Форум » Русские морские крепости » Архангельский порт и люди флота (продолжение) » Ответить

Архангельский порт и люди флота (продолжение)

ursus: АРХАНГЕЛЬСКИЙ порт. Моряки и корабелы (17-19 в.в.) На рейде Архангельска АРХАНГЕЛЬСКОЕ адмиралтейство. Одно из страейших адмиралтейств России, Образовано в 1701 г. в Соломбальской верфи г. Архангельска, заложенной в 1693 г. Петром I для торгового и военного судостроения. Включало 3-и верфи: Соломбальскую (на Соломбальских о-вах, 1693-1862), Быковскую (на р. Северная Двина, 1772- конец 18-го в.), Фразерскую (на р. Маймакса, 1772-конец 18-го в.) Работу Архангельского адмиралтейства возглавляли Ф.М.Апраксин, Е.Е.Избрант, Ф.А.Баженин. В это время было построено ок. 130 судов 12-ти типов (том числе 9-ть кораблей и 6-ть фрегатов). В 1773 г. был открыт Архангельский военный порт и возобновилось строительство военных судов, которым руководил Гл. командир порта. Первым был капитан В.А.Мятлев. Под руководством мельничного мастера Д.Пастухова был создан лесопильно-якорный завод на р.Ширша. В 1764 г. при участии М.В.Ломоносова на Соломбальской вефи для полярной экспедиции В.Я.Чичагова 1765-1766 г.г. выстроили 3-и фрегата ("Бабаев", "Панов", "Чичагов"). В сер. 18-го века для ремонта судов в Архангельске был сооружен 1-й сухой док. С 1735 г. при адмиралтействе действовала Морская школа. Всего на Соломбальской верфи было построено ок. 450 военных судов. Здесь трудились известные кораблестроители О.Най, Г.А.Меншиков, В. и П. Геренсы, А.М.Курочкин, В.А.Ершов, Ф.Т.Загуляев, М.Д.Портнов. В марте 1862 г. Архангельский военный порт был закрыт и разоружена Беломорскя военная флотилия. П.В.Жуковский. Генерал-адмирал Ф.М.Апраксин АПРАКСИН Фёдор Матвеевич(1661-1728), генерал-адмирал. Русский государственный и военно-морской деятель стольник Петра I (1708), граф (1710), участник создания "потешного войска". 1693-1696 Двинский воевода и губернатор Архангельска 1700-1706 Азовский губернатор 1696 участик 2-го Азовского похода против Турции 1699 участ. в Керченском походе Русского флота по Азовскому морю. 1702 изучал форватеры Азовскго моря с 1707 адмирал и президент адмиралтейства 1708 командовал Балтийским флотом и сухопутными войсками в ижорской земле (Ингерманландия), отразившими нападение на Петербург шведской армии ген. Любеккера; за эту победу получил чин Дсс 1709 руководил строительством флота на Воронежских верфях 1710 командуя 10-тысчным корпусом, осадил и взял шведскую крепость Выборг, за что награждён орденом Андрея Первозванного и золотой шпагой с бриллиантами. 1711 возглавил флот на юге России, участвовал в Прутском походе против Турецкой армии 1712-1721 комндовал Русским галерным флотом. 1714 - одержал победу над отрядом шведских кораблей вице-адмирала Эреншёльда в Гангутском сражении 1717, дек. первый Президент Адмиралтейств-коллегии 1721 Эстляндский губернатор 1722-1723 командовал Каспийской флотилией в персидском походе с 1726 член Верховного тайного совета 1728 переехал с Имп. Двором в Москву, где вскоре скончался. Кавалер орд. Ал. Невского (1725) БАЖЕНИНЫ, династия Архангельских купцов-судостроителей Осип Андреевич(1655-1723) и его брат Федор Андреевич(1663-1726) в собственном имении на р. Вавчуга построили 2-е лесопильни, а после посещения Архангельска Петром I в 1693 г., создали канатные и парусные мастерские. Грамотой от 2 февр 1700 г. им было разрешено строить суда. В 1702 г. Баженины спустили на воду 2а своих 1х торговых судна - "Св. Пророк Креститель" и "Андрей Первозванный", кроме того, они строили китобойные суда для промысловой компании А.Д.Меншикова и П.П.Шафирова. По заказу правительства, Баженины начали строительство военнных кораблей, фрегатов, пинков, галиотов. С 1705 по 1715 г.г. Федор Андреевич служил, по указанию Петра I, экипажмейстером на военной Соломбальской верфи. Вавчугское судостроение вели его сыновья Никифор и Денис под руководством Осипа Андреевича Баженина. Последним представителем династии кораблестроителей был Никифор Степанович Баженин (+1862). БРАШ /БАРЖ Иван Яковлевич (1728, Вологодская губ. - 1806) похор на клдбщ Спасо-Прилуцкого монастыря под Вологдой адмирал (1790) 1736-1746 в звании волонтера провел 5т кампаний в сост Балт флота 1752-1754 ком-р брандвахт фрегата "Св. Яков" на Ревельском рейде 21.03.1757 опр в Шляхетн. морск кад корп 1758 капитан-лейт-т 1765-1767 ком-ром кораблей "Св. Екатерина", "Тверь", "Три Святителя" 29.01.1769 ком-р батальноа 1й дивизии в СПб учатник русско-турецкой войны 1768-1774;ком-р корабля "Святослав" в эскадре адм. Г.А.Спиридова, участ. в сражении при Наполи-ди-Романья и в Чесменском (1770) 1772 вернулся из Архипелага в СПб, ком-ром кор "Пантелеймон" 1773 контр-адмирал 1774 ком. Ревельской эскадры 1779 вице-адмирал 1788-1797 Гл. ком-р Архангельского порта с сент 1797 в отставке Кавалер орденов Св.Георгия 4й кл, Св. Ал Невского, Св.Анны 3й ст, Св. Влад 4й ст. БАТАКОВ Антон Максимович (1752, Архангельск-05.07.1810, Архангельск) мореплаватель 1771-1783 плавал в Белом, Баренцевом, Северном, Балтийском, Средиземном морях и в Атлантике 1784-1785 занимался описью р.Днепр 1785-1793 ст. штурман в Северо-восточной географической и астронмической экспедиции капитана И.И.Биллингса 1795-1798 состоял при чертежной Адмиралтейств-коллегии, плавал в эскадре адмирала А.И.Круза 1799 на корабле "Алексей" в эскадре контр-адмирала М.И.Борисова совершил переход из Англии в Кронштадт с 1800 в отставке БАТАКОВ Василий Иванович (1703-1746) корабельный мастер (1741) с 1717 корабельный подмастерье в СПб адмир-ве под руководством Р. Козенца, стал его превым помощником. Строил корабли, фрегаты, тансп. суда. По заданию Адмир-ва разработал типовые проекты 66-ти и 54-пушечных кораблей для всех адмиралтейств Под руководством Козенца и самостоятельно Б. посторил 14 кораблей и фрегатов; все они отличались мощным вооружением и прекрасной отделкой корпуса С 1733 работал в Архангельском адмир-ве БОЛОТНИКОВ Иван Михайлович (+ 01.01.1801) ген-лейт-т Воспитанник Морской академии (1743-1746) Ежегодно находился в кампаниях на Балтийском море, 1746-1756 совершил переход из Архангельска в Кронштадт 1753 служил в экипажеских магазинах 1756 ком-р придворной яхты "Анна" 1757-1761 ком-р пакетботов "Сокол" и "Лебедь" 1764 советник Счетной экспедиции 1770 назнач советником полковничьего чина (Дс) 1777 обер-штер-кригскомиссар Адмиралтейств-коллегии 01.01.1782 ген-маиор 1784 обер-комендант Архангельского порта, дочь: Анна БРЕДАЛЬ Петр Петрович (18.06.1681 - 29.02.1756, Тронхейм, Норвегия) вице-адмирал (1737) с 1703 г на русской службе, унтер-лейт-т Гребного флота, участник Северной войны (1700-1721) 1705 произв в лйет-ты за отличие 1710 ком-р бригантины "Лебедь" в Азовской флотилии 1712 переведен на Балтику, ком-р бригантны "Виктория" 1713 находился в дозоре на фрегате "Св.Яков" у Гельсинфорса 1714 - участник Гапнгутского сражения под командованием капитан-командора М.Х.Змаевича, за отличие награжден золотой медалью 1715 ком-р фрегата "Самсон" 1716 командирован в Англию для доставки двух новых кораблей, перешел с ними к Голландским берегам 1717 направлен в Англию за кораблем "Оксфорд" 1720 - направлен в Данциг, Копенгаген, любек и Мемель для найма морских офицеров и штурманов 1720 май 14 1721 ком-р корабля "Нептунус" 1722 ком-р корабля "Св.Александр", под флагом Петра I 1723 и.д. гл ком-ра военного порта в Кронштадте 1724 дек 9 назначен директором СПб адмир. конторы 1725 ком-р корабля "Св.Александр" под флагом ген-адм Ф.М.Апраксина, крейсировал в Финском заливе. 1726 отдан под суд за нанесение оскорбления и побоев офицеру 21 ноября разжалован на 3-и мес в матросы 1727 янв возвращен в прежний чин, шаутбенахт 1730 Гл ком-р военного порта в Ревеле 1733 апрель Гл ком-р восстановленного Архангельского порта 1735 Гл ком-р в Таврове 1736 сформировал Донскую флотилию и привел её в Азов, участвовал во взятии города. 1736 - укрепил Воронежскую и заложил верфь в Брянске 1735-1739 участник русско-турецкой войны 1740 член Адмиралтейств-коллегии 1741-1743 в годы войны со Швецией ком-р Архангельского военного порта 1742 ком-р эскадры направленной из Белого моря на Балтику для участия в боевых действиях; большая часть судов из-за ветхости и повреждений была возвращена обратно. с 1744 находился под следствием за возвращение эскадры. с 1753 находился под судом, скончался, до того, как суд оправдал его. Кавалер ордена Св.Александра Невского (1741) ВАКСЕЛЬ Лоренц/Лаврентий Ксаверьевич (1729 - 07.07.1781, Архангельск) капитан генерал-маиорского ранга (1779) 1733-1743 вместе с отцом, участником 2-й Камчатской экспедиции, 3-х лет от роду прибыл в Охотск. 1741 участвовал в плавании к сев-зап берега Америки на пакетботе "Св. Петр" 1742 летом вернулся на Камчатку, 1743 - в Охотск 1744 - в Енисейск 1749 по приезде с отцом в СПб, произв в мичмана по экзамену и направлен в Архангельск 1750 пешел из Архангельска в Кронштадт 1754 ком-р пакетбота "Лебедь", служил на корабле "Уриил" до 1758 плавал на кораблях "Св.Павел", "Новая Двина", ком-ром фрегата "Россия" и судном "Слон". 1768-1774 участник русско-турецкой войны 1771 ком-р корабля "Андрей Первозванный" 1766 июль -1780 капитан, Гл. ком-р Архангельского порта; организовал экспедицию П.И.Григоркова и Д.А.Доможирова по описи берегов и о-вов Белого моря. 1769 капитан 1 ранга 29 сент 1778 получил грамоту на дворянство Кавалер орд Св.Геогргия 4й степ.(1774) ГЛЕБОВ Василий Иванович (+ 24.11.1796) ген-маиор (1796) воспитанник Морского шляхетного кад корп (1762-1768) 1765-1772 в кампаниях на Балтийском море, дважды совершал переходы из Кронштадта в Архангельск и обратно на пинках "Наргин" и "Лев" 1768-1774 участник русско-турецкой войны 1772 отличился в сражении с турецкой эскадрой в Ионическом море на корабле "Граф Орлов", под командой кап 1-го ранга М.Т.Коняева 1773-1775 крейсировал в Архипелаге в отряде контр-адмирала А.В.Елманова на корабле "Св.Георгий" 1775 - возвратился в Ревель 1776-1748 находился при Кронштадтском порте 1777-1785 ком-р кроншт внутр. брандвахты, фрегата "Парос", кораблями: "Св.Георг.Победоносец", "Саратов", фрегатом "Счастливый", кораблем "Ростислав", брандвахт. фрегатом "Богемия" 1785 командирован в Архангельск, в чине капитана 2-го ранга командовал строящимся кораблём "Пантелеймон", в 1787 совершил переход в Кронштадт 1788-1790 участник русско-швед войны, командовал отрядом кораблей ("Иануарий", "Европа" и фрегатов "Симеон" и Патрикий"), 1789, капитан 1 ранга, крейсировал у мыса Порккала-Удд и дважды отразил атаки противника 1790 ком-р корабля "Иануарий" в эскадре вице-адмирала А.И.Круза и в составе отряда бригадира П.И.Лежнева участвовал в сражениях у Красной Горки и в Выборгском. 1791 ком-р корабля "Максим-исповедник" в практических плаваниях в Балтийском море 1793 капитан над Кронштадтским портом с февр 1793 капитан над Архангельским портом 1795 капитан бригадирского ранга, 1797 уволен от службы ГЕРЕНС Выбе (+ 03.08.1713, Архангельск), похор. на Соломбальском клдбщ, Архангельск. кораблестроитель, голландец по происхождению; 1697 на русскую службу поступил, по приглашению Петра I, со званием корабельного мастера; прибыл в Воронеж с сыном-помощником; построил для Азовского флота 36-пушечный корабль "Разженное железо" (1697) и 62-пушечный корабль "Воронеж"(1697-1703), 8-пушечн яхты "Св.Екатерина" и "Св. Наталия" (1698-1702) на Олонецкой верфи строил 1й фрегат Балтийского флота 28-пушечный "Штандарт" и галиот "Курьер"(1703) и др. В СПб выстроил 18-пушечные прамы "Ноев Ковчег" и "Ковчег Звета"(1706) В Архангельске - 32-пушечные фрегаты "Св.Петр" и "Св.Павел" (1708-1710), 52-пушечные корабли "Гавриил", "Архангел Михаил" и "Рафаил" (1712-1713) В Тавровском адмир-ве построил 11-ть корабельных ботов После спуска на воду корабля "Рафаил" скончался от болезни ДАВЫДОВ Андрей Михайлович (+ 1764) контр-адмирал(1764) в службе с 1716 г. 1725 ком-р гекбота "Саратов" 1730 ком-р пакетбота "Почт-Ваген" служил на кораблях: "Новая Надежда" и "Арондель", пакетботе "Новый Почтальон", на корабле "Астрахань"; коман-ром фрегатов "Воин"(1745), "Ягудиил"(1748), корабля "Кронштадт"(1750) 1755 служит в конторе кригс-комиссара Команд-ом кораблей: Иоанн Златоуст первый"(1754), "Иоанн Златоуст второй"(1757), "Александр Невский"(1758) 1757 капитан 1 ранга 1760-1762 Дир-р Морского шляхетного корпуса 1762-1763 интендант ранга капитан-командора 1763-1766 Ком-р Архангельского порта ЗАХАРЬИН Алексей, капиан-лейт-т Л-Гв Семёновского полка 1722-1725 и.д. помощ. нач-ка команды над гардемаринами 1725-1726 завед обучением гардемаринов 1726-1728 находился в Архангельском потре для набора рекрутов в Адмиралтейство ИГНАТЬЕВ Гавриил (р. ок.1748 - 1804, Архангельск) корабедьный мастер генерал-маиорского ранга (1791) с 1762 г. в службе в Гл адмиралтействе в СПб 1778-1782 работал в Архангельске под началом корабельного мастера бригадирского ранга М.Д.Портнова 1784 в Кронштадте руководил судоремонтом и строил 100-пушечные корабли "Ростислав"(1784), "Саратов"(1785), "Св. Николай Чудотворец"(1789). с 1791 г. возглвил судостроение на Соломбальской верфи в Архангельске, где построил десять 66-пушечных и 74-пушечных кораблей и шесть 36- и 44-пушечных фрегатов. Корабли его постройки отличались высокой скоростью хода и долговечностью. ИГНАТЬЕВ Федор Данилович (1739-1807, СПб), похор. на Смол. прав. клдбщ СПб Гл. кораблестроитель, корабельный мастер Интендантской экспедиции Адмиралтейств-коллегии; 1794 полковник, состоит при Архангельском порте. Кавалер орд. Св.Влад. 4й ст. КОЗЕНЦ/КОЗЕНЕЦ Ричард (29.05.1674-Саутгемптен, Англия-11.12.1736, Архангельск) похор. на Соломбальском клдбщ Архангельска капитан-командор (1723) потомственный кораблестроитель, воспитанник высшей школы корабельной архитектуры, работал в Великобритании строителем кораблей на Королевской верфи в Денфорде. 1700, июль приглашен Птером I на службу в качестве корабельного мастера 1701-1709 строил в Воронеже 70пушечные корабли 1707-1710 в Таврове построил шесть кораблей 1712-1733 построил в СПб 64-пушечный корабль "Ингерманланд", по проекту Петра I, 70-пушечный корабль "Нептунус", 90-пушечный корабль "Гангут" и др. 1733-1735 на Соломбальской верфи в Архангельске строил 54-пушечные корабли "Город Архангельск", "Северная Звезда", 32-пушечный фрегат "Гектор". Ученики его школы: В.И.Батаков, П.Качалов, А.Сурмин. КУРОЧКИН Андрей Михайлович (1770 - 04.12.1842, Архангельск), похоронен на Соломбальской клдбщ в Архнгельске (могила охр. гос-вом)корабельный мастер, самоучка. Работал на первой государственной верфи в России - Соломбальской, получил мировую известность. Под его руководством за 25 лет раоты в Соломбале построено 87 кораблей, фрегатов и судов. 1803 построил 47-пушечный корабль "Сильный", за что в 1804 г получил от имп. Александра I перстень с бриллиантом. МАТВЕЕВ Андрей Артамонович, граф (15.08.1666 - 16.09.1728, Москва), похор в церкви Св.Николая (в Столпах), Москва действ. тайн. сов.(1715), сенатор (1719) военно-морской деятель Один из ближайших сподвижников Петра I , службу начал в Посольском приказе 1691-1693 воевода в Двинском крае (Архангельск) 1699-1712 посол в Голландии 1712-1715 посол при Австрийском двре в Вене 1713- 03.01.1719 дир-р Морской академии 1719-1721 президент Юстиц-коллегии, сенатор 1724 первоприсуст. Московской сенатской конторы 1727 вышел в отставку МОЛЧАНОВ Никифор Константинович (+ 02.01.1764, СПб) контр-адмирал (1762) 1720 - поступил на службу гардемарином 1727 мичман 1731-1738 служил в Астрахани 1738-1741 ком-р яхты "Елизабет" 1741-1743 служил в Архангельске 1748 ком-р корабля "Св. Николай", перешел из Архангельска в Ревель 1755 секунд-интендант 1757-1758 ком-ром кораблей "Св. Сергий" и "Св. Иоанн Златоуст", в составе эскадры адмирала З.Д.Мишукова 1759-1762 капитан над Архангельским портом, и.д. командира порта; за самовольные нарушения приказов Адмиралтейств-коллегии был предан военному суду 1763 дек отбыл из Архангельска в СПб Кавалер орд. Св. Влад 2ст, Св. Анны 1й ст. МУРОМЦОВ Александр Петрович ген-маиор (1783) 1745 поступил на службу матросом 1749-1752 воспитанник Морской академии 1753-1762 в кампаниях на Балтийском море, перешел из Архангельска в Кронштадт 1757 мичман 1763 в составе Кронштадтской комиссии военного суда 1764-1765 в плавании от Кронштадта до м. Дагерорт 1768-1774 участник русско-турецкой войны, на корабле "Три Святителя" в составе эскадры адмирала Г.А.Спиридова перешел в Архипелаг 1771 ком-р фрегата "Св.Федор", участвовал в боевых действиях в Архипелаге 1774-1776 ком-ром кораблей "Дерись", "Переслава" в сост эскадры контр-адмирала И.А.Барша в Балтийском море; ком-р фрегата "Четвертый" в Азовском и Черном морях 1776 презус следственной комиссии при Таганрогском порте 1777 октябрь, капитан 1-го ранга, командовал Азовской флотилией, с 1778 командовал эскадрой 1781-1783 капитан над Арханегльским портом 1782 бригадир 1783 май, капитан над портом Херсон 1785 в отставке по болезни МУСИН-ПУШКИН Алексей Васильевич (+ 1803) адмирал (1797) 1746-1748 воспитанник Морской академии, совершил 2а дальних перехода из Кронштадта в Архангельск и обратно; 1751 мичман 1758-1763 участник Кольбергского сражения, ком-р палубного бота, бомбард. корабля "Юпитер", пинка "Вологда"; был в крейсерстве в Балт. море на фрегате "Св. Михаил" 1763-1767 казначей в Ревельском порту 1767-1769 ком-ром брандвахт фрегатом "Вестовой" в устье Двины, на корабле "Три Святителя" плавал в Балт море; 1769 ком-р фрегата "Св. Федор" 1771-1773 ком-р корабля "Память Евстафия" перешел из Архангельска в Ревель, плавал в Балт море 1773 в чине кап 2 ранга, на корабле "Мироносец" перешел из Ревеля в Ливорно в сост эскадры контр-адмирала С.К.Грейга, ходил в Средиземном море до окончания 1774 г. 1775 вернулся в Кронштадт 1776-1778 ком-р корабля "Вячеслав" в Ревельском порту 1779 на корабле "Храбрый" отправился из Архангельска, командуя отрядом кораблей на соединение с эскадрой контр-адмирала С.П.Хметьевского и крейсировал в Баренцевом море; 1780 перешел в Кронштадт 1781 -1787 командир Архангельского порта 1788 июль вр. упр. делами Кронштадтского порта 1789 флагман Балтийского флота 1788-1790 участник русско-шведской войны, на корабле "Саратов" участвовал в Ревельском сражении (май 1790), на корабле "Св. Николай" имел флаг в Выборгсокм сражении, награждён золотой шпагой с бриллиантами, 1791 дек, генерал-кригскомиссар 1792, контр-адмирал, флагман эскадры адмирала В.Я.Чичагова 1878 вице-адмирал 1787-1793 Генерал-кригскомиссар 1800 июль уволен от службы Кавалер орденов Св. Ал. Невского(1797), Св. Влад 2й ст, Св.Анны1й ст., Св. Георгия 4й ст. Надеюсь, поморы внесут коррективы и продолжат тему, С уважением,.. "Вера и Верность!"

Ответов - 142, стр: 1 2 3 4 5 All

EFK: Уважаемый ABP_TOR! Вот что я могу сообщить: В 1980-е гг. архангельский историк В.А. Митин, один из первых в Архангельске исследователей репрессий и их механизма в 1920-1930-е гг. на Архангельском Севере, всесторонне изучил слухи о вероятном потоплении баржи с 1200 офицерами на Северной Двине в 1920/21 гг. И пришёл к выводу, что такого события в действительности не было. С уважением,

Georg G-L: EFK пишет: слухи о вероятном потоплении баржи с 1200 офицерами вообще - это какой-то устойчивый слух. После 1945 г. ходили слухи о потоплении парохода с жещинами, имевшими связи с моряками-союзниками...

Автроилъ: 25 апреля 1904 года было учреждено Управление Архангельского торгового порта. Первым начальником порта был назначен граф Константин Георгиевич Толстой.

EFK: Уважаемый Автроилъ! Спасибо за то, что Вы напомнили о столь знаковой для Архангельска фигуре, а также за прекрасную фотографию. Порт всё ещё жив и помнит о первом своём начальнике: Вот что указано в исторической справке на Web-сайте: Открытое акционерное общество «Архангельский морской торговый порт» / http://www.ascp.ru/htm/3.htm 26 июня Толстой подписал свой первый приказ по порту. «Вступив сего числа, на основании Высочайшего приказа, в управление вверенного мне Архангельского торгового порта, приглашаю всех подчиненных мне классных чинов порта к совместной работе на пользу порученного нам дела». Правда, в наших некоторых изданиях со ссылкой на архивные источники называется иная дата учреждения порта - 1 июля 1904 г. С уважением,

EFK: Вот такой штрих из биографии графа К.Г. Толстого: Известно, что в Архангельске он получал письма из Севастополя от П.П. Шмидта - друга и сокурсника по Морскому училищу. Видимо, есть резон представить здесь вот такую статью История одной фотографии В. В. Шерстобитов В музее К. Г. Паустовского в Одессе я обратил внимание на одно необычное фото: Петр Петрович Шмидт с двумя очаровательными девочками — Лизой и Марусей Толстыми . Какие же это Толстые ? И что же связывало Толстых и Шмидта? Переписка с Лидией Ивановной Иващенко, основательницей первого музея Петра Петровича Шмидта (г. Очаков), и консультации с одесским краеведом В.П. Нетребским привели меня в музей Одесского порта, где я знакомлюсь с плеядой начальников порта начала Х1Х века и не нахожу в их числе графа Константина Георгиевича Толстого , того самого троюродного племянника Льва Николаевича Толстого , о котором пишет в документальной повести Георгий Владимирович Самолис («Когда им было девятнадцать. Лейтенант Шмидт», Москва, изд-во полит. литературы, 1982г.). А на стенде музея Одесского порта начальником порта в 1905—1909 годов значится генерал-майор В. П. Перелешин, который, как потом я выяснил, в эти годы был директором Одесского комитета попечительного в тюрьмах общества и с портом был связан только как почетный член Екатерининского и Черноморского яхт-клубов. Для окончательного прояснения ситуации обращаюсь еще в две кладовых исторических знаний об Одессе — областной архив и знаменитую «Одессику», где ее сотрудница Татьяна Иванова подтвердила мои предположения и посоветовала обратиться еще в отдел редких изданий. И вот у меня в руках адреса-календари за 1908—1909 годы, где в разделе портовое управление читаю: «Начальник Одесского порта — граф Константин Георгиевич Толстой (служебная квартира на Николаевском бульваре,1)». Более того, Константин Георгиевич был еще и председателем присутствия по портовым делам. В областном архиве мне показали несколько приказов, подписанных начальником порта за 1908 г. графом К.Г. Толстым . А вот точную дату поступления на эту должность помог установить все тот же В.П. Нетребский, архив которого, мне теперь думается, не уступает городскому. Выяснилось, что К.Г. Толстой приступил к обязанностям начальника Одесского торгового порта 11 апреля 1907 г. А вот найти его фотографию в Одессе оказалось практически невозможно. Поэтому как ни обидно за Одессу, но пришлось сделать запросы в Санкт-Петербургский военно-морской музей и в музей Е.А. Баратынского в Казань. Почему в музей Е.А. Баратынского? Об этом чуть позже. Юные Петя Шмидт и Костя Толстой впервые встретились в Морском училище в 1880 году. Петр сразу обратил внимание на высокого стройного мальчика, спокойного, сдержанного, с чувством собственного достоинства, как и он, влюбленного в море. Шмидт и Толстой стали друзьями. Однокурсники быстро оценили честность, принципиальность Петра Шмидта и признали его своим вожаком. За любовь к наукам он получил прозвище «Магистр». Однажды в середине марта 1881 года однокурсник принес манифест народовольцев. Читать предложили Магистру. Вдруг сигнал — на горизонте ротный с жандармом. Шмидт спокойно разорвал и поджег клочки манифеста, а Костя, как ни в чем не бывало, затянул песню: «Прощай, мой Петербург прекрасный, Отчизна, родина моя…» Хор подхватил: «Погибну я, пловец несчастный…» Кто-то доложил, что воспитанники пятой роты готовят художественную программу к морской практике в Кронштадте. Петя решил: «На Костю можно положиться». А 3 апреля 1881 года друзья были свидетелями казни пяти народовольцев. Они возвращались в училище с чувством невосполнимой потери, которое осталось у них на всю жизнь. В 1883 году в училище была организована революционная группа, в которую вошли П. Шмидт и К. Толстой . В это же время возникла идея издавать нелегальный журнал. Но в результате доноса на 5-м номере журнал был изъят и уничтожен, а вся редакция, в том числе Шмидт и Толстой , была посажена в карцер. Заканчивая училище в 1886 году, Шмидт и Толстой были уже людьми с вполне сформировавшимися политическими взглядами. Крепкая мужская дружба их продолжалась и после женитьбы (16 апреля 1887 года) К.Г. Толстого на Софье Дмитриевне Баратынской, дед которой был известным русским поэтом Е. А. Баратынским. В Казани по улице Горького,25 открыт музей Е.А. Баратынского и его потомков, в числе которых и семья Зинаиды Евгеньевны (урожденной Баратынской) и Петра Федоровича Геркенов, которые жили в Юматово Свияжского уезда Казанской губернии. После ранней смерти сына Е. А. Баратынского Дмитрия и его жены Софьи Лукьяновны Боборыкиной, Геркены взяли на воспитание их детей — Юлию, Софью (будущую жену Константина Георгиевича ), Льва. Толстые не забывали Казань и Юматово. Начиная с 1890 года, они почти каждое лето проводили в семье Геркенов. В 1890 году в Юматове родилась их первая дочь Любовь. 26 сентября 1894 года Толстые присутствовали в Юматове на свадьбе младшего брата Константина Георгиевича Алексея и дочери Геркенов Анны. Этот брак еще больше сблизил семьи Толстых , Геркенов и Баратынских... И вот долгожданные ксерокопии фото у меня. И опять из Очакова от Л. И. Иващенко, но их качество не удовлетворяло требованием типографии. Тогда на помощь пришло Одесское художественное училище имени Грекова в лице ее преподавателя Анны Владимировны Данченко, которая согласилась восстановить «историческую справедливость» и сотворила маленькое чудо. Перед вами, уважаемый читатель, эти одухотворенные лица людей давно ушедшей эпохи — граф Константин Георгиевич Толстой и его супруга Софья Дмитриевна Толстая. Семья Толстых понимала и глубоко уважала Шмидта. «Наша семья сверяла свою жизнь по Петру Петровичу Шмидту», — говаривала Софья Дмитриевна. Он был всегда дорогим и желанным гостем в их семье. В период долгих разлук личное общение заменяли письма. К сожалению, не сохранились письма Толстых к Петру Петровичу, которые помогли бы лучше понять их взаимоотношения. К счастью, сохранились фотокопии двух писем Шмидта к Софье Дмитриевне (Толстой не любил писать, в отличие от своего именитого дяди, и переписку с друзьями мужа вела Софья Дмитриевна). 21 октября 1904 года он писал Толстым из Либавы: «Глубокоуважаемая, дорогая Софья Дмитриевна!… Меня беспокоит здоровье Маруси, ужасно, как она себя чувствует в вашем чудовищном климате? Лизок и Наточка, наверное, чувствуют себя прекрасно. Господи! Чего бы я не дал, чтобы перелететь к Вам, на Костину оттоманку! Хочу к Вам, набраться сил и хоть денька два отдохнуть от всего на свете. Ваши милые портреты висят у меня над письменным столом и всегда смотрят на меня. И я горжусь и радуюсь, когда говорят, смотря на Марусю и Лизу: «Какие хорошенькие дети!» Да, думаю, еще бы хорошенькие, лучших детей нет на свете, как наши дети! Ну, да, конечно, наши. Это слово вырвалось у меня само собой, конечно, наши, потому, что я сам ваш. Несчастная Россия, или вернее несчастный русский народ, который может быть вовлечен в новую войну и в новые испытания. Неужели и теперь, после всего переживаемого, наше несчастное правительство не признает полной своей неспособности и непригодности к управлению страной, неужели и теперь не поймут, что страна не может управляться канцеляриями и чиновниками, а что нужно призвать представителей народа, близко стоящих к его нуждам и болезням. С глубоким горем вижу, что, если не последует в ближайшем будущем коренного переустройства всего нашего государственного строя, то нас ждет полный погром. Трудное время переживаем мы, тяжко приходится расплачиваться русскому народу, расплачиваться за то, что его целое столетие искусственно удерживали в темноте и невежестве… …Знаете, Софья Дмитриевна, я чувствую близость грозы, чувствую давящее все общество удушье и думаю, что мы близки от великих исторических событий. Пошли, Господи, пережить все это и дождаться лучших дней. Крепко целую деток. Обнимите Костю. Целую Вашу руку. Любящий Вас и глубоко преданный Вам П. Шмидт» За 5 месяцев до событий на крейсере «Очаков» Шмидт пишет последнее письмо Толстым. Датируется оно 8 июля 1905 года. Он сообщил, что его сын Женя получил письмо от Маруси. Шмидт и Толстые поощряли переписку Маруси и Жени, радовались их дружбе и надеялись породниться. Петр Петрович писал Толстым о своем новом назначении: «Мы с Женей на днях уходим на миноносце, которым я командую, на Дунай, и пробудем там, вероятно, месяца 2—3. Меня посылают для охраны рыбных промыслов. Мне это грустно, потому что нам с сынком очень хорошо в Севастополе, и я люблю этот город, да и бросать Россию в такие тревожные дни, когда каждый день несет новые беды и каждый день ждешь обновления жизни и возрождения вместо гибели, к которой ведут наши обанкротившиеся, бездарные и бесконтрольные правители. Целую Костю, деток, крепко обнимаю. И люблю всех П. Шмидт». Многолетняя дружба их основана не только на взаимопонимании и общности взглядов. Они были единомышленниками, и Толстой верил в правильность избранного своим другом пути. Вот почему Петр Петрович так бережно с любовью относился к Толстым и так искренен и откровенен в своих письмах. К. Г. Толстой узнал о восстании в Севастополе от очевидцев, приехавших в Петербург. Сразу начал хлопотать за друга. Но никто из его влиятельных знакомых не хотел вмешиваться в это дело, и Толстой понял, что он бессилен помочь чем-то другу. Гибель Шмидта была большой трагедией для семьи Толстых . Константин Георгиевич Толстой служил начальником торговых портов Риги, Архангельска и последнее место службы — начальник порта в г. Одессе. В знак уважения и благодарности нижние чины Одесского порта преподнесли Константину Георгиевичу благодарственный адрес: «… Благодаря Вашим таким энергичным заботам и стараниям о нашем благе, мы в настоящее время пользуемся сравнительно прекрасными квартирами, отоплением, освещением, а потому все мы со своими женами и детьми приносим Вам нашу искреннюю признательность и благодарность за Ваши заботы и попечения о наших нуждах… Одесса. Декабря 7 дня 1908 г.» Далее следует 60 подписей береговой команды и 13 — катерной. В конце 1908 года он вышел в отставку и окончательно поселился с семьей в Петербурге. Умер К.Г. Толстой в декабре 1919 года и похоронен в Александро-Невской Лавре. Опублик.: Портал издательства «Порты Украины»: www.blackseatrans.com/article.php С уважением,

Шарль: Есть ли у кого информацию о том как к 1917ом году служил в Архангельске генерал-майор фон Бутлер (Бронислав Станислав Федор)? У занимался укреплением портов севера против немецких подводных лодок. Летом (17го или 16го года) он взял с собой старший сын, дед мой, на инспекции крепостей.

Автроилъ: Порт всё ещё жив и помнит о первом своём начальнике... К большому сожалению, о нём самом удалось собрать очень немного: граф ТОЛСТОЙ Константин Георгиевич-Егорович (... – .12.1919), капитан 1-ого ранга в отставке, коллежский асессор. Близкий друг и товарищ по Морскому Училищу (так в тот период назывался МК), командовавшего в ноябре 1905 года мятежным КР "Очаковъ", «романтика революции», лейтенанта П.П. Шмидта (1867-1906). Воспитанник Морского Училища (с 12.09.1880). Приведён к присяге 29 сентября 1883 года. Высочайшим приказом произведен в мичманы (29.09.1886). Вначале служил на кораблях военного флота, потом определён ст. помощником начальника управления Рижского торгового порта. С 1 июля 1904 года назначен начальником учреждённого впервые (25.04.1904) аналогичного управления в Архангельске. В последующем переведён на ЧМ, где с 11 апреля 1907 года занимал должность начальника Одесского торгового порта. Это назначение являлось в его службе последним – в конце 1908 года вышел в отставку и в дальнейшем проживал с семьей в СПБ. Умер в Петрограде и похоронен на кладбище Александро-Невской Лавры.

EFK: Автроилъ пишет: (... – .12.1919) А дата рождения - неизвестна? Автроилъ пишет: дальнейшем проживал с семьей в СПБ. В справочниках "Весь СПб" за 1913 и 1917 гг. не значится. К представленному выше можно лишь добавить: Жена - Софья Дмитриевна (урожд. Баратынская). Брак: 16 апреля 1887 г. С уважением,

Автроилъ: EFK пишет: А дата рождения - неизвестна? Ну, если бы знал, то конечно бы указал. Всё, что есть...

Автроилъ: EFK пишет: В справочниках "Весь СПб" за 1913 и 1917 гг. не значится. Он мог проживать и не собственно в СПБ, а где-нибудь в дачном районе. С уважением...

EFK: В дополнение к моему Пост N: 1341 Как говориться, нет дыма без огня. Что-то на Северной Двине у Холмогор в августе 1920 г. возможно и происходило. Его отголоски оперативно долетели до Христиании. Одно из первых сообщений об произошедшем появилось здесь: «В сентябре 1920 года корреспондент пражской газеты «Воля Рос¬сии» писал из Христиании: «Подтверждается известие , что в Архангельске комиссар ЧК Кедров, собрав до 1 200 человек арестованных офицеров, партизан, интеллигентов и т.д., посадил их на баржу и вблизи Холмогор расстрелял из орудий и пулеметов. Сотни (до 600 человек) были перебиты, искалечены и утонули. <…>» [Жуткие вести с Севера: (от нашего корреспондента) // Воля России (Прага). – 1920. – 28 сент. (№ 14).] Лит.: // Юрий Дойков Ю.В. Красный террор. Россия. Украина... 1917–1924. Т.1. – Архангельск. 2008. С. 134-135. Затем г-н Мельгунов С.П. использовал информацию пражского журналиста в своих трудах. Достоверных рассказов вероятных очевидцев не обнаружено. Опубликованные в разных источниках сообщения на сей счёт В.П. Корельского и др. лиц не являются таковыми. Их изучение показывает, что здесь срабатывала, т.н. ложная память – когда с годами слышанное от кого-то суммируется, затем вольно или невольно выдается пожилым человеком за виденное или пережитое им в действительности. По одной из версий, арестованные доставлялись в Холмогорский лагерь на двух баржах ("упаковать" 1200 чел. на одной речной барже ??). На одной из них арестованные могли предпринять попытку побега. Место, где якобы было «потопление» баржи с арестованными. Карта отражает современное состояние Сев. Двины в данном месте. Очертания береговой части и островов в этом районе с течением времени изменялись значительно. Остров Ельничный (Ельник) часто упоминается в публикациях как место казни арестованных. С уважением,

ursus: Из указателя к "СПБ Ведомостям" 1763-10-03 в законодательных материалах: о чинопроизводстве, прохождении службы, наградах АРХАНГЕЛОГОРОДСКАЯ губерния: Архангельск (Архангельский), г. и порт персоналии: Вилисон Донкон, кап. I ранга Давыдов Андрей, кап.-командор Жидовинов Матвей, интендант Жохов Андрей, кап. I ранга Зиновьев Иван, контр-адм. Кашкин Петр, вице-адм. Крюис Иоганн, кап.-командор Лебядников Максим, кап. I ранга Маккензи Томас, кап.-командор Маленков Василий, кап. I ранга Милославский Федор, вице-адм. Назимов Савва, кап. над портом Пахомов Алексей, цейгмейстер Рейснер, кап.-командор Рукин Степан, кап.-командор Сухотин Иван, кап.-командор Чаплин Петр, кап. Ревел. порта С уважением,.. "Вера и Верность!"

EFK: Ув. ursus! Список весьма любопытный! Вот только как эти все персоналии "привязать" к г. Архангельску и порту? Пока что-то не получается. С уважением,

EFK: И всё попробовать стоит. Начну с начала списка и попробую найти ответ на два вопроса: 1. Имел ли этот офицер какое-то отношение к г. Архангельску и Архангельскому порту? 2. Где он пребывал в 1762-1763 гг.? ВИЛИСОН Донкон (Данило Иванович). Капитан I ранга. В Архангельске на приёмке фрегата "Вахмейстер" в 1754 г. Стал его первым командиром. В дальнейшем командовал ещё пятью кораблями, также построенными на Соломбальской верфи (!!!). Но более в Архангельске не был (по имеющимся у меня сведениям). С уважением,

EFK: ДАВЫДОВ Андрей Михайлович. Капитан-командор. В Архангельске на приёмке: - фрегата " Ягудиил " в 1746 г. Стал его первым командиром. - фрегата " Крейсер " в 1751 г. Стал его первым командиром. В дальнейшем командовал ещё тремя кораблями, также построенными на Соломбальской верфи. С 1763 по 1764/65 гг. - Главный командир Архангельского порта. Контр-адмирал (с 1764). С уважением,

EFK: ЖИДОВИНОВ Матвей Иванович. Капитан-командор. В Архангельске на приёмке 22-пушечного пинка «Новая Двинка» (1749). Стал его первым командиром. В дальнейшем командовал ещё тремя кораблями, также построенными на Соломбальской верфи. Более в Архангельске не был (по имеющимся у меня сведениям). Интендант по заготовке лесов в Казани (1763). Уволен в отставку контр-адмиралом 4 мая 1764. С уважением,

EFK: К. Коровин "Ярмарка у пристани в Архангельске" 1896 г.

EFK:

EFK: Петр I так и не дождался В.В. Путина

EFK: Соломбальское кладбище является морским некрополем Архангельска. Здесь сохранились могилы мореплавателя П.К. Пахтусова, кораблестроителей генерал-майора А.М. Курочкина, генерал-майора Ф.Т. Загуляева, морского историка полковника С.Ф. Огородникова, полярного капитана А.К. Бурке, Н.П. Шушкова, генерал-майора, «врача Соломбалы» И.А. Хайловича, Героя Советского Союза А.А. Полянского, детского писателя Е.С. Коковина, композитора П.Ф. Кольцова, врача-хирурга профессора А.А. Кирова, архангельских купцов Макаровых, Телятьевых, Серебряковых и многих других известных людей. Здесь также имеется Воинское кладбище 1941 - 1945 гг. На памятнике генерал-майору Н.П. Шушкову, начальнику морской артиллерии, есть надпись, что памятник поставил известный исследователь Севера М.К Сидоров. Здесь на Соломбальском кладбище, затерялась могила Л.К. Вакселя, главного командира Архангельского порта, устроителя Соломбалы, участника экспедиции В. Беринга, первым в мире изобретшего стальные пушки и испытавшего их в Соломбальской корабельной стороне... Здесь были похоронены Аверин В.П., архангельский купец; Давыдов П.А., капитан 1 ранга; Елкин Г.П., полковник; Зуев Александр, протоиерей, настоятель Соломбальского морского собора; Козлов В.Г., начальник Архангельского торгово-мореходного училища; Козлянинов Т.Г., вице-адмирал, главный командир Архангельского порта; Кочергин М.И., капитан над Архангельским портом; Кузмищев П.Ф., контр-адмирал, капитан над Архангельским портом; Леонтьевский Павел, протоиерей, настоятель Соломбальской кладбищенской церкви; Ломан М.П., отставной капитан; Лямин И.И., отставной подполковник; Мартьянов И.А., контр-адмирал; Огородников С.Ф., полковник, морской историк; Огородников Ф.Т., подполковник, отец историка; Пахтусов П.К., мореплаватель; Петрищев В.И., потомственный почетный гражданин; Пупков К.Н., генерал-майор; Певцов Д.А., капитан-лейтенант; Суханов П.С., потомственный почетный гражданин; Таратин Андрей, протоиерей, настоятель Соломбальского морского собора; Телятьевы В.М. и М.В., архангельские купцы; Тулушев, действительный статский советник; Усов А.А., генерал-майор; Чупов В.Ф., путешественник, фельдшер, участник экспедиции П.К. Пахтусова. Исторические кладбища Архангельска являются бесценным культурно-историческим достоянием архангелогородцев. Из материала Н.А. Шумилова «Архангельский некрополь» // Архангельская старина. 2010. № 3. С.87-88.

EFK: Полярная экспедиция Г.Я. Седова на шхуне «Святой мученик Фока» [“Михаил Суворин»] (1912-1914 гг.) Состав экспедиции Офицерский состав экспедиции: • Старший лейтенант Седов Георгий Яковлевич — начальник экспедиции; • Захаров Николай Петрович — капитан шхуны; • Сахаров Николай Максимович — штурман малого плавания; • Зандерс Янис (Зандер Иван Андреевич) — механик; • Зандерс Мартиньш (Зандер Мартын Андреевич) - помощник механика; Научный штат экспедиции, недавние выпускники Петербургского университета (сокурсники и к тому же однокашники по гимназии): • Визе Владимир Юльевич – геолог; • Павлов Михаил Алексеевич – геолог; • Кушаков Павел Григорьевич — ветеринарный врач, выполнявший также обязанности судового врача; • Пинегин Николай Васильевич — художник и фотограф, кинодокументалист. Матросы: • Иванов А., • Инютин Андрей, • Карзин М. - плотник, • Катарин В. • Кизино Иосиф Александрович - буфетчик, • Комков С., • Коноплев П., • Коршунов Н., • Кузнецов Н., • Куракин А., • Лебедев В., • Линник Григорий Васильевич, • Пищухин И., • Пустошный Александр Матвеевич, • Самутин А., • Томиссар Иоганн, • Точилов С., • Шестаков М. В губе Крестовой 7 сентября 1912 г. были списаны: (боцман, три матроса и повар) 1. С. Точилов, 2. А. Куракин, 3. А. Самутин, 4. С. Комков, 5. А. Иванов. 23 июня 1913 г. были отправлены были отправлены в Крестовую губу, чтобы передать материалы экспедиции и почту в Архангельск: 1) Капитан Н. П. Захаров, 2) пом. механика М. Зандерс, 3) плотник М. Карзин, матросы: 4) В. Катарин 5) И. Томиссар. Состав экспедиции и команды в момент оставления шхуной «Св. мученик Фока» [“Михаил Суворин»] Новой Земли: 1) Г. Я. Седов, 2) Н. И. Сахаров, 3) И. А. Зандер, 4) М. А. Павлов, 5) П. Г. Кушаков, ветеринарный врач, 6) В. Ю. Визе, 7) Н. В. Пинегин, 8) Г.В. Линник, 9) А.М. Пустошный, 10) А. Инютин, 11) П. Коноплев, 12) В. Лебедев, 13) И. Кизино, 14) И. Пищухин, 15) Н. Коршунов, 16) Н. Кузнецов, 17) М. Шестаков. С уважением,

EFK: Первопроходцы двинских глубин В текущем августе нам предоставляется случай отметить весьма примечательную дату - 160-летие события, позволившего северянам ознакомиться с ранее неизвестным, точнее сказать, впервые проникнуть в подводное пространство. Понятно, что подобное стало возможным в 1845 году исключительно благодаря достижениям мирового технического прогресса. Однако данное обстоятельство вовсе не умаляет отвагу и смекалку тех, кто первыми на Севере опустился под воду и овладел новейшей на тот момент техникой. Именно поэтому и считаю необходимым рассказать, как происходило освоение нашими земляками дотоле им недоступной стихии. Утром 3 (по новому стилю - 15-го) августа 1845 года в Соломбальском адмиралтействе, на одном из причалов, собрались практически все в нем служившие и работавшие. За несколько минут до десяти часов толпа расступилась и с почтением пропустила пришедших военного губернатора вице-адмирала Александра Ивановича де Траверсе и капитана над Архангельским портом контр-адмирала Павла Федоровича Кузмищева. Последний сразу же приказал находящимся на баркасе матросам: "Приступайте!" Один из них стал надевать пропитанный резиной костюм. Конечно же, не самостоятельно, а с помощью товарищей, так как облачение в диковинную тогда для всех одежду было занятием тяжелым. Но не только потому, что она оказалась толстой и неудобной, но и вследствие неподъемной для одного тяжести металлической шины, пришитой к костюму. Эта шина имела подковообразную форму, плотно облегала тело и верхними концами крепилась болтами к медному шлему. А тот, изготовленный в виде колокола, имел наверху кольцо, к которому был привязан трос. Именно так можно вкратце описать водолазное снаряжение, изобретенное в 1840 году английским мастером Гаузеном и вскоре испытанное почти во всех крупных морских державах. В том числе и в России: сначала в Кронштадте, потом в других портах. А в 1845 году очередь дошла и до Архангельска, где за его освоение с энтузиазмом взялся контр-адмирал Павел Кузмищев, человек, крайне охочий до всяческих новшеств. Он сразу набрал из числа морских нижних чинов (матросов) группу добровольцев, теоретически их подготовил и даже сам первым примерил снаряжение. Более того, опять же первым его испытал. Правда, совершил погружение не в открытый водоем, а в специально изготовленную двухсаженной глубины бочку. И тем самым доказал, что человек может находиться под водой достаточно долго. Тем временем велись и другие подготовительные работы, в частности, один из портовых баркасов оборудовали подъемно-спускным устройством, были проверены и испытаны прорезиненные рукава (шланги) и воздушные помпы (насосы). А накануне первого погружения на дно Северной Двины все шестеро добровольцев тянули жребий. И вот 3 августа в начале одиннадцатого часа тот, кому выпал жребий стать первым, был готов к выполнению задания. По приказу Кузмищева его, уже полностью одетого в снаряжение, сперва немного приподняли за трос над баркасом. Затем стрелу подъемного устройства повернули, и водолаз оказался уже над водой. Толпа любопытных замерла. А когда началось медленное погружение, кто-то охнул. Но напрасно, так как спуск под воду шел нормально. Об этом свидетельствовали поднимавшиеся к поверхности пузырьки воздуха, который непрерывно закачивался ручными помпами в полость шлема по рукавам. Когда водолаз коснулся грунта - а это произошло на глубине в четыре сажени (примерно в восемь с половиной метров), - по его команде, переданной условленным знаком с помощью сигнальной веревки, погружение прекратилось. Трос тут же закрепили таким образом, чтобы он был туго натянут. Затем по вновь последовавшим из воды командам стрелу повернули сначала влево, потом направо. Это позволило водолазу сделать несколько первых шагов по двинскому дну. А о том, что ему удалось их совершить, опять же дал понять след от постоянно вырывавшихся из-под нижнего края шлема воздушных пузырьков. По прошествии первых десяти минут приступили ко второму этапу испытаний, для чего в воду были опущены металлические ведро, лопата и длинные щипцы. Посредством их собирались не только взять пробы грунта и поднять лежащие на дне предметы, но и убедиться, что человек способен работать на глубине. И доказать это первому архангельскому водолазу удалось: им на баркас были отправлены кроме грунта еще и найденные в иле болты, пешни, молот и корабельные скребки. Правда, поднять их и поместить в ведро водолаз мог лишь с помощью щипцов, ибо должен был постоянно находиться в строго вертикальном положении. Так как при наклоне вода непременно бы попала в полость шлема, снизу ничем не ограниченного, и человек, конечно, бы захлебнулся. Однако, несмотря на высокий риск (ведь водолаз мог, например, запнуться), все прошло благополучно, и через полчаса после начала погружения первопроходец двинских глубин был поднят на баркас. Когда же он, освобожденный от снаряжения, ступил на причал, то доложил адмиралам о выполнении задания. А потом, поделившись впечатлениями, сказал товарищам, что бояться нечего. Сослуживцы, приободренные такими словами, бесстрашно последовали его примеру и в течение августа практически ежедневно спускались под воду. А вскоре погружения принесли и практическую пользу: были обнаружены и подняты десять полос железа, годом раньше соскользнувшие в воду с накренившейся баржи. Все это подтолкнуло контр-адмирала Павла Кузмищева, буквально окрыленного успешными итогами испытаний, написать о них заметку, которая в сентябре того же года была опубликована в газете "Архангельские губернские ведомости". В ней Кузмищев особо подчеркнул, что "теперь благодаря успехам наук и усовершенствованиям нашего времени у нас, в Архангельске, можно сказать, не будет более утопленных и потерянных вещей". Далее он даже сделал предложение коммерческого характера, сказав, что портовое начальство охотно предоставит водолазов и специально оборудованный баркас для проведения любых подводных работ. В заключение, безусловно, следовало бы назвать фамилии первых архангельских водолазов, однако сделать это пока невозможно. Дело в том, что найти их поименный список здесь, в областном архиве, не удалось. Скорее всего, бумаги, его содержащие, то есть документы Архангельского военного порта и Соломбальского адмиралтейства, хранятся далеко - в петербургском военно-морском архиве. Впрочем, это обстоятельство вряд ли может помешать установке в Соломбале, на мой взгляд, необходимого мемориального знака, который бы напомнил о вышеописанном событии и бесстрашии его участников. ЛОЩИЛОВ М. Статья опубликована в газете "Правда Севера" 18.08.2005 г. Сайт Михаила Лощилова: Архангельский Север - былое и новь http://loshchilov.ucoz.ru/ С уважением,

EFK: Уникальная экспедиция, которая носит название «По следам двух капитанов», стартовала на днях из Архангельска на Землю Франца ¬Иосифа. Инициатор - клуб «Живая природа». На землю Франца-Иосифа отправились 12 человек - большинство из них были участниками прошлогодней экспедиции. Она ставила своей целью обнаружить следы пребывания и вероятное место гибели пропавшей группы экспедиции Георгия Брусилова, которая покинула шхуну «Святая Анна» в апреле 1914 года и выдвинулась в сторону архипелага. Поиск велся на территории общей протяженностью береговой линии более 50 километров. - Все мы читали роман Вениамина Каверина «Два капитана». И еще в юности у всех нас появилась мечта, которая выросла в большое увлечение Арктикой. Роман написан на основе реальных событий из экспедиции Брусилова. И вот мы, группа энтузиастов, решили помочь главному герою романа Сане Григорьеву найти ее следы, - рассказывает руководитель экспедиции «По следам двух капитанов» Олег Продан, генеральный директор клуба «Живая природа», действительный член Русского Географического общества и почетный полярник России. - В результате в прошлом году мы сделали уникальнейшее открытие - нашли останки человека, личные вещи, снаряжение и фрагменты дневников, - продолжает Олег Леонидович. - Всего более 20 артефактов - нож, кружку, ведро, часы Смиренникова с именными подписями и многое другое. И то, что мы обнаружили, на сегодняшний день является единственным документальным свидетельством пропавшей экспедиции Брусилова на «Святой Анне». …. наша нынешняя задача - попытаться найти остальных людей, прочие артефакты и дневники, - сказал Олег Продан. - По результатам второй экспедиции будем передавать эти артефакты в музеи России. Сейчас за них идет борьба, но почему-то архангельский морской музей вяло проявляет интерес... Подробности здесь http://www.pravdasevera.ru/print.html?article=1051782267

Марина.М.: Архангельск, старые открытки с видами (98 шт.) http://andcvet.narod.ru/TR/30/sam8.html

Марина.М.: Ув. ЕFK прислал мне ссылку на интересную интернет-книгу об Архангельске 1812 года; http://dlib.rsl.ru/viewer/01003789826#?page=146 я решила несколько страниц из этой книги поместить здесь. Бедствия в городе Архангельске перед Отечественной войной. Глава из книги «1812 год в Архангельской губернии», Н.А. Голубцов (изд. Архангельск, 1912 год). (выдержки из Соломбальского летописца, Архангельские Губернские Ведомости за 1863 год № 30, стр. 270-271)

EFK: Архангельский областной краеведческий музей Новая экспозиция: Выставка «Тайны пропавших экспедиций» http://vaga-land.livejournal.com/603748.html

EFK: Стыдно за беспамятство лишь немногим Памятник на могиле С. Ф. Огородникова …. на Соломбальском кладбище похоронен Степан Федорович Огородников, издавший в 1875 году «Историю Архангельского порта» …. Весь сюжет здесь: http://vaga-land.livejournal.com/613439.html

Валерий-П: "Труды неутомимого исследователя прервала внезапная смерть во время приезда в родной город. Похоронен Огородников на Соломбальском кладбище рядом с кораблестроителями Ф. Т. Загуляевым, А. М. Курочкиным, гидрографом П. К. Пахтусовым, о которых он так тепло и проникновенно писал в своих книгах". Варфоломеев Л. А. http://www.cultnord.ru/?act=showItem&id_item=211 Судя по сюжету, этих могил, наверное, и не найти...

EFK: Могилы и памятники Ф. Т. Загуляева и П. К. Пахтусова сохранились. Но увы, находятся в полном небрежении. Ранее над ними шефствовали здешняя воинская часть и коллектив судоремонтного завода "Красная Кузница". Части давно нет - расформирована, а завод "распилен" на множество частей и кусочков. Кстати, утранен заводской архив и уничтожен богатый музей. До могил уж тут .... И припомнилось мне, что в 1917-1927 гг. директором завода был Дмитрий Георгиевич ЧУЧУГИН. Роберт немало его жизнеописанием занимался. И я расчитывал помочь ему в этом, после поиска в областном архиве намеревался углубиться в материалы заводского архива. Увы, опоздал лет на 15.

Georg G-L: EFK пишет: Петр I так и не дождался В.В. Путина Это к чему? В плане последнего визита в ноябре 2011 года и Ломоносова то не было. Но таки заехал http://www.arhcity.ru/?page=0/20271 http://www.arhcity.ru/?page=0/20272



полная версия страницы