Форум » Русские морские крепости » Архангельский порт и люди флота (продолжение) » Ответить

Архангельский порт и люди флота (продолжение)

ursus: АРХАНГЕЛЬСКИЙ порт. Моряки и корабелы (17-19 в.в.) На рейде Архангельска АРХАНГЕЛЬСКОЕ адмиралтейство. Одно из страейших адмиралтейств России, Образовано в 1701 г. в Соломбальской верфи г. Архангельска, заложенной в 1693 г. Петром I для торгового и военного судостроения. Включало 3-и верфи: Соломбальскую (на Соломбальских о-вах, 1693-1862), Быковскую (на р. Северная Двина, 1772- конец 18-го в.), Фразерскую (на р. Маймакса, 1772-конец 18-го в.) Работу Архангельского адмиралтейства возглавляли Ф.М.Апраксин, Е.Е.Избрант, Ф.А.Баженин. В это время было построено ок. 130 судов 12-ти типов (том числе 9-ть кораблей и 6-ть фрегатов). В 1773 г. был открыт Архангельский военный порт и возобновилось строительство военных судов, которым руководил Гл. командир порта. Первым был капитан В.А.Мятлев. Под руководством мельничного мастера Д.Пастухова был создан лесопильно-якорный завод на р.Ширша. В 1764 г. при участии М.В.Ломоносова на Соломбальской вефи для полярной экспедиции В.Я.Чичагова 1765-1766 г.г. выстроили 3-и фрегата ("Бабаев", "Панов", "Чичагов"). В сер. 18-го века для ремонта судов в Архангельске был сооружен 1-й сухой док. С 1735 г. при адмиралтействе действовала Морская школа. Всего на Соломбальской верфи было построено ок. 450 военных судов. Здесь трудились известные кораблестроители О.Най, Г.А.Меншиков, В. и П. Геренсы, А.М.Курочкин, В.А.Ершов, Ф.Т.Загуляев, М.Д.Портнов. В марте 1862 г. Архангельский военный порт был закрыт и разоружена Беломорскя военная флотилия. П.В.Жуковский. Генерал-адмирал Ф.М.Апраксин АПРАКСИН Фёдор Матвеевич(1661-1728), генерал-адмирал. Русский государственный и военно-морской деятель стольник Петра I (1708), граф (1710), участник создания "потешного войска". 1693-1696 Двинский воевода и губернатор Архангельска 1700-1706 Азовский губернатор 1696 участик 2-го Азовского похода против Турции 1699 участ. в Керченском походе Русского флота по Азовскому морю. 1702 изучал форватеры Азовскго моря с 1707 адмирал и президент адмиралтейства 1708 командовал Балтийским флотом и сухопутными войсками в ижорской земле (Ингерманландия), отразившими нападение на Петербург шведской армии ген. Любеккера; за эту победу получил чин Дсс 1709 руководил строительством флота на Воронежских верфях 1710 командуя 10-тысчным корпусом, осадил и взял шведскую крепость Выборг, за что награждён орденом Андрея Первозванного и золотой шпагой с бриллиантами. 1711 возглавил флот на юге России, участвовал в Прутском походе против Турецкой армии 1712-1721 комндовал Русским галерным флотом. 1714 - одержал победу над отрядом шведских кораблей вице-адмирала Эреншёльда в Гангутском сражении 1717, дек. первый Президент Адмиралтейств-коллегии 1721 Эстляндский губернатор 1722-1723 командовал Каспийской флотилией в персидском походе с 1726 член Верховного тайного совета 1728 переехал с Имп. Двором в Москву, где вскоре скончался. Кавалер орд. Ал. Невского (1725) БАЖЕНИНЫ, династия Архангельских купцов-судостроителей Осип Андреевич(1655-1723) и его брат Федор Андреевич(1663-1726) в собственном имении на р. Вавчуга построили 2-е лесопильни, а после посещения Архангельска Петром I в 1693 г., создали канатные и парусные мастерские. Грамотой от 2 февр 1700 г. им было разрешено строить суда. В 1702 г. Баженины спустили на воду 2а своих 1х торговых судна - "Св. Пророк Креститель" и "Андрей Первозванный", кроме того, они строили китобойные суда для промысловой компании А.Д.Меншикова и П.П.Шафирова. По заказу правительства, Баженины начали строительство военнных кораблей, фрегатов, пинков, галиотов. С 1705 по 1715 г.г. Федор Андреевич служил, по указанию Петра I, экипажмейстером на военной Соломбальской верфи. Вавчугское судостроение вели его сыновья Никифор и Денис под руководством Осипа Андреевича Баженина. Последним представителем династии кораблестроителей был Никифор Степанович Баженин (+1862). БРАШ /БАРЖ Иван Яковлевич (1728, Вологодская губ. - 1806) похор на клдбщ Спасо-Прилуцкого монастыря под Вологдой адмирал (1790) 1736-1746 в звании волонтера провел 5т кампаний в сост Балт флота 1752-1754 ком-р брандвахт фрегата "Св. Яков" на Ревельском рейде 21.03.1757 опр в Шляхетн. морск кад корп 1758 капитан-лейт-т 1765-1767 ком-ром кораблей "Св. Екатерина", "Тверь", "Три Святителя" 29.01.1769 ком-р батальноа 1й дивизии в СПб учатник русско-турецкой войны 1768-1774;ком-р корабля "Святослав" в эскадре адм. Г.А.Спиридова, участ. в сражении при Наполи-ди-Романья и в Чесменском (1770) 1772 вернулся из Архипелага в СПб, ком-ром кор "Пантелеймон" 1773 контр-адмирал 1774 ком. Ревельской эскадры 1779 вице-адмирал 1788-1797 Гл. ком-р Архангельского порта с сент 1797 в отставке Кавалер орденов Св.Георгия 4й кл, Св. Ал Невского, Св.Анны 3й ст, Св. Влад 4й ст. БАТАКОВ Антон Максимович (1752, Архангельск-05.07.1810, Архангельск) мореплаватель 1771-1783 плавал в Белом, Баренцевом, Северном, Балтийском, Средиземном морях и в Атлантике 1784-1785 занимался описью р.Днепр 1785-1793 ст. штурман в Северо-восточной географической и астронмической экспедиции капитана И.И.Биллингса 1795-1798 состоял при чертежной Адмиралтейств-коллегии, плавал в эскадре адмирала А.И.Круза 1799 на корабле "Алексей" в эскадре контр-адмирала М.И.Борисова совершил переход из Англии в Кронштадт с 1800 в отставке БАТАКОВ Василий Иванович (1703-1746) корабельный мастер (1741) с 1717 корабельный подмастерье в СПб адмир-ве под руководством Р. Козенца, стал его превым помощником. Строил корабли, фрегаты, тансп. суда. По заданию Адмир-ва разработал типовые проекты 66-ти и 54-пушечных кораблей для всех адмиралтейств Под руководством Козенца и самостоятельно Б. посторил 14 кораблей и фрегатов; все они отличались мощным вооружением и прекрасной отделкой корпуса С 1733 работал в Архангельском адмир-ве БОЛОТНИКОВ Иван Михайлович (+ 01.01.1801) ген-лейт-т Воспитанник Морской академии (1743-1746) Ежегодно находился в кампаниях на Балтийском море, 1746-1756 совершил переход из Архангельска в Кронштадт 1753 служил в экипажеских магазинах 1756 ком-р придворной яхты "Анна" 1757-1761 ком-р пакетботов "Сокол" и "Лебедь" 1764 советник Счетной экспедиции 1770 назнач советником полковничьего чина (Дс) 1777 обер-штер-кригскомиссар Адмиралтейств-коллегии 01.01.1782 ген-маиор 1784 обер-комендант Архангельского порта, дочь: Анна БРЕДАЛЬ Петр Петрович (18.06.1681 - 29.02.1756, Тронхейм, Норвегия) вице-адмирал (1737) с 1703 г на русской службе, унтер-лейт-т Гребного флота, участник Северной войны (1700-1721) 1705 произв в лйет-ты за отличие 1710 ком-р бригантины "Лебедь" в Азовской флотилии 1712 переведен на Балтику, ком-р бригантны "Виктория" 1713 находился в дозоре на фрегате "Св.Яков" у Гельсинфорса 1714 - участник Гапнгутского сражения под командованием капитан-командора М.Х.Змаевича, за отличие награжден золотой медалью 1715 ком-р фрегата "Самсон" 1716 командирован в Англию для доставки двух новых кораблей, перешел с ними к Голландским берегам 1717 направлен в Англию за кораблем "Оксфорд" 1720 - направлен в Данциг, Копенгаген, любек и Мемель для найма морских офицеров и штурманов 1720 май 14 1721 ком-р корабля "Нептунус" 1722 ком-р корабля "Св.Александр", под флагом Петра I 1723 и.д. гл ком-ра военного порта в Кронштадте 1724 дек 9 назначен директором СПб адмир. конторы 1725 ком-р корабля "Св.Александр" под флагом ген-адм Ф.М.Апраксина, крейсировал в Финском заливе. 1726 отдан под суд за нанесение оскорбления и побоев офицеру 21 ноября разжалован на 3-и мес в матросы 1727 янв возвращен в прежний чин, шаутбенахт 1730 Гл ком-р военного порта в Ревеле 1733 апрель Гл ком-р восстановленного Архангельского порта 1735 Гл ком-р в Таврове 1736 сформировал Донскую флотилию и привел её в Азов, участвовал во взятии города. 1736 - укрепил Воронежскую и заложил верфь в Брянске 1735-1739 участник русско-турецкой войны 1740 член Адмиралтейств-коллегии 1741-1743 в годы войны со Швецией ком-р Архангельского военного порта 1742 ком-р эскадры направленной из Белого моря на Балтику для участия в боевых действиях; большая часть судов из-за ветхости и повреждений была возвращена обратно. с 1744 находился под следствием за возвращение эскадры. с 1753 находился под судом, скончался, до того, как суд оправдал его. Кавалер ордена Св.Александра Невского (1741) ВАКСЕЛЬ Лоренц/Лаврентий Ксаверьевич (1729 - 07.07.1781, Архангельск) капитан генерал-маиорского ранга (1779) 1733-1743 вместе с отцом, участником 2-й Камчатской экспедиции, 3-х лет от роду прибыл в Охотск. 1741 участвовал в плавании к сев-зап берега Америки на пакетботе "Св. Петр" 1742 летом вернулся на Камчатку, 1743 - в Охотск 1744 - в Енисейск 1749 по приезде с отцом в СПб, произв в мичмана по экзамену и направлен в Архангельск 1750 пешел из Архангельска в Кронштадт 1754 ком-р пакетбота "Лебедь", служил на корабле "Уриил" до 1758 плавал на кораблях "Св.Павел", "Новая Двина", ком-ром фрегата "Россия" и судном "Слон". 1768-1774 участник русско-турецкой войны 1771 ком-р корабля "Андрей Первозванный" 1766 июль -1780 капитан, Гл. ком-р Архангельского порта; организовал экспедицию П.И.Григоркова и Д.А.Доможирова по описи берегов и о-вов Белого моря. 1769 капитан 1 ранга 29 сент 1778 получил грамоту на дворянство Кавалер орд Св.Геогргия 4й степ.(1774) ГЛЕБОВ Василий Иванович (+ 24.11.1796) ген-маиор (1796) воспитанник Морского шляхетного кад корп (1762-1768) 1765-1772 в кампаниях на Балтийском море, дважды совершал переходы из Кронштадта в Архангельск и обратно на пинках "Наргин" и "Лев" 1768-1774 участник русско-турецкой войны 1772 отличился в сражении с турецкой эскадрой в Ионическом море на корабле "Граф Орлов", под командой кап 1-го ранга М.Т.Коняева 1773-1775 крейсировал в Архипелаге в отряде контр-адмирала А.В.Елманова на корабле "Св.Георгий" 1775 - возвратился в Ревель 1776-1748 находился при Кронштадтском порте 1777-1785 ком-р кроншт внутр. брандвахты, фрегата "Парос", кораблями: "Св.Георг.Победоносец", "Саратов", фрегатом "Счастливый", кораблем "Ростислав", брандвахт. фрегатом "Богемия" 1785 командирован в Архангельск, в чине капитана 2-го ранга командовал строящимся кораблём "Пантелеймон", в 1787 совершил переход в Кронштадт 1788-1790 участник русско-швед войны, командовал отрядом кораблей ("Иануарий", "Европа" и фрегатов "Симеон" и Патрикий"), 1789, капитан 1 ранга, крейсировал у мыса Порккала-Удд и дважды отразил атаки противника 1790 ком-р корабля "Иануарий" в эскадре вице-адмирала А.И.Круза и в составе отряда бригадира П.И.Лежнева участвовал в сражениях у Красной Горки и в Выборгском. 1791 ком-р корабля "Максим-исповедник" в практических плаваниях в Балтийском море 1793 капитан над Кронштадтским портом с февр 1793 капитан над Архангельским портом 1795 капитан бригадирского ранга, 1797 уволен от службы ГЕРЕНС Выбе (+ 03.08.1713, Архангельск), похор. на Соломбальском клдбщ, Архангельск. кораблестроитель, голландец по происхождению; 1697 на русскую службу поступил, по приглашению Петра I, со званием корабельного мастера; прибыл в Воронеж с сыном-помощником; построил для Азовского флота 36-пушечный корабль "Разженное железо" (1697) и 62-пушечный корабль "Воронеж"(1697-1703), 8-пушечн яхты "Св.Екатерина" и "Св. Наталия" (1698-1702) на Олонецкой верфи строил 1й фрегат Балтийского флота 28-пушечный "Штандарт" и галиот "Курьер"(1703) и др. В СПб выстроил 18-пушечные прамы "Ноев Ковчег" и "Ковчег Звета"(1706) В Архангельске - 32-пушечные фрегаты "Св.Петр" и "Св.Павел" (1708-1710), 52-пушечные корабли "Гавриил", "Архангел Михаил" и "Рафаил" (1712-1713) В Тавровском адмир-ве построил 11-ть корабельных ботов После спуска на воду корабля "Рафаил" скончался от болезни ДАВЫДОВ Андрей Михайлович (+ 1764) контр-адмирал(1764) в службе с 1716 г. 1725 ком-р гекбота "Саратов" 1730 ком-р пакетбота "Почт-Ваген" служил на кораблях: "Новая Надежда" и "Арондель", пакетботе "Новый Почтальон", на корабле "Астрахань"; коман-ром фрегатов "Воин"(1745), "Ягудиил"(1748), корабля "Кронштадт"(1750) 1755 служит в конторе кригс-комиссара Команд-ом кораблей: Иоанн Златоуст первый"(1754), "Иоанн Златоуст второй"(1757), "Александр Невский"(1758) 1757 капитан 1 ранга 1760-1762 Дир-р Морского шляхетного корпуса 1762-1763 интендант ранга капитан-командора 1763-1766 Ком-р Архангельского порта ЗАХАРЬИН Алексей, капиан-лейт-т Л-Гв Семёновского полка 1722-1725 и.д. помощ. нач-ка команды над гардемаринами 1725-1726 завед обучением гардемаринов 1726-1728 находился в Архангельском потре для набора рекрутов в Адмиралтейство ИГНАТЬЕВ Гавриил (р. ок.1748 - 1804, Архангельск) корабедьный мастер генерал-маиорского ранга (1791) с 1762 г. в службе в Гл адмиралтействе в СПб 1778-1782 работал в Архангельске под началом корабельного мастера бригадирского ранга М.Д.Портнова 1784 в Кронштадте руководил судоремонтом и строил 100-пушечные корабли "Ростислав"(1784), "Саратов"(1785), "Св. Николай Чудотворец"(1789). с 1791 г. возглвил судостроение на Соломбальской верфи в Архангельске, где построил десять 66-пушечных и 74-пушечных кораблей и шесть 36- и 44-пушечных фрегатов. Корабли его постройки отличались высокой скоростью хода и долговечностью. ИГНАТЬЕВ Федор Данилович (1739-1807, СПб), похор. на Смол. прав. клдбщ СПб Гл. кораблестроитель, корабельный мастер Интендантской экспедиции Адмиралтейств-коллегии; 1794 полковник, состоит при Архангельском порте. Кавалер орд. Св.Влад. 4й ст. КОЗЕНЦ/КОЗЕНЕЦ Ричард (29.05.1674-Саутгемптен, Англия-11.12.1736, Архангельск) похор. на Соломбальском клдбщ Архангельска капитан-командор (1723) потомственный кораблестроитель, воспитанник высшей школы корабельной архитектуры, работал в Великобритании строителем кораблей на Королевской верфи в Денфорде. 1700, июль приглашен Птером I на службу в качестве корабельного мастера 1701-1709 строил в Воронеже 70пушечные корабли 1707-1710 в Таврове построил шесть кораблей 1712-1733 построил в СПб 64-пушечный корабль "Ингерманланд", по проекту Петра I, 70-пушечный корабль "Нептунус", 90-пушечный корабль "Гангут" и др. 1733-1735 на Соломбальской верфи в Архангельске строил 54-пушечные корабли "Город Архангельск", "Северная Звезда", 32-пушечный фрегат "Гектор". Ученики его школы: В.И.Батаков, П.Качалов, А.Сурмин. КУРОЧКИН Андрей Михайлович (1770 - 04.12.1842, Архангельск), похоронен на Соломбальской клдбщ в Архнгельске (могила охр. гос-вом)корабельный мастер, самоучка. Работал на первой государственной верфи в России - Соломбальской, получил мировую известность. Под его руководством за 25 лет раоты в Соломбале построено 87 кораблей, фрегатов и судов. 1803 построил 47-пушечный корабль "Сильный", за что в 1804 г получил от имп. Александра I перстень с бриллиантом. МАТВЕЕВ Андрей Артамонович, граф (15.08.1666 - 16.09.1728, Москва), похор в церкви Св.Николая (в Столпах), Москва действ. тайн. сов.(1715), сенатор (1719) военно-морской деятель Один из ближайших сподвижников Петра I , службу начал в Посольском приказе 1691-1693 воевода в Двинском крае (Архангельск) 1699-1712 посол в Голландии 1712-1715 посол при Австрийском двре в Вене 1713- 03.01.1719 дир-р Морской академии 1719-1721 президент Юстиц-коллегии, сенатор 1724 первоприсуст. Московской сенатской конторы 1727 вышел в отставку МОЛЧАНОВ Никифор Константинович (+ 02.01.1764, СПб) контр-адмирал (1762) 1720 - поступил на службу гардемарином 1727 мичман 1731-1738 служил в Астрахани 1738-1741 ком-р яхты "Елизабет" 1741-1743 служил в Архангельске 1748 ком-р корабля "Св. Николай", перешел из Архангельска в Ревель 1755 секунд-интендант 1757-1758 ком-ром кораблей "Св. Сергий" и "Св. Иоанн Златоуст", в составе эскадры адмирала З.Д.Мишукова 1759-1762 капитан над Архангельским портом, и.д. командира порта; за самовольные нарушения приказов Адмиралтейств-коллегии был предан военному суду 1763 дек отбыл из Архангельска в СПб Кавалер орд. Св. Влад 2ст, Св. Анны 1й ст. МУРОМЦОВ Александр Петрович ген-маиор (1783) 1745 поступил на службу матросом 1749-1752 воспитанник Морской академии 1753-1762 в кампаниях на Балтийском море, перешел из Архангельска в Кронштадт 1757 мичман 1763 в составе Кронштадтской комиссии военного суда 1764-1765 в плавании от Кронштадта до м. Дагерорт 1768-1774 участник русско-турецкой войны, на корабле "Три Святителя" в составе эскадры адмирала Г.А.Спиридова перешел в Архипелаг 1771 ком-р фрегата "Св.Федор", участвовал в боевых действиях в Архипелаге 1774-1776 ком-ром кораблей "Дерись", "Переслава" в сост эскадры контр-адмирала И.А.Барша в Балтийском море; ком-р фрегата "Четвертый" в Азовском и Черном морях 1776 презус следственной комиссии при Таганрогском порте 1777 октябрь, капитан 1-го ранга, командовал Азовской флотилией, с 1778 командовал эскадрой 1781-1783 капитан над Арханегльским портом 1782 бригадир 1783 май, капитан над портом Херсон 1785 в отставке по болезни МУСИН-ПУШКИН Алексей Васильевич (+ 1803) адмирал (1797) 1746-1748 воспитанник Морской академии, совершил 2а дальних перехода из Кронштадта в Архангельск и обратно; 1751 мичман 1758-1763 участник Кольбергского сражения, ком-р палубного бота, бомбард. корабля "Юпитер", пинка "Вологда"; был в крейсерстве в Балт. море на фрегате "Св. Михаил" 1763-1767 казначей в Ревельском порту 1767-1769 ком-ром брандвахт фрегатом "Вестовой" в устье Двины, на корабле "Три Святителя" плавал в Балт море; 1769 ком-р фрегата "Св. Федор" 1771-1773 ком-р корабля "Память Евстафия" перешел из Архангельска в Ревель, плавал в Балт море 1773 в чине кап 2 ранга, на корабле "Мироносец" перешел из Ревеля в Ливорно в сост эскадры контр-адмирала С.К.Грейга, ходил в Средиземном море до окончания 1774 г. 1775 вернулся в Кронштадт 1776-1778 ком-р корабля "Вячеслав" в Ревельском порту 1779 на корабле "Храбрый" отправился из Архангельска, командуя отрядом кораблей на соединение с эскадрой контр-адмирала С.П.Хметьевского и крейсировал в Баренцевом море; 1780 перешел в Кронштадт 1781 -1787 командир Архангельского порта 1788 июль вр. упр. делами Кронштадтского порта 1789 флагман Балтийского флота 1788-1790 участник русско-шведской войны, на корабле "Саратов" участвовал в Ревельском сражении (май 1790), на корабле "Св. Николай" имел флаг в Выборгсокм сражении, награждён золотой шпагой с бриллиантами, 1791 дек, генерал-кригскомиссар 1792, контр-адмирал, флагман эскадры адмирала В.Я.Чичагова 1878 вице-адмирал 1787-1793 Генерал-кригскомиссар 1800 июль уволен от службы Кавалер орденов Св. Ал. Невского(1797), Св. Влад 2й ст, Св.Анны1й ст., Св. Георгия 4й ст. Надеюсь, поморы внесут коррективы и продолжат тему, С уважением,.. "Вера и Верность!"

Ответов - 129, стр: 1 2 3 4 5 All

EFK: Уважаемый vvy! Согласен. Не будем уподобляться герою детского стишка: "Ты, один не умывался, и неряхою остался!" А последуем дальнейшему призыву: "Надо, надо умываться - по утрам и вечерам! А немытым трубочистам быть позор, и стыд, и срам!" Спасибо! С неизменным уважением,

nemos: ursus, EFK ...может Вам интересно будит... http://rapidshare.com/files/146774327/Archangel.Foto.rar ...с уважением

EFK: Уважаемый nemos! Большое спасибо за проявленное внимание! Для ursus - это подарок. А у меня же этот комплект на рабочем столе - не виртуальный. С уважением,

nemos: EFK пишет: у меня же этот комплект на рабочем столе - не виртуальный. ...всё не виртуальное (антиквар,фото,документы,архивы и т.д.) - вызывает уважение...

EFK: nemos пишет: ...всё не виртуальное (антиквар,фото,документы,архивы и т.д.) - вызывает уважение... Уважаемый nemos! Вы совершенно правы! По настоящему проникнуться духом прошлого и в какой-то мере приобщиться к минувшему можно лишь прикоснувшись к его вещественным свидетельствам.

EFK: Уважаемый nemos! Никак не предполагал привносить в развитие этой темы личностное. Но Вы прямо-таки задели за живое! Придется признаться, чем же меня так притягивают жизнь, дела и люди Архангельского морского порта, Архангельского адмиралтейства и, в особенности Соломбалы, то бишь, Соломбальского военного селения. Отчасти, «виноваты» в этом мои предки по материнской линии – СЕЛЕЗНЕВЫ. Прапрадед - СЕЛЕЗНЕВ Иван Алексеевич. В 1827 году он, 18 лет от роду, уже значился в документах как мастеровой 8-го рабочего экипажа, кузнец. Трудился на одном из Ширшинемских заводов Архангельского адмиралтейства. Проживал здесь же, близ завода в Ширшинемском военном селении. Есть основания полагать, что он оказался на военной службе, будучи рекрутирован из деревни Васильевской под Горой (или Васильевское Городище) Воскресенского прихода Важского уезда Архангельской губернии (или - Воскресенского прихода Благовещенского приказа Шенкурского уезда Архангельской губернии). Происходил из удельных (дворцовых) крестьян Архангельской губернии. Служил, как и все, подвигов не совершал, как и порочащих проступков. Был уволен от воинской службы как унтер-офицер, кузнечный мастеровой 8-го рабочего экипажа. По выходе в отставку обосновался в Соломбальском селении. Умер Иван Алексеевич до 1858 г. Не удержусь, чтобы не отметить – в этот же 8-й рабочий экипаж, в 1833 г. был зачислен мастеровым 4-го класса Николай Войцехович Щенснович, (будущий отец Э.Н. Щенсновича), который за 20 лет службы в этом экипаже прошёл путь от мастерового до поручика. Мой прадед – СЕЛЕЗНЕВ Иван Иванович родился в том же Ширшинемском военном селении. Был определен как солдатский сын в школу кантонистов. Затем обучался в Соломбальском военном училище. На этом его отношение к военной службе завершилось. В 1864 г. был приписан к городу Архангельску, а в 1865 г. записан в мещане, «имеющие льготы». В 1868 г. женился. Его избранницей стала Наталья Николаевна, дочь досмотрщика Архангельской таможни Николая Петровича Петрущенко (Петрущака). Тесть был из отставных рядовых, участвовал в Отечественной войне 1812 г, в Персидской войне. Был награжден медалями и знаком отличия Св. Анны за 20-летнюю беспорочную службу. Вот таким был СЕЛЕЗНЕВ Иван Иванович в конце XIX века.

nemos: ...ув.EFK знать и помнить своих предков - это одно из самых светлых сторон человечества... я к сожалению сейчас проживаю в дальнем зарубежье - пока (хочу вернуться) ...может даст бог и по своим предкам что-нибудь найду... ...с уважением Игорь

EFK: Уважаемый nemos! Искренне Вам этого желаю ... С уважением,

EFK: Гор. Архангельск. Соломбала. Набережная Георгия Седова.

Georg G-L: Там еще крест хотят поставить - памятник гражданским морякам - участниткам конвоев. Кстати на набережной Седова в Архангельске находится один из немногих сохранившихся в России англиканских храмов. Построена в 1853 г. как раз в канун Восточной войны.

EFK: Дополнение к моему Пост N: 181 о наименованиях. «Интересно ознакомить читателей с обрядом закладки 4 мая 1712 г. трёх линейных кораблей на Соломбальской верфи вблизи Архангельска, которые предназначались для усиления Российского флота на Балтике. Дело в том, что всё это действо совершалось во имя Святой Троицы (сходство с основанием Санкт- Петербурга в праздник Святой Троицы). Сценарий торжества был разработан архангелогородским вице-губернатором А.А. Курбатовым. В его основу легла православная церковная обрядность и народные обычаи. Особый упор делался на «священное» число три: три закладываемых корабля, три священнослужителя, которые наносили каждый по три удара топором по килевому брусу. «При начале карабелного строения» архимандрит Михайло-Архангельского монастыря с соборным протопопом, ключарём и дьяконом должен был отправить «молебное пение с водоосв[я]щением». Потом полагалось прочесть соответствующие молитвы c преклонением колен» - «особливое действо о начатии дела кораблей». По завершении «вceгo действа» священнослужители обходили и окропляли освящённою водою заготовленные для кораблестроения лесоматериалы и «места», где следовало начать постройку кораблей, также внутри амбаров и кузниц. После этого следовало просить трёх священнослужителей, (архимандрита «и прочих двух»), чтобы они «во имя Святыя Троицы» «первое бревно фундаментальное (то есть составную часть киля. - П.К.) по три краты назначили топором своими руками». Торжество закладки трёх линейных кораблей на Соломбале по народной традиции должен был завершить пир. Первоначально празднество было намечено «нa пяток Святыя недели», но из-за весеннего разлива вод Северной Двины, подтопивших верфь, его перенесли на воскресенье, 4 мая 1712 г., когда оно и состоялось» 265. 265 Архив СПбИИ РАН. Ф.10 (Архангелогородская губернская канцелярия). Оп.4. Д.68. Л.4об-5, 19об. Лит.: Кротов П.А. Основание Санкт-Петербурга. – СПб.: «Историческая иллюстрация». 2006. С.108-109. СПРАВКА. КУРБАТОВ Алексей Александрович (1659 – лето 1721). Архангельский вице-губернатор. Из крепостных Б.П. Шереметева. Известен, как «прибыльщик» Петровского царствования. Начальник Архангелогородской губернии (с 22.02.1711), именуется вице-губернатором с 06.03.1712. Курбатов с неохотой оставлял Москву по причине отдаления от государя. Петр I отвечал ему на жалобы: «Господин Курбатов! … вы зело опечалились ездою к Городу (так тогда обыкновенно назвали Архангельск) образом малодушества». Курбатов просил звания губернатора; «построй три корабля и будешь губернатором», отвечал государь. Назначение в Архангельск оказалось действительно несчастливо для Курбатова. Он начал управлять своею обширною губерниею со свойственною ему энергиею. …. Он озаботился снабжением гарнизонных войск достаточным количеством оружия, разыскал по разным городам утаённые государевы товары и деньги, ………, завёл «шпитали» и училища,… наконец построил в Архангельске семь кораблей. Но не только не получил обещанного ему губернaторства, а еще и попал под суд. Курбатов столкнулся с Меньшиковым. Так и умер под следствием. Лит.: Русский биографический словарь А.А. Половцева

EFK: Монумент в честь 310- летия со дня основания Соломбальской верфи В сентябре 2003 г. на площади недалеко от центральной проходной Судоремонтного завода "Красная кузница" был открыт памятный знак. Описание мемориального сооружения. Памятный знак представляет собой стелу высотой около 7,5 метра. Бетонное её основание облицовано булыжником. Его венчает серебристый шпиль, увенчанный фигуркой парусника. Кораблик выполнен из нержавеющей стали и поворачивается наподобие флюгера. Около памятника установлены несколько якорей XVII - XVIII веков. Перед стелой на бетонном постаменте помещена корабельная пушка (орудие действующее). Отлил её в подлинном масштабе по старинным чертежам литейщик "Красной кузницы" Аркадий Сахаров. На лицевой стороне стелы укреплен крест и две рельефные надписи. Одна из них - принадлежащее императору Петру I изречение: "Будет у нас флот не хуже заморского, ничего для этого не пожалею. Так то и будет". Вторая надпись сообщает, что этот знак воздвигнут в честь кораблестроителей Соломбальской верфи, создавших мировую славу России за 310 лет. Автор монумента - архангельский художник-дизайнер Рудольф Климов, член Союза художников России. Монумент изготовлен на заводе.

EFK: Перечитывая старое Сей остров Соломбал, простирающийся длиною на семь вёрст, верхнею своею частию стоит против второй части города Архангельска, отделен от городу проливом Кузнечихой, на западе большим фарватером Двины, на севере облегается проливом Маймаксою, а на юге рукавом Двины между острова Моисеева. На нем две речки - Соломбалка и Курья, которыя остров Соломбала разделяют на три части. Первая и середняя части, имеет на себе каменный собор Преображения Господня, апостолов Петра и Павла и угодника Николая. Оный собор из деревяннаго перестроен главным Соломбальским командиром и капитаном над портом генерал-майором Лаврентием Савельевичем Вакселем; ныне же укpaшен богатою утварью, хорошим облачением и письмом и содержится в великой чистоте и порядке. Протопоп, два священника и два диакона - вcе проповедники, а особливо священник Григорий весьма знаменит красноречием и ясностию. При нем же есть нарядный певческий хор из морских людей. На сей части имеется казеннаго строения: адмиралтейство о шести корабельных доках, адмиралтейская контора, построенная по чертежу Петра Великаго, чертежная, несколько мастерских, экипажные магазеины, большая батарея о двух фасах с пушками, каменное казначейство, флаг-штох, гоубутвахта и главный в адмиралтейство вход. // Путешествие по Северу России в 1791 году. Дневник П.И. Челищева. – С.-Петербург, 1886. С.98-99. СПРАВКА ГЛАВНЫЙ КОМАНДИР ПОРТА, должностное лицо в русском военно-морском флоте (1722-1917), стоявшее во главе главного военного порта. Все военные порты России делились на главные (Кронштадт, Севастополь, Николаев, Архангельск, Астрахань, Владивосток и др.) и порты 2-го разряда (Ревель, Свеаборг, Baтум, Баку и др.). Некоторые порты переводились из одного разряда в другой. Главному командиру порта подчинялись все состоящие в ведении порта корабли, суда, плавсредства, судоверфи, заводы, мастерские, склады, учреждения, а также расквартированные на территории порта строевые воинские части. Он отвечал за организацию всех видов обеспечения кораблей и судов, приписанных к порту, оборону порта в военное время, функционирование учреждений порта, поддержание порядка. Одновременно Главный командир порта являлся начальником гарнизона. Лит.: Советская военная энциклопедия. Т. 2. М.: Воениздат, 1976. С.568

EFK: Перечитывая старое Продолжение Вторая Coломбальская часть отделяется от первой речкой Курьей, а соединена с нею каменным мостом. На ней малое адмиралтейство и три дока каменные, кузница о девяти горнах и при ней слесарни, провиантский магазейн, кoтeльная и литейные мастeрские, деревянный капитана над портом дом и, объявлению жителей, военных служителей и из них же мастеровых людей, собственных своих, партикулярных, деревянных, тесно рядом один с другим построенных 1 700 домов; порядочная богадельня на иждивении сотаго процента всех чинов морских служителей, вычитаемаго из их жалованья, заведенная помянутым бывшим капитаном над портом и главным Соломбальским командиром Лаврентием Савельевичем Вакселем; в ней в мой проезд было до тридцати увечных и престарелых женщин; рынок, в котором от тридцати до пятидесяти лавочек, в которых обыватели сего острова, а не купцы, торгуют всяким мелочным товаром; шесть, матросских в линию построенных больших казарм, шесть, в коих поместить можно до шести тысяч рядовых; школа матросских детей весьма порядочная, до пятисот числом, из которых, по объявлению их смотрителя Сорокина, почти ежегодно в выпуск выходит чeловек до пятнадцати штурманов. При сем же отделении имеется купеческая корабельная пристань. На северной стороне, верстах в двyx от строения, господином Вакселем построена на кладбище деревянная церковь архидиакону Лаврентию, при которой и его тело предано земле; над могилою его сделан неважный монумент с гербом и надписьми. По рощице проведены аллеи для гулянья, а на берегу реки Мaймаксы, не подалеку от церкви, построен немецкий трактир и олений сарай. // Путешествие по Северу России в 1791 году. Дневник П.И. Челищева. – С.-Петербург, 1886. С.99-100.

EFK: Перечитывая старое Продолжение Третья и последняя часть Соломбальского острова - называемая Курья; она отделяется речкою Соломбалкою и соединяется деревянным же мостом. На ней часть адмиралтейства, запасные леcные, хлебные и пеньковые магазеины, прядильный, канатный и кирпичный заводы, для смоления канатной пряжи, баня, aдмиралтейский деревянный дом, флагманский, корабельного мастера и пекарные сухарные деревянные домы; отсель же и казенный в город перевоз; по обеим сим рекам Двины и Кузнечихи заводятся мeлкиe суда и плоты. Все вообще Соломбальское адмиралтейство обнесено полисадником. При Соломбальской верфи или адмиралтействе флота адмирал и орденов российских святаго Победоносца Георгия четвертаго клacca, святаго равноапостольного благоверного князя Владимира большого креста второй степени и великокняжеского Голштинскаго Кpecтa и Александра Невского кавалер Иван Яковлевич Барш. Капитан над портом генерал-майор и ордена святаго равноапостольного благоверного князя Владимира второй степени кавалер Иван Абросимович Баскаков. Жительствующих на Соломбальском остров при разных мастерствах и должностях морских и артиллерийских военных служителей – 2 587 человек, их жен и детей – 1 950; казенного ведомства обывателей мужеска - 578, женска - 580; разночинцев: мужеска - 115, женска - 130; по торгу, промыслу и в разных работах временем пребывающих: мужеска – 680; женска - 57, а всех вообще: мужеска - 3 960, женска - 2,717, а обоего мужеска и женска пола – 6 677 душ. На cеверо-восточной Соломбальскаго острова стороне лежат три деревни в розных местах, не подалеко одна от другой, под названием первой, второй и третьей Соломбалки. Пропитaниe сих людей есть работа в адмиралтействе. Необходимость, нeдостаток в другом прокормлении и выгода научили их великому искусству в кузнечном, в конопатном, а особливо плотничьем и столярном мастерствах. 3абавно смотреть, как бородатые сии архитекторы, с дозволения еще Петра Великаго, приходят в чертежную, в адмиралтейство и учатся чертить и строить суда, и удивительно, до какой дошли практики Cкарягин и несколько других. // Путешествие по Северу России в 1791 году. Дневник П.И. Челищева. – С.-Петербург, 1886. С.100-101.

EFK: Перечитывая старое Окончание В мою во оной гавани [Лапоминской] с адмиралтейским дежур-майором Перфильем Ивановичем Игнатьевым 4-го числа aвгycтa бытность стояло военных судов новых: кораблей - 11, фрегатов- 8, транспортных - 3. Для караулу оных, под ведением лейтeнaнта Федора Христофоровича Корнильева, морских служителей было до двухсот человек, которое число всегда, во всегодичное время при оной гавани попеременно бывает; а шкипер Василий Федорович Гербатов в собственном своем деревянном доме всегда там, по старости своих лет, без переменно живет, а отлучается только когда в город Архангельск и Соломбальское адмиралтейство па самое малое время. Вниз по реке Маймаксы, в шести верстах от Соломбальского острова, впадает с правой стороны речка Повракулка; oнaя также служит для военных судов гаванью; в ней в мою бытность стояло новых военных судов: фрегат 28-ми пушечный - l, катеров 24-х-пушечных -3, транспортных - 2; для караулу их шкипер с шестнадцатьми человеками морских солдат и матросов. Повракулка хороша по глубине по тихости воды, по закрытию от ветров и по безопасности ото льду; жаль, что оная речка Повракулка не на долго простирается. // Путешествие по Северу России в 1791 году. Дневник П.И. Челищева. – С.-Петербург, 1886. С.104-105.

Гюйс: Архангельск. Век 19.

Гюйс: Архангельский порт. 1914 год.

EFK: Ув. Гюйс !

EFK: ПОГИБЛИ НА ПЕРВОЙ ВЕЛИКОЙ ВОЙНЕ... 26 октября 1916 года в разгар Первой мировой войны в Архангельске произошла крупнейшая в истории города техногенная катастрофа. В порту на Бакарице взорвался загруженный боеприпасами пароход «Барон фон Дризен». Он затонул. Были уничтожены пакгаузы, электростанция и так далее. Погибли также два парохода и плавучий 100-тонный кран; от пожара выгорела часть жилого поселка. Но самое главное - взрывы и пожар уничтожили и изуродовали сотни человеческих жизней. Свидетель того события - он приехал для спасения пострадавших - судовой механик Петр Мусиков вспоминал: «На Бакарице море огня - и взрывы без конца. На пристани вид ужасный: несколько сот трупов, обгоревших, издающих особый приторный запах гари и разложения (...) Не люди, а то, что осталось от людей... Команда начинает таскать из-под развалин раненых, полуживых, стонущих и укладывает их на палубе». Уже в первое время было найдено более 600 трупов. Сведения о пострадавших в дальнейшем разноречивы даже в официальных документах - характерная особенность многих военных донесений. Предполагалась германская диверсия. Следует признать, что в этой форс-мажорной ситуации делалось все возможное для спасения раненых. А было это не просто. Все лечебницы находились в городе, моста же через Северную Двину тогда не было. Пароходы «Санитарный» и другие перевозили раненых на правый берег, затем доставляли их в лечебные учреждения. Экстренно были задействованы все лазареты и больницы и созданы новые лазареты в помещении Коммерческого собрания, при винном складе и даже в доме губернатора. К оказанию помощи пострадавшим привлекались жители города. По официальным данным, в лечебных учреждениях помогли 1166 человекам. Каковы были безвозвратные жертвы трагедии? Где нашли они последнее пристанище? Властями, кажется, и здесь делалось все, чтобы не вызвать панику. О случившемся ничего не сообщалось ни в местных, ни в центральных газетах. Сегодня частичные сведения можно получить из документов Госархива Архангельской области, в частности, из материалов следственной комиссии, прибывшей тогда из Петербурга. На 8 ноября 1916 года, то есть спустя две недели после взрыва, число списанных посмертно по 14-й воинской пешей дружине - основному воинскому формированию в районе Бакарицы - включая умерших в лазаретах, составило 753 человека. В другой категории 40 человек - гражданские лица, портовые и таможенные работники, пожарные. Погибли также 27 иностранных моряков с находившегося рядом со взрывом и загоревшегося английского парохода «Эрл оф Форфар». В итоге - 827 человек. Где захоронены жертвы трагедии, сегодня в городе почти никто не знает. Упомянутый Петр Мусиков в своих воспоминаниях («Летописец Севера», Архангельск, 1990) написал, что трупы везли «хоронить на остров Зеленец в общую могилу». Это утверждение вызывает серьезные возражения. По православному обычаю захоронения чаще производились в местах намоленных, вблизи церквей и населенных мест. Святейший Синод тогда только что специальным распоряжением предписал «обязательное сопровождение погребаемых воинов священниками». Пустынный и низменный остров Зеленец (Житова кошка) - в Никольском рукаве двинской дельты напротив города - менее всего подходил для пристанища погибших. Даже только по соображениям секретности начальствующие лица не могли допустить такого. На третий день после взрыва прошло экстренное совещание начальствующих в городе лиц. Они решали вопрос о быстрейшей ликвидации последствий трагедии и отдельно - вопрос о погребении. В протоколе совещания записано: «Погребение начать 29 октября на Братском кладбище и провести с воинскими почестями в несколько очередей». Здесь Братское кладбище - с заглавной буквы как имя собственное. Было воинское кладбище на Кузнечихе, где хоронили умерших в лазаретах. Но - Братское?.. Братскими кладбищами называли захоронения монашествующей братии в монастырях. В Архангельске был единственный монастырь, Михайло-Архангельский - на Смольном Буяне, при нем находилось братское кладбище. Оно и могло стать последним прибежищем жертв бакарицкой беды. Монастырские кладбища были местом упокоения не только монахов, но и военных инвалидов. Уже с начала войны при монастыре находился епархиальный лазарет на 43 кровати. Он оказался самым близким к месту катастрофы, был расширен и стал приютом для пострадавших. У монастыря в районе Смольного Буяна была собственная пристань. Раненых на пароходах и катерах доставляли сюда. Логично полагать, что кратчайший путь инвалидов от Бакарицы послужил не только для перевозки раненых (в первую очередь), но и для подвозки останков погибших, и основная масса их нашла упокоение на кладбище здесь. В приведенном выше решении совещания у губернатора погребение предписано произвести «с воинскими почестями в несколько очередей». В протокольной записи упомянутого совещания есть также пункт «О панихидах»: «Совершить панихиды без объявления в газетах по всем церквям в воскресение 30 октября после обедни с кратким словом. На 9-й день 3 ноября совершить торжественное служение в Соборе с объявлением в газетах, о чем запросить Генеральный штаб». Главная панихида была проведена в Троицком кафедральном соборе 3 ноября 1916 года, о чем неброско сообщила газета «Архангельск». По-моему, основную часть погибших похоронили на Братском кладбище Михайло-Архангельского монастыря. В советское время монастырь и кладбище были уничтожены. На месте их находятся административные и жилые строения. Проверить эту версию уже невозможно. Стертым с поверхности земли оказалось и другое (это достоверно) захоронение жертв бакарицкой трагедии - на Левом берегу, на старом лисестровском кладбище, ныне не существующем. Я и мои сверстники, жившие еще в 30-40-х годах XX века, сохранили память об этом кладбище и большой братской могиле в его южном углу. На памятнике за оградкой было написано, что там погребли офицеров (перечислялись имярек, чин, звание каждого) и «нижних чинов» (без перечисления имен, цифра двузначная). В областном архиве нашлись документы, подтвердившие и уточнившие мои детские воспоминания. На лисестровском кладбище братская могила приняла останки погибших портовых, таможенных и пожарных служителей и лисестровских крестьян. Еще я помню, что по соседству с братской могилой, за оградой православного кладбища, было второе, меньшее по размерам захоронение иностранных моряков, католиков и лютеран, погибших при взрыве и пожаре. К сожалению, старого кладбища нет. На месте его ныне пустырь, огороды и силосные траншеи бывшего колхоза «Организатор». Взрывы на Бакарице (а затем на Экономии) в 1916-1917 годах многократно описаны в книгах и газетах. Авторами большее внимание уделялось выяснению причин и виновников и меньшее - жертвам трагедии. Сотни погибших и пострадавших так и не нашли места в памяти, в том числе топонимической, нашего города. А ведь та война тоже была Великой... Лев ВАРФОЛОМЕЕВ. Действительный член Русского географического общества. Правда Севера. 2009. 22 января

EFK: Утро 2 февраля 2009 г.

volnoper:

Georg G-L: Точно - большевики хотели Бакарицу - то есть самый оборудованный портовый район - взорвать....

ursus: Люди архангельского порта АРТЮХОВ Фeдop Гepacимoвич (1779-1851) Пo oкoнчании MК cлyжил нa БФ. 1798-1800 гг. нa кopaблe «Mcтиcлaв» xoдил к бepeгaм Aнглии. B 1804-08 гг. нa кopaблe «Cв. Eлeнa» плaвал нa Cpeдизeмнoм мope и yчаствовал в Aфoнcкoм cpaжeнии. 1817- 19 гг. кoмандовал тp. «Уpaл». 1820-34 гг. cлyжил в Apxaнгeльcкe. 1836-51 гг. cлyжил нa ЧФ. 1849 г. вице-aдмирал. С уважением,.. "Вера и Верность!"

EFK: АРТЮКОВ (Артюхов) Федор Герасимович (?-14.10.1851), вице-адмирал (1849). 1817-1819 гг., командуя транспортом «Урал» совершал рейсы из Кронштадта в Архангельск и обратно. 1820-1822 гг. состоял при Главном командире Архангельского порта. 1823-1825 гг. командовал брандвахтенным шлюпом «Пирам». 1826-1830 гг. - помощник капитана Архангельского порта. 1833 г. - состоял начальником Архангельского морского госпиталя. Командир корабля «Остроленка», построенного на Соломбальской верфи (1834), на котором совершил переход из Архангельска на Балтику. Кавалер ордена Св. Георгия 4-го класса - в чине - флота лейтенант - 26.11.1811 - «За беспорочную выслугу, в офицерских чинах, 18-ти шестимесячных морских кампаний». С уважением, Именем Артюкова названы мыс и остров в проливе Карские ворота в районе Новой Земли.

EFK: Фотокомпозиция из путеводителя "Архангельск. Прогулка по набережной" (2008 г.) К сожалению, нынешнее состояние и шхуны и бюстов не столь красочно ...

Georg G-L: EFK пишет: Фотокомпозиция Жаль "Запад" сейчас уже не такой...

KK: Georg G-L пишет: аль "Запад" сейчас уже не такой... а какой сейчас

Georg G-L: KK пишет: а какой сейчас Вот такой - радикал чегой-то не работает - даю ссылку http://guskin.spb.ru/photo/photo.php?tag=urban&photo=0659&size=large

EFK: Вот такой С уважением,



полная версия страницы