен на эсминец "Лейтенант Шестаков". Несмотря на молодость среди заднепровцев (а это были еще те ребята) пользовался большил авторитетом. Иначе как по имени-отчеству в всвоих воспоминаниях они его не называют и очень уважительно о нем говорят.

Автроилъ: Из воспоминаний командира батареи 2-го легкого артдивизиона СЗДА полковника А.С. Гершельмана (описываемый эпизод относится по времени к концу июня 1919 года) "В Волосово большое оживление… Против платформы стоит только что созданный бронепоезд "Адмиралъ Эссенъ". Весь черный, с тремя орудиями и несколькими пулеметами, он производил внушительное и элегантное впечатление. Он был доморощенной конструкции, - броня на нем отсутствовала и была заменена песком, насыпанным между двумя стенками. Благодаря моему близкому знакомству со старшим лейтенантом Качаловым, мне удалось подробно осмотреть броневик. Впереди находилась платформа с рельсами и шпалами для починки пути; эта же платформа предохраняла поезд от фугасов, т.к. первая попадала и взрывала фугас. Дальше платформа с 3-х дюймовым орудием, поставленным на деревянный полукруг, за ней вагон с вышкой для мелкокалиберного морского орудия, внутри вагона картечница, перекатываемая, в зависимости от цели на правую или левую стороны, потом пулеметный вагон, паровоз, и в хвосте снова вагон с пулеметами. Большинство офицеров и команды были моряки, почему и терминология у них была морская: вагон для еды и жилья - кают-компания, наблюдательная вышка командира - боевая рубка, правая и левая стороны поезда - борты. Поезду было много работы по охране Волосово от красных бронепоездов, пытавшихся обстрелять станцию и подходивших со стороны Гатчино и по Мшинской ветке."

omitsch: Бронепоезда Туапсинки Неплохой материал о бронепоездах плюс фото здесь: http://tuapsinka.ajp.ru/armor_trains.html С ув.Omitsch

Тритон: А была еще Морская Тяжелая артиллерия, созданная в 1919 г. во Всевеликом Войске Донском, а затем организационно вошедшая в Речные Силы Юга России. Состояла из 18 батарей по 2 тяжелых (6", 8") орудий сведенных в 9 дивизионов (из них 2 буксируемых орудий и 1 учебный). Остальные - по сути теже бронепоезда, в которые часть батарей в начале 1920 г. в Крыму и превратилась, получив имена погибших бронепоездов. В управлении МТА в основном были морские офицеры, а вот в дивизионах их было сравнительно немного. При создании МТА предполагалось, что орудия будут действовать как на железной дороге так и на реках для чего транспортеры с орудиями должны были прямо по рельсам заезжать на баржи и крепиться там. На деле этого ни разу не произошло и батареи воевали только на железных дорогах.

Автроилъ: Тритон пишет: предполагалось, что орудия будут действовать как на железной дороге так и на реках Весьма любопытно! Спасибо за информацию! С уважением...

Parovoz: Тритон пишет: При создании МТА предполагалось, что орудия будут действовать как на железной дороге так и на реках для чего транспортеры с орудиями должны были прямо по рельсам заезжать на баржи и крепиться там. Интересно, как это должно было реализовываться технически? Возможно, в распоряжении моряков имелись железнодорожные паромы? Или баржи изначально имели рельсовые пути для транспортировки вагонов?

ABP_TOR: Тритон Откуда информация про 8 дм? Нм в справке М.Бугураева по Бронепоездам Донской армии (он четко пишет 6 дм пушке Кане), ни у Власова этого нет. Фамилиями офицеров возглавлявших управление МТА известны?

Тритон: ABP_TOR. Вы невнимательно прочитали сообщение. К бронепоездам Донской армии МТА не имела никакого отношения. Это совершенно разные формирования и подчинение у них было разное. Информация по МТА из разных фондов РГА ВМФ. В литературе о ней практически ничего не встречается. Даю более развернутую справку."Морская Тяжелая артиллерия (МТА) первоначально формировалась в составе 6 дивизионов, а затем была доведена до 9 дивизионов по 2 батареи в каждом дивизионе. Все дивизионы кроме 8-го дивизиона вооружены 6" морскими пушками, установленными на железнодорожных платформах, а 8-й дивизион вооружен 8" морскими пушками. 6-й дивизион был на тракторном ходу с буксируемыми орудиями, а 9-й дивизион был учебной частью. Остальные дивизионы были железнодорожными. Каждая батарея состояла из 2-х тяжелых морских орудий на железнодорожных платформах и, по сути, являлась тяжелым бронепоездом. Основным их отличием от бронепоездов было то, что дивизионы были приспособлены также для действия на реках. Это достигалось установкой орудий вместе с платформами на баржи и давало возможность усиливать по желанию ту или иную флотилию и использовать орудия не только на воде, но и на суше. Система креплений особыми расчалками орудийной платформы к барже, давало возможность вести огонь с воды, без перестановки орудия. Автором проекта орудийных площадок, по видимому, являлся поручик Корпуса Корабельных Инженеров Барков. Офицерский состав лишь в небольшой части состоял из флотских офицеров. Управление Инспектора МТА и 9-й дивизион дислоцировались в Таганроге. Инспектор (Начальник) капитан 1-го ранга Подгорный. 1-я батарея была готова 7 февраля 1919 г. На заводах в Таганроге, были созданы железнодорожные платформы, на которых были установлены дальнобойные шестидюймовые и восьмидюймовые орудия. Эти орудия также были привезены из Севастополя с соответствующим боевым запасом снарядов. Приказом по Донской военной флотилии за № 4 от 4 января 1919 года, на постройку платформ для установки орудий назначен Флагманский корабельный инженер поручик Барков, на оборудование подвижного состава для поездов инженер подпоручик Иванов, на ремонт паровозов капитан Чекалин. Приказом по Донской военной флотилии от 24 января 1919 года за № 24 п. 1 были, в основном, укомплектованы офицерским составом батареи 1-го и 2-го Морских тяжелых артиллерийских дивизионов. В последующие дни назначения продолжались как в эти так и в другие дивизионы. Список офицеров и командного состава Морской тяжелой артиллерии. Управление Инспектора Морской тяжелой артиллерии И.д. инспектора артиллерии капитан 2-го ранга Подгорный (пр. по Двф от 2.2.19 за № 33 п. 1) Флаг-капитан капитан 2-го ранга Гернет (пр. по Двф от 1.2.19 за № 32 п. 1 с 5.1.19) старший лейтенант Перфильев (пр. по Двф от 21.2.19 за № 52 п. 1 с 12.2.19) Флагманский минный офицер Штаба МТА лейтенант Шестаков (пр. по Двф от 5.2.19 за № 36 п. 11 с 1.2.19) Флагманский инженер-механик капитан 2-го ранга Можжухин (пр. по Двф от 3.2.19 за № 34 п. 11 с 5.1.19) Корпуса Корабельных Инженеров поручик Барков 9.19 Флагманский ревизор старший лейтенант Поляков (пр. по Двф от 26.1.19 за № 26 п. 2 с 5.1.19) (пр. по Двф от 14.2.19 за № 45 п. 2 с 13.2.19) 1-й морской тяжелый артиллерийский дивизион Командир дивизиона капитан 2-го ранга Подгорный (пр. по Двф от 24.1.19 за № 24 п. 1 с 5.1.19) (пр. по Двф от 2.2.19 за № 33 п. 1) подполковник Кушнарев (пр. по Двф от 2.2.19 за № 33 п. 1) Флагманский артиллерист лейтенант Кияшкин (пр. по Двф от 24.1.19 за № 24 п. 1 с 5.1.19) Флаг-Офицер подпоручик по Адмиралтейству Найденко (пр. по Двф от 24.1.19 за № 24 п. 1 с 5.1.19) Заведующий артиллерийским складом мичман Селиванов (пр. по Двф от 24.1.19 за № 24 п. 1 с 5.1.19) Помощник заведующего складом снарядов военный чиновник Коллежский регистратор Манохин (пр. по Двф от 26.1.19 за № 26 п. 9 с 5.1.19) Комендант поезда инженер-механик старший лейтенант Дедов (пр. по Двф от 24.1.19 за № 24 п. 1 с 5.1.19) мичман Алимов (пр. по Двф от 5.2.19 за № 36 п. 11 с 1.2.19) Врач дивизиона врач Романовский (пр. по Двф от 27.1.19 за № 27 п. 8 с 5.1.19) На месте машинного кондуктора мичман военного времени Захаров (пр. по Двф от 24.1.19 за № 24 п. 1 с 5.1.19) Пулеметчик сотник Высочин (пр. по Двф от 3.2.19 за № 34 п. 11 с 5.1.19) Вольноопределяющийся 1-го разряда чиновник военного времени Дубенский (пр. по Двф от 1.2.19 за № 32 п. 9 с 1.2.19) Доброволец чиновник военного времени Лосев (пр. по Двф от 1.2.19 за № 32 п. 9) Доброволец чиновник военного времени Пашков (пр. по Двф от 1.2.19 за № 32 п. 9) Доброволец чиновник военного времени Рикин (пр. по Двф от 1.2.19 за № 32 п. 9) 1-я батарея Командир: старший лейтенант Максимович (пр. по Двф от 24.1.19 за № 24 п. 1 с 5.1.19) (пр. по Двф от 27.1.19 за № 27 п. 1 пр № 24 отменен) капитан Яковлев (пр. по Двф от 27.1.19 за № 27 п. 1) Старший офицер поручик Баллион (пр. по Двф от 29.1.19 за № 29 п. 6) Младший офицер мичман Тригони (пр. по Двф от 24.1.19 за № 24 п. 1 с 5.1.19) Делопроизводитель подпоручик Остапенко (пр. по Двф от 24.1.19 за № 24 п. 1 с 5.1.19) поручик Шаркевич (пр. по Двф от 29.1.19 за № 29 п. 6) 2-я батарея Командир капитан артиллерии Дружеловский (пр. по Двф от 24.1.19 за № 24 п. 1 с 5.1.19) Старший офицер лейтенант Чехов (пр. по Двф от 3.2.19 за № 34 п. 11 с 5.1.19) Младший офицер мичман Эльманович (пр. по Двф от 24.1.19 за № 24 п. 1 с 5.1.19) Делопроизводитель мичман Юденич (пр. по Двф от 24.1.19 за № 24 п. 1 с 5.1.19) 2-й морской тяжелый артиллерийский дивизион: Командир дивизиона полковник артиллерии Цицерон (пр. по Двф от 24.1.19 за № 24 п. 1 с 5.1.19 -12.2.19) Флагманский артиллерист старший лейтенант Колюбакин (пр. по Двф от 24.1.19 за № 24 п. 1 с 5.1.19) Флаг-Офицер лейтенант Цветков (пр. по Двф от 24.1.19 за № 24 п. 1 с 5.1.19) (пр. по Двф от 30.1.19 за № 30 п.2) мичман Карбаниер (пр. по Двф от 26.1.19 за № 26 п. 1 и от 30.1.19 за № 30 п. 2 с 5.1.19) Врач дивизиона врач Бурко (пр. по Двф от 27.1.19 за № 27 п. 8 с 5.1.19) Заведующий артиллерийским складом минно-артиллерийский содержатель Коллежский Ассестор Макаров (пр. по Двф от 24.1.19 за № 24 п. 1 с 5.1.19) 3-я батарея Командир: старший лейтенант Россетр (пр. по Двф от 24.1.19 за № 24 п. 1 с 5.1.19) (пр. по Двф от 26.1.19 за № 26 п. 1 приказ № 24 отменен) капитан Орлин (пр. по Двф от 26.1.19 за № 26 п. 1 с 5.1.19) Старший офицер поручик артиллерии Орлов (пр. по Двф от 24.1.19 за № 24 п. 1 с 5.1.19) (пр. по Двф от 3.2.19 за № 34 п. 12 с 5.1.19) лейтенант Гончаревский (пр. по Двф от 3.2.19 за № 34 п. 11 с 5.1.19) Младший офицер прапорщик артиллерии Морозов (пр. по Двф от 24.1.19 за № 24 п. 1 с 5.1.19) мичман Тыминский (пр. по Двф от 5.2.19 за № 36 п. 6 с 1.2.19) штабс-капитан Кладо (пр. по Двф от 9.2.19 за № 40 п. 2 с 1.2.19) Офицер (младший?) поручик Баллион (пр. по Двф от 25.1.19 за № 25 п. 1 с 5.1.19) (пр. по Двф от 29.1.19 за № 28 п. 6) Артиллерийским кондуктором (на 24.1.19 – нет) 4-я батарея Командир капитан артиллерии Кочетов (пр. по Двф от 24.1.19 за № 24 п. 1 с 5.1.19) Старший офицер поручик артиллерии Ардамацкий (пр. по Двф от 24.1.19 за № 24 п. 1 с 5.1.19) (пр. по Двф от 30.1.19 за № 30 п. 1) штабс-капитан Мартос (пр. по Двф от 27.1.19 за № 27 п. 8 с 5.1.19 и от 30.1.19 за № 30 п. 1) Младший офицер прапорщик артиллерии Крачкевич (пр. по Двф от 24.1.19 за № 24 п. 1 с 5.1.19) Артиллерийский кондуктор артиллерийский кондуктор Карпух (пр. по Двф от 24.1.19 за № 24 п. 1 с 5.1.19) (пр. по Двф от 30.1.19 за № 30 п. 8) артиллерийский кондуктор Томак (пр. по Двф от 27.1.19 за № 27 п. 8 с 5.1.19 и от 30.1.19 за № 30 п. 8) 3-й морской тяжелый артиллерийский дивизион: Вр.и.о. Командира подполковник Кушнарев (пр. по Двф от 26.1.19 за № 26 п. 3 с 5.1.19) (пр. по Двф от 2.2.19 за № 33 п. 1) Флаг-офицер сотник Свицкий (пр. по Двф от 1.2.19 за № 32 п. 2 с 5.1.19) корнет Ильенко (пр. по Двф от 6.2.19 за № 37 п. 5 с 1.2.19) Комендант поезда мичман военного времени Жибартович (пр. по Двф от 25.1.19 за № 25 п. 1 с 5.1.19) Пулеметный офицер прапорщик Устинович (пр. по Двф от 3.2.19 за № 34 п. 11 с 5.1.19) Заведующий складом снарядов сотник Волошин (пр. по Двф от 3.2.19 за № 34 п. 6 с 5.1.19) 5-я батарея Младший офицер прапорщик Головинов (пр. по Двф от 3.2.19 за № 34 п. 11 с 5.1.19) 6-я батарея Делопроизводитель прапорщик Редько (пр. по Двф от 3.2.19 за № 34 п. 7 с 5.1.19) 4-й морской тяжелый артиллерийский дивизион: (учебный?? - 11.2.19) Командир полковник Кириллов (пр. по Двф от 3.2.19 за № 34 п. 11 с 5.1.19) Помощник Заведующего складом снарядов техник Ермаков (пр. по Двф от 26.1.19 за № 26 п. 14 с 5.1.19) ??? прапорщик Рамбюр (пр. по Двф от 11.2.19 за № 42 п. 4 с 1.2.19 ком) 7-я батарея Командир старший лейтенант Елкин (пр. по Двф от 1.2.19 за № 32 п. 4 с 5.1.19) (пр. по Двф от 15.2.19 за № 46 п. 1 с 1.2.19; № 32 п.4 отменен) Делопроизводитель мичман военного времени Хренников (пр. по Двф от 3.2.19 за № 34 п. 5 с 5.1.19) 5-й морской тяжелый артиллерийский дивизион: Комендант (поезда?) мичман военного времени Никулин (пр. по Двф от 25.1.19 за № 25 п. 1 с 5.1.19) Помощник Заведующего складом снарядов техник Коллежский Регистратор Ильин (пр. по Двф от 26.1.19 за № 26 п. 6 с 5.1.19) 6-й Морской тяжелый артиллерийский дивизион Комендант (поезда?) подпоручик Дроботов (пр. по Двф от 25.1 19 за № 25 п. 1 с 5.1.19) Помощник заведующего складом снарядов чиновник военного времени Вифляндцев (пр. по Двф от 24.1.19 за № 24 п. 3 с 5.1.19) 11-я батарея Младший офицер поручик Шаркевич (пр. по Двф от 25.1.19 за № 25 п. 1 с 5.1.19) (пр. по Двф от 29.1.19 за № 29 п. 6) 12-я батарея Делопроизводитель батареи корабельный техник Шумаков (пр. по Двф от 1.2.19 за № 32 п. 5 с 5.1.19) На 14.2.19 по временному штату МТА (ВВД) состояла из 6 дивизионов, то есть из 12 батарей по 2 тяжелых орудия в каждом. Временный Штат Морской Тяжелой Артиллерии (МТА) в составе шести дивизионов, то есть двенадцати батарей по 2 тяжелых орудия в каждом Управление инспектора Морской Тяжелой Артиллерии. а) офицеры: Инспектор артиллерии (контр-адмирал) 1 Флаг-капитан (капитан 1-го ранга) 1 Флагманский артиллерист (капитан 2-го ранга) 1 Флаг-офицер (старший лейтенант) 1 Флагманский ревизор (штаб-офицер) 1 б) военные чиновники: Делопроизводитель 1 в) строевые 5 г) нестроевые 20 д) Обоз. Походных кухонь 1 е) Автомобили 1 Начальник связи и заведующий подрывными партиями и радиотелеграфом. а) офицеры: Флагманский минный офицер (капитан 2-го ранга) 1 б) строевые 13 в) нестроевые 2 Заведующий вагонами-мастерскими и ремонтом артиллерии. а) офицеры: Флагманский инженер-механик (старший лейтенант) 1 б) нестроевые 8 Заведывание снабжением в Севастополе, Одессе и Николаеве а) офицеры: Штаб офицер для поручений 2 Обер-офицеры для поручений 2 б) строевые 36 в) нестроевые 14 г) артиллерия: орудий 2 телефонных двуколок 1 д) обоз (интендантский) походные кухни 1 Состав поезда для Управления Начальника артиллерии паровоз 1 вагонов 1-го и 2-го класса 2 вагонов 3-го класса 2 вагонов-кухонь 1 теплушка для радиостанции 1 товарных вагонов для лошадей 1 платформ 1 поездная бригада 12 Состав поезда для дивизиона (двух батарейного состава) паровозов 2 платформ с орудиями 4 вагонов со снарядами 4 санитарный вагон 1 вагонов 2-го класса 2 вагон-кухня 1 теплушек или вагонов 3-го класса 5 вагонов для лошадей 4 платформ для двуколок 1 платформы для технической мастерской 2 вагон-мастерская - 1 поездная бригада: офицер (комендант поезда) 1 железнодорожные служащие 19 ремонтная команда 3 Управление дивизиона а) офицеры: Командир дивизиона (капитан 1-го ранга) 1 Флагманский артиллерист (капитан 2-го ранга) 1 Флаг-офицер (лейтенант) 1 Офицер-пулеметчик (обер-офицер) 1 Ревизор (обер-офицер, может быть чиновник) 1 Заведующий складом снарядов (обер-офицер, может быть чиновник)1 б) военные чиновники: Врач 1 Помощник Заведующего складом снарядов 1 в) строевые 64 г) нестроевые 27 д) артиллерийское вооружение: пулеметы 4 е) обоз (артиллерийский) телефонные двуколки 2 ж) обоз (интендантский) походные кухни 1 санитарные двуколки 1 Батарея а) офицеры: Командир батареи (капитан 2-го ранга) 1 Старший офицер батареи (старший лейтенант) 1 Младший офицер батареи (лейтенант) 1 б) военные чиновники: Делопроизводитель 1 Когда состав МТА был увеличен до 9 дивизионов произошли некоторые изменения и в командном составе.

Автроилъ: Вы это специально? ...нет слов! С восхищением...

ABP_TOR: Тритон Благодарю за столь развернутый ответ. Информация весьма для меня интересная. Я очень внимательно прочитал Ваш предыдущий пост. М. Бугураев как раз половину своей короткой справки посвящает именно БМТА, так как в 1919 году Донская бронепоездная бригада генерал-майора Кондырина была разделена на два полка (по 7 бронепоездов в каждом). А в полк кроме бронепоездов входил дивизион из двух БМТА. Поясняю в чем вопрос для меня. 6 дм Кане вполне вписывается в обычный четырехосный полувагон (естественно с усилениями) 8-дм орудие требует уже специальной многоосной базы то бишь транспортера. Транспортеры специальной постройки в Росии были наперечет. 1) Две штуки под 10 дм (это Морская тяжелая жд батарея о которой я писал в разделе ПМВ) они есть у Амирханова в его работе по ЖДА. 2)И транспортеры для перевозки подлодок на Дальний Восток, их в ГВ приспособили под орудия. Правда был еще вариант с приспособлением дополнительной тележки под полувагон, чтобы получить шестиосную базу, но такие я видел на фото только с 6-ти дюймовками -это "Гроза" (фото есть в ЦМВМС) и "Атаман Чуркин"

Тритон: Parovoz. Конечно никаких железнодорожных паромов у казаков не было и осуществить это думали уже не на Дону, а на Днепре и Волге. Предполагалось использовать большие баржи (какие - нигде не встретил)сделав на них рельсовый путь. Естественно, для этого нужно было какое то время, но по расчетам, это получалось быстрее чем переставлять орудия и делать подкрепления. На Днепре, при формировании флотилии и вооружении болиндеров К-5 и К-7 пошли традиционным путем, но при этом, не найдя подходящей баржи, пришлось полуразобрать пароход. На Волге же это чучь чуть не произошло, но красные или угнали или буквально под носом у белых потопили подходящие баржи. Так эта необычная идея и осталась неосуществленной.

ABP_TOR: Тритон пишет: Информация по МТА из разных фондов РГА ВМФ. В литературе о ней практически ничего не встречается. О действиях некоторых БМТА есть у Власова, там где они взаимодействовали с бронепоездами Добрармии, а также о переформировании их в тяжелые БП Русской армии в Крыму. У воспоминаниях красных конников мне попадался эпизод когда они попытались выстрелить из такой трофейной ЖДУ поперек рельсового пути, без установленных упоров (домкратов). Естествено при выстреле она перевернулась.

Тритон: ABP_TOR. Я Вас понял. Для 6" орудий использовались обычные металлические 4-осные полувагоны (я такие лет 20 назад на заводе в Люблино видел). 8-й дивизион с 8" орудиями (мне неизвестно весь или только одна батарея) отступил в Новороссийск и там был захвачен красными. В свое время, Широкорад в одной из своих работ (кажется в "Железнодорожном деле" - надо проверить) опубликовал фотографию, очень плохого качества, и утверждал, что это именно 8" батарея. Не вызывает сомнения только одно - это действительно Новороссийск. По внешнему виду это такой же полувагон, к сожалению колес не видно. Мне кажется, что я однажды видел этот вид в одной из кинохроник по Гражданской войне. Если это действительно так, то искать нужно в Красногорске.

wind: Где то у меня были воспоминания К. Адм. Кононова о создании и действии МТА, завтра постараюсь их найти ... С уважением, В.

ABP_TOR: wind Вполне приемлемое название, просто предыдущее несло некоторое смыслово ограничение. wind пишет: Где то у меня были воспоминания К. Адм. Кононова о создании и действии МТА, завтра постараюсь их найти ... Было бы интересно посмотреть.

ABP_TOR: ВБ №109 (март 1971) с.40 Из трех оказавшихся в Крыму батарей 1-го дивизиона Морской тяжелой артиллерии были образованы три тяжелых бронепоезда. Они получили названия: «Москва», «Иоанн Калита» и «Единая Россия». с.41 В бою у станции Джамбулак участвовал в этот день (4-го апреля 1920 г.) также тяжелый бронепоезд «Иоанн Калита». Им командовал капитан Норенберг, состоявший перед этим командиром батареи Морской тяжелой артиллерии. Боевая часть бронепоезда «Иоанн Калита» состояла в это время из одной бронеплощадки с 6-дюймовым морским орудием системы Канне и одной бронеплощадки с 5-дюймовым английским орудием. с.42 14 апреля команда бронепоезда «Единая Россия» приняла боевой состав батареи Морской тяжелой артиллерии. Командиром бронепоезда «Единая Россия» был назначен капитан Смирнов, состоявший до того командиром означенной батареи. 27 апреля тяжелый бронепоезд «Единая Россия» выехал на фронт к станции Сальково.

ABP_TOR: Вернемся к теме бронеплощадка "Гроза"

ABP_TOR: Автроилъ пишет: Я, всего лишь высказал свою точку зрения на некоторые вопросы (не навязывая её никому) и в дальнейшем в развязанном Вами споре пытался отстоять своё право иметь какие-либо убеждения. Мне несимпатичны большевики, но кто Вам сказал, что я собираюсь плевать в могилы? Господи, какая скука... Хм-м-м, улыбнуло. Перечитайте себя любимого... Впрочем к теме все это отношения не имеет и wind, как обещал, уберет все эти посты

ABP_TOR: "Атаман Чуркин" вместе с "Грозой" это примеры превращения обычного четырехосного полувагона в шестиосный введением дополнительной тележки по центру для устранения прогиба под орудием и снижения нагрузки на ось.

Рамзес: давненько не был на форуме и что - то и тут мини гражданской войной запахло (хорошо хоть пока насловах) - Господа (или Мужики - кому как больше нравится) тема форума немного все же о другом Ну а насчет белых бпр на порядок меньше чем красных сильно не согласен - хоть и не совсем мой профиль и в базу просто сбрасывал тех кто попадал под руку,учитывая , что тема к флоту нередко отношение имела и по людям и по вооружению и иногда даже по БД - вспомните бой Терца с красным бронепоездом у Геническа (слишком сильно тему не копал) пока соотношение у меня где- то 170 - 180 против около 100 (красные - белые) ну и десятка три разных самостийников имеется от армян до латышей и от финнов до самых ширых хохлов (это всю территорию бывшей империи беру и поезда не только флотского разлива - ну правда без поляков , хоть и они чего - то от нас перехватили и остатки этого чего - то нам в 39 тоже вернулись ненадолго)

ABP_TOR: Рамзес пишет: Ну а насчет белых бпр на порядок меньше чем красных сильно не согласен - хоть и не совсем мой профиль и в базу просто сбрасывал тех кто попадал под руку,учитывая , что тема к флоту нередко отношение имела и по людям и по вооружению и иногда даже по БД - вспомните бой Терца с красным бронепоездом у Геническа (слишком сильно тему не копал) пока соотношение у меня где- то 170 - 180 против около 100 (красные - белые) Передо мной сейчас лежит тетрадочка общая выпущенная до денежной реформы 1961г. В ней имеется написанный от руки "Список броневых поездов Красной Армии 1918-1922 г. По фондам ЦГАКА." в нем 558 названий. Скажу чего в нем нет-нет бронепоездов Заднепровской дивизии бронепоездов, нет большей части бронепоездов Укрфронта первой половины 1919 года, нет большинства поездов погибших в 1918 году которые не успели пройти регистрацию, нет бронепоездов которые находились в распоряжении губвоенкомов и т.д.

Рамзес: для ABP_TOR - один вопрос , Ваша тетрадь учитывает переименования и переформирования бпр в ходе боевых действий , если да - то по доброму завидую (просто некоторые эту процедуру проходили не по одному разу) да и на белых у меня наверняка пробелов хватает , ну а то что их в целом в войне участвовало больше чем бронеавтомобилей (и уж однозначно в десятки раз больше чем танков) тут сомнений нет - вспомните , большая часть 1918 года прошла в войне именно вдоль ж/д , они нередко оставались единственным возможным путем передвижения (ну еще реки где были) ибо в остальном все перекрывали банды и частенько у каждого уважаемого села была своя , а ж/д при царе настроить все же успели и у нас на Украине система их разделения (Приднепровская , Одесская , Юго - Западная) в целом соответствуют еще царскому подразделу



полная версия страницы