Форум » Русские морские крепости » Крепость Соловецкого монастыря » Ответить

Крепость Соловецкого монастыря

EFK: КРЕПОСТЬ Соловецкого монастыря (1582 – 1596) Построена по указу Ивана IV, подтвержденному грамотой Федора Иоанновича. Крепость возведена для защиты Беломорья от шведской экспансии. Московский воевода Михаил Озеров построил сначала деревянный острог (1578); такие же деревянные остроги были выстроены в на побережье Белого моря в Ринозере, Суме, Керети, Коле. Сороке. Однако из-за частых набегов западных соседей на поморские земли было решено построить каменную крепость «вкруг» главных храмов и келий Соловецкого монастыря. Строительство возглавили вологодский «городовой мастер» Иван Михайлов и монах Трифон. Крепость воздвигнута на узком перешейке между бухтой Благополучия и озером Святое; имея в плане форму вытянутого в направлении север-юг пятиугольника (с пл. 3 га), она фланкировалась по углам круглыми башнями - Никольской, Корожной, Прядильной, Белой (Головленковской) и Архангельской. Массив стен (толщина у основания 7 м, на уровне боевых галерей - до 4,5 м, высота - до 10 м, башен - 17 м; длина стен - 1084 м) сложен из валуна с применением известкового раствора и кирпича (бойницы, столбы ограждения, парапеты прясел, своды ворот и печур). Башни имели 4 боевых яруса; они увенчаны высокими деревянными шатрами со смотровыми площадками наверху. Крепость отвечала всем важнейшим требованиям фортификационного искусства, не уступая знаменитой Троице-Сергиевой лавре. При строительстве в систему крепости были включены сушило и поварня с квасоварней, укрепленные (1621) пристенком с двумя воротами и башнями в углах. Из 8 ворот трое - башенные, имеющие снаружи выступы-прикладки. Огромные камни кладки крепостных стен и башен придают им не только прочность и мощь, но и создают, в сочетании с кирпичом и деревом, неповторимый образ древней твердыни. Крепость была достроена в 1-й пол. XVII века. Лит.: Архитектурно-художественные памятники Соловецких островов. - М.: Искусство, 1980; Скопин В.В., Щенникова Л.А. Архитектурно-художественный ансамбль Соловецкого монастыря. - М.: Искусство, 1982; Поморская энциклопедия. Т.1. История Архангельского Севера. – Архангельск, 2001. С. 384-385

Ответов - 32, стр: 1 2 All

EFK: Крепость Соловецкого монастыря убедительно обозначило военное присутствие Российского государства на северных рубежах. За всё время своего многовекового существования она лишь несколько раз подвергалась нападению и лишь единожды была взята штурмом. СОЛОВЕЦКОЕ ВОССТАНИЕ [«Соловецкое сидение» 1668-1676] Вооружённое выступление соловецких монахов и примкнувших к ним разинцев и северных крестьян. Монахи не хотели признавать нововведения патриарха Никона, а простые люди протестовали против крепостнических порядков. События Соловецкого восстания ярко описаны Семеном Денисовым в его «Истории о отцах и страдальцах соловецких» (написана в 1710-х), разошедшейся в сотнях списков по Архангельскому Северу. Открытому конфликту предшествовала присылка из Москвы «новопечатных» богослужебных книг (12 служебников). Престарелый архимандрит Илья 10.10.1657 передал их на рассмотрение «соборным старцам», отвергнувшим служебники. После смерти Ильи архимандритом стал Варфоломей, поддержавший это решение. На церковном соборе 1666-61 Варфоломей был смещен. Царю же монахи послали челобитную о вере. Они отказались принять новопоставленного архимандрита Иосифа. Несмотря на увещевания, вновь и вновь обращались к царю с челобитными; в 4-й и 5-й челобитных (1667) монахи окончательно отказались от никоновских нововведений: «...Лучше нам временною смертию умереть, нежели вечно погибнуть». В ответ царь Алексей Михайлович послал на Соловки стряпчего Игнатия Волохова. В соответствии с царским указом (3.05.1668) Волохов взял в Архангельском городе 100 стрельцов и 22.06.1668 прибыл на Соловки. Монахи заперлись в крепости. Допущенный на монастырский собор Волохов с изумлением услышал от «соборных старцев» следующие слова: «И мы де великого государя не слушаем и по новым книгам служить не хотим, и впред де великий государь пошлет хотя многие тысещи, и мы де сидим в городе.» Так началось знаменитое «соловецкое сидение». Стрелецкое войско стояло летом на Заяцком острове, зимою же отъезжало в Сумский острог. В течение 4 лет Волохов безуспешно осаждал непокорный монастырь и, наконец, был отозван (27.06.1672). Его сменил сотник московский стрельцов Климент Иевлев (назначен 3.04.1672); к 100 архангельским и холмогорским и 125 сумским и кемским стрельцам было прибавлено 500 двинских. Как и его предшественник, Иевлев зимой находился в Сумском остроге, летом же высаживался на Соловецкий остров; вокруг крепости были возведены шанцы, велся обстрел обители. Однако существенных успехов Иевлев так и не добился. Положение изменилось с назначением новгородского воеводы И.А. Мещеринова (6.09.1673). Приняв дела у Иевлева в Сумском остроге (4.01.1674), Мещеринов лишь в июне прибыл на Соловки; под его командованием было 600 архангельских и холмогорских и 125 сумских и кемских стрельцов; в августе пришло пополнение - 250 двинских и 50 вологодских стрельцов. Через год, 1.07.1675, царским указом были посланы на Соловецкий остров «в прибавку» 300 кольских, 100 великоустюжских и 110 холмогорских стрельцов. В конце 1675 стрелецкое войско под началом Мещеринова насчитывало 1137 чел. 20.09.1674 из Москвы к Мещеринову были доставлены 2 огнестрельных мастера - Борис Савельев и Клим Назарьев и с ними «две пушки верховые и гранаты и всякие пушечные запасы». Летом 1675 военные действия приняли серьезный характер. Выполняя приказ царя, воевода остался на зиму около Соловецкой крепости. Были выстроены новые шанцы, раскаты и городки; велись подкопы под Белую, Никольскую и Квасоваренную башни; выход в море из Глубокой губы был перегорожен 14 «брусами на цепях». Попытка взять крепость приступом 23.12.1675 не удалась. Конец 8-летней осаде положило предательство соловецкого выходца чернеца Феоктиста; в ночь на 29.01.1676 он провел стрельцов по подземному ходу около Белой башни. Крепость была взята московским войском. К этому моменту в крепости было от 300 до 500 чел. Началась зверская расправа над непокорными монахами: «иных пущих воров воевода Иван Мещеринов перевешал, а многих чернецов, выволоча за монастырь на губу, заморозил» (из челобитной дьякона Игнатия царю Федору Алексеевичу). 17.06.1676, когда Мещеринов подавал роспись новоприсланному соловецкому архимандриту Макарию, в живых значилось лишь 14 чернецов, «взятых в монастыре». 500 пострадавших в Соловецком монастыре поминаются по старообрядческому синодику. Лит.: Поморская энциклопедия. Т.1. История Архангельского Севера. – Архангельск, 2001. С. 386

Edd: Соловецкая крепость. 19. век. И в середине XIX века Соловецкой крепости пришлось держать боевой экзамен. Летом 1854 года к островам подошли английские фрегаты. Девять часов продолжалась бомбардировка кремля. Крепость выстояла под градом прямых попаданий ядер. А в 1855 году английские фрегаты снова подошли к Соловкам. Англичане предъявили ряд требований монастырю. Но переговоры с монастырским начальством кончились для них безрезультатно. Интересный исторический памятник - Переговорный камень с надписью, посвященной этим событиям, лежит на берегу моря, там, где проходили переговоры. С ув. Edd

Edd: Соловецкая крепость. 20 век. Соловецкая школа юнг военно-морского флота Образована приказом наркома ВМФ СССР (25.05.1942) на базе Соловецкого учебного отряда Северного флота, дислоцированного на Соловецких островах. Начальники школы юнг: кап. 3-го р. Н.И. Иванов, кап. 1-го р. И.Ю.Авраамов, кап. 1-го р. С.Н. Садов. Комиссары: Ф.С. Шингарев, с янв. 1943 -кап. 3-го р. С.С. Шахов. В школе было подготовлено около 4500 специалистов для ВМФ СССР (радисты, рулевые, мотористы, боцманы торпедных катеров). Ее воспитанники воевали на кораблях всех флотов и флотилий страны. В 1972 на Соловках состоялась 1-я встреча юнг, открывших памятник юнгам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. 23-26.07.1992 в Архангельске и на Соловках прошла встреча юнг-ветеранов в честь 50-летия школы; в Архангельске открыт памятник юнгам на набережной Сев. Двины, на здании бывших казарм флотского полуэкипажа установлена мемориальная доска. С ув. Edd

Автроилъ: Никольская (Поморская) церковь в Соловецком монастыре. Поставлена в память всех, на море погибших.

EFK: Небольшой экскурс в историю Соловков. Соловецкий монастырь уникален во всем. Уникально его местоположение, его предназначение как духовной обители, его история. Но монастырь помимо всего представляет собой уникальный инженерно-технический комплекс. Следует признать, что он не имеет аналогов в мире. Помимо мощной крепости здесь были построены такие уникальные гидротехнические сооружения как первая в России каменная гавань и каменная дамба, соединяющая Большой Соловецкий остров через морской пролив с соседним островом Муксалма. На Соловках была создана одна из первых русских гидроэлектростанций, возведен самый высокий на Беломорье маяк…. Стоит напомнить о том, что мореплавание соловецких монахов по Белому морю началось около 1440 г. А начало морского судостроения на Соловках датирует 1548 г. Военная составляющая деятельности Соловецкого монастыря была обстоятельно рассмотрена Г.Г. Фруменковым в книге «Соловецкий монастырь и оборона Беломорья в XVI - XIX вв.» [Архангельск: СЗКИ, 1975]. Приведем некоторые извлечения из трудов северного историка. Соловецкий монастырь в отличие от собратьев, расположен «вне всякого селения мирского на морском пограничном острове» и круглый год отрезан от большой земли: летом - водой, а зимой - ледяными глыбами, носимыми взад и вперед прибывающей и убывающей водой. Своеобразие географического (и геополитического) порубежного местоположения продиктовала необходимость военизации монастыря, создания в нем постоянных запасов оружия, фуража, продовольствия. Не случайно доказывал один из архимандритов, что в монастыре должно «быть непременно в запасе хлебных припасов годов на десять, а по крайней мере на пять». Соловецкий монастырь периодически подвергался агрессии со стороны «окружных языков» - северо-западных соседей Руси. Из хроник. 1571 – появление в открытом море «в голомяни» против Соловецких островов немецких военных кораблей, оказавшихся соединенным флотом Швеции, Гамбурга и Голландии. Это вызвало большой переполох в незащищенном Соловецком монастыре. 1578 – построен первый деревянный острог с башнями вокруг Соловецкого монастыря. Борьба с «каянскими немцами» (так в старину называли жителей современной Финляндии по имени города Каяна) была неизменным спутникам соловецкой истории вплоть до начала XVIII века. Напряженное положение на границе заставило Соловецкий монастырь беспокоиться прежде всего о своей личной безопасности. Но в XVI-XVIII вв. монастырь был также политическим центрам края, а его настоятель - большой силой на Европейском Севере России, способной возглавить оборону государственных и, разумеется, соловецких границ. Владея Карельско-Мурманским прибрежьем, монастырь, естественно, вынужден был ставить крепости, содержать гарнизоны в острогах всего Поморья и защищать свои материковые владения. Защита обширной северной окраины страны составляла поэтому важнейшую заботу и неотъемлемую обязанность этой духовной обители. Таким образом, Соловецкому монастырю пришлось, кроме собственных «прав и обязанностей, принять на свой страх и кошт долю чисто правительственных функций». Это вынудило монастырь строить укрепления на островах и в прибрежной полосе, прибрежной полосе, иметь оружие, содержать войско, то есть заниматься военной стратегией. Т.е. стать и воином, принимавшим активное участие в защите Поморья от покушений балтийских соседей Руси - Швеции и Дании, пытавшихся интервенцией решить вопрос об обладании Русским Севером и морскими торговыми путями на Восток - в Сибирь, Китай, Индию. С течением времени к XIX веку экономическое и политическое положение монастыря на Севере изменилось. Если до 60-х годов XVIII века монастырь оборонял весь край, составлявший его вотчину, то в 1854-1855 гг. он защищал в основном Соловецкие острова, которые вместе с «подворьями», в некоторых городах составляли теперь все его владения. И тем не менее и в это время монастырь оставaлcя важнейшим узлом обороны Севера и имел большое стратегическое значение: Соловецкие острова закрывали вход в Онежскую губу Белого моря, преграждали путь к городам Кеми, Онеге и Сумскому посаду. Именно поэтому англо-французские захватчики обрушили основной и самый мощный нa Севере удар на Соловецкий монастырь. Безусловно события 6-7 июля 1854 года, разыгравшиеся у стен Соловецкого монстыря, стали были наиболее ярким моментом в обороне Архангельского Поморья в период Крымской войны. Из хроник. 1854, 6 – 7 (18 – 19) июля. Обстрел Соловецкого монастыря с английского и французского 60-пушечных пароходо-фрегатов «Бриск» и «Миранда». В первый день пароход «Миранда» обстрелял монастырь. Береговые артиллеристы ответили метким огнем. На другой день с фрегата «Бриск» было послано письмо с ультиматумом. Неприятель попытался высадить десант. Затем подверг монастырь жесточайшему обстрелу с двух кораблей. 9 часов 15 минут без перерыва длилась канонада. Не причинив монастырю особого вреда, неприятель ушел. 1918, 31 июля. В Белом море появились военные суда интервентов. Захватив Соловецкие острова, интервенты подготовились для нападения на г. Онегу. На монастырском пароходе «Михаил Архангел», который курсировал на линии Соловецкие острова – Онега, с партией монахов, взятых для маскировки, вооруженный десант интервентов двинулся на Онегу. 1918, 5 – 6 сент. «Переворот» в Архангельске. В ночь с 5 на 6 сентября группа белогвардейских офицеров во главе с капитаном 2-го ранга Г.Е. Чаплиным произвела «переворот». Правительство Чайковского было арестовано и сослано на Соловки. 1918, 9 сен. Возвращение с Соловков по настоянию Френсиса правительства Чайковского (членов ВУСО). 1919, 16 мая. Постановление ВПСО «Об образовании временной ссыльно-каторжной тюрьмы на принадлежащем Соловецкому монастырю острове Кондо-Острове, в пределах Онежского уезда и об утверждении ее штатов». Персонал первой на Русском Севере ссыльно-каторжной тюрьмы состоял из 29 человек, в т. ч. 3 старших и 22 младших надзирателей. (В дальнейшем во изменение этого решения тюрьма был учреждена на острове Мудьюг). 1919, осень. Началась разработка плана эвакуации из Северной области. Соловецкие острова предполагалось использовать как промежуточный пункт для размещения гражданской и военной администрации Северной области. А далее начался советский период Соловков.

EFK: На Соловецком монастырском кладбище нашёл свой последний приют один из защитников монастыря. На надгробии была выбита такая надпись: «Здесь погребено тело воина Харлампия ПОНОМАРЕВА, который командовал на батарее против англичан 1854 года июля 6 и 7; скончался 20 июля 1862 года» В книге Г.Г. Фруменкова так описывается подвиг артиллериста: «Особенно отважно сражалась 7 июля береговая батарея под командованием унтер-офицеров Пономарёва и Николаева. Её прислугу составляла команда из 10 инвалидов с горстью храбрецов-охотников. Между батареей и орудиями врага весь день продолжалась настоящая дуэль. Залпы с моря и с берега сливались в грохот сплошной канонады. Стрельба слышна была в приморских селениях, удаленных на 100 верст от монастыря. Огонь батареи подкреплялся ружейной пальбой засевших в кустарнике стрелков-волонтеров, выстрелы которых, хотя и не опасные для врага, отвлекали его внимание от монастыря. …… За мужество, проявленное при обороне Соловецкого монастыря 6-7 июля 1854 года, была награждена, кроме духовного начальства, большая группа инвалидов и гражданских лиц39. Прапорщик Николай Никонович получил орден св. Анны 3-й степени с бантом, фейерверкер Вицентий Друшлевский - знак отличия военного ордена и следующий класс, унтер-офицеры Павел Николаев - знак отличия военного ордена и Харлам Пономарёв - единовременно 25 рублей серебром из государственного казначейства. Рядовому Николаю Яшникову простили штрафы. Знаком отличия военного ордена наградили унтер-офицера Николая Крылова, а 20 солдат инвалидной команды и стрелков-волонтеров получили денежные премии, благодарности и другие поощрения. Норвежцу Андрею Гардеру выдали 75 рублей, рядовым Тимофею Антонову, Терентию Рагозину, Михаилу Фомину и другим (всего 13 человек) по 15 рублей серебром каждому». Примечательна упомянутая в приведенном отрывке личность фейерверкера Вицентия Друшлевского. Молодой поляк был участником второго польского восстания. Попал в плен, был осужден, потом амнистирован. В 1832 году отправлен на службу рядовым в Архангельскую Новодвинскую крепость. После завершения Крымской войны вышел в отставку. Там же в Новодвинке обзавелся семьей, потом перебрался в Соломбальское военное селение, где и завершилась его жизнь. А на Архангельском Севере, ставшем для них малой родиной, остались дети. Внуки Друшлевского принимали участие уже в других войнах – и Первой мировой, и Гражданской.

Georg G-L:

Georg G-L: 6-го (18-го) июля, капитан Омманей, с двумя вооруженными пароходами: "Миранда" и "Бриск", каждый о 14-ти орудиях, предпринял нападение на уединенную Соловецкую обитель. Неприятель считал этот монастырь сильно укрепленным, но, несмотря на то, надеялся захватить сокровища, которыми, по дошедшим до него слухам, были богаты тамошние церкви. Как только появились английские суда в виду Соловецкого острова, настоятель монастыря архимандрит Александр сделал крестный ход с чудотворными иконами по стене вокруг обители, произнес увещание нижним чинам и всем живущим в монастыре, призывая их стоять твердо за Веру и Святую обитель, и — как сказано в его собственном донесении — предался в волю Божию. Затем архимандрит, вместе с начальником местной инвалидной команды, прапорщиком Никоновичем, взяв с собою два 3-х-фунтовые орудия и несколько охотников из нижних чинов, богомольцев и послушников, отправился верхом по острову, следить за неприятелем. Желая устрашить защитников монастыря, Англичане сделали с одного из пароходов до 30-ти выстрелов в стены каменной ограды; когда же в ответ им было пущено инвалидами несколько ядер из двух 3-х-фунтовых орудий, неприятель отвел пароход, поврежденный нашими выстрелами, к другому судну, стоявшему далее от берега. На следующий день, 7-го (19-го) июля, в начале 6-го часа утра, неприятель отправил, под белым флагом, гребное судно к берегу у монастыря, с депешею на английском языке и с безграмотным переводом ее, в которых Омманей, капитан фрегата ея великобританского величества Евридики и главнокомандующий эскадрою на Белом море, объявил, что "как Соловецкий монастырь принял на себя характер крепости и производил пальбу по английскому флагу, то, в удовлетворение за такие враждебные действия, капитан, командующий эскадрою, требует: во 1-х, безусловную сдачу гарнизона со всеми пушками, оружием, флагами и военными припасами; во 2-х, гарнизон должен сдаться не позже шести часов по получении сей депеши. В случае же нападения на парламентерский флаг, или если комендант не передаст сам, лично свою шпагу на пароход "Бриск", немедленно последует бомбардирование монастыря". Эта депеша, присланная на имя несуществовавшего коменданта, вызвала ответ, за подписью "Соловецкий монастырь", с отказом в требовании неприятеля. Англичане, раздраженные неожиданным. сопротивлением, открыли с двух пароходов пальбу огромными снарядами, продолжавшуюся более 9-ти часов (с 7 3/4 часов утра до 5-ти часов пополудни). С нашей стороны, инвалиды и волонтеры действовали с монастырской стены из 8-ми 6-ти-фунтовых пушек, присланных из Архангельска, по распоряжению военного губернатора, и двух монастырских орудий. А между тем, в трех церквах монастыря производилось богослужение о ниспослании помощи против врагов и сделан вторично крестный ход с чудотворными иконами вокруг монастыря, по крепостной стене, под деревянною крышею, и хотя, во время крестного хода, неприятельские ядра во многих местах пробивали крышу, однако же никому не причинили вреда. Да и вообще в оба дня, 6-го и 7-го (18-го и 19-го) июля, из людей монастыря не было ни одного убитого, ни раненого. Повреждений в стене и постройках оказалось мало и легко было исправить их. Сам настоятель монастыря, архимандрит Александр, участвовал в крестном ходе, а потом находился в церкви Святых Угодников Божиих Зосимы и Савватия безотлучно, выходя оттуда только для необходимых распоряжений на краткое время. Судя по усилиям неприятеля покорить святую обитель, защитники её полагали, что Англичане на другой день возобновят бомбардирование; но неприятель, по всей вероятности, видя безуспешность своего покушения, удалился. Император Николай, по всеподданнейшему докладу обер-прокурора Святейшего Синода, повелел: настоятеля Соловецкого монастыря архимандрита Александра наградить наперсным, украшенным бриллиантами, крестом на георгиевской ленте, а иеромонахов Матфея, Варнаву и Николая — золотыми наперсными крестами на георгиевской же ленте, за отличное исполнение ими своих обязанностей во время неприятельского нападения на Соловецкий монастырь. Англичане отправились на пустынный Заячий остров, где разорили и разграбили деревянную церковь св. Андрея Первозванного, изрубили топорами Царские врата, разорвали напрестольную пелену, разломали кружку, сняли с колокольни три небольшие колокола и два крестика с образа Богоматери, и с этою святотатственною добычею отплыли в Онежский залив. Просвещенные мореплаватели...

EFK: Ув. Georg G-L! Иллюстрации весьма любопытные. Спасибо! Но вот что интересно. На № 3 Соловецкий Кремль почти аналог Московскому. И пароходы (?) на № 1 и № 3 кажутся, мягко говоря, несколько странноватыми.

Georg G-L: EFK пишет: странноватыми. Лубок... А вообще изображений осады - досадно мало...

EFK: Крепость Соловецкого монастыря. 30 января 2009 г. (Фото В.В. Колтовой) С уважением,

Автроилъ: Башни Соловецкого кремля буду помнить всегда. С ними сравниться могут лишь башни монастыря в Пюхтице. Тоже сказка. Соловки летом.

EFK: Вспоминается и такое На Соловецких островах дожди, дожди. Ну, как расскажешь на словах, как льют они. В конверт письма не уложить. Ветра, шторма. Нет, надо просто здесь пожить ……

EFK: Оружейная палата Соловецкого монастыря "Оружейная монастырская палата наполнена множеством оружия, предками нашими употребляемого, каковы суть бердыши, разных видов палаши, сабли, метательные дротики, копья и стрелы. Немалое количество есть и огнестрельного мелкого оружия, между ними большее число составляют ружья с фитилями разного вида, величины и сложения, так что знающий хорошо древние оружия, нашел бы в них и самые редкие" Иван Лепехин. Русский путешественник. Соловки. 1772 Начало истории соловецкой Оружейной палаты "...относится к 1578 году, когда в монастырь были присланы первые орудия. Первое время они стояли в башнях и по стенам, а огнестрельное и холодное ручное оружие хранилось в первом этаже здания, пристроенного в 1602 году к галерее возле Никольской церкви. Позднее Оружейная палата неоднократно перемещалась: в 1752 году она находилась рядом с ризницей (Я.Я.Мордвинов видел здесь “весьма много всякого старинного оружия и тут же старинные кольчуги и панцири”), а А.Фомин, посещавший Соловки в 1789 году, отметил, что оружие хранится “под церквами и в переходах”. В XIX веке Оружейная палата размещалась в Успенской башне, верх которой был надстроен в 1800 году. Часть оружия, теперь превратившегося в историческую коллекцию, находилась в Белой башне. О богатстве соловецкой Оружейной палаты сохранились довольно подробные сведения. "Переписная книга монастырской оружейной казны" 1667 года указывает 790 пистолей и карабинов, 265 пороховниц, 4300 различных ядер к пищалям, 25 пудов пороха, 643 бердыша, знамена, большое количество кольчуг, наручей, самопалов, луков, стрел, копий, рогатин, палашей, сабель, кинжалов, седел, ковшей для смолы и других видов вооружения и снаряжения. Столь богатых арсеналов в России того времени были единицы. В 1814 году большая часть артиллерии, находящейся на Соловках, была вывезена. Во второй половине XIX века некоторые наиболее интересные из оставшихся здесь образцов взяты в Артиллерийский музей. В Оружейной палате оставалось только ручное оружие и снаряжение. Во время пожара 26 мая 1923 года Успенская башня (находившаяся рядом с очагом пожара) обвалилась, и хранившиеся здесь вещи были засыпаны. Через несколько лет музей СЛОН предпринял разборку этих завалов. Было обнаружено много бердышей, копий, стрел, ядер и пр. Все эти вещи поступили в музей. Тогда же на яруса Прядильной башни были подняты хранившиеся в Кремле чугунные пушки XVII—XVIII вв., которые и в настоящее время находятся в нишах этой башни... (Богуславский Г. Острова Соловецкие. Очерки. 1966.) http://www.solovki.ca/monastery/armory_450.php С уважением,

EFK:

Georg G-L: ...И что с того, что холодам Здесь скоро быть, Что чай с мошкою пополам Придется пить. Не слушай ветреных подруг Про гиблый край, Не опускай в бессилье рук — Ты приезжай. Ты приезжай, дожди уйдут За кромку дня, Ветрила норда опадут, Шторма уняв. Призывно ломится в окно Крик птичьих стай. Я напишу тебе одно: "Ты приезжай!"

Лапоть: Не вполне по теме крепостей, но зато объект, продолжавший служить мореходству и в XX в. Храм-маяк на Секирной горе.

EFK: Маяк на Секирной горе В 1862 г. пароход Соловецкого монастыря «Вера» начал перевозить богомольцев из Архангельска на Соловки. И в том же году завершилось начатое в 1857 г. строительство Вознесенской церкви на вершине Секирной горы Соловецкого архипелага. По проекту архитектора Шахларова, здание храма, верхняя точка которого находилась на высоте около 100 метров от подошвы горы, изначально предполагалось использовать в качестве маяка. Вскоре маяк на Секирной горе открыл освещение. Необычный вид этой конструкции невольно обращал на себя внимание богомольцев, и они не видели в ней ничего крамольного. Свет, идущий от креста и указывающий странникам верный путь к Соловецкой обители, приобретал для них особое символическое значение. Маяк на Секирной горе так же, как и другие, неоднократно совершенствовался. В 1902 г. было решено освидетельствовать его и дать заключение о возможности дальнейшего использования. Маяк осмотрели иеромонах Феодорит, смотритель маяка послушник Владимир Поликин, мастер по плотнической части монах Евлампий, мастер по слесарной и кузнечной части послушник Андрей Заручевский. В акте, подписанном ими, отмечались многочисленные повреждения, без устранения которых эксплуатация маячного фонаря в будущем признавалась нежелательной. Наибольшее опасение вызывало состояние деревянного шпиля, который поддерживал потолок и к которому крепился осветительный аппарат. За 40 лет шпиль сильно подгнил. Капитальный ремонт маяка было решено проводить вместе с его модернизацией. В январе 1903 г. чертеж нового маяка архитектора Иванова утвердил директор маяков и лоции Белого моря полковник Васильев. Основные работы в соответствии с ним были выполнены в 1904 г. Благодаря вновь установленной французской линзе, свет керосиновых ламп маяка стал виден с более дальнего расстояния. Лит.: Попов Г., Давыдов Р. Соловецкий монастырь и морское судоходство во второй половине ХIХ – начале ХХ вв. // Альманах «Соловецкое море». № 1. 2002 г. С уважением,

EFK: Издания Соловецкого музея-заповедника Л.А. Петровская. Крепость Соловецкого монастыря, 2005. Издание посвящено истории возникновения и строительства Соловецкой крепости, особенностям ее архитектуры и обороноспособности, ее военной судьбе. О.Д. Савицкая. Соловецкая крепость, 2005. Книга посвящена анализу архитектуры Соловецкой крепости — одного из самых выдающихся памятников зодчества и фортификационного искусства Древней Руси XVI–XVII вв. Ансамбль Соловецкого монастыря, и в первую очередь его крепость, являясь немаловажной составляющей не только национального, но и мирового культурного наследия, не может оставаться вне поля зрения архитектурной науки. С уважением,

EFK: У причала Соловецкого монастыря Конец XIX века. С уважением,

правнук: Романтическое, однако, место - Соловки. По легенде, британским бомбардирам помешали прицельно бить по монастырским стенам чайки (то ли с криком налетели, крыльями захлопали, то ли - стали гадить на бомбардиров. во всяком случае, об этом говорилось в преданиях). Гора Секирная (см. фото в одно из постов) - местно грустное, как, впрочем, и все на островах. С Секирной во времена ГУЛАГА сбрасывали заключенных. А насчет военно-морской составляющей: в советское время была там часть. Меня, помню, поразило, что морячки разъезжали по хозяйственым нуждам на запряженной тощей лошадью подводе и смотрелись (одеты были в рабочие робы) ну прям как герои "Севастопольсих рассказов"...

EFK: правнук пишет: По легенде, британским бомбардирам помешали прицельно бить по монастырским стенам чайки Не чайки, а благостные песнопения. С середины XIX века существует авторитетное мнение, что исключительно «заступничеством угодников Божьих, обитель Соловецкая осталась цела. До начала и во время бомбардировки шла служба, и был крестный ход во всем церковном благолепии по стенам вокруг всей обители …». правнук пишет: Гора Секирная - место грустное Было оно таковым изначально. Само название определило её будущность Секирная гора так названа в память об одном знаменательном событии, которое произошло после поселения на острове преподобных Савватия и Германа. В память об этом событии в середине XIX века, у подножия Секирной горы архимандрит Александр (тот самый который участвовал в защите монастыря от англичан) поставил камень с надписью: “На Чудову гору вход женскому полу возбранён по тому случаю, когда преподобные Савватий и Герман жили на сем месте, рыболовы, проживая летом с жёнами под горою, оскорбляли преподобных, чтобы изгнать их из острова. Перст Божий явил чудо. Ангелы в виде двух светозарных юношей изгнали рыболова жену прутьями из горы. На крик ея пришёл преподобный Савватий, коему жена сказала, что Ангелы, изгоняя ея говорили: “Сей остров назначен Богом для иноков.” Это чудо заставило рыболовов оставить остров и благоговеть к преподобным, а женский пол не бывает на этой горе по таинственному страху.” Хотя мне это место никогда грустным не казалось. Природа здесь изумительная. А какая великолепная панорама открывается с вершины горы (а ещё лучше с церкви-маяка)! С уважением,

Georg G-L: EFK пишет: Хотя мне это место никогда грустным не казалось. Когда туда с покойным патриархом крест несли, о многом вспоминалось... Совсем недавно выяснил, что мой прадед первый срок отбывал как раз на Соловках...

EFK: Ув. Georg G-L! Не хотелось бы здесь – тема –то крепостная - устраивать дискуссии о святости и благости Соловков, равно как и о Соловецких мучениках. Любое зло рождается не спонтанно, не сиюминутно, оно посеяно давно, и его проявления это следствие давних безумств. В Соловецкий мартиролог надо вписать и тех страдальцов, что нашли свой исход на этом острове не только в XX, но и в более ранние века. (См. мой пост № 473). Фруменков Г.Г. Узники соловецкого монастыря. Политическая ссылка в Соловецкий монастырь в XVIII - XIX веках. – Архангельск: СЗКИ, 1965 В книге рассказана история тюрьмы Соловецкого монастыря в XVIII - XIX веках. В ней приводятся сведения о строительстве тюремных помещений на Соловках, о тюремном режиме…. «Страшная тюрьма Соловецкого монастыря занимала исключительное по своему положению место. Она была секретной государственной темницей. Сами цари замуровывали туда наиболее опасных врагов абсолютизма. Соловецкий острог был также главным монастырским застенком, каторжным централом духовного ведомства. По жестокости режима соловецкая тюрьма не имела себе равных. Там царили более суровые порядки, чем в других монастырях и во всех светских местах заключения. В земляных ямах, в крепостных казематах и в чуланах острога гноили, доводили до умопомешательства, заживо хоронили узников. "Духовные пастыри" стада Христова, как заправские жандармы, выполняли обязанности надзирателей, стражников, шпионов и палачей». «Монастырская тюрьма на Соловецком острове была самой древней, самой суровой и до XIX века самой вместительной из всех монастырских тюрем. Туда ссылали не одних религиозных вольнодумцев. В Соловецкий острог, как в самый строгий застенок синода, заключали наиболее опасных врагов политического строя, всяких "супротивников" властей, обвиняемых в "дерзновении и буйстве", произносителей "злохулительных слов" на особы царской фамилии, распространителей "воровских бредней", государственных "преступников", которые тогда именовались "ворами и бунтовщиками". «Соловецкий мартиролог насчитывает многие сотни человек. Мрачную, кровавую память оставил о себе в сердцах русских людей острог Соловецкого монастыря. Долгое время глубокая тайна окутывала все, что творилось в соловецкой тюрьме. До конца XIX века в печать не проникало никаких сведений о монастырском заточении вообще, о соловецкой тюрьме и ее режиме в частности. Лишь в народе бродили глухие таинственные толки да распространялись различные слухи о соловецких казематах. Первым приподнял завесу наш земляк М. А. Колчин, опубликовавший в "Русской старине" за 1887-1888 годы два очерка: "Флигель-адъютант М. А. Шуйский в Соловках" и "Ссыльные и заточенные в острог Соловецкого монастыря в XVI-XIX веках". В 1908 году, уже после смерти М. Колчина, обе эти работы вышли отдельной книжкой. М. Колчин лично осмотрел сохранившиеся до 70-80-х годов XIX века места заключения, дал им описание, привел часть документальных данных, касающихся ссылки в монастырь, и проследил судьбу многих узников соловецкой тюрьмы за период со второй половины XVI века и до конца XIX века». С уважением,

Georg G-L: EFK пишет: Соловецкий мартиролог насчитывает многие сотни человек Мне вот всегда интересно - сколько? Единовремено обычно содержалось несколько десятков человек. Некоторые дожили до глубокой старости - Калнышевский например. Как это удовалось при жестоком и строгом тюремном режиме?

EFK: Georg G-L пишет: Мне вот всегда интересно - сколько? Вот и посчитайте. Быть может удасться опровергнуть "измышления" на сей счёт Г.Г. Фруменкова (цитата взята из его труда). Georg G-L пишет: Как это удовалось Ёрничать по этому поводу вообще-то грешно. Надо полагать, в основном благодаря тому, чем был наделен он от природы. Крепкие корни, цельная натура и стойкий характер. Кстати, среди тех, кто прошёл иные узилища XX века, тоже встречались долгожители. С ув.,

Georg G-L: EFK пишет: Ёрничать по этому поводу вообще-то грешно. Простите, если кого обидел... Но думаю, что режимы царской тюрьмы все-же не сравнить со сталинским лагерем...

EFK: Соловецкий монастырь. Фото начала ХХ века. Из коллекции историко-мемориального музея им. М.В. Ломоносова (с. Ломоносово Архангельской области) С уважением,

EFK: С уважением,

EFK: Наместник Соловецкого монастыря возглавил Соловецкий музей-заповедник 03.12.2009, 14:14 Архимандрит Порфирий (Шутов) - наместник Соловецкого ставропигиального мужского монастыря назначен директором Соловецкого государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника... Приказ о назначении подписал министр культуры России Александр Авдеев. Как сообщает сайт Московского Патриархата, архимандрит Порфирий (Шутов) был назначен наместником Соловецкого монастыря решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 10 октября 2009 года. До этого на протяжении многих лет Соловецкий музей-заповедник возглавлял Михаил Лопаткин. 11 октября Михаил Васильевич 59,3% голосов избирателей был избран Главой администрации МО «Сельское поселение Соловецкое». (ИА "Двина-Информ") С уважением,

EFK: С уважением,

EFK: Департамент межрегионального сотрудничества и национальной политики Москвы предложил отправлять представителей золотой молодежи, совершающих правонарушения в столице, в том числе уроженцев Северного Кавказа, в стройотряд на Соловецкие острова.



полная версия страницы