Форум » Русские морские крепости » Крепость Керчь » Ответить

Крепость Керчь

Dmitry_N: Нашел хороший сайт про Керченские укрепления http://kri.dn.farlep.net/kerch/krepost/index.html - много фотографий, изложена история создания крепости. Меня она интересует поскольку там служили порт-артурцы Н.Н.Степанов (отец автора любимого с детства романа), В.Н.Страшников (с его известия о стрельбе на рейде начинается для Артурского берега война), А.А.Борейко (в романе он Борис Дмитриевич, а на самом деле звали его Александром... а вот дальше не вполне ясно - по списку офицерам 1909 он написан Алдръ Ант. (возможно прочтение как Антонович, тем более, что в этом же списке отчества Анатольевич сокращаются как "Анат."), однако известный П.В.Лихачев, приводя на своем сайте выдержки из "Справочной книжки Квантунской области 1902 г." называет Борейко Анатольевичем. Сам книжку не видел, не знаю, нет ли ошибки). Дезавуирую некоторые положения поста многолетней давности: Н.Н.Степанов - не порт-артуррец А.А.Борейко - мало того, что не артурец, но и не служил в Керченской крепости (хотя в списках 1909 года показан по крепости). Это ошибка 1909 года. (исправлено 23.02.2011 - ДН) Как известно, действие романа "Семья Звонаревых" А.Н.Степанова в первой томе значительной частью происходит в Керченской крепости. Хорошо, что есть план, надо перечитать, посмотреть чем там Борейко командовал, куда шлюпка с генералом В.Н.Никитиным причаливала, откуда социалисты сбежали... Если будут морские истории про крепость - было бы весьма интересно. Вот, например, пишут, что "В годы первой мировой войны на территории крепости была построена батарея 6" пушек Канэ, под номером 2 входившая в керченскую группу береговых батарей, по состоянию на 1916 год ею командовал мичман Чихачев Д. С."

Ответов - 11

АЗАРД: А вот еще материал о южно-русских крепостях... "Представляем вашему вниманию труд знаменитого русского археолога, востоковеда Н.И. Веселовского - "Военно исторический очерк города Анапы". [Подробней о Николае Ивановиче можете узнать здесь]. Этот редчайший материал порадует любого любителя истории, а для интересующихся историей Анапы он просто бесценен. Военно-исторический очерк г. Анапы [вводная часть] Первый поход. 1786 и Второй поход. 1790 Третий поход. 1791 Четвертый поход. 1807 Пятый поход. 1809 Шестой поход. 1828 Дополнения и поправки Приложения Печатается по изданию: Н.И. Веселовский. Военно-исторический очерк города Анапы.— Петроград, 1914.— 84 с: илл." http://www.anapafuture.ru/pages/stars/History/HistContent/veselovski-ob-anape.htm С уважением МК

Рамзес: что - то тема крепостей у нас пока популярностью не пользуется , немного разноображу ее чисто морским компонентом в период до РЯВ и после (даже всю 1 МВ) практически каждая морская крепость России да и часть стоящих на реках имела свой (где - то больший - где - то меньший флот) был такой флот и у черноморских крепостей , список его (правда в основном без привязки к конкретным датам для каждого судна) я дам сегодня - у меня есть большинство черноморских крепостей , а вот для Керчи пока пробел - может кто поможет заполнить ? Список судов черноморских крепостей Военного ведомства Севастопольская крепость 1) Артилерист - буксирн п / х (1884г) 2) Болтун – пароход (бывш РОПИТ в крепости 1883-95 г) 3) Братец – пароход (бывш РОПИТ в крепости 1883-95 г) 4) Матушка - пароход (бывш РОПИТ в крепости 1879-95 г ) 5) Василий – паровой катер (постр до 1885 г) 6) Взрыв - минный паровой катер (постр до 1883 г из Михайловской крепости в 1883 г) 7) Водолей - паровой катер (до 1913 г) 29 т визм 8) Вспышка - минный паровой катер (постр до 1883 г из Михайловской крепости в 1883 г) 9) Гальванер - минный транспорт (1872 г на 30 инж мин) с 1917 кабельн судно 10) Голубка – паровая яхта (куплена в 1901 г) 11) Ледокол № 2 (Гражданка) – спущен в 1917 г в Ревеле на Черное море не попал 12) Мина – самоходная баржа (в 1 МВ) 13) Молодец – кабельный пароход (1917 г) на Черное море не попал 14) Осторожный - минный транспорт (1897 г) 15) Первый - минный моторный катер (1913 г) 16) Второй - минный моторный катер (1913 г) 17) Третий - минный моторный катер (1913 г) 18) Четвертый - минный моторный катер (1914 г) 19) Пятый - минный моторный катер (1914 г) 20) Шестой - минный моторный катер (1914 г) 21) Седьмой - минный моторный катер (1914 г) 22) Восьмой - минный моторный катер (1914 г) 23) Девятый - минный моторный катер (1914 г) 24) Десятый - минный моторный катер (1914 г) 25) Перевоз – паровой паром (постр до 1910 г) 26) Перевоз – 2 (Моряк) – паровой паром (1914 г) 27) Пловец - минный паровой катер (1883 г) 28) Посыльный - паровой катер (постр до 1910 г) 29) Пушкарь - буксирн пассаж п / х (постр 1865 г -?) 30) Св Сергий – буксирн - щитов пароход (1917 г) позднее Лаг 31) Смелый - минный паровой катер (1882 г) 32) Стационар № 1 - минный паровой катер (1913 г) 33) Стационар № 2 - минный паровой катер (1913 г) 34) Стационар № 3 - минный паровой катер (1914 г) 35) Стационар № 4 - минный паровой катер (1914 г) 36) Страж - минный транспорт (1917 г в построечн документах Севастополь) 37) Удалой - минный паровой катер (1883 г) передан из Михайловской крепости в 1911 г Михайловская крепость (Батум) – крепость упразднена в 1909 – 11 г с судами 1) Бурун – минный паровой катер (1898 г) 2) Взрыв - паровой катер (постр до 1883 г) 3) Вспышка - паровой катер (постр до 1883 г) 4) Лазарев – буксирн п / х (постр до 1901 г) 5) Сестрица – пароход (в 1883 г мобилизован от РОПИТ ) 6) Удалой - минный паровой катер (1883 г) 7) Успех - паровой катер (постр до 1885 г) 8) Коршун - паровой катер (мобил в 1908 г) В 1914 г новые суда Михайловского укрепрайона 1) Арго – моторный катер 2) Артилерист – моторный катер 3) Александр – моторный бот 4) Буксир № 1 – в 16 г отдан в Трапезонд 5) Быстрый - моторный катер 6) Вече – транспорт (бывший РОКК) 7) Дельфин – моторный катер 8) Дозор – моторный катер 9) Дервиш – быв турец судно 10) Жаркий - катер 11) Жоржик – моторный бот (погиб в 17 г) 12) Илья Муромец – моторный бот (погиб в 17 г) 13) Инженер - пароход 14) Канария – моторный бот 15) Кефаль – моторный катер 16) Курьер - катер 17) Лейла – моторный катер 18) Мариуполь – пароход 19) Мария - буксирн п / х 20) Мурочка - моторный катер 21) Муша - буксирн паровой катер (мобилиз в 1905 г) 22) Наталия - моторный бот 23) Николай - буксирн паровой катер (мобилиз в 1905 г) 24) Перемышль – катер 25) Поти – моторный катер 26) Сапер – катер 27) Сокол - моторный катер 28) Таврида - буксирн п / х 29) Тамара - моторный бот 30) Теодор - буксирн паровой катер (мобилиз в 1905 г) 31) Т – 17 32) Т – 65 оба аренда от Морского ведомства 33) Чайка - моторный катер 34) Чайка - буксирн п / х 35) Ярославль – катер Моторные катера Владикавказской ж / д (аренда крепостью в 15 г) 1) Долюшка 2) Куронка 3) Розмысль Очаковская крепость 1) Артилерист (1) - буксирн п / х (1869г) 2) Артилерист (2) - буксирн п / х (1889г) 3) Братец – пароход (бывш РОПИТ ) 4) Болтун – пароход (бывш РОПИТ ) 5) Василий – паровой катер (постр до 1885 г) 6) Матушка - пароход (бывш РОПИТ ) 7) Грозный - минный транспорт (1917 г в построечн документах Очаков) 8) Днепр – водолазный бот 9) Инженер (1) - буксирн пароход (1875 г) 10) Инженер (2) – ледок буксирн пароход (1892 г) продан в 1914 г - Роза 11) Инженер (3) – ледок буксирн пароход (1914 г) 12) Ласточка – паровой катер (1877 г) 13) Зоя – паровой катер (1877 г) 14) Нырок – паровой катер (1877 г) 15) Ольга – паровой катер (1877 г) 16) Россия – паровой катер (1877 г) 17) Русалка – паровой катер (1877 г) 18) Севастополь – паровой катер (1877 г) 19) Элида – паровой катер (1877 г) 20) Меркурий - буксирн п / х (постр до 1909 г) 21) Отважный - минный паровой катер (1890 г) 22) Первый - минный моторный катер (1914 г) 23) Второй - минный моторный катер (1914 г) 24) Третий - минный моторный катер (1914 г) 25) Четвертый - минный моторный катер (1914 г) 26) Пятый - минный моторный катер (1914 г) 27) Стационар № 1 - минный катер (1914 г) 28) Стационар № 2 - минный катер (1914 г) 29) Чайка - буксирн пассаж п / х (1860г) 30) Константин – грузов пароход (аренда в 12 – 13 г) 31) Медведица - п / х (аренда в 1915 г) 32) Павловск - п / х (аренда в 1915 г) 33) Работник - п / х (аренда в 1897 г) 34) Рита - п / х (мобилизован в 1878 г) многие из упомянутых выше судов отсутствуют в известных мне морских или речных регистрах или списках кораблей ВМФ того периода - они явно строились по заказам армии и для ее специфических нужд , но только не одной книги по этой теме я пока не встречал - может кто подскажет , были ли вообще серьезные публикации по флоту морских крепостей России (кроме старой статьи Яковенко в Судостроении по Усть - Двинской флотилии) или что планируется - купил - бы не задумываясь

ava: Dmitry_N пишет: Вот, например, пишут, что "В годы первой мировой войны на территории крепости была построена батарея 6" пушек Канэ, под номером 2 входившая в керченскую группу береговых батарей, по состоянию на 1916 год ею командовал мичман Чихачев Д. С." Во время первой мировой называлась она "батареей Морского ведомства". Это уже потом, в начале 20-х, была образована группа береговых батарей. В свое время видел схематический план батареи с автографом мичмана Чихачева от какого-то сентября 1916 г.

Тритон: ava пишет: Во время первой мировой называлась она "батареей Морского ведомства". Но вот несколько другой вариант: Приказ начальника обороны Керченского пролива, начальника Керченского гарнизона и Коменданта Керченских укреплений. № 149 от 22 ноября 1914 г. Керчь-Крепость. п. 3. Назначенному в мое распоряжение и прибывшему в наличие обороны - старшему лейтенанту Дегтяреву предлагаю принять от лейтенанта Рыбалтовского командование 6" Морской батареей, а последнему, сдав таковую - отправиться к месту своего нового назначения. О сдаче и приеме донести мне немедленно. Генерал-майор Трегубов № 152 от 29 ноября 1914 г. Керчь-Крепость. п. 4. Лейтенант Рыбалтовский и старший лейтенант Дехтерев донесли мне: 1-й, что сдал, а 2-й, что принял 6" Морскую батарею и в командование таковой вступил с 26 сего ноября. Основание: Циркуляр штаба Командующего Черноморским флотом за № 975. п. 5. Лейтенант Рыбалтовский рапортом за № 118 донес мне, что 27 сего ноября выбыл к месту нового назначения в город Севастополь, на яхту "Алмаз". Генерал-майор Трегубов

ava: Тритон Вполне возможно. В специфичных терминах Керченской крепости Морская батарея (полностью - Морская батарея #1) - это постройка на искусственном основании 1865 г. у Павловского мыса. Возможно, что в структуре начальника обороны Керченского пролива эти "старые" крепостные термины не прижились или не использовались...

Тритон: ava Похоже, Вы не правы. Батарея № 1 (Морская) по своему расположению и конструкции не очень то годиться для обороны пролива. На 12 октября 1905 г. она имела следующее вооружение: 11" пушек образца 1877 г. - 4 11" пушек образца 1867 г. - 2 9" пушек образца 1867 г. - 4 9 фунтовых пушек - 2. Скорее всего речь идет об одной из следующих батарей: Лабораторной на 4-6" Канэ или Ак-Бурунской на 4-6" Канэ. Они были предложены к постройке Главным Крепостным Комитетом журналом от 12 апреля 1906 г. для обороны Керчь-Еникальского пролива. С уважением.

ava: Тритон Не, это Вы не правы. ;) Батарея Морведа располагалась на Ак-Бурунском укреплении, и она вовсе не то же самое, что Морская батарея #1. На последней, судя по схеме Керченской крепостной артиллерии 1901 г. было установлено 7 11" и 4 9" пушки, 9-фунтовые пушки числились по табели. После упразднения крепости батарея была разоружена, вновь вооружена в начале 1915 г. четырьмя 9" пушками, причем на новых местах и на лафетах Дурляхера, поставленных на бетонные основания, которые можно и сейчас пощупать. Проект перевооружения Керченской крепости 1906 года с двумя 6" батареями Канэ и одной 6" в 190 пудов, а также одной батареей 9" мортир так и остался проектом, поскольку в 1907 г. последовало решение об упразднении крепости. РГВИА ф. 504, оп. 9, д. 1006 я смотрел и по батареям лазил не далее как в марте сего года... ;)

ВЛАДИБОРЪ: Уважаемый Тритон и участники форума. Подскажите , а о ком из Рыбалтовских ( Александре, Борисе, Юлие) идёт речь. С увжением, Вл.

aden13: ВЛАДИБОРЪ пишет: а о ком из Рыбалтовских ( Александре, Борисе, Юлие) идёт речь. Не о том, ни о другом и ни третьем... Скорее всего это Евгений Сергеевич Рыбалтовский 5-й (МК 1907), который в 1915 году был артиллерийским офицером яхты "Алмаз"

Юрген: Попался интересный материал по Керченской крепости. http://sevdig.sevastopol.ws/stat/sav.html С уважением Ю.

ABP_TOR:



полная версия страницы