Форум » Гражданская война » Бронепоезда и белые и красные... (продолжение) » Ответить

Бронепоезда и белые и красные... (продолжение)

wind: Решил открыть такую тему, как мне кажется очеень тесно связаную с флотом, почему наверно сами понимаете :-)) ... Возник вот такой вот вопрос, работая с документами нашел вот такой вот приказ : Приказом Командующего Морских сил на Дальнем Востоке № 1501 от 16.08.1919 г. Лейтенант В.О. Старк назначен с бронепоезда № 1 в речную флотилию . Кстати довольно часто встречал приказы с упоминанием этого бронепоезда, может кто знает что он из себя представлял . С уважением, В.

Ответов - 200, стр: 1 2 3 4 5 6 7 All

ABP_TOR: konstantyn_lvk Благодарю. А что за орудия на этом бронепоезде?

Сармат: konstantyn_lvk пишет: Тогда же упоминается о наличии на бронепоезде трех 3-дюймовых орудий Кстати с судов Камской флотилии Есть сведения, что он один раз терпел крушение в Енисейской губернии, из-за подрыва партизанами путей

Сармат: ABP_TOR пишет: А что за орудия на этом бронепоезде? Коллега, это красноярский БЕПО?


ABP_TOR: Рамзес Вот что мне отвечал Владимир Калинин по тяжелым стволам пригодным для бронепоездов на Дальнем Востоке "Не надо преувеличивать возможности Владивостока. Всю современную артиллерию (в частности все до единой пушки Канэ) из него выгребли еще в Первую мировую войну, равно как и флот, оба крейсера ушли, а все остальное нормальной артиллерией не располагало. На крепостных артиллерийских складах хранились 6-дюймовые пушки в 190 пудов обр. 1877 г. и 8-дюймовые чугунные нарезные осадные мортиры обр. 1877 г. Из этого добра приличного бронепоезда не сделать. Так что матчасти у нас просто не было." "На Амурской флотилии кое-что оставалось, но Владивосток ободрали практически начисто. Не верите мне - почитайте Барсукова." "Касательно Николаевска. Его вооружение - лес темный. По состоянию на 1905 - 1906 г. там, помимо старых береговых орудий обр. 1867 г. имелось восемь 152-мм пушек Канэ. Однако если Владивосток ободрали как липку,оставив из современной артиллерии только четыре 120-мм Виккерсовских пушки, то имеющий второстепенное значение Николаевск также сохранить современную артиллерию не мог. Старая артиллерия там была до 1920 г. Известно, что партизаны утащили из города после Тряпицынской истории 9-дюймовую пушку обр. 1867 г. и пытались стрелять из нее по японцам, но насколько я знаю - без особого успеха. На вооружении Манджура вроде как современной артиллерии не было, старые пушки обр. 1877 г. + мелочевка. В общем, искать на Дальнем Востоке стволы для комплектования тяжелых БП занятие бесперспективное." сама ветка по жд артиллерии http://www.fortification.ru/forum/index.php?action=vthread&forum=10&topic=712&page=10

ABP_TOR: Сармат Обычно подписывается как белый бронепоезд во Владивостоке

konstantyn_lvk: А известно ли каких лет? Скажем с 10.12.1921 по 09.01.1922 гг. 27 человек 4-го взвода Отдельной роты морских стрелков находились на охране Уссурийской железной дороги при бронепоезде "Дмитрий Донской" (РГАВМФ. Ф. р-2028. Оп. 1. Д. 124. Л. 97)

kamo115: Сармат пишет: Вопрос это тот самый, что польский "Познань 2"? Captured by Polish Army "Забияка", got a new name in Polish language - "Познань II ". Instead Armored train "Де д у ш к а" has been exploded in Train Station in Тайга. С уважением.

kamo115: In Polish-Russian war in 10.1919 Polish Army captured from Red Army improvised wide-gauge armored train. С уважением.

ABP_TOR: kamo115 А вверху то якорек сохранился:)), который еще до 1917 года нарисовали

kamo115: ABP_TOR. Спасибо за ответ. This armored train belonging to the Marine Regiment of the Western Front , 1915. Built after initiative of the 4 th railway battalion commander in november 1914. The train after capture by rebels, 8 th Rifle Division. After captured by Polish Army in 10.1919 near БoБpyйck. got a Polish name "General Konarzevski" ( wide-gauge). During backing Polish Army in July of 1920 this armored train has been pushed in pekи Бepeзини. С уважением.

konstantyn_lvk: Еще вот обнаружил в закромах. Приказ по флоту и морведу по управлению по оперативной части флота № 128 от 14.03.1919 г. Объявляется утвержденный начальником штаба верховного главнокомандующего временный штат Отдельного бронированного поезда. Управление отдельного бронированного поезда и поездная база: командир поезда (штаб-офицер), помощник командира по строевой части, начальник хозяйственной части, адъютант, делопроизводитель (он же казначей), артиллерийский техник (он же заведующий оружием), младший врач - всего 7 офицеров; 1 медицинский фельдшер, 3 писаря, 1 фельдфебель, 1 старший унтер-офицер (каптенармус по технической1 части), 1 младший унтер-офицер (помощник каптенармуса по хозяйственной части), 3 кашевара, 4 обозных рядовых, 3 паровозных машиниста, 3 помощников машинистов, 3 кочегаров, 1 старший кондуктор, 3 младших кондуктора, 2 сигналиста, 2 смазчика - всего 32 чел. и 2 лошади; резерв чинов - 2 фейерверкера, 12 номеров, 10 пулеметчиков, 1 дорожный мастер, 1 старший рабочий, 12 ремонтных рабочих, 2 подрывника - всего 40 человек. Мастерская - 1 машинист двигателя, 1 его помощник, 1 электротехник, 2 слесаря, 1 кузнец, 1 молотобоец, 1 писарь, 3 плотника, 3 сапожника, 3 портных - всего 17 чел. Бронепоезд - 1 командир поезда (см. управление), 1 фельдфебель, 1 медицинский фельдшер, телефонисты (1 младший унтер-офицер, 4 ефрейтора, 1 солдат), артиллерийская команда (1 командир батареи, 3 артиллерийских офицера, 5 фейерверкеров - по 1 на орудие, 10 наводчиков - по 2 на орудие, 25 чел. орудийной прислуги - по 5 на орудие), пулеметная команда (1 начальник команды, 2 младших офицера, 2 старших унтер-офицера - по 1 на пулемет, 10 младших унтер-офицеров - по 2 на пулемет, 20 пулеметчиков), команда разведчиков (1 начальник команды, 12 разведчиков-наблюдателей), подрывная команда (1 начальник команды, подрывники - 1 старший унтер-офицер, 2 младших унтер-офицера, 3 солдат), железнодорожная команда (1 начальник команды - офицер железнодорожных войск, 6 машинистов, 6 помощников машиниста, 6 кочегаров, 2 смазчика, 1 электротехник, 1 дорожный мастер, 1 старший рабочий, 12 ремонтных рабочих), ударная команда (1 начальник команды, 1 старший офицер, 2 младших офицера, 1 фельдфебель, 3 старших унтер-офицера, 6 младших унтер-офицеров, 16 ефрейторов, 30 рядовых, 1 ротный фельдшер, 1 писарь). В составе поезда 15 офицеров, 241 прочий чин, всего 21 офицер и классный чиновник, 330 прочих чинов. Прилагается ведомость вооружения отдельного бронированного морского поезда: 1 морское орудие 75-мм, 3 зенитные орудия, 1 морское орудие 37-мм, 10 пулеметов "Максим" или "Кольт", 4 пулемета "Льюис" для ударной команды, 9 шашек, 150 бебутов, 150 карабинов, 118 винтовок. Среди штатных боеприпасов - ручные гранаты, средств связи - мотоциклетка, средств разведки - бронедрезина и дрезина-"шведка", медицинского имущества - противогазы. (РГАВМФ. Ф. р-1722. Оп.7. Д.322)

Сармат: konstantyn_lvk пишет: Еще вот обнаружил в закромах. Приказ по флоту и морведу по управлению по оперативной части флота № 128 от 14.03.1919 г. Объявляется утвержденный начальником штаба верховного главнокомандующего временный штат Отдельного бронированного поезда. Коллега, это речь о Красноярском или Владивостокском?

konstantyn_lvk: Насколько понимаю, это так сказать типовой штат для всех.

volnoper: АВР_ТОR. В журнале "Источник" 2001. 5. В статье о численности КА есть сводная таблица по родам войск среди них "бронепоездные части" и "Предлагаемая 23.10.39 г. численность - 3271, Утвержденная 01.12.39 г. КО при СНК СССР - 3271, Предлагаемая 09.05.40 г. численность - 3271, Утвержденная 22.05.40 г. КО при СНК СССР -3271". Бронепоезда (численность) приводятся в таблицах Танковые войска на последнем месте, после мотоциклетных батальонов.

Tatyana: Привет всем! Кто подскажет, что можно и где узнать о бронепоезде и человеке, если известно, что человек был командиром (начальником) бронепоезда, и звали его Фёдоров Наум Терентьевич, родился он в 1894 году в селе Новопавловка, Днепропетровской обл.(Никопольского района).И больше никаких данных нет.Спасибо.Татьяна.

volnoper: АВР_ТОR. "Питерцы на фронтах гражданской войны". Л. 1970. Из воспоминаний Н. П. Еремеева (1896-1969). Воспоминания называются "Поход Гатчинско-Путиловского отряда на юг". Последняя глава "Взятие Ростова" . стр. 130-131. "... Рота путиловцев, подддержанная огнем бронепоезда, уже продвигалась к станции Хопры... Теперь все наше внимание приковано к левому флангу. С огромной радостью бойцы встретили путиловский бронепоезд №2. На его борту надпись: "Победа или смерть". Бронепоезд стоит под парами, готовый ринуться в бой. Это не кутеповские платформы, "бронированные целлюлозой! Команда бронепоезда - почти все путиловцы. И ведет их в бой путиловский рабочий Арсений Зайцев". На стр. 451 есть следующее пояснение - "Путиловский бронепоезд № 2 еще в октябрьские дни 1917 г. участвовал в боях против контрреволюционных войск Керенского-Краснова. По указанию В.И. Ленина бронепоезд был направлен для оказания помощи московскому пролетариату в составе сводного Петроградского отряда красногвардейцев, революционных солдат и матросов под командованием К. С. Еремеева. После взятия Кремля и разгрома контрреволюционных сил в Москве бронепоезд направили на Украину в распоряжение В.А. Антонова-Овсеенко для борьбы против внутренней контреволюции". Из книги "Герои Октября" Т.2. Л. 1967. стр. 813. Приложение "Корабли и подразделения БФ". Наименование - 1-я и 2-я отдельные морские тяжелые батареи (одна из них бронепоезд). Численность команды, чел. 120. Объекты боевых действий - Артиллерийские позиции на Кожевенной линии (В.О.) и в районе Николаевского вокзала.

volnoper: АВР_ТОR. Осипов И. А. (1899-1962). Воспоминания - "Пути-дороги". Написал не мало. стр. 324-334. Стр. 324. "Январь 1918... Оказалось, среди путиловцев распространился слух о снаряжении на станции Пущино Путиловского стального артиллерийского дивизиона... стр. 325 "... Обычные железнодорожные платформы приспосабливались к службе в военных условиях. На каждой из них ставили на вращающиеся тумбы два трехдюймовых зенитных орудия образца 1915 года, изготовленные на нашем заводе. Вдоль бортов платформ со всех сторон рядами укладывали мешки с песком. Таким образом обеспечивалась защита прислуги от пуль и осколков. Кроме орудий на платформах устанавливали в амбразурах пулеметы "максим". Когда все работы были закончены, из городского военного комиссариата последовало указание - выделить из нашего дивизиона отдельную железнодорожную батарею (мы ее сразу назвали бронепоездом "Путиловцы"). Наш бронепоезд без брони все же отличался от других железнодорожных батарей, которые комплектовались в Путиловском стальном дивизионе и направлялись на разные фронты. Помимо двух боевых площадок с пушками и пулеметами, состав имел специальные вагоны, в которых разместились механическая мастерская, продовольственный склад, кухня, лазарет и спальные вагоны для команды, насчитывавшей 100-120 человек. Команду бронепоезда разбили по профессиям. У нас появились свои артиллеристы, пулеметчики, связисты, стрелки. Опытные инструкторы обучали новичков. Помню наших учителей - старых путиловских рабочих Петра Никитина и Виктора Пастернака. Молодежь с азартом изучали военное дело. На практические занятия выезжали к Ладожское озеро. Командиром бронепоезда назначили бывшего путиловского рабочего Авраамия Осиповича Шмай. Многие молодые рабочие знали его как участника кружка путиловских любителей-спортсменов".

volnoper: Осипов. стр. 325. глава "По мятежникам - пли!" "К июлю 1918 года бронепоезд был готов выступить на защиту завоеваний Октябрьской революции... мы получили приказ срочно отправиться на ликвидацию контрреволюционного мятежа в Ярославле. Проводить нас на станцию Пущино пришли родные... под звуки оркестра поезд отходил от станции. стр.326. Короткая остановка на Московском вокзале... Утром на вторые сутки наш бронепоезд подошел к Ярославлю. Нужно было подготовиться к бою - отцепить базу от боевых площадок и паровоз убрать в середину состава. После этой перестройки грозная батарея двинулась к железнодорожному мосту... Около двух недей мы сражались против мятежников... На нашей батарее убитых не было, несколько человек получили ранения... Вскоре нас поезд покинул Ярославль и направился стр. 327. в Нижний Новгород (Горький), в гости сормовичам. Рабочие прославленного завода взялись по чертежам путиловцев покрыть броней боевые площадки и паровоз, чтобы сделать весь состав стальным, грозным для врагов Советской власти. Через три месяца из ворот Сормовского завода вышел, поблескивая броней, красавец бронепоезд №6. На паровозе виднелись с обоих сторон крупные, яркие надписи: "Ленин" и "Вся власть Советам". Паровоз принял старый путиловский рабочий Алексей Майлов. Командиром бронепоезда стал уже известный нам А. Шмай, комиссаром назначили прибывшего с Путиловского завода И. И. Газа."

volnoper: Осипов. стр. 327. Глава "Ответственные задания". " Перед первой годовщиной Октябрьской революции бронепоезд оказался в Москве. Однако встретить праздник нам здесь не пришлось. Получив приказ, мы без отдыха помчались к западной границе. В Орше нас обрадовала весть о революции в Германии. На новом месте мы выполняли ответственную работу, обеспечивали порядок на границе. В наши обязанности входило не допускать эксцессов при отправке немецких солдат на родину, создавать необходимые условия для рпиемки поездов с русскими военнопленными... В середине ноября бронепоезд участвовал в подавлении кулацкого мятежа в городе Гжатск Смоленской губернии. Два паровоза быстро домчали нас к этому городку. В районе станции рельсы были разобраны. Команде пришлось прежде всего исправить путь...". Гидру контрреволюции разбили вдрызг. В конце ноября 1918 года бронепоезд имени Ленина был послан на Южный фронт для борьбы с войсками Краснова. Наши боевые действия развертывались в районе станций Лиски и Таловая в Воронежской губернии. стр. 328. Вспоминаю один сильный бой с красновцами у станции Лиски в декабре. Азартно наступавшая пехота белых состояла в значительной части из офицеров. Вражеских пехотинцев подвозили к позициям в товарных вагонах, из которых они стремительно бросались в атаку на наших бойцов, стараясь обойти бронепоезд..." Шкальный пулеметный огонь их всегла отбрасывал. "После упорных боев бронепоезд оказался на территории Донбасса. Подходил к концу февраль 1919 года... В течении двух недель бронепоезд поддерживал наши войска, наступавшие на станцию Дебальцева... Нашему бронепоезду приходилось вести дуэль с бронепоездами противника. Наконец станция Дебальцево была взята. Мы в этих боях понесли большую потерю.Осколком вражеского снаряда был убит командир 2-й боевой площадки Иван Капралка...". Похоронен 12 марта в Луганске. "На Луганском паровозостроительном заводе отремонтировать пушки бронепоезда не удалось, и командование отправило его в Москву, а оттуда в наш родной Петроград... Вот и родная станция Пущино...". Вопрос -вообще печатаю хоть нужную информацию?

ABP_TOR: volnoper пишет: Вопрос -вообще печатаю хоть нужную информацию? Да, спасибо, это именно то, что мне нужно.

volnoper: Осипов. стр. 328. Глава "На псковском направлении". "А на Путиловском заводе полным ходом ремонтировался наш бронепоезд... Уже в конце стр. 329. апреля поступил приказ: направить бронепоезд на Псковский участок для борьбы с бандами Булак-Булаховича... Бронепоезд прибыл на станцию Дно. Наша команда приготовила состав к боевым действиям: базу оставили на станции, красноармейцев расставили по боевым постам, паровоз загрузили топливом, пополнили водой... бронепоезд двинулся к станции Карамышево... За Карамышевом остановились на разъезде, откуда просматривалась река и небольшой железнодорожный мост... С раннего утра бронепоезд приступил к обстрелу позиций белогвардейцев. Под прикрытием нашего артогня красноармейцы пошли на штурм... Советские войска подтягивались из-за густых лесов к реке Кебь и укреплялись на занятых позициях. Вскоре мы узнали, что для борьбы с нашим бронепоездом белые хотят прислать из Пскова технически хорошо подготовленный бронепоезд. Команда стала готовиться к поединку с ним. Мы замаскировались за леском на повороте железной дороги, посадив на вышку семафора артиллерийского наблюдателя Ряхина. Машинист А. Майлов держал паровоз в постоянной готовновности к маневрированию. Вот Ряхин передает, что на мосту появился всадник на белом коне. Первым же снарядом бронепоезда вражеский разведчик сброшен на землю. Три бойца отправились проверить, не заминировал ли мост, а также найти труп белогвардейца. Мне довелось быть одним из этих трех - вместе с Иваном Запеваловым и Янсоном. На мосту мы ничего подозрительного не нашли, а под мостом обнаружили раненого эстонского солдата. Через Ряхина вызвали с бронепоезда санитаров с носилками. Возвращаясь к поезду, мы попали под сильный артиллерийский обстрел. Осколок стр.330. снаряда насмерть поразил Ваню Запевалова. Взвалив насебя убитого товарища, я бросился под откос и ползком добрался до бронепоезда. В этот момент наблюдатель Ряхин передал, что к мосту приближается вражеский бронепоезд. Наша команда ждала этого и приготовились к бою. наводчиком орудия на первой площадке был Степан Лишенков, один из смелых и выдержанных красноармейцев. Наступил напряженный момент. Машинист на плоном ходу вывел наш бронепоезд из укрытия. Бронепоезд противника (он оказался эстонским, открытого типа) буквально развалился от наших снарядов"... Что это за эстонский открытый бронепоезд?

ABP_TOR: volnoper пишет: Что это за эстонский открытый бронепоезд? В этой ветке я уже давал снимки эстонских БП, они имели вагоны в основном безбашенные, с установкой орудий за броневым бруствером. У знакомого книжка по эстонским БП имеется, спрошу об эст. БП в конце апреля в районе моcта у ст. Карамышево

volnoper: стр. 330. "Затем нам пришлось переключить внимание на наш тыл, так как в тылу советских войск появились "зеленые"... Банды "зеленых" сгруппировались в районе станции Подсевы, недалеко от Порхова. Для ликвидации контрреволюционных банд мы выделили одну боевую площадку, прицепленную к обыкновенному паровозу. Появился второй бронепоезд. Действуя на Порховской линии, он совместно с пехотными отрядами быстро покончил с основными группировками бандитов. В августе на фронте под Псковом некоторое время было затишье. Команда нередко отдыхала в присланных ей четырех классных вагонах, выставив караульные посты. Из этого сравнительно спокойного времени запомнился один забавный случай. Как-то на бронепоезде объявили боевую тревогу. Дело в том, что над Псковом появились яркие, разноцветные огни, которые, как вскоре выяснилось, представляли из себя фейерверк, устроенный белыми по случаю женитьбы Балаховича. Наше командование решило использовать ослабление бдительности в стане врага и произвести налет бронепоезда на Псков. Рано утром мы на всех парах помчались к городу и открыли артиллерийскую стрельбу по заранее намеченным целям. Обстрел продолжался минут двадцать... 26 августа Псков был освобожден советскими войсками.

volnoper: стр. 331. Глава "У ворот Петрограда". "Самой тяжкой порой для трудящихся Петрограда в 1919 году являлся период осеннего наступления Юденича... В сентябре бронепоезд №6 получил приказ отправиться под Ямбург. Здесь наша жизнь на первых протекала мирно. База бронепоезда располагалась на станции Веймарн. Через день бронепоезд делал рекогносцировку до Ямбурга, затем запасался топливом, набирал воду и возвращался на стоянку... Видимо, начавшиеся мирные переговоры с Эстонией как то отвлекали от мыслей о грядущих грозных днях. Красноармейцев бронепоезда отпускали даже в Петроград, чтобы отвезти домой пуд картошки. И вдруг настал тревожный день, 12 октября. Белые захватили Ямбург. Дежурный по поезду Никитин объявил тревогу. Бойцы быстро разбежались по своим местам, проверяя орудия, пулеметы. Тихо, медленно тронулся бронепоезд по направлению к Ямбургу... Близ разъезда Тикопись мы увидели через бойницы пробегающих мимо пехотинцев. Они в панике кричали: "Танки! Танки!" Примерно в одной версте от Ямбурга наблюдатели доложили, что на главном пути стоит большой состав. Путь, как известно, был одноколейный, и поэтому бронепоезд подойти к станции не мог. Командир решил послать трех бойцов на станцию, чтобы выяснить обстановку... Через несколько минут стало ясно, что люди у встречного поезда - белогвардейцы. Мы повернули назад. А сзади уже громыхает вражеский паровоз, пущенный прямо на наш бронепоезд. С трудом я и мои спутники успели заскочить на площадку, так как бронепоезд уже дал задний ход. Вражеский паровоз неумолимо приближался. Комиссар Иван Газа приказал С. Лешенкову стрелять по нему прямой наводкой. Вторым снарядом разбило сухопарник неприятельского паровоза, и он остановился. Мы быстро прицепили "трофей" к бронепоезду и вернулись в Тикопись. Через некоторое время к бронепоезду подошел машинист трофейного паровоза. Он клялся, что стр. 332 белогвардейцы под угрозой расстрела заставили его пустить паровоз на нас. У него был спрятан в будке пуд пшена, выменянный у крестьян для голодающей семьи. Пожалев машиниста, мы отдали ему пшено и отпустили на все четыре стороны".

volnoper: cтр.332. "Наши войска отступали. После занятия врагом Ямбурга бронепоезд отошел к станции Веймарн. Вскоре белые захватили станцию Волосово, и мы оказались во вражеском кольце... не вернулись с разведки два бойца - Чадов и Ефремов... расстреляны белогвардейцами. Команда упорно боролась за сохранение бронепоезда... продвигались на восток, восстанавливая взорванные пути. Белогвардейские газеты уже оповестили о захвате красного бронепоезда... Трое суток мы не могли выбраться из мешка... 15 октября мы вырвались из окружения и в районе Гатчины присоединились к советским властям. ... белые стали угрожать Гатчине. Наш бронепоезд перегнали на Варшавскую линию. Опять началась боевая страда. В ночь с 16 на 17 октября враг занял Гатчину. Бронепоезд отошел к станции Александровская. Недалеко от станции наш богатырь чудом избежал аварии, проскочив несколько десятков метров по рейсам с сорванными диверсантами болтами... Шестидюймовый снаряд белогвардейцев угодил в бок паровоза. Разорвало несколько броневых листов... паровоз не пострадал. Наши войска оставили Детское Село, Павловск. Мы вели бой за станцию Александровская, когда второй вражеский стр. 333. шестидюймовый снаряд разорвался у башни первого орудия. Весь расчет вышел из строя. Тяжелую рану получил командир бронеплощадки Евгений Нациевский. Бронепоезду пришлось покинуть позицию близ Александровской, так как он нуждался в ремонте. Бронированный паровоз отправили в депо, а к нашим платформам прицепили обыкновенный паровоз... Рядом с нами героически сражались бронепоезда: имени Володарского, "Черноморец", "Смерть или победа" и другие. Вечер 20 июля... Около 3 часов ночи наш бронепоезд получает приказ: немедленно наступать на станцию Александровская... Временами приходиться останавливаться, чтобы исправить взованные пути. Наконец до Александровской остается версты три. Дальше двигаться вообще нельзя: пути все уничтожены, на линии вырыты котлованы. Пехота обгоняет нас... В темноте подтягиваютсятяжелые и легкие орудия... И вот громкий голос командира бронепоезда А. Шмая: "Всем четырем орудиям - беглый огонь!" За заслуги в борьбе с белогвардейцами все члены команды бронепоезда получили нагрудные значки с эмблемой "Путиловцы 1918-1919 гг.", денежные и вещевые премии. Командир и комиссар были награждены именными золотыми часами".

volnoper: cтр. 333. Глава "Между Режицей и Двинском" (последняя). "После разгрома армии Юденича бронепоезд отправился на Польский фронт. Состав снова вел коммунист А. Майлов. В конце 1919 года мы добрались до места назначения - узловой станции Режица. Через несколько дней бронепоезду дали боевое задание. На пути к Двинску, за станцией Рушоны, нам предстояло подойти к железнодорожному мосту на реке Дубна и дать несколько холостых выстрелов, чтобы известить о своем прибытии подразделения наших войск, находившихся за стр.334. рекой. В ответ мы должны были получить сигнал, указывающий расположение позиций белополяков. В дальнейшем следовало взорвать мост. Глубокой ночью бронепоезд остановился невдалеке от указанного моста. Гулко громыхнули в морозном воздухе три холостых артиллерийских выстрела. Ответных сигналов мы, к сожалению не дождались... стали готовить мост к взрыву. Когда эта работа была закончена... к мосту приблизилась группа всадников... думали, что это белополяки... выяснилось, что это командиры штаба армии. Они подтвердили приказ о взрыве моста... он взлетел на воздух. Возвращаясь с этого задания, бронепоезд, как и под Ямбургом, очутился в окружении. Наступавшие на Режицу поляки обошли нас. Несмотря на то что двигались мы осторожно, бронепоезд вскоре попал в ловушку. Позади него раздался сильный взрыв. Впереди полотно оказалось заминированным. Это случилось 4 января 1920 года.

ABP_TOR: volnoper Спасибо большое. Очень интересно и понятно стало откуда брались факты для некоторых опусов

volnoper: Конец главы. стр. 334. Разминировал дорогу под огнем поляков, засевших за насыпью И. Газа, был тяжело ранен в грудь. Бронепоезд двинулся дальше, ведя огонь. "В это время к нам на выручку пришел бронепоезд "Смерть или победа". "Выйдя из окружения, бронепоезда разошлись. Наш отправился к Режице... Бронепоезд "Смерть или победа" вернулся на линию фронта. И.И. Газа (1894-1933), похоронен на Марсовом поле. За гражданскую имел орден Красного знамени.

volnoper: АВР_ТОR. А вам знаком небольшой материал о бронепоездах из Н. А. Ховрин "Балтийцы идут на штурм". М. 1966. Как в ноябре 1917 г. отряд Еремеева захватил по пути в Москву бронепоезд с ударниками?

ABP_TOR: volnoper пишет: АВР_ТОR. А вам знаком небольшой материал о бронепоездах из Н. А. Ховрин "Балтийцы идут на штурм". М. 1966. Как в ноябре 1917 г. отряд Еремеева захватил по пути в Москву бронепоезд с ударниками? Да, книга Ховрина у меня есть. Это был бронепоезд "Генерал Анненков", боевой состав потом был захвачен финнами.



полная версия страницы