Форум » Русские морские крепости » Оборона Моонзунда. » Ответить

Оборона Моонзунда.

Автроилъ: Захваченная немцами русская батарея 11-дюймовых орудий. Если у кого-то есть какие-либо интересные сведения о береговых батареях и их командирах, прошу размещать здесь.

Ответов - 84, стр: 1 2 3 All

N1: kerbyol пишет: А если кто любит красивые рисунки УВАЖАЕМАЯ kerbyol - РЕСПЕКТ!!! ...кнмга просто -СУПЕР!!! ...надеюсь на господ Кортиканцев ...в облагодарении госпожи kerbyol ...очень прошу!

Автроилъ: N1 пишет: УВАЖАЕМАЯ kerbyol - РЕСПЕКТ!!! ...кнмга просто -СУПЕР!!! Полностью поддерживаю. Там, кстати, есть чертежи башен, что до наших дней сохранились на Линии Мажино. С уважением...

Яга: Автроилъ А я спрашивал не про него Извините. Действительно. Не Виккерса, а Обуховского завода для амурских мониторов. Коих было в МкИПВ 12 едениц (батареи №№ 37, 38, 56). Один экземпляр стоял в своё время в Свеаборге. Думается, с батареи №56, которая находилась на Стура-Клуббен. На батарее №38 орудийные основания были деревянные. На №56, скорее всего, тоже. Но всё равно, стволы у 6/45 и 6/50 заметно разные. kerbyol Не то, но - спасибо за ссылку.

Яга: Под впечатлением от книги Косинского, вспонил, что у меня была интересная бумажка об эвакуации Моонзунда. Вот. Надеюсь будет интересна сообществу. Господину Помошнику Эстляндского Губернского Комиссара. От И. д. Эзельского уездного Комиссара Коллежского Секретаря Оскара Юрьевича Линно. Донесение 29 сентября с.г. утром распространились слухи по городу Аренсбургу, что неприятель высадился на остров Эзель. Я обратился за сведениями к Начальнику Моонзундской укреплённой позиции адмиралу Свешникову, который подтвердил слухи, заявив, что высадилось не большое количество германцев, и что может быть удастся их вытеснить. Затем я предложил ему дать приказ об эвакуации учреждений, т. к. все прежние приказы об эвакуации были отменены почто-телеграммой Губернского Комиссара. Адмирал ответил, что он никакого приказа об эвакуации не намерен дать, ибо если неприятель займёт остров, то останемся все в плену, а кто желает, тот может выехать. Только казначейству он дал приказ запаковать вещи и выслать на автомобиле в Куйваст. Казначейство выехало из Аренсбурга 29 сентября в 17 часов, но по слухам попало в руки неприятеля около Оррисара. Надеясь всё же на приказ об эвакуации или от Начальника Моонзундской позиции или от Командующего Балтийским флотом, я потребовал из уезда 175 подвод к 8 часам утра 30 сентября. 30 сентября утром оказалось, что Начальник позиции адм. Свешников со своим штабом выехал ночью из Аренсбурга на судне, оставив все учреждения на месте и не дав никакого приказа об эвакуации. Из заказанных подвод ни одна не явилась в город. На пристани пароходов не было. В город прибыли сведения, что неприятель находится на десятой версте от города. Выехать из Аренсбурга никакой возможности не было. В городе лошадей не было, они были взяты ещё 29 сентября для военных надобностей, а из уезда до часу дня ни одной подводы не явилось. В полдень стали говорить, что неприятель уже не 7 версте от города. Все были уверены, что придется оставаться в плену. Военные власти подожгли и взрывали военные склады, от чего в пяти местах вспыхнули пожары. Видя, что моё дальнейшее пребывание в городе излишне, что правильная эвакуация казённого имущества состояться не может, и, не желая остаться в германском плену, я решил спасаться при помощи велосипеда, хотя были сведения, что дорога на Оррисар занята неприятелем. Сделав предварительно распоряжение письмоводителю о передаче всего моего делопроизводства на хранение Начальнику Эзельской уездной Милиции, а архива б. Комиссара по крестьянским делам уездной земской управы, я оставил город в 13 часу 30 сентября 1917 г. Оказалось, что германцы действительно добрались до почтовой дороги и в моём присутствие произвели два раза нападение на наши обозы, а около самого Оррисара окончательно заняли дорогу и посад Оррисар вместе с ходом на мост. Утром 1 октября начался бой между нашими и германцами из за дороги на Оррисар, который был нашими проигран. Мне удалось обойти расположение неприятельских войск и добраться до берега Малого Зунда, откуда на рыбачьей лодке переправился через Зунд. В город Гапсаль прибыл 2 октября. Из всего ниже изложенного я заключаю, что эвакуация не осчастливилась бы, если бы даже удалось выехать из Аренсбурга 30 сентября. Наконец имею честь добавить, что уже в августе месяце обратился к Начальнику позиции адм. Свешникову с вопросом, не считает ли он нужным эвакуировать учреждения в виду возможного неожиданного десанта неприятеля, но он считал это не нужным, и кроме того, распоряжения об эвакуции данные Вами в конце августа месяца, считал не подлежащими исполнению, т. к. Эзельский уезд не входил в район Командующего Балтийским флотом, однако от Командующего флотом никакого распоряжения не последовало. Подлинное подписал: И. д. Комиссара О. Линно Г. Юрьев 13 октября 1917 г.

Яга: Из протокола №14 заседания Центрального Испольнительного Комитета строительства моонзиции 1 июня 1917 года: Рапорт Инженера Валенкова о том, что он слагает с себя ответственность об успешности хода работ и целости материалов вследствии частых налётов неприятельских аэропланов. Что действительно налёты мешают успешности работы доказывает со своей стороны председатель Вильто, бывший свидетелем одного из таких налётов и вреда, причинённого немецкими бомбами постройкам и людям участка Церель. Комитет признал, что действительно Инженер Валенков не может отвечать за вред наносимый неприятельскими аэропланами. При каждом случае должен составляться акт в присутствии члена местного Комитета.

Яга: Из протокола №26 заседания Центрального Испольнительного Комитета строительства моонзундской позиции 20 июня 1917 года: Предложение Строителя Позиции Подполковника Кокина об отпуске 50 руб. аванса на устройства библиотеки на участке Церель - Комитет постановил: отказать, так как должен быть доход от лавки, из которой известную сумму можно употребить на устройство библиотеки.

Яга: Из протокола №29 заседания Центрального Испольнительного Комитета строительства моонзундской позиции 28 июня 1917 года: Рапорт Бржозовского от 23 июня сего года за №155 о прибавке ему вознаграждения к прежнему окладу жалованья за аккуратную доставку орудий на батарею №45 и о вознаграждении шофёра Никитина и его помошника Быстрового за перевозку орудий на ту же батарею. Комитет нашёл, что означенные лица при перевозки орудий на место, исполняли только свою служебную обязанность, почему не заслуживают особого вознаграждения, а потому постановил: ходатайство Бржозовского отклонить.

Яга: Из протокола №36 заседания Центрального Испольнительного Комитета строительства моонзундской позиции 8 июля 1917 года: По вопросу, возбуждённому Начальником Позиции Контр-Адмиралом Свешниковым о переводе Управления Строительства и ЦК Строительства из города Аренсбурга в Куйваст или в Гапсаль, Комитет переводить Управление и ЦК не нашёл необходимым в виду того, что Бухгалтерская часть Управления уже переведена в Гапсаль, оставшаяся же часть Управления и ЦК ведут только текущие дела ... Что же касается до ЦК, то таковой в случае перевода не имел возможности вести фактический контроль работ и затруднилась бы связь с местными Комитетами на участках работ.

Яга: Из протокола №58 заседания Центрального Испольнительного Комитета строительства моонзундской позиции 10 августа 1917 года: Доклад председателя Вильто о прибытии ГЛАВНОКОМАНДУЮЩЕГО флотом в Моонзицию и его предложение выбрать делегата, который бы изложил ГЛАВНОКОМАНДУЮЩЕМУ флотом причины замедления бетонных работ на Цереле. Комитет постановил выбрать делегата товарища Вильто и Курчанова, как больше других знакомых с ходом работ на Цереле. Ознакомившись с протестами Инженера ВАЛЕНКОВА, технического персонала и местного Комитета участка Церель о вмешательстве Кавторанга КНЮПФЕРА в технические дела Строительства, ЦИК Строительства имея и другие данные по этому поводу, признал недопустимым вмешательство Кавторанга КНЮПФЕРА в технические дела Стромоонзиции, так как вследствии этого могут возникнуть разные эксцессы, тормозящие успешный ход работ. Об этом Комитет постановил донести до сведения НАЧАЛЬНИКА Моонзундской Укреплённой Позиции. Интересно, чем так сильно помешало всем вмешательство Кнюпфера? Или фамилия не та оказалась у Кавторанга?

Яга: И ещё. Из протокола №57 ЦИКС Моонзундской Позиции 8-го августа 1917 года. Донесение Строителя Позиции Подполковника КОКИНА от 7-го сего августа. а) По словам Начальника Позиции Контр-адмирала СВЕШНИКОВА по доносу г. АЛИКИНА, я обвиняюсь в разных преступлениях и надо мной будет произведено следствие военным следователем Позиции. б) Полковник Генерального Штаба ВАСИЛЬЕВ бросил в присутствии Контр-Адмирала СВЕШНИКОВА, Капитана ВИЛЬЧКОВСКОГО и Инженера КРАУЗЕ, обвинение в преступление, например: что чёрнорабочим мы платим 16 руб. в день. г) Дело о Цереле – задержка в бетонных работах сообщено кем-то Комфлоту. РЕЗОЛЮЦИИ. 1) По делу АЛИКИНА, Комитет насколько мог ориентироваться в этом деле, не сомневается, что Строитель из этого дела после следствия окажется вполне оправданным и его авторитет от этого только выиграет. ПОЯСНЕНИЯ К РЕЗОЛЮЦИИ ПО ОБВИНЕНИЮ АЛИКИНА. Разобрав это дело, Комитет может дать свои отзывы в следующем: а) Кроме хорошаго, старательнаго и энергичнаго Инженера в Строителе Подполковнике КОКИНЕ, ничего не замечается. б) Что же касается о приобретении всякого старья и тому подобного, как это указывает в своём доносе АЛИКИН, то наверно об этом лучше знал Подполковник КОКИН, нежели АЛИКИН, куда материал требуется, что он приобрёл, так как АЛИКИН не был Строителем, а Инженер КОКИН при этом в нынешнее время весь материал использовал по назначению. 2) Что испорчены тракторы и паровозы, то разумеется: если машины работают и перевозят грузы, то требуют и ремонта. Принимая во внимание нынешний рынок, где никакого материала почти что не существует или очень трудно достать, то и ремонт требует времени, и если материал для ремонта приобретён, то задержка была за Господином АЛИКИНЫМ, так как он заведовал этими ремонтами. Подполковнику КОКИНУ самому действительно не было времени следить за всеми мелочами, так как известно всей Моонзундской Позиции, что личными трудами Инженера КОКИНА создано на Позиции много укреплений. 3) О ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ ЛАВОЧКЕ И И ФИНАНСОВОМ ОТНОШЕНИИ. Для пояснения есть акт комиссии государственных Контроллёров от 5-го сего (то ли июня, то ли июля), где указано, что никаких упущений со стороны Подполковника КОКИНА не было сделано. II. Чёрнорабочие получат 3 руб. 50 к. в день. Сдельные работы исчисляться по урочному положению, на основании этой поденной платы и 8-ми часового рабочего дня. На сдельных работах рабочие всегда вырабатывают больше поденной платы, потому что работают больше часов и более интенсивно; и если кто-нибудь выработал когда-нибудь 16 руб. в день, то это были совершенно единичные случаи, при особенно счастливых условиях для рабочего и каковые при сдельных работах всегда могут случиться. Так как обвинение это касается не только лично Строителя, а захватывает и общественные дела Строительства, то поэтому настоящим обвинение умоляет общественные организации, родившие из недр ВЕЛИКОЙ РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ, но не из недр реакционных кругов и поэтому ЦИКС энергично протестует против таких неоснованных выходок отдельных лиц из лагеря враждебных рабочему классу. III. Насчёт задержки бетонных работ на Цереле является невиновным Подполковник КОКИН, а нынешнее время, так как на страже оборонительных работ тоже стоит и ЦИКС. ПРИЧИНЫ В ЗАДЕРЖКАХ. а) Трудная доставка цемента на место работы. б) Частые налёты немца. Главную задержку и сделали неприятельские налёты, так как они ежедневно посещали Церель со своими бомбовозами, и при появлении бомбовозов всякий живой человек, не желая гибнуть, ищет себе убежища, а людских жертв в Цереле уже много. В техническом же отношении как известно бетонная работа не терпит ни минуты отлагательства, рабочие должны работать по сменам и принимая всё вышеизложенное во внимание что при бетонных работах недопустимо, работы по сиё время не были начаты. ПОЯСНЕНИЕ. После прибытия же наших истребителей в Церель, которые немца более не допускают со своими бомбовозами на место работ, работы были открыты и сейчас уже продолжаются. Поэтому ЦИКС просит Начальника Моонзиции эти факты о задержке бетонных работ донести юзограммой КОМФЛОТУ.

Буйный: Автроилъ пишет: сведения о береговых батареях и их командирах Мичман Лесгафт - его 120мм батарея добилась прямого попадания в миноносец, а затем была подавлена 15дм ЛК "Байрен"...

Автроилъ: Буйный пишет: ....а затем была подавлена 15дм ЛК "Байрен"... Может всё-таки "Байерн"? Заложен в 1913-ом, спущен на воду в 1915 году. Водоизмещение нормальное 28 100 т, полное 31 700 т, длина максимальная 179 м, ширина 30 м, осадка 9,4 м. Мощность трехвальной турбинной установки 48 000 л.с., скорость 21,5 узлов. Броня: главный пояс 350 мм, в оконечностях — от 180 до 120 мм, верхний пояс 250 мм, казематы 70 мм, башни и барбеты 350 мм, палубы: до 120 мм, рубка 350 мм. Вооружение: восемь 380-мм орудий главного калибра и шестнадцать 150-мм орудий противоминной артиллерии, восемь 88-мм зениток. Всего было заложено четыре единицы: “Байерн”, “Баден” (1917 г.), “Заксен” и “Вюртемберг” (оба постройкой не закончены).

Аскольдъ: Прототип героя В. Пикуля- Н.С. Бартенев

Автроилъ: Буйный пишет: Мичман Лесгафт - его 120мм батарея добилась прямого попадания в миноносец... Вадим Борисович Лесгафт. Насколько помню принадлежал ко 2-му выпуску Морского Корпуса 1914 года (Высочайший приказ по Морскому ведомству за № 481/368 от 4.11.1914). Его родной брат, Андрей Борисович, после окончания Института путей сообщения в СПБ и ШПФ в Ораниенбауме (1917) в годы Гражданской войны воевал на СЗ фронте, после чего на ПС "Китобой" соверщил переход в Крым.

Pharaon: Я могу дополнить только одним, что одним из старших офицеров, а затем и и.о. командира 28 батареи на острове Руссарэ в начале 1918 г. был мичман Г.Э.Лангемак. Один из авторов реактивного миномета "катюша".

Буйный: Может быть кто видел списки представленных к наградам за отличия в Моонзундском сражении? Вроде никто своих наград так и не получил...

Автроилъ: Сие есть тайна, покрытая мраком. Хотя, что-то такое и было...

Pharaon: Буйный пишет: Может быть кто видел списки представленных к наградам за отличия в Моонзундском сражении? Вроде никто своих наград так и не получил... Я думаю, что списки, наверное, есть, как и описания подвигов в журналах боевых действий...

Автроилъ: О Ревельском батальоне смерти: http://russiainwar.forum24.ru/?1-9-0-00000008-000-0-0-1275668033

Автроилъ: Ещё раз про Моонзунд - теперь уже с помощью синематографа... http://www.youtube.com/watch?v=vX-JsSknRBk

Jaga: Приказ командующего флотом Балтийского моря от 19 августа 1914 года за № 125. За самоотвержение и мужество, проявленные при работах на Нижнем и Верхнем Дагерортах во время бомбордирования их неприятельскими судами 30 июля и 5 августа сего года, награждаю Георгиевской медалью 4 степени согласно Статута означенной медали: сигнального кондуктора Павла Кривчикова - за действия на Нижнем Дагерорте 30 июля, сигнального кондуктора Герасима Тюрина - за действия 30 июля на Верхнем Дагерорте, вахмистра пограничной стражи Ковалевского - за действия 5 августа на Нижнем Дагерорте, сверхсрочнослужащего сигнального боцманмата Ивана Феофанова Весельского - за действия 30 июля на Верхнем Дагерорте, сверхсрочнослужащих сигнальных боцманматов Дмитрия Гаврилова Корнеева-Ермакова, Григория Кондратьева Семёнова, Евграфа ФилипповаКапника и сверхсрочнослужащего унтер-офицера 1 статьи Ивана Феофанова Жук - за действия 5 августа на Нижнем Дагерорте, сигнальщика Николая Васильева Авсеева - за действия 30 июля на Верхнем Дагерорте. Нумера пожалованных медалей будут объявлены дополнительно. Приказ прочесть при собрании команд.

Jaga: Приказом командующего флотом Балтийского моря от 8 сентября 1914 года за № 179: за самоотвержение и мужество, проявленные во время бомбардирования неприятельскими судами наблюдательного поста на Нижнем Дагерорт 5 августа сего года, награждаю сигнального кондуктора Павла Кривчикова Георгиевской медалью 3 степени (знак № 3911). Приказ прочесть про собрании команд.

Jaga: Из приказа коменданта МкИПВ от 24.12.14. За совершённые подвиги мужества и храбрости на посте Пуника на острове Эзель награждаются Георгиевскими крестами 4 степени 2-ой пешей сотни 3-ей пограничной Аренсбургской бригады Соэльского наблюдательного поста № 45 унтер-офицер Александр Абрамов Инки и рядовой Николай Максимов Максимов, из них первый - за отражение предполагавшейся высадки превосходящего в силе неприятеля, причём, будучи тяжело ранен, остался на месте, продолжая принимать участие в перестрелке, а второй - за открытие намерения неприятеля высадиться, своевременное донесение об этом и совместное с унтер-офицером Инки отражение высадки.

Сумрак: В том же альбоме на е-бае, где были фотографии "Славы", нашлись такоие вот снимки и "Моонзунда".

Сумрак: Эти вот не знаю... может и не Моонзунд...

oigen999: Операция "Альбион" и батареи архипелага Моонзундских островов глазами противника. http://rufort.info/index.php?topic=1619.0 С уважением, oigen999.

Змей: Сумрак пишет: В том же альбоме на е-бае, где были фотографии "Славы", нашлись такоие вот снимки и "Моонзунда". исходя из того, что на фото - переделанная для стрельбы по воздушным целям 57мм скорострельная береговая пушка Норденфельда (аналогичная установленным на кораблях Черноморского флота), возможно это трехорудийная батарея № 39а на о. Даго (у Амирханова она значится вооруженной 4х75мм аэропушками Канэ) опять таки, на фото пмсм приспособленные для стрельбы по воздушным целям 3,4дм (87мм) пушки. Это могут быть или четырехорудийная батарея № 32а или четырехорудийная батарея № 36а упоминается в теме Прототип героя В. Пикуля- Н.С. Бартенев А кто-нибудь из уважаемых форумчан обладает информацией о периоде службы Н.С. Бартенева в 1917 году в Свеаборге в учебной аэробатарее - что за часть, её подчинение и т.д.? Заранее благодарен

Dirk: не, не знаю... Даже не знаю, был ли он реально в ней, так как приказ о назначении - от 2 марта 1917 г. И когда он оказался на Цереле - не понятно. С этим ещё предстоит копаться...

Змей: Dirk пишет: Даже не знаю, был ли он реально в ней, так как приказ о назначении - от 2 марта 1917 г. И когда он оказался на Цереле - не понятно. Позволю себе даже не цитату, а пару страниц из книги этого уважаемого автора: (пометки мои, так что если что – извините :) Вот и заинтересовался любой, даже обрывочной, информацией – что же это за в/ч была такая, свеаборгская учебная батарея.

Автроилъ: Змей пишет: что же это за в/ч была такая, свеаборгская учебная батарея. С Вашего позволения - аэробатарея. Зенитная, стало быть. С уважением...



полная версия страницы