Форум » Русские морские крепости » Усть-Двинская крепость » Ответить

Усть-Двинская крепость

Тритон: Решил открыть новую тему по Усть-Двинской крепости. Нашел несколько рапортов офицеров Усть-Двинской крепостной минной роты о действиях роты при оставлении Риги и крепости. Пока представляю первый из них. Если кому интересно, могу еще дать состав вооружения крепости. Командир Усть-Двинской крепостной минной роты. По части строевой. 20 сентября 1917 г. № 134. Секретно. Начальнику инженеров Усть-Двинской крепости. Рапорт. Представляя при сем ведомости личного и судового состава роты, имущества как роты так и прочих частей Усть-Двинского гарнизона, вывезенного ротой на судах доношу, что согласно полученных распоряжений от Штаба Усть-Двинской крепости и особой инструкции, утвержденной Комендантом крепости, вверенной мне ротой начиная с 20 августа с.г. и до вечера 21-го числа того же месяца, произведены нижеследующие работы: Весь день 20-го числа происходила погрузка минного имущества из складов роты и мастерских. 21-го в 1 час временно командующий ротой был вызван в Штаб крепости где получил распоряжения о порядке эвакуации крепости, согласно которых, рота выполнив возложенные на нее особой инструкцией задачи, должна была на судах выйти в залив и следовать вдоль побережья стараясь дойти до Ревеля. Около 2 часов 30 минут 21-го числа рота приступила к выполнению возложенной на нее задачи, распределив людей следующим образом: поручик Карцов и прапорщик Москвин с командой в 35 солдат, назначен для уничтожения левобережных сооружений; поручик Флакс и прапорщик Бородинов с транспортом “Могучий” – постановка минного заграждения и затопление судов ”Унтервезер” и “Норденшильд” в устье Двины; поручик Станицкий с командой в 48 человек для уничтожения береговых сооружений острова Магнус-Гольм. Прапорщик Иванов-Тринадцатый, по распоряжению штаба крепости, отправлен 19-го числа на наблюдательный пункт в местечко Мордорф; оставшиеся чины роты и рота солдат Усть-Двинского крепостного пехотного полка (пехоты было только 60 человек) были распределены по судам для погрузки имущества. Так как на роту не было возложено подрывание орудий, а только помощь артиллеристам, то особой команды для взрыва орудий не было назначено, а в том случае, когда артиллерия обращалась к чинам роты за содействием, таковое было оказано, при чем взорвано 4 орудия 10” и 2 орудия Виккерса. Работы произведенные командами изложены в прилагаемой при сем ведомости. В 19 часов караван судов роты в составе: транспорт “Латвия”, 5 рабочих минных катеров, пароход “Изабелла”, пароход “К”, пароход “Бомбардир Никитин”, транспорт “Эльба”, буксиры: “Надежда”, “Вера”, “Леонид”, “Вольдемар”, “Александр”, “Роман”, моторная шлюпка “Запал” и пароходы Рижской речной флотилии под охраной миноносца “Генерал Кондратенко”, канонерских лодок “Грозящий”, “Хивинец” и “Храбрый” и миноносца “Пограничник2, вышел в море для следования в Ревель. У местечка Царникау была назначена остановка, для того, чтобы дать возможность оставшимся для окончания работ в крепости транспорта “Могучий”, 2 стационерам и буксиру “Балтия”, присоединиться к флотилии. В 19 часов 30 минут по окончании возложенных на него работ, вышел в море стационер № 2. Около 20-ти часов вслед за ним, выполнив задачу вышел транспорт “Могучий”, и последним, около 24 часов, вышли из крепости стационер № 1 и буксир “Балтия”. Все эти суда пошли на соединение с флотилией к местечку Царникау, что и произошло около 1 часа 22-го числа, после чего вся флотилия, снялась с якоря и построившись в 3 кильватерные колонны, пошла дальше. Вследствие поднявшейся волны и сильного ветра, суда Рижской Речной флотилии и пароход “Бомбардир Никитин” и пароход “Изабелла”, вынуждены были войти в гавань местечка Гайнаш, где и встали за стенкой. Остальные суда продолжали следовать тем же курсом на Пернов. В 14 часов 15 минут вошли в Перновскую бухту и встали на якорь. В 18 часов было получено распоряжение транспорту “Могучему”, буксирам и катерам войти в Перновский порт и ждать распоряжения для дальнейшего следования; транспортам “Латвия” и “Эльба” следовать дальше с военными судами. В 19 часов первый отряд вошел в реку Перновку. Путь следования транспортов указан в рапорте штурмана Игнатова. 24 августа, в 8 часов отряд, стоявший в Пернове получил распоряжение выйти в море для соединения с Рижской Речной флотилией и для дальнейшего следования в местечко Рогге-Кюль. В 12 часов, встретившись с Речной флотилией в Кюно-Зунде пошли на Моон-Зунд. В 20 часов подошли к Моон-Зунду и встали у стенки в местечке Вердер. 25-го в 9 часов вышли из Вердера, взяв курс на Рогге-Кюль, куда и пришли около 14 часов и встали за стенкой. 1-го сентября получено предписание Начштасухвойск, оставив плавучие средства и команды для их обслуживания в Рогге-Кюле, роте перейти в Пернов, что было выполнено к 3 числу. Прибыв в Пернов 3-го числа расположились по отведенным квартирам. 15-го числа получено распоряжение Начштасухвойск об отправлении роты, кроме судов: транспорта “Могучего” и 2 стационеров с командой в 30 человек при 1 офицере, временно остающихся в прикомандировании к Рижской Речной флотилии, в город Ревель для предполагаемого переформирования. По распоряжению Начальника Охраны Водного Района, все буксирные пароходы оставлены в Роге-Кюле и переданы: “Надежда” и “Леонид” – Начальнику Рижской речной флотилии; “Вольдемар” и “Александр” – Начальнику Минной дивизии; “Балтия”, “Вера”, “Роман”, пароход литера “К” и моторная шлюпка “Запал” – в распоряжение Начальника Охраны Водного Района Моон-Зундских позиций. Транспорт “Латвия” передан в распоряжение Штаба Крепости Петра Великого, пароход “Изабелла” – в распоряжение Начальника Минной дивизии… Командир роты капитан Алексеев За адъютанта роты поручик Карцов

Ответов - 148, стр: 1 2 3 4 5 All

DD:

Рамзес: vvy - а что с Голландией произошло , как - то с ходу у себя не нашел ? Правда может она после 1906 года постройки , с этими у меня пробелы имеются

Гайдукъ: Могу вот так (правда бестолковые) Что есть.

Гайдукъ: DD пишет: В 47-ом ГАНГУТЕ прочитал как эстонские корабли "брали Ригу" по отчетам Питки...ну и бред... Уважаемый DD а как? У Вас другая информация? Поделитесь? Вопрос интересный думаю не одному мне.

DD: Гайдукъ пишет: У Вас другая информация? Стоит только вчитатся...одни "перлы"- стр 116 "...завод провел испытания только что отремонтированных шлюпбалок,окончательно их доломав.С ЭТОГО ВРЕМЕНИ НА КОРАБЛЕ ПРОВОДИЛИ ЭТИ ОПЕРАЦИИ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ВРУЧНУЮ" СТР 117 -"...корабли...вошли в Ригу.В 12ч45мин они поравнялись с канонеркой ТАСУЯ ,стоявшей у устья реки Койва"(???где такая!!!)...чуть ниже..."...корабли вошли в устье Двины"(!) вот так -сначала вошли в Ригу а потом в устье Двины! А далее просто ..."...батарея Магнусхольм(Мангальсала) открыла огонь...Поскольку расстояние было все еще велико,на огонь мог ответить лишь ТАСУЯ,на котором стояло 130мм орудие." Там же расстояние в устье до батареи меньше километра!!!...ниже..."...корабли подняли якоря и подошли к Риге...начав обстрел поместий Царникава и Аахоф(это как раз далеко слишком)...ТАСУЯ ходила на обстрел Магнусхольма( куда??? и откуда ...будучи в РИГЕ!) и так далее и далее...Там собственно чепуха не только в историческом плане и географическом но даже в повествовательном...где редакторы? Напечатано -то не МУРЗИЛКЕ...

Гайдукъ: DD пишет: сначала вошли в Ригу а потом в устье Двины Честно читая как то даже не обращал внимание. Это наверное из-за того что знал что будет написано так как читал выдержки из ранней рукописи чуть раньше. По идее в тот момент когда написано вошли в Ригу автор имеет в виду вошли в Рижский залив. А когда пишет в устье Двины подрозумевает увидели на горизонте двинское устье. Иначе удивляет бездеятельность мангальсальских батарей все время подхода. это обьясняет и недостаточную дальнобойность 102 мм орудий эсминцем. Это же обьясняет и тот факт что держащуюся на горизонте эстонскую эскадру спутали с шведскими транспортами с хлебом. А вот из той "условной" точки вне досягательства мангальсальских батарей суда и ТАСУЯ ходила на обстрел Магнусхольма. Я читая текст почемуто предствавлял себе эту точку где-то по направлению к Анжи.

Гайдукъ: Карта кстати хороша и для обсуждаемой в топике темы и для затронутого нами вопроса. Ну согласитесь в устье Двины по эстонскому флоту пулили бы и допотопнейшие мортиры и крепосные пушки форта Комет и крепости

DD: Писалось это по отчетам самого Питки.Ясно что он был "полковник" а не "рядовой жулик".Эстонцы пользуясь моментом с местными разборками просто решили пограбить под шумок Ригу.Батареи взорваны были -непонятно кто мог по ним стрелять.Их как разбойников и не ждал никто...Захватили богатую добычу,утащили чужие пароходы,стрельнули по городу,написали "героический" отчет и потом наградили себя "за взятие Риги"

Рамзес: Уважаемый ДД - с географией немного помогу , правда не по карте , а так - из серии общих знаний Койва - эстонское название реки Гауя , в то время Аа , ну а то что человек писавший статью (там правда соавторы числятся) просто "передрал" куски мемуаров Питки абсолютно при этом не взглянув на карту местности, не говоря уже о том , чтобы в ентой самой местности побывать,прискорбно конечно , ну это из серии лишь бы фамилию правильно писали , а остальное вы уже взрослые мальчики и сами представить можете Леш - оно то канэчна хорошо насчет обстрела эскадры из фортов крепости , ты только чуть выше прочитай что Тритон писал - артиллерию в крепости еще в августе 17 что смогли русские при эвакуации вывезли , а большую часть взорвали У немцев в Риге стояла всего полевая батарея то ли 3 , то ли 4 армейских (не флотских) шестидюймовки (те которые на Магнусхольме) и 2 или 3 полевых батарей трехдюймовок в самом городе - так что там серьезной БО и не пахло А верх мемуаров Питки это конечно перл про серьезно бронированные эсминцы - Новики благодаря которым эстонцы потерь не понесли от обстрела с берега Тут я просто преклоняюсь перед глобальным знанием эстонского адмирала матчасти на которой пришлось ему воевать (кстати это косвенно показывает какие на самом деле "бои" в Риге вели в то лето)

Гайдукъ: Рамзес пишет: Леш - оно то канэчна хорошо насчет обстрела эскадры из фортов крепости , ты только чуть выше прочитай что Тритон писал - артиллерию в крепости еще в августе 17 что смогли русские при эвакуации вывезли , а большую часть взорвали У немцев в Риге стояла всего полевая батарея то ли 3 , то ли 4 армейских (не флотских) шестидюймовки (те которые на Магнусхольме) и 2 или 3 полевых батарей трехдюймовок в самом городе - так что там серьезной БО и не пахло Рома когда я писал "Допотопные" я имел в в виду старинные которые некто не вывозил и они пережили несколько войн и до сих пор валяются то там то здесь в риге. Это я так сказать поальтернативничал. Навеяли фотографии из книги Мелконова. Там у него в Риге довольно много старых пушек нафотографированно. В каких то белых воспоминаниях читал что у обороняющихся в Риге от Бермондовцев войск родилась была идея применить старинные пушки стоящие на рижских набережных. В риге небыл утверждвть их наличие не берусь. Ты помните, там еще написано что поднявшеяся выше по течению Двины ТАСУЯ имела перестрелку с каким то судном. Как думаете было?

Гайдукъ: Уважаемый DD вот тут на глаза попался такой ПИЛОТЪ. Ваше мнение тот же что представили вы ранее? Этот 1872 года постройки.

DD: да вроде он...похож во всяком случае

nemos: DD пишет: порадовать глаз истинным гурманам и эстетам... ...DD -большое спасибо ...действительно порадовали!

Гайдукъ: DD пишет: Захватили богатую добычу,утащили чужие пароходы,стрельнули по городу Я от них (прибалтов 20-х годов) офигеваю. Те буксиры что в этой операции захватили так и не отдали зато буквально в 20 году начали возвращать в Латвию их суде приведенные в Эстонию ееще прицаре-батюшке. Зачем? Лишние? или латыши судились или прошлое быстро забывается? пример: «УНА» (Una) 1894 Lange & Sohn возвращен латышам 19.05.1920

Рамзес: Леша - так в Риге в 19 они суда у мятежников из Железной дивизии и Балтийского ландесвера (фактически немцев) цапнули , те на Ниедру замыкались А в 20 возвращали "законно избранной" и "боголюбимой" команде "демократа" Ульманиса , которого фактически (ну понятно с помощью Антанты) на трон возвели и который очень быстро такой подарок забывать начал А вообще братан - Велыка политика , це тоньше комаринного носа , вчера друг друга из ведра смолой поливали , завтра целуются , а послезавтра уже яму копают на пару для третьего Ну это я нашими реалиями восторгаюсь просто

DD: А я все смеюсь перечитывая статью...телеграмма Питке -"По возможности избегайте обстрела Риги,особенно фугасными снарядами." -наверно резиновыми надо было...а гогда его обвиняли в разрушениях и жертвах позже плел что город был вне досягаемости его орудий... Интересно что он "герой" в современной Эстонии -вон корабль имя носит...

DD: Опять для эстетов...этот засветился в боевых действиях,но снимок 30-х.Во время войны он конечно не так выглядел

Гайдукъ: боюсь задать глупий вопрос но мне казалось что латинские цыфры и буквы на трудах и были их названием так зачем же они намалеваны на трубе имеющего имя КОНДОРА? Звездочка -пароходная марка?

Рамзес: Щас быстренько этому товарищу судьбу отрисуем винтовой пассажирский пароход "Кондор".1896 Рига завод Мантеля владелец Д И Скуне оставлен 22 8 1917 при уходе русских из Риги и передан немцами владельцу, середина 1 1919 взят красными в Митаве на р Аа (Лиелупе),18 3 1919 отбит тут немцами и в речную флотилию Железной дивизии как Kondor - 2 французских револьверных ор и 12 тяжелых пул (по 1 ор и 6 пул на носу и корме), участвовал 22 5 1919 в боях у Риги , к началу 9 1919 разоружен и возврат латышам как Kondors к 1929 владелец А.Аугсбург Рига № 26 – к 1940 г Рижская городская управа национализирован осень 1940 при вхождении Латвии в СССР и ЛГМП - с начала войны в КБФ как ВТ 577 «КОНДОРС»,6.7.1941 утоплен герм авиацией у о Хийумаа. (Моонзунд) (возможно поврежден и сел на мель, 11 10 1941 добит германской авиацией) А насчет номера на трубе - вообще - то характерная особенность пароходов фирмы Аугсбурга , похоже уже в 20-х его этой фирме принадлежал, до 1 МВ ей вроде не продавали А по "герою" Питке , у нас недавно власть Шухевича таким сделала , 60 лет бандитом был стопроцентным , а тут в мозгах что - то поменялось и все , уперед в Эвропу Велыка политика что с нее взять - по меркам истории совсем недавно единственный русский (тогда еще советский авианосец) успел и Тбилиси и Брежнев побывать, так чему удивляться какому - то тральцу Питка ?

Гайдукъ: DD пишет: телеграмма Питке -"По возможности избегайте обстрела Риги,особенно фугасными снарядами." Это наверное вызванно нежеланием вызвать пожары в городе. Почемуто много читал "белых мемуаров" о положении в Риге во время советской власти 1919года, есть немного времени освобождения Риги войсками Бермонда но не встречал периода изгнания Бермондовцев. Наверное вся пишущая интелегенция бежала из голодного города.

DD: Гайдукъ пишет: Звездочка -пароходная марка? Пароходство Александра Аугсбурга имело такую систему наименований.Судно имело название и свой "римский" номер.Номер писался на трубе с звездочкой, а название на борту естественно...И в списках регистра давалось так -номер и название.Номер КОНДОРА -18 и есть фото до ПМВ с "аугсбургской" трубой! Название кирилицей

Рамзес: Посмотрел свои записи - на 1900 г Кондор еще у Скуйе , а вот в 1906 году он действительно уже у Аугсбурга (недавно этот речной регистр перекинули и весь пока не осилил) , значит немного скорректирую справку А визуально до 1 МВ и к концу 20-х сильно отличается ? До войны чистым пассажиром числится , на фото особых надстроек не видать (очень уж носовая часть чистая - даже стоек под тенты не видать) - может немцы когда в флотилию его взяли что - то снесли, площадки под пушки освобождая ? Когда нужда была не сильно задумывались, что вроде как частная собственность А после конца войны первоначальный вид не возвращали

DD: Рамзес пишет: А визуально до 1 МВ и к концу 20-х сильно отличается ? С виду примерно тот-же.Носовая часть имела пассажирские помещения под палубой -есть иллюминаторы.Думаю он и грузы попутные таскал конечно.

Рамзес: Леша - ты уже флудить начинаешь, тема все же про Усть - Двинскую крепость Ладно мы ее расширили до всего рижского , но Неман то тут причем ? Смотри товарищ Мичман - бдительные борцы с нравственностью и оштрафовать могут

Тритон: Алексей. Согласен с Рамзесом. Если уж будем говорить про Неман, то надо открывать ветку "Крепость Ковно". Там пароходов в ПМВ тоже полно было да и морячки на суше отметились.

Тритон: Вот что было на вооружении Усть-Двинской крепости к 22 августа 1916 г (к августу 1917 г. состав артиллерии практически не изменился) 11" пушек образца 1867 г. 4 (все оставлены) 10" пушек в 45 калибров 8 (все оставлены) 6" орудий Канэ 6 (все оставлены) 6" пушек образца 1877 г. в 190 пудов 4 (все оставлены) 120 мм пушек Виккерса 6 (все оставлены батарейных пушек 28 (9 оставлено) легких пушек 32 (15 оставлено) 3" полевых скорострельных пушек образца 1900 г. 4 (2 оставлено) 57 мм береговых пушек 2 6" полевых мортир 4 (все оставлены) 3-линейных пулеметов на станках Соколова 10 3-линейных пулеметов на колесных лафетах 6 При оставлении крепости не все это вооружение удалось уничтожить и что то там могло остаться до 1919 г. (если конечно немчура не уперла, они по этому делу были большие специалисты).

Гайдукъ: Тритон По Неману прошу прощение. (завязал) По Рижским остаткам? Может кто выход на Мелконова имеет он судя по его публикациям немного в теме и может располагать данными что из этого всего досталось молодой Латвийской республике. Но судя по фотографиям (а главное количеству на них стволов) того что дожило до сегодняшних дней их было очень даже не мало. Большим пополнением еще стали и поставки времен Советской Латвии коим из Петрограда были доставленны 6 - 152 мм Кане. 4 из них были смонтированны на Монгальсале а 2 к 24 мая 1919 заканчивались монтажем на баржах. Да знаю что какое-то одно орудие было отправленно обратно для ремонта но на подходе со сроком достаавки 26 мая были еще 4 ствола (судьбы их незнаю возможно в связи с падением Рига возвражены в Питер). Кроме того было поставленно около 8-47 мм гочкисов (точную цифру нужно подщитатьили Рамзес подскажет).

Рамзес: Раз уж вспомнили Аугсбурга - был у него один весьма интересный пароход который и к крепости отношение имел и флагов в своей жизни наменять успел - причем под красным и немецким целых 2 раза успел побывать германский винтовой грузопассажирский пароход «HANNOVER» 1907 г верфь J.L.Meyer. Papenburg. Германия стр №221строили для "Hannover" Verien Dampschiffs Reed.Norden & Norderney, Norden – в 1909 г продан Husum Amrumer Dampschiff. AG,Husum - 08 1911 г куплен как «AGATE» компанией A.Aугсбург ,Ригa - 08 1915 г мобилизован в Рижскую военную флотилию как вооруженный пароход «НОВГОРОД». В 11.1916 г с другими судами флотилии передан в подчинение Усть -Двинской крепости. 21-22.08.1917 г ушел из Риги в Пернов и вошел в состав Рижской флотилии (2). 21 02 1918 г затоплен экипажем в крепостном рву Пернова. Летом 1918 г Балтийское Спасательное общество подняло и держало в том же рву - ждали владельца, чтобы получить оплату за труды. 09 1919 г Судоподьемный отдел ВМС Эстонии судно забрал и доставил в Таллинн для ремонта в Портовых мастерских 21.01.1920 г формально включен в ВМС как «ENDLA». 15.02.1920 г передан МТиП. После окончания ремонта с 06 1920 г начал работу как грузо-пассажирский пароход линии Таллинн – Цитре – Локса – Кясму. 1923 г вышел на островные линии. 1925 г - порт приписки Loksa. 1926 – 1928 гг в аренде Балтийского Спасательного Общества. 1929 г на линии Рохукюла – Хелтерма (хозяин Департамент Водных Путей ) , 1930 – 1936 в отстое в Таллинне в Каботажной гавани. 1936 -1937 гг перестроен в несамоходную баржу «WEST» для Департамента Водных Путей. 1938 г продана А/о «Unitas» и стала «ANTS» . После вхождения Эстонии в состав СССР к концу 10 1940 г национализирована и передана в ЭГМП (Таллинн) – в начале ВОВ в подчинении КБФ. В конце 08 1941 г брошена вероятно в Таллине и с осени 1941 г в составе ЭМП (под немецким контролем). В конце лета 1944 г шла на буксире от Хийума в Таллинн. Была загружена дровами. На переходе буксир бросил баржу и ушел в Швецию. Позднее ее никто не видел – вероятно затонула в море . Грузоподъемность 147.96 т. чистая 75 т 32,18/ 34,7х6,26х2,13м, 2 ПМ = 150 лс. Скорость хода 7.5 уз. Вооружение 2 75 мм 2 пулемета (русское) Экипаж ? чел 460 пассажиров

Гайдукъ: Рамзес Рамзес пишет: «НОВГОРОД». Справки с каждым разом преобретают законченый вид. Но не спеши сдавать тару сам на меня ругался . На это все есть определенные планы.

Рамзес: Леша - отправляю теперь все что получилось (за ночь осилил кроме вступления) Читай - наслаждайся Вчера пытался ночью пару слов чиркнуть , что - то связь не вурычила (точно твоя шампунька виновата) Чиркни как время будет и часов в 5 - 6 вечера выходи на связь по скэйпу Если заметил - в Новгороде есть пара мелких моментов , которые не мешает уточнить , но если не заметил - значит и все остальное пройдет на ура



полная версия страницы