Форум » Русские морские крепости » Усть-Двинская крепость » Ответить

Усть-Двинская крепость

Тритон: Решил открыть новую тему по Усть-Двинской крепости. Нашел несколько рапортов офицеров Усть-Двинской крепостной минной роты о действиях роты при оставлении Риги и крепости. Пока представляю первый из них. Если кому интересно, могу еще дать состав вооружения крепости. Командир Усть-Двинской крепостной минной роты. По части строевой. 20 сентября 1917 г. № 134. Секретно. Начальнику инженеров Усть-Двинской крепости. Рапорт. Представляя при сем ведомости личного и судового состава роты, имущества как роты так и прочих частей Усть-Двинского гарнизона, вывезенного ротой на судах доношу, что согласно полученных распоряжений от Штаба Усть-Двинской крепости и особой инструкции, утвержденной Комендантом крепости, вверенной мне ротой начиная с 20 августа с.г. и до вечера 21-го числа того же месяца, произведены нижеследующие работы: Весь день 20-го числа происходила погрузка минного имущества из складов роты и мастерских. 21-го в 1 час временно командующий ротой был вызван в Штаб крепости где получил распоряжения о порядке эвакуации крепости, согласно которых, рота выполнив возложенные на нее особой инструкцией задачи, должна была на судах выйти в залив и следовать вдоль побережья стараясь дойти до Ревеля. Около 2 часов 30 минут 21-го числа рота приступила к выполнению возложенной на нее задачи, распределив людей следующим образом: поручик Карцов и прапорщик Москвин с командой в 35 солдат, назначен для уничтожения левобережных сооружений; поручик Флакс и прапорщик Бородинов с транспортом “Могучий” – постановка минного заграждения и затопление судов ”Унтервезер” и “Норденшильд” в устье Двины; поручик Станицкий с командой в 48 человек для уничтожения береговых сооружений острова Магнус-Гольм. Прапорщик Иванов-Тринадцатый, по распоряжению штаба крепости, отправлен 19-го числа на наблюдательный пункт в местечко Мордорф; оставшиеся чины роты и рота солдат Усть-Двинского крепостного пехотного полка (пехоты было только 60 человек) были распределены по судам для погрузки имущества. Так как на роту не было возложено подрывание орудий, а только помощь артиллеристам, то особой команды для взрыва орудий не было назначено, а в том случае, когда артиллерия обращалась к чинам роты за содействием, таковое было оказано, при чем взорвано 4 орудия 10” и 2 орудия Виккерса. Работы произведенные командами изложены в прилагаемой при сем ведомости. В 19 часов караван судов роты в составе: транспорт “Латвия”, 5 рабочих минных катеров, пароход “Изабелла”, пароход “К”, пароход “Бомбардир Никитин”, транспорт “Эльба”, буксиры: “Надежда”, “Вера”, “Леонид”, “Вольдемар”, “Александр”, “Роман”, моторная шлюпка “Запал” и пароходы Рижской речной флотилии под охраной миноносца “Генерал Кондратенко”, канонерских лодок “Грозящий”, “Хивинец” и “Храбрый” и миноносца “Пограничник2, вышел в море для следования в Ревель. У местечка Царникау была назначена остановка, для того, чтобы дать возможность оставшимся для окончания работ в крепости транспорта “Могучий”, 2 стационерам и буксиру “Балтия”, присоединиться к флотилии. В 19 часов 30 минут по окончании возложенных на него работ, вышел в море стационер № 2. Около 20-ти часов вслед за ним, выполнив задачу вышел транспорт “Могучий”, и последним, около 24 часов, вышли из крепости стационер № 1 и буксир “Балтия”. Все эти суда пошли на соединение с флотилией к местечку Царникау, что и произошло около 1 часа 22-го числа, после чего вся флотилия, снялась с якоря и построившись в 3 кильватерные колонны, пошла дальше. Вследствие поднявшейся волны и сильного ветра, суда Рижской Речной флотилии и пароход “Бомбардир Никитин” и пароход “Изабелла”, вынуждены были войти в гавань местечка Гайнаш, где и встали за стенкой. Остальные суда продолжали следовать тем же курсом на Пернов. В 14 часов 15 минут вошли в Перновскую бухту и встали на якорь. В 18 часов было получено распоряжение транспорту “Могучему”, буксирам и катерам войти в Перновский порт и ждать распоряжения для дальнейшего следования; транспортам “Латвия” и “Эльба” следовать дальше с военными судами. В 19 часов первый отряд вошел в реку Перновку. Путь следования транспортов указан в рапорте штурмана Игнатова. 24 августа, в 8 часов отряд, стоявший в Пернове получил распоряжение выйти в море для соединения с Рижской Речной флотилией и для дальнейшего следования в местечко Рогге-Кюль. В 12 часов, встретившись с Речной флотилией в Кюно-Зунде пошли на Моон-Зунд. В 20 часов подошли к Моон-Зунду и встали у стенки в местечке Вердер. 25-го в 9 часов вышли из Вердера, взяв курс на Рогге-Кюль, куда и пришли около 14 часов и встали за стенкой. 1-го сентября получено предписание Начштасухвойск, оставив плавучие средства и команды для их обслуживания в Рогге-Кюле, роте перейти в Пернов, что было выполнено к 3 числу. Прибыв в Пернов 3-го числа расположились по отведенным квартирам. 15-го числа получено распоряжение Начштасухвойск об отправлении роты, кроме судов: транспорта “Могучего” и 2 стационеров с командой в 30 человек при 1 офицере, временно остающихся в прикомандировании к Рижской Речной флотилии, в город Ревель для предполагаемого переформирования. По распоряжению Начальника Охраны Водного Района, все буксирные пароходы оставлены в Роге-Кюле и переданы: “Надежда” и “Леонид” – Начальнику Рижской речной флотилии; “Вольдемар” и “Александр” – Начальнику Минной дивизии; “Балтия”, “Вера”, “Роман”, пароход литера “К” и моторная шлюпка “Запал” – в распоряжение Начальника Охраны Водного Района Моон-Зундских позиций. Транспорт “Латвия” передан в распоряжение Штаба Крепости Петра Великого, пароход “Изабелла” – в распоряжение Начальника Минной дивизии… Командир роты капитан Алексеев За адъютанта роты поручик Карцов

Ответов - 148, стр: 1 2 3 4 5 All

Рамзес: Тритон - данные на большую часть упомянутых в тексте судов есть от начала и до конца и немало этого в разных ветках выкладывали , нужно ли все свести в одну не знаю (зачем делать повторы ?) Пока 2 вопроса - в документе не упомянуты брошенные и якобы взорванные в Риге или по ним есть отдельная бумага ? Кроме того, по Яковенко кроме лихтера трофейного и старого Норденшельда еще и 6 барж затопили И следующий - а какие именно впх Рижской флотилии увели из Риги , точно Новгород и Псков , а что с Колывань (бывш Дален) - после гражданской он в Риге отметился и в моих данных осенью 1917 в Пернове его не было Что получается - разоружили до этого или бросили с рядом других буксиров , чьи экипажи отказались уходить из города ? У немцев и в военных флотилиях в регионе позднее он не отмечался , лишний фактик что вероятно в небоеспособном состоянии в 1918 - 1921 гг

Тритон: Представляю еще два рапорта по этой же теме. Заведующий судовыми мастерскими Усть-Двинской крепостной минной роты. По части строевой. 17 сентября 1917 г. № 27 Командиру роты. При отступлении из крепости Усть-Двинск согласно приказания временно Командующего ротой, я с командою рабочих судовой мастерской уничтожил следующее: Сжег судовую мастерскую, кладовые и жилые помещения Управления работ порта; сарай и 2 дома Биржевого Комитета, завод Мак-Интош, взорвал маяк и железный мост соединяющий форт Кометский с крепостью. Прапорщик Москвин. Заведующий судами Усть-Двинской крепостной минной роты. 17 сентября 1917 г. № 49 Командиру роты. Рапорт. 20-го августа с 8 часов начали погрузку судового имущества со склада на баржу при участии ревизионной комиссии и снабжение всем необходимым на случай эвакуации крепости все пароходы и моторные катера. 21-го числа с двух часов, получив приказание от временно Командующего ротой об эвакуации 6-го корпуса и самой крепости на правый берег реки Западной Двины, сделав распределение барж под нагрузку крепостных орудий и минного имущества и учитывая недостаток пароходов для переброски войск и барж в Дамба-Гавани и на правый берег Двины, испросив разрешения временно Командующего ротой, в 4 часа на буксирном пароходе “Вольдемар” отправился в город Ригу на завод “Штраух и Круминг”, где, найдя пароход “Леонид” готовым после ремонта, в 6 часов сделал экстренное распоряжение рабочим и письменное владельцу завода о немедленном спуске парохода на воду, а машинисту Дороднову о производстве взрыва парохода “Отрадный”, что и было исполнено. Затем, прибыв на завод А.Аугсбурга и найдя пароход “Акотс” на эллинге, сделал письменное заявление владельцу завода о немедленном спуске парохода на воду. Пришедший в 7 часов мастер завода заявил, что пароход не готов, на мое настойчивое требование, сказал, что как придут рабочие пароход будет спущен на воду. Прибыв в Портовое Управление от солдат узнал, что все плавучие средства НЕХО находятчя в распоряжении Командира 10-го понтонного батальона и сего же числа будут подорваны командами подрывников, и взяв в свое распоряжение именем Коменданта Усть-Двинской крепости пароходы: “Балтия”, “Леонид”, “Вера” и “Доломит” отправился в крепость Усть-Двинск. Прибыв в 9 часов застал судовое имущество распоряжением временно Командующего ротой погруженным на транспорт “Эльба”, руководил распределением плавучих средств на Минной пристани по требованиям под нагрузку войскового имущества. В 14 часов перешел в Дамба-Гавань, так как большинство солдат роты были распределены в команды подрывников, то организовал под наблюдением младшего судового механика Клингберга погрузку каменного угля на транспорт “Латвия” из пассажиров покидающих крепость. В 18 часов суда начали выходить в залив, причем в Дамба-Гавани были подожжены все склады угля и дров. Транспорт “Могучий” вышел последним и остался в реке Двине. Пароход “Л” был подорван прапорщиком Москвиным и затонул в Зимней гавани. Пароходы: “Цезарь” работал в распоряжении Начальника Инженеров крепости, “Лиалупе” в распоряжении Крепостной артиллерии, каждый по принадлежности. Пароход “Норденшильд” и баржа “Унтервезер” были выведены пароходом “Вера” для потопления прапорщиком Бородиновым в реку против Усть-Двинского маяка, но будучи дважды атакованы гидроаэропланами, которые бросили 9 бомб, были вынесены течением с прочими баржами в залив. В 19 часов вышедший караван скрылся на горизонте. В реке Двине остался транспорт “Могучий” имея на палубе парохода 80 готовых к постановке мин и ожидал уход с острова Магнус-Гольм с командами подрывников буксира “Балтия” и стационера “№ 1-й”, по выходе коих в залив в начале 19-го часа начал постановку мин от устья реки Аа Курляндской на фарватере вниз по течению. Во время постановки мин транспорт “Могучий” 4 раза был атакован гидроаэропланами которые вследствие мглы и дыма от пожара крепости атаковали на незначительной высоте, но были отражены ружейным огнем пачками командою “Могучего” и личным составом роты, то есть для защиты наполненного до насыщения минами парохода “Могучий” не было оставлено ни одного военного вооруженного судна. По постановке мин “Могучий” пошел на соединение с остальными судами к м. “Лиласт”. Вся эскадра состояла из судов: транспорт “Могучий”, транспорт “Латвия”, пароходы: “Изабелла”, пароход “К”, буксирных пароходов “Вера”, “Балтия”, “Вольдемар”, “Надежда”, “Александр”, “Леонид”, “Роман”, стационеры №№ 1-й и 2-й, рабочие катера №№ 1, 2, 3, 4 и 5 и моторная шлюпка “Запал” с личным составом вольнонаемных команд согласно прилагаемой прои сем ведомости, под конвоированием эсминца “Генерал Кондратенко”, канонерских лодок “Грозящий”, “Храбрый” и “Хивинец”. В последний момент исчезли пароходы “Цезарь”, “Лиалупе” и “Доломит”, все же вышепоименованные суда при свежей погоде и крупной волне имея на буксирах отстающие и застопорившиеся суда 22 августа в 19 часов благополучно прибыли в Перновскую бухту. Заведующий судами старший судовой механик Губернский Секретарь Шипунов

Рамзес: Уважаемый Тритон - может в обозримом будущем можно попробовать все же сделать список плавсредств крепости периода 1 МВ (еще перед отпуском об этом говорили) Многим судьбу давали как тут так и на третьей Цусиме и повторяться неохота Единственная просьба (пусть даже без ТТХ) - давать года постройки (конечно если имеются) , в Риге перед 1 МВ свыше сотни мелких буксиров бегало и иногда тезки попадаются , а в разные флотилии их мобилизовано немало было , да и некоторые аж в Архангельск утянули при беге из Курляндии Я же со своей стороны на те что интересны попробую судьбу дать до упора (конечно насколько имеется) Просто Яковенко пишет о 63 мобилизованный в флотилию паровых и моторных судах + нескольких десятках несамоходных , а у меня разумеется полного комплекта инфы по ее составу нет , выбирать же из всех тех источников , что под рукой , очень долго и малопродуктивно

Гайдукъ: Рамзес пишет: выбирать же из всех тех источников , что под рукой , очень долго и малопродуктивно А вот баржа с боеприпасом взятая в крепости в 1919 году эстами - она каких кровей никто за нее информации не имеет?

Рамзес: У уважаемого vvy был с месяц назад вопрос по этим рижским буксирам на форуме у соседей Тут все же ветка чисто по крепости поэтому что нашел солью сюда – вдруг кто еще чего на них добавит числились за Усть-Двинской КМР одновинтовой железный буксир АЛЕКСАНДР 1882 г з – д Motala Verkstad Швеция стр № 325 хозяин А Штраух, к 1900 г А Штраух и М Круминг - 1913 капремонт в Риге на з – де Ланге и сын 16 – 3,72 – 1,49 м с начала осени 1915 г по найму в Усть – Двинскую КМР 21 - 22 8 1917 г ушел из Риги в Ревель и 25.2.1918 взят немцами и к осени 1918 увод в Ригу где вернули хозяину – в 1 1919 взят тут красными. В начале весны 1919 г зачислен в флотилию Сов.Латвии.(1 пул) – в строю на 22.05.1919 г взят в Бильдерлингсгофе речной флотилией ландвера и вскоре возврат хозяину - на 30 6 1940 ALEKSANDRS 80 лс приписка Рига хозяин Карлис Якобсонс – после вхождения Латвии в СССР в ЛГМП – 30 6 1941 взят немцами в Риге и в Binnenschiffahrt Lettland,GmbH,Riga - дальше ? 15,32 - 3,65 - 1,5 м (51- 12 - 5 фут) 12 нлс/40 л с (с 1901 г 80 л с) винтовой железный буксирный катер ВЛАДИМИР 1884 завод Ланге и сын Рига хозяин П П Берг Рига (на 1900 г) к началу 1 МВ как ВОЛЬДЕМАР ? (1887, Riga: Mantel) хозяин тот же – с начала осени 1915 г по найму в Усть – Двинскую КМР - 21 - 22 8 1917 брошен при уходе русских из Риги и у немцев в FECH, Sg Riga как Wladimir – в годы оккупации (1917 – 18) погиб – точная дата ? (возможно на мине или в шторм) 6 брт 12 нлс/ 48 л с 13,28 - 2,9 / 3,38 – 1,6 м (43.7x9.2x5 фут) винтовой железный буксир ЛЕОНИД 1898 - 99 г з – д Родионова Рига - при постройке он и хозяин, – к началу 1 МВ хозяин А.Кристьянсон, капитан Арвид Краукле с начала осени 1915 г по найму в Усть – Двинскую КМР - 21 - 22 8 1917 г ушел из Риги в Ревель , в 9 1917 передан Морскому ведомству -25.2.1918 взят тут немцами и к осени 1918 увод в Ригу как LEONID где вернули хозяину – с 1 1919 г у красных в районе Риги. В начале весны 1919 г зачислен в флотилию Сов.Латвии (1 пул) – в строю на 22 5 1919, взят Ландесвером и возврат хозяину – на 31 6 1940 LEONIDS приписка Рига хозяин Aлександрс Кристьянсенс после вхождения Латвии в состав СССР осень 1940 г национализирован и ЛГМП - 30 6 1941 взят немцами в Риге и Binnenschiffahrt Lettland, GmbH,Riga – дальше ? 16,65 /17,5 – 3,25 – 1,69 м (57 – 11 – 5,5 фут) 20 нлс / 80 лс 8 узл винтовой служебный катер ВЕРА 1901 (или 1909 ?) Helsingör Дания хозяин Ed.Bruns & Co, Riga – к началу 1 МВ хозяин и капитан Иоган Ансов Нейман - с начала осени 1915 г по найму в Усть – Двинскую КМР - 21 - 22 8 1917 ушел из Риги в Ревель, 1 9 1917 по военно-судовой повинности в полную собственность Морского ведомства – у Начальника ОВР Моон-Зундских позиций в м.Рогге-Кюль (по другим данным - у Минной дивизии Балтийского моря) 25.2.1918 взят немцами и в FECH, Sgn Reval к осени 1918 увод ими в Ригу – в начале 1919 взят тут красными и 22 5 1919 отбит Ландвером и передан хозяину как Wera - осенью 1919 г в флотилии Бермондта Командир – кондуктор Рейзис. 21 11 1919 взят латышами в Митаве и возврат хозяину - на 31 6 1940 VERA 48 лс приписка Рига хозяева Якабс Вайвадс и Карлис Риекстиньш– после вхождения Латвии в СССР передан Стройтресту – 30 6 1941 взят немцами в районе Риги и передан Каботаж Бюро - дальше ? 2 брт 20 лс винтовой буксир НАДЕЖДА 1911 з– д Ланге и сын Рига хозяин H.Ballod с начала осени 1915 г по найму в Усть – Двинскую КМР - 21 - 22 8 1917 брошен в Риге при уходе русских войск взят немцами у них S.A.74 в FECH, Sgn Riga – с 1 1919 г у красных в районе Риги. В начале весны 1919 г зачислен в флотилию Сов.Латвии как НАДЕЖДА (1 пул) –в строю на 22.05.1919 г, взят в Бильдерлингсгофе речной флотилией ландвера и вскоре возврат H.Ballod c 1924 у него как винтовой буксир СЕRIBA - на 31 6 1940 100 лс приписка Рига хозяева Якабс Вайвадс и Карлис Риекстиньш – после вхождения Латвии в СССР передан ЛГМП – в конце 6 41 взят немцами в районе Риги и передан - Binnenschiffahrt Lettland,GmbH,Riga -20.7.1944 погиб в устье Западной Двины на мине 17,08 x3,3x1,5 м 100 лс 8 узл винтовой буксир ИРЕНЕ 1903 Рига - к началу 1 МВ РОМАН с начала осени 1915 г по найму в Усть– Двинскую КМР - 21 - 22 8 1917 г ушел из Риги в Ревель с караваном Усть – Двинской крепости 25.2.1918 взят тут немцами и FECH,Sgn.Reval как Roman. К осени 1918 увод в Ригу– с начала 1919 тут у красных – 22 5 1919 взят Ландесвером и с 7 1919 у латышей как Roman - 1929 нет в списках (возможно сдан на слом) На него ТТХ пока не нашел

vvy: А вот еще парочка пароходиков, которые в 1917 г. были в составе плвасредств БФ в районе Прибалтики: "Моряк" некоего Регеля и "Москва" наследников Забелина. Последняя вроде бы в 1918 г. осталась в Гельсингфорсе. Больше ничего по ним нет. Может они по речным регистрам проходят?

Рамзес: vvy - на 1900 и 1906 - 08 гг у Забелиных Москвы нет , тут вариант или переименовали кого позднее - возможно , но нужны размеры чтобы сравнить с имеющимися у меня списками , или в строй ввели после 1908 (после этого года регистров у меня пока нет) Они в регионе Волхов - Ильмень работали и наряду с пассажирскими колесниками имели и винтовые буксиры , но нужного нет По Моряку от Регеля пока тоже не нашел Пароходов с таким именем немало было , Ригу и Ревель глянул (+ Нарва) там такого владельца нет , остался район Питера и ближайших озер , но до него еще не добрался

Рамзес: Уважаемый Тритон - имеется вот такой пароходик винтовой железный буксир «ИЗАБЕЛЛА» 1890 г. Vosper и К. Portsmouth Англия. стр.№ 1050- владелец Максимович , приписка Либава , осенью 1890 г прибыл к месту службы из Англии. К 1897 г продан МПС и числился за Ревельским портом. Возможно с осени 1915 г входил как буксирно – пассажирский пароход в состав Крепостной Минной роты Усть – Двинской крепости 21 - 22.08.1917 г с другими ее судами ушел из Риги. После чего передан в подчинение начальнику Минной дивизии БФ как транспорт. В конце 02 1918 г взят немцами в одном из портов Эстонии после ухода русских войск , работал как буксир «ISABELLA» в FECH, Sgn Reval . 11 1918 г – одно из первых судов в распоряжении Временного Правительства Эстонии. Был на связи с Хельсинки – возил представителей, курьеров и.т.д. 29.01.1919 г зачислен в Лоцманско-Маячное Управление ВМС. С 11 1919 г в Управлении Гидрографии-Маяков – Лоций ВМС. 03.1920 - передан в Глав.Упр.Морепл. МТиП. 21.04.- 13.11.1921 г у Отдела Траления Гл.Упр.Мор.МТиП ка вехоставом при тралении. 1923 г передан в Управление Судоходства МТиП.С 1920 г почти ежегодно осенью и весной работал как пассажирский пароход линий Виртсу – Куйвасту и Рохукюла – Хелтерма.1928 г после капитального ремонта передан в Погран.Управления МВД как пограничный сторожевой корабль «КÕU». В 30-х гг единственное мореходное судно Управления. 04 1940 г – по тех.состоянию признан годным только для работы на закрытых рейдах. После вхождения Эстонии в состав СССР к концу лета 1940 г передан МПО НКВД. (точной даты пока нет) , 27.8.1941 г накануне ухода советских войск брошен в Таллинне полностью выгоревшим. 29.08.1941 г в таком состоянии взят немцами и вскоре сдан на слом. Грузоподъемность 101,11 т чистая 40,96 т 26,5х5,3х2,6 м ПМ тройного расширения 324 лс (к 1923 г - 220 лс , с 1928 г – 350 лс). 1 ПК 1 винт скорость хода 10 узл (к 1923 г – 9 узл , с 1928 г 11 узл). Вооружение 1-47 мм (эстонская погранслужба). Экипаж 1 / 8 чел (российского МПС) , 2 / 16 (эстонская погранслужба) Среди уходивших из Риги в августе 1917 есть , а нет ли даты его мобилизации в крепость и кому там подчинялся - или может просто привлекли на время эвакуации ? В отличии от рижских речных малышей он ревелец и размерами побольше , вот и смущает - входил все же официально в состав флотилии или нет ?

DD: На НАДЕЖДУ как CERIBA (НАДЕЖДА по латышски)можно посмотреть

Рамзес: Здравствуйте уважаемый DD - рад что наконец и в эти пенаты добрались А то соседей на Балансере совсем забросили , или времени нет или интересного в последнее время там поменьше ? Что - то пока потерялся обещанный финский друг , ну да ближайшие пару недель и сам плотно занят , а вот когда очередную годовщину отгуляю тады глядишь и будет возможность множеству рижской мелочи справки от души отрисовать

DD: Вот и МОГУЧИЙ до ПМВ на юрмалском фоне Времени мало висеть на форумах...от случая к случаю

Гайдукъ: DD пишет: Вот и МОГУЧИЙ до ПМВ на юрмалском фоне Все как сейчас то же море те же отдыхающие вот только могучего уже нет. Зато какая судьба у парохода... DD пишет: Времени мало висеть на форумах...от случая к случаю Будем рады видеть чаще. И дабы не ушли с форума с пустими руками близкий к теме проход МИТАВА (левая от стереофото)

DD: Обратите внимание на флаг.Не знаю что с пароходом было потом...но он обретался тоже до ПМВ в крепости

wind: Рамзес пишет: винтовой железный буксир «ИЗАБЕЛЛА» 1890 г. Vosper и К. Portsmouth Англия. стр.№ 1050- владелец Максимович , приписка Либава , осенью 1890 г прибыл к месту службы из Англии. К 1897 г продан МПС и числился за Ревельским портом. Рамзес пишет: Среди уходивших из Риги в августе 1917 есть , а нет ли даты его мобилизации в крепость и кому там подчинялся - или может просто привлекли на время эвакуации ? Рамзес, есть очень интересная статья В.М.Костенко "В "Клубе Самоубийц"", воспоминания о службе Костенко в дивизии траления Балтийского моря, в он командовал тральщиком № 4 "Минер", причем его назначили первым, и он следил за переоборудованием тральщика в Риге, на заводе братьев Штраух, там было вот такое: "... К концу марта (1916 г. - wind) прибыл со специальным поручением к-р эск. мин. "Стройный", стар. лейт. И.И.Лодыженский. О миссии, ему порученой, знали лишь Б.Н.Перебаскин и я. Симмулируя, что берется под тральщик, был, в крайне быстрый срок, оборудован рельсовыми путями пароход "Изабелла", и, в ночь с 5 нм 6-ое апреля, под командой И.И.Лодыженского, при моем участии, мористее м. Рагоцем, в 1-1 1/2 милях от занятого германской армией берега, было поставленно минное загорождение, если не ошибаюсь, в 50 мин ..." Далее есть воспоминания о том, как "Изабелла" в паре с "Минером" тралила мины в Рижском заливе. С уважением, В.

Рамзес: Спасибо уважаемым рижанам за интересную инфу и фото - подкинули раздумий Для начала немного по вчерашнему - по Митава Гайдук знает что у меня на этот шип есть , а вот сосед Церибы с фото пока так винтовой железный буксир СИЛЬВИЯ 1889 г з–д Ланге и сын Ригa#84 - хозяин Philipp Шапиро, Riga 1892 хозяева Br.Komoriny Riga #559 (в регистре 1900 нет) – 22 8 1917 оставлен русскими при уходе из Риги и взят немцами в FECH.Sgn Riga, как S.A.35 , с нач 1919 тут у красных – 22 5 1919 взят Ландесвером и возврат хозяину к 1924 приписка Рига как SILVIJA 1897г 100 лс 17,3x 3,48 x1,89 м у Mironovics & Co,Riga - 1940 О/G С Миронович и К национализирован осень 1940 при вхождении Латвии в СССР 30 6 41 взят немцами у Риги и Binnenschiffahrt Lettland, mbH,Riga – 1944 HÜST Riga; 8./9.1944 f. Düna-Übersetzverkehr vorgesehen; 10.1944 Nachschub-Batl. 800– дальше ? 28 брт/7,64 нрт 17,25/ 18,54–3,5– 1,87м(56,4/61x11,25x6,45x4,75 фут)24 нлс/96 лс 11 узл Дальнейшее пока отсутствует , но похоже после Отечественной в Ригу уже не вернулся (что он в устье Двины в 1944 г сделал еще не переводил - похоже поврежден в навигационной аварии , но жив и позднее) Рядом с ней на корме похоже Айна или Ална читается (точно не Анна) - вот этого еще не искал Насчет Идумеи - и была на нее где - то подробная справка , но с ходу не нахожу Про нее пишут что мобилизовали в ноябре 1915 , а до этого портовый ледокол, рыться нужно плотно,инфу что относилась к Усть - Двинску не встречал, а вот погибла весной 1917 от навигационной аварии (раздавило льдом) - пороюсь уточню к выходным где и когда Минер мы не так давно разбирали , а что и Изабела минзагом поработала тоже не попадалось (еще раз спасибо) - похоже тут за Морведом числится и мины ставила его раз про Дивизию траления пишут - тем более интересно как и когда ее в Ригу занесло к лету 1917 , в известных мне данных по Дивизии ее не встречал В общем вопросов больше чем ответов Может уважаемый Тритон или vvy заглянут в ветку да малость прояснят моменты , я рижан в принципе еще только начал копать и там "открытий чудных" похоже немало предстоит

Гайдукъ: wind пишет: в крайне быстрый срок, оборудован рельсовыми путями пароход "Изабелла", и, в ночь с 5 нм 6-ое апреля, под командой И.И.Лодыженского, при моем участии, мористее м. Рагоцем, в 1-1 1/2 милях от занятого германской армией берега, было поставленно минное загорождение, если не ошибаюсь, в 50 мин ..." Что очень странно? Установить минные рельсы не корме этого судна было практически не возможно. Вот фотография в бытность его в эстонском флоте. Смотрел и другие фотографии периода 19 -20 года задний борт везде присутствует а намека на рельсы нет. Возможно был какойто другой "Изабелла"

DD: У вас еще пароходик К упоминался

Гайдукъ: Рамзес пишет: Рядом с ней на корме похоже Айна или Ална читается (точно не Анна) Может уважаемый DD с оригинала подскажет нам все суда присутствующие на обсуждаемой фотографии?

Рамзес: Еще раз спасибо уважаемый DD - по этому красавцу судьба тоже имеется до конца Отечественной , если нужна - могу сунуть Насчет Изабеллы - Леша , да не было на Балтике другой , там пишут что рельсы временные установили и судя по тексту вообще чуть ли не для разовой операции - к 19 - 20 году или раньше их могло просто не быть , а тот случай вряд - ли кто из "фоторужья" щелкнул Мы чуть раньше Богатырь в Порт Артуре вспоминали - так на него тоже для одной или двух операций рельсы с первого Амура сняли - видно какой- то временный вариант и явно не разово так делали Мне гораздо интересней когда ее в БФ все же взяли и что по большому счету 1 МВ делала , пока этап до лета 1917 практически не отслежен , а вон скока интересного вылазит

DD: этот просто так...просветите если в курсе про него та-а-к...что-то не фурычит...куда фото делось?

Гайдукъ: Рома! Повторюсь - рельсы подрозумевают наличие транца с возможность скидывания мин за борт а я говорю что задний борт на этом судне на всех фотографиях просматривается именно такой как на представленной выше фотографии. Нет я конечно могу допустить что на борт этого судна загрузили 40-50 мин (в тексте приведенном Уважаемым wind говорится именно о разовой постановке) и 1. подкатывая их по ряльсам к заднему борту перекидывали их через борт; 2. прорезали для этой цели калитки (вырезы в фальшборту) и потом после операции их заварили окуратным швом. Опять же не буду лесть в спор потому что самая ранняя фотография у меня дотированна 19 годом. Может этот преславутый фальш борт и изготовили после этой минной постановки.

Гайдукъ: DD пишет: та-а-к...что-то не фурычит...куда фото делось? вы нечайно в конце выкладки фото потерли вот такую штучку ][IMG] О ПИЛОТ интересная судьба интересный корапь но не буду отбирать хлеб у Романа енд РАМЗЕСА 3 (кто-то делом обещал заниматься )

DD: Рамзес пишет: Рядом с ней на корме похоже Айна или Ална читается (точно не Анна) - вот этого еще не искал Это ALNIS ,но я не знаю кто такой

Гайдукъ: DD пишет: ALNIS винтовой буксир - на 31.6.1940 100 лс приписка Рига хозяин A/G Латвияс кокс – после вхождения Латвии в состав СССР передан ЛГМП – 30. 6.1941 взят немцами в Риге и передан Binnenschiffahrt Lettland,GmbH,Riga - дальше ? Опять же ем Ромкин хлеб - дождемся недепломированного метра ( в смысле обойденного медалями и чинами )

Гайдукъ: а пока ждем справочку вот еще одно его фото Ах да снято на верфи Ноблеснер в Ревеле. (это для того чтоб скачать и не думать гда кто как)

Рамзес: Леша - тебе в рабовладельцы пора , отдыхать когда то ж надоть ? Я эстонских вояк и их погранцов уже всех окончил - остались транспорта и обслуга , ты что - то тоже последнюю порцию не спешишь окучивать Мне с утра рано не вставать и десяток справок я еще отрисую за ночь Теперь по делу Насчет Пилот - не до конца , то что есть винтовой железный буксир ПИЛOT 1872 г верфь Motala Verkstad,Motala (швед) стр № 172 за 38 тыс шведс крон (MПС# 77) для Frisk & Wieprecht Riga 1874 ПИЛOT – хозяева те же 1877 приписка Рига#161 1878 A.Kрегер и Ko.1880 Хельмсинг и Ko,Раутенфельд, Лембке , Лангебейт & Хартман 1881 Хельмсинг и Ko (речной регистр) 1885 Kaрл A Линде 1891 тоже 1892 тоже 35 нлс/88 лс 1894 тоже 1897 нет в списке 9вероятно в ремонте), 1906 хозяин тот же 1915 г у К.A.Линдe (13 нрт 140 лс) #20 – дальше ? 137 т /48,23 грт/ 27,97нрт 65x15,2x9,1фут машина Motala Ångmaskin #278 30 нлс / 120 л с 9 узл регистр - 21,6 - 4,6 -3,7 м (71x15.5x12,5 фут) 30 нлс Нужно посмотреть - вполне может быть что погиб в годы 1 МВ , какой - то в Рижском заливе немцами вроде утоплен , но это другой файл открывать нужно Теперь насчет К - раз уж залез в свой файл , по нему в целом все пассажирский железный винтовой пароход L 1900 г Рига владелец Рижская городская управа с начала осени 1915г по найму в Усть–Двинскую КМР - оставлен 22 8 1917 г при уходе русских из Риги (в ремонте на заводе Штраух и Круминг и возможно при отходе подорван) взят немцами – с начала 1919 тут у красных – 22 5 1919 взят Ландесвером и возврат хозяину –к 1929 г владелец тот же № 24 у него до 1940 г - национализирован при вхождении Латвии в СССР осень 1940 г – 30 6 1941 взят немцами в Риге и Binnenschiffahrt Gesellschaft Lettland GmbH.,Riga - 1943 /44 буксир Stadtverwaltung Riga - лето 1944 RVD (Reichsverkehrsdirektion) Riga обеспечивал перевозки Wehrmacht на Зап Двине - 9 1944 на Зап Двине не было -к 10 1944 у Wehrmacht (Nachschub.Batl. 800 [Schiffahrt]) - 16.10.1944 в 5.группе из 52 малых пароходов и буксиров через Windau и Libau ушел в Pillau 7.11.1944 через Pillau ушел в Danzig и ReichsstatthalterDanzig-Westpreussen, Wasserstraßendirektion Danzig-Wasserstrassenbevollmächti - Danzig 6.12.1944 за 29,40 RM продан KMD Danzig в Transportschifflager KMD Danzig. 1 3 1945 ушел в Hamburg и Kiel. 15.8.1945 тут в отстое 22.8.1945 KMD Hamburg Westdeutschland Restverwaltung Stadt Riga, Abwicklungsstelle lettisch Kapitän übergeben. lettisch Schiffe Dienst/ Verwaltung britisch Dienststelle Kiel gesunken sein, vielleicht David noch Hand 59,3 брт/26,74 нрт /36 грт 140 л с 23,1/24,4x4,46x5(высота)x2,43 м 320 пассажиров 1 ПМ компаунд 1 цилиндр котел Нужно глянуть кто его строил - кажись не Ланге и сын , но это уточняемо вообще - то Насчет Изабеллы в приведенном отрывке к сожалению не пишут что и как , а на Богатыре в Артуре так просто по бортам штуки по 4 невысоких стойки поставили и на них рельсы приклепали , мины похоже на них и держали - учитывая что под обстрел попасть не должен и операция разовая могли тоже и Изабелле сделать , а потом эти стойки с рельсами снять - ну это всего лишь вариант , как в реальности сказать не могу - не был , не состоял , не участвовал А по Идумея - Леша глянь кажись Пееду что - то сбрасывал , никак у себя тот кусочек найти не могу о 3-х буксирах льдом раздавленных в Рижском заливе весной 1917

Рамзес: Сорри , каюсь и вместо К из рижан сунул его братишку Л Исправляюсь пассажирский железный винтовой пароход K 1900 г Рига владелец Рижская городская управа с начала осени 1915 г по найму в Усть – Двинскую КМР - оставлен 22 8 1917 при уходе русских из Риги и взят немцами – с начала 1919 тут у красных– 22 5 1919 взят Ландесвером и возврат хозяину – в регистре 1929 г владелец тот же № 24 у него до 1940 г - национализирован при вхождении Латвии в СССР осень 1940г и ЛГМП– 30 6 1941 взят немцами в Риге у них в 1943/44 буксир - накануне сдачи города ушел в Пиллау тут к 7.11.1944, в конце войны в Киль с немецкими беженцами 3 1947 -50grt 120hp был в британской зоне оккупации в Schleswig Holstein в плохом состоянии и продан Kiel Yacht Club как штаб–квартира - вероятно к середине 50 – х гг сдан на слом 59,3 брт/26,74 нрт /36 грт 140 л с 23,1/24,4x4,46x5(высота)x2,43 м 320 пассажиров 1 ПМ компаунд 1 цилиндр котел Не успеваю пока весь дойч выучить , но надеюсь заинтересованные лица основное поймут

Тритон: 3 сентября 1914 г. комиссия освидетельствовала принадлежащие Министерству Торговли и Промышленности казенные пароходы Управления работ Рижского порта "Идумея" и "Изабелла" на предмет передачи их во временное распоряжение Коменданта Усть-Двинской крепости на основании закона "Положение о военно-судовой повинности", Высочайше утвержденных 28 июня 1914 г. Но в крепость попал только "Изабелла" (капитан Михкель Янов Тийтус - запасной нижний чин флота), постройки 1890 г, для несения брандвахтенной службы. Эту дату, видимо, и надо считать началом его службы в составе Усть-Двинской кмр, где он как брандвахтенное судно находился все время, до передачи его в сентябре 1917 г. Морведу. В распоряжение Усть-Двинской крепости перешел согласно акта от 1 мая 1915 г. На ... ноября 1917 г. состоял в ведении Командира Порта Императора Петра Велиекого. "Идумея" попал в Морвед, но прикомандировывался к Усть-Двинской крепости как ледокол. На 20 сентября 1917 г. числится как оставшийся в Риге. Использование "Изабеллы" как минного заградителя - видимо ошибка. Есть документ от 26 февраля 1916 г., что вспомогательный минный транспорт "Могучий" (бывший пароход "Аякс") по приказанию Коменданта крепости передается в ведение Морведа для временного использования на неопределенное время.

Рамзес: Уважаемый Тритон - Идумея точно погибла весной 1917 во льдах , найду файл суну Забугорники дают будто в районе Раумы , у меня же была инфа , что в Рижском заливе кто - то сдуру погнал еще в начале марта цельных 3 буксира и ее в том числе откуда - то от эстов в Ригу причем без ледокола - экипажи сойти успели , а вот пароходики льды отработали по полной Найду куда подробности засунул в своем изобилии уточню , сейчас просто завал и роюсь по всему сразу В мемуарах с минной постановкой автор конкретно событие расписывает - причем участником был , неужели так ошибается или чего - то мы не знаем ? Может какая разовая акция действительно была перед сдачей Минера Морведу или сразу после нее ? Если -бы уважаемый Винд смог из статьи еще чего надергать про Изабеллу(он пишет что и дальше по тексту про нее что - то есть) как тральщик , может какие - то вопросы и снялись бы ? Хотя наверняка новые появятся

Рамзес: Чей - то я разошелся - любимых малышей зацепили , все иду делом заниматься да справочник доделывать Тритон - есть маленькая описка , не знаю Ваша или текста документа вспомогательный минный транспорт "Могучий" (бывший пароход "Аякс") по приказанию Коменданта - в конце текста Вероятно все же Минер , он бывший Аякс , не Могучий



полная версия страницы