Форум » Русские морские крепости » Архангельский порт и люди флота (продолжение) » Ответить

Архангельский порт и люди флота (продолжение)

ursus: АРХАНГЕЛЬСКИЙ порт. Моряки и корабелы (17-19 в.в.) На рейде Архангельска АРХАНГЕЛЬСКОЕ адмиралтейство. Одно из страейших адмиралтейств России, Образовано в 1701 г. в Соломбальской верфи г. Архангельска, заложенной в 1693 г. Петром I для торгового и военного судостроения. Включало 3-и верфи: Соломбальскую (на Соломбальских о-вах, 1693-1862), Быковскую (на р. Северная Двина, 1772- конец 18-го в.), Фразерскую (на р. Маймакса, 1772-конец 18-го в.) Работу Архангельского адмиралтейства возглавляли Ф.М.Апраксин, Е.Е.Избрант, Ф.А.Баженин. В это время было построено ок. 130 судов 12-ти типов (том числе 9-ть кораблей и 6-ть фрегатов). В 1773 г. был открыт Архангельский военный порт и возобновилось строительство военных судов, которым руководил Гл. командир порта. Первым был капитан В.А.Мятлев. Под руководством мельничного мастера Д.Пастухова был создан лесопильно-якорный завод на р.Ширша. В 1764 г. при участии М.В.Ломоносова на Соломбальской вефи для полярной экспедиции В.Я.Чичагова 1765-1766 г.г. выстроили 3-и фрегата ("Бабаев", "Панов", "Чичагов"). В сер. 18-го века для ремонта судов в Архангельске был сооружен 1-й сухой док. С 1735 г. при адмиралтействе действовала Морская школа. Всего на Соломбальской верфи было построено ок. 450 военных судов. Здесь трудились известные кораблестроители О.Най, Г.А.Меншиков, В. и П. Геренсы, А.М.Курочкин, В.А.Ершов, Ф.Т.Загуляев, М.Д.Портнов. В марте 1862 г. Архангельский военный порт был закрыт и разоружена Беломорскя военная флотилия. П.В.Жуковский. Генерал-адмирал Ф.М.Апраксин АПРАКСИН Фёдор Матвеевич(1661-1728), генерал-адмирал. Русский государственный и военно-морской деятель стольник Петра I (1708), граф (1710), участник создания "потешного войска". 1693-1696 Двинский воевода и губернатор Архангельска 1700-1706 Азовский губернатор 1696 участик 2-го Азовского похода против Турции 1699 участ. в Керченском походе Русского флота по Азовскому морю. 1702 изучал форватеры Азовскго моря с 1707 адмирал и президент адмиралтейства 1708 командовал Балтийским флотом и сухопутными войсками в ижорской земле (Ингерманландия), отразившими нападение на Петербург шведской армии ген. Любеккера; за эту победу получил чин Дсс 1709 руководил строительством флота на Воронежских верфях 1710 командуя 10-тысчным корпусом, осадил и взял шведскую крепость Выборг, за что награждён орденом Андрея Первозванного и золотой шпагой с бриллиантами. 1711 возглавил флот на юге России, участвовал в Прутском походе против Турецкой армии 1712-1721 комндовал Русским галерным флотом. 1714 - одержал победу над отрядом шведских кораблей вице-адмирала Эреншёльда в Гангутском сражении 1717, дек. первый Президент Адмиралтейств-коллегии 1721 Эстляндский губернатор 1722-1723 командовал Каспийской флотилией в персидском походе с 1726 член Верховного тайного совета 1728 переехал с Имп. Двором в Москву, где вскоре скончался. Кавалер орд. Ал. Невского (1725) БАЖЕНИНЫ, династия Архангельских купцов-судостроителей Осип Андреевич(1655-1723) и его брат Федор Андреевич(1663-1726) в собственном имении на р. Вавчуга построили 2-е лесопильни, а после посещения Архангельска Петром I в 1693 г., создали канатные и парусные мастерские. Грамотой от 2 февр 1700 г. им было разрешено строить суда. В 1702 г. Баженины спустили на воду 2а своих 1х торговых судна - "Св. Пророк Креститель" и "Андрей Первозванный", кроме того, они строили китобойные суда для промысловой компании А.Д.Меншикова и П.П.Шафирова. По заказу правительства, Баженины начали строительство военнных кораблей, фрегатов, пинков, галиотов. С 1705 по 1715 г.г. Федор Андреевич служил, по указанию Петра I, экипажмейстером на военной Соломбальской верфи. Вавчугское судостроение вели его сыновья Никифор и Денис под руководством Осипа Андреевича Баженина. Последним представителем династии кораблестроителей был Никифор Степанович Баженин (+1862). БРАШ /БАРЖ Иван Яковлевич (1728, Вологодская губ. - 1806) похор на клдбщ Спасо-Прилуцкого монастыря под Вологдой адмирал (1790) 1736-1746 в звании волонтера провел 5т кампаний в сост Балт флота 1752-1754 ком-р брандвахт фрегата "Св. Яков" на Ревельском рейде 21.03.1757 опр в Шляхетн. морск кад корп 1758 капитан-лейт-т 1765-1767 ком-ром кораблей "Св. Екатерина", "Тверь", "Три Святителя" 29.01.1769 ком-р батальноа 1й дивизии в СПб учатник русско-турецкой войны 1768-1774;ком-р корабля "Святослав" в эскадре адм. Г.А.Спиридова, участ. в сражении при Наполи-ди-Романья и в Чесменском (1770) 1772 вернулся из Архипелага в СПб, ком-ром кор "Пантелеймон" 1773 контр-адмирал 1774 ком. Ревельской эскадры 1779 вице-адмирал 1788-1797 Гл. ком-р Архангельского порта с сент 1797 в отставке Кавалер орденов Св.Георгия 4й кл, Св. Ал Невского, Св.Анны 3й ст, Св. Влад 4й ст. БАТАКОВ Антон Максимович (1752, Архангельск-05.07.1810, Архангельск) мореплаватель 1771-1783 плавал в Белом, Баренцевом, Северном, Балтийском, Средиземном морях и в Атлантике 1784-1785 занимался описью р.Днепр 1785-1793 ст. штурман в Северо-восточной географической и астронмической экспедиции капитана И.И.Биллингса 1795-1798 состоял при чертежной Адмиралтейств-коллегии, плавал в эскадре адмирала А.И.Круза 1799 на корабле "Алексей" в эскадре контр-адмирала М.И.Борисова совершил переход из Англии в Кронштадт с 1800 в отставке БАТАКОВ Василий Иванович (1703-1746) корабельный мастер (1741) с 1717 корабельный подмастерье в СПб адмир-ве под руководством Р. Козенца, стал его превым помощником. Строил корабли, фрегаты, тансп. суда. По заданию Адмир-ва разработал типовые проекты 66-ти и 54-пушечных кораблей для всех адмиралтейств Под руководством Козенца и самостоятельно Б. посторил 14 кораблей и фрегатов; все они отличались мощным вооружением и прекрасной отделкой корпуса С 1733 работал в Архангельском адмир-ве БОЛОТНИКОВ Иван Михайлович (+ 01.01.1801) ген-лейт-т Воспитанник Морской академии (1743-1746) Ежегодно находился в кампаниях на Балтийском море, 1746-1756 совершил переход из Архангельска в Кронштадт 1753 служил в экипажеских магазинах 1756 ком-р придворной яхты "Анна" 1757-1761 ком-р пакетботов "Сокол" и "Лебедь" 1764 советник Счетной экспедиции 1770 назнач советником полковничьего чина (Дс) 1777 обер-штер-кригскомиссар Адмиралтейств-коллегии 01.01.1782 ген-маиор 1784 обер-комендант Архангельского порта, дочь: Анна БРЕДАЛЬ Петр Петрович (18.06.1681 - 29.02.1756, Тронхейм, Норвегия) вице-адмирал (1737) с 1703 г на русской службе, унтер-лейт-т Гребного флота, участник Северной войны (1700-1721) 1705 произв в лйет-ты за отличие 1710 ком-р бригантины "Лебедь" в Азовской флотилии 1712 переведен на Балтику, ком-р бригантны "Виктория" 1713 находился в дозоре на фрегате "Св.Яков" у Гельсинфорса 1714 - участник Гапнгутского сражения под командованием капитан-командора М.Х.Змаевича, за отличие награжден золотой медалью 1715 ком-р фрегата "Самсон" 1716 командирован в Англию для доставки двух новых кораблей, перешел с ними к Голландским берегам 1717 направлен в Англию за кораблем "Оксфорд" 1720 - направлен в Данциг, Копенгаген, любек и Мемель для найма морских офицеров и штурманов 1720 май 14 1721 ком-р корабля "Нептунус" 1722 ком-р корабля "Св.Александр", под флагом Петра I 1723 и.д. гл ком-ра военного порта в Кронштадте 1724 дек 9 назначен директором СПб адмир. конторы 1725 ком-р корабля "Св.Александр" под флагом ген-адм Ф.М.Апраксина, крейсировал в Финском заливе. 1726 отдан под суд за нанесение оскорбления и побоев офицеру 21 ноября разжалован на 3-и мес в матросы 1727 янв возвращен в прежний чин, шаутбенахт 1730 Гл ком-р военного порта в Ревеле 1733 апрель Гл ком-р восстановленного Архангельского порта 1735 Гл ком-р в Таврове 1736 сформировал Донскую флотилию и привел её в Азов, участвовал во взятии города. 1736 - укрепил Воронежскую и заложил верфь в Брянске 1735-1739 участник русско-турецкой войны 1740 член Адмиралтейств-коллегии 1741-1743 в годы войны со Швецией ком-р Архангельского военного порта 1742 ком-р эскадры направленной из Белого моря на Балтику для участия в боевых действиях; большая часть судов из-за ветхости и повреждений была возвращена обратно. с 1744 находился под следствием за возвращение эскадры. с 1753 находился под судом, скончался, до того, как суд оправдал его. Кавалер ордена Св.Александра Невского (1741) ВАКСЕЛЬ Лоренц/Лаврентий Ксаверьевич (1729 - 07.07.1781, Архангельск) капитан генерал-маиорского ранга (1779) 1733-1743 вместе с отцом, участником 2-й Камчатской экспедиции, 3-х лет от роду прибыл в Охотск. 1741 участвовал в плавании к сев-зап берега Америки на пакетботе "Св. Петр" 1742 летом вернулся на Камчатку, 1743 - в Охотск 1744 - в Енисейск 1749 по приезде с отцом в СПб, произв в мичмана по экзамену и направлен в Архангельск 1750 пешел из Архангельска в Кронштадт 1754 ком-р пакетбота "Лебедь", служил на корабле "Уриил" до 1758 плавал на кораблях "Св.Павел", "Новая Двина", ком-ром фрегата "Россия" и судном "Слон". 1768-1774 участник русско-турецкой войны 1771 ком-р корабля "Андрей Первозванный" 1766 июль -1780 капитан, Гл. ком-р Архангельского порта; организовал экспедицию П.И.Григоркова и Д.А.Доможирова по описи берегов и о-вов Белого моря. 1769 капитан 1 ранга 29 сент 1778 получил грамоту на дворянство Кавалер орд Св.Геогргия 4й степ.(1774) ГЛЕБОВ Василий Иванович (+ 24.11.1796) ген-маиор (1796) воспитанник Морского шляхетного кад корп (1762-1768) 1765-1772 в кампаниях на Балтийском море, дважды совершал переходы из Кронштадта в Архангельск и обратно на пинках "Наргин" и "Лев" 1768-1774 участник русско-турецкой войны 1772 отличился в сражении с турецкой эскадрой в Ионическом море на корабле "Граф Орлов", под командой кап 1-го ранга М.Т.Коняева 1773-1775 крейсировал в Архипелаге в отряде контр-адмирала А.В.Елманова на корабле "Св.Георгий" 1775 - возвратился в Ревель 1776-1748 находился при Кронштадтском порте 1777-1785 ком-р кроншт внутр. брандвахты, фрегата "Парос", кораблями: "Св.Георг.Победоносец", "Саратов", фрегатом "Счастливый", кораблем "Ростислав", брандвахт. фрегатом "Богемия" 1785 командирован в Архангельск, в чине капитана 2-го ранга командовал строящимся кораблём "Пантелеймон", в 1787 совершил переход в Кронштадт 1788-1790 участник русско-швед войны, командовал отрядом кораблей ("Иануарий", "Европа" и фрегатов "Симеон" и Патрикий"), 1789, капитан 1 ранга, крейсировал у мыса Порккала-Удд и дважды отразил атаки противника 1790 ком-р корабля "Иануарий" в эскадре вице-адмирала А.И.Круза и в составе отряда бригадира П.И.Лежнева участвовал в сражениях у Красной Горки и в Выборгском. 1791 ком-р корабля "Максим-исповедник" в практических плаваниях в Балтийском море 1793 капитан над Кронштадтским портом с февр 1793 капитан над Архангельским портом 1795 капитан бригадирского ранга, 1797 уволен от службы ГЕРЕНС Выбе (+ 03.08.1713, Архангельск), похор. на Соломбальском клдбщ, Архангельск. кораблестроитель, голландец по происхождению; 1697 на русскую службу поступил, по приглашению Петра I, со званием корабельного мастера; прибыл в Воронеж с сыном-помощником; построил для Азовского флота 36-пушечный корабль "Разженное железо" (1697) и 62-пушечный корабль "Воронеж"(1697-1703), 8-пушечн яхты "Св.Екатерина" и "Св. Наталия" (1698-1702) на Олонецкой верфи строил 1й фрегат Балтийского флота 28-пушечный "Штандарт" и галиот "Курьер"(1703) и др. В СПб выстроил 18-пушечные прамы "Ноев Ковчег" и "Ковчег Звета"(1706) В Архангельске - 32-пушечные фрегаты "Св.Петр" и "Св.Павел" (1708-1710), 52-пушечные корабли "Гавриил", "Архангел Михаил" и "Рафаил" (1712-1713) В Тавровском адмир-ве построил 11-ть корабельных ботов После спуска на воду корабля "Рафаил" скончался от болезни ДАВЫДОВ Андрей Михайлович (+ 1764) контр-адмирал(1764) в службе с 1716 г. 1725 ком-р гекбота "Саратов" 1730 ком-р пакетбота "Почт-Ваген" служил на кораблях: "Новая Надежда" и "Арондель", пакетботе "Новый Почтальон", на корабле "Астрахань"; коман-ром фрегатов "Воин"(1745), "Ягудиил"(1748), корабля "Кронштадт"(1750) 1755 служит в конторе кригс-комиссара Команд-ом кораблей: Иоанн Златоуст первый"(1754), "Иоанн Златоуст второй"(1757), "Александр Невский"(1758) 1757 капитан 1 ранга 1760-1762 Дир-р Морского шляхетного корпуса 1762-1763 интендант ранга капитан-командора 1763-1766 Ком-р Архангельского порта ЗАХАРЬИН Алексей, капиан-лейт-т Л-Гв Семёновского полка 1722-1725 и.д. помощ. нач-ка команды над гардемаринами 1725-1726 завед обучением гардемаринов 1726-1728 находился в Архангельском потре для набора рекрутов в Адмиралтейство ИГНАТЬЕВ Гавриил (р. ок.1748 - 1804, Архангельск) корабедьный мастер генерал-маиорского ранга (1791) с 1762 г. в службе в Гл адмиралтействе в СПб 1778-1782 работал в Архангельске под началом корабельного мастера бригадирского ранга М.Д.Портнова 1784 в Кронштадте руководил судоремонтом и строил 100-пушечные корабли "Ростислав"(1784), "Саратов"(1785), "Св. Николай Чудотворец"(1789). с 1791 г. возглвил судостроение на Соломбальской верфи в Архангельске, где построил десять 66-пушечных и 74-пушечных кораблей и шесть 36- и 44-пушечных фрегатов. Корабли его постройки отличались высокой скоростью хода и долговечностью. ИГНАТЬЕВ Федор Данилович (1739-1807, СПб), похор. на Смол. прав. клдбщ СПб Гл. кораблестроитель, корабельный мастер Интендантской экспедиции Адмиралтейств-коллегии; 1794 полковник, состоит при Архангельском порте. Кавалер орд. Св.Влад. 4й ст. КОЗЕНЦ/КОЗЕНЕЦ Ричард (29.05.1674-Саутгемптен, Англия-11.12.1736, Архангельск) похор. на Соломбальском клдбщ Архангельска капитан-командор (1723) потомственный кораблестроитель, воспитанник высшей школы корабельной архитектуры, работал в Великобритании строителем кораблей на Королевской верфи в Денфорде. 1700, июль приглашен Птером I на службу в качестве корабельного мастера 1701-1709 строил в Воронеже 70пушечные корабли 1707-1710 в Таврове построил шесть кораблей 1712-1733 построил в СПб 64-пушечный корабль "Ингерманланд", по проекту Петра I, 70-пушечный корабль "Нептунус", 90-пушечный корабль "Гангут" и др. 1733-1735 на Соломбальской верфи в Архангельске строил 54-пушечные корабли "Город Архангельск", "Северная Звезда", 32-пушечный фрегат "Гектор". Ученики его школы: В.И.Батаков, П.Качалов, А.Сурмин. КУРОЧКИН Андрей Михайлович (1770 - 04.12.1842, Архангельск), похоронен на Соломбальской клдбщ в Архнгельске (могила охр. гос-вом)корабельный мастер, самоучка. Работал на первой государственной верфи в России - Соломбальской, получил мировую известность. Под его руководством за 25 лет раоты в Соломбале построено 87 кораблей, фрегатов и судов. 1803 построил 47-пушечный корабль "Сильный", за что в 1804 г получил от имп. Александра I перстень с бриллиантом. МАТВЕЕВ Андрей Артамонович, граф (15.08.1666 - 16.09.1728, Москва), похор в церкви Св.Николая (в Столпах), Москва действ. тайн. сов.(1715), сенатор (1719) военно-морской деятель Один из ближайших сподвижников Петра I , службу начал в Посольском приказе 1691-1693 воевода в Двинском крае (Архангельск) 1699-1712 посол в Голландии 1712-1715 посол при Австрийском двре в Вене 1713- 03.01.1719 дир-р Морской академии 1719-1721 президент Юстиц-коллегии, сенатор 1724 первоприсуст. Московской сенатской конторы 1727 вышел в отставку МОЛЧАНОВ Никифор Константинович (+ 02.01.1764, СПб) контр-адмирал (1762) 1720 - поступил на службу гардемарином 1727 мичман 1731-1738 служил в Астрахани 1738-1741 ком-р яхты "Елизабет" 1741-1743 служил в Архангельске 1748 ком-р корабля "Св. Николай", перешел из Архангельска в Ревель 1755 секунд-интендант 1757-1758 ком-ром кораблей "Св. Сергий" и "Св. Иоанн Златоуст", в составе эскадры адмирала З.Д.Мишукова 1759-1762 капитан над Архангельским портом, и.д. командира порта; за самовольные нарушения приказов Адмиралтейств-коллегии был предан военному суду 1763 дек отбыл из Архангельска в СПб Кавалер орд. Св. Влад 2ст, Св. Анны 1й ст. МУРОМЦОВ Александр Петрович ген-маиор (1783) 1745 поступил на службу матросом 1749-1752 воспитанник Морской академии 1753-1762 в кампаниях на Балтийском море, перешел из Архангельска в Кронштадт 1757 мичман 1763 в составе Кронштадтской комиссии военного суда 1764-1765 в плавании от Кронштадта до м. Дагерорт 1768-1774 участник русско-турецкой войны, на корабле "Три Святителя" в составе эскадры адмирала Г.А.Спиридова перешел в Архипелаг 1771 ком-р фрегата "Св.Федор", участвовал в боевых действиях в Архипелаге 1774-1776 ком-ром кораблей "Дерись", "Переслава" в сост эскадры контр-адмирала И.А.Барша в Балтийском море; ком-р фрегата "Четвертый" в Азовском и Черном морях 1776 презус следственной комиссии при Таганрогском порте 1777 октябрь, капитан 1-го ранга, командовал Азовской флотилией, с 1778 командовал эскадрой 1781-1783 капитан над Арханегльским портом 1782 бригадир 1783 май, капитан над портом Херсон 1785 в отставке по болезни МУСИН-ПУШКИН Алексей Васильевич (+ 1803) адмирал (1797) 1746-1748 воспитанник Морской академии, совершил 2а дальних перехода из Кронштадта в Архангельск и обратно; 1751 мичман 1758-1763 участник Кольбергского сражения, ком-р палубного бота, бомбард. корабля "Юпитер", пинка "Вологда"; был в крейсерстве в Балт. море на фрегате "Св. Михаил" 1763-1767 казначей в Ревельском порту 1767-1769 ком-ром брандвахт фрегатом "Вестовой" в устье Двины, на корабле "Три Святителя" плавал в Балт море; 1769 ком-р фрегата "Св. Федор" 1771-1773 ком-р корабля "Память Евстафия" перешел из Архангельска в Ревель, плавал в Балт море 1773 в чине кап 2 ранга, на корабле "Мироносец" перешел из Ревеля в Ливорно в сост эскадры контр-адмирала С.К.Грейга, ходил в Средиземном море до окончания 1774 г. 1775 вернулся в Кронштадт 1776-1778 ком-р корабля "Вячеслав" в Ревельском порту 1779 на корабле "Храбрый" отправился из Архангельска, командуя отрядом кораблей на соединение с эскадрой контр-адмирала С.П.Хметьевского и крейсировал в Баренцевом море; 1780 перешел в Кронштадт 1781 -1787 командир Архангельского порта 1788 июль вр. упр. делами Кронштадтского порта 1789 флагман Балтийского флота 1788-1790 участник русско-шведской войны, на корабле "Саратов" участвовал в Ревельском сражении (май 1790), на корабле "Св. Николай" имел флаг в Выборгсокм сражении, награждён золотой шпагой с бриллиантами, 1791 дек, генерал-кригскомиссар 1792, контр-адмирал, флагман эскадры адмирала В.Я.Чичагова 1878 вице-адмирал 1787-1793 Генерал-кригскомиссар 1800 июль уволен от службы Кавалер орденов Св. Ал. Невского(1797), Св. Влад 2й ст, Св.Анны1й ст., Св. Георгия 4й ст. Надеюсь, поморы внесут коррективы и продолжат тему, С уважением,.. "Вера и Верность!"

Ответов - 142 новых, стр: 1 2 3 4 5 All

EFK: Указ из воинской морской комиссии в Архангелогородскую губернскую канцелярию о восстановлении в Архангельске верфи для строительства военных кораблей 6 сентября 1732 г. Указ ея имперaтoрского Вeличества самодержицы всероссийской из воинской морской комисии в Архангелогородцкую губернскую канцелярию. Оная комисия чрез доношение из оной канцелярии уведомили, что имеютца у города на бывшей Соломбалской верфи построенные прежде при строении тамо военных караблей жилые, и кладовые, и мастерские покои, которые уже от долговремянного стояния, а паче от разлития вод, в немалом повреждении состоят. И для того по указу Сенатцкому и продать было их определено. Однако же, по ея императорского величества указу, комисия за потребно разсудили: 1. Не будут ли оные строения все потребны, или не выберетца ль из них чего годного для учреждения верфи к намеренному тамо военных караблей строению. И того ради их ныне не продавать. 2. Капитану Клаверу Двину реку по преждепосланному июля 27 дня указу вымерить, зачиная от самого свободного морского ходу вверх по той реке выше урочища, именуемого «Бык», версту, какая где тою рекою и фарватером глубина состоит, и тому всему учинить обстоятелную карту и прислать в комисию. 3. В тех местах осмотреть и обыскать обще с капитаном Клавером и с посланным туда подмастерьем Брантом такое место, где для строения военных караблей верфь учинить, с которой линейные карабли на воду спускать и в море проводить было бы способно. Тако же бы тои верфи и от разлития вод повреждения не учинилось. 4. Где для учреждения такой верфи способное место обыщет, на том оную строить назначить, и к тому строению прежную Соломбалского острова годное строение перевесть и строить наперед эленги и что нужнее, и в том старание иметь ему же, Клаверу. А потребные к тому строению материалы и леса покупать, и мастеровых и работных людей нанимать от той канцелярии по указу, и денги держать на щет адмиралтейской. И в том и в протчем, к тому принадлежащем, во всем от оной канцелярии ему, Клаверу, помогать. 5. Между тем, каким образом та верфь и в каком месте построена быть надлежить, тому всему учинить от той канцелярии обще с капитаном Клавером и с помянутым подмастерьем проэкт и план, и прислать в комисию при репорте чрез первую почту. И Архангелогородцкой губернской канцелярии чинить о том по ея императорского величества указу, а капитану Клаверу указ о том ис комисии послан сентября в 6 день 1732 году [1]. У подлинного указу подписание рук, тако: Андрей Остерман, в строке писано по немецки, Наум Сенявин, писано по немецки, Василей Дмитриев Мамонов. Канцелярист Михайло Богданов. На том указе помета секретаря Давыда Федорова [тако]: получен с почтою Санктпетербурскою сентября 25-го дня 1732 году. С подлинным сверил канцелярист Федор Котелников. Ист.: ГААО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1061. Л. 1-1 об. Копия. Примечания [1] Соломбальская верфь была заложена по инициативе Петра I в 1693 г. и уже в 1694 г. при его участии был спущен первый торговый корабль. На территории верфи располагались кузница, канатный двор, смольный сарай. Военное судостроение на Соломбальской верфи началось в 1708 г. для пополнения Балтийского флота в связи с русско-шведской войной. В 1710 г. из Архангельска были отправлены на Балтику три 32-пушечных фрегата, в 1712 г. - три 52-пушечных корабля, в 1715 - еще четыре. С 1715 г. отправка кораблей на Балтику прекращается, а вместе с тем и их строительство на Северной Двине. Купеческое судостроение на Соломбальской верфи, хотя и не так активно, продолжалось до 1722 г., когда Петром I был издан последний из серии указов, резко ограничивающих торговлю через Архангельск в пользу Санкт-Петербурга. С 1732 г. начинается подготовка к возобновлению в Архангельске казенной верфи для строительства военных кораблей: выявляются и описываются годные для этих целей леса, подбирается удобное для расположения верфи место, приглашаются иностранные специалисты и т. д. В 1734 г. в Архангельск прибыл контр-адмирал П.П. Бредаль с помощниками, строительство адмиралтейства началось в Соломбале, были заложены два первых корабля. В том же году учреждается контора над Архангельским портом во главе с капитаном В.А. Мятлевым. Нужды порта в пиломатериалах обеспечивал Ширшемский адмиралтейский завод, один из старейших в России, и казенная пильная мельница, перенесенная в 1721 г. с о. Мосеева на городскую сторону. Заготовка леса и других необходимых припасов, наем работников производились по подрядным письмам. В начале 1734 г. число подрядившихся вольных плотников и работников достигло 425 человек. В ведении портовой конторы находились также морской госпиталь и аптека. В 1734 г. была открыта портовая школа, в которой обучались не только дети портовых служителей в возрасте от 7 до16 лет, но и повышали свою квалификацию сами портовые служители: шкиперы, штурманы, гардемарины и т. д. В 30-х гг. ХVIII в. Архангельская контора над портом оказывала содействие Двинско-Обскому отряду Камчатской экспедиции. В результате шестилетней деятельности этого отряда были составлены карты юго-восточной части Баренцева моря и приобской части Карского моря (ГААО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1029, 1062, 1064, 1209, 2642; Ф. 6. Оп. 17. Д. 51, 52; Огородников С.Ф. История Архангельского порта. СПб., 1875; Морской энциклопедический справочник. Т. 1. Л., 1986; Кротов П.А. Соломбальская верфь в начале ХУIII столетия // Архангельск в ХУIII веке. СПб., 1997. С. 63-98). Опубл.: Архангельский Север в документах истории (с древнейших времен до 1917 года). Хрестоматия. – Архангельск, 2004. С.158-159 С уважением,

EFK: Предписание Государственной Адмиралтейской коллeгuu на запрос губернатора Е.А. Головцына о порядке строительства кораблей на Архангелогородском адмиралтействе [1] 5 марта 1767 г. [2] Прошлого 1765 году апреля 25 числа в присланном от господина флота адмирала и кавалера из Государственной Адмиралтейской коллегии члена Семена Ивановича Мордвинова к именованному генерал-майору Архангелогородской губернии губернатору Головцыну сообщении написано. Комиссия российских флотов, имея разсуждение как в сообщении показано, определила строение кораблям у города Архангелского производить следующим образом. l-e. Заготовить ныне лес в удобное время и привесть к городу Архангелскому на один корабль, на один фрегат и один же пинк, которые начать строить как от коллегии повелено будет. 2-е. Как скоро оные начаты будут строением, то на такое ж число запасать леса, дабы оныя всегда на сие число судов готовы были, приходя в строение не сырые, но как того искусство и прочность кораблей строению требует. З-е. Посему заготовление и протчих материалов и припасов учинено быть должно. 4-е. Корабли строить, отменя новую, по прежней пропорцыи противу построенных здесь «Св. Гавриила» или тамо по той форме «Св. Иануфриа», дабы тамошния корабли близкое з тамошними сходство имея и в ходу под парусами не разнствовали. 5-е. Правиант иметь всегда, положенное число по регламенту, сверх находящихся здесь непременно адмиралтейских служителей, на комплект флотских служителей, кои туда для препровождения сих судов пришлются. По сему положению строение судов имеет учинить Адмиралтейския коллегия потребныя распоряжения как о подряде, так и охранении лесов, равным образом о заготовлении материалов, припасов и правианта, также о завозе туда артиллерии с ея снарядами, дабы Архангелогородское адмиралтейство надобными по вышеписанному положению потребно с теми всегда снабдеваемо было заблаговремянно. И Государственная Адмиралтейств-коллегия определили об непременном исполнении по оному комиссии российских флотов и адмиралтейского правления определения учиненному в силе высочайшего ея императорскаго величества повеления в Архангелогородскую кантору над портом послать и послан указ и велено какие к тому впредь строению ныне в наличии имеются припасы и материалы и чего недостает об оном репортовать, а между тем о заготовлении в надлежащих способных к тому местах требуемых припасов и материалов подрядом чинить публики и о последних ценах в коллегию представить. И с прописанием онаго сообщения Архангелогородской губернской канцелярии воизвестие предложено того ж апреля дня. Ист.: ГААО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 7249. Л. 13 06.-14 06. Копия. Примечания [1] Публикуемое предписание способствовало упорядочению строительства судов на Архангелогородском адмиралтействе. Начиная с 1770 г., ежегодно спускалось на воду по 4-6 кораблей и 4 фрегата. С 1734 по 1800 год при порте было построено 218 судов (104 корабля, 52 фрегата, 62 мелких судна), большая часть которых переводилась на Балтику, только малое число судов оставалось для надобностей порта (Огородников С. История Архангельского порта. СПб., 1875. С. 228). [2] Дата препроводитeльного письма Е.А. Гоповцына в Архангeпогoродскую губернскую канцелярию. Опубл.: Архангельский Север в документах истории (с древнейших времен до 1917 года). Хрестоматия. – Архангельск, 2004. С.183-184 С уважением,

EFK: 3 апреля. Архангельский областной краеведческий музей Гостиный двор. Одностолпная палата. Сегодня, здесь на собрании историков и краеведов, представителей музеев области, научных и общественных организаций, производственных предприятий обсуждались проблемы сохранения, изучения и популяризации морского наследия России, целесообразность формирования соответствующей региональной политики. Участники собрания приняли решение об учреждении Архангельского регионального отделения Ассоциации «Морское наследие России». С уважением,


EFK: У нас ПРЕМЬЕРА! Вышел первый номер исторического журнала "Архангельская старина" Адрес редакции arhstarina@gmail.ru С уважением,

EFK: С уважением,

EFK: С уважением,

EFK: КУЧИН Александр Степанович Из Норвегии через сто лет Письма капитана Кучина возвращаются в Онегу. Всего лишь на один час в Архангельске в Гостиных дворах открылась выставка писем уроженца онежской земли, легендарного полярного исследователя капитана Александра Кучина, написанные им сто лет назад своим норвежским друзьям. Нынче наследник писем Фредерик Хагеманн решил передать их в Онежский краеведческий музей. Впрочем, у этих писем могла быть совсем другая судьба, если бы не счастливое стечение обстоятельств, произошедшее на пароходе «Гоголь». ...Его именем названы два острова в Арктике, ледник и горный пик в Антарктиде. Уроженец села Кушерека Онежского уезда Саша Кучин, будучи 13-14-летним пацаном, уже ходил вместе с отцом в полярные рейсы и бывал в Норвегии. Из отважного смышленого мальчишки вырос известный океанограф. Он участвовал в экспедиции Р. Амундсена к берегам Антарктиды в 1910-1911 годах. Причем был единственным русским на судне! Его включили в состав вопреки норвежским властям, которые выступали за то, чтобы экспедиция носила чисто национальный характер. Тогда Кучин и штурман Х.Хансен выполнили ценнейшие океанографические работы. В конце января 1912 года Александр Кучин принял приглашение В.А.Русанова стать капитаном судна «Геркулес» и отправиться обследовать Шпицберген. Увы, экспедиция погибла у берегов Таймыра. Капитану Кучину было всего лишь 25 лет... - Письма Кучина долгие годы бережно хранил мой дядя. После его смерти я не сразу, к сожалению, обратил внимание на эти письма. Сами понимаете, это была большая кипа бумаг... Когда же я прочитал письма Кучина, меня впечатлило, насколько близки были Александр с моими дядей и отцом! - рассказал «ПС» Фредерик Хагеманн. В сентябре прошлого года друг и бывший коллега Фредерика исследователь Бьёрн Братбак засобирался в Архангельск. Он был приглашен в наш город для участия в международной конференции «Холодная война в Арктике». На борту парохода-колесника «Н.В. Гоголь» Братбак выступал с докладом о советских подводных лодках, заходивших в норвежские воды... Однако во время неофициальных встреч Бьорн по просьбе Хагеманна пытался узнать что-либо об Александре Кучине. По словам Братбака, он до сих пор не может забыть выражение лица участницы конференции Татьяны Мельник, когда он рассказал ей о письмах. «По ее взгляду, эмоциям я сразу понял: произошло что-то значительное!» Бьорн передал Татьяне копии шести писем онежского капитана (подробнее «ПС» за 30 апреля с.г.). - Благодаря этой поездке Бьорна я узнал, каким знаменитым человеком является Александр Кучин и о том, что на его родине в Онеге есть музей, - отметил Фредерик Хагеманн. Любопытно, что сам Хагеманн является живой легендой Норвегии. Он был главным геологом королевства, стоял у истоков развития нефтяной промышленности и 25 лет возглавлял Норвежское нефтяное управление. Узнав об этом, посетители выставки в Архангельске отметили: «Значит, это благодаря Хагеманну Норвегия стала жить так хорошо...» Но в то же время собравшиеся люди, среди которых было немало видных архангельских ученых, констатировали: заполучить у Фредерика письма Кучина были бы рады как норвежские, так и российские столичные музеи, связанные с историей мореплавания. Но наследник писем решил передать их онежанам. Почему? - Просто я считаю, что музей на родине Александра Кучина - лучшее место для этих писем. И это лучший способ сохранить их для будущих поколений, - ответил Хагеманн. 6 мая состоялась передача писем в Онежский краеведческий музей. Сегодня в Норвежско-Поморском университетском центре в Архангельске состоится показ фильма о знаменитом капитане Надежда ШИЛОВА. 07/05/2009 // газета "Правда Севера" http://pravdasevera.ru/?id=1051775370 С уважением,

EFK: В дополнение Официальная церемония Посещение новой экспозиции АОКМ С уважением,

EFK: Об Архангельске и Архангельском крае расскажет новый журнал 19.05.2009, 09:40 В музейно-выставочном комплексе «Гостиный двор» в Архангельске сегодня состоится презентация XI сборника материалов общественно-научных чтений по военно-исторической тематике «Защитники Отечества» и первого номера исторического журнала «Архангельская старина»... С 1997 года областной краеведческий музей проводит общественно-научные чтения по военно-исторической тематике «Защитники Отечества». Тематика чтений: защита Отечества и история вооруженных сил; история воинских формирований на Русском Севере, охрана северных рубежей страны; военные династии северян; нравственные и духовные традиции российской и советской армии; отражение военной истории и подвига защитников Отечества в произведениях искусства и средствах массовой информации, в музейных экспозициях. Чтения проводятся в два этапа. Первый этап включает малые чтения, которые проводятся в школах, на предприятиях, в воинских частях, подразделениях силовых структур и правоохранительных органов (февраль). Второй этап – проведение региональной научной конференции в областном краеведческом музее (октябрь). «Архангельская старина» – первый в области популярный исторический журнал Архангельска и об Архангельске, архангельском крае. Объединяя ведущих историков и краеведов, сотрудников музеев, художников и фотографов Архангельска, журналистов, а также простых горожан, издание сочетает исторический подход, строгое следование факту с простым языком и интересной подачей информации. Как сообщили ИА «Двина-Информ» в Архангельском областном краеведческом музее, наряду с материалами научного, исторического характера, присутствуют материалы краеведческие; рассказы о людях, событиях как прошлого, так и настоящего. Большое внимание уделяется патриотическому воспитанию молодежи, а также просветительской и образовательной работе. Журнал ориентирован не только на архангелогородцев, но и на гостей Архангельска. Потому в каждом номере публикуются рассказы о музеях – как городских, так и областных, подробные туристические карты города и области с указанием интересных объектов. В издании много иллюстраций: от гравюр, архивных фотографий, рисунков, чертежей и карт до современной инфографики, качественных цветных фотографий, картин северных художников и др. (ИА «Двина-Информ») http://www.dvinainform.ru/news/2009/05/19/76285.shtml С уважением,

EFK: УПРАВЛЕНИЕ АРХАНГEЛЬСКОГO ТОPГOВОГO ПОРТА Архангельский морской торговый порт - один из важнейших транспортных узлов Pусского Севера. Архангeльский порт открылся одновременно с образованием гoрода в 1584 г. Однако правление Архангельскогo тоpгoвогo порта было учреждено только в начале XX века. До этогo порт находился в ведении гoродских властей. На основании указа императора Николая II от 26 апреля 1904 г. дей¬ствие Правил о местном управлении приморскими торгoвыми портами, принятых в 1903 г., распространено и на порт Архангeльска. Приказом Главногo управления тopгoвогo мореплавания и портов Министерства торгoвли и промышленности от 14 (1) июля 1904 г. учреждено Управление Архангeльскогo тоpгoвогo порта. Первым начальником eгo был назначен коллежский асессор гpаф Константин Георгиевич Толстой, бывший старший помощник начальника Рижскогo порта. Управление составили: помощник начальника, старший и младший надзиратели, портовые техники, врач, делопроизводитель, переводчик, старшина берегoвой команды, 3 старших и 15 младших портовых матросов. Управление имело два участка - в гoроде и в Соломбале. 6 июля Управление предложило всем судовладельцам сообщить «число пароходов и парусных судов, расписания срочных рейсов и все перемены врасписании». 9 июля 1904 г. архангельским гyбернатором образовано Архангельское гyбернское присутствие по портовым делам. В состав Присутствия вошли: начальник тоpгoвогo порта К.Г. Толстой (председатель), представитель от Главногo управления тоpгoвогo мореплавания и портов начальник работ по улучшению Архангeльскогo порта С.В. Кирпичников, представители МВД, МПС, Министерства юстиции, Военного и Mоpскогo министерств, Министерства финансов, Министерства земледелия и гoсимуществ, гoродской гoлова Я.И. Лейцингeр, представители от архангeльскогo купечества Е.И. Шергoльд и Я.Е. Макаров. С правом совещательногo гoлоса включены портовые техники. Присутствие игpало роль совещательногo органа при начальнике порта. Первое заседание состоялось 8 декабря 1904 г. Границы порта были определены от 6-й версты выше гoрода до Белой башни острова Мудьюг. Берегoвые сооружения и гoродские пристани из ведения гoродской Управы передавались Управлению порта. В навигацию 1904 г. порт посетило 345 иностранных судов, отправлено товаров из Архангельска в 9 иностранных гoсударств 321 пароход и 64 корабля, из них только в Англию 209 пароходов и 52 корабля. В отчете за 1904 г. отмечалось: «Состояние санитарное гoродской земли в пределах тоpгoво-морских операций, пристаней и сооружений в самом плачевном состоянии, благoдаря полному отсутствию надзора за берегoвой полосой со стороны городской управы и полиции. Пристани со спусками - это стоки с резервуарами уличной грязи с примесью продуктов засолки рыбы и гниющих ее остатков». Совет Министров 30 сентября 1906 г. запретил должностным лицам на государственной службе и вольнонаемным участие в политических партиях, обществах и союзах, которые «обнаруживали стремление к борьбе с правительством». По своему грузообороту Архангельский порт уступал таким крупнейшим портам Российской империи, как Санкт-Петербург, Баку, Одесса, Рига, Николаев. Но Архангельск имел большое значение для всего побережья Белого моря и Ледовитого океана как снабжающий их всеми жизненно необходимыми припасами. Так, в малом каботаже вывоз в 1912 г. составил 2,5 млн пудов, из них 59% - хлеб; ввоз - 0,9 млн пудов, из них 47% рыба; в большом каботаже вывоз - 0,2 млн пудов (72% рыба), ввоз 0,15 млн пудов (половина - сахар) и во внешней торговле вывоз 55,2 млн пудов (80% лес и 15% хлеб). В годы Первой мировой войны военно-стратегическое значение Архангельского порта значительно возросло. В связи с закрытием из-за военных действий портов Балтики и Черного моря Архангельск был единственным пунктом связи в Европейской России с ее союзниками по Антанте. В годы войны порт получил значительное развитие: были построены новые грузовые районы Бакарица и Экономия. В 1917 г. грузооборот порта вырос по сравнению с довоенным (1913 г.) в 2,6 раза, а по импорту грузов - в 20 раз. В связи с необходимостью обеспечения круглогодичной навигации порт приобрел достаточное количество ледоколов. 2 августа 1918 г. Архангельск был занят интервентами, и один год и семь месяцев находился в руках интервентов и белогвардейцев. В 1920 г. началось восстановление Архангельского порта. Он сразу же был открыт для внешней торговли. В годы новой экономической политики порт восстановил свое положение как лесоэкспортный. В конце нэпа его грузооборот и экспорт леса превзошли уровень 1913 г. Порт был доходным предприятием государства: вывоз в рублях значительно превысил ввоз. В 1920-е годы Архангельский порт давал почти 50% всех портовых сборов и 13% активного баланса внешней торговли СССР. Он не только восстанавливался и развивался, но и оказывал помощь другим бассейнам, значительно пострадавшим в годы Гражданской войны и интервенции. Так, в 1926 г. из Архангельска в Одессу был осуществлен перегон вокруг Европы дноуглубительного и технического флота. Но вместе с тем в конце 1920-х гг. начинает проявляться большое невнимание центра к нуждам Севера. Так, Архангельский порт давал валюты всего на 2 млн рублей меньше Ленинградского порта, а затраты государства на оба порта были несоизмеримы. На Архангельск выделяли 83 рубля на погонную сажень причалов, а на Ленинград - 723 рубля. В 1920-1930-е гг. подчиненность порта неоднократно менялась. В 1930-е годы через Архангельский порт неуклонно росли перевозки в малом каботаже, которые к 1940 г. выросли в 10 раз, что было связано с экономическим развитием северных районов, возникновением горнорудной промышленности, в частности, ростом перевозок угля со Шпицбергена и Печоры. Возрос экспорт леса, который резко упал в 1939 г. в связи с началом Второй мировой войны и прекратился в 1940 г. Руководство порта и Архангельской области настойчиво ставили перед правительством вопросы о строительстве железной дороги иа правом берегу и железнодорожного моста через Северную Двину, о выделении средств на реконструкцию Бакарицы, установку портальных кранов. В тридцатые годы порт становится базой освоения Арктики. Отсюда ушел в первое сквозное плавание по Северному морскому пути ледокольный пароход «А. Сибиряков» в 1932 г., отсюда уходили первые высокоширотные полярные экспедиции. В 1937-1938 гг. были репрессированы начальник порта Г.С. Жаворонков, парторг И.А. Антонов, председатель портового комитета профсоюза В.И. Галкин, секретарь парткома В.А. Сумкин и многие другие. В 1939 - 1957 гг. порт напрямую был подчинен Министерству морского флота СССР. Работники Архангельского порта вместе со всем советским народом внесли свой вклад в победу Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Снова, как и в годы Первой мировой, Архангельский порт сыграл исключительно важную роль в разгрузке импортных грузов, поступающих от союзников по антифашистской коалиции (вооружение, продовольствие и другие стратегические материалы). Первый английский конвой PQ-O («Дервиш») пришел в Архангельск 31 августа 1941 г. А всего в тяжелом для страны 1941 г. Архангельский порт принял 46 судов, 7 конвоев, на которых прибыло 24 777 т вооружения, в том числе 699 самолетов, 466 танков и др. Опыт разгрузки первых иностранных крупнотоннажных судов показал необходимость срочной реконструкции и расширения порта. Поэтому 7 сентября 1941 г. ГКО СССР принял постановления «О реконструкции Архангельского порта для приема союзных конвоев», а 12 марта 1942 г. «О мероприятиях по расширению экспортно-импортных операций в Архангельском торговом порту». Несмотря на тяжелейшие условия войны в порту строились новые причалы, передавались краны, увеличивались глубины у причалов. Специальная монтажная контора устанавливала полученные по ленд-лизу портальные и другие краны. К 1943 г. была проведена модернизация Бакарицы, Экономии и главной угольной базы порта - Мосеева острова. С осени 1943 г. грузы по ленд-лизу поступали в порт более равномерно: один караван в месяц. В 1944 г. грузооборот порта резко вырос и был больше, чем за предыдущие 6 лет. Обратно суда уходили с экспортным лесом, целлюлозой, хромовой рудой и другими грузами. Всего за годы войны архангельские портовики разгрузили 324 судна из 30 конвоев, доставивших почти 2 млн тонн различных грузов, в том числе 350 тыс. тонн жидких грузов (бензин, спирт). И опять порт оказывал в последние годы войны помощь рабочими, специалистами, техникой освобожденным портам юга и Балтики. Только в 1944 - 1945 гг. было отправлено 25 кранов, 98 автомашин, 35 тракторов, 1162 портовика. Подвиг архангельских портовиков тем более весом, что работа в порту проходила в тяжелых условиях: одновременно шли разгрузка, погрузка и строительство. Не было опыта по разгрузке импортных тяжеловесных грузов, постоянно менялся состав портовых рабочих. Высоко оценил роль Архангельского порта в годы войны уполномоченный ГКО СССР И.Д. Папанин. В первые послевоенные годы порт оказался в состоянии застоя. Все силы Министерства морского флота СССР были направлены на восстановление разрушенных портов Черного моря и Балтики. На Архангельск средств не выделялось. Порт постепенно приходил в упадок. Руководство порта и области настойчиво ставило вопрос о необходимости его реконструкции. Требовалось построить новый морской вокзал. В 1957-1992 гг. в связи с перестройкой системы управления народным хозяйством Управление Архангельского порта подчинено начальнику Северного морского пароходства. Решительный шаг по реконструкции Архангельского порта был сделан в годы семилетки (1959-1965). «Очередь дошла у Минморфлота и до нас», - писал начальник пароходства С.И. Кузнецов. Государство теперь смогло выделить крупные капиталовложения. В 1960 г. началась реконструкция основного грузового района порта - Бакарицы. В 1963 г. здесь были забиты сваи первого железобетонного причала. Началось строительство каменных производственных и бытовых помещений, жилья для портовиков. Порт постоянно пополнялся новой техникой. Был построен объединенный морской и речной вокзал. Началось практическое продление зимней навигации в порту. Внедрялись комплексная механизация, контейнерные перевозки. Район Бакарица в 1960-е годы был очищен от снарядов и бомб, разбросанных на акватории порта во время взрывов в 1916 г. В последующие годы реконструкция продолжалась. Портовый флот пополнялся новыми современными судами. С 1969 г. порт начал работать по новой системе планирования, материального стимулирования. В годы девятой пятилетки (1971-1975) началась реконструкция самого отдаленного грузового района порта - Экономии. Был построен первый контейнерный терминал. Введена в эксплуатацию автоматическая система управления (АСУ «Порт»). С 1978 г. порт перешел на круглогодичную работу, была проложена постоянная железная дорога до Экономии и построен мост через Кузнечиху. . В 1985 г. в связи с празднованием 40-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. и за большие заслуги архангельских портовиков в годы войны порт был награжден орденом Отечественной войны первой степени. В 1980-е годы продолжало развиваться портовое хозяйство. Грузооборот порта вырос с 2,8 млн тонн в 1960 г. до 5,4 млн тонн в 1990 г. Особенно резко возрос импорт, что стало большим достижением. Через него пошли импортный металл, зерно и другие грузы. Порт отправлял различные грузы для Норильского комбината, других предприятий и населенных пунктов Белого моря и Западной Арктики. Большой вклад в его развитие внесли руководители М.Ф. Причерт и Л.И. Каменев, а также тысячи рядовых тружеников. Процессы демократизации в конце 1980-х гг. коснулись и Архангельского порта. В 1987 г. появился Совет трудового коллектива, в 1988 г. прошли первые выборы начальника порта. Намечались большие планы по его дальнейшей реконструкции и социальному развитию. Но им не суждено было сбыться. Порт, как и вся страна, стремительно вошел в 1990-е годы в новые рыночные отношения. С распадом СССР, с сокращением грузопотоков по Северному морскому пути, резким сокращением количества судов Северного морского пароходства упал и грузооборот порта. С 1992 г. он вышел из подчинения руководству СМП и стал самостоятельной хозяйственной организацией - Открытое акционерное общество «Архангельский морской торговый поpт». Преодолевая трудности рыночной экономики, приспосабливаясь к новым условиям хозяйствования, сегодня Архангельский морской торговый порт и все портовики хранят и приумножают добрые традиции первогo порта России. Л.Б. КРАСАВЦЕВ, кандидат исторических наук, профессор Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова Лит.: Памятные даты Архангельской области. 200 год. – Архангельск. 2004. С.51-55 С уважением,

EFK: 1930-40-е К расстрелу в Архангельске были приговорены 11 человек из плавсостава Северного морского пароходства, к разным срокам заключения - 45 человек, от кочегаров до капитанов. А полярные моряки, (Архив НИПЦ «Мемориал», Ф. 2, Оп. 1, Д. 53) особенно командный состав - «товар штучный», квалификация их приобретается годами, от навигации к навигации. Вот фамилии и даты арестов репрессированных капитанов морских судов Архангельского порта: Г.И.НЕУСТРОЕВ (4.12.1935, вскоре освобожден, пароход «Северянин»); И.И. ОТРЕШКОВ (2.06.1937, название п/х не указано; расстрелян); К.С.КАРТАШЁВ (5.08.1937, п/х «Песец»; расстрелян); Я.Р.МИЛОБЕДЗИНСКИЙ (дата ареста неизвестна, п/х «Л.Красин», осуждён 4.11.1937 к пяти годам заключения); И.В.КИЧЕВ (2.10.1937, название п/х не указано, семь лет заключения); М.П.ГУДИН(17.10.1937, название п/х не указано, десять лет); Я.Н.ПОРОМОНОВ (6.12.1937, название п/х неук азано, десять лет); Г.П.ЧУХЧИН (26.02.1938, п/х «Революция», срок заключения не указан); И.П.БРЮХОВ (дата ареста неизвестна, осуждён 27.04.1938, расстрелян, п/х «К.Либкнехт»); С.И.БУТАКОВ (дата ареста неизвестна, название п/х не указано; осуждён 8.10.1938, расстрелян); А.А.КРАВЧЕНКО (7.04.1940, восемь лет, п/х «Желябин»); С.С. ПЕСТОВ (дата ареста не указана, осуждён 1.09.1941, п/х «С.Халтурин»; расстрелян). Среди расстрелянных был дажеэ мигрант из США, кочегар п/х «Мудьюг» Ли-Рой ВАШИНГТОН, обвинённый, естественно, в шпионаже. За шесть лет (1935-1941) были арестованы 42 работника Архангельского торгового порта, в основном квалифицированные специалисты среднего звена, семеро из них были расстреляны, в том числе начальник порта Г.С.ЖАВОРОНКОВ. Особо следует отметить удар по лоцманской службе: были арестованы пять лоцманов и начальник лоцманской вахтыпорта Б.Ф.ЗВЯГИН. Было репрессировано 19 сотрудников Управления Северного морского пароходства, в том числе заместитель начальника А.И.РОГАТЫХ; семеро были расстреляны. Понесла серьезные потери не очень мощная и чрезвычайно загруженная судоремонтная и судостроительная промышленность Архангельска: 19 её работников, в основном квалифицированные рабочие, были арестованы, причем пик арестов пришёлся на зиму-весну 1937 года; пятеро из арестованных были расстреляны. С. Ларьков. «Враги народа» за Полярным кругом (материалы к изучению репрессий против советских полярников) http://www.memorial.krsk.ru/Articles/2007Larkov.htm С уважением,

volnoper:

volnoper:

EFK: Корабль надежды появился в центре Архангельска 01.06.2009, 09:58 Огромный макет ладьи появился на днях в центре Архангельска перед зданием Дворца спорта. Длина деревянного судна 4,5 метра, ширина 1,2 метра, а высота мачты достигает 6 метров... Уникальное изделие изготовлено в исправительной колонии №7. Это подарок городу в честь его юбилея. Четверо осужденных за полтора месяца возвели корабль, который является прототипом корабля Голиаф (17 век). Это военное судно, которое четыре столетия назад сопровождало торговые корабли. Об этом ИА «Двина-Информ» сообщили в пресс-службе УФСИН России по Архангельской области. На корме судна осужденные вырезали голову барана. В древние этот символ выполнял функции оберега, на носу корабля расположена голова медведя, а по бокам – 11 весел. В субботу 30 мая начальник УФСИН России по Архангельской области Александр Протопопов в присутствии прессы торжественно вручил изделие мэру Архангельска Виктору Павленко. По словам главы города, ладью, скорее всего, в ближайшее время перенесут к зданию мэрии. ИА «Двина-Информ» С уважением,

EFK: С уважением,

EFK: Архангельск 2 июня 2009 Воскресенский (музейный) ковш Обновленный вид Северного морского музея Останки "Св. мученика Фоки" С уважением,

Georg G-L: EFK пишет: Огромный макет ладьи Вот он... ну и я рядом... Кстати те кто делал утверждают что это галеас... И что у них еще пять заготовок, в том числе и крейсера!!!

EFK: Галеас?! Если только подобие его Галеас — сверхмощная галера, построенная в начале XVI века. Она использовалась как галера вплоть до XVIII века, но из Средиземного моря не выходила никогда. Смысл создания галеаса был в том, чтобы обеспечить навигацию в зимнее время, потому что обычные галеры плавали только летом. Первые галеасы имели 50 метров в длину, а потом уже и 70 и 80 метров. Тридцать весел по каждому борту. Иначе говоря, гапеас был задуман как комбинация галеры и галеона — типичный парусник своей эпохи (XVI — XVIl вв.). На каждое весло сажали 4—7 гребцов, они работали между палубами, чтобы не мешать ни матросам, ни солдатам. Верхняя палуба несла уже 70 пушек. Тяжелые орудия ставили на круглой площадке носовой части, откуда можно было вести огонь в любом направлении. Галеас был первым парусником, где пушки размещались не на верхней палубе по бортам, а закрывались фальшбортами. На корме галеаса ставили легкие кулеврины. Это оказалось возможным потому, что галеас был очень объемным. Его ширина достигала 16 метров, а экипаж, включая гребцов, матросов и солдат, составлял до 800 человек. Поскольку водоизмещение галеаса было около 1000 тонн, то и осадка его была глубже, чем у галеры. http://www.istorya.ru/articles/parus.php http://hobby.nikolaev.com.ua/foto/pictures/galeas.jpg С уважением,

EFK: «СВЯТОЙ МУЧЕНИК ФОКА» (до 1898 «Geiser»), 2-мачтовая зверобойная шхуна, на к-рой в 1912-14 рус. поляр. экспедиция под рук-вом Г.Я. Седова пыталась достичь Сев. полюса. Судно построено в норв. г. Тенсьберг (1870) как 3-мачтовый барк, до 1898 принадлежало норв. промышленникам. Бр. Юрьевы, мезенские зверобои, приобрели барк в 1898, переименовав его в «С.М.Ф». В 1906 судно было передано Мурм. промысл. экспедиции для исследования перспектив тюленьего и моржового промыслов у зап. берегов о-вов Нов. Земля и в Карском м. Тогда же оно было переоборудовано в 2-мачтовую шхуну с помещениями для команды и ученых, с зоол. и гидрол. лабораториями. В 1909 шхуну приобрел зверопромышленник В.Е. Дикин. Г.Я. Седов остановил на ней свой выбор потому, что это было единственное на Европ. Севере судно, пригодное для плавания во льдах. 14.08.1912 «С.М.Ф.» вышел в море, направившись к Сев. полюсу. Во время плавания шхуна выдержала 2 зимовки. 24.02.1913 приказом по эксп. Седов переименовал ее; шхуна получила назв. «Михаил Суворин». 24.08.1914 судно вернулось в Арханг. порт. У гор. пристани оно простояло в полузатопленном состоянии до весеннего ледохода 1917. В половодье шхуну выбросило льдами на отмель о-в а Шилов в Кузнечевской протоке, где она была занесена песком. Именем «С.М.Ф.» названы бухты на Нов. Земле (1913), на Земле Франца-Иосифа (1963) и мыс на побережье Kapcкoгo м. (1939). Водоизмещ. 273 т, дл. 40,6 м, шир. 9,2 м, осадка 4,9 м; мощн. пар. маш. 290 л.С. (213 кВт), скор. 5-6 узлов. Лит.: Поморская энциклопедия. Т.1. История Архангельского Севера. – Архангельск, 2001. С.358. С уважением,

EFK: В Архангельске началась реализация международного норвежско-немецко-российского проекта «Корабль викингов» Основная идея - создание игровой площадки для детей с ограниченными возможностями. Координатор проекта - комитет по культуре Архангельской области. Подробности см. http://www.dvinainform.ru/news/2009/06/04/76737.shtml С уважением,

EFK: 2009 г. Юбилейные даты в истории Архангельска и Архангельского морского порта 425 лет со времени основания города Архангельска (1584) 325 лет назад в городе Архангельске построен уникальный памятник архитектуры Гостиный двор (1684) 275 лет со дня открытия в Соломбале морского госпиталя (1734) 275 лет со дня открытия в городе Архангельске Адмиралтейской морской школы (1734) 270 лет со дня рождения Негодяева-Кочнева Степана Матвеевича (1739-1828), известного поморского кораблестроителя 225 лет со времени открытия в Соломбале первого благотворительного заведения - богадельни для вдов морских служителей (1784) 100 лет со дня выхода в свет первого выпуска справочника-ежегодника "Спутник помора", подготовленного Обществом моряков торгового флота Русского Севера (1909) С уважением,

EFK: С уважением,

PSW:

EFK: 1980, 2-4 октября. Архангельск. Первая Всесоюзная встреча юнг - выпускников Соловецкой школы юнг, участников Великой Отечественной войны. С уважением,

EFK: 11.06.2009, 17:35 Со стапелей Соломбальской судоверфи в Архангельске спущена на воду яхта «Британия», которая является точной копией яхты «Британия», построенной для принца Уэльского, впоследствии английского короля Эдварда II. Вес судна составляет более 120 тонн, длина - 38 м, высота мачты - 50 м. Соломбальская судоверфь была создана в 1912 году. Для сведения «Британия» (Britannia) английская крейсерская яхта, 1893 г. Яхта "Британия" была спроектирована G.L.Watson и построена для принца Уэльского, впоследствии английского короля Эдварда II. Англичане в свое время считали эту яхту самой важной и представительной из гоночных яхт. К этому событию может быть один комментарий - Не ЖДАЛИ. Вот, что пророчила несколько лет назад одна из местных газет Яхта "Британия" не поднимет паруса НАДО БЫТЬ очень отчаянным "горячим норвежским парнем", чтобы решиться заложить в 1994 году строительство копии легендарной королевской яхты "Британия" на Соломбальский судоверфи, коллектив которой переживал один из самых трудных периодов своей многолетней истории. И все-таки владелец небольшого завода по ремонту электромоторов Сигурд Коатес верил, что только архангельские корабелы смогут осуществить его мечту, ибо в поморской столице сохранились традиции строительства деревянных морских судов, а беломорская древесина всегда отличалась отменным качеством. И для соломбальцев заказ норвежца стоимостью в 2,5 миллиона долларов был манной небесной, так как сидели судостроители без работы и заработка. 12 лет шло строительство гигантской яхты. Познакомиться с ходом работ на судоверфь приезжали именитые мореходы, среди которых были знаменитые путешественники норвежец Тур Хейердал и его друг Юрий Сенкевич. Высокую оценку корабелам дали министры стран Баренц-региона, проводившие в Архангельске пленарное заседание. Владелец будущей яхты "Британия" Сигурд Коатес все эти годы с нетерпением ждал окончания ее строительства и внутренней отделки кают и салонов. 37-метровая красавица "Британия" была готова к спуску на воду еще год назад, но торжественный акт не состоялся: к такой масштабной работе не была готова команда 50-тонного плавучего крана. Спуск яхты со стапелей должен был произойти в 2006 году. Да и повод был хороший. 20 лет назад в Архангельск пришло старинное парусное судно "Паулина", которое прорвало блокаду многолетнего противостояния нашей страны с северным соседом. Участники того события с норвежской и российской сторон хотели вновь пригласить экипаж "Паулины" на День города в Архангельск, спустить к этому сроку яхту "Британия" на воду и в торжественной обстановке проводить эскорт в составе парусника "Паулина", яхт "Британия" и "Архангельск" по историческому маршруту из поморской столицы в норвежскую поморскую столицу, город-побратим Варде. Акция сорвалась. И тем не менее ... С уважением,

volnoper: Атлас мира. Л. 1940.

EFK: Ув. volnoper! Карта во всех отношениях примечательна! Есть здесь и город Молотовск (будущий Северодвинск), и даже показана Крепость (Архангельская Новодвинская крепосить). Спасибо! С уважением,

EFK: С уважением,

EFK: Лит.: Первые ворота Российского государства / Мильчик М.И., Попова Л.Д. – СПб, 2002. С уважением,

EFK: Первые ворота Российского государства / Мильчик М.И., Попова Л.Д. – СПб, 2002. С уважением,



полная версия страницы