Форум » Русские морские крепости » Порт-Артур. » Ответить

Порт-Артур.

Dmitry_N: Думаю, что нет необходимости давать общий обзор крепости - он неплохо изложен у Шварца, да и у Сорокина. Если кого-то заинтересует общее описание крепости - это легко устроить. Здесь же пока помещаю список батарей Приморского фронта (Бархатов и Функе) правда, файлы не маленькие, но что-то таблицу набивать неможется, а уменьшение ведет к худшей читаемости

Ответов - 278, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 All

volnoper: В 2003 г. вышел ист. роман А. В. Шишова "Макаров. Помни войну". В серии ЖЗЛ выходила Семанов С. Н. "Макаров" М. 1972, он же выпустил "Тайна гибели адмирала Макарова" М. 2000. Есть Островский Б. Степан Осипович Макаров. Л. 1951, тоже ЖЗЛ, и тот же автор издавался воениздате в 1954. Но это уже не чистая художка. Из мемуаристов интересен Великий князь Кирилл Владимирович.

Dmitry_N: есть еще Сергей Куличкин "Душа и слава Порт-Артура", М. 2004 - художественное изложение биографии Р.И.Кондратенко.

Юрген: Пожалуй самая антикварная книга - Врангель Ф. Ф. Вице-адмирал Степан Осипович Макаров. Биогр. очерк: В 2 т. СПб., 1911-1913

etcom: Dmitry_N пишет: Из исследований по Артуру в первую очередь следует обратить внимание на труды военно-исторической комиссии Сколько книг и какие выходило из серии "Работа исторической комиссии по описанию действий флота в войну 1904-1905гг при Морском Генеральном Штабе" и "Работа военно-исторической комиссии по описанию Русско-Японской войны"?

Dirk: Это, конечно, не русский Порт-Артур, но, надеюсь, Вам будет интересно. Посвящается Ursus Описание порта Артур, составленное мичманом Симанским. Опубликовано: Сборник материалов по военно-морским вопросам. Вып. 1. Японо-китайская война. Составлен под ред. кап. 1 ранга Доможирова. СПб., 1896. С. 64 - 67.

volnoper: Попалась в руки подшивка журнала "Родник" за 1904 г. Так там в нескольких номерах печатались очерки А. Федорова "На Восток". Он на пароходе "Корсунь" шел из Одессы на Дальний Восток. В июньском номере очерк "Порт-Артур". Два фото, четыре стр.

Юрген: Вот, пожалуй, самый самый антиквариат по Порт-Артуру. http://www.ozon.ru/context/detail/id/4031918/ С уважением Ю.

ursus: Dirk Уважаемый Алексей, примите самую искреннюю благодарность, Ваш пост 1035 - замечательный подарок. С уважением,... Морские орудия в Порт-Артуре "Вера и Верность!"

Dmitry_N: Юрген пишет: Вот, пожалуй, самый самый антиквариат по Порт-Артуру. http://www.ozon.ru/context/detail/id/4031918/ С уважением Ю. Ну, я купил этот двухтомник, правда в более расхристанном состоянии всего за 2500 рублей и многие из участников не дадут соврать - они у меня его видели. 76 тысяч - несуразная цена На самом деле - этот двухтомник есть просто выдержки из Булгаковской "Иллюстрированной летописи русско-японской войны", посвященные именно Артуру. Книга, безусловно, интересная, но грешит массой неточностей и ошибок. И летопись Булгакова и летопись Дубенского, издававшиеся по следам горячих событий питались слухами об Артуре, потому там куча недостоверной информации Труд А.Шварца и Ю.Романовского (Оборона Порт-Артура, 1908) значительно более информативен, а, скажем, 4 том (артурский) Бархатова и Функе (История РЯВ, 1907-1910) - издан гораздо лучше (хотя и там ошибок море) и включает отрывки из нигде более не публиковавшихся мемуаров Лощинского.

Автроилъ: Dmitry_N пишет: На самом деле - этот двухтомник есть просто выдержки из Булгаковской "Иллюстрированной летописи русско-японской войны", посвященные именно Артуру. Книга, безусловно, интересная, но грешит массой неточностей и ошибок. И летопись Булгакова и летопись Дубенского, издававшиеся по следам горячих событий питались слухами об Артуре, потому там куча недостоверной информации Полностью согласен с тем, что издание представляет интерес в первую очередь только для букинистов и библиофилов. С уважением...

Dmitry_N: Кто помнит роман А.Н.Степанова, должен помнить и этих персонажей - заведующая Пушкинской школой Желтова (такой не было, школой заведовала м-ль Мария Семеновна Савельева) и две учительницы - Оля Селенина и Леля Лобова. Оля в рома становится женой Борейко, а Леля - Енджеевского. На самом деле учительницами там были Любовь Александрова Александрова и Ольга Андреевна Романовская-Романько (по крайней мере - в 1903 году). И мадам Желтова и Оля с Лелей в романе - весьма передовых взглядов, прогрессистки, эмансипе и т.п. Реальная прототипица мадам Желтовой и вправду была весьма бойкая барышня. Интересно охарактеризовал Е.К.Ножин мадемуазель Савельеву Хотел загрузить еще и изображение самой Пушкинской школы, но что-то Радикал заглючил.

Dmitry_N:

Dmitry_N: Ребята на каком-то испаноговорящем форуме раскрашивают фотографии Порт-Артура По-моему весьма недурственно http://www.granguerra.crearforo.com/image-est10984.html

Dirk: Проставляюсь по поводу награждения. Если такая уже была - простите великодушно!

nemos: Dirk ...ясно что Порт-Артур, но что за место - можно подробнее? ...с уважением

Dirk: "Этажерка"

nemos: Dirk пишет: "Этажерка" ...ну наконец-то, нашли! жаль что не видно правой стороны ...я почемуто уверен что там не было никаких заводов,кательных(и т.д.) с трубами! С уважением

volnoper: Очерк А. Федорова "Порт-Артур". Журнал "Родник № 11 (июнь 1904). "Однообразие пути нарушается только встречными джонками да пароходами, с которыми "Корсунь" обменивается приветствиями. Но вот, и архипелаг островов Чуан-синь, населенных китайцами. Массы китайских джонок окружают эти острова. Кое-где видны китайские хижины. Нет клочка на островах, который не был бы возделан руками китайцев и не зеленел посевами риса и хлебов. Даже на крутых скатах, где, кажется, и стоять-то трудно, и там зеленеет посев, и там земля обработана и вспахана, как на ровном месте. Черный маяк, похожий издали на монаха, стоит на высоте... Маяк поставлен англичаними. И, карта, по которой мы держим путь, тоже ведь английская. На этом пути впервые попадается большой четырехмачтовый корабль. Все тридцать три паруса распущены по ветру. Он проходит как что-то величественное и гордое, и моряки долго провожают его восторженными восклицаниями. Пятого июня, почти через полтора месяца после выхода из Одессы, "Корсунь" подходит к Порт-Артуру. С высоких лысых гор безжизненных и скучных, глядят пушки. При входе в бухту стоит красивый белый военный крейсер "Варяг". На горах и дальше ни куста, ни дерева. Вдали, направо, виднеются белые домики. Это загородное место, дачи. И там голо и уныло. По извивающемуся заливу "Корсунь" входит в большую бухту Порт-Артура, где стоят сотни джонок, привезших материалы для постройки нового города, японские и китайские пароходы, а также пароходы манчжурского общества и белые миноноски, такие изящные и красивые, точно они созданы для веселых прогулок, а не для убийства и гибельных поражений. Старый китайский город тесно и беспорядочно лезет вверх, на гору, своими серыми однообразными постройками, возведенными из грифельного камня. Налево идут постройки нового города. И там и здесь стоит пыль и дым от воздвигнутых красных и черных труб. Пыль стоит над городом мутным, тяжелым облаком. Вдоль набережной, оставшейсяся от китайцев, идут китайские дома, на воротах еще сохранились кое-где уродливые китайские фигуры... Не только набережная, но и доки - китайские, хотя, конечно сооружены они англичанами. На набережной множество китайцев-рабочих в синих костюмах... китайцы и на джонках и на лодках... Они кричат и суетятся, стоя в своих легких, колеблющихся яликах и быстро работая одним веслом, которое гонит лодку вперед, качая ее то в одну, то в другую сторону, так что сидящему в лодке нельзя позавидовать. После всех последних впечатлений, ослепительно ярких, красочных и новых, Порт-Артур мало тянет к себе... Первая новость, которую мы узнали, что в Китае и Манчжурии - холера и что она приближается сюда. Продолжение следует.

volnoper: "Однако, все же спускаюсь на берег, благо пароход пристает к самой набережной. Навстречу китайцы и военные, военные и китайцы. Редко-редко встретится человек в обыкновенном европейском платье. При первых же шагах в городе - трактир "Саратов", одноэтажный грязный домишко с терасой, украшенной пыльной, жидкой зеленью и китайскими фонариками. Оттуда доносится сухой стук биллиардных шаров и российский говор и крик под гуденье гнусавого фонографа. При входе в город стоят целые десятки китайцев-рикш, но местная аристократия избегает ездить на рикшах. Для нее - парные извозчичьи экипажи, ободранные, старые, дребезжащие, но с русской упражью и с лихо сидящим на облучке извозчиком. Улицы старого Порт-Артура страшно узки, извилисты, неровны, а эти извозчики носятся под них во весь дух, что, надо полагать, не особенно способствует здоровью и безопасности, не имевших представления о быстрой езде и не привыкших бросаться в сторону при неистовом извозчьем крике: "Цуба!", что по-китайски значит: "уходи". Кое-где на заборах уже красуется российские надписи и афиши о спектаклях "Малорусской труппы" и других развлечениях все в одном и том же загородном театре. День был жаркий. В воздухе носились едкая пыль, поднимаемая извозчиками и даже пешеходами. Пылью была затянута вся набережная, где копошились китайцы, и длинным облаком тянулась по направлению нового города, где сосредоточивалось главное движение и особенно сильно бился пульс возрождающейся жизни. Там красовались вновь построенные и начинающие строиться здания, в то время, как в старом городе с его серыми, как бы заплесневелыми постройками, жизнь тащилась устало и скучно, как вот этот рикша, изможденный от утомительного бега, обливающийся потом и согнувшийся от напряжения. Вдоль узких тротуаров тянутся досчатые настилки. Не трудно себе представить, какая здесь невыносимая грязь в несчастье! На одной из лучших улий старого города все дышало неукратимою скукой. Скукой глядела из запыленных старых окон, скукой веяло из закрытых наглухо дверей. Блуждая по улицам Порт-Артура и читая вывески, я то и дело встречал фамилии: "Кунст и Альберс". Дуэт этих иностранцев господствует над всем русским коммерческим хором не только в Порт-Артуре, но и во всей Квантунской области и далеко за пределами ее. Все главные нити промышленности и торговли в здешнем краю в руках этой богатейшей фирмы. У них своя почта, свой телеграф, свои бесчисленные энергичные и ловкие агенты, говорящие не только на европейских, но и на азиатских языках. В то время, как русские торгоцы, сохраняя свою ветхозаветную неподвижность, не выходят из узких рамок, завещанных им дедами и прадедами." Продолжение следует.

volnoper: "... Торговцами клюющими "по зернышку", являются здесь китайцы. Большинство мелких лавок в Порт-Артуре -китайские. Масса джонок, почти затопленных водою загромождала гавань; там копошились грязные, полуголые китайцы. Они выгружали камень и дерево, кричали, стонали, тянули рабочую песню, сновали на лодках и просто шлепали руками и ногами по воде, что-то таща и суетясь. Китайцы же попадались нам навстречу, пешие и на лошадях, а далее около берега, полоскались и гоготали утки... Мы осмотрели здание дешевых квартир, реальное училище, городской питомник, откуда должны восходить на каменистой порт-артурской почве сады и бульвары... Продолжение следует.

volnoper: "Вечером мы отправились в китайский театр, построенный одним меценатом-китайцем. Дорога шла узкими улицами старого китайского города, откуда китайцы должны были перебраться по случаю надвигающейся холеры, так как здесь было вековое скопление грязи и нечистот. Старые полуисгнившие лачуги, жавшиеся одна к другой, осуждены на слом и разрушение. Мы с трудом подвигались кривыми улицами, мимо китайских лавок и базара, где готовились на виду всякая снедь, китайцы брили головы и лица, пили чай и курили, - к высокому деревянному зданию, напоминающего наши летние театры. Возле него стояла масса рикш и толпились продавцы разной снеди... Каждый билет, какое бы место в театре ни занималось, стоил два рубля. Театр мог вместить человек пятьсот. Зрители размещались внизу, в зал уставленный столиками, как у нас в летних садах, - и в ложах, которые шли хорами по всем трем стенам зала. Китайцы в синих костюмах сидели вокруг столиков, пили чай, грызли арбузные семечки, курили и вообще вели себя как дома..."

Dmitry_N: В этой ветке говорилось ранее о мичмане Вильгельмсе Фрагменты дневника Ю.В.Васильева (результат недавней поездки в Питер). "Мичман Вильгельмс так мрачно смотрит на вещи и такое уныние наводит на публику, что по-моему следовало бы его осадить. Услышал бы его генерал Фокк (так в тексте - ДН), так задал бы ему трезвону. Ему следовало бы немного полечиться, а то после гибели "Енисея" у него нервы растрепались, так все и кажется в мрачном цвете" (РГА ВМФ, Ф. 763, оп. 1, д. 179, стр. 110) Дирк приводил вот эту фотографию с Большого Орлиного К ней подходят эти строки из Васильева "... стали подниматься к Вильгельмсу. Дворец Вильгельмса еще меньше палаццо Бонди (имеется в виду И.Л.Бонди и его жилище на Ляотешане - ДН). Это совсем крохотная избушка кладбищенского сторожа. [...] Сейчас же потащил нас наверх смотреть его батарею [...] В сторону неприятеля, ожидаемого с суши, устроен бруствер из мешков с песком и землей, но на мой взгляд все это будет разметано двумя-тремя ядрами, настолько все это кажется непрочным" (там же, дело 182, стр. 140) Что, собственно, и случилось.

Dmitry_N: Интересно - справа внизу выделяющееся среди прочих белое здание с надписью на фронтоне "ПОРТЪ-АРТУРЪ" - это управление порта или, скажем, билетная касса?

nemos: а по моему там написано: какойто "????" ...hotel(точно) С уважением

medik: Hotel

medik: Сергей, огромное спасибо - чудесная фотография.

nemos: ssergey x 100 пишет: Китайскии флот в Восточном бассейне . 1894 г ...китайцев в Артуре ещё не видел, спасибо.

volnoper:

volnoper:

volnoper:



полная версия страницы