Форум » Гражданская война » Бронепоезда и белые и красные... (продолжение) » Ответить

Бронепоезда и белые и красные... (продолжение)

wind: Решил открыть такую тему, как мне кажется очеень тесно связаную с флотом, почему наверно сами понимаете :-)) ... Возник вот такой вот вопрос, работая с документами нашел вот такой вот приказ : Приказом Командующего Морских сил на Дальнем Востоке № 1501 от 16.08.1919 г. Лейтенант В.О. Старк назначен с бронепоезда № 1 в речную флотилию . Кстати довольно часто встречал приказы с упоминанием этого бронепоезда, может кто знает что он из себя представлял . С уважением, В.

Ответов - 301, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 All

volnoper: Гутман. "Товарищ Антонов-Овсеенко, вспоминая этот период, писал: "С февраля 1918 года Мокиевская-командир бронепоезда. Ее бронепоезд в течении всего лета 1918 года не выходил из боев. Он участвовал в подавлении контрреволюционного мятежа в Ярославле, в обороне Царицына, в боях против гайдамаков, немецких оккупантов и петлюровцев на Украине". В районе Гадяч-Ромны, а затем у Ромодана бронепоезд Мокиевской прикрывал отход наших частей на Полтаву. В.А. Антонов-Овсеенко писал об этих боях:"Во время эвакуации ст. Ромодан штабной поезд двинулся по направлению Миргорода под прикрытием бронепоезда доблестной т. Мокиевской, до последнего момента задерживавшей натиск германцев". Наши части, успешно сражавшиеся на харьковском направлении, оказались отрезанными от основных сил Красной Армии. Тогда бронепоезд Мокиевской прорвался к Харькова и вывел из окружения штаб и оборонявшие город советские войска. Людмила отличалась хладнокровием в боях, самоотверженностью и героизмом. Она была прекрасным примером для всей команды бронепоезда. Она умела находить верные пути к сердцам бойцов. Ее выступления перед ними всегда отличались революционной страстностью и убежденностью. Слова Людмилы Мокиевской были искренни, правдивы, и потому бойцы так были преданы ей, революционному делу, за которое они боролись, и потому так высока была дисциплина на бронепоезде..."

ABP_TOR: Лапоть пишет: нужны? Я, в своё время, не отсканил, а зря. Но если есть необходимость, можно раздобыть... Нужны не просто фото, а именно фото с униформой Эстляндской Красной Армии: Форма состояла из бледно-зеленых бриджей, гимнастерки, которую можно было носить и с открытым воротом, плаща-накидки и панамообразного головного убора, который стали называть просто шляпой. Кавалеристы имели на бриджах красные лампасы;они носили ботфорты, пехотинцы -краги.

ABP_TOR: Любопытны следующие моменты биографии Мокиевской: - в РККА Людмила Мокиевская-Зубок была зачислена под именем Мокиевского Леонида Григорьевича, студента психо-неврологического института; первоначально эсерка, затем эсерка-максималистка-в период когда бронепоезд был напрвлен на подавление Ярославского восстания, отстранялась от командованияпод предлогом отсутствия военного образования


volnoper: Гутман. "Летом 1918 года мне довелось встречить Людмилу в Москве, куда она была командирована по служебным делам. Люду хорошо знали военные руководители Н.И. Подвойский и В. А. Антонов-Овсеенко, и порученные ей дела удалось выполнить быстро. Кроме того Мокиевская должна была приобрести литературу и музыкальные инструменты для своей команды. Набралось много имущества, и она попросила меня проводить ее на вокзал. Я в тот день уезжала в оккупированный немцами Чернигов, поэтому проводила Людмилу моя сестра, которая работала в редакции красноармейской газеты. Бронепоезд Мокиевской продолжал громить врага. К осени 1918 года он оказался насколько потрепан в боевых схватках, что его пришлось отправить на ремонт в Нижний Новгород, на Сормовский завод. Ремонт затянулся и Мокиевская настояла, чтобы ей дали другой бронепоезд. По данным, сохранившимся в Центральном архиве Советской Армии, она получила бронепоезд №3, называвшийся "Власть Советов". В. А. Антонов-Овсеенко писал в Центробронь об этом периоде работы Люды : "Тов. Мокиевская, командуя бронепоездом №3, проявила выдающиеся боевые качества, постоянно держала команду в строгом порядке, все боевые распоряжения выполняла неукоснительно с полным самообладанием"".

volnoper: Гутман. "Там же в архиве, хранится приказ о назначении Мокиевской не только командиром бронепоезда, но и одновременно комиссаром его. Это не случайно. Ее личный героизм, умение воспитывать бойцов в духе сознательной революционной дисциплины, добиваться постоянного боевого совершенствования команды - все это было основанием для того, чтобы доверить Людмиле высокую комиссарскую должность. По прибытию бронепоезда в начале 1919 года на Украину его направили в распоряжнение командующего 13-й армией товарища Кожевникова. Уже несколько месяцев шли ожесточенные бои в Донбассе. Деникинская армия рвалась к Луганску. Обстановка была весьма напряженная, требовала сосредоточения всех революционных сил. Туда и был переброшен бронепоезд №3 "Власть Советов", экипаж которого отличался смелостью и бесстрашием. Особенно жестокие бои разгорнлись за узловую станцию Дебальцево, которая несколько раз переходила из рук в руки. Все новые и новые полчища белых перебрасывались в Дебальцево, но наши части под прикрытием бронепоезда №3 стойко защищали важный опорный пункт. В решающий момент одного из боев из засмаскированного укрытия был выпущен вражеский снаряд. Он ударил в будку машиниста, где в это время была Людмила. Командир бронепоезда был убит... Тело Мокиевской перевезли в Купянск, где находился в то время штаб армии. Похоронили Людмилу со всеми воинскими почестями на площади, которые потом трудящиеся Купянска засадили деревьями. Теперь там разбит городской парк, носящий имя Людмилы Мокиевской".

volnoper:

ABP_TOR: volnoper пишет: Тело Мокиевской перевезли в Купянск, где находился в то время штаб армии. Похоронили Людмилу со всеми воинскими почестями на площади, которые потом трудящиеся Купянска засадили деревьями. Теперь там разбит городской парк, носящий имя Людмилы Мокиевской По приходу белых в Купянск гроб был вырыт и труп выброшен на свалке в овраге. После занятия Купянска красными останки нашли и перезахоронили. По первым похоронам сохранилась кинохроника... Спасибо за сканы

Лапоть: ABP_TOR пишет: Нужны не просто фото, а именно фото с униформой Эстляндской Красной Армии: цитата: Форма состояла из бледно-зеленых бриджей, гимнастерки, которую можно было носить и с открытым воротом, плаща-накидки и панамообразного головного убора, который стали называть просто шляпой. Кавалеристы имели на бриджах красные лампасы;они носили ботфорты, пехотинцы -краги. Да, я так и понял. Ворот на гимнастёрке обычно одного из двух типов, по тогдашней моде. Либо отложной с закруглёнными краями, как на германских солдатских мундирах обр. 1910 г., либо "матроска". Я видел фотографии в книгах о эстонских стрелках (но это было давно, сейчас не сразу подниму выходные данные) и в фондах питерского музея А.В. Суворова.

ABP_TOR: Лапоть пишет: Я видел фотографии в книгах о эстонских стрелках (но это было давно, сейчас не сразу подниму выходные данные) и в фондах питерского музея А.В. Суворова. Если речь о книге Маамяги, В огне борьбы- то она у меня есть. Но там только одно групповое фото.

Лапоть: ABP_TOR, ещё по "Воле". Хайруллин и Кондратьев определяли этот состав как бронепоезд "Воля": Это другой состав той же "Воли" или другой бронепоезд с тем же названием? P.S. Фотографий я видел более одной.

ABP_TOR: Лапоть Мне известны два состава "Воли". Первым был построенный в Царицыне, он имел №10, по нумерации Южфронта, погиб при летнем отступлении Второй, №22, по общей нумерации Центроброни, был построен в Брянске Сиркеном. Известно что с бронепоездом "Воля" работал 23-й ВО в районе Великокняжеской с 7-го по 24-е мая 1919 г. То есть с №10. Кроме того на Вашем снимке имеется сормовский вагон, а о наличии таковых в составе "Воли" ничего не известно. Был правда запутанный момент с кратковременной потерей этого боевого состава, с последующим отбитием. Кроме того в книге Анощенко имеется снимок Как видите и данного вагона 23-го ВО на Вашем снимке нет. А №22 как Вам уже известно имел брянские вагоны с полубашнями. Из бронепоездов на Южфронте работавших с аэростатами сормовский вагоны имел №2 ""Смерть или победа"

Лапоть: ABP_TOR, благодарю. Я и держал эту фотографию под вопросом. Т.е. Вы тоже не склонны тут доверять Хайруллину и Кондратьеву?

ABP_TOR: Лапоть пишет: Т.е. Вы тоже не склонны тут доверять Хайруллину и Кондратьеву? По части бронепоездов отношусь с осторожностью, по части авиации их работа понравилась.

Лапоть: ABP_TOR пишет: По части бронепоездов отношусь с осторожностью, по части авиации их работа понравилась. Мне тоже понравилась, особенно, предыдущее издание (из которого я сканил вышеприведённую фотографию). В 2000 г. это было очень сильно! Последнее издание меня несколько разочаровало. С одной стороны исправлены некоторые неточности. Но с другой, в России за это время вышло много изданий (особенно переизданий эмигрантских воспоминаний), затрагивающих авиационную тему. А ничего из этой информации я в новом издании не нашёл. Это огорчило.

Гайдукъ: попалось на глаза фото. Снято в прибалтике в 1919 году.

Гайдукъ: немного подробностей. Снято на ст Цесис 6 января 1919 года

ABP_TOR: Гайдукъ пишет: Снято на ст Цесис 6 января 1919 года Спасибо, интересный снимок

Автроилъ: Гражданская война. Команда белогвардейского бронепоезда "Сибирякъ" на отдыхе. Восточный фронт.

nemos:

Лапоть: Гайдукъ пишет: Снято на ст Цесис 6 января 1919 года В начале января 1919-го в Эстонии было тепло разве?

volnoper: Посмотрел мемуар тов. краскома А. Ломбака. В январе 1919 г., а точнее 8 января 1919 г. его батарея "вступила в оборонительные бои за станцию Тапа". Билась с брониками белоэстонцев. Красные броники не могли прийти на помощь, взорван мост через Нарву, но главное упоминается лежащий на земле белый снег.

Гайдукъ: Господа. Прошу прощения. Подвел мой латышский. К сожелению не смогу здесь воспроизвести правильное написания из за отсутствия клавиатуры с верхними точками и прочее но звучало премерно так - 6.junijs 1919.gada Что требуется перевести как 6 июня 1919 года. Еще раз прошу прощения.

Лапоть: Гайдукъ пишет: не смогу здесь воспроизвести правильное написания из за отсутствия клавиатуры с верхними точками Не знаю, у всех ли так, но у меня при попытке использования подобных букв на любом форуме borda.ru летит всё сообщение. Поэтому, хотя клавиатура и настройки позволяют, вынужден был от использования этиих символов отказаться.

Гайдукъ: Лапоть пишет: вынужден был от использования этиих символов отказаться И я о том же. Получается абра-кадабра потому лучше так.

Автроилъ: Лапоть пишет: В начале января 1919-го в Эстонии было тепло разве? Городишко Цесис находится в Латвии. Но на фотографии - эстонцы, вкупе с несколькими русскими офицерами. Фотография могла быть сделана в тот период, когда бравые эсты воевали с латышами. С уважением...

Гайдукъ: Автроилъ пишет: Но на фотографии эстонцы вкупе с несколькими русскими офицерами. Я бы так с выводами не спешил. Не упускайте из виду человека с двумя галунами на правом рукве. Это 100 % латышский атребут. Применялся еще Латышскими стрелками (не красными) и перекочевал в некоторые части буржуазных формирований. Суважением ГАА

Автроилъ: Изображение расплывчатое, нет резкости. Однако согдасен, поспешил. Вы правы, латыши там присутствуют. С уважением...

Гайдукъ: Гайдукъ пишет: 6 июня 1919 года Не удевлюсь еслиэта батарея окажется из трофеев доставшихся от красных при захвате риги 24 мая 1919 года. Известно что с Мангальсалы были сняты 2-152 Кане и установлены на жд платформах в марте 1919 года. По некоторым документам это формирование обозвали морским бронепоездом так как он был укомплектован моряками Приморского отряда флотилии Советской Латвии. Данное формирование вело успешные бои с Бермондовцами и войсками буржуазного правительства Ниедры под Митавой. После падения Риги следы формирования теряются. Повторюсь я не утверждаю а предполагаю. С уважением ГАА.

volnoper:

volnoper:



полная версия страницы