Форум » Русские морские крепости » Балтийский Порт » Ответить

Балтийский Порт

Александр: Господа военные коллеги! Ведь была же такая русская крепость и был такой русский город! В июле 2008 года исполнится 290 года со дня основания города Палдиски. Он на 15 лет моложе Санкт-Петербурга, на 14 лет — Кронштадта, старше первых военно-морских баз России — на 66 лет Севастополя и на 75 лет Одессы. Город Палдиски расположен на берегу залива Палдиски-лахт (Рогевикский за-лив, Палдиский залив) в 50 километрах от Таллинна. Рогервикский залив находится на южном берегу Финского залива между мысом Пакерорт и двумя островами: Суур-Пакри и Вяйке-Пакри (Большой и Малый Пакри или Большой и Малый Рогге). Издавна на берегах залива и двух близлежащих островах на-ходились эстонские поселения. Однако с конца XIII века их начали вытеснять шведы. В дальнейшем шведы жили только на островах и во времена Эстонской Республики 1919 -1940 г.г. составляли отдельную волость (самую маленькую в Эстонии - около 400 чело-век). После вхождения Эстонии в состав СССР население островов частью уехало на историческую родину, часть было репрессировано и выслано. Во времена СССР острова использовались в качестве артиллерийского и авиационного полигонов. В настоящее время производится их разминирование. На них до сих пор на островах сохранились ос-татки хуторского хозяйства, кладбище и часовня. 1710 - после победы России в Северной войне и подписания Ништадтского мир-ного договора со Швецией на территории современного города возник небольшой эс-тонский рыбацкий поселок Роогевик (в переводе со шведского - "Ржаной остров"). 1710 – Пётр I направил капитана-поручика Геслера обследовать берега Финского и Рижского заливов для поиска удобных мест базирования Балтийского флота. Экспедиция работала с 26 июня по 26 сентября 1711, экспедиция не нашла на всём южном берегу Финского залива ни одной бухты, которая была бы пригодна для новой военной гавани. Да и Рогевикский залив, по мнению Геслера, был не годен для гавани «...потому что в ней нельзя устроить по причине ширины бухты крепости, и флот поэтому не будет иметь никакой защиты от неприятеля со стороны моря...»; по резуль-татам экспедиции Геслер доложил Петру: «Ехал из Ревеля подле берега до Шапсал (Ха-апсалу) и никакой пристани не нашел, только Рогервик. Против той пристани два ост-рова, называются Большой и Малый Рог. От берега три версты. А между островом Ма-лый Рог и мысом Пакерот проход есть корабельной глубиной воды десять сажен… Можно от всякой погоды, а весной ото льда всяким судам сохраняться…». 1712 - Петр I впервые посетил Роогевик (Роггевик, Рогервик); всего он был здесь шесть раз. Еще в 1714 году, осматривая Балтийское побережье, Петр остановил свое внима-ние на Рогервике. Но, сознавая значение Ревеля как крепости и порта, а также его связи с вновь устраиваемой базой флота - Рогервиком, не терял надежды на соответствующее оборудование и последнего. 23 июля 1715 - Петр I лично осмотрел залив и издал указ: "... Быть гавани воен-ных кораблей...". Так как изыскания инженер-полковника Любераса в Ревельской гава-ни кончились неудачей (при тогдашних технических средствах невозможно было про-вести сложные работы), Пётр отказался от дальнейшего расширения и укрепления Реве-ля и усилить работы в Рогервике. После многих исследований (причем Петр лично производил промеры глубин в заливе) решено было соорудить в Рогервике порты как для военных, так и для купече-ских судов; построить Адмиралтейство, верфь и город. А для защиты залива от север-ных ветров сделать перегородку (моллу) от середины острова Малый Роге до материка и загородить пространство между островами, а также до западного берега. 1716 - сильный шторм разбил в узкой и открытой бухте корабли "Фортуна" и "Антоний", повредил все остальные суда и почти разорил саму гавань. По этому поводу Петр I писал: А. Д. Меншикову: "...Храни Боже! Все наши дела низвергнуты, ежели флот ист-ратится. Ежели не замерзло, то б я советовал несколько кораблей и фрегатов в Рогервик послать". Президенту Адмиралтейств-коллегии Ф. А. Апраксину: «Содержать (Ревельскую гавань) так, как есть, а между тем подумать, когда Рогервик офортификуется, нужна ли она, то есть Ревельская военная гавань и крепость будет. Ныне же она фортецией почи-таться не может, а если доделать так как зачата и три больверка сделать, то и в двадцать лет не отделать, понеже шведы один больверк семнадцать лет делали, и потом ж, ежели оные бастионы людьми наполнить, то более десяти тысяч гарнизону надобно и несколь-ко тысяч пушек». 19-20 июля 1718 - в урочище Роогевик при личном участии Петра I (бросил пер-вый камень в море) состоялась закладка мола будущей гавани и крепости на материко-вом берегу залива. Первым зданием на острове Малый Роге был деревянный дворец ца-ря. Из Указа Петра капитану господину Маврину: "...Ехать тебе в Рогервик и чинить по пунктам Адмиралтейским. Казармы строить тут, где начаты, и смотреть, чтобы оныя из елового дерева деланы были; разве чего необходимая нужда требовать будет, то не-большое число употребить из готового леса соснового, и то который плоше. И что де-латься станет, рапортовать Нас". С первых дней город строился по плановой прямоугольной уличной сети. Такой планировки, кроме города Выру, в Эстонии больше не встречается. Ширина улиц - око-ло 40 метров. к 1720 - построены деревянная церковь Святого Георгия, 67 казарм, штаб, ветря-ная мельница, две пристани для выгрузки судов. 30 августа 1721 года на Военной коллегии Петр разъяснил неудобства Крон-штадтской гавани и преимущества Рогервика. Участники заседания приняли решение: «…для сбережения флота и для того, чтобы неприятель не мог нас опередить… проек-тируемый Его Величеством порт построить необходимо. В Рогервике построить гавань для военных и купеческих судов, адмиралтейскую верфь и город…» К 1721 году для работ из Финляндского корпуса прибыли 500 человек; из диви-зии генерала князя Репнина – 600 полковых и тележных лошадей, а из Ревеля – не-сколько сотен арестантов и один батальон солдат. Началось строительство казарм, до-мов для офицеров и острогов. И лишь с августа 1721 года, после окончания Северной войны, Петр I вплотную занялся претворением в жизнь своего замысла – сооружения в Рогевике новой военной базы для Балтийского флота, несмотря на то, что при заключе-нии Ништадтского мирного договора тем же августом шведской стороной было внесено предложение о том, чтобы Россия не учреждала военного порта в Рогевике. Предполагалось для защиты кораблей и судов, которые будут стоять в заливе, от сильных ветров и штормов построить в Рогевикском заливе два защитных мола – один между островом Малый Рооге (Вяйке-Пакри) и материковым (Пакерортским) берегом с проходом для кораблей, а другой между островами Малый и Большой Рооге (Вяйке и Суур-Пакри). 06.1721 - эскадра под штандартом Петра I перед маневрами Балтийского флота заходила в залив Рогервик. Состав эскадры: - корабль "Ингерманланд" 64 пушки, 470 человек (флагманский), командир К. П. Верден; - корабль "Шлиссельбург" 60 пушек, 470 человек, командир П. Бенс; - корабль "Святая Екатерина" (с 1721 - "Выборг"), 60 пушек, 470 человек, коман-дир М. Фаленберг; - корабль "Москва", 64 пушки, 470 человек, командир В. Фангент; - корабль "Исаак - Виктория", 64 пушки, 470 человек, командир И. К. Муханов; - корабль "Ревель" 68 орудий, 490 человек, командир Э. Вессель; - корабль "Нептунус", 70/78 орудий, 550/565 человек, командир П. Бредаль; - корабль "Лесное", 90 орудий, 800 человек, командир М. Кни; - корабль "Гангут", 1200 тонн, 90/92 орудия, 800 человек, командир А. Розенгоф; - корабль "Фридрихштадт", 90/96 орудий, 800 человек, командир И. А. Брандт; - корабль "Рандольф" (куплен в Англии) 50 орудий, 350 человек, командир Д. Деляп; - корабль "Мальбург" (куплен в Голландии), 60 орудий, 470 человек, командир И. И. (Витус) Беринг; - фрегат "Лансдоу" (куплен в Англии, бывший "Норис"), 32 орудия. 200 человек, командир Я. Сорокольд; - фрегат "Кискен" (бывший шведский, 27.07.1720 захвачен в Гренгамском сраже-нии), 22/32 орудия, 150 человек, командир И. Я. Лобанов - Ростовский; - фрегат "Стор - Феникс" (бывший шведский, захвачен в Гренгамском сражении 27.07.1720), 34/32 орудия, 200 человек, командир С. Лопухин. В конце 1721 года для подробных изысканий, в том числе съемки планов и со-ставления профилей будущих военных укреплений, были отправлены в Рогевик инже-нер-полковник Люберас и капитан-поручик Дейн, а для подробного исследования и промера глубин залива – капитан-поручик Ганс: «Ехать тебе в Ревель и оттель в Рого-вик на почте купно с полковником Люберасом и вымерять с прилежанием всю гавань, от пункта нордного острова до 4-х сажень глубины, а особливо зюйдный конец острова, где быть гавани. Глубину чаще ставить на промер, на каждыя 15 или 10 сажень, и всю ту глубину на текень Люберасов для того, чтобы он сей берег по астролябии брал. И чтобы как возможно больше чертеж был, дабы возможно на оном гавань и фортифика-ции поставить. И как исполните, немедленно сюда приезжайте оба. Петр.» По окончании изыскательских работ инженером Люберасом был составлен про-ект оборонительных укреплений в Рогевикском заливе, а на основании исследований капитан-поручика Ганса Петр I сам составил проект и чертеж защитного мола. Им же были намечены места расположения для купеческой гавани, города и адмиралтейской верфи. Главным начальником рогевикского строительства был назначен инженер-полковник Люберас. 27 октября 1722 - Петр I издал Указ: "Раскольников нижегородских, направляе-мых в Сибирь, возвратить в Роогевик...". Создана общеуголовная каторжная тюрьма ("Роогевикская каторга"); в Рогервикской каторге находился сподвижник Емельяна Пу-гачева Салават Юлаев и его отец. В музее истории города Салавату Юлаеву отведена отдельная экспозиция. В городе установлен памятник. Остатки захоронений каторжан находятся в северной и южной частях города. В 1924-1925 гг. на каторге "за разные плутовства" содержался шут Петра I Иван Емельянович Балакирев (после воцарения Екатерины I освобождён и определён в Преображенский полк солдатом) 1724 - на мысе Пакри построен и функционирует до настоящего времени маяк Пакерорт. 1721 - 1724 - на строительстве порта было 9136 работников и 1527 лошадей, так что ежегодно занято было в среднем 2284 человека и 380 лошадей. к концу 1724 года в Рогевике дополнительно было построено: казенный двор, провиантский магазин с 10 амбарами, фуражный и материальный амбары, инструмен-тальный магазин, а на мысе Пакри – каменная башня маяка. Место для башни маяка Петр I выбрал сам: «...Сделать на показанном месте для маяка башню высотою от 4 до 5 саженей ». В течение года шли подготовительные работы, а 24 июня 1723 года Люберас приступил к строительству маяка по своему проекту. Вел строительство подрядчик Таврин. Башню маяка построили довольно быстро – уже к 22 октября 1724 года. Тав-рин донес Петру I: «Строительство каменного маяка высотою в 6 саженей закончено» (остатки этой маячной башни на мысе Пакри сохранились до наших дней). Датой осно-вания маяка Пакри считают 22 октября 1724 года. В XVIII веке маяк назывался Роге-викским, затем несколько лет Пакерортским, в 1762 году его переименовали в Балтий-ский, в начале XIX века опять переименовали в Пакерортский, а в 1920 году он оконча-тельно получил современное название – маяк Пакри. 28 января 1725 года скончался Петр I. 1729 - решался вопрос: где взять деньги на достройку Рогервикского порта? Ад-миралтейская коллегия докладывала Верховному Тайному Совету: "...понеже Коллегия Адмиралтейская, по должности своей, видя с одной стороны в Государственном инте-ресе вред, а с другой прибыток и лучший к прибыли интереса способ, без доношения Его Величеству оставить не могла". Работы в порту совсем остановились. Моллу разбивало, гнил заготовленный лес, приходили в негодность постройки. Производилась только, с помощью арестантов, ломка камня. Находящиеся на строительстве солдаты отправлялись на другие стройки, да и арестанты тысячами пригонялись в Нерчинск и с полдороги возвращались обратно. 11-13.07.1746 - заход Балтийского флота в залив Рогервик перед маневрами у Ре-веля 21-23.1746. Святой Пётр (до восшествия на престо Елизаветы Петровны - Иоанн), 1200 тонн, 66 пушек, 600 человек. Командир И. Г. Черевин Архангел Рафаил - 1200 тонн, 66 пушек, 600 человек. Командир Я Фастинг 1746 - Адмиралтейская коллегия представила Сенату: "...не соизволено ли будет начатые Петром Великим Рогервикские работы возобновить, понеже оные оканчивать весьма нужно". Императрица Елизавета Петровна, желая быть продолжательницей дела отца, повелела: "...начатую работу продолжать даже до окончания". Работы шли медленно; основной рабочей силой были арестанты, согнанные со всей России. К 1 января 1753 года в Рогервике находилось 1617 человек, к этому числу было прислано 642; а умерло 428; в 1754 год прислано 392, умерло в течение года 579. 1753-1756 - прибыло в Рогервик 13242 арестанта, а умерло 13101 30 июля 1762 - в рескрипте Миниху Екатерина II писала: "...понеже Я почитаю за необходимую Государственную нужду кончить Рогервикску работу". 20 (19) августа 1762 - Екатерина II рассмотрела проекты Адмиралтейств-коллегии по обустройству военной гавани в Рогервике и именным указом урочище Ро-огевик переименовала в город Балтийский Порт с разрешением обывателям селиться в нем для постоянного жительства. 1755-1762 - руководителем строительства военного порта и гидротехнических сооружений города был прадед А. С. Пушкина Абрам Петрович Ганнибал, впоследст-вии комендант Ревеля. Трудность была в строительстве защитного мола. Опыта по сооружению таких сложных морских гидротехнических сооружений Россия тогда не имела. Не было спе-циалистов-гидротехников и соответствующей техники. Особенно осложнилось соору-жение мола при выходе на глубины более 15 метров. Да и конструкция мола, выбранная Петром II, была неудачна. Ее уже в процессе постройки строителям пришлось изменять, хотя и без должного успеха. Это видно уже из размеров мола, которых он достиг к мо-менту прекращения работ. Ширина по верхней бровке мола достигла 21 метра вместо 4 метров, а высота – 6,4 метра вместо 2,1 метра. 1718-1762 - построена крепость с пятью бастионами звездообразной формы по голландскому проекту. По прямому назначению не использовалась. С 1789 года горо-жане держали в ней скот. До настоящего времени сохранилась часть бастионов; терри-тория крепости не застроена, на ней происходят городские праздники и гуляния. В 1762 году директором рогевикских работ был назначен 79-летний генерал-фельдмаршал граф Миних, которому Екатериной II было указано: «...дабы вашим ста-ранием сие славное дело окончить». 01.07.1764 - Екатерина II прибыла в Балтийский порт из Ревеля на корабле "Свя-той Климент Папа Римский". 02.07.1764 - в заливе Рогервик состоялось показательное сражение, за которым с берега наблюдала Императрица Екатерина II. В сражении принимали участие корабли: "Шлиссельбург", 54 орудия, 440 человек, командир С. П. Хметевский; "Нептунус", 54 орудия, 440 человек, командир Н. Панов; "Город Архангельск", 54 орудия, 440 человек, командир Ф. А. Клокачев; "Наталия", 1200 тонн, 66 орудий, 600 человек, командир В. Ф. Лупанин; "Полтава", 1200 тонн, 66 орудий, 600 человек, командир Ф. Косливцев; "Ревель", 1200 тонн, 66 орудий, 600 человек, командир П. Ф. Бешенцов; "Рафаил", 1200 тонн, 66 орудий, 600 человек, командир В. И. Сабуров; "Москва", 1200 тонн, 66 орудий, 600 человек, командир П. А. Игнатьев; "Святой Петр", 1200 тонн, 66 орудий. 600 человек, командир Н. А. Горяинов; "Святой Иаков", 1200 тонн, 66 орудий, 600 человек, командир И. А. Корсаков; "Святой Александр Невский", 1200 тонн, 66 орудий, 600 человек, командир М. А. Борисов; "Святой Евстафий Плакида", 1200 тонн, 66 орудий, 600 человек, командир С. А. Мартынов "Святой Иануарий", 1200 тонн, 66 орудий, 600 человек, командир И. Т. Голени-щев-Кутузов; "Святая Екатерина" (бывший "Принц Герг"), 80 орудий, командир И. Я. Барш; "Императрица Анна", 110/114 орудий, 800 человек; командир неизвестен; "Святой Дмитрий Ростовский", 100 орудий, 800 человек, командир И. М. Сели-ванов; "Святой Климент Папа Римский", 80 орудий, командир С. Б. Шубин; "Кир Иоанн" (бывший Фридрих Рекс"), 80 орудий, командир А. В. Елманов. После манёвров Екатерина II навестила графа Миниха и осмотрела работы в пор-ту. 1764 - назначена специальная комиссия под председательством графа Панина для решения вопроса о судьбе Porepвиского, Ревельского и Кронштадского портов. Вопрос был решен в пользу Кронштадта, мотивируя тем, что он (Кронштадт) необходим для защиты столицы и удобен для доставки кораблестроительных материалов и всех припа-сов для флота. Кроме того, учреждение Балтийского порта было признано затрудни-тельным из-за безлюдности и пустынности края. Комиссия постановила: "Кронштадт-скому порту оставаться навсегда непременным... Балтийский порт употребить только для убежища кораблям, все же средства употребить на построение новой каменной га-вани в Ревеле... Затем начатые строиться в Рогервике укрепления для сокращения Госу-дарственного расхода до времени оставить, а приступить к укреплению Ревеля". 1765 - утвержден герб города. 18 ноября 1768 - на докладе Сената о судьбе порта последовала Высочайшая ре-золюция (сразу после смерти генерал - фельдмаршала графа Миниха, верного поклон-ника идей Петра I): "Работу остановить, а о каторжных сделать рассмотрение, дабы праздны не были". После смерти Миниха директором работ был короткое время Резанов, а затем полковник Муравьев. После решения о прекращении работ строительство в Балтийском порту прекратилось, почти все арестанты были отправлены в Сибирь, большую часть солдат отправили в Польшу, а всех служащих перевели в Санкт-Петербург. К моменту прекращения работ постройки порта и города были в следующем со-стоянии: защитный мол со стороны материкового берега имел длину 383 метра (180 са-женей), ширину по верхней кромке 21 метр (10 саженей), ширину по урезу воды 37 мет-ров (18 саженей) и высоту 6,4 м (3 сажени). Со стороны острова мол имел в длину 123

Ответов - 21

Александр: метра (61 сажень). Полностью была построена материковая крепость. В городе были построены казармы и дома для гарнизона крепости, остроги для арестантов, портовые склады (имели двойные стены, между которыми зимой клали лед и в летнее время хра-нили скоропортящиеся продукты) и другие хозяйственные постройки, строилась камен-ная церковь. Общее число построек в местечке доходило до нескольких сотен. Сумма истраченных средств с 1718 года по 1768 год составила 495372 рубля 61 копейку. Балтийский порт был забыт на длительное время, мол и постройки без присмотра и ремонта стали разрушаться и приходить в полную негодность. Постепенно исчез мол, образовав на своем месте большую отмель. Разрушились и первые постройки порта, особенно деревянные. И все же недостроенный и по сути дела заброшенный Балтийский порт привле-кал внимание многих передовых флотоводцев, но так и не возродился, хотя неодно-кратно Рогервикский залив служил надежным пристанищем для русского флота. В 1777 году инженер-генерал барон Вейсман представил новый проект сооруже-ния мола и гавани, потребовав на его осуществление 510127 рублей, 10000 человек ра-бочих и три года. Проект не был принят. 1787 - Балтийский Порт получил права уездного города, построена каменная православная церковь Святого Георгия, в настоящее время реставрируется. 1788 - указом Павла I в Балтийском Порту упразднена крепость, а гарнизон рас-пущен. В 1793 году инженер-полковник де Витт перестроил гавань, которая к этому времени разрушилась, сделав в ней две пристани для мелких судов. В XVIII веке город занимал около 30 десятин. Ширина улиц составляла около 40 метров. Несмотря на малость города, в нем имелись все административные учреждения: банк, таможня, полиция и т.д. 13.08.1808 - во время войны России против Англии и Швеции эскадра адмирала Петра Ивановича Ханыкова, вышедшая из Кронштадта в крейсерство к полуострову Гангут 14 июля 1808 года, встретила превосходящую по силам английскую эскадру. Русские суда пошли к Балтийскому порту. На рассвете корабль "Всеволод", шедший концевым, подвергся атаке двух английских кораблей и получил серьезные поврежде-ния. Русская эскадра повернула ему на помощь; английские суда отошли. "Всеволод" не мог держаться в строю, был взят на буксир фрегатом "Полукс" и продолжил движение к Балтийскому порту. В 6 милях от гавани буксир лопнул, "Всеволод" увалился под ветер, не смог обогнуть мыс острова Малый Рогге и стал на якорь. Остальные русские корабли вошли в гавань Балтийского порта, стали на шпринг и приготовились к отражению ата-ки. С судов эскадры были посланы шлюпки под защитой вооруженных барказов для буксировки "Всеволода" в порт. В 16.00 начали буксировку. Английские корабли "Centaur" и "Implacable", завидев бедственное положение корабля, картечными выстре-лами разогнали шлюпки и барказы и атаковали русский корабль. Командир "Всеволода" Д.В. Руднев, решив защищаться до "последней возможности", посадил корабль на мель. При попытке взять "Всеволода" на абордаж, корабль "Centaur" сам сел на мель. Бой шел более часа. Только после того, как корабль "Implacable" зашел с кормы "Всеволода" и продольным огнем нанес ему огромные разрушения, и большая часть экипажа погибла, англичане смогли захватить корабль. После безуспешно попытки снять его с мели анг-личане разграбили его и подожгли. Утром 14 августа "Всеволод" взорвался. Остальные корабли эскадры адмирала П. И. Ханыкова во время боя снялись с якорей, но выйти из гавани на помощь не смогли из-за безветрия. Состав эскадры адмирала П. И. Ханыкова: Корабли: "Зачатие Святой Анны" - 74 орудия, командир В. М. Михайлов; "Архистратиг Михаил" - 72/74 орудия, командир А. И. Лукин; "Орел" - 2700 тонн, 74 орудия, 570/610 человек, командир Ф. В. Веселаго; "Северная звезда" - 2700 тонн, 74 орудия, 570/610 человек, командир М. И. Рат-манов; "Борей" - 2700 тонн, 74 орудия, 570/610 человек, командир С. С. Палицын; "Благодать" - под флагом адмирала П. И. Ханыкова, 4400 тонн, 130 орудий, ко-мандир И.Ф. Крузенштерн. Самый совершенный русский корабль на рубеже XIII - IX вв. "Гавриил" - 100 орудий, командир Е. В. Веселаго; "Эмгейтен" - (бывший шведский, захвачен в Выборгском сражении 22.06.1790), 62/66 орудий, 410 человек, командир Ю. Ф. Лисянский; "Всеволод" - 74 орудия, 670/770 человек, командир Д. В. Руднев. Фрегаты: "Полукс" - 36 орудий, 232 человека, командир П. Ф. Трескевич; "Счастливый" - 44 орудия, 398/256 человек, командир П. П. Капельцов; "Феодосий Тотемский" - 44 орудия, командир Н. К. Ковако; "Герой" - 48 орудий, командир П. Х. Зуев. Блокада русской эскадры в Балтийском порте продолжалась до 20 сентября, по-сле чего суда эскадры ушли в Кронштадт. 20.09.1808 "Герой" при съемке с якоря для следования в Кронштадт сильным по-рывом ветра снесен на прибрежную отмель, получил значительные повреждения, кор-пус начал заполняться водой. 21.09 экипаж покинул судно и перебрался на берег. Позже с фрегата орудия были сняты. За потерю кораблей адмирал Ханыков и 3 командира кораблей были отданы под суд Адмиралтейств-Коллегии и разжалованы в матросы на 1 месяц. Александр I приго-вор не конформировал. В 1909 П. И. Ханыков был уволен в отставку "без почестей". 1820 - город потерял права уездного и стал заштатным. 1825 - восстановлена купеческая гавань Балтийского порта 1842 - построена лютеранская Никольская церковь на средства Николая I по представлению шефа III Отделения Собственной Его Величества Канцелярии генерала А.Х.Бенкедорфа, уроженца этих мест, владельца недалеко расположенного поместья Кейла-Йоа. Церковь сохранилась до настоящего времени; при советской власти в ней находился гарнизонный дом офицеров, базовый матросский клуб и склад. Сейчас цер-ковь восстановлена. 1846 - в порт пришло судно из Мессины. После поражения в Крымской правительство пересмотрело войне заставило цар-ское правительство военное строительство. Созданный в 1856 году особый комитет «для улучшения по военной части», разбирая вопрос «...где должны находиться перво-классные морские учреждения», признал необходимым создать новый опорный пункт базирования Балтийского флота. Тогда-то и вспомнили о достоинствах Балтийского порта, его выгодное стратегическое положение (почти у устья Финского залива), непро-должительное замерзание в зимнее время и наличие места для строительства верфей. По предложению комитета, Ревельский военный порт предлагалось упразднить, Свеаборг перевести в маневренную базу шхерной флотилии, а Балтийский порт превра-тить в базу основных сил флота. Эти предложения комитета были утверждены прави-тельством, а в 1857 году в Балтийском порту начались изыскания под руководством ви-це-адмирала Панфилова. В начале 1859 года комиссия представила разработанный ею проект всех сооружений Балтийского флота стоимостью 24 миллиона рублей. Однако в жизнь этот проект воплощен не был (cледующие попытки строительства базы флота в Балтийском порту были предприняты последовательно в 1881 и 1889 годах, но в конце концов дело завершилось созданием в Либаве Порта Императора Александра III; в по-следний раз до революции в России вернулись к мысли о строительстве Балтийского порта в 1907 году при создании крепости Петра Великого в районе Ревеля. В крепости Балтийского порта предполагалось создать мощную береговую оборону и маневренную базу Балтийского флота) 1870 - город был соединен с казенными железными дорогами. С этого года в феврале и сентябре в городе проводились ярмарки, функционировал постоянный рынок. 04.1878 - из порта на зафрахтованном пароходе "Цилибрия" в Америку вышла военная команда для укомплектования будущих российских крейсеров (закупленные в Америке коммерческие пароходы "State of California", "Columbus" и "Saratoga" для пе-реоборудования их в крейсера "Европа", "Азия" и "Африка", а также построенный крей-сер "Забияка") в составе 66 офицеров, 606 матросов и унтер-офицеров под командова-нием капитан-лейтенант Л. Семечкина. В XIX веке увеличение населения происходило за счет строительства железной дороги: в 1825 г. - 184 человека; в 1881 г. - 894 человека; в 1900 г. - 955 человек самый маленький эстонский город. Имелись городские женская, частная, приходская и мореходная школы. Послед-няя сохранилась до настоящего времени, в ней располагались различные учреждения, штаб Береговой обороны Балтийского района, детский сад; сейчас в ней находится мэ-рия. В городе имелся 1 городской врач, частные климатические ванны, 2 пекаря, 2 порт-ных, 1 мясник, 1 фотограф, 10 рыбных лавок (рыбой торговали также с лодок), 2 питей-ных заведения, гостиница с рестораном "Роггервик". Купцов 1-й гильдии - 2, 2-й - 11. Во время первой мировой войны Балтийский порт служил маневренной базоф флота 07.1914 - для инспектирования Балтийского порта прибыл флаг-капитан Коман-дующего флотом Балтийского моря по оперативной части капитан 1 ранга А. В. Колчак 13.08.1914 - 14.00 в Балтийский Порт доставлены пленные с погибшего на мине германского крейсера Магдебург; в этот же день по железной дороге отправлены в Ре-вель. Зимой 1914/1915 в случае появления у Ревеля тяжелых льдов предполагался пе-ревод английских подводных лодок E - 1 и E - 9 в Балтийский Порт. 29.01.1915 - из Ревеля для приёма мин (по 45 штук) прибыл дивизион особого на-значения эскадренных миноносцев в составе: Генерал Кондратенко (капитан 2 ранга К. В. Шевелёв) под брейд-вымпелом ка-питана 1 ранга А. В. Колчака, Сибирский стрелок (капитан 2 ранга Вилькен 1-й) Охотник (капитан 2 ранга Гельмерсен) Пограничник (капитан 2 ранга Руднев) 30.01.1915 - дивизион вышел из Балтийского Порта под проводкой ледокола Царь Михаил Фёдорович для минной постановки у Данцига 28.10.1916 - город был обстрелян с 01.20 до 01.40 германскими эсминцами по-сле прорыва 11 миноносцев "S-56", "S-57", "S-58", "S-59", "V-72", "V-75", "V-76", "V-77", "V-78", "G-89", "G-90" 10-й флотилии под командованием начальника флотилии Виттинга в Финский залив с целью поиска и уничтожения русских кораблей. Герман-ские миноносцы еще на подходе были обнаружены с маяка Пакерорт (Пакри) и об их появлении было сообщено по флоту. Было убито два солдата, две женщины и четверо детей, ранено - 7 человек и, кро-ме того, повреждено 24 здания и убито 12 лошадей. По другим данным, 10 человек по-гибло и 2 ранено. 1920-е гг. - город переименован в Палдиски (Baltiski Port - Baltiski - Paldiski). 1930 - площадь города составляла 330 гектаров. 1937-1938 - планировалось строительства курорта, полуостров Пакри был местом отдыха среднего класса. до 1940 года планировалось строительство военно-морской базы эстонского фло-та; в 30-е годы неоднократные заходы финских надводных кораблей и подводных ло-док. 1939 - население города составляло 781 человек, город состоял из 9 улиц, элек-трического освещения не было. Мэр города - Утрис, при советской власти репрессиро-ван. 28.09.1939 - между СССР и Эстонской Республикой заключен договор, по кото-рому Эстония сдавала в аренду сроком на 50 лет с правом иметь военно-морские базы в городе Палдиски, на островах Сааремаа (Эзель) и Даго (Хийумаа) и несколько аэродро-мов. 10.10.1939 - военными делегациями Советского Союза и Эстонской Республики подписан протокол о размещении советских наземных и воздушных войск и достигнуто соглашение по морским вопросам. 11.10.1939 - по соглашению между эстонским и советским командованием КБФ получил в Палдиски участок и акваторию в порту для перевода в Палдиски предназначались личный состав и материальная часть артиллерийских батарей № 11 и № 12 на транспорте Луга (приказ НК ВМФ № 00141 от 11.10.1939) 17.10.1939 - ПРОТОКОЛ СОГЛАШЕНИЯ о предоставлении Союзу Советских Социалистических Республик в пользование участка и акватории в Палдиски (Балтий-ском порту) 17 октября 1939 г. В соответствии с Пактом о взаимопомощи между Союзом Советских Социалистических Республик и Эстон-ской Республикой от 28 сентября 1939 г.: 1. Для базирования советских военных кораблей на Палдиски отводится участок полуострова Пакри (Пакерорт) и острова Вяйке Пакри и Суур Пакри (Большой и Малый Рогге) с прилегающей акваторией, как это показано на прилагаемой к тексту настоящего соглашения карте. 2. На указанных в пункте 1 участке и акватории командованию Военно-морского Флота Союза Советских Социалистических Республик предоставляется право построй-ки портовых гидротехнических сооружений и причалов, складов и станций, служебных и жилых помещений, а также развития железных и грунтовых дорог. 3. Эстонское правительство предоставит возможность купить или получить в арендное пользование сооружения, имеющиеся на указанных в пункте 1 участке и аква-тории. 4. Для обеспечения базирования Советского Военно-морского Флота на Палди-ски (Балтийский порт) командованию флота Союза Советских Социалистических Рес-публик 82 предоставляется право устанавливать на указанном в пункте 1 участке бере-говые батареи любого калибра и в любом количестве, включая в это число батареи же-лезнодорожные, а также зенитные батареи и прожекторные станции, и также возводить строения для размещения обслуживающего их состава. 5. Советскому командованию предоставляется право постройки на указанных в пункте 1 участке и акватории аэродромов и всех необходимых сооружений для базиро-вания гидроавиации. 6. Советскому командованию предоставляется право устанавливать на участке и акватории, указанных в пункте 1, режим плавания, полетов, передвижения и охраны водного района. 7. Советскому командованию предоставляется право устанавливать на указанном в пункте 1 участке посты службы наблюдения и связи. При этом маячная служба оста-ется в ведении эстонских властей. 8. Советское командование имеет право содержать на участке базы Палдиски со-ответствующий для обслуживания и окарауливания базы штатный состав. 9. Советское командование получает право использования всех находящихся на участке базы источников пресной воды. 10. Эстонские власти оказывают полное содействие Советскому командованию в обеспечении базы электроэнергией от источников, находящихся вне базы. 11. Эстонские власти оказывают Советскому командованию содействие в обес-печении строительства базы необходимыми материалами, транспортом и наймом рабо-чей силы. 12. Передаваемые Советскому командованию земли и водное пространство, ос-таваясь, в соответствии с Пактом о взаимопомощи между Союзом Советских Социали-стических Республик и Эстонской Республикой, территорией последней, переходят в пользование Советского командования на арендных началах с оплатой по особому со-глашению. Председатель Морской Комиссии Союза Советских Социалистических Респуб-лик Заместитель Народного Комиссара Военно-Морского Флота Союза Советских Со-циалистических Республик Флагман флота 2 ранга Исаков Председатель Эстонской Комиссии Начальник Генерального Штаба Эстонской Армии Генерал-лейтенант Реек

Александр: 15.10.1939 - НК ВМФ утвердил Базирование кораблей КБФ на порты Эстонии и Латвии на 1939-1940 гг. - 24-й дивизион подводных лодок 10.1939 - в соответствии с советско-эстонским договором о взаимопомощи в Палдиски перебазирован эскадренный миноносец "Карл Маркс". 13.10.1939 - в Палдиски прибыл транспорт "Луга", доставивший военную техни-ку, личный состав и штаб береговой обороны, а также 3 трех орудийные артиллерий-ские батареи. Две из них - 130-мм для установки на полуострове Пакри (временная ус-тановлена 18.10.1939, командир капитан Башмаков) и острове Малый Рогге (командир капитан А. М. Стебель) с задачей прикрывать вход в пролив Роггервик с севера и одна - устарелой системы Канэ калибра 152 мм для установки на острове Большой Рогге (05.11.1939 орудия батареи переправлены на остров и установлены на временных пози-циях) для защиты пролива между островом и материком и взаимодействовать с двумя другими батареями. Для размещения штаба Береговой Обороны Балтийского Района (БОБР; коман-дир - комбриг, генерал-майор С. И. Кабанов) и войск выделено 8 домов рядом с портом и все портовые склады. 19.10.1939 - прибыла плавбаза подводных лодок "Кронштадт" и 24 дивизион подводных лодок (типа "М"), который впоследствии перебазирован на Ханко (к началу Великой отечественной войны - 8-й дивизион 2-й бригады подводных лодок; командир бригады капитан 2 ранга Орел Александр Евстафьевич, командир дивизиона капитан 3 ранга Юнаков Евгений Гаврилович) 11.1939 - в город доставлен трех батарейный 83-й отдельный зенитный дивизион (12 76-мм орудий). К концу месяца в 4-х километрах от города построен аэродром для связных самолетов "У-2"; в дальнейшем он переоборудован под размещение авиацион-ной бригады скоростных бомбардировщиков. 20.11.1939 - закончена установка батарей. С началом советско-финской войны подводные лодки 24-го дивизиона вышли на позиции к устьям Финского и Ботнического заливов. 12.1939 - прибыли гидросамолеты 44-й эскадрильи 10-й авиационной бригады (командир бригады комбриг Петрухин) К концу 1939 - в городе открыты столовая и гостиница Военфлотторга, значи-тельно расширился особый строительный отдел; дополнительно было занято еще не-сколько зданий. В начале 1940 года правительство СССР утвердило сроки строительства военно-морской базы Палдиски силами и средствами Наркомстроя СССР. Начальник строи-тельства И. В. Комзин. В течение осени 1939 года и зимы 1939 - 1940 г.г. проведены изыскания. Изыскатели, решив перегородить пролив Роггервик дамбой с воротами по-средине для прохода кораблей и судов на внутренний рейд, не нашли лучшего места, чем то, которое нашел Петр Первый в начале 18 века. 03.1940 - специальная комиссия под председательством контр-адмирала Грена решила не строить постоянную 152-мм батарею на острове Большой Рогге, выбрала ме-сто для строительства двух новейших долговременных батарей на полуострове Пакри и Малом Рогге и состоящих из одноорудийных артиллерийских блоков. С 04.1940 на аэродром начали базироваться тяжелые бомбардировщики ТБ-3, предназначенные для доставки грузов на арендованный у Финляндии полуостров Хан-ко. Палдиски стал промежуточной базой для доставки грузов на Ханко по воздуху и льду Финского залива (до середины апреля). 05.1940 - в Палдиски из Таллинна переведен штаб Балтийской военно-морской базы (образована с началом советско-финской войны и включала в себя порты Таллинн и Палдиски). Командир базы - контр-адмирал С. Г. Кучеров. Расформирована после вхождения Эстонии в состав СССР. На ее месте в Палдиски расположился штаб берего-вой обороны главной базы К началу лета 1940 года на полуострове построена железнодорожная ветка спе-циального профиля с мощными рельсами и двумя железобетонными площадками (со-хранилась до настоящего времени). Две железнодорожные батареи заняли позиции. В середине июня одна из стационарных батарей на полуострове Пакри была готова (желе-зобетонные конструкции сохранились до настоящего времени), другая спешно достраи-валась. 16.06.1940 - в связи с резким обострением отношений между СССР и Эстонией (советское правительство потребовало изменить состав правительства Эстонии и допус-тить на ее территорию дополнительные воинские контингенты) Палдиский гарнизон (около 2000 человек) приготовился к обороне. В город съехались советские граждане, проживающие в Эстонии, члены семей сотрудников посольства и торгпредства. В 2.00 17.06.1940 правительство К. Пятса приняло условия СССР. 13-14.06.1941 - в Палдиски прошла массовая депортация населения. После вхож-дения Эстонии в состав СССР все владельцы окрестных хуторов были выселены. Полу-остров Пакри был закрыт для гражданского населения. С началом Великой Отечественной войны Палдиски использовался в качестве маневренной базы подводных лодок. 22.06.1941 - в Палдиски перешли 3 подводные лодки типа М с Ханко и 01/07/1941 подводные лодки из Либавы. Конец 06.1941 - от Палдиски ушла 11-я отдельная 356-миллиметровая батарея. 30.06.1941 приказом НК ВМФ адмирала Н. Г. Кузнецова № 00161 приказано сформировать 104 отдельную истребительную авиационную эскадрилью по штату № 30/143-А с дислокацией в Палдиски 04.08.1941 - ушла 12-я отдельная батарея. В августе 1941 Палдиски обороняли 46-й и 52-й строительные батальоны, в го-роде был развернут военно-морской госпиталь. Из Палдиски предполагалось эвакуировать личный состав: на ВТ-501 (Балхаш) - до 2000 человек на ВТ-546 (Аусма) - до 1200 человек на ВТ-579 (Кумари) - до 700 человек ВТ-510 (Вахур) - резерв 27.08.1941 с мыса Пакри по специально проложенной железнодорожной ветки в воду сброшено более 1000 вагонов. 46-й строительный батальон (1100 человек) на военном транспорте № 510 "Ва-хур" и тральщика № 49 (Лайне) вышел на Ханко, куда прибыл днем 29 августа. 52-й строительный батальон и военно-морской госпиталь погружены и на сани-тарный транспорт "Балхаш", и остальной личный состав гарнизона (1200 человек) - на транспорт Аусма, которые прибыли в Таллинн и были включены в состав третьего ка-равана (10 транспортов, 1 танкер в сопровождении 4 катеров МО, 4 тральщиков, 4 ка-терных тральщиков и 1 спасательного судна). На нем шел начальник медицинской службы береговой обороны Л. М. Заборский. 28.08.1941 - город и порт Палдиски оставлен советскими войсками; 29.08.1941 - у острова Родшер от атак авиации погиб транспорт Аусма 30.08.1941 - на переходе в Кронштадт "Балхаш" погиб вместе с большинством эвакуируемых, подорвавшись на минах. Спаслись лишь те, кто был на верхней палубе. Большинство раненых и медиков погибло. На островах Большом и Малом Рогге оставлено 50 саперов во главе с майором Степановым для подрыва батарей. К утру 29.08. были эвакуированы тремя катерами МО гарнизона Ханко. 29.08.1941 - между 12.00 и 16.00 Палдиски занят немецкими войсками. 24.09.1944 - 07.00 из Таллина в Палдиски вышли 8 торпедных катеров Героя Со-ветского Союза В. П. Гуманенко с ротой морских пехотинцев лейтенанта Стрелкова (батальон майора Александра Оскаровича Лейбовича) - 08.40 под прикрытием пулемёт-ного огня десант высадился в Южном порту. Вечером подошли ещё 10 торпедных кате-ров с подкреплением и грузом оружия для заключённых концентрационного лагеря Клоога. 25.09.1944 С двух торпедных катеров высажен десант на острова Большой и Малый Рогге. В послевоенные годы на Палдиски базировались бригада подводных лодок и бригада ракетных катеров. До 1949 года на территории, на которой впоследствии размещался Учебный Центр, дислоцировался дисциплинарный батальон, до 1952 года - инженерный баталь-он, до октября 1961 года - учебный отряд. 10.1961 - принято решение о создании в городе Палдиски Учебного Центра ВМФ. 04.1962 - прибыл командир части контр - адмирал В. Ф. Кудряшов. Началось оживленное строительство новых корпусов части, жилых домов, учебно-тренировочной зоны, городской инфраструктуры. 01.12.1964 - начата подготовка первых двух вновь сформированных экипажей. День Рождения части. 05.1968 - начала действовать учебно-тренировочная зона. 09.1971 - части вручено Боевое Знамя. 1984 - сдан в эксплуатацию тренажер атомных подводных лодок третьего поко-ления 1991 - завершил обучение последний вновь сформированный экипаж. 05.05.1992 - закончил подготовку последний экипаж боевого состава 20.08.1993 - выгружено топливо из контейнера № 1 УТЗ. 30.08.1994 - часть прекратила существование, территория части передана пред-ставителям вооруженных сил Эстонской Республики. 09.1994 - вторая группа преподавателей и инструкторов прибыла в г. Обнинск. 20.08.1995 - выгружено топливо из контейнера № 2. 12.1995 - территорию Эстонии покинули последние военнослужащие части. Теперь в истории города открылась другая глава…

Александр:

Александр:

Александр:

Александр: все изменеия, дополнения и прочее будет принято с восторгом. А.

chaik: Из другой ветки: "В августе 1912 года “Кронштадтский вестник” сообщал своим читателям: “В учебном отряде морского корпуса, на судах которого плавают гардемарины и кадеты морского корпуса и инженерного училища, состоялся ряд спортивных состязаний... В г. Балтийском-порту на атлетическом поле морского корпуса состоялся впервые большой спортивный праздник. В программу праздника входили бег на 100 м, на 1000 м и эстафетный, прыжки в высоту и в длину, бег в мешках и на одной ноге и многое другое... В заключение состоялась игра в футбол между гардемаринами морского корпуса и инженерного училища. Результат игры 2:1 в пользу морского корпуса..."

Автроилъ: Александр пишет: все изменеия, дополнения и прочее будет принято с восторгом. Очень хороший материал. По какой-то причине раньше на него не обратил внимания. с уважением...

Серж: ......немного ностальжи, господа... Может к теме и не относится....... -----последнее фото, это не война, господа, а "весь мир насильЕМ мы разрушим..." - воля их такая......

Александр: Серж пишет: это не война, господа Война не война, а какой-то фильм лет двять тому о боях в Югославии снимали. у меня там ребёнок даже что-то заработал... а что - декораций строить не нужно с уважением, А.

Александр: памятник одному из строителей Рогервика, первый экземпляр создан и установлен стараниями трудящихся Башкирской АССР (украден во время металлоломного бума), второй установлен стараниями трудящихся Республики Башкортостан

Edd: Рогервик. Карта побережья. 2-ая половина 18 века.

Старый Солдат: По последним данным, Российский фрегат "Герой" , лежавший на дне в районе Южного порта уничтожен варварами - строителями во время дноуглубительных работ. Был-бы Шведский, достали-бы , отполировали, и на главной площади водрузили.

Woodsman: Старый Солдат пишет: По последним данным, Российский фрегат "Герой" , лежавший на дне в районе Южного порта уничтожен варварами - строителями во время дноуглубительных работ. Позвольте уточнить... в районе Южного ли порта? Уж, не в курсе, насколько эта информация верна, но есть заметки, что фрегат "Герой" затонул, наткнувшись на "Петровский" мол... А если это так, то разговор тогда скорее про Северный порт, а не Южный... Короче - информация интересная, но нуждается в проверке.

Woodsman: Прогулка по крепости Рогервик (Палдиски, 02.07.2009)

Woodsman: Палдиски - 06.06.2009

Woodsman: Палдиски 20010

Woodsman: Палдиски 2009 - 271 фото

nickupr:

Автроилъ: Крейсера "Дiана", "Аврора" и другие суда Учебного отряда БФ. Кстати, в Балтийском порту находился и госпиталь МК. С уважением...

ркр065: Такой вот Балтийский порт на почтовой открытке



полная версия страницы