Форум » Русские морские крепости » Архангельский порт и люди флота (продолжение) » Ответить

Архангельский порт и люди флота (продолжение)

ursus: АРХАНГЕЛЬСКИЙ порт. Моряки и корабелы (17-19 в.в.) На рейде Архангельска АРХАНГЕЛЬСКОЕ адмиралтейство. Одно из страейших адмиралтейств России, Образовано в 1701 г. в Соломбальской верфи г. Архангельска, заложенной в 1693 г. Петром I для торгового и военного судостроения. Включало 3-и верфи: Соломбальскую (на Соломбальских о-вах, 1693-1862), Быковскую (на р. Северная Двина, 1772- конец 18-го в.), Фразерскую (на р. Маймакса, 1772-конец 18-го в.) Работу Архангельского адмиралтейства возглавляли Ф.М.Апраксин, Е.Е.Избрант, Ф.А.Баженин. В это время было построено ок. 130 судов 12-ти типов (том числе 9-ть кораблей и 6-ть фрегатов). В 1773 г. был открыт Архангельский военный порт и возобновилось строительство военных судов, которым руководил Гл. командир порта. Первым был капитан В.А.Мятлев. Под руководством мельничного мастера Д.Пастухова был создан лесопильно-якорный завод на р.Ширша. В 1764 г. при участии М.В.Ломоносова на Соломбальской вефи для полярной экспедиции В.Я.Чичагова 1765-1766 г.г. выстроили 3-и фрегата ("Бабаев", "Панов", "Чичагов"). В сер. 18-го века для ремонта судов в Архангельске был сооружен 1-й сухой док. С 1735 г. при адмиралтействе действовала Морская школа. Всего на Соломбальской верфи было построено ок. 450 военных судов. Здесь трудились известные кораблестроители О.Най, Г.А.Меншиков, В. и П. Геренсы, А.М.Курочкин, В.А.Ершов, Ф.Т.Загуляев, М.Д.Портнов. В марте 1862 г. Архангельский военный порт был закрыт и разоружена Беломорскя военная флотилия. П.В.Жуковский. Генерал-адмирал Ф.М.Апраксин АПРАКСИН Фёдор Матвеевич(1661-1728), генерал-адмирал. Русский государственный и военно-морской деятель стольник Петра I (1708), граф (1710), участник создания "потешного войска". 1693-1696 Двинский воевода и губернатор Архангельска 1700-1706 Азовский губернатор 1696 участик 2-го Азовского похода против Турции 1699 участ. в Керченском походе Русского флота по Азовскому морю. 1702 изучал форватеры Азовскго моря с 1707 адмирал и президент адмиралтейства 1708 командовал Балтийским флотом и сухопутными войсками в ижорской земле (Ингерманландия), отразившими нападение на Петербург шведской армии ген. Любеккера; за эту победу получил чин Дсс 1709 руководил строительством флота на Воронежских верфях 1710 командуя 10-тысчным корпусом, осадил и взял шведскую крепость Выборг, за что награждён орденом Андрея Первозванного и золотой шпагой с бриллиантами. 1711 возглавил флот на юге России, участвовал в Прутском походе против Турецкой армии 1712-1721 комндовал Русским галерным флотом. 1714 - одержал победу над отрядом шведских кораблей вице-адмирала Эреншёльда в Гангутском сражении 1717, дек. первый Президент Адмиралтейств-коллегии 1721 Эстляндский губернатор 1722-1723 командовал Каспийской флотилией в персидском походе с 1726 член Верховного тайного совета 1728 переехал с Имп. Двором в Москву, где вскоре скончался. Кавалер орд. Ал. Невского (1725) БАЖЕНИНЫ, династия Архангельских купцов-судостроителей Осип Андреевич(1655-1723) и его брат Федор Андреевич(1663-1726) в собственном имении на р. Вавчуга построили 2-е лесопильни, а после посещения Архангельска Петром I в 1693 г., создали канатные и парусные мастерские. Грамотой от 2 февр 1700 г. им было разрешено строить суда. В 1702 г. Баженины спустили на воду 2а своих 1х торговых судна - "Св. Пророк Креститель" и "Андрей Первозванный", кроме того, они строили китобойные суда для промысловой компании А.Д.Меншикова и П.П.Шафирова. По заказу правительства, Баженины начали строительство военнных кораблей, фрегатов, пинков, галиотов. С 1705 по 1715 г.г. Федор Андреевич служил, по указанию Петра I, экипажмейстером на военной Соломбальской верфи. Вавчугское судостроение вели его сыновья Никифор и Денис под руководством Осипа Андреевича Баженина. Последним представителем династии кораблестроителей был Никифор Степанович Баженин (+1862). БРАШ /БАРЖ Иван Яковлевич (1728, Вологодская губ. - 1806) похор на клдбщ Спасо-Прилуцкого монастыря под Вологдой адмирал (1790) 1736-1746 в звании волонтера провел 5т кампаний в сост Балт флота 1752-1754 ком-р брандвахт фрегата "Св. Яков" на Ревельском рейде 21.03.1757 опр в Шляхетн. морск кад корп 1758 капитан-лейт-т 1765-1767 ком-ром кораблей "Св. Екатерина", "Тверь", "Три Святителя" 29.01.1769 ком-р батальноа 1й дивизии в СПб учатник русско-турецкой войны 1768-1774;ком-р корабля "Святослав" в эскадре адм. Г.А.Спиридова, участ. в сражении при Наполи-ди-Романья и в Чесменском (1770) 1772 вернулся из Архипелага в СПб, ком-ром кор "Пантелеймон" 1773 контр-адмирал 1774 ком. Ревельской эскадры 1779 вице-адмирал 1788-1797 Гл. ком-р Архангельского порта с сент 1797 в отставке Кавалер орденов Св.Георгия 4й кл, Св. Ал Невского, Св.Анны 3й ст, Св. Влад 4й ст. БАТАКОВ Антон Максимович (1752, Архангельск-05.07.1810, Архангельск) мореплаватель 1771-1783 плавал в Белом, Баренцевом, Северном, Балтийском, Средиземном морях и в Атлантике 1784-1785 занимался описью р.Днепр 1785-1793 ст. штурман в Северо-восточной географической и астронмической экспедиции капитана И.И.Биллингса 1795-1798 состоял при чертежной Адмиралтейств-коллегии, плавал в эскадре адмирала А.И.Круза 1799 на корабле "Алексей" в эскадре контр-адмирала М.И.Борисова совершил переход из Англии в Кронштадт с 1800 в отставке БАТАКОВ Василий Иванович (1703-1746) корабельный мастер (1741) с 1717 корабельный подмастерье в СПб адмир-ве под руководством Р. Козенца, стал его превым помощником. Строил корабли, фрегаты, тансп. суда. По заданию Адмир-ва разработал типовые проекты 66-ти и 54-пушечных кораблей для всех адмиралтейств Под руководством Козенца и самостоятельно Б. посторил 14 кораблей и фрегатов; все они отличались мощным вооружением и прекрасной отделкой корпуса С 1733 работал в Архангельском адмир-ве БОЛОТНИКОВ Иван Михайлович (+ 01.01.1801) ген-лейт-т Воспитанник Морской академии (1743-1746) Ежегодно находился в кампаниях на Балтийском море, 1746-1756 совершил переход из Архангельска в Кронштадт 1753 служил в экипажеских магазинах 1756 ком-р придворной яхты "Анна" 1757-1761 ком-р пакетботов "Сокол" и "Лебедь" 1764 советник Счетной экспедиции 1770 назнач советником полковничьего чина (Дс) 1777 обер-штер-кригскомиссар Адмиралтейств-коллегии 01.01.1782 ген-маиор 1784 обер-комендант Архангельского порта, дочь: Анна БРЕДАЛЬ Петр Петрович (18.06.1681 - 29.02.1756, Тронхейм, Норвегия) вице-адмирал (1737) с 1703 г на русской службе, унтер-лейт-т Гребного флота, участник Северной войны (1700-1721) 1705 произв в лйет-ты за отличие 1710 ком-р бригантины "Лебедь" в Азовской флотилии 1712 переведен на Балтику, ком-р бригантны "Виктория" 1713 находился в дозоре на фрегате "Св.Яков" у Гельсинфорса 1714 - участник Гапнгутского сражения под командованием капитан-командора М.Х.Змаевича, за отличие награжден золотой медалью 1715 ком-р фрегата "Самсон" 1716 командирован в Англию для доставки двух новых кораблей, перешел с ними к Голландским берегам 1717 направлен в Англию за кораблем "Оксфорд" 1720 - направлен в Данциг, Копенгаген, любек и Мемель для найма морских офицеров и штурманов 1720 май 14 1721 ком-р корабля "Нептунус" 1722 ком-р корабля "Св.Александр", под флагом Петра I 1723 и.д. гл ком-ра военного порта в Кронштадте 1724 дек 9 назначен директором СПб адмир. конторы 1725 ком-р корабля "Св.Александр" под флагом ген-адм Ф.М.Апраксина, крейсировал в Финском заливе. 1726 отдан под суд за нанесение оскорбления и побоев офицеру 21 ноября разжалован на 3-и мес в матросы 1727 янв возвращен в прежний чин, шаутбенахт 1730 Гл ком-р военного порта в Ревеле 1733 апрель Гл ком-р восстановленного Архангельского порта 1735 Гл ком-р в Таврове 1736 сформировал Донскую флотилию и привел её в Азов, участвовал во взятии города. 1736 - укрепил Воронежскую и заложил верфь в Брянске 1735-1739 участник русско-турецкой войны 1740 член Адмиралтейств-коллегии 1741-1743 в годы войны со Швецией ком-р Архангельского военного порта 1742 ком-р эскадры направленной из Белого моря на Балтику для участия в боевых действиях; большая часть судов из-за ветхости и повреждений была возвращена обратно. с 1744 находился под следствием за возвращение эскадры. с 1753 находился под судом, скончался, до того, как суд оправдал его. Кавалер ордена Св.Александра Невского (1741) ВАКСЕЛЬ Лоренц/Лаврентий Ксаверьевич (1729 - 07.07.1781, Архангельск) капитан генерал-маиорского ранга (1779) 1733-1743 вместе с отцом, участником 2-й Камчатской экспедиции, 3-х лет от роду прибыл в Охотск. 1741 участвовал в плавании к сев-зап берега Америки на пакетботе "Св. Петр" 1742 летом вернулся на Камчатку, 1743 - в Охотск 1744 - в Енисейск 1749 по приезде с отцом в СПб, произв в мичмана по экзамену и направлен в Архангельск 1750 пешел из Архангельска в Кронштадт 1754 ком-р пакетбота "Лебедь", служил на корабле "Уриил" до 1758 плавал на кораблях "Св.Павел", "Новая Двина", ком-ром фрегата "Россия" и судном "Слон". 1768-1774 участник русско-турецкой войны 1771 ком-р корабля "Андрей Первозванный" 1766 июль -1780 капитан, Гл. ком-р Архангельского порта; организовал экспедицию П.И.Григоркова и Д.А.Доможирова по описи берегов и о-вов Белого моря. 1769 капитан 1 ранга 29 сент 1778 получил грамоту на дворянство Кавалер орд Св.Геогргия 4й степ.(1774) ГЛЕБОВ Василий Иванович (+ 24.11.1796) ген-маиор (1796) воспитанник Морского шляхетного кад корп (1762-1768) 1765-1772 в кампаниях на Балтийском море, дважды совершал переходы из Кронштадта в Архангельск и обратно на пинках "Наргин" и "Лев" 1768-1774 участник русско-турецкой войны 1772 отличился в сражении с турецкой эскадрой в Ионическом море на корабле "Граф Орлов", под командой кап 1-го ранга М.Т.Коняева 1773-1775 крейсировал в Архипелаге в отряде контр-адмирала А.В.Елманова на корабле "Св.Георгий" 1775 - возвратился в Ревель 1776-1748 находился при Кронштадтском порте 1777-1785 ком-р кроншт внутр. брандвахты, фрегата "Парос", кораблями: "Св.Георг.Победоносец", "Саратов", фрегатом "Счастливый", кораблем "Ростислав", брандвахт. фрегатом "Богемия" 1785 командирован в Архангельск, в чине капитана 2-го ранга командовал строящимся кораблём "Пантелеймон", в 1787 совершил переход в Кронштадт 1788-1790 участник русско-швед войны, командовал отрядом кораблей ("Иануарий", "Европа" и фрегатов "Симеон" и Патрикий"), 1789, капитан 1 ранга, крейсировал у мыса Порккала-Удд и дважды отразил атаки противника 1790 ком-р корабля "Иануарий" в эскадре вице-адмирала А.И.Круза и в составе отряда бригадира П.И.Лежнева участвовал в сражениях у Красной Горки и в Выборгском. 1791 ком-р корабля "Максим-исповедник" в практических плаваниях в Балтийском море 1793 капитан над Кронштадтским портом с февр 1793 капитан над Архангельским портом 1795 капитан бригадирского ранга, 1797 уволен от службы ГЕРЕНС Выбе (+ 03.08.1713, Архангельск), похор. на Соломбальском клдбщ, Архангельск. кораблестроитель, голландец по происхождению; 1697 на русскую службу поступил, по приглашению Петра I, со званием корабельного мастера; прибыл в Воронеж с сыном-помощником; построил для Азовского флота 36-пушечный корабль "Разженное железо" (1697) и 62-пушечный корабль "Воронеж"(1697-1703), 8-пушечн яхты "Св.Екатерина" и "Св. Наталия" (1698-1702) на Олонецкой верфи строил 1й фрегат Балтийского флота 28-пушечный "Штандарт" и галиот "Курьер"(1703) и др. В СПб выстроил 18-пушечные прамы "Ноев Ковчег" и "Ковчег Звета"(1706) В Архангельске - 32-пушечные фрегаты "Св.Петр" и "Св.Павел" (1708-1710), 52-пушечные корабли "Гавриил", "Архангел Михаил" и "Рафаил" (1712-1713) В Тавровском адмир-ве построил 11-ть корабельных ботов После спуска на воду корабля "Рафаил" скончался от болезни ДАВЫДОВ Андрей Михайлович (+ 1764) контр-адмирал(1764) в службе с 1716 г. 1725 ком-р гекбота "Саратов" 1730 ком-р пакетбота "Почт-Ваген" служил на кораблях: "Новая Надежда" и "Арондель", пакетботе "Новый Почтальон", на корабле "Астрахань"; коман-ром фрегатов "Воин"(1745), "Ягудиил"(1748), корабля "Кронштадт"(1750) 1755 служит в конторе кригс-комиссара Команд-ом кораблей: Иоанн Златоуст первый"(1754), "Иоанн Златоуст второй"(1757), "Александр Невский"(1758) 1757 капитан 1 ранга 1760-1762 Дир-р Морского шляхетного корпуса 1762-1763 интендант ранга капитан-командора 1763-1766 Ком-р Архангельского порта ЗАХАРЬИН Алексей, капиан-лейт-т Л-Гв Семёновского полка 1722-1725 и.д. помощ. нач-ка команды над гардемаринами 1725-1726 завед обучением гардемаринов 1726-1728 находился в Архангельском потре для набора рекрутов в Адмиралтейство ИГНАТЬЕВ Гавриил (р. ок.1748 - 1804, Архангельск) корабедьный мастер генерал-маиорского ранга (1791) с 1762 г. в службе в Гл адмиралтействе в СПб 1778-1782 работал в Архангельске под началом корабельного мастера бригадирского ранга М.Д.Портнова 1784 в Кронштадте руководил судоремонтом и строил 100-пушечные корабли "Ростислав"(1784), "Саратов"(1785), "Св. Николай Чудотворец"(1789). с 1791 г. возглвил судостроение на Соломбальской верфи в Архангельске, где построил десять 66-пушечных и 74-пушечных кораблей и шесть 36- и 44-пушечных фрегатов. Корабли его постройки отличались высокой скоростью хода и долговечностью. ИГНАТЬЕВ Федор Данилович (1739-1807, СПб), похор. на Смол. прав. клдбщ СПб Гл. кораблестроитель, корабельный мастер Интендантской экспедиции Адмиралтейств-коллегии; 1794 полковник, состоит при Архангельском порте. Кавалер орд. Св.Влад. 4й ст. КОЗЕНЦ/КОЗЕНЕЦ Ричард (29.05.1674-Саутгемптен, Англия-11.12.1736, Архангельск) похор. на Соломбальском клдбщ Архангельска капитан-командор (1723) потомственный кораблестроитель, воспитанник высшей школы корабельной архитектуры, работал в Великобритании строителем кораблей на Королевской верфи в Денфорде. 1700, июль приглашен Птером I на службу в качестве корабельного мастера 1701-1709 строил в Воронеже 70пушечные корабли 1707-1710 в Таврове построил шесть кораблей 1712-1733 построил в СПб 64-пушечный корабль "Ингерманланд", по проекту Петра I, 70-пушечный корабль "Нептунус", 90-пушечный корабль "Гангут" и др. 1733-1735 на Соломбальской верфи в Архангельске строил 54-пушечные корабли "Город Архангельск", "Северная Звезда", 32-пушечный фрегат "Гектор". Ученики его школы: В.И.Батаков, П.Качалов, А.Сурмин. КУРОЧКИН Андрей Михайлович (1770 - 04.12.1842, Архангельск), похоронен на Соломбальской клдбщ в Архнгельске (могила охр. гос-вом)корабельный мастер, самоучка. Работал на первой государственной верфи в России - Соломбальской, получил мировую известность. Под его руководством за 25 лет раоты в Соломбале построено 87 кораблей, фрегатов и судов. 1803 построил 47-пушечный корабль "Сильный", за что в 1804 г получил от имп. Александра I перстень с бриллиантом. МАТВЕЕВ Андрей Артамонович, граф (15.08.1666 - 16.09.1728, Москва), похор в церкви Св.Николая (в Столпах), Москва действ. тайн. сов.(1715), сенатор (1719) военно-морской деятель Один из ближайших сподвижников Петра I , службу начал в Посольском приказе 1691-1693 воевода в Двинском крае (Архангельск) 1699-1712 посол в Голландии 1712-1715 посол при Австрийском двре в Вене 1713- 03.01.1719 дир-р Морской академии 1719-1721 президент Юстиц-коллегии, сенатор 1724 первоприсуст. Московской сенатской конторы 1727 вышел в отставку МОЛЧАНОВ Никифор Константинович (+ 02.01.1764, СПб) контр-адмирал (1762) 1720 - поступил на службу гардемарином 1727 мичман 1731-1738 служил в Астрахани 1738-1741 ком-р яхты "Елизабет" 1741-1743 служил в Архангельске 1748 ком-р корабля "Св. Николай", перешел из Архангельска в Ревель 1755 секунд-интендант 1757-1758 ком-ром кораблей "Св. Сергий" и "Св. Иоанн Златоуст", в составе эскадры адмирала З.Д.Мишукова 1759-1762 капитан над Архангельским портом, и.д. командира порта; за самовольные нарушения приказов Адмиралтейств-коллегии был предан военному суду 1763 дек отбыл из Архангельска в СПб Кавалер орд. Св. Влад 2ст, Св. Анны 1й ст. МУРОМЦОВ Александр Петрович ген-маиор (1783) 1745 поступил на службу матросом 1749-1752 воспитанник Морской академии 1753-1762 в кампаниях на Балтийском море, перешел из Архангельска в Кронштадт 1757 мичман 1763 в составе Кронштадтской комиссии военного суда 1764-1765 в плавании от Кронштадта до м. Дагерорт 1768-1774 участник русско-турецкой войны, на корабле "Три Святителя" в составе эскадры адмирала Г.А.Спиридова перешел в Архипелаг 1771 ком-р фрегата "Св.Федор", участвовал в боевых действиях в Архипелаге 1774-1776 ком-ром кораблей "Дерись", "Переслава" в сост эскадры контр-адмирала И.А.Барша в Балтийском море; ком-р фрегата "Четвертый" в Азовском и Черном морях 1776 презус следственной комиссии при Таганрогском порте 1777 октябрь, капитан 1-го ранга, командовал Азовской флотилией, с 1778 командовал эскадрой 1781-1783 капитан над Арханегльским портом 1782 бригадир 1783 май, капитан над портом Херсон 1785 в отставке по болезни МУСИН-ПУШКИН Алексей Васильевич (+ 1803) адмирал (1797) 1746-1748 воспитанник Морской академии, совершил 2а дальних перехода из Кронштадта в Архангельск и обратно; 1751 мичман 1758-1763 участник Кольбергского сражения, ком-р палубного бота, бомбард. корабля "Юпитер", пинка "Вологда"; был в крейсерстве в Балт. море на фрегате "Св. Михаил" 1763-1767 казначей в Ревельском порту 1767-1769 ком-ром брандвахт фрегатом "Вестовой" в устье Двины, на корабле "Три Святителя" плавал в Балт море; 1769 ком-р фрегата "Св. Федор" 1771-1773 ком-р корабля "Память Евстафия" перешел из Архангельска в Ревель, плавал в Балт море 1773 в чине кап 2 ранга, на корабле "Мироносец" перешел из Ревеля в Ливорно в сост эскадры контр-адмирала С.К.Грейга, ходил в Средиземном море до окончания 1774 г. 1775 вернулся в Кронштадт 1776-1778 ком-р корабля "Вячеслав" в Ревельском порту 1779 на корабле "Храбрый" отправился из Архангельска, командуя отрядом кораблей на соединение с эскадрой контр-адмирала С.П.Хметьевского и крейсировал в Баренцевом море; 1780 перешел в Кронштадт 1781 -1787 командир Архангельского порта 1788 июль вр. упр. делами Кронштадтского порта 1789 флагман Балтийского флота 1788-1790 участник русско-шведской войны, на корабле "Саратов" участвовал в Ревельском сражении (май 1790), на корабле "Св. Николай" имел флаг в Выборгсокм сражении, награждён золотой шпагой с бриллиантами, 1791 дек, генерал-кригскомиссар 1792, контр-адмирал, флагман эскадры адмирала В.Я.Чичагова 1878 вице-адмирал 1787-1793 Генерал-кригскомиссар 1800 июль уволен от службы Кавалер орденов Св. Ал. Невского(1797), Св. Влад 2й ст, Св.Анны1й ст., Св. Георгия 4й ст. Надеюсь, поморы внесут коррективы и продолжат тему, С уважением,.. "Вера и Верность!"

Ответов - 142, стр: 1 2 3 4 5 All

EFK: 19 июня в Архангельске пройдет выездное заседание Морской коллегии при правительстве РФ, на котором планируется обсудить реализацию государственной политики в Арктике. Об этом сообщила пресс-служба администрации Архангельской области. Вчера же, 15 июня, согласно сообщению ИА «REGNUM», премьер-министр РФ Владимир Путин в ходе заседания президиума правительства РФ сообщил, что подписал постановление об учреждении национального парка «Русская Арктика». Проведение выездного заседания Морской коллегии и образование национального парка, скорее всего, взаимосвязаны. С уважением,

EFK: КОМИТЕТ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ПОРТОВОЙ БИБЛИОТЕКИ Попечитель – Главный командир, Свиты Его Величества контр-адмирал Константин Иванович Истомин Члены: Капитан 1-го ранга Николай Афанасьевич Сонин Корпуса корабельных инженеров, штабс-капитан Павел Алеексеевич Богословский Корпуса инженеров морской строительной части, поручик Петр Егорович Янчуковский Ист.: Ист.: Памятная книжка для Архангельской губернии на 1861 г. Адрес-календарь. – Архангельск, 1861. С. 151 С уважением,

Georg G-L: Приступим благословясь. Архангельский военно-морской госпиталь. В 1733 г в Архангельске возобновляется массовое строительство кораблей для Балтики. В том году в город прибывает 520, а в следующем - 618 чел. моряков и работников на верфи. С первой командой приехали: лекарь Фак, заем прибыл лекарь Боу (ставший впоследсвии главным лекарем госпиталя), Аренсон и Фейст, подлекари Штейн и Арменди и 4 лекарских ученика. Однако командир порта вице-адмирал П. П. Бредаль продолжает докладывать о росте числа больных. На приходивших из Кронштадта кораблях их число достигало 100 чел. В 1733 Медицинская канцелярия по согласованию с Адмиралтейской колегией приняла решение об учреждении при Архангельском порте морской аптеки: "ради лучшей пользы обретающимся там морским и адмиралтейским служителям". Медикаменты для нее были отправлены их Ревельской аптеки. Для помещения аптеки архангельский купец Д. Ф. Баженин, основатель первой частной судостроительной верфи продал дом "на Бору" за 420 руб с огородом для целебных растений. Первым аптекарем сал Иоганн Цехарт, с жалованием 300 руб. в год. При нем состояли: гезель 9помощник), ученики, и 4 работника. Цехарт занимал должность до 1760 г. когда был представлен к чину капитан-поручика. При аптеке была лаборатория, для надзора за которой выделялся караул из гарнизона. устройство аптеки, лаборатории, огорода и содержание служащих обошлось в 1130 руб. В том же 1734 году учреждается Архангелогородский моской госпиталь. Первоначально он размещался на территории корабельной верфи на Малом Соломбальском острове. Главным лекарем стал Боу. Госпиталь был расчитан на 100 коек, для его оснащения было закуплено по 12 чаш оловянных больших и малых, 50 деревянных тарелок, 100 больших войлоков и 60 подушек оленней шерсти. Лекарства для госпиталя бесплатно отпускались морской аптекой, для отставных морских чинов - за плату. В связи с увеличением числа морских служителей и работников верфей по представлению портовой конторы Адмиралтейств-коллегия 28.11.1737 г. издала указ о постройке нового здания на 300 коек, с аптекой, баней, кухней, погребами и подсобными помещениями. Портовая контора поручила лекарю Боу определить количество и расположение покоев и служб, а корабельному подмастерью Батакову предложить удобное место для возведения здания. В феврале 1738 годо решено построить при госпитале церковь св. Лавренития. (Однако ее не успели освятить до 1741 г. когда госпиталь переместили в город, на другой берег р. Кузнечиха. На новом месте церковь построили и освятили в 1857 г. во имя св. Зосимы и Савватия. В 1788 году церковь вновь перенесли на новое место (вместе с госпиталем к северу) и в июне 1792 г. освятили во имя иконы Богоматери "Всех скорбящих радость". В 1826 году храм по ветхости был закрыт, хотя простоял до 1910 г. Две комнаты в госпитале были оборудаваны под домовую церковь, где проходили службы, пока не был возведен в к. 19-го века каменный храм, разрушенный при советской власти до основания. Важнейшей святыней церкви являлся чудотворный список иконы Богоматери "Всех скорбящих радость". Великим князем Павлом Петровичем (будущим императором Павлом I) церкви были пожертвованы воздух и два покрова шелковой материи бледно-желтого цвета с серебряными полосками и такого же цвета священническое облачение). Новое здание госпиталя на 16 камор (палат) строилось в 1738 г. на Малом Соломбальском острове в наименее затапливаемой части. В каждой палате по 9 кроватей на 2 больных, отдельная палата для больных "селивацией" (сифилисом) на 12 чел. Кроме того предусмотрены помещения для "анатомии" (прозекторская), аптеки, лекаря, подлекаря, комиссара и священника, здания для погребов, сарая, бани (в том числе отдельная для бюольных сифилисом). Устройство госпиталя обошлось в 1479 руб. Но уже в 1741 г. здания госпиталя сгорели до основания. Больных пришлось разместить в казармах. В Архангельске была эпидемия холеры, а 7 июля 1741 пришли 3 фрегата из Ревеля на которых было 326 больных (в том числе оба лекаря и их ученики), а в пути умерло 104 чел. Заболеваемость стремительно росла в госпитале ежемесячно было не менее 500 чел с лихорадской, горячкой и цингою, ежегодно умирало до 350 чел. При хтом в двух корпусах морских казарм помимо переведенного туда после пожара госпиталя размещались: арестантское отделение на 700 чел, Архангельская флотская рота, офицерское собрания и еще ряд учреждений и служб. По донесению лекаря Боу в Медицинскую канцелярию больных в порту приходилось размещать в казармах, на нарах, без постельных принадлежностей. Не хватало кадров: один из подлекарей лежал в параличе, другой умер. Больных к зиме скопилось более 700 чел. При этом сам главный лекарь жил в городе, за 5 верст от Соломбалы. Медицинская канцелярия по донесению Боу ходатайствовала перед адмиралтейств-коллегией о немедленной постройке нового здания госпиталя. Боу предоставил в портовую контору план здания на 300 коек и предложил разместить его на правом берегу р. Кузнечихи в незатапливаемом наводнениями месте. В 1743-44 гг. были построены три корпуса по 100 коек с крытыми переходами между ними, квартиры главного лекаря и служителей госпитальной конторы, кухня, пекарня и прачечная. строительсво обошлось в 1500 руб. По решению Адмиралтейств-коллегии от 22.04.1760 был выстроен еще один корпус. в 1788 г. в штате госпиталя были: 1 штаб-лекарь, 1 комиссар, 1 писарь, 2 подлекаря, 4 лекарских ученика, 2 надзирателя, 1 пивовар, 6 поваров и хлебников, 24 работника и 30 инвалидов на пропитании. В 1797 году в штат добавлен один лекарь. Штаб-лекарем госпиталя на тот момент был коллежский ассесор Тимофей Иванович Яновский. В том же году его сменил штаб-лекарь Андрей Лаурениус, переведенный из Елизаветградского генерального госпитал. Яновский возглавил губернскую врачебную управу. В 1798 г. главным лекарем стал штаб-лекарь флота Христина Данский, немец, дютеранин, сын придворного волторного мастера. Род. 1763 г., 1777 г. - лекарский ученик в Санкт-Петербургском сухопутном госпитале, 1779 г. - подлекарь на ЛК "Пантелеимон", 1784 г. - лекарь, 1786 г. - штаб-лекарь, участвовал в русско-шведской войне 1788-90 гг. Аптекарем госпитал с 1798 г. был Иоганн Максимилиан Плинт, уроженец Польши, учился в Германии, в России - с 1792 г) Архангельскую адмиралтейскую аптеку возглавлял в 1797 г. Иван Иванович Александер. род.1744, в службе с 1760 г. учеником, 1767 г. - гезель, откомандирован из Москвы в Санкт-Петербургскую адмиралтейскую аптеку. 1772 г. - провизор, 1774 г. - аптекарь, с 1787 г. - титулярный советник, начальник адмиралтейской атеки в Архангельске. Архангельский морской госпиталь в 18 веке был основной базой для подготовки флотских фельдшеров. В госпиталь они поступали как школьники для обучения медико-хирургической науке. Набирали их из солдатских, матроских и унтер-офицерских детей. Большая часть поступала из архангельской гарнизонной словено-российской школы (с 1801 г. - военно-сиротское отделение, с 1826 г. - батальон военных кантонистов). Ежегодно набиралось от 4 до 10 человек в возрасте 12-13 лет, которые учились от 3 д 5 лет, после чего производилиь в фельдшеры и распределялись на корабли и флотские части. К 1797 г. в Архангельске по морскому ведомству состояло 5284, по военному - 1362 чел. В 1800 г. в морском госпитале из 915 больных умерло 75 - ок. 8%, главным образом от лихорадки, пневмонии, туберкулеза. Наибольшей мсертность была среди корабельных рабочих, меньше - среди матросов. Основная часть больных - с разными травмами, всеми видами лихорадок, туберкулезом, сифилисом, цингою. В 1803 г. штаб-лекарем в госпитале служил Иван Мартынович Зоммер. Ежемесячно здесь лечились 100-120 чел., половина - от лихорадок, остальные - теберкулез, цинга, старческая дряхлость. Смертность в отдельные месяцы - до 12%. К 1803 г. госпиталь состоял из 2-х корпусов на 22 покая, мог принять до 300 больных. В связи с увеличением числа морских команд морское ведомство предложило главному командиру Архангельского порта адмиралу фон Дезину выбрать удобное место для постройки нового госпиталя в Соломбале. Однако адмирал предложил построить третий корпус в существующем госпитале. В 1807 г. было решено организовать в Соломбале в офицерском флигеле временный лазарет (на период ледохода-ледостава - когда переправа через р. Кузнечиха отсутствовала), который обслуживал портовый лекарь. При лазарете летом держали для переправы крытое судно, зимой - крытые сани. А к 1808 г. были выстроены (на прежнем месте) новые здания на 400 мест. В среднем в госпитале лечилось 160 чел в месяц, в марте-мае до 350 чел. К 1810 г. в Архангельске находилось от 4 до 7 тыс чинов морского ведомства (в зависимости от количества строящихся и снаряжаемых скораблей) и 3252 чел - сухопутного гарнизона. Так по приказу военного губернатора фон Дезина в июне 1810 г. в нескольких покоях разместили 100 чел. гарнизонного полка и 110 Углицкого мушкетерского Общее число больных медицинских чинов превысило 300 чел. В 1810-11 г. в Архангельске свирепствовала эпидемия холеры. За яварь-апрель 1811 г. в госпиталь поступило 2680 человек, к маю - 3640. Умерло 464 чел. Правда по отчетам причина смерти - нервная горячка и цинга. Все больные в госпитале не помещались. Их размещали в домах обывателей в городе, Соломбале, в ближайших деревнях. Для расследования "ужасного положения" и принятия мер из Петербурга был командирован штаб-лекарь Жуков. В результате И. М. Зоммер был осужден к ссылке в Мезень, а госпитальный комиссар Михайлов - разжалован в матросы. В морском госпитале лечили и чинов сухопутных войск. В 1812-14 гг. в Архангельск доставлялись пленные французской армии - всего 1189 чел. Их разместили в морском госпитале, где они занимали 10 (потом 16) покоев и 3 кухни. Кроме того городская дума выстроила для них новое здание кухни. Пленым женщинам - маркитанкам был доверен уход за больными, 46 чел. служили в морском госпитале сидельцами. В 1819 г. в Архангельске находилось 3 флотских экипажа- около 2,5 тыс чел., портовые команды 1,5 тыс чел, морская артиллерийская бригада, гарнизонный полк ок. 3 тыс чел., Новодвинская крепость, инвалидные команды - всего до 9 тыс чел. В госпитале ежедневно находилось до 250 чел. Для несеня караулов в госпиталь назначалось по 1 унтер-офицеру и 13-16 матросов. В августе 1819 г. госпиталь посетил император Александр I. Управляющим Архангельской аптеки был с 1821 г. провизор Карл Андреевич Оландер. род 1788 г, из иностранцев, 1806 г. - поступил на службу в Санкт-Петербургский аптекарский магазин, 1807 год по экзамену физиката произведен в гезели, служил в Сант-Петербургской главной аптеке и военном госпитале. К 1830 году в Архангельске было 3600 морских и 1200 сухопутных чинов. На лечении ежемесячно в морском госпитале и Соломбальском лазарее было до 500 чел. Ежегодно умирало до 350 чел. Главным доктором морского госпиталя и медицинским инспектором порта в 1830 г. был доктор Алиманн. В 1831 г. только в Соломбале от холеры умерло 700 чел. Алиманн в 1832 г. переведен в Кронштадт. Лекарь морского госпиталя Иван Маккензи в 1832 году обратился к своему начальнику Алиманну, а то к командиру порта адмиралу Галлу за разрешением открыть в Соломбале лазарет для матросов с иностранных кораблей. Но поддержки не получил. В 1843 г. военный губернатор маркиз де Траверсе обратился к военному министру с предложением содинить военный и морской госпитали. Это было осуществлено в 1851 году. 16 мая 1851 г. в Архангельске произошел сильный пожар, уничтоживший центральную и северную часть города, во время которого пострадали строения военного госпиталя. В связи с этим 25 сентября 1851 г. госпитали были объеденены с подчинением военному министерству. Главным доктором объединенного госпиталя 4 ноября 1851 г. назначен бывший главный доктор морского госпиталя коллежский советник Войцеховский. Госпиталю присвоен 3-й разряд, 500-600 коек для нижних чинов и 10 - для офицеров. Штат: главный доктор, его помощник, 4 ординаторы, 1 аптекарь, 14 фельдшеров, 3 аптекарских ученика. Хозчасть: смотритель, его помощник, 2 комиссара, бухгалтер, письмоводитель, 10 писарей. 19 июля 1858 г. в госпитале побывал император Александр II, он прошел через все палаты, осмотрел хозяйственные постройки и церковь. С упразднением в 1862 г. военного порта резко сокращается военный контингент в Архангельске. В 1868 г. военный госпиталь упраздняется а на его базе создается Архангельский местный военный лазарет.

EFK: Georg G-L пишет: Приступим благословясь. Архангельский военно-морской госпиталь. Ув. Georg G-L! Не подскажите источник, откуда черпаете этот текст, а заодно и его автора. Листаю сейчас труд Здыбко "Военный госпиталь и развитие больничного дела на Архангельском Севере" [издан в Архангельске в 2008 г.], и Ваш материал весьма напоминает постраничный, но вольный пересказ этого издания. И возникают разного рода сомнения ...

Georg G-L: EFK пишет: Листаю сейчас труд Здыбко "Военный госпиталь и развитие больничного дела на Архангельском Севере" [издан в Архангельске в 2008 г.], оттуда и есть... просто там - разбросано все...

EFK: Georg G-L пишет: разбросано все... Есть такое дело. Сочувствую, практически книга вышла в авторской редакции со всеми вытекающими последствиями. Трудно было врачу ваять такиую вещь ... Помимо большого желания попасть в историю как историк, нужно иметь кроме спонсоров и ещё кое что.

Georg G-L: EFK пишет: Помимо большого желания попасть в историю я вот и попытался собрать воедино... плюс интернет упоминания...

EFK: 14 августа 1693 в Архангельске Пётр I впервые в жизни вышел на паруснике в открытое море Самым страстным увлечением царя была тяга к мореплаванию. В ту, первую свою архангельскую поездку Петр отправился развлечения ради – посмотреть на море. Получив на это предварительно разрешение от горячо любимой им матери и пообещав ей, что сам он лично в открытое море выходить не будет... В 1693 году, 14 августа Пётр, нарушив обещание, данное матери, ходил на яхте “Св. Петр” по Белому морю до Поноя. В первый же приезд, увидев настоящие океанские суда, юноша был восхищен. В 1693 году при личном участии Петра I в Архангельске было основано Адмиралтейство, а на близлежащем острове Соломбала заложена верфь, чтобы строить торговые суда европейского типа и возить российские товары за море. В следующем году Петр совершил второй поход по Белому морю, в Архангельске спустил на воду строившийся на Соломбале корабль “Апостол Павел”. На яхте “Св. Петр” ходил к Соловецкому монастырю и “оморячился” в шторм. По возвращении в Архангельск Петр занялся вооружением и снаряжением “Апостола Павла”. (ИА "Двина-Информ") С уважением,

EFK: Панорама города Архангельска. Фото начала ХХ века. Из коллекции Архангельского областного краеведческого музея С уважением,

EFK: 1870 год УПРАВЛЕНИЕ АРХАНГЕЛЬСКОГО ПОРТА КУПРИЯНОВ Павел Иванович, командир порта, капитан 1-го ранга МОРДОВИН Петр Александрович, помощник капитана корпуса флотских штурманов, поручик ПЕТУХОВ Степан Николаевич, делопроизводитель, надворный советник ЧУПРОВ Антон Николаевич, смотритель имущества и зданий, титулярный советник ЕРМОЛАЕВ Федор Наумович, смотритель Мудьюгского маяка, штабс-капитан МИТУРИЧ Илья Васильевич, заведывающий строительными работами по Беломорским маякам, инженер-капитан ГРИБАНОВ Виктор Иванович, преподаватель шкиперских курсов в Архангельске, флотских штурманов штабс-капитан КОЗЛОВ Василий Герасимович, преподаватель шкиперских курсов в г. Кеми, корпуса штурманов поручик ПОРТОВАЯ КОМАНДА КАШИН Спиридон Парфентьевич, командир команды, штабс-капитан СЕРИКОВ Ефим Яковлевич, старший врач команды, надворный советник СИМАКОВ Яков Логинович, лекарский помощник, коллежский регистратор РЯБИНИН Михаил Иванович, лекарский помощник, коллежский регистратор ОГОРОДНИКОВ Степан Федорович, занимающийся метеорологическими наблюдениями при портовой обсерватории, корпуса флотских штурманов подпоручик ШКУНА «Полярная звезда» СТРОНСКИЙ, командир шкуны, капитан лейтенант ВАСИЛЬЕВ 7-й Иван Николаевич, офицер шкуны, корпуса флотских штурманов, поручик СТАТЫГИН Семен Савич, офицер шкуны, корпуса флотских штурманов, поручик СЕЛИВЕРСТОВ Разумник Александрович, офицер шкуны, корпуса флотских штурманов, подпоручик АРМЕЕВ Владимир Григорьевич, офицер шкуны, корпуса инженер-механиков, прапорщик Ист.: Адрес-календарь лиц служащих в Архангельской губернии / Справочная книжка Архангельской губернии на 1870 г. – Архангельск, 1870. С.142-143 С уважением,

Georg G-L: Никифоров Григорий Иванович - генерал-майор, управляющий Беломорскими маяками; род. в 1781 г. в Ораниенбауме, умер в Архангельске 2-го августа 1853 г. Пятнадцати лет от роду Н. поступил в штурманское училище, по окончании которого в 1805 году выпущен штурманским помощником 14-го класса. В 1827 г. был переименован из штурманов 8-го класса в капитаны корпуса флотских штурманов, в 1830 г. произведен в подполковники, в 1836 г. в полковники и в 1849 г. в генерал-майоры. В течение 48 лет своей службы Н. почти ежедневно находился в плавании, причем всех морских кампаний совершил 56, в том числе две кругосветных: в первый раз с 1817-го по 1819-й год на военном шлюпе "Камчатка" Головнина, а во второй, с 1821 по 1824 год, на шлюпе "Аполлон". Три раза принимал участие в морских сражениях: в 1807 г. — в эскадре вице-адмирала Синявина, на корабле "Твердый", при Дарданельском проливе; в 1813 г. — в эскадре капитана графа Гейдена на шлюпе "Лизета", при Вексельминдской крепости, и в 1827 г. — в эскадре контр-адмирала графа Гейдена на корабле "Азов" в сражении при Наварине, где был контужен в грудь и за отличие был награжден орденом св. Владимира 4-й ст. с бантом и греческим — Спасителя 4-й ст. с короной. Возвратясь на родину, Н. продолжал принимать ежегодно участие в морских кампаниях, но с 1837 г. по случаю болезни находился на берегу. В 1843 г. H. был назначен управляющим Беломорскими маяками и с тех пор до смерти жил постоянно в Архангельске, причем каждое лето ходил в Белое море на шхуне "Полярная Звезда" для осмотра маяков. Несмотря на преклонные годы, Н. всегда сам делал обсервации для определения места на море и для проверки хронометра. За время службы в Архангельске Н. был награжден чином генерал-майора. В числе многих наград он имел орден св. Георгия 4 ст.. Возвратившись 29-го июля 1853 г. с моря, Никифоров заболел холерой и три дня спустя умер, 72-х лет от роду. Похоронен Г. И. Никифоров на Архангельском Соломбальском кладбище.

EFK: Georg G-L пишет: генерал-майор Генерал-майор корпуса флотских штурманов Georg G-L пишет: многих наград Кавалер орденов Св. Анны 2-й и 4-й степени, первой с Императорской короною, Св. Владимира 4-й степени с бантом, греческий Спасителя, имеет медали за 1812 г. и за Турецкую войну и знак отличия безпорочной службы за XL лет. (на 1950 г.) Georg G-L пишет: орден св. Георгия 4 ст.. Кавалер Ордена Святого Георгия 4 класса - в чине полковника Корпуса флотских штурманов - "За беспорочную выслугу 25 лет в офицерских чинах" (№ 8167; 26 ноября 1849). Georg G-L пишет: умер † 2.VIII.1853 Ист.: Справочная книжка Архангельской губернии на 1850 год. - Архангельск, 1850. Адрес-календарь. С. 224; Лит.: Попов Г. Гордость Соломбальского адмиралтейства // Следопыт Севера: Ис.-кравед. Сб. - Архангельск: СЗКИ, 1986. С.145-169 (158); А.А. Куратов // Поморская энциклопедия. Т. I. История Архангельского Севера. - Архангельск: ПГУ, 2001. С.264.

EFK: Сегодня в г. Архангельске одном из залов Музея Арктики состоялось очередное заседание Архангельского отделения Ассоциации "Морское наследие России". Решены оргвопросы: утверждено положение, выбрано правление и председатель - С.В. Терентьев. Начато формирование плана работы. Первая акция - со следующей недели начнется посещение музеев города, имеющих отношение к морю. Цель - ознакомление с их состоянием; выработка предложений по консолидации усилий. В настоящее время в отделение входят в качестве коллективных членов - 9 организаций и 21 человек. С уважением,

EFK: Архангельск стал ГОРОДОМ ВОИНСКОЙ СЛАВЫ 08.12.2009, 11:00 Президент Медведев подписал указы о присвоении городам Архангельску, Козельску и Пскову почетного звания "Город воинской славы". В тексте документов говорится: "Почетное звание Российской Федерации "Город воинской славы" присвоено за мужество, стойкость и массовый героизм, проявленные защитниками городов в борьбе за свободу и независимость Отечества". Архангельск - административный центр Архангельской области, основан в 1584 году по указу Ивана Грозного. С начала XVП века и до сегодняшних дней город является одним из самых крупных морских портов на Севере России. Численность населения города составляет 348 305 человек. В 1942-1943 годах Архангельск подвергался массированным бомбардировкам, в годы войны здесь погибли 113 тыс человек, 38 тыс из 200-тысячного населения города умерли от голода. В годы Великой Отечественной войны в Архангельске базировалась Беломорская военная флотилия. Как и в первую мировую войну, город был основным портом, через который поступала помощь из Европы и Америки. Через Архангельский морской порт за годы войны прошло около 4 млн тонн грузов. Порт принял и разгрузил более 330 советских и иностранных судов со стратегическими грузами. Из города отправлялись важные для фронта грузы /лес, минометы, огнеметы, аэросани/. В 1984 году Архангельск был награжден орденом Ленина за заслуги в годы Великой Отечественной войны. Современный Архангельск - крупный научный и промышленный центр области. В городе зарегистрировано 7700 предприятий. Лесопромышленному производству принадлежит свыше 40 проц. общего объёма продукции, производимой в городе. http://www.itar-tass.com/level2.html?NewsID=14618327 С уважением,

EFK: А начиналось всё не так просто и не очень обнадеживающе. Более года назад рискнул написал вот такое: Архангельск - разве не Город воинской славы Всегда с интересом, а порой, признаюсь, и некоторой долей ревнивой зависти, читаю сообщения из Мурманской области. Меня подкупает то бережное отношение и властных структур, и населения этой области к её, прямо скажем не столь уж и древней истории, и в особенности к военной составляющей. Буквально на днях «Красная звезда» рассказала о том, как соседи отмечают 65-летний юбилей отдельной Киркинесской Краснознаменной бригады морской пехоты Северного флота. В центре празднества стал открытие в Мурманском краеведческом музее фотовыставки, посвященной этому событию. Этот подарок, как пишет «Красная звезда», юбиляру преподнесли местные историки и краеведы при поддержке Межрегиональной ассоциации городов и субъектов Российской Федерации, шефствующих над кораблями и частями Северного флота. И невольно обращаешь взор к родным пенатам. Столь ли трепетно у нас в области относятся к славному боевому прошлому нашей области? Пожалуй, что нет. Невольно создается ощущение какой-то отрешенности, отстраненности, в первую очередь, у наших структур, «власть предержащих», от минувшего. Обеспокоенность таким положением прозвучала в ходе прошедших в прошлом году в Архангельске юбилейных общественно - научных чтениях по военно - исторической тематике «Защитники Отечества». Риторический вопрос: все ладно у нас с исторической памятью – повис тогда, как бы в воздухе. Донести эту обеспокоенность до руководства области не удалось. Увы, это мероприятие не почтили своим присутствием ни один представитель властных структур области. Между тем усилиями энтузиастов эти чтения вопреки всему успешно происходят уже 10 лет. Расформированные воинские формирования, которые десятилетиями базировались на территории области, у нас, в отличие от мурманчан, прочно забыты. А существующие все также остаются в зоне умолчания. Например, в июле прошлого года 1-й Государственный испытательный космодром РФ «Плесецк» отметил свой юбилей. Более полувека, базируясь в самом центре нашего региона, он несет достойно свою службу. Вклад его в создание отечественного ракетно-космического вооружения, в мировую космонавтику просто уникален. Тем не менее население области так и не получило возможности ни достойно чествовать юбиляра, ни познакомиться с его пошлым и настоящим. Как и в былые десятилетия, космодром остался для северян Terra Incognita. Юбилейные выставочные экспозиций, фильмы и литературу о космодроме могли увидеть лишь немногие из VIP-региональных персон, посетивших в те дни город Мирный. Впрочем, также незаметно прошел для северян и совсем недавний юбилей другого воинского соединения - 10-й армии ПВО, ныне, увы, не существующего. А когда-то именно её подразделения контролировали и защищали от непрошенных визитеров все воздушное пространство на Севере. Но вернемся ко дню нынешнему. В начале марта на страницах той же «Красной звезды» можно было прочесть репортаж о том, как город Полярный вошел в число претендентов на присвоение почетного звания «Город воинской славы». Нелишне напомнить, что движение это родилось совсем недавно. По инициативе президента РФ В.В. Путина Государственной Думой 14 ап¬реля 2006 года был принят Федеральный закон «О почетном звании Российской Федерации «Город Воинской Славы», одобренный затем Советом Федерации (26 апреля 2006 года). В городе, удостоенном почетного звания РФ «Город воинской славы», устанавливается стела с изображением герба города и текстом указа президента России. В нем проводятся публичные мероприятия и праздничные салюты в День защитника Отечества 23 февраля и День Победы 9 мая, а также в День города. За минувшее время на карте России появилось уже более десятка новых городов воинской славы. Судя по всему, вскоре к ним добавится и город Полярный. Инициативу муниципального образования ЗАТО «Полярный» об увековечивании воинского прошлого города поддержали ветеранские организации всех флотов России, Клуб адмиралов, Союз подводников, многие другие общественные организации. И, естественно, главный штаб ВМФ РФ. При столь мощной поддержке презентацию города Полярный, претендующего на почетное звание, успешно прошла в Совете Федерации. Отметим, что согласно закону, звание «Город воинской славы» присваивается городам Российской Федерации, на территории которых или в непосредственной близости от которых в ходе ожесточенных сра¬жений защитники Отечества проявили мужество, стойкость и массовый героизм. Чем же мотивировали свои претензии на столь высокое звание жители Полярного? Вкратце это обоснование излагалось вот так. «Ворота Арктики», «Колыбель Северного флота», - эти исторические названия одного и того же русского города – ЗАТО Полярный. Город был основан в 1899 году как пункт базирования Российского флота в Баренцевом море. Это был последний порт, видевший в 1912 году экипажи шхун «Геркулес» и «Святая Анна». Встречал Полярный победителей Арктики. Ледоколы «Таймыр» и «Вайгач» – первые русские суда, которым удалось пройти мимо северного фасада России с востока на запад. В годы Первой мировой войны город стал местом формирования корабельных соединений, составивших боевое ядро флотилии Северного Ледовитого океана. С 1935 года город Полярный – главная база Северной военной флотилии, которая позже была реорганизована в Северный флот России. Мурманская область в годы Великой Отечественной войны являлась единственной приграничной областью, которую не удалось оккупировать войскам фашистской Германии. Значительная заслуга в этом принадлежит Северному Флоту и его главной базе – городу Полярный. Что ж можно только порадоваться за соседей. Неоспорим вклад Мурманской области в достижении победы в минувшей войне. Когда-то вполне заслуженно и г. Мурманск стал городом-героем. Сейчас город Полярный встанет в почетный ряд городов ратной славы. И почему начинает казаться, что не было на карте былых сражений Великой Отечественной войны Архангельской области, не было на ней и многострадального Архангельска. А если оглянуться в далекое прошлое, то может и такого географического и геополитического понятия, как Архангельский Север, не было? Но все же стоить отрешиться от таких поспешных умозаключений и сделать небольшой исторический экскурс. Город Архангельск был основан более 4-х веков назад как будущий административный центр северной порубежной территории России и как единственный в то время морской порт. К слову сказать, в нынешнем году грядет 300-летний юбилей Архангельской губернии, которая занимала все северные и приполярные земли Русского Севера. И тот же город Полярный был в составе губернии. Архангельск на протяжении столетий был гарантом военного присутствия России в Арктике. И в этом качестве наш город в самые сложные для государства периоды неизменно обеспечивал единственный выход в Мировой океан. Почти два века Архангельский военный порт и образованное при нем Архангельское адмиралтейство были кузницей кадров для Российского императорского флота. Именно здесь строились для него многочисленные военные корабли. Архангельск стал подлинными воротами в Северный Ледовитый океан. Здесь в XIX и XX века формировались и отсюда уходили в Арктику все научно - исследовательские экспедиции. Отсюда началось прокладка маршрутов и освоение Северного морского пути. В Первую мировую войну Архангельск как морской порт и железнодорожный узел стал центром грандиозных транспортных операций, призванных надежно обеспечить Вооруженные силы России материально-техническими ресурсами. Архангельский Север в ту войну официально являлся театром военных действий. Противоборством с Военно-морским флотом Германии велось как в водах арктических морей, так и в акватории внутреннего Белого моря. В годы Гражданской войны Архангельск также оказался в самом центре боевых сражений между интервенционистскими силами и Красной Армии Советской России. В Великую Отечественную войну именно из Архангельска осуществлялась разнообразная и сложнейшая деятельность по координации деятельности военных и полувоенных формирований. Он превратился в центр, обеспечивающий надежность уникальных конвойных операций по переброске из Европы техники, вооружения и продовольствия. В те годы Архангельский порт стал крупнейшим в стране. Тогда многократно возрос его грузооборот. Миллионы тонн военных и народнохозяйственных грузов, более половины из которых – стратегические материалы и вооружение потоком шли отсюда в глубь страны. В Архангельске был создан штаб по организации партизанского движения на территории Карелии. Тысячи горожан добровольно подали заявления о вступлении в народное ополчение, истребительные батальоны и партизанские отряды, что составило 40 % призванных за годы войны архангелородцев. Из добровольцев-северян были сформированы партизанские отряды «Полярник» и «Сталинец». 20 тысяч поморок стали участницами оборонных работ. В Архангельске функционировали военные училища, готовившие офицерские кадры для фронта. Здесь был сформирован ряд воинских соединений, в их числе 88-я стрелковая дивизия (затем 23-я гвардейская). Создано авиаподразделение ВВС Северного флота, позднее получившее наименование 5-й отдельный полк ГВФ. В 1941 года образована в составе Северного флота Беломорская военная флотилия. Её база и штаб находились в Архангельске. Город стал подлинной госпитальной базой Карельского фронта. В Архангельске работало более 20 госпиталей. Благодаря архангельским медикам в строй вернулись десятки тысяч бойцов и командиров. Вместе с тем территория области, Архангельск, воздушное пространство над ним стали подлинным полем битвы. Противник ставил важнейшей целью парализовать конвойные операции на море, а также обработку и транспортировку грузов на суше. Он развернул здесь активную диверсионную деятельность, стремясь осуществить нарушить деятельность морского порта и железнодорожных магистралей. С этой целью в малодоступных районах области были для этого созданы базы и т.н. аэродромы подскока. Город подвергался массированным бомбардировкам, особенно интенсивным летом и осенью 1942 года. По мере возможности противодействие налетам оказывала местная ПВО. Более 30 тысяч горожан доблестно защищали важнейшие стратегические объекты города, портовые и транспортные сооружения от разрушения. Тем не менее за время войны городу был причинен громадный ущерб. Десятки тысяч архангелородцев участвовали в боевых действиях. Отмечается, что каждый третий призванный в армию горожанин, каждый десятый житель предвоенного Архангельска не вернулся с фронта. Тысячи архангелогородцев были удостоены воинских наград. Наши земляки прошли с боями по всем фронтовым дорогам до Кенингсберга, Праги, Вены, Варшавы, Берлина. Несмотря на то, что транзитом через Архангельск шли в центр и на фронты миллионы тонн продовольствия, город чудовищно голодал. Как отмечает в одной из своих публикаций историк М.Н. Супрун, за 1941-1945 гг. в городе умерло около 40 тысяч жителей. Из них половина – в особо голодный и цинготный 1942-й год. Жизнью каждого пятого архангелогородца, умершего от голода и болезней, заплатил Архангельск за своевременно направленные на фронт ленд-лизовские грузы, за построенные и отремонтированные корабли, за лес, за целлюлозу, рыбу. После блокадного Ленинграда Архангельск в дни войны оказался на втором месте по смертности среди мирного населения. И, обращаясь к трагическим событиям прошлого, все чаще задумываюсь над вопросом: вправе ли город Архангельск претендовать на почетное звание города воинской славы? И уповаю на то, что найдется у моих земляков настойчивости, смелости и упорства отстоять права Архангельска на достойное место в ряду городов воинской славы. Е.Ф. Колтовой Опубликовано: Правда Севера. 2008 г. 14 мая. С.4 С уважением,

EFK: А начиналось всё не так просто и не очень обнадеживающе. Более года назад рискнул написал вот такое: Архангельск - разве не Город воинской славы ? Всегда с интересом, а порой, признаюсь, и некоторой долей ревнивой зависти, читаю сообщения из Мурманской области. Меня подкупает то бережное отношение и властных структур, и населения этой области к её, прямо скажем не столь уж и древней истории, и в особенности к военной составляющей. Буквально на днях «Красная звезда» рассказала о том, как соседи отмечают 65-летний юбилей отдельной Киркинесской Краснознаменной бригады морской пехоты Северного флота. В центре празднества стал открытие в Мурманском краеведческом музее фотовыставки, посвященной этому событию. Этот подарок, как пишет «Красная звезда», юбиляру преподнесли местные историки и краеведы при поддержке Межрегиональной ассоциации городов и субъектов Российской Федерации, шефствующих над кораблями и частями Северного флота. И невольно обращаешь взор к родным пенатам. Столь ли трепетно у нас в области относятся к славному боевому прошлому нашей области? Пожалуй, что нет. Невольно создается ощущение какой-то отрешенности, отстраненности, в первую очередь, у наших структур, «власть предержащих», от минувшего. Обеспокоенность таким положением прозвучала в ходе прошедших в прошлом году в Архангельске юбилейных общественно - научных чтениях по военно - исторической тематике «Защитники Отечества». Риторический вопрос: все ладно у нас с исторической памятью – повис тогда, как бы в воздухе. Донести эту обеспокоенность до руководства области не удалось. Увы, это мероприятие не почтили своим присутствием ни один представитель властных структур области. Между тем усилиями энтузиастов эти чтения вопреки всему успешно происходят уже 10 лет. Расформированные воинские формирования, которые десятилетиями базировались на территории области, у нас, в отличие от мурманчан, прочно забыты. А существующие все также остаются в зоне умолчания. Например, в июле прошлого года 1-й Государственный испытательный космодром РФ «Плесецк» отметил свой юбилей. Более полувека, базируясь в самом центре нашего региона, он несет достойно свою службу. Вклад его в создание отечественного ракетно-космического вооружения, в мировую космонавтику просто уникален. Тем не менее население области так и не получило возможности ни достойно чествовать юбиляра, ни познакомиться с его пошлым и настоящим. Как и в былые десятилетия, космодром остался для северян Terra Incognita. Юбилейные выставочные экспозиций, фильмы и литературу о космодроме могли увидеть лишь немногие из VIP-региональных персон, посетивших в те дни город Мирный. Впрочем, также незаметно прошел для северян и совсем недавний юбилей другого воинского соединения - 10-й армии ПВО, ныне, увы, не существующего. А когда-то именно её подразделения контролировали и защищали от непрошенных визитеров все воздушное пространство на Севере. Но вернемся ко дню нынешнему. В начале марта на страницах той же «Красной звезды» можно было прочесть репортаж о том, как город Полярный вошел в число претендентов на присвоение почетного звания «Город воинской славы». Нелишне напомнить, что движение это родилось совсем недавно. По инициативе президента РФ В.В. Путина Государственной Думой 14 ап¬реля 2006 года был принят Федеральный закон «О почетном звании Российской Федерации «Город Воинской Славы», одобренный затем Советом Федерации (26 апреля 2006 года). В городе, удостоенном почетного звания РФ «Город воинской славы», устанавливается стела с изображением герба города и текстом указа президента России. В нем проводятся публичные мероприятия и праздничные салюты в День защитника Отечества 23 февраля и День Победы 9 мая, а также в День города. За минувшее время на карте России появилось уже более десятка новых городов воинской славы. Судя по всему, вскоре к ним добавится и город Полярный. Инициативу муниципального образования ЗАТО «Полярный» об увековечивании воинского прошлого города поддержали ветеранские организации всех флотов России, Клуб адмиралов, Союз подводников, многие другие общественные организации. И, естественно, главный штаб ВМФ РФ. При столь мощной поддержке презентацию города Полярный, претендующего на почетное звание, успешно прошла в Совете Федерации. Отметим, что согласно закону, звание «Город воинской славы» присваивается городам Российской Федерации, на территории которых или в непосредственной близости от которых в ходе ожесточенных сра¬жений защитники Отечества проявили мужество, стойкость и массовый героизм. Чем же мотивировали свои претензии на столь высокое звание жители Полярного? Вкратце это обоснование излагалось вот так. «Ворота Арктики», «Колыбель Северного флота», - эти исторические названия одного и того же русского города – ЗАТО Полярный. Город был основан в 1899 году как пункт базирования Российского флота в Баренцевом море. Это был последний порт, видевший в 1912 году экипажи шхун «Геркулес» и «Святая Анна». Встречал Полярный победителей Арктики. Ледоколы «Таймыр» и «Вайгач» – первые русские суда, которым удалось пройти мимо северного фасада России с востока на запад. В годы Первой мировой войны город стал местом формирования корабельных соединений, составивших боевое ядро флотилии Северного Ледовитого океана. С 1935 года город Полярный – главная база Северной военной флотилии, которая позже была реорганизована в Северный флот России. Мурманская область в годы Великой Отечественной войны являлась единственной приграничной областью, которую не удалось оккупировать войскам фашистской Германии. Значительная заслуга в этом принадлежит Северному Флоту и его главной базе – городу Полярный. Что ж можно только порадоваться за соседей. Неоспорим вклад Мурманской области в достижении победы в минувшей войне. Когда-то вполне заслуженно и г. Мурманск стал городом-героем. Сейчас город Полярный встанет в почетный ряд городов ратной славы. И почему начинает казаться, что не было на карте былых сражений Великой Отечественной войны Архангельской области, не было на ней и многострадального Архангельска. А если оглянуться в далекое прошлое, то может и такого географического и геополитического понятия, как Архангельский Север, не было? Но все же стоить отрешиться от таких поспешных умозаключений и сделать небольшой исторический экскурс. Город Архангельск был основан более 4-х веков назад как будущий административный центр северной порубежной территории России и как единственный в то время морской порт. К слову сказать, в нынешнем году грядет 300-летний юбилей Архангельской губернии, которая занимала все северные и приполярные земли Русского Севера. И тот же город Полярный был в составе губернии. Архангельск на протяжении столетий был гарантом военного присутствия России в Арктике. И в этом качестве наш город в самые сложные для государства периоды неизменно обеспечивал единственный выход в Мировой океан. Почти два века Архангельский военный порт и образованное при нем Архангельское адмиралтейство были кузницей кадров для Российского императорского флота. Именно здесь строились для него многочисленные военные корабли. Архангельск стал подлинными воротами в Северный Ледовитый океан. Здесь в XIX и XX века формировались и отсюда уходили в Арктику все научно - исследовательские экспедиции. Отсюда началось прокладка маршрутов и освоение Северного морского пути. В Первую мировую войну Архангельск как морской порт и железнодорожный узел стал центром грандиозных транспортных операций, призванных надежно обеспечить Вооруженные силы России материально-техническими ресурсами. Архангельский Север в ту войну официально являлся театром военных действий. Противоборством с Военно-морским флотом Германии велось как в водах арктических морей, так и в акватории внутреннего Белого моря. В годы Гражданской войны Архангельск также оказался в самом центре боевых сражений между интервенционистскими силами и Красной Армии Советской России. В Великую Отечественную войну именно из Архангельска осуществлялась разнообразная и сложнейшая деятельность по координации деятельности военных и полувоенных формирований. Он превратился в центр, обеспечивающий надежность уникальных конвойных операций по переброске из Европы техники, вооружения и продовольствия. В те годы Архангельский порт стал крупнейшим в стране. Тогда многократно возрос его грузооборот. Миллионы тонн военных и народнохозяйственных грузов, более половины из которых – стратегические материалы и вооружение потоком шли отсюда в глубь страны. В Архангельске был создан штаб по организации партизанского движения на территории Карелии. Тысячи горожан добровольно подали заявления о вступлении в народное ополчение, истребительные батальоны и партизанские отряды, что составило 40 % призванных за годы войны архангелородцев. Из добровольцев-северян были сформированы партизанские отряды «Полярник» и «Сталинец». 20 тысяч поморок стали участницами оборонных работ. В Архангельске функционировали военные училища, готовившие офицерские кадры для фронта. Здесь был сформирован ряд воинских соединений, в их числе 88-я стрелковая дивизия (затем 23-я гвардейская). Создано авиаподразделение ВВС Северного флота, позднее получившее наименование 5-й отдельный полк ГВФ. В 1941 года образована в составе Северного флота Беломорская военная флотилия. Её база и штаб находились в Архангельске. Город стал подлинной госпитальной базой Карельского фронта. В Архангельске работало более 20 госпиталей. Благодаря архангельским медикам в строй вернулись десятки тысяч бойцов и командиров. Вместе с тем территория области, Архангельск, воздушное пространство над ним стали подлинным полем битвы. Противник ставил важнейшей целью парализовать конвойные операции на море, а также обработку и транспортировку грузов на суше. Он развернул здесь активную диверсионную деятельность, стремясь осуществить нарушить деятельность морского порта и железнодорожных магистралей. С этой целью в малодоступных районах области были для этого созданы базы и т.н. аэродромы подскока. Город подвергался массированным бомбардировкам, особенно интенсивным летом и осенью 1942 года. По мере возможности противодействие налетам оказывала местная ПВО. Более 30 тысяч горожан доблестно защищали важнейшие стратегические объекты города, портовые и транспортные сооружения от разрушения. Тем не менее за время войны городу был причинен громадный ущерб. Десятки тысяч архангелородцев участвовали в боевых действиях. Отмечается, что каждый третий призванный в армию горожанин, каждый десятый житель предвоенного Архангельска не вернулся с фронта. Тысячи архангелогородцев были удостоены воинских наград. Наши земляки прошли с боями по всем фронтовым дорогам до Кенингсберга, Праги, Вены, Варшавы, Берлина. Несмотря на то, что транзитом через Архангельск шли в центр и на фронты миллионы тонн продовольствия, город чудовищно голодал. Как отмечает в одной из своих публикаций историк М.Н. Супрун, за 1941-1945 гг. в городе умерло около 40 тысяч жителей. Из них половина – в особо голодный и цинготный 1942-й год. Жизнью каждого пятого архангелогородца, умершего от голода и болезней, заплатил Архангельск за своевременно направленные на фронт ленд-лизовские грузы, за построенные и отремонтированные корабли, за лес, за целлюлозу, рыбу. После блокадного Ленинграда Архангельск в дни войны оказался на втором месте по смертности среди мирного населения. И, обращаясь к трагическим событиям прошлого, все чаще задумываюсь над вопросом: вправе ли город Архангельск претендовать на почетное звание города воинской славы? И уповаю на то, что найдется у моих земляков настойчивости, смелости и упорства отстоять права Архангельска на достойное место в ряду городов воинской славы. Е.Ф. Колтовой Опубликовано: Правда Севера. 2008 г. 14 мая. С.4 С уважением,

Georg G-L: Евгений Федорович № Указа - 1389. Счас главная проблема - куда стеллу ставить...

EFK: Первое заседание Клуба исследователей Арктики, открывшегося в Северном управлении гидрометслужбы, состоится сегодня в Архангельске. Доклад на тему «Арктика: вчера, сегодня, завтра» представит легендарный российский полярный путешественник, директор музея Арктики и Антарктики ААНИИ (Санкт-Петербург), вице-президент Ассоциации полярников РФ Виктор Боярский... Также, как сообщили в пресс-службе Северного УГМС, итоги Международного Полярного года подведет руководитель Северного УГМС Леонид Васильев, а о развитии географии в России (по итогам съезда Российского географического общества) расскажет заведующая кафедрой географии и геоэкологии ПГУ Наталья Бызова. «О том, как поморы Колчака от смерти спасли: к 135-летию со дня рождения А.В. Колчака» расскажет Сергей Доморощенов из областной газеты «Правда Севера», а историю картографирования Архангельской области - старший преподаватель кафедры географии и геоэкологии ПГУ Наталья Павлович. (ИА «Двина-Информ») С уважением,

volnoper: Морской флот 5-6 1994.

мадина: очень интересно только про саму верьф мало

EFK: АРХАНГЕЛЬСКИЕ ВОЕННЫЕ ПАРУСНИКИ НА СРЕДИЗЕМНОМ МОРЕ С уважением,

EFK: Рекомендую: Бьорн Братбак. Герой Порт-Артура и узник ГУЛАГА: капитан I ранга Михаил Сергеевич Рощаковский Вплоть до недавнего времени многие страницы жизни этого замечательного, незаурядного человека оставались неизвестными российскому читателю. Благодаря усилиям норвежского историка Бьорна Братбака нам впервые предоставляется возможность ознакомиться с материалами из семейных архивов потомков Рощаковского, оставшихся в Норвегии, и открыть для себя еще одну волнующую историю судьбы представителя русской военно-морской эмиграции. http://flot.com/history/personalities/roschakovsky/index.htm С уважением,

EFK: С уважением,

EFK: Барк "Георгий Седов". Архангельск. Сентябрь 2006 г. С уважением,

EFK: "Моряк Севера". 2007. 25 июля. С уважением,

EFK: "Моряк Севера". 2008. 30 января, 6, 13, 20 февраля. С уважением,

EFK: "Моряк Севера". 2008. 02 апреля. С уважением,

EFK: "Моряк Севера". 2008. 21 мая. С уважением,

EFK: "Моряк Севера". 2009. 14 октября. С уважением,

DD: Такой документ обнаружился...спасли почти из мусорника...надо кому?



полная версия страницы