Форум » Русские морские крепости » Русские крепости и их управление » Ответить

Русские крепости и их управление

Stanislaus: Господа, естъ очень важный вопрос. Надеюсь на Вашу помощь. чтобы не повторятъся, вот ссылка на него и некоторые ответы, но вопрос пока не отвечен: http://1914.borda.ru/?1-0-0-00000768-000-0-0-1236005195

Ответов - 18

ursus: Уважаемый Станислав Васильевич, Уважаемые коллеги ВИНД и ТРИТОН косвенно уже затрагивали этот вопрос на форуме: Фрагмент обсуждения: __________________________ ABP_TOR пишет: Приводится ссылка на рапорт командира батареи в Военно-морское управление Северного фронта (?) все правильно, Балтийский флот подчинялся Командованию Северного флонта . ABP_TOR пишет: К октябрю 1917 г на Обуховском заводе были закончены работы по установке орудий на транспортеры 1-й отдельной морской тяжелой артиллерийской батареи (бронепоезда). Если он принадлежал к Морскому ведомству, то процентов на 80 строился для сухопутной обороны Морской крепости Имп. Петра Великого, весь ее сухопутный гарнизон состоял в Морском ведомстве . Остальные приморские крепости состояли в Армейском ведостве ... С уважением, В. ТРИТОН wind. К этому времени Свеаборгская и Кронштадская крепости уже были переданы в подчинение Балтийскому флоту (у армии остался только Выборг). А орудия для батареи, между прочим, сняли с позиций под Двинском куда - взамен - прислали орудия из Кронштадской крепости." __________ Можно понимать так, что статус (подчинение крепостей) мог и меняться... Например, в период военных действий или реорганизаций. Подробнее это обсуждение см. здесь http://kortic.borda.ru/?1-15-0-00000012-000-0-0-1222550246 Stanislaus пишет: Если Ковна, Владивосток и многие другие были "морские" крепости, то почему во время 1МВ (фа идо неё) в них служили и командовали армейские офицеры? Разве Ковно можно считать морской крепостью, на мой взгляд- дилетанта, эта крепость больше схожа с Осовцом (по отсуствию моря, там только Неман), чем с Владивостоком. М.б. в Ковне были флотские формирования? С уважением,.. "Вера и Верность!"

Stanislaus: Уважаемый Мичман, спасибо большое! Значит я тогда буду писать про все крепостные автокоманды вместе (про которые знаю что-либо), только бронедивизион Сухопутного фронта крепости Петра Великого выделю отдельно. Про Ковну я и сам не верил, что она имела отношение к морякам, но на этом МОРСКОМ форуме, куда меня послали с 1914-го, в теме крепостей и Ковна тоже стоит. Вот я и спросил.

ursus: Stanislaus пишет: на этом МОРСКОМ форуме, куда меня послали... И правильно сделали Уважаемый Станислав Васильевич, на этом МОРСКОМ форуме, действительно есть отличные специалисты по приморским и морским крепостям. Подождите, пожалуйста, делать окончательные выводы, пока более сведущие в этом вопросе профи выскажутся... И в Ковно могла быть, например, речная флотилия на том же Немане. Есть возможность разобраться в тонкостях этого интересного, специфического дела. С уважением и пожеланием успешного решения Ваших вопросов, "Вера и Верность!"


Stanislaus: ursus пишет: И в Ковно могла быть, например, речная флотилия Подожду конечно-же, надеюсь на помощь. Но именно по Ковне (точне по её автокоманде) все ясно, она подчинялась до самой эвакуации крепостной артиллерии, известны командиры, состав, матчасть, практически всё -никаких моряков и ковенской автокоманде не было. Севастополь еще вызывает сомнения, там первые автомобили появились в 1907 году, на снимках рядом с ними моряки, но по списку 1914 года автокоманда Севестополя уже проходит как армейская. Владивосток - тоже армейцы (до 1МВ там была самая большая автокоманда), начальник автокоманды с 1914 по 1917 штабс-капитан Головачёв, прошедший подготовку в 1-й автороте, до этого он был поручиком в Артллерийском управлении Ковны.

архивист: Stanislaus Все русские крепости, кроме МКПВ до ПМВ подчинялись военному ведомству. Кронштадт и Свеаборг были подчинены флоту только в 1917 г., но сейчас точно не скажу было ли это передачей их в морское ведомства или только подчинением в оперативном отношении. Севастополь в начале войны точно был в Военном ведомстве, а потом есть сомнения, связанные с тем, что комендантом крепости 10.11.1916 был назначен моряк - контр-адмирал М.М. Веселкин.

Stanislaus: Архивист, спасибо

ursus: архивист Спасибо, Олег, с крепостью Петра Великого изначально ясно. А вот почему все-таки Ковенская крепость оказалась на форуме в "морских" крепостях? Какие флотские формирования там были или суда на Немане? Что-то известно на этот предмет? С уважением,.. "Вера и Верность!"

Stanislaus: На Балтике в 1916 году была сформирована еще одна "морская" автокоманда, в Оландской крепости (Або-Аландской). Вот тут даже фото вывесили уже, чины на "Паккарде" явно морские: http://1914.borda.ru/?1-0-0-00000768-000-0-0 Значит пока Ревель и Оланд точно морские, а остальные известные мне крепостные автокоманды сухопутные?

Тритон: Уважаемый Станислав. Ну Вы и вопросы задаете! По этой теме надо отдельную книгу писать, а Вы, как я понимаю, хотите краткую справку. Но попытаюсь Вас удовлетворить, хотя что то могу и упустить. Сразу скажу, что на начало 20-го века ВСЕ крепости входили в Военное ведомство. У Морского ведомства не было ни одной крепости. Делились они на классы - 1-й, 2-й, 3-й и крепости-склады, в зависимости от укреплений, вооружения и гарнизона. Все они имели собственный штат и разное количество управлений, учреждений и частей крепости. Но обязательно в крепости был Штаб, Крепостное Артиллерийское управление, Крепостное Инженерное управление (или управление Строителя крепости если крепость строилась), Крепостное Интендатское и Крепостное санитарное управления. В "приморских" крепостях были еще крепостные минные роты (батальоны). В разное время крепости имели крепостные пехотные части - полки и батальоны. Были еще Крепостне саперные роты, крепостной военный телеграф, крепостные голубиные станции, лазареты, продуктовые магазины, жандармские и пожарные команды и т.п. Штаты и состав крепостей часто менялись, часть крепостей до воны были упразднены или преобразованы. Деление крепостей на "приморские" и "сухопутные" чисто бытовое, хотя встречается и в официальной переписке. В первом случае - это крепости, находящиеся на побережье моря или залива, во втором - все остальные, хотя среди последних были еще крепости-заставы. Перед войной крепости входили в состав войск округов на территории которых располагались. Вот список (возможно не совсем полный) крепостей Российской Империи между 1900-1917 гг: "Приморские" крепости: На Балтике: крепость Либава - упразднена в 1907-1912 гг. крепость Свеаборг крепость Усть-Двинск крепость Выборг крепость Кронштадт На Черном море: крепость Севастополь крепость Очаков крепость Керчь - упразднена, но некоторые части сохранились крепость Михайловская (Батум) - упразднена, но некоторые части сохранились На Тихом океане: крепость Порт-Артур - потеряна в русско-японской войне крепость Владивосток крепость Николаевская (Николаевск-на-Амуре) Сухопутные крепости: крепость Варшава - упразднена до войны крепость Ивангород крепость Новогеоргиевск крепость Ковно крепость Брест-Литовск крепость Гродно крепость Карс крепость Кушка крепость-застава Осовец крепость-застава Дубно крепость-застава Зегрж - упразднена до войны крепость Рожаны - упразднена до войны крепость-склад Киев крепость-склад Двинск крепость-склад Александрополь Уже во время войны появились крепости Перемышль и Петербургская. Аландской крепости не существовало - была Або-Оландская позиция в подчинении Морведа. У Морведа первоначально была только одна крепость - Морская Крепость Императора Петра Великого. Строительство начинал Военвед (мне встречалось название крепость Ревель), но уже на ранней стадии строительства она была передана в Морвед. Вопреки общепринятому мнению, комплектовалась она не только моряками, но и сухопутными офицерами и нижними чинами. Моряки, в основном, были на ее Приморском фронте. В январе 1917 г. Морведу передали Кронштадскую крепость, а в конце того же года и Севастопольскую крепость. Крепость Свеаборг, оставаясь в Военведе, в оперативном отношении в 1915 г. была подчинена Балтийскому флоту. Остальные крепости были и остались у Военведа, находясь в подчинении тех объединений в полосе которых находились. Так, например, Новогеоргиевск был во 2-й Армии, Ивангород - в 9-й и 4-й Армиях, Усть-Двинск - в 6-й и 12-й Армиях, Выборг - в 6-й Армии и 42-м армейском корпусе. Во время войны состав крепостей менялся - довоенные управления и части переформировывались и переименовывались, формировались новые части и учреждения. О составе Кронштадской крепости можно судить по ее квартирному расписанию которое я приводил ранее. Пока все, чем могу помочь. Возможно, что и забыл. С уважением. В Ковно действительно была военная флотилия, даже две: у моряков 2 вооруженных парохода и десятка полтора мобилизованных пароходов у крепости. Кроме того, в крепости была и рота Гвардейского экипажа. Флотилии были также в Новогеоргиевске и Ивангороде, были мобилизованные пароходы и у Гродно.

ursus: Тритон Уважаемый Станислав, большое спасибо, заодно и с Ковно, и с прочими крепостями - ясность теперь есть. С уважением,.. "Вера и Верность!"

Stanislaus: Уважаемый Тритон, спасиб Вам огромное! Эта справка (даже если она и не полная) как раз то, что я хотел знать. Книгу мы пишем об автомобильных войскак Российской Империи, включая все другие побочные авто-военные аспекты (применение автомобилей, мотоциклов, тракторов, бронеавтомобилей во ВСЕХ родах войск и службах тыла, включая земско-союзных парамилитаристов и "общественных" санитарных отрядов (колонн). В ней будет "кусочек" о крепостных автокомандах. Именно по этому я и задал вопрос по их подчинению, чтобы не смешать всё в одну кучу. Ежели список крепостей и не полный, то для нас он вполне достаточен, по нему мы теперь можем уверенно разделить известные нам крепостные автокоманды (а они были не в каждой крепости) на морские и сухопутные. Итак, как я и подозревал, чисто морские это только Ревельская (МКПВ) и Оландская (Або-Oландская). И за разъяснение про Або-Оландскую позицию спасибо, там была автокоманда точно (есть снимки), просто в одной книге я прочитал, что её называли "Оландская крепостная авто-команда", но всем книгам верить, как мы знаем, нельзя. Премного благодарен всем за помощь!

Stanislaus: А за Вашу помощь, уважаемые коллеги, я даю Вам справку по матчасти крепостных автокоманд. Из архивных докумнтов, ей можно доверять! Наличие автомобилей в крепостях к началу Первой мировой войны Крепость Легковые Грузовые 1,5-т Грузовые 4-т Штат Сост. Штат Штат Сост. Ковна 3 3 2 - 10 8 Гродна 3 3 3 - 14 12 Новогеоргиевск 3 3 2 - 10 8 Брест-Литовск 3 3 2 - 10 8 Осовец 1 1 - - 2 2 Ивангород 2 - 2 - 2 - Севастополь 4 4 2 - 3 3 Карс 2 2 2 - 2 2 Михайловская 2 - 2 - - - Владивосток 10 10 5 - 7 5 Николаевск-на-Амуре - - 2 - - - Кронштадт 2 1 - - - - Выборг 2 1 2 - - - Свеаборг 2 1 2 - - - Табель формирования наличия автомобилей, тракторов и мотоциклов в крепостях от 23 апреля 1915 года Крепость Легковые Грузовые Тракторы Мотоциклы Ковна 45 27 4 10 Осовец 10 8 - 8 Гродна 25 25 2 10 Ивангород 25 25 2 10 Перемышль 25 25 2 10 Карс 10 8 - 8 Кронштадт 10 8 - 8 Севастополь 10 8 - 8 Выборг (с Биорке) 3 4 - 4 Свеаборг 3 4 - 4 По 1916-17 годам пока ничего конкретного не найдено. Может кто-нибудь что-то знает? (обнаглел я совсем )

Тритон: Совершенно точно, Олег. Это часть из мобилизованных пароходов. , если мне не изменяет память, именно "Венера" и "Ярославна" были вооружены и бронированы.

архивист: Последние посты перенес в "Ковенскую крепость". Они там явно на своем месте.

kgg: Вы пишите: "Уже во время войны появились крепости... и Петербургская..." Однако согласно Списков офицеров 1909 и 1910 года в составе Петербургского военного округа была Санкт-Петербургская крепость. Комендант крепости - генерал от инфантерии Комаров Константин Виссарионович. То есть она существовала ещё до войны. Как можно всё это объяснить?

Georg G-L: kgg пишет: То есть она существовала ещё до войны. Как можно всё это объяснить? Санкт-Петербургская (1914-1917 - Петроградская) - Петропавловская крепость существовала с момента ее закладки и до 1917 г. Последний раз приводилась в боевую готовность в 1854-56 гг. Список комендантов http://www.regiment.ru/upr/B/4/1/1.htm Должность коменданта (и возможно сама крепость) упразднена в 1924 г. По другим данным комендантское управление расформировано в окябре 1926 г.

архивист: Georg G-L пишет: и до 1917 г. В 1918 г. еще точно крепость как воинская часть действовала. А скорее всего и позже. В фонде Петроградского крепостного инженерного управления сохранились документы за 1919 г.

архивист: А подчиненность приморских крепостей возможно поможет прояснить вот этот документ (дается в некотором сокращении): Телеграмма Военно-Морского управления генерал-квартирмейстеру Северного фронта Декретом Совнаркома от 8 января 1918 г. устанавливается следующее: 1. Изъять флоты Балтийского и Черного морей со всеми входящими в их состав укрепленными позициями, частями и управлениями и учреждениями Морского ведомства, а равно приморскими крепостями и приморскими фронтами крепостей имеющих и сухопутный фронт, из непосредственного подчинения Северному и румынскому фронтам и подчинить их непосредственно и во всех отношениях Морской коллегии. Предоставить последней по отношению к ним права главнокомандующего флотом. 2. Возложить руководство оперативной деятельностью флотов непосредственно на Морской Генеральный штаб, который в этом отношении будет получать необходимые общие указания от Верховного Главнокомандующего. 3. Передать в Морское ведомство вместе с обслуживающим личным составом из Военного: а) Приморский фронт Свеаборгской крепости б) Кронштадскую крепость в) тыловую морскую позицию Финского залива г) Севастопольскую крепость д) приморские батареи Черноморского побережья 4. Оставить в подчинении Флота Балтийского моря гарнизоны островов Оланда и Вормса. 5. Передать в Военное ведомство сухопутный фронт Морской крепости Петра Великого со всеми его войсковыми частями и управлениями и учреждениями Морского ведомства, а равно и все сухопутные части, сформированные Морским ведомством во время войны. 8. Расформировать военно-морские управления Румынского и Северного фронтов. 9. Настоящий декрет вступает в силу тотчас по его распубликованию. Во исполнения сего декрета с ноля часов 17 (4) февраля флоты Балтийского и Черного морей со всеми входящими в их состав приморскими крепостями переходят в полное подчинение Верховной Морской Коллегии.



полная версия страницы