Форум » Гражданская война » Бронепоезда и белые и красные... (продолжение) » Ответить

Бронепоезда и белые и красные... (продолжение)

wind: Решил открыть такую тему, как мне кажется очеень тесно связаную с флотом, почему наверно сами понимаете :-)) ... Возник вот такой вот вопрос, работая с документами нашел вот такой вот приказ : Приказом Командующего Морских сил на Дальнем Востоке № 1501 от 16.08.1919 г. Лейтенант В.О. Старк назначен с бронепоезда № 1 в речную флотилию . Кстати довольно часто встречал приказы с упоминанием этого бронепоезда, может кто знает что он из себя представлял . С уважением, В.

Ответов - 200, стр: 1 2 3 4 5 6 7 All

volnoper: АВР_ТОR. Вас интересуют только бронепоезда Гражданской войны? Бронепоезд №2 10-го отдельного арт. железн. дивизиона Либавского сектора БО КБФ 1941-1944 гг. уже не ваша тема?

ABP_TOR: volnoper Интересуют все бронепоезда, но ГВ особо

Лапоть: ABP_TOR, если не видели Китаец на http://forum.milua.org/index.php и на http://vif2ne.ru/rkka/forum разместил отрывок неопубликованых воспоминаний. Возможно, Вас заинтересует, а нам интересны Ваши комментарии.


volnoper: АВР_ТОR. Вам знаком сборник воспоминаний "Разгром Колчака". М. 1969.Там т. Чистов аж о пяти бронепоедах пишет -4 красных - "Ермак", "Товарищ Назаров" (подробно), "Роза Люксембург", безымянный, и белый - "Орел".

ABP_TOR: volnoper Да, когда -то просматривал этот сборник

volnoper: АВР_ТОR. Если нужна оттуда инфа, я напечатаю, заодно и сам узнаю новое, там про брон. Т. Наз. интересно.

ABP_TOR: volnoper Давайте, я делал сокращенные выписки

volnoper: АВР_ТОR. Вам знакома книга Ноябрьская революция в Германии. М. 1960. Там есть чуть-чуть инфы о бронепоездах (кр. и бел.) на Дальнем Востоке 1918-1919 гг. На красном немцы красные (из военнопленных) воевали.

volnoper: Разгром Колчака. Б.Н. Чистов "Подвиг железнодорожников". стр. 170. "Волгобугульминцы имели славные революционные традиции... Летом 1918 года, когда подняли мятеж чехи, они создали бронепоезд и под руководством комиссара дороги старого большевика Алексея Герасимовича Степанова дали бой контрреволюции." стр. 175. "Беспримерное мужество проявили уфимские железнодорожники. В обстановке ожесточенных боев на ближних подступах к городу... закончили ремонт бронепоезда... Большую роль в боях сыграл отремонтированный уфимцами бронепоезд "Ермак". Он охладил пыл колчаковцев, рванувшихся от станции Чишмы вдоль Волго-Бугульминской дороги..." стр. 175. "Вечером 17 марта в железнодорожном клубе Симбирска собрался партийный актив... с жаром выступал Михаил Григорьевич Назаров... Здесь же на активе было решено: создать специальный поезд... Через два дня в депо Нижняя Часовня за Волгой уже был готов блиндированный вагон. - Начинайте с одним, а мы тем временем подготовим и другие, - обещали деповцы Назарову..." стр. 176. "За рекой Ик появился бронепоезд "Ермак". Услышив об этом, Назаров оживился. - Завтра поеду на фронт, - сказал он, - посмотрю как действует "Ермак", узнаю, что требуется от нас. Утром 31 марта Назаров с группой симбирцев был уже на "Ермаке". Бронепоезд прикрывал отход частей 3-й бригады 27-й дивизии. Он энергично отбивался от вражеского бронепоезда "Орел" и зашедшей во фланг батареи колчаковцев. Однако к вечеру положение ухудшилось. Обходным маневром противник захватил станцию Туймаза, находившуюся в тылу бронепоезда. Команде "Ермака" ничего не оставалось, как пустить бронепоезд под откос и пробиваться к своим. Это было для нас тяжелая потеря."

ABP_TOR: volnoper volnoper пишет: Там есть чуть-чуть инфы о бронепоездах (кр. и бел.) на Дальнем Востоке 1918-1919 гг. На красном немцы красные (из военнопленных) воевали. Был такой бронепоезд, командовал Карл Лихтенауэр, расстрелян белыми. Про него даже собирались фильм снять в 30-х годах. А что в этой книжке конкретно?

volnoper: АВР_ТОR. Статья "Из истории борьбы немецких военнопленных-интернационалистов за установление советской власти в Сибири и на Дальнем востоке 1917-1920 гг." Автор - В. А. Кондратьев. Глава "Бои на Байкале" стр. 471 "7. Бронепоезд, который вел т. Лихтенауер с персоналом в 60 человек". стр.474. "На бронепоезде Лихтенауера стояло два трехдюймовых орудия и два пулемета. Противник обладал... тремя бронепоездами. Под Мурином белые захватили и бронепоезд красных. Была сделана попытка вернуть его или пл корайней мере уничтожить. 12 августа навстречу бронепоезду был послан из Танхоя старый паровоз. Маневр удался. Бронепоезд вышел из строя, а близстоящие здания взлетели от взрыва на воздух... Во время боя попробовали составить новый бронепоезд. Но так как железнодорожная линия была повреждена, и чехословаки сосредоточили на этом пункте сильный огонь, этот план не удалось осуществить. Но и чехословацкие бронированные поезда вследствии повреждения пути не смогли принять участия в боях..." Глава "Снова в Иркутске" стр. 481. "1 января 1920 г. семеновцы, подкрепленные бронепоездом, предприняли большое наступление на Глазково, но были окончательно разбиты объединенными силами интернационалистов и солдатими 53-го полка".

ABP_TOR: volnoper пишет: Статья "Из истории борьбы немецких военнопленных-интернационалистов за установление советской власти в Сибири и на Дальнем востоке 1917-1920 гг." У Вас есть возможность сканировать эту статью? Полагаю и Сармат будет благодарен.

volnoper: Трое суток не работал интернет. Господин провайдер, так помоему называется, врал в лицо, т.е по телефону почему нет, но вот появился. Статью завтра отсканирую. Пока продолжаю печатать Чистова, а то за эти дни сколько книг нашел... Чистов. стр. 176. "Но волгобугульминцы не пали духом. Возникла мысль снова соорудить нечто вроде бронепоезда. С этой целью Назаров отправился на станцию Ютаза, где находился штаб 3-й бригады. Командир бригады И. Ф. Блажевич и комиссар С. А. Вайнер сразу оценили важность предложения железнодорожников и сделали необходимые распоряжения. Оказалось, что один командир батареи уже стр. 177. пытался приспособить орудия для стрельбы с открытых платформ. Но орудия нельзя было разворачивать, и они стреляли лишь прямо перед собой. Не ладилось и с блиндированием. Железнодорожники во главе с Назаровым взялись оборудовать поезда. Через два дня был создан целый бронеэшелон. Он представлял собой три пустые платформы, за которыми распологался вагон-пульман с пулеметными амбразурами и бойницами для стрелков. Железные стенки вагонов были залиты бетоном. Сверху настланы шпалы, срепленные проволокой, а поверх них - мешки с мукой. На трех последующих открытых платформах, защищенных с бортов штабелями мешков и стальными пластинами, были установлены трехдюймовые орудия - по два на каждой. С помощью довольно сложных приспособлений орудия могли стрелять а любом направлении. Позади артиллерийских платформ цеплялись два броневагона для десанта. Все это толкал перед собой паровоз, обшитый стальными листами. На передних платформах были сложены шпалы, запасные рельсы, домкраты, железнодорожные лапы и прочий ремонтный инструмент и материалы."

volnoper: Чистов. стр. 177. Михаил Григорьевич Назаров настоял на том, чтобы вести эшелон доверили ему. Замещающим его паровозным машинистом назначили коммуниста Владимира Петровича Крекшина, бывшего заместителя начальника Бугульминской участковой транспортной чрезвычайной комиссии (УТЧК). Назаров взял на себя и общее командование бронеэшелоном. В состав команды, собранной из рабочих Симбирска, Нижней Часовни, Мелекесса, Уфы, Бугульмы, вошли путейцы и слесари. Они являлись одновременно и ремонтниками и бойцами. Опираясь на опыт "Ермака", мы считали необходимым иметь на бронеэшелоне десантный отряд... М. Г. Назаров спешил с формированием боевых сил для бронеэшелона и потому несколько своевольничал - формирующиеся в Бугульме отряды он присоединял к себе в качестве десанта. Назаров забрал также половину бугульминского коммунистического отряда, отозвав бойцов с перегона Бугульма-Мелекесс... стр. 178. "... Весь день 5 апреля ремонтники и десантники бронеэшелона возводили через реку Ик временный мост взамен взорванного белогвардейцами... стр. 179. "... Работы по устройству моста шли успешно. Уже укладывались рельсы. К закату солнца "мостишка был сочинен", как выразился Назаров. После пробы его ручной перекаткой груженных шпалами платформ тяжелый бронеэшелон перебрался на восточный берег. На следующий день ему предстояло боевое крещение. Назаров назначил Г. М. Аманова командиром десантного отряда, а матроса балтийца И. М. Алехина - его помощником. С утра 6 апреля бронепоезд получил задание поддержать огнем наступление 3-й бригады на станцию Кандры... Змейкой вьется железнодорожная линия за рекой Ик среди высоких взгорий и холмов - отрогов Уральских гор. Ярко блестят они вешнем солнце чуть посиневшем стр. 180. снегом. Влево над кручей, раскинулось село Зеитово, занятое белыми. Серыми иглами торчат минареты мечетей. Наши наступающие цепи, продвигаясь низом, охватывали село. Бронепоезд открыл огонь. Над Зеитово заклубились дымки шрапнельных разрывов. - Трубка сто тринадцать, прицел сто девятнадцать, угол двадцать семь, - нараспевпередавал от наблюдателей батарейцам сидевший на мешках вблизи орудий телефонист. От каждого орудийного выстрела рессорная пульман-площадка подскакивала вверх. Да и весь "мешковатый" бронеэшелон сильно содрогался. Накатка орудий после выстрелов производилась вручную. Артиллеристы били шрапнелью по Зеитово и вскоре выкурили оттуда белых. Затем удачно обстреляли отступавший в гору неприятельский обоз. К полудню Зеитово было взято. Бронепоезд перенес огонь на села Атнагулово и Липовые Ключи. В этом направлении наступал 241-й Крестьянский полк... атака захлепнулась... из-за сильного пулеметного огня из Липовых Ключей. Огненный бой длился до темноты. Пробиться к станции Кандры не удалось: мост через речку Усень был разрушен белоказаками... Вечером разведка донесла, что со станции Чишма вышел мощный вражеский бронепоезд "Орел" в составе шести стальных броневагонов со вращающимися башнями... Разведчикам было приказано разобрать и раскидать пути около усеньского моста, чтобы задержать "Орла". ... Воспользовавшись передышкой Назаров организовал подъем на рельсы трех валявшихся неподалеку броневагонов - остатков героического "Ермака". Ремонтники наскоро востановили их и включили в состав своего бронепоезда..."

volnoper: стр. 180 "... Блажевич уже намечал переправу через реку Усень, как общая обстановка опять изменилась не в нашу пользу. Противник двинул навстречу 3-й бригады стр.181 новые силы своего 2-го Уфимского корпуса, одновременно предпринял глубокий обход со стороны Чекана. В тылу бригады он перехватил разъезд Каркашлы... На паровоз к Назарову прибыл комбриг Блажевич. Было решено, что бронеэшелон пойдет на запад, к Каркашлы. С ним отправилось больше половины десантников. Остальные вместе с железнодорожниками и бойцами 241-го Крестьянского полка осталось отбивать наступление колчаковцев с востока. Весь день 7 апреля бронепоезд тщетно пытался сбить заслон белых у Каркашлы. У них оказались неплохие артиллеристы и много орудий. Едва бронепоезд показался из выемки, как на нем был разбит бруствер батарейной платформы и поврежден паровозный тендер. Подавить запрятанные далеко в кустах неприятельские пушки не удалось. Вражеские снаряды вывели из строя половину наших артиллеристов, разметали слабенькие настилы бронеплощадок и ранили много десантников. От навесного огня бронеэшелон был беззащитен... ... Путь отступления на Бугульму нам был закрыт. Восточнее Туймазы уже слышались гудки подошедшего к усеньскому мосту "Орла". Кольцо вокруг 3-й бригады, сконцентрировавшейся в районе станции Ютаза сжималось. Командир бригады решил, пока не поздно, отвести бронепоезд от Каркашлы к Ютазе, сгрузить с бронепоезда орудия, пулеметы, боеприпасы и полевыми дорогами пробиваться к Бугульме. Вагоны и стр. 182. склады сжечь, а бронепоезд с паровозом пустить под мост через Ик. Ночью загрохотали взрывы... Разоруженный бронепоезд Назаров собственноручно разогнал и на всех парах пустил его с обрыва. Сам он и его товарищ машинист Крекшин успели спрыгнуть. ... Команда взорванного бронепоезда, преодолев за сутки 50 верст, добрались до станции Дымка - юго-западнее Бугульмы... Со станции Дымка... отряд был доставлен в Бугульму. ... Сам Назаров занялся оборудованием нового бронепоезда. Вывезенные из Ютазы орудия и пулеметы устанавливались на новый блиндированный состав..."

volnoper: стр. 182. "Рано утром 10 апреля десантников разбудил грохот вражеской батареи. Бойцы выбежали из вокзала и под градом осколков бросились к бронеплощадкам. Назаров и Крекшин повели в бой новый бронепоезд. Укрытые в густом лесу за Макаровой горой и в оврагах батареи белых нащупать было трудно. Наш же бронесостав был как на ладони. Маневрируя на стационарных путях бронепоезд стр. 183. мог укрываться лишь за станционными постройками. Посадив на крыши элеваторов и железнодорожного депо наблюдателей, команда бронепоезда начала дуэль с артиллерией белых. Вскоре некоторые пушки замолчали. Но полностью подавить огонь вражеских батарей не удалось... Охватив город полукольцом... густые цепи белогвардейцев и спешенного казачьего полка при поддержке нескольких батарей повели атаку на Бугульму. Меткий огонь... шрапнели с бронепоезда заставили неприятеля залечь на опушке леса... К вечеру положение защитников города ухудшилось. В это время враг начал обходить станцию Бугульма. Почти замкнув кольцо окружения, он стал штурмовать город. Одну из бронеплощадок Назаров направил от депо к хакимовскому лесу, чтобы расчистить там путь на Дымку и обеспечить отход 243-го полка... стр. 184. ... Окружение было прорвано... С упорными боями 3-я бригада отходила вдоль Волго-Бугульминской дороги. Несколько бронеплощадок, выведенных Назаровым из Бугульмы, было разбито в боях... Для перехода в контрнаступление требовались новые броневые средства. Поэтому Назаров, оставив десантников на фронте, выехал в Симбирск. В Симбирском губкоме и горкоме РКП(б) М. Г. Назаров заявил, что он будет "сочинять" новый, уже настоящий бронепоезд. У горкома партии он попросил военно-политического комиссара. На районном партийном собрании железнодорожники мы, затаив дыхание, слушали доклад Назарова о гибели стр. 185. бронепоезда... Рабочие прямо с собрания, поднимая других с постелей, пошли на работу. Наутро четыре американских четырехосных вагона уже были готовы. Чтобы превратить их в грозный блиндированный поезд, были устроены вторые стенки, бойницы для пулеметов и винтовок. Две платформы подготовили для орудий. Нашлись бронеящики для хранения снарядов и бронещиты-прикрытия для команды. Простенки вагонов засыпали песком..."

volnoper: стр. 185. "Назаров вместе с только что назначенным военкомом бронепоезда Василием Голышкиным отправился в штаб Восточного фронта. Там их принял командующий фронтом Сергей Сергеевич Каменев... - Как скоро сможете выставить новый бронепоезд и что вам для этого нужно? - спросил Каменев. - Бронепоезд почти готов. Главное что нам требуется, это артиллерия и пулеметы, - ответил Назаров. - Я уже побывал на складах губвоенкомата. Там специалисты уверяют, что орудий годных для бронепоезда, мы не найдем. Имеющиеся у них японские орудия при выстрелах сильно отдают и для установки на поезде не годятся. Однако я осмотрел эти орудия, обмерил их, учел отдачу и думаю, они даже имеют ряд преимуществ: их легко приспособить для кругового обстрела... стр. 186. Губком партии полностью поддержал инициативу рабочих и предложил губвоенкому выделить из гарнизона лучших артиллеристов и пулеметчиков в помощь бронепоезду. Вскоре по улицам Симбирска прогромыхали два орудия, а сзади шли 30 добровольцев-артиллеристов и пулеметная команда с шестью пулеметами. Через несколько часов орудия и пулеметы были установлены. На станции Симбирск-2 состоялись проводы нового бронепоезда... На станции Часовня бронепоезд с нетерпением ожидали 60 коммунаров-железнодорожников, отобранных начальником районного политотдела Семеновым в состав команды и десанта бронепоезда... Бронепоезд несся вперед... Отряд железнодорожников скоро насчитывал более 200 человек. В его распоряжении было 2 орудия, 10 пулеметов, 160 винтовок. На станции Якушка к бронепоезду присоединился поджидавший его здесь вспомогательный ремонтно-строительный поезд. Он был полностью укомплектован квалифицированной рабочей силой и всеми необходимыми материалами, запасом телефонов, проводов. Кроме того, бронепоезду были приданы санитарный вагон с персоналом и медикаментами, вагон-пекарня, вагон-кухня с месячным запасом продовольствия..." АВР_ТОR. Вам знакомы книги - А. И. Медведев. "По долинам и по взгорьям". Военмемуары. М. 1960. и К. М. Лебедев "Немеркнущая слава". Петроградский комсомол на фронтах гражданской войны. Л. 1958. В них есть по чуть-чуть о брониках, а в "славе" даже плохонькое фото части путиловского бронепоезда. Завтра допечатаю назаровцев, сегодня были проблемы с регистрацией. Для меня все это ново.

ABP_TOR: volnoper пишет: Вам знакомы книги - А. И. Медведев. "По долинам и по взгорьям". Военмемуары. М. 1960. и К. М. Лебедев "Немеркнущая слава". Петроградский комсомол на фронтах гражданской войны. Л. 1958. Медведев у меня имеется Лебедева нет

volnoper: стр. 186. "По настойчивым требованиям рабочих бронепоезду было присвоено наименование "Товарищ Назаров". Михаил Григорьевич страшно сердился, но бойцы мелом и разведенной сажей написали это название на бортах броневагонов. В конце апреля 1919 года на фронте наступил перелом... стр. 187. Пополненные полки 27-й дивизии и подошедшие части 5-й дивизии сосредоточились для перехода в контрнаступление. По рубежу речки Кондурча, в 100 верстах от Волги, проходил передний план обороны колчаковцев. Западнее Кондурчи железная дорога, делая от разъезда Танеева до станции Погрузная большой поворот на юг, позволила бронепоезду курсировать вдоль всего расположения наших войск. На этом участке действовал так же стальной бронепоезд "Роза люксембург", построенный под Москвой. Оба бронепоезда были выдвинуты вперед. Взаимодействуя, они пробивали путь пехоте, заставив отступить неприятельского "Орла". Нередко перед бронепоездами под прикрытием огня шел вспомогательный состав. Его команда с лопатой, молотком, ключом в руках проявляла не меньшее мужество, чем бойцы десанта... 6 мая противник был отброшен до станции Челны. Но вот настало время когда бронепоездам "Товарищ Назаров" и "Роза Люксембург" пришлось расстаться с частями 3-й бригады. Бригада пошла севернее железной дороги, а бронепоезда стали взаимодействовать с частями 1-й бригады 27-й дивизии. 13 мая полки 1-й бригады выбили аръергарды белоказаков из Бугульмы... Разрушенные противником железнодорожные мосты и пути замедляли продвижение бронепоездов. Но уже 15-16 мая орудия "Товарища Назарова" гремели на берегах реки Ик... Когда противник отступил к станции Туймаза, М. Г. Назаров силами своего головного ремонтного поезда стр.188. организовал подъем у станции Ютаза броневагонов, сброшенных во время боя 7 апреля. Срочно отремонтированные в Бугульме, они были присоединены к бронепоезду. Вторично воскрешен был также бронепоезд "Ермак". В последующие недели "Товарищ Назаров" и "Ермак" действовали в составе Туркестанской армии, наступавшей на Уфу... В 1923 году за боевые заслуги в Гражданской войне Михаил Григорьевич Назаров был награжден орденом Красного Знамени и личным почетным оружием." Про товарища все. АВР_ТОR. Вам знакомы мемуары А. С. Неволина "Авроровцы" М. 1977. и сборник воспоминаний "От Зимнего до Перекопа". М. 1978. Следующее сообщение будет как и обещал о Себеже.

ABP_TOR: volnoper пишет: АВР_ТОR. Вам знакомы мемуары А. С. Неволина "Авроровцы" М. 1977. и сборник воспоминаний "От Зимнего до Перекопа". М. 1978. Первую книгу не прорабатывал досконально, вторая у меня есть

volnoper: АВР_ТОR. Если у вас есть "Авроровцы", то в первую очередь стр. 204-205. Упоминаются броники "Дейчланд" как его Железняков захватил у немцев и "имени Худякова" на котором он погиб. Если нет книги то после Себежа и это напечатаем! Если надо.

ABP_TOR: volnoper пишет: Если у вас есть "Авроровцы", то в первую очередь стр. 204-205. Упоминаются броники "Дейчланд" как его Железняков захватил у немцев и "имени Худякова" на котором он погиб. Если нет книги то после Себежа и это напечатаем! Если надо. Буду ждать

volnoper: "Революционные традиции комсомола". Л. 1958. А. И. Каменский. "Себежский бронепоезд". стр. 117. "Так наш отряд на станции вооружился и пополнился новыми людьми. Численность отряда возросла вдвое. Отсюда и начался боевой маршрут будущего Себежского бронепоезда, экипаж которого составляли бойцы нашего отряда. Что собой представлял наш бронепоезд? В те дни наша военная техника была примитивна. Отдельные промышленные предприятия и красногвардейсике отряды, проявляя иницитиву и рабочую смекалку, использовали для военных целей имеющиеся местные и подсобные средства. Такую инициативу проявил с помощью рабочих Великолукского железнодорожного депо и наш отряд. Три четырехосные железнодорожные платформы были внутри обнесены подтоварником, в промежутки между стенками и обшивкой насыпан песок. На двух платформах были устроены помосты для трехдюймовых орудий, а на третьей - амбразуры для пулеметов. Наиболее уязвимые места паровоза были защищены бронированными листами. На четыре открытые платформы были погружены запасные рельсы, шпалы, брусья и другой инвентарь, необходимый на случай небольших повреждений железнодорожного полотна. стр. 118. Вот и готов бронепоезд! Для его вооружения мы использовали орудия и пулеметы, обнаруженные на старых интендантских складах..."

volnoper: АВР_ТОR. Вам знакома книга - "Нарвская застава" в 1917 году. В воспоминаниях и документах. Л. 1960. Там тов. А. Е. Зайцев на 3 стр. текста рассказывает как наши бронепоезд "Генерал Анненков" (так он назывался по вашим данным) захватили. стр. 118. "Шесть дней не покладая рук работали питерские красногвардейцы и рабочие железнодорожного депо станции Великие Луки, часть которых потом вступила в наш отряд. Наша бронелетучка была направлена в район станции Себеж на борьбу с наступавшими интервентами. Она сыграла свою боевую роль, за что и получила наименование Себежского бронепоезда. ................................................................................................................................. стр. 119. Вскоре после заключения мирного договора с немцами мы получили весть о кулацком мятеже, вспыхнувшем в районе Опочки. Руководили этим мятежом бывшие царские офицеры и чиновники. Бронепоезду был дан приказ немедленно направиться в Опочку для ликвидации мятежа. Узнав, о прибытии бронепоезда, главари мятежников скрылись. Мы быстро востановили порядок в Опочке, а часть бойцов бронепоезда, сформированная в специальный отряд, была направлена по шоссейной дороге в глубь Опочецкого уезда для преследования отступавших банд мятежников. Крестьяне тепло встретили нас и помогали вылавливать белогвардейских офицеров и кулаков, прятавшихся в деревнях... Шли дни. На Себежском направлении установилась тишина. Граница надежно охранялась пехотными частями Красной Армии. Наш бронепоезд стоял без дей- стр. 120. ствия на маленьком разъезде в шести километрах от станции Себеж... Экипаж обратился к командованию с ходатайством направить бронепоезд туда, где мощь его огня могла быть использована для борьбы против врагов революции..." Так же хотел узнать, знакома ли вам - "Из глубины сердец". 1917-1924. Сборник писем военнослужащих Красной Армии В. И. Ленину. М. 1970. Там есть письмо от 6 июня 1920 г. понятно кому от команды бронепоезда №36 имени Ленина (построен в Перми и ранее назывался "1 морским им. В. Ленина").

rspc: Душевное фото с самлера

ABP_TOR: volnoper пишет: АВР_ТОR. Вам знакома книга - "Нарвская застава" в 1917 году. В воспоминаниях и документах. Л. 1960. Там тов. А. Е. Зайцев на 3 стр. текста рассказывает как наши бронепоезд "Генерал Анненков" (так он назывался по вашим данным) захватили. А это очень любопытно, есть описания этого эпизода у Раскольникова, Ховрина и Ильина-Женевского. Арсений Зайцев, командир путиловского бронепоезда. Так же хотел узнать, знакома ли вам - "Из глубины сердец". 1917-1924. Нет, бронепоезд этот в ветке уже упоминали, командир Деревцов

volnoper: АВР_ТОR. Есть еще такая книга "Этапы большого пути". Тоже воспоминания о Гражданской. М. 1963. Там много инфы, Якир например целый рассказ на 2 стр. "Смерть "Стальной черепахи" дал. События у ст. Таловая. Вам знакома книга?

ABP_TOR: volnoper пишет: АВР_ТОR. Есть еще такая книга "Этапы большого пути". Тоже воспоминания о Гражданской. М. 1963. Там много инфы, Якир например целый рассказ на 2 стр. "Смерть "Стальной черепахи" дал. События у ст. Таловая. Вам знакома книга? Эта книга у меня есть, вообще-то Якир там "причесанный", его воспоминания лучше читать по книжечке 1957 г. Воспоминания о гражданской войне

volnoper: Cебеж. стр. 120. "Прошло некоторое время, и командира нашего вызвали в Москву. Он выехал, а через несколько дней прислал телеграмму: "Направьте в мое распоряжение семь бойцов и двух командиров"... Еще больше мы встревожились, когда по телефону был передан приказ выслать наш паровоз без вагонов на станцию Себеж. В чем дело? Нет ли здесь злого умысла?. Не хотят ли оставить боевую часть без паровоза? Но приказ есть приказ. Высылаем паровоз, но на всякий случай устанавливаем на тендере пулемет. Сопровождаемый командой из десяти бойцов, паровоз приходит на станцию. И тут мы видем группу вооруженных людей в новеньких черных кожаных костюмах. Вглядываемся и узнаем нашего командира и бойцов, которые были с ним в Москве. К паровозу прицепляют новый вагон и мы возращаемся на свой разъезд. С жадным интересом слушаем сообщение командира. В ближайшие дни мы из Себежа отбываем... А в новом вагоне - оборудование для команды, кожаное и суконное." Из Себежа бронепоезд направлен в Петроград. Там он простоял несколько часов. Увольнений никому не дали. стр. 121. "Мы направились в Ярославль..." после подавления савинковцев "двинулся на север, к Архангельску, на борьбу с оккупантами." Себеж все. Следующее на завтра К. М. Лебедев "Немеркнущая слава". Там тоже немного.

volnoper: "Немеркнущая слава". стр. 103. "Узнав, что станция и поселок Вырица заняты белыми, 36 комсомольцев Виндаво-Рыбинской железной дороги в течении нескольких часов очистили несколько платформ из-под угля и, оборудовав примитивный бронепоезд, двинулись по направлению к Вырице. Комсомольская команда наспех созданного "бронепоезда" в течении четырех суток удерживала здесь фронт, не допуская дальнейшего продвижения белых. Через четыре дня к Вырице прибыл настоящий бронепоезд, а герои комсомольцы-железнодорожники влились в красноармейские части...". стр. 112. В 1919 г. "В. П. Алексеев становится комиссаром бронепоезда №44 им. Володарского... " Когда белогвардейцы подходили к Гатчине, Алексеев вместе с двумя красноармейцами защищал вокзал, не давая цепи белогвардейцев возможности приблизиться к бронепоезду, находившемуся вблизи. И даже когда бронепоезд дал последний залп и стал медленно отходить от станции, Вася еще бросал с платформы гранаты по наступающим цепям белых. Преследуемый выстрелами белогвардейцев, он едва успел догнать бронепоезд и повис на его подножке...""



полная версия страницы