Форум » Русские морские крепости » Усть-Двинская крепость » Ответить

Усть-Двинская крепость

Тритон: Решил открыть новую тему по Усть-Двинской крепости. Нашел несколько рапортов офицеров Усть-Двинской крепостной минной роты о действиях роты при оставлении Риги и крепости. Пока представляю первый из них. Если кому интересно, могу еще дать состав вооружения крепости. Командир Усть-Двинской крепостной минной роты. По части строевой. 20 сентября 1917 г. № 134. Секретно. Начальнику инженеров Усть-Двинской крепости. Рапорт. Представляя при сем ведомости личного и судового состава роты, имущества как роты так и прочих частей Усть-Двинского гарнизона, вывезенного ротой на судах доношу, что согласно полученных распоряжений от Штаба Усть-Двинской крепости и особой инструкции, утвержденной Комендантом крепости, вверенной мне ротой начиная с 20 августа с.г. и до вечера 21-го числа того же месяца, произведены нижеследующие работы: Весь день 20-го числа происходила погрузка минного имущества из складов роты и мастерских. 21-го в 1 час временно командующий ротой был вызван в Штаб крепости где получил распоряжения о порядке эвакуации крепости, согласно которых, рота выполнив возложенные на нее особой инструкцией задачи, должна была на судах выйти в залив и следовать вдоль побережья стараясь дойти до Ревеля. Около 2 часов 30 минут 21-го числа рота приступила к выполнению возложенной на нее задачи, распределив людей следующим образом: поручик Карцов и прапорщик Москвин с командой в 35 солдат, назначен для уничтожения левобережных сооружений; поручик Флакс и прапорщик Бородинов с транспортом “Могучий” – постановка минного заграждения и затопление судов ”Унтервезер” и “Норденшильд” в устье Двины; поручик Станицкий с командой в 48 человек для уничтожения береговых сооружений острова Магнус-Гольм. Прапорщик Иванов-Тринадцатый, по распоряжению штаба крепости, отправлен 19-го числа на наблюдательный пункт в местечко Мордорф; оставшиеся чины роты и рота солдат Усть-Двинского крепостного пехотного полка (пехоты было только 60 человек) были распределены по судам для погрузки имущества. Так как на роту не было возложено подрывание орудий, а только помощь артиллеристам, то особой команды для взрыва орудий не было назначено, а в том случае, когда артиллерия обращалась к чинам роты за содействием, таковое было оказано, при чем взорвано 4 орудия 10” и 2 орудия Виккерса. Работы произведенные командами изложены в прилагаемой при сем ведомости. В 19 часов караван судов роты в составе: транспорт “Латвия”, 5 рабочих минных катеров, пароход “Изабелла”, пароход “К”, пароход “Бомбардир Никитин”, транспорт “Эльба”, буксиры: “Надежда”, “Вера”, “Леонид”, “Вольдемар”, “Александр”, “Роман”, моторная шлюпка “Запал” и пароходы Рижской речной флотилии под охраной миноносца “Генерал Кондратенко”, канонерских лодок “Грозящий”, “Хивинец” и “Храбрый” и миноносца “Пограничник2, вышел в море для следования в Ревель. У местечка Царникау была назначена остановка, для того, чтобы дать возможность оставшимся для окончания работ в крепости транспорта “Могучий”, 2 стационерам и буксиру “Балтия”, присоединиться к флотилии. В 19 часов 30 минут по окончании возложенных на него работ, вышел в море стационер № 2. Около 20-ти часов вслед за ним, выполнив задачу вышел транспорт “Могучий”, и последним, около 24 часов, вышли из крепости стационер № 1 и буксир “Балтия”. Все эти суда пошли на соединение с флотилией к местечку Царникау, что и произошло около 1 часа 22-го числа, после чего вся флотилия, снялась с якоря и построившись в 3 кильватерные колонны, пошла дальше. Вследствие поднявшейся волны и сильного ветра, суда Рижской Речной флотилии и пароход “Бомбардир Никитин” и пароход “Изабелла”, вынуждены были войти в гавань местечка Гайнаш, где и встали за стенкой. Остальные суда продолжали следовать тем же курсом на Пернов. В 14 часов 15 минут вошли в Перновскую бухту и встали на якорь. В 18 часов было получено распоряжение транспорту “Могучему”, буксирам и катерам войти в Перновский порт и ждать распоряжения для дальнейшего следования; транспортам “Латвия” и “Эльба” следовать дальше с военными судами. В 19 часов первый отряд вошел в реку Перновку. Путь следования транспортов указан в рапорте штурмана Игнатова. 24 августа, в 8 часов отряд, стоявший в Пернове получил распоряжение выйти в море для соединения с Рижской Речной флотилией и для дальнейшего следования в местечко Рогге-Кюль. В 12 часов, встретившись с Речной флотилией в Кюно-Зунде пошли на Моон-Зунд. В 20 часов подошли к Моон-Зунду и встали у стенки в местечке Вердер. 25-го в 9 часов вышли из Вердера, взяв курс на Рогге-Кюль, куда и пришли около 14 часов и встали за стенкой. 1-го сентября получено предписание Начштасухвойск, оставив плавучие средства и команды для их обслуживания в Рогге-Кюле, роте перейти в Пернов, что было выполнено к 3 числу. Прибыв в Пернов 3-го числа расположились по отведенным квартирам. 15-го числа получено распоряжение Начштасухвойск об отправлении роты, кроме судов: транспорта “Могучего” и 2 стационеров с командой в 30 человек при 1 офицере, временно остающихся в прикомандировании к Рижской Речной флотилии, в город Ревель для предполагаемого переформирования. По распоряжению Начальника Охраны Водного Района, все буксирные пароходы оставлены в Роге-Кюле и переданы: “Надежда” и “Леонид” – Начальнику Рижской речной флотилии; “Вольдемар” и “Александр” – Начальнику Минной дивизии; “Балтия”, “Вера”, “Роман”, пароход литера “К” и моторная шлюпка “Запал” – в распоряжение Начальника Охраны Водного Района Моон-Зундских позиций. Транспорт “Латвия” передан в распоряжение Штаба Крепости Петра Великого, пароход “Изабелла” – в распоряжение Начальника Минной дивизии… Командир роты капитан Алексеев За адъютанта роты поручик Карцов

Ответов - 148, стр: 1 2 3 4 5 All

Гайдукъ: Рамзес пишет: Нужно посмотреть - вполне может быть что погиб в годы 1 МВ , какой - то в Рижском заливе немцами вроде утоплен , но это другой файл открывать нужно 1.08.сентября 1915 буксир ПАЙЛОТ вывел на буксире из порта Пярну шхуну ПЕЛИКАН и выйдя за молы грохнулся на мине. Из 4 членов экипажа один погиб. 1902 – 1869 Финляндия ?????? 1916 – 1905 Стокгольм з-д Линдберга ?????? 58,2ф – 12,2ф -7,2ф 22,8 брт 1 комп. 50 л.с. Ты не об этом.Тогда уж подорвался не немецкой мине. Рамзес пишет: никак у себя тот кусочек найти не могу о 3-х буксирах льдом раздавленных в Рижском заливе весной 1917 Помню было но шерстить -перечитывать три десятка писем нет сейчас времени. Завтра просмотрю может найду.

Тритон: Уважаемый Рамзес. "Изабелла" все время находилась в роте как брандвахтенное судно. Переписка роты за этот период сохранилась достаточно хорошо, но нигде нет ничего, даже о временной, передаче Морведу. Для такой акции ее надо было бы на несколько дней ставить на завод, но и об этом ничего. А вот "Минера" Морвед очень домогался и в конечном счете получил совсем.

Гайдукъ: Гайдукъ пишет: 1.08.сентября 1915 буксир ПАЙЛОТ вывел на буксире из порта Пярну шхуну ПЕЛИКАН и выйдя за молы грохнулся на мине. Кстати вот оно качество немецкого блокирования порта если из него свободно (ну почтисвободно) буксир выводит шхуну. Это я о заблокировании форватера брандерами. Где-то видел схемку так на ней топляк к топляку плотно плотно. Хотя есть информация что первые три шхуны и плавкран там еще русские затопили за сутки до операции немцев.

Тритон: Здесь не моя описка, а скорее моя невнимательность. В документе от 26 февраля упоминается именно "Могучий", но 27 февраля, на основании предписания Коменданта крепости от 13 февраля Морведу передан со всем инвентарем именно "Минер", который принял от роты флаг-офицер 2-го отделения 1-й морской партии траления мичман Федотов. В первом документе, видимо, ошибка.

Рамзес: Все таки за что себя люблю так енто за вредность - самореклама закончилась дальше по делу С учетом предыдущих данных уважаемого Тритона - так смотрится Идумея (нового пока не вносил) одновинтовой стальной ледокольный буксир ИДУМЕЯ 1899 г Maskin,Helsingfors 1903 МПС (приписка С-Пб),к 1914 МТиП (Управление работ Рижского порта).3.9.1914. передан во временное распоряжение УД крепости 03.11.1915 г. привлечен по военно-судовой повинности мобилизационными отделами Морской крепости и Порта императора Петра Великого у Управления работ Рижского торгового порта. 18.12.1915 г. передан в распоряжение 10-го понтонного батальона В Боевом расписании 1916 г. портовое судно ОВР Морской крепости императора Петра Великого - 25 3 1917 затонул при сжатии льда в Рижском заливе на переходе из Виртсу в Ригу 163,97 грт /47,98 нрт 33,45 – 6,22 – 2,05 м (109,75 x20,4x12,46 фут) 100 нлс/ 400 лс 11 узл 10 чел Так что вариант по нему нашел В комплекте с ним на дно ушел еще и этот одновинтовой буксир ЛОЦ-КОМАНДИР И ЮРГЕНСОН 1910г верфь Лехтониеми и Тайпале Варкауз стр R386-387, строился как № 126 для Рижского биржевого комитета рег №1002 приписка Рига – в начале лета 1915 мобилизован в обслугу Крепости Императора Петра Великого – 25 3 1917 затонул при сжатии льда в Рижском заливе на переходе из Виртсу в Ригу 80 т / 52 брт /12,47 нрт 19,81 – 5,8 – 2,6 /3,35 м (65x19x11 фут) 1 верт.2-цил.ПМ компаунд, котел 200 лс 9 узл Точно помню что еще и третий малыш был , но вот его как - то сходу не нашел , возможно тоже из рижан , но не крепостной А насчет разовой акции думаю все же могла быть, надеюсь Винд еще что добавит в подробностях - автор мемуара довольно реально момент описывает По документам роты - пресловутая секретность ? Как раз и пищется о нескольких днях в конце 3 - начале 4 1916 , Минер в Риге еще "загорал" уже в тральцы переоборудовась Но вот если Изабелла действительно еще и тральцом поработал , это на простую брандвахту не тянет и значит где - то в бумагах роты щелочка имеется, которая размером дыру напоминает Насколько знаю , армейцы на морях тральщиков не держали - чистая прерогатива Морведа

DD: Раз такое дело...презентую целую "группу в полосатых купальниках".Может есть имеющие отношение к теме

DD: и еще парочку

Тритон: DD, спасибо за "Лиалупе". А то мне некоторые не верили, что название буксира было именно таким.

DD: Щас Рамзеса загрузим...Эти правда сняты после ПМВ

DD: еще

DD: тоже послевоенные

Гайдукъ: По доброму спасибо. Многие судьбы судов довольно известны (подождем слова РАМЗЕСА) а как они выглядели оставалось загадкой. а теперь побоюсь оказаться невежеством но у меня он проходит как рижанин а кто он незнаю. RUNEBERG

DD: Гайдукъ пишет: RUNEBERG Рижского такого не слышал...У шведов с таким названием был,но выглядел не так-есть фотки

Рамзес: Леш - тырнет включили вместе со светом , через часок кое - чего на данные фото накидаю , Рунеберг вообще - то финн (хотя и русский) , но его искать долго Нужно еще малость от справочника отойти - а то снова башка не варит Осталось чуть больше 40 справок и по любому не позднее воскресенья в обед эту часть получишь , останется лишь вступления Ты все же попройся в письмах Пееду - кто третий буксир погибший в Рижском заливе весной 1917 ?

DD: В 47-ом ГАНГУТЕ прочитал как эстонские корабли "брали Ригу" по отчетам Питки...ну и бред...

Рамзес: Вообще конечно тут работы на вечер всех красавцев рыть по своим записям - хороший загруз , Спасибо уважаемый ДД Тритон - что интересно , на борту Лиалупе по русски , но на рубке стоит Лиелупе на латыни (двойное имя ?)

Юрген: В 1910 г. в честь 200-летия Усть-Двинской крепости учрежден специальный юбилейный нагрудный знак. Всего еще только две крепости (Выборг - 1910 г и СВеаборг - 1908 г.) удостаивались такой чести. С уважением Ю.

DD:

DD:

DD: Да...если есть фото,отношение к судну несколько иное.Только данные и упоминания как-то воспринимаюся отвлеченно...

DD: порадовать глаз истинным гурманам и эстетам...

Рамзес: Уважаемый ДД нас просто разбалует , еще раз большое Спасибо Комплектик оЧЧень неслабый набегает - особенно второе на текущий момент фото порадовало , было в весьма плохом качестве и только одного смог прочесть , теперь осилю всех В связи с этим вопрос к уважаемым сопоисковикам Основная часть справок на имеемые тут буксиры у меня есть в большей или меньшей комплектности (самая большая проблема Отечественная года с 1944 - куда их немцы дели из Риги , кто погиб , кто вернулся в Союз) По первым прикидкам тут до 30 разных малышей набегает - мне не жалко и за пару - тройку дней , инфу что есть на сегодняшний день на эту компанию я могу "слить" на форум Это кому - то нужно , или проще отправить в личку да не засорять лишними данными , в Риге в 1 МВ и гражданскую в районе 5 - 6 разных флотилий было и некоторые из этих малышей в 3 - 4 успели побывать ? Гайдук основную часть имеемой у меня инфы знает, Тритону также кое - что уже отправлял - инфа про этих красавцев нужна кому - то еще ?

Гайдукъ: Рамзес пишет: Рунеберг Может может. он у меня вообще лежал в прочих но потом мне название показалось прибалтийским и я его -того вывесил сюда. Правда есть и такие вот бестолковости (Осторожно больше 7мб) Правда большое розрешение при сканировании качества открытки не спасло.

Тритон: Господи! Я и не представлял, что подобных мелких буксиров в Рижском порту было как килек в банке! DD! Огромное спасибо за изображения. Кое что у меня уже было, примерно половины нет. Уважаемый Рамзес. Да, действительно название дано на двух языках, но по документам крепости проходило только русское название. А буксир оказывается двуязычный. Насчет участия "Изабеллы" в минной постановке и последующем тралении хочу еще раз высказать свои сомнения. Благодаря русской бюрократии практически всегда любая секретная операция оставляет косвенные следы. И то, что в документах роты я не нашел упоминания минной постановки никак не свидедельствует о сверх секретности ее и "окна" в документах роты. Надо просто знать порядок подготовки операции. Допустим, Морское командование задумало проведение внезапной минной постановки (сразу вопросы: зачем в это время, когда еще не сошел лед и немцев в Рижском заливе не ждут; минными постановками в районе крепости занималась минная рота у которой для этого были свои суда и мины; у Морведа в Усть-Двинске никогда запаса мин не было, не было складов и вред ли во время войны их туда сумели много доставить; если заграждение хотели ставить в море то для этого как раз более подходят миноносцы, которые время от времени базируются в Усть-Двинске, а не сравнительно небольшой пароход "Изабелла", который 50 мин принять никак не может0. Для этого морское командование должно запросить через морское управление при штабе 12-й армии которое, заручившись соответствующими резолюциями штаба, в свою очередь запросит Коменданта крепости. Тот скорее всего согласится, а может и отказать из-за нехватки пароходов, которые у него и так тащит штаб Армии. Начинается обмен телеграммами. Но вот коменданта уломали. Он дает распоряжение сам (или через штаб крепости) командиру минной роты. Тот или ерепенится и тогда опять идут телеграммы и телефонограммы (чаще всего), или соглашается и отдает приказание заведующему водоплавными средствами роты. Но поскольку речи идет о (даже временной) передаче судна в другое ведомство должен составиться Акт передачи. Все это делается крепостью крайне неохотно, поскольку иногда очень трудно получить забранное судно обратно. Но наконец пароход передали. Но его еще надо приспособить для минной постановки, а для этого надо заключить контракт с заводом (война войной, а коммерция коммерцией). Все это займет дня 4-5, а то и больше. И чтобы эти действия не оставили бумаг? Не поверю никогда. Причем, теперь уже в целях секретности, цель операции не говорится и бумаги идут своим чередом. А я их не встречал (я, конечно, пересмотрю свои выписки уже с этой целью). А у "Изабеллы" уже в мае текут котлы и, кажется, в июне она ставится в ремонт. Какие уж тут тральные работы и, главное, где? Можете теперь громить мои рассуждения в пух и прах! С уважением.

Рамзес: Станислав - в Рижскому порту на начало 1 МВ почти полторы сотни самоходных малышей , с десяток из них в ходе войны по разным причинам погибло , около полусотни утянули , причем аж в Архангельск попало с десяток , кое - кто остался в Питере и несколько у финнов, десятка 2 брошенных в Ревеле немцы к концу 18 в Ригу вернули и штук 5 у эстов осталось На начало 1919 года в строю числилось еще свыше 60 единиц , потом их гражданская еще немного подкосила В общем план эвакуации всего водоплавающего из Риги несмотря на наличие практически 2 лет времени сорвали от души и по полной Да насчет Изабеллы и логических построений (размеры - бюрократия - подчиненность - 50 мин - почему именно ее привлекли) - я с Вами полностью согласен Смущает достоверность описания - ладно моряк за давностью лет мог ошибиться с числом мин , но называет командира эсминца - участвовавшего в операции , дает привязку к месту , указывает дату, учитывая близость берега как раз эсминец тяжеловато отправлять, а начало апреля не всегда в заливе лед стоит - когда -то у меня брат там водолазом работал и про Ригу да окрестности рассказывал (не Архангельск все же) - автору мемуара что такая красота приснилась через много лет ? Тем более он называет реальную Изабеллу - скажи Лиелупе , Уна или Александр (любой из мелких местных буксиров) - я бы посмеялся вместе с Вами , а так - чей -то кусочек сомнения имеется Остается лишь просить уважаемого Винд -а продолжить те мемуары , чтобы сравнить насколько дальнейшее реальным событиям соответствует и тогда выводы делать

Dmitry_N: Юрген пишет: Всего еще только две крепости (Выборг - 1910 г и СВеаборг - 1908 г.) удостаивались такой чести. Мне кажется - это неверно: Кронштадтская крепость. Знак с лентой "1704-1904" (утвержден 14.01.1904), на знаке Свеаборгской крепости стояли даты 1808 и 1908, то есть - сто лет (да и не могло быть иначе - Финляндия отошла к России в 1809 г.), ну так был знак и Ивангородской крепости с датами 1811-1911

vvy: DD пишет: порадовать глаз истинным гурманам и эстетам... Оп-ля! Значит была все-таки "Голландия". Вот как, оказывается, покойничек выглядел...

DD: еще не иссякли запасы

DD:

DD:



полная версия страницы