Форум » Гражданская война » Бизертинский финал. » Ответить

Бизертинский финал.

Автроилъ: Русская Голгофа В конце декабря 1920 года в тунисский порт Бизерта прибыли 33 корабля белого Черноморского флота, которые вывезли около 6000 человек, непожелавших остаться в занятом большевиками Крыму. Из них - 700 офицеров, почти 2000 человек команды, жены и дети. Четыре года оставшиеся на эскадре жили в походных условиях. Учились в корабельной школе, молились в корабельной церкви, и каждый день поднимали на кораблях Андреевский флаги. И вот наступило 29-е октября 1924 года. В полдень на эскадренный миноносец "Дерзкiй" прибыл военно-морской префект Франции в Бизерте адмирал Эксельманс. Он сделал сообщение о признании французским правительством СССР и последовавшем за этим указом о расформировании Русской эскадры. В тот же день в 17 часов 25 минут на русских кораблях в последний раз построились сильно поредевшие команды. Легкий бриз играл полотнищами Андреевских стягов. В тишине неестественно громко прозвучали команды: «На флаг и гюйс смирно! Флаг и гюйс спустить!». Под звуки сигнальных рожков и боцманских дудок медленно скользили вниз флаги с изображением креста Святого Андрея Первозванного. Символ Флота, символ былой, почти 250-летней славы и величия теперь далекой от них России, которому они так долго служили, был спущен. Многим тогда казалось — навсегда. Чины Русской эскадры в Бизерте. В центре командующий эскадрой контр-адмирал М.А. Беренс (МК 1898). Третий справа стоит судовой врач В.И. Бологовской. (Из собрания П. Науменко, Севастополь). Господа, а может можно признать кого-либо ещё на фотографии?

Ответов - 241, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 All

kerbyol: Кажется, что с этой фотографией еще виднее что это он (см, ухо)

Тритон: wind Володя. Когда я говорил про ледоколы, то я и имел в виду "Джигит" и "Гайдамак". На "Джигит" ты вышел сам. А по поводу твоей гипотезы я еще раз хочу остановиться на времени сьемки. Если это снято после прихода в Бизерту то количество офицеров не должно удивлять. На снимке 22 человека. Из них один с аксельбантами явно зашел в гости. Командир, старший офицер, старший артиллерист, штурман, старший механик, ревизор (возможно, чиновник на первом плане), 2-3 младших механика, 2 плутонговых командира, пулеметный офицер. Вот уже получается 13 человек. Да еще в командах было довольно много обер-офицеров, в том числе и сухопутных, на матросских должностях - пулеметчиков, комендоров, сигнальщиков, машинистов. И тогда тогда оставшиеся 9 офицеров вполне пристроены. Но если снимок сделан где то через год, то картина будет совсем другая. Команды были сокращены и на снимке уже может быть уже командный состав отряда. У меня где то были установленные новые штаты, но без фамилий. Надо посмотреть.

kerbyol: Wind, Огромное спасибо. Слышу это имя в первый раз. Нужно будет разобраться с родственниками. Почему имеются эти фотографиив семейном альбоме.


wind: Тритон Стас, Никитенко командовал "Джигитом" в 1921 г. причем если мне память не врет то где то с января, и где то до середины 1921 г. хотя может и ошибаюсь ... А почему говорю что это могут быть офицеры с разных судов эскадры, мне почему то кажется я знаю самого крайнего офицера, Старлея в темном мундире с прямым пробором, а он помоему никак не относится к "Джигиту", не буду зарекаться ;-)), потому как мне доподлинно это не известно ... kerbyol пишет: Слышу это имя в первый раз. Глеб Николаевич Никитенко в 1975 г. был еще жив, проживал в Ницце С уважением, В.

aden13: wind пишет: Глеб Николаевич Никитенко в 1975 г. был еще жив, проживал в Ницце Вроде бы Никитенко командовал "Джигитом" с января по декабрь 1921 года, а умер он 28.04.1984 в Каннах

Юрген: 15 ноября 1921 г. для моряков, эвакуированных в Бизерту, был учрежден нагрудный знак в виде прямоугольного креста. Крест изготавливался из белого металла, покрывался черной краской и имел по всему периметру белую кайму. Поперек креста имелась надпись: «Бизерта», а в верхнем и нижнем концах — даты «1920» и «1921». Надпись и даты заливались белой эмалью. Существовали образцы «бизертского креста», выполненные из серебра и покрытые черной и белой эмалями. Правозащитная организация «Морское собрание», созданная в Севастополе по инициативе В. В. Стефановского в связи с 75-летием окончания Гражданской войны в Крыму, учредила нагрудный знак «Бизертский крест». Этот знак является копией креста 1921 г. и вручается «за вклад в раскрытие былых страниц истории Российского флота и Отечества», за «вклад в подготовку к 300-летию Российского флота» и т. п. С уважением Ю.

stem: Автроилъ пишет: Список чинов Морского ведомства, которые входили в состав команд интернированных в Бизерте судов Русской Эскадры (1920-1924) и были похоронены в Тунисе. * Кокушкин Павел Михайлович (1885-1938), инж.-механик ст. лейтенант. В "Списке л/с..." указано, что Кокушкин П.М. (на 1917 г.) лейтенант флота. А переведен во флот еще в 1910 г. из механиков. Могло такое быть, что обратно переводили?

kerbyol: Уважаемый Wind, Просмотрев разные посты попала на Ваш пост № 1533 с фото Никитенко Г.Н. как быть с постом № 2550 ? Заранее прошу извинить за такой "наглый" вопрос, так как в этих делах совсем не разбираюсь. С уважением Kerbyol

Автроилъ: kerbyol пишет: как быть с постом № 2550 ? Вопрос, конешно, интересный... С уважением...

Юрген: Извините, если повтор, но для новичков не могу не прорекламировать эту книгу. С уважением Ю.

Vagabond: Ув. Юрген, реклама работает, а где достать это ?? С уважением.

Рамзес: Vagabond - в бумаге вероятно уже нигде (тираж не самый большой и давно закончился) , ну а в электронке у подлинных ценителей "прекрасного" Весьма нехуденький сборник и чтобы его сканить или распознать время требуется в общем - то приличное

velbot-067: Рамзес пишет: чтобы его сканить или распознать время требуется в общем - то приличное В книге всего лишь 560 страниц, чтобы их отсканировать - работы максимум на неделю

Ермакъ: Рамзес пишет: в бумаге вероятно уже нигде (тираж не самый большой и давно закончился) Да ничего подобного! Увы, издательство так и не смогло продать тираж этой замечательной книги... Так что в офисе издательства "Согласие" можно купить и "Бизертинский МС" и "Записки подводника" Меркушова и "Морские рассказы писателей Русского Зарубежья". В среднем по 200 руб. за каждую. Их адрес: 115054, Москва, Бахрушина ул., 28 +7 (495) 9592047 В магазинах тоже есть, но дороже.

Автроилъ: Нашёл на просторах интернета. Размер маленький , но больно уж фотография хорошая.

Юрген: Ермакъ пишет: В магазинах тоже есть, Сам недавно видел в питерском "Снарке" за 427 р. С уваженим Ю.

Vagabond: Ув Ермакъ, мне до Москвы 20 тыс верст. А в интернет-маганзине OZON уже их нет. Может где ещё в инете есть? Спасибо.

kerbyol: Бывший "Кронштадт" переименован французами "Вулкан" в 1921 г. исключен из списков в 1938 г.

temnikov: La flotte des Russes blancs Marc Saibиne http://www.aamm.fr/55_Biblio/Pres/Livre0026.htm

Автроилъ: temnikov пишет: La flotte des Russes blancs Non, mais je rêve ! Ça doit coûter un max de pognon !

temnikov: Автроилъ пишет: Non, mais je rêve ! Ça doit coûter un max de pognon ! Tout mon respect naval.

Рамзес: Мужики - на соседней ветке тоже "ругались" тока на латынском и в результате добрый дядька Ад рем ее прикрыл, хотя может со временем во что полезное бы и выросла Вопрос к Темникову (конечно если книжица сия имеется ибо вышла очень недавно) - насколько стоящая , стоит ли ее брать ? Цена даже по нашим окраинским меркам в принципе терпимая , но вот что пересыл будет стоит не знаю Интересны 3 момента - есть ли что из фот транспортов и малышей неизвестных ранее , есть ли полный список судов уведенных Врангелем (тут диапазон в разных изданиях от 150 уже до 209) и есть ли что по катерам уведенным (просто сейчас Гринпортами занялся , по одним данным что - то белые все же утащили , по другим затоплены на переходе в шторм) Заранее благодарен , если будут ответы

Автроилъ: temnikov пишет: Tout mon respect naval. Monsieur Temnikoff ! Vu es vraiment fort ! Chapeau ! Всё понял, в следующий раз в Париж едем вдвоём. С уважением...

temnikov: Рамзес пишет: Интересны 3 момента - есть ли что из фот транспортов и малышей неизвестных ранее , есть ли полный список судов уведенных Врангелем (тут диапазон в разных изданиях от 150 уже до 209) и есть ли что по катерам уведенным (просто сейчас Гринпортами занялся , по одним данным что - то белые все же утащили , по другим затоплены на переходе в шторм) Заранее благодарен , если будут ответы Увы я имею представление о книге точно такое как и вы. Только обнаружил.

kerbyol: В книге есть список с 130 судами с их местонахождением до эвакуации с указанием предполагаемого места назначения. Список составлен на 14 ноября. Если катер по французски "vedette" то указаны S.K.1 - S.K.8.

Рамзес: Спасибо kerbyol - да по катерам они Правда если французы дают что увели все 8 и они дошли до Стамбула это серьезно старые версии из наших справочников поправить может , бум думать - даже Варнек и сборники с документами того времени (разумеется советского периода) так много уведенных малышей не числили

kerbyol: Рамзес В самом деле, вот что есть в таблице. SK 2 и SK 4 нет. Название ; Год выпуска ; Водоизмещение ; Основные размеры L : Длина Td : Осадка ; Мощность (лс) Скорость (узел) ; Вооружение ; Местонахождение при эвакуации. Как заметно, не все поля заполнены. SK 1 (Cap. Medvideff) ; L : 31 m ; Td : 1.9 m ; 440 ch ; 16 nd ; 1 x 37 mm ; от Севастополя к Константинополю SK 3 1x 37 mm ; Покинут в море SK 5 1х 37 mm На Алеексееве к Константинополю SK 6 1 х 37 mm От Севастополя к Константинополю SK 7 1 х 37 mm На Алексееве к Константинополю SK 8 1916 ; 22 t ; L : 26 m Td : 1,8 m ; 500 ch 12 nd ; 1 x 37 mm ; от Севастополя к Константинополю С уважением

kerbyol: Кому интерсно и кто понимает по французски http://www.aaomir.net/spip.php?article22

Рамзес: kerbyol - большое Спасибо за новую инфу , заставляет задуматься и кой чего править VVY- понимаю что Гринпорты дело практически неподъемное , но говорят глаза боятся, а руки делают и если не мы то кто же, кому еще старые малыши интересны ? Может попробуем начать по примеру Севера , глядишь что - то и получится Самое неподъемное для меня это стыковать заводские номера с номерами полученными во флоте – приказ нужен, вероятно и не один , а раз его нет начну фигурировать номерами , что имели на момент ВОСР Итак – общее число на ЧМ 31 штука и хотя визуально серия от серии отличались считаю условно однотипными и главная проблема - соотнести судьбы в период гражданской и после. Уберу для начала те, на кого больших сомнений нет и посмотрим кто остался Повторю их № 511 – 518 521 – 528 531 – 538 и 541 – 547 1) Красные увезли из Новороссийска 8 штук – по номерам 514 516 541 542 545 546 547 особых сомнений пока нет – судьбы известны по боям в гражданскую и вроде с такими номерами в белом флоте не светились (может со временем накладки и будут , но пока эту семерку уберем) , проблема с катером который Бережной дает как № 513 – по нему это будущий Пронзительный , но катер с таким номером есть у белых (в смысле 313 – 513) оставим пока натяжку на позже – значит 24 катера (все же лучше чем вначале) 2) Из общего числа можем убрать и часть белых катеров на которых известна судьба и что по номерам не пересекаются с красными № 536 (СК 2) и № 537 (СК 1) белые летом 1919 г перевезли в Царицын – где именно их бросили при беге и судьба после зимы 1920 - ? , но с весны 1920 в белом Крыму новые СК 1 и 2 (бывшие англицкие мотор лончи) , значит еще минус 2 Что с ними случилось дальше Балшой ? но с черноморских берегов можно убрать 3) При уходе из Крыма 14 11 1920 у Евпатории затоплен СК 4 (бывш № 532), СК 5 (№ 512) и СК 7 (№ 517) белые увозили из Крыма на борту Генерала Алексеева , всего катеров на него погрузили 3 (что интересно – третий это англицкий 40 футовый СМВ), по ряду данных сбросили в море на переходе, когда эскадру настиг шторм и в Стамбул не попали (позднее нигде по моим данным не светятся) – насчет СК – 7, Бережной из него выводит взятого красными в Крыму Дельного , думаю ошибается. Также из Крыма ушел СК 6 (якобы Пронзительный у красных и бывший № 513), по нему разведка в конце года донесла будто у турок продали частнику. Понятно верить разведке часто неблагодарное занятие, но допустим , что их данные верны (катер из Крыма точно ушел) – итого еще минус 4 Осталось 18 – идем дальше 4) те катера, которые красные взяли в Крыму и чьи предыдущие номера не «засветились» № 511 (бел СК 11 – красн Живучий) № 527 (у белых не в строю – красн Завидный) , на осень 1917 катер с таким номером в Трапезунде и есть предположение что с остальными тремя бывшими там мог попасть к грузинам , в подтверждение версии то, что в строй ввели лишь в мае 1921 после ремонта (остальные трофеи зачислены в МССМ в 1920), но соглашусь пока в чем - то с Бережным № 534 (бел СК 3 – красн Живой), белые пытались увести его из Крыма , но в Стамбул не попал – по их данным брошен или затоплен в море , допустим также взят красными у берегов полуострова и после ремонта вошел в строй Непонятно с № 518 (бел СК 8) – вроде взят красными как Деятельный , но французы дают катеру совсем другие размеры и по их данным ушел из Крыма, мог быть брошен у берегов полуострова и достаться красными, но судя по размерам СК -8 если Гринпорт, то поздний (восьмой с Севера ? – хотя не стыкуется мощь моторов, могли снять, но допусков очень много и пока также тему отставим) – то есть версию что Деятельный это СК 8 (а значит и № 518) придется убрать – вспомним позже Убираем еще 3 – остается 13 , то есть менее половины, на которую пойдут скорее версии чем достоверные факты 5) неизвестны № 515 521 – 526 528 533 535 538 543 и 544 В их числе Пронзительный, что попал на Волгу + красные взяли в Крыму СК 10 (у них Достойный), будущие Деятельный (может и экс -518, но вряд ли белый СК 8) и Дельный (не СК 7) – убираем еще 4 неизвестных по старым номерам Гринпорта Уже - 9 , но и это еще не все 6) 4 истребителя попали к грузинам и у них всю гражданскую войну – номера и судьба неизвестны , но очень может быть это трапезондские 521 523 527 528 и тогда минимум одного красные в начале 1921 взяли в Поти или Батуми и позднее ввели в строй, другие вероятно тоже взяты ими, но в состоянии хлама и даже номинально в списки не вносились То есть еще точно минус 3 (а может и 4 - ?) Значит чисто по числу остается 5 – 6 катеров о которых ничего не знаем, а тут большое НО , что за отряд быстроходных катеров (Гринпорты так числились в 1 МВ) в Новороссийске на лето 1919 г ? В Севе у белых еще истребители имеются , но вероятно из списка выше перечисленных Это явно не БКА от Равенского – численно № 1 – 9 (кроме № 5) , итого 8, многовато для наших остатков , только если допустить что все новороссийские - Гринпорты , часть из них могла быть среди попавших осенью 1920 к красным в Крыму и затем введенных ими в строй По числу все что набегает в целом с данными на 31 совпадает Понятно что слишком хлипок «домик на песке» и его серьезно «кирпичами инфы» обкладывать нужно (где брать ?) , но в общем – то кроме грузинской части остальные более или менее вписываются в русскую историю гражданской войны (даже тот катер что австрияки взяли в Одессе весной 1918 и временно ввели в строй , на Дунай они не увели и нужно также искать в тех краях) Туркам в 1921 пару Гринпортов передали и они малость у бусурманов повоевать успели с греками , но в конце года на родину вернули и жизнь также тут закончили Точно известно что ни у вояк , ни у торгашей болгар и румынов Гринпортов не было , у вояк турок кроме 1921 также не светились , хуже с торгашами этой страны или греками, но им если и достались – 2 – 3 из угнанных Врангелем и там вряд – ли когда получится концы связать Кроме Счастливого на Каспии (да и того подняли и в строй ввели) – в боях о потерях пока данных нет ни в 1 МВ , ни в гражданскую (даже 313 и тот как выясняется если и горел – был восстановлен) – так что поле для поисков огромно , ну а я (насколько получилось) попытался его сузить В общем с темой пока все и очень надеюсь со временем в лучший порядок привести

nemos: ...может кому и будет любопытно:



полная версия страницы