Форум » Русские морские крепости » ВОЕННЫЙ ПОРТ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА III » Ответить

ВОЕННЫЙ ПОРТ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА III

PSW: Осмелюсь привести несколько страниц из Адрес-Календаря на 1908 г. со списком чинов Морского Министерства, служивших в порту Императора Александра III. Заранее извиняюсь за невысокое качество сканов: лучше сделать не смог...

Ответов - 280, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 All

PSW: Фотография старшего помощника командира порта ХРЕПТОВИЧА Георгия Николаевича в бытность его лейтенантом уже размащалась на форуме (см.). Вот еще одна более поздняя с сыновьями Николаем (корнет уланского полка) и Александром (впоследствии лейтенантом флота).

PSW: Фотография (предположительно) такелажмейстера порта Кузнецова Андрея Гурьяновича также обсуждалась на форуме. (см.)

PSW: Приведу также ссылки на несколько доступных в интернете публикаций по порту Императора Александра III. О сооружении Порта императора Александра III в Либаве : Публ. лекции, чит. в Кронштадт. мор. собр., в зале Мор. музея и в Ин-те инж. пут. сообщ. инспектором Мор. строит. части Д. Жаринцовым Санкт-Петербург : тип. Мор. м-ва, 1895 (см.) Р.В. Кондратенко ВОЕННЫЙ ПОРТ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА III В ЛИБАВЕ Часть I Исторический альманах "Цитадель", №2(5), 1997 Часть II Исторический альманах "Цитадель", №1(6), 1998 Широкорад А.Б. Либава – Клондайк для великих князей (см.) НВО 2008-12-05 Современные фотографии военных фортов Лиепаи (см.)

PSW: Выдержка о Либавском морском Николаевском соборе из книги Цитовича Г. А. Храмы армии и флота. Пятигорск, 1913 Либавский морской Николаевский собор. Престольный праздник 6 декабря. Расположен собор на обширной площади порта Императора Александра III, в центре одного из главных районов сего порта. Заложен собор в присутствии генерал-адмирала Великого князя Алексея Александровича 28 июня 1901 г. и строился на ----- <22/23> ----- средства Морского Министерства. 1903 года, 22 августа, окончен постройкой и освящен в Высочайшем присутствии Их Императорских Величеств. Размер портового собора: длина 24 саж., ширина 16 саж., вышина с крестом 26 саж., диаметр главного купола более 6 саж. Выстроен собор в русско- византийском стиле, и с внешней своей стороны как по общему стройному очертанию, так и по всем своим деталям является одним из лучших образцов современного церковного зодчества. Стены собора облицованы желтым кирпичом рижской фабрики Нестерова, обладающим замечательным свойством не выветриваться и вообще мало подвергаться изменениям от атмосферных влияний. Все четыре наружные стороны храма украшены богатыми позолоченными иконами, орнаментами и текстами Св. Либавский морской Николаевский собор. Писания. Главы собора (пять над самым зданием собора и шесть над колокольнею) посеребрены с позолоченными крестами. Входов в храм четыре: из них один с восточной стороны ведет прямо в галерею, окружающую все три алтаря, и служит для духовенства, а остальные для богомольцев. Главная часть храма тремя широкими арками сообщается с алтарями. Главный престол посвящен имени покровителя мореплавателей - Св. Николая Чудотворца, левый - в честь ----- <23/24> ----- и память Св. Алексия Московского, а правый - в честь Богоявления. В храме пароводяное отопление; электрическое освещение. Вмещает в себе до 2500 человек. Строителями собора были профессор Института гражданских инженеров В. А. Косяков и его помощник гражданский инженер А. И. Вексель. К собору приписаны: церковь на Либавском гарнизонном кладбище во имя Св. Петра, Митрополита Московского и церковь при манеже в порту Императора Александра III во имя Св. Благоверного Великого князя Александра Невского. Манежная церковь устроена в 1906 г.; освящена 3 марта 1907 г. Алтарь с иконостасом отделяется глухою подъемною железною шторою. По штату при соборе положены: настоятель-протоиерей, один священник, диакон и два псаломщика. Причт помещается в казенных квартирах. Прихожанами морского собора состоят чины флота (Либавского флотского полуэкипажа и отдельного отряда подводного плавания), а также служащие чины портового Управления.

PSW: Младший помощник командира Форсель Владимир Магнусович 4.5.1860 - ? Православный, женат (1914). В службе с 1877 года. Гардемарин (1880). Мичман (1881). Капитан 1-го ранга (13.4.1908). Генерал – майор (6.12.1914) Минный офицер 1- го разряда (1896). Командир парохода «Чайка» в 1898 – 1905 годах. Зачислен в береговой состав флота (31.3.1908). Исполняющий должность командира порта Императора Александра Третьего (3.9.1914). Исполняющий должность командира Архангельского порта (1.10.1915). 16 - 17 марта 1917 г. по инициативе матросов и солдат в Архангельске был смещен с должности и арестован в числе других офицеров. Серебряная медаль в память Царствования Императора Александра Третьего (1896). Орден Святого Станислава 2-й степени (1901). Орден Святой Анны 2-й степени и Святого Владимира 4-й степени за 25 ежегодных кампаний проведенных в офицерских чинах (1907). Подарок с вензельным изображением Высочайшего Имени (1908). Орден Святого Владимира 3-й степени (25.3.1912) и мечи к нему (27.10.1914). Светло – бронзовая медаль в память 300 – летия Царствования дома Романовых (1913). Светло - бронзовая медаль в память 200- летия Гангутской победы (1915). Орден Святого Станислава 1-й степени (6.12.1915). Норвежский орден Олафа командорского креста (1909). Шведский орден Меча командорского креста 2-го класса (1911).

Cekists: Алтарь в Соборе Николая Чудотворца в порту Императора Александра III

Cekists: Помошник Строителя Порта Императора Александра III Иван Корсакевич с супругой Ольгой (фото прим.1913-1914 гг.) Ольга умерла в бедности в Лиепае в 30 -х годах, чудом выбравшись из Петрограда в начале 1920-х.

Dirk: Cekists пишет: Ольга умерла в бедности в Лиепае в 30 -х годах, чудом выбравшись из Петрограда в начале 1920-х. А супруг?

Cekists: Про Корсакевича, который замещал Мак-Дональда при построике Порта Имп.Алекс.III, информации мало. Я тут на форуме уже задавал вопрос про него, но инфа скупая... А это фото из семьи инж.Жидкова, который участвовал в строительстве (живут на Западе).

PSW: Настоятель протоиерей Архангельский, Владимир Михайлович. 45 лет (на 1914 г.) Семинария со степенью студента С 18.11.1890 г. –надзиратель Тульского духовного училища; 1893 г. – священник 178-го пехотного Венденского полка; 1899 г. – Либавской церкви порта Императора Александра III; 1903 г. - настоятель Николаевского морского собора в том же порту с возведением в сан протоиерея; 1909 г. – благочинный военных и морских неподвижных церквей Прибалтийского края; 1914 г. (?) – прикомандирован к штабу морской крепости Императора Петра Великого; с 6.5.1915 г. – исполнял обязанности благочинного над крепостным духовенством. Награды: 1912 г.- орден св. Анны 2-й ст.; 26.1.1916 – орден св. Владимира 4-й. ст.

PSW: Священник Пассит Роман Иаковлевич (Яковлевич). Родился 24 июня 1875 года в волости Тыню около города Руйена В 1897 году окончил Рижскую духовную семинарию по II разряду. С 1897 г. –учитель Виндавской приходской школы; 1898 г. – псаломщик Рижской епархии (в Валмиере, Вентспилсе); 1903 г. – Либавского Николаевского морского собора в порту Императора Александра III; 1904 г. - штатный диакон того же собора; 1906 г. – священник на вакансии диакона собора; 1907 г. – штатный священник того же собора; 1914 г. (1915 г.?) – прикомандирован к 20-му драгунскому Финляндскому полку. Награды: 1906 г. – благословение Св. Синода с грамотой; 9.7.1910 – скуфья; 1913 г. – камилавка; 9.8.1915 г. – наперсный крест от Св. Синода 6.5.1916 г.- благословение Св. Синода с грамотой. Дальнейшая судьба После падения Риги выехал в Псков, а позже на Кавказ. В 1921 году он вернулся в Латвию. Архиепископ Иоанн (Поммер) назначил его настоятелем Эдинбургской церкви Казанской Божией Матери в Юрмале. Служа здесь, о. Роман заботился о могилах латышских стрелков и русских воинов, в Слоке, Кемери, Асари и в Дубултах. С 1928 года служил в Рижском Св. Троице-Сергиевом монастыре, а с 1936 года в Елгавском соборе Семеона и Анны. Умер накануне войны и был похоронен на Елгавском православном кладбище.

Cekists: Может не то время, но все-таки - Николаевский морской собор в Сов.время - матросский парк и клуб: кино, танцы итд.

Question1945: Во время перевода встретилась одна довольно интересная история. "В тот же самый день (4 августа 1914г) прибыли из Ниммерсатт (пограничный пункт возле Полангена) в Мемель 4 моряка фленсбургского парохода "Прима"(Prima), который был утоплен русскими ночью 2 августа вместе с другими немецкими пароходами: "Саксония"(Saxonia) из Мемеля, "Альбатрос"(Albatros), "Дюссельдорф"(Düsseldorf) и "Вильгельм Хемзот"(Wilhelm Hemsoth) с целью блокировки трех входов в торговую гавань Либау (Либавы) . Все экипажи пароходов были арестованы, однако, в понедельник им разрешили погулять. " Нас было четверо "- рассказывали упомянутые моряки - " мы дошли до конца Южного Мола, с которого мы заметили, что на утопленном пароходе "Саксония", благодаря его высоко расположенным палубам, находились совершенно неповрежденные шлюпки. Поэтому раздевшись, мы подплыли к нему и забравшись наверх, сразу принялись за дело, снабдили одну из шлюпок всем необходимым для плавания, включая компас и сектант, затем вернувшись к молу, забрали нашу одежду и отплыли в 11 ч. первой половины дня держа курс на Мемель. Наша подготовка, пожалуй, была замечена из Либау, однако, не была предотвращена. Сегодня мы прибыли в 4 ч. утра в Ниммерсатт, высадившись на берег мы затем по решению жандармерии были отправлены на телеге в город. 9 мемельских моряков находились на фленсбургском пароходе "Перитиа"(Peritia), который был конфискован русскими в Риге; местом их ссылки стала Оренбургская губерния. Ответом с нашей стороны стал конфискованный в ноябре английский пароход "Glyndur" . Источник. J.Sembritzki - «Geschichte des kreises Memel»

Question1945: Фотография продавалась на Е-Вау. Может у кого-нибудь будут версии, что это за отставной подполковник на ней изображен? подписана 15.07.1910. Либава. реверс

Question1945: Cekists А у Вас случаем нет возможности узнать где мог жить в Либаве в 1915 году- Iосифъ Томашуйтисъ? (Адресные справочники тех лет и т.п.) Во время "мемельского поиска" 17-21 Марта 1915г. был в либавском сводном отряде моряков охотником (добровольцем) Есть версия, что он захоронен в Мемеле в братской могиле русских воинов ПМВ.

PSW: Question1945 пишет: Во время перевода встретилась одна довольно интересная история. "В тот же самый день (4 августа 1914г) прибыли ... Интересная информация. Но мне представляется, что приведенная открытка может относиться и ко второму затоплению кораблей. "17 апреля 1915 г. командующий Балтийским флотом приказал оставить Либаву. В соответствии с этим приказом были уничтожены крепостные батареи и радиостанция, у южных ворот аванпорта затопили несколько судов и большую землечерпалку, взорвали северный пролет железнодорожного моста через канал."

PSW: Вот еще одна немецкая открытка по теме

Question1945: PSW пишет: Но мне представляется, что приведенная открытка может относиться и ко второму затоплению кораблей. Жду, пока она приедет. Может получится вытащить что-нибудь при высоком разрешении. Вот еще одна немецкая открытка по теме Это "Воздушный мост" Его историю вы найдете здесь http://www.libava2007.narod.ru/Most.htm Вечером, если получится, выложу что у меня есть по либавским мостам.

Cekists: Отступая русские войска взорвали и северный пролет железнодорожного моста через канал в городе и северный пролет через канал военного портаю Немецкие саперы к началу 1917 года соорудили деревянную конструкцию, заменяющую пролет и было открыто беспрепятственное движение через канал, что способствовало успешному проведению известной операции "Альбион" т.е. проникновению в Рижский залив и взятию Риги.

Question1945: Cekists пишет: Немецкие саперы к началу 1917 года соорудили деревянную конструкцию, Суперфотография! У меня, к сожалению, есть только такие (Владелец наотрез отказался от оплаты через Pay-Pal, пришлось отказаться от покупки) Cekists пишет: соорудили деревянную конструкцию, заменяющую пролет и было открыто беспрепятственное движение через канал, что способствовало успешному проведению известной операции "Альбион" Честно говоря, я не понимаю, а чем он способствовал? Военная гавань - это ведь небольшой аппендикс, который легко объезжается и обходится.

Question1945: Здесь я приведу выдержку из рапорта командующего отрядом, оборонявшего Либаву, генерала Бобровского относительно взрыва мостов. (Выдержка была любезно предоставлена С.Ю. Гордеевым) "24-го апреля ... В момент удачных отражений атак неприятеля, я приказал послать подкрепление в южный район, но тотчас же отменил это, так как последовало донесение о сдаче рот, составлявших гарнизон южного укрепления, что открыло вход в город, а также получив донесение, что противник сосредотачивает огонь из-за озера в тыл нашим войскам, защищавшим южный район и пришел к заключению, что дальнейшая оборона этого участка невозможна и приказал отойти на вторую линию за коммерческий канал и взорвать мосты, соединяющие Новую и Старую Либавы. Последнее было исполнено около 7 часов вечера, по переходе частей, штабс-капитаном Тарасевичем, при чем один мост был взорван совершенно, а другой разведен и взорван, но в нем по техническим условиям взлетел только настил. Уничтожение мостов установило движение противника с юга." Довольно странный доклад, насколько я знаю на тот момент в Либаве было всего три моста. Между Старой и Новой Либавой (Коммерческий канал): No 1 - Ганзейский Мост (Я до сих пор не встретил ни одной фотографии или открытки подтверждающей, что этот мост был взорван или поврежден) No 2 - Железнодорожный Мост (На фотографиях и открытках того времени он разрушен) Между Новой Либавой и Военным Городком (Военная гавань): No 3 - Так называемый Северный мост или Воздушный (Смотрите посты выше) Может у кого-нибудь есть более точные данные о подрыве Ганзейского моста?

Cekists: Способствовал в том отношении, что: 1. Флот надо перед наступлением подготовить. Адмиралтейство (на карте отметил жирной линией) имел 2 огромных сухих дока (1,2), вместительныие склады и великолепмые мастерские - кузнечные, механические итд., то-есть база ремонта и подготовки и снабжения германского флота перед выступлением. К тому-же намного ближе Рижскому заливу, чем базы в Германии. И городском (торговом)канале рем.базы - т.е. возможностей не было; 2.В порту Александра III огромные казарми для размещения войск, в т.ч. моряков. 3.Либава как крупнейший промышленный и торговый город и жел.дор.узел со своими рессурсами и возможностьями долго мог содержать и снабжать крупные вооруженные силы противника. 4.Мост позволил беспрепятственно продвигаться военным кораблям к рем.базе и способствовал быстрейшему перемещению войнских грузов. Дорога-то прямая. Даже сегодня дорога вокруг канала занимает минут 20, а в то время... Расстояние- лишние почти 10 км в одну сторону. НА счет мостов - действително три моста, взорваны были только эти два. Ганзейскому (Торговому) повреждений не было.

Тритон: Cekists пишет: Адмиралтейство имело 2 огромных сухих дока (1,2), вместительные склады и великолепные мастерские - кузнечные, механические итд., то есть база ремонта, подготовки и снабжения германского флота перед выступлением. Мне встречалось, что все это богатство было взорвано и уничтожено в самом начале войны - в июле 1914 г. - после чего для русского флота она перестала представлять какой либо интерес. Одновременно в канале у Виндавы затопили то ли 4 то ли 5 пароходов, что полностью парализовало порт. Паника при этом была страшная. До сих пор непонятно, кто отдал на это приказ. Документов на эту тему я не встречал, а то, что написано вызывает большие сомнения. Уничтожить доки, конечно, вещь мало реальная, но вот уничтожить их батопорты очень просто и восстановить после этого док можно, но процедура эта долгая. Cekists пишет: Мост позволил беспрепятственно продвигаться военным кораблям к рем.базе и способствовал быстрейшему перемещению воинских грузов. Извините, это как понимать? Мост кораблям всегда только мешает. Cekists пишет: Либава как крупнейший промышленный и торговый город и жел.дор.узел со своими ресурсами и возможностями долго мог содержать и снабжать крупные вооруженные силы противника. Здесь я с Вами не согласен. Как военно-морская база и порт - безусловно. Как промышленный - сомневаюсь, крупных предприятий там особо в то время не было. Как торговый - в условиях войны и сети дорог, ориентированных на Россию - никакого интереса. Как жд узел - интересен только как перевалочный пункт переброски войск и грузов, доставленных из Германии морем ближе к фронту. Как мне помнится, Либаво-Роменская железная дорога выхода на железнодорожную сеть Пруссии не имела, а ближайший переход - Вержболово - основательно разрушен в 1914 г. Для того, чтобы связать Либаву с германскими железными дорогами необходимо было не только провести восстановительные работы, но и сделать перешивку колеи с российской на европейскую, поскольку подвижной состав русских дорог, в основном, был эвакуирован. С уважением.

Cekists: Тритон пишет: все это богатство было взорвано и уничтожено в самом начале войны - в июле 1914 г. - после чего для русского флота она перестала представлять какой либо интерес. Одновременно в канале у Виндавы затопили то ли 4 то ли 5 пароходов, что полностью парализовало порт. Небыло взорвано, сожгли (взорвали) склады братьев Нобель - керосин. А интерес остался - тут даже базировались английские подлодки Е-1 и Е-9. Мост и то взорвали только в 1915, перед оставлением города. в канале у входа в канал Либавы (Виндава - у Вас опечатка) действительно затопили пароходы, но немцы быстро их подняли. Тритон пишет:Мост кораблям всегда только мешает. Я в том отношении, что не мешает (взорваные остатки) передвижению по каналу. Тритон пишет:Как промышленный - сомневаюсь, крупных предприятий там особо в то время не было. Как торговый - в условиях войны и сети дорог, ориентированных на Россию - никакого интереса. Тут крайне не согласен - не буду перечислять все огромное количество заводов начиная от металургического (между прочем собственника по постройке эсминцев) кончая маслобойным итд. Именно благодаря количеству заводов и предприятий, росту промышленности количество жителей в Либаве за последние предвоенных 20 лет выросло с 60 000 до 100 000. На счет жел.дорог, то именно ориентированных на Россию - интерес немцев продвыгаться В ГЛУБЬ России и по такой колее, какая именно там. На счет подвижного состава - крупнейшие ж/д мастерские Либаво-Роменской дороги, к тому-же не поврежденные находиться именно в Либаве. С уважением.

Тритон: Cekists пишет: Виндава - у Вас опечатка Нет, не опечатка. Я имел в виду именно Виндаву. Cekists пишет: Тут крайне не согласен - не буду перечислять все огромное количество заводов Тут не буду с Вами спорить - Вам на месте виднее. Cekists пишет: На счет подвижного состава - крупнейшие ж/д мастерские Либаво-Роменской дороги, к тому-же не поврежденные находиться именно в Либаве. Вот тут я не совсем согласен. Наличие мастерских, даже не поврежденных не заменит наличие паровозов и вагонов. А именно их и старались угонять. Оставляли уж совсем неисправные. И немцы на основных магистралях колею перешивали, благо верхнее строение пути и часть мостов остались неповрежденными.

Cekists: Ув.Тритон! Виндава - то от Либавы километров 100 севернее будет... Мне на подходе только-что вышедшая суперкнига по ж/д на территории Латвии (я то сам не очень-то железнодорожник ) тогда и продолжим про паровозы, а то я боюсь как-бы флотские люди нас не выкинули...

Тритон: Cekists пишет: Виндава - то от Либавы километров 100 севернее будет... Но паника в ней была одновременно с Либавой и пароходы затопили именно тогда. Я это имел в виду. Cekists пишет: а то я боюсь как-бы флотские люди нас не выкинули... Не выкинут, многие "железячники" тоже паровозы любят. А на реках вообще пароходы подчинялись округам МПС. а мы еще и про крепость начнем говорить... С уважением.

Рамзес: Дык в чем проблема - то ? 5 пароходов (все дойчляндские) в начале войны топят в Либаве - часть (или все для меня пока ?) немцы подняли и в строй ввели - там же топят старую ПЛ Сиг - номерной миноносец и вроде кой - чего еще по мелочи. Мелочь эту вскоре поднимают остальное не трогают. В Виндаве в тот же день топят 4 парохода (один из них русский Генерал Кутузов) - паника была и там и там и неслабая. Вот что интересно - у уважаемого Cekists случаем нет данных что именно и когда немцы все - таки подняли в Либаве и потом в строй ввели - тут у меня к сожалению данные неполные. Если по пароходам в общем - то понятно по остальному мутки и неслабые. Например тот же плавдок насколько понимаю просто бросили в порту. Что с черпалками и плавкранами - их успели увести до войны или затопили - если последнее когда в 14 или 15 ? Что насчет того же номерника и ПЛ - немцы подняли да разобрали или и ди сих пор где близ порта лежат ? Вопросы понятно обширные но может есть какая инфа на месте с ответами по ним ? Может для начала попробовать сделать своднячок общими усилиями о погибших там и дальше поробовать отследить серию - "есть ли жизнь после жизни" ? Иногда в подобных розыская весьма интересные моменты всплывают

PSW: Диакон Луговской, Николай Федорович . 32 года (на 1914 г.) Семинария по II разряду с 1904г. псаломщик Либавского Николаевского морского собора; 1905г. — диакон на вакансии псаломщика того же собора 1907 р. — штатный диакон того же собора; в 1913-1917 гг. — священник 2-го лейб-драгунского Е.В. ГОСУДАРЫНИ ИМПЕРАТРИЦЫ МАРИИ ФЕДОРОВНЫ Псковского полка, Награды: 1909г.—благословение Св. Синода с грамотой.

aden13: Рамзес пишет: там же топят старую ПЛ Сиг - номерной миноносец Ром, уточни пожалуйста - что за номерной миноносец имеется в виду? Про Сиг то я знаю, а вот номерной миноносец - для меня открытие



полная версия страницы