Форум » Русские морские крепости » Оборона Моонзунда. » Ответить

Оборона Моонзунда.

Автроилъ: Захваченная немцами русская батарея 11-дюймовых орудий. Если у кого-то есть какие-либо интересные сведения о береговых батареях и их командирах, прошу размещать здесь.

Ответов - 84, стр: 1 2 3 All

Сергей: Автроил. Вот только есть Л.И. Амирханов «Морская крепость Императора Петра Великого». Вполне заслуживающего внимания работа. И ряд статей из альманаха «Цитадель» о фортах Кронштадта. С уваженгием Сергей.

temnikov: Сергей Оно конечно о морских крепостях написано не мало и весьма достойно, но наша здесь цель не конкурировать с солидными трудами и ресурсами. а подбирать осколки истории и складывать в одно мест, дабы они могли послужить благородному делу. Вот тоже весьма интересная ссылка: http://infoart.iip.net/history/navy/index.htm Жаль, что она не оформлена фото материалами как: http://www.kaiserlichesmarinekorps.be/

Автроилъ: Господа Тemnikoff и Сергей вы не правильно прочитали флажной сигнал. Меня не интересуют пушки (тем более немецкие), книга о Моркрепости с автографом Амирханова у меня тоже есть и ... я не собираюсь открывать здесь филиал уважаемой мною «ЦУСИМЫ». Мне хотелось поговорить об офицерах, которые прошли через Моонзунд. Как ни скверно там было, но на том этапе войны именно Моонзунд заставил немцев откорректировать свои планы. Кстати, при написании своей книги Л.И. Амирханов использовал замечательную монографию А.М. Косинсккого «Моонзундская операция Балтийского флота» (Издание В.-Морской Акалемии РККА, 1928 год). Советую прочесть. С уважением ...


Сергей: Ну да барона Косинского читал, хотя и сухо но зато по числам. С уважением.

diver: Mne kazetsja, chto etot fotografija iz toi ze serii. Ne mog sebja ne posilat horoshi snimok.

Автроилъ: Это один из тех, кто как и Н.С. Бартенев пытался противостоять засилью комитетской демагогии и разложению островных гарнизонов осенью 1917 года. Командир башенной батареи № 10-Б (на Наргене) Виктор Леонидович Епинатьев. Известно, что в годы Гражданской войны сражался с большевиками на Юге России, был произведен генералом Врангелем в лейтенанты (28.03.1920). Может кто-то может добавить что-нибудь ещё ?

wind: У меня есть по нему немного : Родился ( 04.11.1893 ) В службе ( 1913 ) Корабельный гардемарин ( 1915 ) Мич. ( 09.06.1915 ) . Умер до октября 1938 г. в Эстонии . Судя по дате производства в офицеры Корпуса не заканчивал , скорее всего из Юнкеров флота . С уважением , В.

Dirk: Сравнительно полную справку о службе Епинатьева я посылал уважаемому Роману Маткевичу, художнику эстонского Морского музея, который является родственником этого офицера. Надеюсь, Роман напишет статью о нем и других представителях рода.

temnikov: Маленькая подборка ссылок по Эстонии: http://milind.livejournal.com/15152.html?mode=reply http://www.mil.hiiumaa.ee/index.html

Автроилъ: Представители эстонского военного командования и члены английской и французской союзных миссий на взорванной при уходе Балтфлота из Ревеля башенной батарее № 10-Б. Нарген. 1919 год.

Автроилъ: Моркрепость Императора Петра Великого. Батарея № 37 на мысе Дирхамн (4-152/50). Фотография Е. Иванова в Ревеле.

Автроилъ: Моонзунд, 90 лет назад ... Моонзундский архипелаг получил свое название от пролива, который в свою очередь обязан своим названием острову Моон. Моонзундский пролив отделяет архипелаг от берега тогдашней Эстляндии. Со стороны материка располагается лишь остров Вормс да несколько совсем мелких островов. Длина Моонзунда от северного края острова Вормс до южного края острова Моон – около 35 миль. Ширина у Вормса – 6 миль, а у Моона – от 3.5 до 6. Плес между этими островами (длиной около 20 миль) соединялся к вест-зюйд-весту с Кассарским плесом. Именно здесь, на Кассарском плесе, в 1917 году произошло самое крупное сражение первой мировой войны на Балтике с участием русского флота. Глубина Моонзунда у его северного входа составляла около 105 м., а к югу она доходила до 26.5 м. у южного края острова Вормс. Еще дальше к югу глубина уменьшалась до 6-9 м., а на параллели северного края острова Моон – до 5-5.5 м. Здесь мели и рифы оставляли у берега острова Моон фарватер не глубже 4.6 м. при ширине около 2 кб. Это место было известно под названием "чулок" и не позволяло проходить судам с осадкой более 4 м. Летом при восточном ветре и повышенном атмосферном давлении уровень моря опускался еще на 0.4–0.5 м. За "чулком" до входа в Рижский залив глубина увеличивалась до 14–30 м. Именно здесь, на "чулке", в 1888 году проводил свои первые бурильные работы полковник Макдональд, и лишь спустя 27 лет, в 1915 году сюда пришли землечерпалки, чтобы углубить Моонзунд до 8.5 м., то есть до глубины, позволяющей при необходимости переводить из Финского залива в Рижский линейные корабли и крейсера. Основные сражения развернулись в Моондзундском проливе осенью 1917 года. Эти события хорошо описаны в монографии бывшего капитана 1-го ранга Императорского флота А. М. Косинского "Моонзундская операция Балтийского флота 1917 года". Книга вышла в 1928 году, но вскоре попала в спецхран, а сам автор в 1929-ом был арестован ОГПУ и сгинул в Соловецких лагерях. После фактичвской измены команды минного заградителя "Припять", отказавшегося выйти в море и загородить минами пролив Соэлозунд, защищать Кассары пришлось ХI-му дивизиону миноносцев. Отсюда, из Куйвасту, уходил в дозор на Кассарский плес миноносец "Гром", потопленный там снарядами немецкого линкора "Кайзер". 17 октября германская эскадра двумя колоннами подошла в южному входу в Моонзунд. От дежурного миноносца "Деятельный" была получена радиограмма: "Вижу 28 дымов на SW. Неприятельские силы идут на Куйваст". "Слава", "Цесаревич" ("Гражданин") и крейсер "Баян", подняв стеньговые флаги, вышли навстречу противнику. Адмирал Бахирев держал свой флаг на крейсере "Баян". Несмотря на подавляющее неравество сил, адмирал Бахирев решил принять бой. Расчет строился на использовании минного заграждения, расположенного к югу от рейда Куйваст и огня береговых батарей острова Моон и порта Вердер - классический бой на минно-артиллерийской позиции, что-то вроде сражения 300 спартанцев у Фермопил. Удерживая Моонзунд, можно было еще обеспечить переправу на остров Моон и далее, на остров Эзель, артиллерийских и кавалерийских частей, чтобы сдержать наступающий немецкий десант и спасти положение. В тоже время Бахирев приказал адмиралу Старку приготовить к затоплению в Моонзундском канале угольные транспорты "Глаголь" и "Покой". Противник выслал вперед миноносцы и тральщики, надеясь "продавить" минное заграждение. При появлении тральщиков первой открыла огонь Моонская батарея. Затем, с предельной дистанции 112,5 кб три залпа дала "Слава", добившись накрытия. Тральщики, прикрывшись дымовой завесой, большим ходом отошли к югу. Одновременно два немецких линейных корабля открыли огонь по трем русским кораблям. Дистанция боя увеличивалась и снаряды ложились с недолетом. С юга была замечена группа больших германских миноносцев, шедших на норд строем фронта. Со "Славы" по ним был сделан один выстрел из носовой башни, давший, по-видимому, попадание. На одном из миноносцев был виден взрыв и пожар. Миноносцы бросились отходить, за ними последовали и германские линкоры, напоследок дав нескольско залпов по Моонским батареям. В 11 часов 20 минут на "Баяне" был поднят сигнал: "Полубригаде линейных кораблей адмирал изъявляет свое удовольствие за отличную стрельбу". Бахирев разрешил кораблям стать на якорь и объявил, что команда имеет время обедать. На "Славе" осмотрели носовую 12-ти дюймовую башню. На обоих орудиях сломались бронзовые шестеренки и опустились рамы замков. Орудия были поставлены на "Славу" в 1916 -м году прямо с Обуховского завода. Попытки исправить заводской брак силами башенной прислуги успеха не имели. Таким образом, для борьбы с двадцатью 12-ти дюймовыми пушками немецких линкоров осталось два кормовых орудия. Орудия "Цесаревича" были недальнобойны. На Моонской батарее после боя остались исправными только два 10-ти дюймовых орудия, огонь которых из-за медлительности стрельбы, был мало продуктивен. Такими средствами предстояло продолжить бой с немецкой эскадрой. После обеда немцы решили не лезть в лоб на минное поле, а стали искать способ обойти минное заграждение с востока. Вперед, как обычно, пошли тральщики. Два немецких линкора большим ходом подошли к русским минным полям и уверенно (так пишет А.М.Косинский, намекая, что немцы имели планы русских минных заграждений), развернулись у прохода в минных полях. Затем замедлили ход и открыли огонь пятиорудийными залпами по русскому отряду. Неприятель быстро пристрелялся и вскоре "Слава" получила сразу три попадания: два - в нос и одно - в левый борт, все подводные. Появился, все увеличивающийся крен на левый борт. Через несколько минут еще два снаряда попали в "Славу". Один в церковную, второй в батарейную палубу. Линкор принял 1130 тонн воды и плохо управлялся. Тем не менее, кормовая башня продолжала стрелять по противнику. Попадания немецких снарядов также получили "Цесаревич" и "Баян". Адмирал Бахирев отдал приказ: "Морские силы Рижского залива. Отойти". Русские корабли отходили к северу под непрерывным накрытием неприятельского огня. Все миноносцы, заградители и транспорты, стоявщие на рейде Куйваст, спешно снимались с якорей и втягивались в Моонзундский канал. Некстати налетели германские гидропланы и сбросили на суда до 40 бомб большой мощности. Дружным огнем со всех кораблей самолеты были отогнаны, два аппарата удалось подбить; одного огнем со "Славы", второго огнем с миноносца "Финн". Дистанция боя увеличилась до 128 кабельтовых, неприятель прекратил огонь по кораблям и какое-то время еще обстреливал порт и батарею на мысе Вердер, затем прекратил огонь и отошел. Рейд Куйваст пустел. Бахирев получил телефонограмму, что Моонские батареи взорваны и противник обстреливает наши войска на Ориссаарской дамбе. Войсками на острове Моон командовал генерал-майор Мартынов. Семафором с "Баяна" ему передали сведения о неприятеле и сообщение о том, что флот уходит. "Слава" глубоко сидела носом, Моондзундский канал стал для нее непроходим. Командир линкора, капитан 1-го ранга Антонов попросил у адмирала разрешения снять людей и взорвать корабль. Адмирал Бахирев приказал пропустить вперед "Цесаревича" и "Баяна", затем затопить корабль в самом канале и взорвать погреба. Линкор был изготовлен к взрыву, в запальные ящики вложены фитили, рассчитанные на получасовое горение. К борту "Славы" подошли миноносцы для снятия команды. Хотя в бою команда исполняла свои обязанности добросовестно и сохраняла присутствие духа, когда дело дошло до оставления корабля, избежать паники не удалось. В 13 ч. 20 мин. "Слава" застопорила ход и командир приказал зажечь фитили. Командир лично обошел все палубы и убедившись, что на корабле никого не осталось, последним покинул линкор. В 13 ч. 58 мин. последовал мощный взрыв, высота его в несколько раз превышала высоту мачт. Миноносцы выпустили по "Славе" еще 6 торпед; одна прошла мимо, 5 попали в цель, но взорвалась только одна. На "Славе" начался сильный пожар, который продолжался до следующего дня. Русские корабли уходили дальше на север. 19 октября 1917 года Андреевский флаг покинул Моонзунд и до сегодняшнего дня никогда больше не развивался в проливе Муху-Вяйн (нынешнее название Моонзунда) и на просторах Рижского залива. Через 6 дней, после гибели "Славы", в Петрограде произошел большевистский переворот и страна вверглась в пучину гражданской войны. Затопленная на мелководье "СЛАВА" (с немецкой открытки). Германцы обследовали брошенный линкор, сняли что-то из оборудования и вооружения, но после падения монархии в Германии 9 ноября 1919 года, началась эвакуация немецких войск с Моондзундских островов. Искореженная "Слава" продолжала стоять на месте своей вечной стоянки. Осенью ее били жестокие шторма, зимой железная громада вмерзала в лед. Мимо "Славы" проходила дорога по льду, здесь она делала поворот. Можно было укрыться от ветра под бортом линкора и дать сено лошадям. В середине 30-х годов эстонские водолазы начали резать "Славу" на металлолом. Когда дело дошло до резки пушек, раздался выстрел из 152-мм орудия правого борта. Обуховская шестидюймовка простояла заряженной, готовой к бою 20 лет, и исправно выстрелила, как только огонь коснулся заряда. Снаряд улетел на остров Муху (Моон) и не причинил никому вреда. Броневые плиты грузили на пароходы и везли в Швециию, через Стокгольмские шхеры и дальше по каналам и шлюзам в город Чепинг на сталеплавильный завод. Постепенно корпус корабля исчезал с поверхности воды. Вскоре только вешка, знак навигационной опасности, указывала место, где когда-то находилась "Слава". Моондзундский канал затянулся песком и перестал быть судоходным.

temnikov: Нарген. http://www.hansaco.ee/raudtee/?main=16&sub=211&tlink=0 http://www.hansaco.ee/raudtee/pildid_suur/naissa34.JPG http://www.hansaco.ee/raudtee/pildid_suur/S_1675.jpg http://www.hansaco.ee/raudtee/pildid_suur/120mm_kahur.jpg

Автроилъ: Хорошая подборка фотографий из частных собраний отснятых, на Наргене в годы перед Второй мировой войной. Возникнут вопросы - обращайтесь. VVT, спасибо! Есть весьма интересные снимки. С уважением ...

Автроилъ: Интересная иллюстрация к событиям на Кассарсом плёсе 01.10.1917 года. Германский миноносец "В-98" пытается буксировать брошенный русскими эсминец "ГРОМЪ" (с немецкой фотооткрытки).

Автроилъ: Из объектов Моркрепости Императора Петра Великого в первозданном виде сохранилось не так уж много, но то, что уцелело весьма впечатляет. Бетонный блок командного поста и электростанция батареи №10 на Наргене (автор фотографии один из моих друзей).

jjor: Автроилъ пишет: Если у кого-то есть какие-либо интересные сведения о береговых батареях и их командирах, прошу размещать здесь. По береговым батареям Моонзунда есть 2 книги с описанием онных Написал Юрий Мелконов первая - Батареи Моонзунда вторая - Пушки Курляндского берега Достаточно интересно их почитать, в них описание батарей, их командиров, их судьба... книги снабжены фотографиями

Автроилъ: jjor пишет: книги снабжены фотографиями Некоторые из которых были предоставлены автору Вашим покорным слугой. С уважением...

jjor: Автроилъ пишет: Некоторые из которых были предоставлены автору Вашим покорным слугой Я уже обратил внимание на то, что некоторые фотографии которые представлены на этом форуме я уже где то видел... :))

Dmitry_N: Автроилъ Вам, как человеку хорошо знакомому с обороной Моонзунда, не знаком ли такой подполковник Константин Иванович Яровой-Равский - с 1914 г. воинский начальник на острове Эзель (см. http://1914.borda.ru/?1-12-0-00000448-000-0-1-1228299306 ). Не попадался такой?

Автроилъ: Dmitry_N пишет: Вам, как человеку хорошо знакомому с обороной Моонзунда... Вы мне льстите. Всё может знать только Всеведущий. Однако вечером обязательно поищу. С уважением...

Bereg: Вот еще один, персонаж, А.Б.Елисеев. По крайней мере до 1917г служил в Моонзунде, командовал батареей 33а. Правда, дальнейшая его деятельность... не знаю даже в какую ветку В гражданскую - дела на Волге и Каспии, а 1921г комендант форта Краснофлотский (Красная Горка), управлял огнем форта по Кронштадту... Далее часто оказывался там, где что-то создавалось заново: комендантом Кронштадта (1921-1922), в 1924г комендант и комиссар Севастопольской крепости и с 1925г дополнительно начальник БО ЧМ, в 1927 опять командующий БО БМ и комендант Кронштадтской крепости. С 1932г командующий БО ДВ, один из основных "архитекторов" оборонительной системы на Тихом океане, фактически до ареста в 1938г руководил этой береговой обороной (фактически пом. командующего по БО, а официально комендант и комиссар Владивостокского УР). Странно что оставили в живых - но вышел. Опять Балтика: в 1940г - комендант Северного УР БФ, по окончании СВФ комендант и создатель Сектора БО базы Ханко. С мая 1941 - комендант БО Рижского залива С началом войны комендант БОБРа, а после оставления Моонзунда, с 20.10 опять комендант Кронштадта. Последняя должность - начальник НИМАПа с апреля 1942г. В декабре снят с должности, и перед посадкой в самолет, который должен был доставить его в Москву, застрелился. Личное дело в ЦВМА - недоступно. Материал о нем есть в справочнике Лурье, а также статья про него лежит здесь http://eps.dvo.ru/rap/2004/2/pdf/rap-105-124.pdf Биография - для серии "Кондотьеры ХХ века"...

Голицын: В конце прошлого года выпустил статью по обороне Моонзунда "Ревельский морской батальон смерти". Рассматривается оборона о.Моон с опорой на новый источник. Будет желание, пишите в личку(сброшу на мыло) или покупайте последний номер "Рейтара".

Яга: Извините, почему то зарегистрироваться не получилось. Я недавно открыл для себя этот форум. Спасибо его участникам. Здесь очень много ценной и интересной информации. Однако, хотелось бы сделать ряд уточнений по сообщениям в этой ветке. Надеюсь это не будет лишним. Моркрепость Императора Петра Великого. Батарея № 37 на мысе Дирхамн (4-152/50). Фотография Е. Иванова в Ревеле. Это 6/45 орудие Канэ. На батарее №37 орудийные основания бетонные. В середине 30-х годов эстонские водолазы начали резать "Славу" на металлолом. Когда дело дошло до резки пушек, раздался выстрел из 152-мм орудия правого борта. Обуховская шестидюймовка простояла заряженной, готовой к бою 20 лет, и исправно выстрелила, как только огонь коснулся заряда. По архивным данным все 6 дм орудия были сняты в 1919 году и отправлены в Таллин. Захваченная немцами русская батарея 11-дюймовых орудий. Интересно, где именно это орудие было захвачено? На Моонзунде 11 дм орудий не было. Бетонный блок командного поста и электростанция батареи №10 на Наргене (автор фотографии один из моих друзей). Вообще то, это моё фото. Голицын Очень бы хотелось ознакомиться с Вашей статьёй. А в Таллине "Рейтар" продаётся?

Голицын: Не знаю Можете дать свой мейл, я сброшу статью с картами и фотками. Для занимающихся этим вопросом, ничего не жалко.

Автроилъ: Яга пишет: Это 6/45 орудие Канэ. Простите, а не подскажете, чем шестидюймовка Канэ отличается от орудия той же системы 152-мм? С уважением...

Яга: Голицын Буду весьма признателен. Мой адрес - battal(собака)hot.ee Автроилъ К сожалению у меня нет схем в электронном виде 6 дм. орудия Виккерса. 6 дм. пушку Канэ можно посмотреть на Фортоведе - http://fortoved.ru/forum/index.php?t=msg&th=226&start=0&rid=0&S=bdd001355de3fc9dd379644a29693239 Может кто-нибудь подскажет, где пушку Виккерса в интернете можно найти (по 6 дм Виккеру и в печати информации намного меньше, чем по Канэ)? А так, сразу бросается в глаза то, что стволы разные.

Автроилъ: Яга пишет: К сожалению у меня нет схем в электронном виде 6 дм. орудия Виккерса. А я спрашивал не про него, С уважением...

kerbyol: Уважаемый Яга Это Вам подойдет ? На рисунке не указано, но это Виккерс. Если нет то - извините. С уважением

kerbyol: А если кто любит красивые рисунки на эту тему то тут их много click here

N1: kerbyol пишет: А если кто любит красивые рисунки УВАЖАЕМАЯ kerbyol - РЕСПЕКТ!!! ...кнмга просто -СУПЕР!!! ...надеюсь на господ Кортиканцев ...в облагодарении госпожи kerbyol ...очень прошу!

Автроилъ: N1 пишет: УВАЖАЕМАЯ kerbyol - РЕСПЕКТ!!! ...кнмга просто -СУПЕР!!! Полностью поддерживаю. Там, кстати, есть чертежи башен, что до наших дней сохранились на Линии Мажино. С уважением...

Яга: Автроилъ А я спрашивал не про него Извините. Действительно. Не Виккерса, а Обуховского завода для амурских мониторов. Коих было в МкИПВ 12 едениц (батареи №№ 37, 38, 56). Один экземпляр стоял в своё время в Свеаборге. Думается, с батареи №56, которая находилась на Стура-Клуббен. На батарее №38 орудийные основания были деревянные. На №56, скорее всего, тоже. Но всё равно, стволы у 6/45 и 6/50 заметно разные. kerbyol Не то, но - спасибо за ссылку.

Яга: Под впечатлением от книги Косинского, вспонил, что у меня была интересная бумажка об эвакуации Моонзунда. Вот. Надеюсь будет интересна сообществу. Господину Помошнику Эстляндского Губернского Комиссара. От И. д. Эзельского уездного Комиссара Коллежского Секретаря Оскара Юрьевича Линно. Донесение 29 сентября с.г. утром распространились слухи по городу Аренсбургу, что неприятель высадился на остров Эзель. Я обратился за сведениями к Начальнику Моонзундской укреплённой позиции адмиралу Свешникову, который подтвердил слухи, заявив, что высадилось не большое количество германцев, и что может быть удастся их вытеснить. Затем я предложил ему дать приказ об эвакуации учреждений, т. к. все прежние приказы об эвакуации были отменены почто-телеграммой Губернского Комиссара. Адмирал ответил, что он никакого приказа об эвакуации не намерен дать, ибо если неприятель займёт остров, то останемся все в плену, а кто желает, тот может выехать. Только казначейству он дал приказ запаковать вещи и выслать на автомобиле в Куйваст. Казначейство выехало из Аренсбурга 29 сентября в 17 часов, но по слухам попало в руки неприятеля около Оррисара. Надеясь всё же на приказ об эвакуации или от Начальника Моонзундской позиции или от Командующего Балтийским флотом, я потребовал из уезда 175 подвод к 8 часам утра 30 сентября. 30 сентября утром оказалось, что Начальник позиции адм. Свешников со своим штабом выехал ночью из Аренсбурга на судне, оставив все учреждения на месте и не дав никакого приказа об эвакуации. Из заказанных подвод ни одна не явилась в город. На пристани пароходов не было. В город прибыли сведения, что неприятель находится на десятой версте от города. Выехать из Аренсбурга никакой возможности не было. В городе лошадей не было, они были взяты ещё 29 сентября для военных надобностей, а из уезда до часу дня ни одной подводы не явилось. В полдень стали говорить, что неприятель уже не 7 версте от города. Все были уверены, что придется оставаться в плену. Военные власти подожгли и взрывали военные склады, от чего в пяти местах вспыхнули пожары. Видя, что моё дальнейшее пребывание в городе излишне, что правильная эвакуация казённого имущества состояться не может, и, не желая остаться в германском плену, я решил спасаться при помощи велосипеда, хотя были сведения, что дорога на Оррисар занята неприятелем. Сделав предварительно распоряжение письмоводителю о передаче всего моего делопроизводства на хранение Начальнику Эзельской уездной Милиции, а архива б. Комиссара по крестьянским делам уездной земской управы, я оставил город в 13 часу 30 сентября 1917 г. Оказалось, что германцы действительно добрались до почтовой дороги и в моём присутствие произвели два раза нападение на наши обозы, а около самого Оррисара окончательно заняли дорогу и посад Оррисар вместе с ходом на мост. Утром 1 октября начался бой между нашими и германцами из за дороги на Оррисар, который был нашими проигран. Мне удалось обойти расположение неприятельских войск и добраться до берега Малого Зунда, откуда на рыбачьей лодке переправился через Зунд. В город Гапсаль прибыл 2 октября. Из всего ниже изложенного я заключаю, что эвакуация не осчастливилась бы, если бы даже удалось выехать из Аренсбурга 30 сентября. Наконец имею честь добавить, что уже в августе месяце обратился к Начальнику позиции адм. Свешникову с вопросом, не считает ли он нужным эвакуировать учреждения в виду возможного неожиданного десанта неприятеля, но он считал это не нужным, и кроме того, распоряжения об эвакуции данные Вами в конце августа месяца, считал не подлежащими исполнению, т. к. Эзельский уезд не входил в район Командующего Балтийским флотом, однако от Командующего флотом никакого распоряжения не последовало. Подлинное подписал: И. д. Комиссара О. Линно Г. Юрьев 13 октября 1917 г.

Яга: Из протокола №14 заседания Центрального Испольнительного Комитета строительства моонзиции 1 июня 1917 года: Рапорт Инженера Валенкова о том, что он слагает с себя ответственность об успешности хода работ и целости материалов вследствии частых налётов неприятельских аэропланов. Что действительно налёты мешают успешности работы доказывает со своей стороны председатель Вильто, бывший свидетелем одного из таких налётов и вреда, причинённого немецкими бомбами постройкам и людям участка Церель. Комитет признал, что действительно Инженер Валенков не может отвечать за вред наносимый неприятельскими аэропланами. При каждом случае должен составляться акт в присутствии члена местного Комитета.

Яга: Из протокола №26 заседания Центрального Испольнительного Комитета строительства моонзундской позиции 20 июня 1917 года: Предложение Строителя Позиции Подполковника Кокина об отпуске 50 руб. аванса на устройства библиотеки на участке Церель - Комитет постановил: отказать, так как должен быть доход от лавки, из которой известную сумму можно употребить на устройство библиотеки.

Яга: Из протокола №29 заседания Центрального Испольнительного Комитета строительства моонзундской позиции 28 июня 1917 года: Рапорт Бржозовского от 23 июня сего года за №155 о прибавке ему вознаграждения к прежнему окладу жалованья за аккуратную доставку орудий на батарею №45 и о вознаграждении шофёра Никитина и его помошника Быстрового за перевозку орудий на ту же батарею. Комитет нашёл, что означенные лица при перевозки орудий на место, исполняли только свою служебную обязанность, почему не заслуживают особого вознаграждения, а потому постановил: ходатайство Бржозовского отклонить.

Яга: Из протокола №36 заседания Центрального Испольнительного Комитета строительства моонзундской позиции 8 июля 1917 года: По вопросу, возбуждённому Начальником Позиции Контр-Адмиралом Свешниковым о переводе Управления Строительства и ЦК Строительства из города Аренсбурга в Куйваст или в Гапсаль, Комитет переводить Управление и ЦК не нашёл необходимым в виду того, что Бухгалтерская часть Управления уже переведена в Гапсаль, оставшаяся же часть Управления и ЦК ведут только текущие дела ... Что же касается до ЦК, то таковой в случае перевода не имел возможности вести фактический контроль работ и затруднилась бы связь с местными Комитетами на участках работ.

Яга: Из протокола №58 заседания Центрального Испольнительного Комитета строительства моонзундской позиции 10 августа 1917 года: Доклад председателя Вильто о прибытии ГЛАВНОКОМАНДУЮЩЕГО флотом в Моонзицию и его предложение выбрать делегата, который бы изложил ГЛАВНОКОМАНДУЮЩЕМУ флотом причины замедления бетонных работ на Цереле. Комитет постановил выбрать делегата товарища Вильто и Курчанова, как больше других знакомых с ходом работ на Цереле. Ознакомившись с протестами Инженера ВАЛЕНКОВА, технического персонала и местного Комитета участка Церель о вмешательстве Кавторанга КНЮПФЕРА в технические дела Строительства, ЦИК Строительства имея и другие данные по этому поводу, признал недопустимым вмешательство Кавторанга КНЮПФЕРА в технические дела Стромоонзиции, так как вследствии этого могут возникнуть разные эксцессы, тормозящие успешный ход работ. Об этом Комитет постановил донести до сведения НАЧАЛЬНИКА Моонзундской Укреплённой Позиции. Интересно, чем так сильно помешало всем вмешательство Кнюпфера? Или фамилия не та оказалась у Кавторанга?

Яга: И ещё. Из протокола №57 ЦИКС Моонзундской Позиции 8-го августа 1917 года. Донесение Строителя Позиции Подполковника КОКИНА от 7-го сего августа. а) По словам Начальника Позиции Контр-адмирала СВЕШНИКОВА по доносу г. АЛИКИНА, я обвиняюсь в разных преступлениях и надо мной будет произведено следствие военным следователем Позиции. б) Полковник Генерального Штаба ВАСИЛЬЕВ бросил в присутствии Контр-Адмирала СВЕШНИКОВА, Капитана ВИЛЬЧКОВСКОГО и Инженера КРАУЗЕ, обвинение в преступление, например: что чёрнорабочим мы платим 16 руб. в день. г) Дело о Цереле – задержка в бетонных работах сообщено кем-то Комфлоту. РЕЗОЛЮЦИИ. 1) По делу АЛИКИНА, Комитет насколько мог ориентироваться в этом деле, не сомневается, что Строитель из этого дела после следствия окажется вполне оправданным и его авторитет от этого только выиграет. ПОЯСНЕНИЯ К РЕЗОЛЮЦИИ ПО ОБВИНЕНИЮ АЛИКИНА. Разобрав это дело, Комитет может дать свои отзывы в следующем: а) Кроме хорошаго, старательнаго и энергичнаго Инженера в Строителе Подполковнике КОКИНЕ, ничего не замечается. б) Что же касается о приобретении всякого старья и тому подобного, как это указывает в своём доносе АЛИКИН, то наверно об этом лучше знал Подполковник КОКИН, нежели АЛИКИН, куда материал требуется, что он приобрёл, так как АЛИКИН не был Строителем, а Инженер КОКИН при этом в нынешнее время весь материал использовал по назначению. 2) Что испорчены тракторы и паровозы, то разумеется: если машины работают и перевозят грузы, то требуют и ремонта. Принимая во внимание нынешний рынок, где никакого материала почти что не существует или очень трудно достать, то и ремонт требует времени, и если материал для ремонта приобретён, то задержка была за Господином АЛИКИНЫМ, так как он заведовал этими ремонтами. Подполковнику КОКИНУ самому действительно не было времени следить за всеми мелочами, так как известно всей Моонзундской Позиции, что личными трудами Инженера КОКИНА создано на Позиции много укреплений. 3) О ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ ЛАВОЧКЕ И И ФИНАНСОВОМ ОТНОШЕНИИ. Для пояснения есть акт комиссии государственных Контроллёров от 5-го сего (то ли июня, то ли июля), где указано, что никаких упущений со стороны Подполковника КОКИНА не было сделано. II. Чёрнорабочие получат 3 руб. 50 к. в день. Сдельные работы исчисляться по урочному положению, на основании этой поденной платы и 8-ми часового рабочего дня. На сдельных работах рабочие всегда вырабатывают больше поденной платы, потому что работают больше часов и более интенсивно; и если кто-нибудь выработал когда-нибудь 16 руб. в день, то это были совершенно единичные случаи, при особенно счастливых условиях для рабочего и каковые при сдельных работах всегда могут случиться. Так как обвинение это касается не только лично Строителя, а захватывает и общественные дела Строительства, то поэтому настоящим обвинение умоляет общественные организации, родившие из недр ВЕЛИКОЙ РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ, но не из недр реакционных кругов и поэтому ЦИКС энергично протестует против таких неоснованных выходок отдельных лиц из лагеря враждебных рабочему классу. III. Насчёт задержки бетонных работ на Цереле является невиновным Подполковник КОКИН, а нынешнее время, так как на страже оборонительных работ тоже стоит и ЦИКС. ПРИЧИНЫ В ЗАДЕРЖКАХ. а) Трудная доставка цемента на место работы. б) Частые налёты немца. Главную задержку и сделали неприятельские налёты, так как они ежедневно посещали Церель со своими бомбовозами, и при появлении бомбовозов всякий живой человек, не желая гибнуть, ищет себе убежища, а людских жертв в Цереле уже много. В техническом же отношении как известно бетонная работа не терпит ни минуты отлагательства, рабочие должны работать по сменам и принимая всё вышеизложенное во внимание что при бетонных работах недопустимо, работы по сиё время не были начаты. ПОЯСНЕНИЕ. После прибытия же наших истребителей в Церель, которые немца более не допускают со своими бомбовозами на место работ, работы были открыты и сейчас уже продолжаются. Поэтому ЦИКС просит Начальника Моонзиции эти факты о задержке бетонных работ донести юзограммой КОМФЛОТУ.

Буйный: Автроилъ пишет: сведения о береговых батареях и их командирах Мичман Лесгафт - его 120мм батарея добилась прямого попадания в миноносец, а затем была подавлена 15дм ЛК "Байрен"...

Автроилъ: Буйный пишет: ....а затем была подавлена 15дм ЛК "Байрен"... Может всё-таки "Байерн"? Заложен в 1913-ом, спущен на воду в 1915 году. Водоизмещение нормальное 28 100 т, полное 31 700 т, длина максимальная 179 м, ширина 30 м, осадка 9,4 м. Мощность трехвальной турбинной установки 48 000 л.с., скорость 21,5 узлов. Броня: главный пояс 350 мм, в оконечностях — от 180 до 120 мм, верхний пояс 250 мм, казематы 70 мм, башни и барбеты 350 мм, палубы: до 120 мм, рубка 350 мм. Вооружение: восемь 380-мм орудий главного калибра и шестнадцать 150-мм орудий противоминной артиллерии, восемь 88-мм зениток. Всего было заложено четыре единицы: “Байерн”, “Баден” (1917 г.), “Заксен” и “Вюртемберг” (оба постройкой не закончены).

Аскольдъ: Прототип героя В. Пикуля- Н.С. Бартенев

Автроилъ: Буйный пишет: Мичман Лесгафт - его 120мм батарея добилась прямого попадания в миноносец... Вадим Борисович Лесгафт. Насколько помню принадлежал ко 2-му выпуску Морского Корпуса 1914 года (Высочайший приказ по Морскому ведомству за № 481/368 от 4.11.1914). Его родной брат, Андрей Борисович, после окончания Института путей сообщения в СПБ и ШПФ в Ораниенбауме (1917) в годы Гражданской войны воевал на СЗ фронте, после чего на ПС "Китобой" соверщил переход в Крым.

Pharaon: Я могу дополнить только одним, что одним из старших офицеров, а затем и и.о. командира 28 батареи на острове Руссарэ в начале 1918 г. был мичман Г.Э.Лангемак. Один из авторов реактивного миномета "катюша".

Буйный: Может быть кто видел списки представленных к наградам за отличия в Моонзундском сражении? Вроде никто своих наград так и не получил...

Автроилъ: Сие есть тайна, покрытая мраком. Хотя, что-то такое и было...

Pharaon: Буйный пишет: Может быть кто видел списки представленных к наградам за отличия в Моонзундском сражении? Вроде никто своих наград так и не получил... Я думаю, что списки, наверное, есть, как и описания подвигов в журналах боевых действий...

Автроилъ: О Ревельском батальоне смерти: http://russiainwar.forum24.ru/?1-9-0-00000008-000-0-0-1275668033

Автроилъ: Ещё раз про Моонзунд - теперь уже с помощью синематографа... http://www.youtube.com/watch?v=vX-JsSknRBk

Jaga: Приказ командующего флотом Балтийского моря от 19 августа 1914 года за № 125. За самоотвержение и мужество, проявленные при работах на Нижнем и Верхнем Дагерортах во время бомбордирования их неприятельскими судами 30 июля и 5 августа сего года, награждаю Георгиевской медалью 4 степени согласно Статута означенной медали: сигнального кондуктора Павла Кривчикова - за действия на Нижнем Дагерорте 30 июля, сигнального кондуктора Герасима Тюрина - за действия 30 июля на Верхнем Дагерорте, вахмистра пограничной стражи Ковалевского - за действия 5 августа на Нижнем Дагерорте, сверхсрочнослужащего сигнального боцманмата Ивана Феофанова Весельского - за действия 30 июля на Верхнем Дагерорте, сверхсрочнослужащих сигнальных боцманматов Дмитрия Гаврилова Корнеева-Ермакова, Григория Кондратьева Семёнова, Евграфа ФилипповаКапника и сверхсрочнослужащего унтер-офицера 1 статьи Ивана Феофанова Жук - за действия 5 августа на Нижнем Дагерорте, сигнальщика Николая Васильева Авсеева - за действия 30 июля на Верхнем Дагерорте. Нумера пожалованных медалей будут объявлены дополнительно. Приказ прочесть при собрании команд.

Jaga: Приказом командующего флотом Балтийского моря от 8 сентября 1914 года за № 179: за самоотвержение и мужество, проявленные во время бомбардирования неприятельскими судами наблюдательного поста на Нижнем Дагерорт 5 августа сего года, награждаю сигнального кондуктора Павла Кривчикова Георгиевской медалью 3 степени (знак № 3911). Приказ прочесть про собрании команд.

Jaga: Из приказа коменданта МкИПВ от 24.12.14. За совершённые подвиги мужества и храбрости на посте Пуника на острове Эзель награждаются Георгиевскими крестами 4 степени 2-ой пешей сотни 3-ей пограничной Аренсбургской бригады Соэльского наблюдательного поста № 45 унтер-офицер Александр Абрамов Инки и рядовой Николай Максимов Максимов, из них первый - за отражение предполагавшейся высадки превосходящего в силе неприятеля, причём, будучи тяжело ранен, остался на месте, продолжая принимать участие в перестрелке, а второй - за открытие намерения неприятеля высадиться, своевременное донесение об этом и совместное с унтер-офицером Инки отражение высадки.

Сумрак: В том же альбоме на е-бае, где были фотографии "Славы", нашлись такоие вот снимки и "Моонзунда".

Сумрак: Эти вот не знаю... может и не Моонзунд...

oigen999: Операция "Альбион" и батареи архипелага Моонзундских островов глазами противника. http://rufort.info/index.php?topic=1619.0 С уважением, oigen999.

Змей: Сумрак пишет: В том же альбоме на е-бае, где были фотографии "Славы", нашлись такоие вот снимки и "Моонзунда". исходя из того, что на фото - переделанная для стрельбы по воздушным целям 57мм скорострельная береговая пушка Норденфельда (аналогичная установленным на кораблях Черноморского флота), возможно это трехорудийная батарея № 39а на о. Даго (у Амирханова она значится вооруженной 4х75мм аэропушками Канэ) опять таки, на фото пмсм приспособленные для стрельбы по воздушным целям 3,4дм (87мм) пушки. Это могут быть или четырехорудийная батарея № 32а или четырехорудийная батарея № 36а упоминается в теме Прототип героя В. Пикуля- Н.С. Бартенев А кто-нибудь из уважаемых форумчан обладает информацией о периоде службы Н.С. Бартенева в 1917 году в Свеаборге в учебной аэробатарее - что за часть, её подчинение и т.д.? Заранее благодарен

Dirk: не, не знаю... Даже не знаю, был ли он реально в ней, так как приказ о назначении - от 2 марта 1917 г. И когда он оказался на Цереле - не понятно. С этим ещё предстоит копаться...

Змей: Dirk пишет: Даже не знаю, был ли он реально в ней, так как приказ о назначении - от 2 марта 1917 г. И когда он оказался на Цереле - не понятно. Позволю себе даже не цитату, а пару страниц из книги этого уважаемого автора: (пометки мои, так что если что – извините :) Вот и заинтересовался любой, даже обрывочной, информацией – что же это за в/ч была такая, свеаборгская учебная батарея.

Автроилъ: Змей пишет: что же это за в/ч была такая, свеаборгская учебная батарея. С Вашего позволения - аэробатарея. Зенитная, стало быть. С уважением...

Dirk: Автроилъ пишет: С Вашего позволения - аэробатарея. Зенитная, стало быть. "А мужики-то не знают!..." Змей пишет: А кто-нибудь из уважаемых форумчан обладает информацией о периоде службы Н.С. Бартенева в 1917 году в Свеаборге в учебной аэробатарее - что за часть, её подчинение и т.д.? Да, конечно, книгу Леонида Ильясовича знаю, только живёт она у меня на другой квартире. Со временем найду точный приказ о переводе Бартенева на Церель. О взрыве давно написать хочется, материал чудесный есть, да руки не доходят...

Змей: Автроилъ пишет: С Вашего позволения - аэробатарея. Зенитная, стало быть. Совершенно верно, уважаемый Автроилъ, именно аэро и именно зенитная - 13.01.2013 Змей пишет: о периоде службы Н.С. Бартенева в 1917 году в Свеаборге в учебной аэробатарее - что за часть, её подчинение и т.д.? Бытовала также прямая транскрибация (т.е. например, "воздушная пушка" в утвержденных наименованиях артсистем), а также "для стрельбы по воздушному флоту", "для стрельбы по воздушным целям", "крутобойные орудия" и еще несколько. Dirk пишет: О взрыве давно написать хочется, материал чудесный есть, да руки не доходят... "Просим, просим!.."(с) Тема эта и судьбами людскими, и "железом" - благодарная

Автроилъ: Чтобы как-то оживить безусловно интересную и нужную тему. Церель и его «журавли» глазами противника (из интернета).

Dirk: Здорово! Как раз сейчас "мучаю" статью о взрыве погреба на Цереле 18 сентября 1917 г.

Автроилъ: Dirk пишет: Здорово! Конешно, не так красиво, как в кино, где роль гада Кнюпфера сыграл Караченцев, но всё равно впечатляет. Вот, только бы ещё эту пентаграмму убрать...

Змей: Автроилъ пишет: Церель и его «журавли» глазами противника (из интернета). Только это тридцать девятая батарея, Тахкона, Даго. Все превьюшки от продажи этого альбома были здесь Dirk пишет: Как раз сейчас "мучаю" статью о взрыве погреба на Цереле 18 сентября 1917 г. А Вас не затруднит впоследствии объявить о публикации? Тема интересная, а потому с удовольствием стану покупателем И, не в коем случае не торопя события (и даже возможно без Вашего ответа :)) но - в воспоминаниях Бартенева неоднократно упоминаются валяющиеся под ногами 40мм патроны. Следует ли это понимать так, что вопрос о пом-помах для 43й был решен положительно?

Автроилъ: Змей пишет: Только это тридцать девятая батарея, Тахкона, Даго. Жаль. Но перед народом чист. В смысле - дезинформаци пошла не от меня. Немцам виднее, чего они снимали - пусть будет Даго.

Змей: Автроилъ пишет: дезинформаци пошла не от меня. Немцам виднее, чего они снимали - пусть будет Даго. Да там не в подписях к фото дело - на Цереле успели залить бетона немного больше, чем на Тахконе Это хорошо видно на семнадцатом фото (с церельской пушкой) в том альбоме по ссылке, да и, если не ошибаюсь, на современных фотографиях Сырве

Dirk: Змей пишет: Следует ли это понимать так, что вопрос о пом-помах для 43й был решен положительно? Да, "Виккерсы" там точно стояли. И во время налёта в ночь на 18 сентября как раз работали. Пара штук - точно!

Змей: Dirk пишет: Пара штук - точно! Вот тут среди сил и средств Моонзиции перед "Альбионом", для 43й как раз упоминаются 4 пулемета. А пом-помы и пушками называли, и бомбомётами, и пулеметами )))

ркр065: Попалась на выставке в Ленэкспо открытка с обратным адресом: Гапсаль. Канцелярия Коменданта Моонзунда. Батарея 37. Фамилии, увы, нет )) Даты - тоже. Понятно, что ПМВ, но ПШ, увы, нет.

Змей: ркр065 пишет: Гапсаль. Канцелярия Коменданта Моонзунда. Батарея 37. /////// Даты - тоже. Понятно, что ПМВ, но ПШ, увы, нет. Действительно, интересно. Ведь начальник Моонзиции перебрался из Аренсбурга в Гапсаль уже после начала "Альбиона"

nickupr: Жду комментариев

Змей: nickupr пишет: Жду комментариев Фото хоть и маленькое, но четко наблюдается 130мм55клб корабельное орудие со стволом выделки Виккерс (по контрактам 1913г.) Батарея № 41, мыс Менто, Сворбе. Есть мнение, что 130мм АУ этой четырехорудийной батареи, перед тем как попасть на Моонзицию, планировались к установке на крейсер Варяг при его ремонте и перевооружении в Англии.

nickupr: Спасибо.Фото поправил.

nickupr:

Сумрак: Автроилъ пишет: Чтобы как-то оживить безусловно интересную и нужную тему. Церель и его «журавли» глазами противника (из интернета). Чуть больше размером. Подписано "Моряки со "Славы" на борту линкора "Кёниг".

Змей: Сумрак пишет: Подписано "Моряки со "Славы" на борту линкора Гражданин же

Dirk: Сумрак пишет: Подписано "Моряки со "Славы" на борту линкора "Кёниг". Да, башенка явно не с "Кёнига" Интересное фото. Явный такой 1917 г. Трубочка, газетки, вольница.

Сумрак: Dirk пишет: Да, башенка явно не с "Кёнига" Интересное фото. Явный такой 1917 г. Трубочка, газетки, вольница. За что "купил, за то и продаю" Все как на фото было подписано - там целый альбом с "Кёнига" раздерганный по одиночным фото.

nickupr: Пришло вот такое фото .Можно прокомментировать.Где?

Змей: nickupr пишет: Пришло вот такое фото .Можно прокомментировать.Где? фото этой канэшки и погреба БК 6дм одно время продавались на иностранных аукционах : Это 6дм пушка в 45 калибров длиной на станке системы Канэ морской артиллерии (МА), такой же станок на фото в Вашем сообщении от 06.06.14 22:44. Исходя из планировавшейся табличной дальности 6дм батарей (де-факто, из-за использования импровизированных деревянных настилов например или номенклатуры БК дальности отличались) 6дм пушки МА стояли на бб №№ 30 (Вормс), 33 (Вердер) и 46 (Ниннаст). К сожалению, в каком состоянии орудия каждой из этих батарей достались германцам, я сказать не могу.

nickupr: Спасибо.Торможу.Забыл об этой продаже.

Юрген: Любопытное обсуждение альбома с фотографиями, ранее здесь выставленными - http://rufort.info/index.php?PHPSESSID=125a91a34bc6ce82a9f0dfb80a0d2ae1&topic=1619.0



полная версия страницы