Форум » Русские морские крепости » ВОЕННЫЙ ПОРТ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА III » Ответить

ВОЕННЫЙ ПОРТ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА III

PSW: Осмелюсь привести несколько страниц из Адрес-Календаря на 1908 г. со списком чинов Морского Министерства, служивших в порту Императора Александра III. Заранее извиняюсь за невысокое качество сканов: лучше сделать не смог...

Ответов - 280, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 All

Борис С.: Валерий-П пишет: Лейтенант Ваксмут 1 Петр Петрович. Ищем его могилу, но пока без результатов. Но кое-какие зацепки и версии имеются... Спасибо, Валерий! Всё это ЦЕННО! Надеюсь и Чекистс мнения того же... Так можем мы, лиепайчане, себя поздравить ещё с одной "колыбелью" рода сил РИА? Или рано радоваться?

Cekists: Bolsoje spasibo Валерий-П ! Po moim dannim dom shtaba porta (2-h etaznij,s 3 etaznei basnei) nahodilsja ne u morja,a nedaleko ot telegrafa,t.e. na Chihacevskoi ulice. Vozmozno posle postroiki kamennih zdanij na beregu, vse OAS perebralisj tuda? A stab vozduhoplavanija nahodilsja esce dalse ot zdanij na beregu...

Валерий-П: Со схемой удобнее разговаривать! Становится понятно, что штаб порта и здание, изображенное на фото - разные сооружения. Кстати, сохранилось ли это в каком-либо виде? Для меня новым понятием является "штаб воздухоплавания", не в смысле административной деятельности, а в бытовом. В моих материалах, на 1913 год, даже такого термина нет. Возможно, здание приобретено позднее. Есть ли у вас какая информация о нем? Конечно, строительство авиастанции долговременный процесс, а мы хотим уложить это в несколько предложений. В течение его для женатых офицеров подбирали и ремонтировали квартиры в бывшей Голубиной слободе (была ли такая?). Для семейных нижних чинов выделялись помещения при казармах Либавского флотского полуэкипажа, обустраивались казармы в здании бывшего лесопильного завода. К чести офицеров и всей команды сборка самолетов и полеты начались практически сразу и закончились 1 декабря 1913 года, когда акватория замерзла. Только тогда разобрали наиболее слабые ангары и гидроаэропланы. Два исправных аэроплана оставили в готовности. Команда приступила к занятиям. Спасибо Cekists! Борису - терпения и успехов! С уважением Валерий.

Cekists: vot novij plan: -starij lesoplnij gde pozze morskaja aviacija (seicas ruini) vsjo ostalnoje vidno po planu; No esco foto: Chihachevskaja ulica;pervij - telegraf (ne sohranilsja), dalse stab porta ("Dom Kolcaka") - segodnja ziv i zdorov. dom Dvuh admiralov - vsje na snimke... a vot to, cto pomoim svedenijem stab vozduhoplavanija (krepostnije aerostati?)

Борис С.: По моим данным. В ходе ВОВ это здание практически было уничтожено в ходе бомбардировок в 1941-м (НЕМ)и в 1944-45-х годах(СОВЕТС). Та же участь и у здания телеграфа Cekists пишет: a vot to, cto pomoim svedenijem stab vozduhoplavanija (krepostnije aerostati?) Это вокзал Вокзал Порта и Офицерское собрание жандармерии. Думаю, что штаб воздухоплавания находился севернее этого здания. Чекист, а какого года эта карта-план? Если 1916-го, то моя версия ОШИБОЧНАЯ...

Cekists: Unictozili TELEGRAF a stab porta stoit i stojat budet...

Question1945: Валерий-П пишет: Офицерский состав авиастанции к 5 октября 1913 года: Капитан 2 ранга Дудоров Борис Петрович. Спасибо большое, Валерий! Оказывается Дудоров - "местный"! В марте 1915г. возле Либавы, на озере Папензее, базировался авиационный отряд (2 или 3 аппарата), присланный для "мемельской операции" Сев.-Зап. фронта. Командовал им Дудоров.

ркр065: Валерий-П пишет: Офицерский состав авиастанции к 5 октября 1913 года: Капитан 2 ранга Дудоров Борис Петрович. Question1945 пишет: В марте 1915г. возле Либавы, на озере Папензее, базировался авиационный отряд (2 или 3 аппарата)... Командовал им Дудоров. ИМХО, это самый простой способ запутать любой вопрос по персоналиям. Рядовой читатель, познакомившись с первым списком, однозначно поймет его как список офицеров, входивших в штат данной авиастанции. Что, как я полагаю, не соответствует действительности. Аналогично, ошибочным образом, может быть истолковано и второе утверждение про командование Б.П. Дудоровым отрядом из 2 или 3 аппаратов. Не слишком ли это большое понижение для начальника Воздушного района Сл. связи Б.М., т.е. человека, фактически руководившего всей флотской авиацией на Балтике? И даже в период командования "Орлицей" за ним было оставлено общее руководство всей авиацией БФ (см. приказ КФБМ №231 от 2 марта). Кадровые вопросы в РИФ сами по себе достаточно запутаны, и без "интеллектуального доппинга" иногда и не разберешься. Поэтому надо быть очень точными в формулировках, чтобы не запутать эти вопросы еще больше. С ув., М.

Question1945: ркр065 пишет: Аналогично, ошибочным образом, может быть истолковано и второе утверждение про командование Б.П. Дудоровым отрядом из 2 или 3 аппаратов. Не слишком ли это большое понижение для начальника Воздушного района Сл. связи Б.М., т.е. человека, фактически руководившего всей флотской авиацией на Балтике? Хорошо, что тогда делал Дудоров в Либаве в марте 1915г.?

ркр065: Question1945 пишет: что тогда делал Дудоров в Либаве в марте 1915г.? Я так полагаю, что всё то же самое, что и на всём Балтийском море со 2.03.1915г. Был Начальником авиации Службы сязи Б.м. А до этого - Начальником Воздушного района Сл. связи Б.м.

Валерий-П: ркр065 пишет: Рядовой читатель, познакомившись с первым списком, однозначно поймет его как список офицеров, входивших в штат данной авиастанции. Что, как я полагаю, не соответствует действительности. Может я кого упустил, или лишнего написал? Подскажите. С уважением Валерий.

ркр065: Валерий-П пишет: Может я кого упустил, или лишнего написал? А если не секрет, что является источником данного списка? Оригинальный архивный документ с аналогичным названием, или это результат авторского поиска. или что-то еще? Можно, в этой связи, попросить указать должность Дудорова в составе данной станции? Или, например, Кавелина? У Вас Кавелин указан как электротехник. Он - электротехник чего, данной станции? Или м.б., всё-таки, он электротехник Воздушного района Службы связи?

Валерий-П: ркр065 пишет: А если не секрет, что является источником данного списка? Оригинальный архивный документ с аналогичным названием, или это результат авторского поиска. или что-то еще? Я уже отвечал на такой вопрос - отвечу еще раз. Это данные музея Морской авиации, что в Санкт-Петербурге. Я благодарен сотрудникам музея за проделанную работу, тем более, что все они (данные) подкреплены ссылками на архивные источники. Так, указанный список можно найти: РГАВМФ ф.736 оп.1 д.94 л.280 Лейтенант Кавелин - авиационный электротехник Службы Связи Балтийского моря с добавочным содержанием по 150 рублей в месяц. РГАВМФ ф.736 оп.1 д.40 л.272 Капитан 2 ранга Дудоров - Заведующий организацией воздухоплавания в Службе связи Балтийского моря. Авиастанция в ПИАIII- это его детище. Он присутствует на всех мероприятиях, по его чертежам строились ангары, как административное лицо принимает под станцию жилые здания и технические сооружения. Непосредственно участвует в приемке аэропланов, в кабине самолета встречает Командующего Морскими силами Балтийского моря, на его глазах разбивается летчик П.Ваксмут, ежедневно докладывает о состоянии здоровья П.Шишкова А.И.Непенину, видит как трудятся летчики над становлением станции, ходатайствует о их награждении. По-моему, нахождение его в этом списке вполне справедливо. Не могу судить о постоянном его нахождении в ПИАIII, но, согласно Краткого отчета о деятельности строительной части ПИАIII за 1913 год была перестроена одна Адмиралтейская квартира под две - для Заведывающего организацией воздухоплавания в Службе связи Балтийского моря и его помощника. РГАВМФ ф.928 оп.1 д.870 л.48 С уважением Валерий.

Question1945: ркр065 пишет: о 2.03.1915г. Был Начальником авиации Службы сязи Б.м. А до этого - Начальником Воздушного района Сл. связи Б.м. Спасибо! А то меня ввёл в заблуждение следующий пассаж из телефонного разговора Альтфатера с Боком: "- Где Дудоров и аппараты, летал ли он? - Дудоров с летчиками на Папензее, вследствии непрерывной снежной метели и ветров летчики ни разу не могли совершить полеты в Германию, аппараты грузятся и отправляются в Ревель" Не подскажите, здесь, на форуме, может кто-нибудь специально занимается биографией Колчака? Заранее благодарю за ответ. С уваж. Александр

ркр065: Валерий-П пишет: По-моему, нахождение его в этом списке вполне справедливо. Уважаемый Валерий! Всё дело в том, как назвать этот список. Выше он был назван так: =Офицерский состав авиастанции к 5 октября 1913 года.= Однако, уже как минимум двое из перечисленных офицеров - Дудоров и Кавелин - не принадлежат, как оказывается, к офицерскому составу авиастанции. Значит название списка не вполне отражает его содержание. Об этом, собственно, и речь. Безусловно, оба эти офицера, по занимаемым должностям, имели самое непосредственное отношение к созданию и функционированию авиастанции, но в состав её всё-таки не входили. Поэтому, вопрос об офицерском составе данной авиастанции требует определенного уточнения.

ркр065: Question1945 пишет: здесь, на форуме, может кто-нибудь специально занимается биографией Колчака? Даже как-то в растерянности Для данной темы - оф топ. Но, как мне кажется, - специально - таких вроде бы нет. p.s. А что, разве после известного х/ф, по Колчаку остались еще какие-то непонятки?

Question1945: ркр065 пишет: Для данной темы - оф топ. Как сказать. ркр065 пишет: А что, разве после известного х/ф, по Колчаку остались еще какие-то непонятки? Да, остались. Цитирую по книге Павла Зырянова (Серия ЖЗЛ): "Адмирал Колчак - Верховный правитель России", Москва, Молодая гвардия, 2009, стр.236: В начале 1915 года русские войска добились некоторых успехов, в том числе и на побережьи Балтики, 6 марта (по старому стилю) был занят Мемель. Первой, под сильным пулеметным огнём, в город ворвалась флотская команда во главе с капитаном 2-го ранга А.И.Никифораки. Было установлено телефонное сообщение с Либавой. В занятом русскими войсками городе побывал Колчак. Видимо Эссена заинтересовала возможностью использовать порт. Однако через три дня немцы отбили Мемель. На факт присутствия Колчака в Мемеля автор ссылается на РГА ВМФ, Р-29, Оп-1, Д-199, Л-127, 129, 130 Хотелось бы получить подтверждение или опровержение.

ркр065: Question1945 пишет: На факт присутствия Колчака в Мемеля автор ссылается на РГА ВМФ, Р-29, Оп-1, Д-199, Л-127, 129, 130 Будете устанавливать памятную доску? (шутка). Ссылка дана на дневник И.И. Ренгартена, машинописная копия которого хранится в фонде Морискома (Ф. р-29). Указанные страницы соответствуют описанным событиям. И действительно Колчак упоминается там вместе с Никифораки. Если для Вас этот эпизод так важен, напишите в ЛС ув. Dirk-у. У него, как мне припоминается, была копия этого документа и он сможет при необходимости дать Вам точную цитату.

Question1945: ркр065 пишет: Будете устанавливать памятную доску? Дай Бог, хотя бы плиту с именами погибших моряков из Либавского отряда поставить к 100-летнему юбилею. Большое спасибо за то, что ответили. С уваж. Александр.

Валерий-П: В продолжении темы: ркр065 пишет: Всё дело в том, как назвать этот список. Выше он был назван так: =Офицерский состав авиастанции к 5 октября 1913 года.= ....... Поэтому, вопрос об офицерском составе данной авиастанции требует определенного уточнения. Это неудачное название списка мое. Вероятно правильнее было назвать "Офицерский состав Службы связи Балтийского моря по организации авиационного дела к 5 октября 1913 года". А, собственно, штат Службы связи Балтийского моря по организации авиационного дела к 1 декабря 1913 года составлял 29 человек и состоял (к сожалению, без фамилий офицеров) из 7 обер-офицеров, 2 инженер-механиков, а также нижних чинов: боцмана, унтер-офицера и 16 матросов 1-й и 2-й статьи. РГАВМФ ф.736 оп.1 д. 118 Вероятно подсчитаны, но не указаны - Заведующий организацией воздухоплавания и Начальник авиастанции. С уважением Валерий.

Валерий-П: День 23-го ноября 1913 года в Порте Императора Александра III был омрачен гибелью летчика лейтенанта Ваксмута Петра Петровича. Предлагаю вашему вниманию фрагмент из Протокола комиссии, расследовавшей обстоятельства его гибели. Орфография и пунктуация сохранены, удалены, только, "Еры", "Яти"и "i". Копия Протокол. ................................................................................................................................................................. Для сдачи одного из гидроаэропланов типа «Сикорский 10» был назначен, с его на это согласия Летчик Лейтенант Петр Ваксмут I, как наиболее опытный в управлении аппаратом Сикорскаго. По предварительном ознакомлении с аппаратом, в продолжении котораго Лейтенантом Ваксмутом было совершено в общей сложности 4 час. 00 мин. полетов, им было заявлено утром 23-го ноября желание сдать в этот день аппарат в присутствии специальной комиссии. В качестве пассажира для ближайшаго ознакомления с качествами аппарата, был назначен, согласно его желанию, инженер по авиационной части Службы Связи Балтийского моря Павел Шишков. Комиссией были проверены грузы, принятые согласно условиям контракта в общей сложности всего полезнаго груза – 325 килограмм. Перед полетом аппарат был тщательно осмотрен самим летчиком и опробован мотор, давший на земле 1120 оборотов. На гидроаэроплан были поданы: барограф, альтиметр и фотографический аппарат. Летчик и пассажир были одеты в спасательныя куртки и в каски. Ветер был SO скоростью 1 ½ метра в секунду, на море мелкая зыбь. В 3 часа 22 минуты аппарат отошел от берега и в 3 часа 28 мин. зайдя против ветра легко отделился от воды. По показанию инженера Шишкова, анализировавшаго полет по инструментам, аппарат в 7 минут достиг требуемой контрактом высоты в 300 метров, свободно поднявшись до коей летчик по собственному желанию продолжал подъем на высоту в 500 метров, которой достиг в 12 минут. Далее, во время требуемаго испытанием получасового полета летчик поднялся до высоты в 800 метров, причем попал в снеговое облако, но опустившись до 700 метров вышел из него благополучно и продолжал полет на этой высоте. По прошествии получаса Лейтенант Ваксмут начал планирующий спуск с высоты 720 метров, имея мотор под малым газом и полого планируя до высоты 200 метров по направлению на SO. В этот момент, будучи по вертикали над срединой аванпорта, аппарат пошел круто вниз, затем выровнялся и снова полого планировал, но на высоте около 70 метров, вторично пошел круто вниз, стал поворачивать вправо по направлению к воротам, резко выровнялся задрался и немедленно клюнув носом с высоты около 40 метров упал прямо вниз, имея крен на правую сторону в разстоянии около 2-х кабельтовых от W-овой стенки аванпорта. Немедленно посланный со станции паровой катер транспорта «Ангара», подошел к месту падения гидроаэроплана через 7 минут, причем согласно показаний прислуги катера вольнонаемных рулевых Александра Аволь, Сергея Новодворскаго, крючкового матроса Николая Мамона, машиниста Ивана Кравченко и кочегара Кирилла Шуленина они нашли аппарат перевернутым носом по направлению на SO, Инженера Шишкова державшимся за его корпус, а Лейтенанта Ваксмута плавающим у леваго крыла со свесившейся в воду головой и руками. Так как разломанные крылья препятствовали подойти к аппарату, то Шишкову был подан сперва конец, но он, бросившись вплавь подплыл к катеру сам, был на него поднят и помещен в машинное отделение, а затем был извлечен Лейтенант Ваксмут без всяких признаков жизни. Каски обоих плавали в стороне. В это время к катеру подошли на четверке Лейтенант Щербачев и Мичман Любицкий. Первый из них перейдя на катер послал четверку с Мичманом Любицким к аппарату, а сам осмотрев Лейтенанта Ваксмута, убедился, что он мертв. Подойдя к пристани Лейтенант Щербачев посадил на извосчиков Инженера Шишкова и тело Лейтенанта Ваксмута и повез их в госпиталь. По дороге их догнал автомобиль с Командиром порта, на котором Шишков и был доставлен в госпиталь. В госпитале была установлена врачами смерть Лейтенанта Ваксмута и оказана первоначальная помощь Инженеру Шишкову. У Лейтенанта Ваксмута по осмотре его тела прозектором госпиталя не оказалось видимых повреждений черепа и костей, причем все наружные покровы оказались целыми, за исключением незначительных поверхностных ранок от стекла очков на лице. Правая сторона лица ушиблена и правый глаз затек кровью. Из ушей и носа текла кровь. Возможность утопления врачами отрицается. Смерть произошла от сильного удара головой, причем удар был тупой. У Инженера Шишкова по снятию снимка Рентгеновскими лучами оказался сложный перелом лучевой кости левой руки, расшатаны передние зубы, разбита губа, ушиблены ноги и есть мелкия ссадины от каски на лбу и на теле. По показанию инженера Шишкова он все время следил за полетом и за аппаратом. Все части последняго до самаго последняго момента были целы и работали хорошо. Спуски на 200 и на 70 метрах были столь резки, что чтобы не скатиться с сиденья вперед он уперся левой рукой в гаргрот. Момента падения он не помнит. Очутившись в воде он увидел плавающего рядом с ним Ваксмута. Видя, что голова его свесилась и полагая, что он в обмороке, он пытался поднять его голову из воды, но убедившись, что Ваксмут убит, поплыл к плавающему корпусу аппарата, с котораго и был снят катером. При этом он чувствовал боль в левой руке и в спине. Мичман Любицкий подойдя к аппарату увидел аппарат в следующем положении: крылья отломаны, фюзеляж перевернут соединен с крыльями проволоками. Рули исправны мотор с передней частью фюзеляжа оторвался и утонул. С помощью портоваго катера аппарат был отбуксирован на авиационную станцию. По осмотре аппарата комиссией установлено: руль высоты совершенно исправен; руль направления немного сломан /при вытаскивании/, его тросы целы, педаль также, но их ось с правой стороны согнута и правая педаль соскочила с оси; крылышки целы, штурвал перекручен справа на лево на два оборота, цепочка Галля с него соскочила, проводник от контакта два раза закручен вокруг вала штурвала. Все остальныя ответственныя части аппарата целы, но крылья отломаны от фюзеляжа и передний лонжерон праваго крыла разбит в куски. Передняя часть фюзеляжа с мотором оборвана и утонула. Фанера фюзеляжа сверху разбита, гаргроты помяты и сорваны; один из баков для бензина /правый/ сорвался и утонул, другой /левый/ найден помятым в передней части. Найдена лопасть винта со врезавшейся в нее проволокой от шасси. Поплавки отломаны и были найдены далеко от аппарата. Оба они разбиты с правой стороны в передней части. На основании изложеннаго комиссия постановила: 1/ что ничто не дает повода предполагать какую либо поломку аппарата в воздухе. Мотор работал до самаго последняго момента, что доказывает то, что уже после повреждения шасси его проволока с силой врезалась в винт; 2/ перекручивание штурвала могло произойти или во время полета при выравнивании крена или же при вытаскивании аппарата на берег, так как на нем видны следы от проворачивания его по песку; 3/ аппарат не был перегружен, что видно из того, что хвост его не висел вниз и он легко брал высоту; 4/ аппарат упал вниз идя вперед с креном на правую сторону; 5/ что касается причин падения гидроаэроплана, комиссия не может точно установить их и предполагает следующее: планируя с высоты 720 метров Лейтенант Ваксмут на высоте около 200 метров, вероятно разсчитывая, что у него не хватит места для пологаго спуска, дал слишком большой угол вниз, но заметив крутизну спуска, включил, по показанию Шишкова, мотор и выравняв аппарат снова стал планировать. На высоте около 70 метров, он, вероятно опасаясь близости брикватера вторично дал вниз и в тоже время стал поворачивать вправо. Возникшее предположение о том, что ось педалей была согнута во время полета вследствие чего произошел поворот вправо, едва ли возможно, так как по испытании на тождественном аппарате этой его части выяснена значительная ея крепость. При падении, мотор, стоящий впереди, сорвался и упав в воду открыл свободное место для падения пассажира; летчик же мог удариться или о штурвал или о гаргрот. Возможно, что дав слишком круто вниз, летчик сполз со своего сидения, так как не был к нему привязан и уже не мог правильно управлять рулем высоты. Что именно послужило причиной смерти установить не удалось. Каска цела и на ней нет следов сильнаго удара. Никаких тяжелых предметов сзади летчика не помещается. Всего вероятнее, что Лейтенанта Ваксмут ударило головой об воду или о какой нибудь предмет уже при падении его в воду. Что касается Шишкова, то перелом руки произошел при ударе аппарата, когда он удерживался от сползания со своего сиденья, упираясь рукой в гаргрот. Все изложенное приводит комиссию к заключению, что данное падение гидроаэроплана относится к разряду несчастных случаев, независящих от неисправности гидроаэроплана. ПОДПИСАЛИ: Председатель комиссии Капитан 2-го ранга ДУДОРОВ, Члены И.М. Капитан 2 ранга АЛЕКСАНДРОВ, Лейтенанты ЩЕРБАЧЕВ 2, КУЛЬНЕВ, Мичман ЛЮБИЦКИЙ и И.М. Мичман ЗВЕРЕВ РГАВМФ ф.418 оп.1 д.48 л. 370-375

Борис С.: Вот только могилу лётчика пока никак не найти. Но надежды не теряю С уважением

Сумрак: Увидел у немцев (http://forum-marinearchiv.de/) вот такую карту - но еще до строительства крепости. ну и еще, уже более позднее

PSW: Капитан Андреас Фишер, руководивший 2 августа 1914 год операцией по обстрелу Либавы Увеличить

Сумрак: Командовал "Аугсбургом" с октября 1912 по октябрь 1914. На весну 1914 - фрегаттен-капитан, затем стал капитаном цур зее.

ТВА: Добрый вечер! Подскажите пожалуйста - где в Либаве до 14г. находилась военная комендатура ?

Dmitry_N: ТВА пишет: Подскажите пожалуйста - где в Либаве до 14г. находилась военная комендатура ? Можно скачать http://www.book-old.ru/BookLibrary/19001-Pam-kn-Kurlyandskoy-gub.html скажем, за 1913 и посмотреть - в адрес-календаре должно быть

ТВА: Dmitry_N - Большое спасибо! - скачал все, попробую найти. И года интересные с 1904 - 13 г.

PSW: Карта Либавского порта из работы Иванины. Увеличить

Cekists: a fragment karti so vremennim portom po podrobnee (poblize) mozno poprosit?



полная версия страницы