Форум » Русские морские крепости » ВОЕННЫЙ ПОРТ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА III » Ответить

ВОЕННЫЙ ПОРТ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА III

PSW: Осмелюсь привести несколько страниц из Адрес-Календаря на 1908 г. со списком чинов Морского Министерства, служивших в порту Императора Александра III. Заранее извиняюсь за невысокое качество сканов: лучше сделать не смог...

Ответов - 280, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 All

rkbob:

PSW: Cekists пишет: Иван Корсакевич с супругой Ольгой Уточню отчество жены Корсакевича Ольга Афанасьевна.

velbot-067: Может быть это и не новый для когото материал, но на "Кортике" его я еще не видел. Часть I. Источник: МС № 11, 1895

velbot-067: Источник: МС № 11, 1895

velbot-067: Источник: МС № 11, 1895

velbot-067: Источник: МС № 11, 1895

velbot-067: Часть II. Источник: МС № 12, 1895

velbot-067: Источник: МС № 12, 1895

velbot-067: Источник: МС № 12, 1895

velbot-067: Источник: МС № 12, 1895

velbot-067: Источник: МС № 12, 1895

Борис С.: Может кто и поймёт мой восторг, но мне, лиепайчанину, видеть эти документы доставляет большое удовольствие. И остаётся только выразить Вам благодарность.

Тритон: ДОКЛАД 27 февраля 1915 г. Его Сиятельству Главному Начальнику (Двинского - Т.) округа. Для усиления отряда генерала Потапова, равно на случай развития в более широкой степени наших действий в Северо-Восточном углу Восточной Пруссии полагал бы теперь же приступить к принятию некоторых мер дабы в случае успеха Мемельской операции закрепить прочнее за нами правый берег Немана. Полагал бы для указанных целей ныне же сформировать отряд под командой подполковника Степанова (пограничной стражи) в районе Либавы из пограничных частей пограничного Либавского отряда с придачей 5-й Донской казачьей сотни находящейся в Полангене и двух дружин 28-й ополченческой бригады: 163-й в Либаве и 164-й в Виндаве, приступив теперь же к сосредоточению этих войск главными силами в Либаву с авангардом у Полангена. (Начальник штаба округа - Т.) Генерал-майор Медведев (Резолюция: Одобряю и привести к исполнению. 27 февраля 1915 г.) …1 сентября 1915 г. гарнизон (Усть-Двинской - Т.) крепости увеличился прибытием остатков 2-го Усть-Двинского ополченческого сводного батальона. Батальон этот выступил из крепости вместе с 1-м Усть-Двинским ополченческим батальоном 7 марта в Либаву для следования в Мемель. 10 марта 1-й батальон нес сторожевую службу в окрестностях Либавы, а 2-й батальон перешел Прусскую границу и, будучи также в сторожевом охранении, прикрывал отступление Мемельского отряда. К 14 марта оба батальона собрались в Плунгянах, где простояли на отдыхе до 23 марта, когда 2-й батальон был двинут через Решова на Андрееве для несения службы авангарда. 24 марта 2-й батальон вступил в бой с немцами у Андреева, был ими окружен, понес большие потери и отступил от Андреева небольшими группами. Командир 25-й роты зауряд-капитан Катерфельд собрал из остатков сборную роту и поступил первоначально в распоряжение Начальника Штаба отряда.

Question1945: Тритон пишет: 1 сентября 1915 г. гарнизон (Усть-Двинской - Т.) крепости увеличился прибытием остатков 2-го Усть-Двинского ополченческого сводного батальона. Батальон этот выступил из крепости вместе с 1-м Усть-Двинским ополченческим батальоном 7 марта в Либаву для следования в Мемель. 10 марта 1-й батальон нес сторожевую службу в окрестностях Либавы, а 2-й батальон перешел Прусскую границу и, будучи также в сторожевом охранении, прикрывал отступление Мемельского отряда. К 14 марта оба батальона собрались в Плунгянах, где простояли на отдыхе до 23 марта, когда 2-й батальон был двинут через Решова на Андрееве для несения службы авангарда. 24 марта 2-й батальон вступил в бой с немцами у Андреева, был ими окружен, понес большие потери и отступил от Андреева небольшими группами. Командир 25-й роты зауряд-капитан Катерфельд собрал из остатков сборную роту и поступил первоначально в распоряжение Начальника Штаба отряда. Выдержка из Deutsche Kriegszeitung «Ein dank für den Überfall aus Memel» 6 апреля, германская кавалерия, стоявшая на самом краю нашего левого фланга, выразило еще одну благодарность русским в виде кровавой памятки за их разбойничий налет на Мемель. У Андреево, который находится в 30 км к юго-востоку от Мемеля, находился один русский батальон, который в виду своего близкого расположения также участвовал в «Геройском набеге» на Мемель. Во время нашего наступления на эту часть русской территории, германская кавалерия, натолкнувшись на этот батальон, разгромила его. Подошедший к нему на помощь второй батальон русских был отброшен назад. Наши бравые всадники потеряли только 6 человек. У русских потери убитыми составили 120 человек, 150 тяжело-ранеными и 360 пленными, в плен также попал командир батальона и 5 офицеров. Находящиеся на западе всадники, могут только позавидовать имеющимся прекрасным возможностям их товарищей на востоке, живущих настоящей кавалерийской жизнью.

Question1945: Рамзес пишет: Мужики - просветите меня немного со взятием Мемеля. Есть статья С. Гордеева в журнале "Флотомастер" 03-2003 Тут тоже, немного есть http://question1945.livejournal.com/ Жмите таг "Мемельский поиск" Насчет плавсредств... Только гражданских было перевезено на Куриш Гаф (Куршская Коса) тысяча человек. т.е. все плавсредства попросту стояли на другом берегу Куршского залива.

Рамзес: Question1945 - cпасибо. Теперь картина с тем набегом более - менее ясна. Раньше по 1 МВ в основном читал о крупных операциях и конкретика по подобным "мелочам" там как - то не особо расписана. Теперь есть интерес уточнить и ряд моментов. Для общего сведения - Гордеев это уважаемый Тритон (один из собеседниов Ваших по данной ветке - на случай если не знаете) а вот именно та его статья мне как - то не попадалась (нужно будет перерыть старые Флотомастера хотя есть и не все).

Борис С.: Коллеги! Сегодня совсем случайно в руки мне попала книга Ю.Мелконова "ПУШКИ КУРЛЯНДСКОГО БЕРЕГА" (Рига, 2005г. Там и о артиллерии много и о крепостях, и о многом-многом другом. И сайтик у автора есть www.melkon.lv Уважаемые Рамзес, Question1945, Тритон! Удивляюсь ВАМ, как ВОЕННЫЙ ПОРТ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА III (т.е. ЛИБАВА) стала форумом МЕМЕЛЯ. Сообщения ВАШИ читать интересно, но МЕМЕЛЬ и ЛИБАВА далеко не рядом... Пусть ВАС не огорчит то, что я об этом ЗДЕСЬ пишу. А в качестве знака моего доброго отношения к ВАМ, продолжу о книге... В ней много фото современных и исторических, а главное присутствует большой список ССЫЛОК интернет-ресурсов. С уважением.

Гайдукъ: Борис С. Ув Борис С. Книга уважаемого Юрия Мелконова сообществом давно проработана как и издаваемый автором журнал БАЛТФОРТ. А Мемель? Да хорошо что вообще о чем либо говорят чем просто читают.

Тритон: Уважаемый Борис С. Вы пишете: МЕМЕЛЬ и ЛИБАВА далеко не рядом... Территориально - Да. Но если говорить о Либаве периода Великой войны (порта и крепости тогда уже не существовало) то необходимо говорить об обоих, да еще Усть-Двинскую крепость временами вспоминать. В набеге на Мемель участвовали практически те же части, что и при обороне Либавы. Именно этот набег во многом спровоцировал немцев на форсирование Либавской операции. Почти все воинские части прошли через Усть-Двинск либо до этих событий либо после. Создавать отдельную тему по Мемелю смысла нет, но чтобы информация не распылялась, пусть лучше она будет здесь. Правильнее было бы назвать тему "Либавская крепость и Порт...", но раз уж так сложилось... Впрочем это только мое мнение. Гайдукъ пишет: Да хорошо что вообще о чем либо говорят чем просто читают Леша, не понял1 Ты что имеешь в виду? С уважением ко всем.

Гайдукъ: Тритон пишет: Леша, не понял1 Ты что имеешь в виду? Я имел в виду что активных форумчан еденицы а остальные заходят на форум почитать не оставляя следа при этом зачастую располагая какой либо ценной информацией.

Question1945: Борис С. пишет: Удивляюсь ВАМ, как ВОЕННЫЙ ПОРТ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА III (т.е. ЛИБАВА) стала форумом МЕМЕЛЯ.

PSW: Статья "Александра III Императора, порт" из Военной энциклопедии Сытина.

Гайдукъ: Question1945 Как я понял и понял правильно береговой обороной в Мемель в 1914 году да в принцепе и позже не располагал? Последующее базирование на порт германского флота так и не сдвинуло с мертвой точки строительство береговой и сухопутной обороны города? С одной стороны понятно-русские оттеснены но какие либо уроки с набега русских кроме начала базирования флота немцы сделали? Спрашиваю почему- потому что меня очень удивил тот вопрос что в 1923 году литовцам достался совершенно некак не укрепленный город и они тоже его некогда не укрепляли. С чем это связано?

Question1945: Гайдукъ С деньгами. У литовцев попросту не было средств на проведение таких работ.

Гайдукъ: Question1945 пишет: С деньгами. Лаймонас Грива Магистр исторических наук В 1923-1938 гг. Правительство Литвы выделило на развитие и реконструкцию Клайпедского порта 41,7 млн лт. При углублении фарватера порта и строительстве новых причалов земснаряды подняли около 3,6 млн куб. м грунта. В конце 1937 г. глубины между молами составляли 8-9 метров, в Зимней гавани - 7-7,5 м, в реке Дане - 5,5-6 м, фарватере Смяльте - 6-7 м. В 1938 г. глубина у нового угольного пирса составляла 7-7,5 м, позднее ее планировали увеличить до 8 м. За 15 лет в порту и реке Дане было построено свыше 1600 м новых причалов, многие старые причалы были капитально отремонтированы. Для грузовых работ приобретено 6 новых портальных и полупортальных кранов. На мощение причалов, подъездных путей и площадок пошло 19482 кв. м тесаного и 10078 кв. м дробленого камня. В порту и на подступах к нему в 1923-1937 гг. проложено 4300 м новых железнодорожных линий, всего к концу 1937 г. они составляли около 7 км. Для ремонта и защиты молов было изготовлено около 2000 куб. м бетонных массивов, оштукатурено 8600 куб. м, в воду засыпано 10000 куб. м мелкого камня. Возле портовых причалов построено несколько новых складов. Из них своими габаритам выделялся семиэтажный склад общества «Летукис» с элеватором общей площадью 25000 кв. м. Его длина составляла 80 м, ширина - 20 м, высота - 20,7 м (высота элеваторной башни - 29,6 м). Подо всем зданием оборудован подвал высотой 2,36 м для хранения разных товаров. Склад был снабжен современным для того времени перегрузочным оборудованием - товары прямо с судов можно было перегружать на верхние этажи здания, а оттуда - в вагоны. На складе в проветриваемых и отапливаемых помещениях одновременно можно было хранить 10000 тонн зерна, перегружая его на суда со скоростью 100 т в час. После воссоединения Клайпедского края с Литовской Республикой деятельность порта стала особенно интенсивной. В 1923 г. сюда заходило всего 652 морских судна, в 1930 г. их численность выросла до 960, а в 1938 г. - 1544 судна. Постоянно росли и объемы перевозимых грузов - в 1928 г. через Клайпедский порт ввезено 437,9 тыс. т грузов, вывезено 155,8 тыс. т, в 1934 г. соответственно 738,6 тыс. т и 275,8 тыс. т, а в 1938 г. ввезено 1,1 млн т, вывезено 420,5 тыс. т грузов. Это данные только морского пароходства. Как известно, Клайпеда была и внутренним водным портом. Так, в 1937 г. в него зашло 2894 речных судна, из них 1931 принадлежали Литве, 944 - Германии, 18 - Нидерландам и 1 - Данцигу. На них в Клайпеду доставлено 139,4 тыс. т, а вывезено 364 тыс. грузов. В 1937 г. общее движение судов в Клайпедском порту выглядело так: зашло 4308, вышло 4314 судов. В 20-х и 30-х годах через Клайпедский порт экспортировали в основном древесину и изделия из нее, целлюлозу, рожь, льняное семя и льняной жмых, молочные и мясные продукты, жир, консервы, лен, коноплю, пушнину и др. Импортировали уголь, цемент, удобрения, сырье для них, нефтепродукты, изделия из металла, хлопок, растительное масло, промышленное оборудование, автомобили и запчасти к ним и другие изделия. В конце 30-х, с развитием литовского хозяйства и промышленности, через Клайпедский порт проходило около 80 проц. экспорта и импорта республики. Грузоотправителями или получателями являлись 47 государств мира. Цель, выдвинутая министерством сообщений и дирекцией порта в 1923 году, - стать одним из лидеров портов Восточной Балтики - была достигнута.

Гайдукъ: Не помню было ли потому продублирую для общественности. Налет на Мемель На правах военного анекдота, реляция о налете на Мемель 10 марта 1915 года. Документ, присланный в ставку Верховного Главнокомандующего командующим отд. корпусом жандармов В. Джунковским 4 мая 1915 г. Сводка агентурных сведений о поведении чинов Отдельного морского батальона и подрывной при нем команды, принимавших участие в набеге на гор. Мемель. По окончательном сформировании отряда в Петрограде он был отправлен в Либаву. Во время молебствия, происходившего во дворе 2-го Балтийского флотского экипажа, на котором присутствовал и начальник главного морского штаба адмирал Русин, командующей отрядом капитан I ранга Пекарский был в нетрезвом виде и даже нетвердо держался на ногах. Штаб-офицер этот, постоянно неумеренно потребляющий спиртные напитки, продолжал пить все время передвижения отряда в Либаву по железной дороге. Повальное пьянство было и среди матросов отряда, причем рассказывают, что при выезде отряда из Петрограда матросы затащили в вагоны двух провожавших женщин, которых насиловали в течение пути, а затем, когда они впали в бессознательное состояние, выбросили их из вагонов на полотно, и дальнейшая судьба их неизвестна. По прибытии в Либаву отряд поступил под команду генерального штаба генерал-майора Потапова, которому капитан Пекарский, все время продолжавший пить, рассказывал, что его отряд состоит из отборных мерзавцев, за которых он не ручается и полагает, что они как солдаты никуда негодные. При наступлении на Мемель морской батальон был в четвертой линии. В наступлении капитан Пекарский личного участия не принимал, так как заболел, а вместо него батальоном командовал капитан по адмиралтейству Никулин. Когда Мемель был взят и ополченскими частями были отбиты немецкие орудия и пулеметы, то солдаты и матросы рассыпались по Городу и стали грабить. Почти в каждой квартире находили оставленные вино и коньяк, которыми мародеры опивались; местных жителей не было видно — таковые попрятались. Утром во многих домах были найдены трупы зарезанных солдат и матросов, что было сделано жителями Мемеля. В то же утро отряд отступил к Полангену, а когда на следующий день наши войска опять стали наступать, то на шоссе было обнаружено 6 трупов нижних чинов, аккуратно положенных на пути отряда При втором наступлении на Мемель отряду пришлось иметь дело не с ландштурменными частями, а с регулярными войсками, вследствие чего потери отряда были более значительны. Когда Мемель был окончательно взят, то опять начался повальный грабеж. Рассказывают, что одним из матросов была найдена и разбита несгораемая касса, и награбленные им деньги он продал затем какому-то еврею за 8000 рублей. О размере ограбленной суммы можно судить по тому, что многие матросы продавали евреям билеты в 100 марок по 3 рубля. Вышесказанный матрос деньги отправил в Петроград к своему брату или знакомому и, желая тем или иным, путем добиться отправления в тыл, умышленно от своего товарища привил себе венерическую болезнь и действительно был отправлен в госпиталь. После четырехдневного пребывания в Мемеле отряд отступил, причем было потеряно четыре пулемета и оставлено в городе без вести пропавшими и пьяными около 200 человек. Жители гор. Мемеля во время боев стреляли по нашим войскам из домов, с крыш и с других мест. Отступление происходило ночью, а капитан Пекарский следовал в обозе с походной кухней. В пути кухня перевернулась, и штаб-офицер этот был залит горячими щами. В таком виде, облитый капустой и жиром, капитан Пекарский на следующее утро в нетрезвом виде являлся начальнику отряда, которым был отчислен от командования батальоном. Инцидент этот в разных вариантах обсуждался матросами и солдатами, которые, не стесняясь присутствия капитана Пекарского, смеялись над ним. Вообще поведение этого штаб-офицера за все время командования морским батальоном произвело на людей удручающее и развращающее влияние, чем и можно объяснитъ тот массовой грабеж и бесчинства в пути, которые производили матросы батальона, В настоящее время батальон находится в Либаве. Многие высказываются за полную необоснованность набега на Мемель без надежды удержать его за собой, тем более что части, назначенные для набега, далеко не соответствовали своему назначению, а особенно морской батальон, совершенно не ознакомленный с пехотным боем, а главное — недисциплинированный и распущенный. Командный же состав, с генералом Потаповым во главе, оказался также далеко не на своем месте. Результатом этого набега считают настоящее наступление германцев на Митаву и Либаву; до этого времени германцы держали в этом районе только ландверные войска, а в настоящее время сосредоточили до полутора корпуса регулярных войск с большим числом кавалерии, почему судьба Либавы, Митавы и, быть может, Риги внушает серьезные опасения. Весьма вероятно также и возникновение народных волнений в этом районе, распропагандированном латышскими и литовским революционными организациями, с которыми местные немцы будут действовать заодно. Печатается по: Лемке 250 дней в царской ставке. - Минск: Харвест, 2003. т.2 стр.311

Question1945: Гайдукъ пишет: В 1923-1938 гг. Правительство Литвы выделило на развитие и реконструкцию Клайпедского порта 41,7 млн лт. Клайпеда (Мемель) это единственный порт Литвы. Выделяемые деньги шли на возможность увеличения грузоборота порта т.е. для получения прибыли. На подготовку города к войне денег не было.

Борис С.: А желалось бы знать точнее: каковы были бои за ЛИБАВУ? Чем глубже начинаю изучать данный вопрос тем больше противоречий... Подскажите: какой источник по вашему мнению самый достоверный? В городе нашем множество братских могил, но как правило, надпись на них лаконична:" Русские воины, погибшие 1914-18гг." Ни фамилий, ни количества... Возможно есть у кого списки погибших?.. Не откажите в помощи!

Question1945: Тритон пишет: Полагал бы для указанных целей ныне же сформировать отряд под командой подполковника Степанова (пограничной стражи) в районе Либавы из пограничных частей пограничного Либавского отряда с придачей 5-й Донской казачьей сотни находящейся в Полангене и двух дружин 28-й ополченческой бригады: 163-й в Либаве и 164-й в Виндаве, приступив теперь же к сосредоточению этих войск главными силами в Либаву с авангардом у Полангена. (Начальник штаба округа - Т.) Генерал-майор Медведев (Резолюция: Одобряю и привести к исполнению. 27 февраля 1915 г.) В вашей статье "Набег на Мемель" , в комментариях упомянуты 163-я и 166-ая дружины Гос. Ополчения. Вопрос - Какая из дружин всё-таки участвовала в набеге, 164-я или 166-я ?

pitowa: Почему Иван Корсакевич? Cekists пишет: Помошник Строителя Порта Императора Александра III Иван Корсакевич с супругой Ольгой (фото прим.1913-1914 гг.) Ольга умерла в бедности в Лиепае в 30 -х годах, чудом выбравшись из Петрограда в начале 1920-х. Если в статье "ВОЕННЫЙ ПОРТ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА III В ЛИБАВЕ" Часть II Исторический альманах "Цитадель", №1(6), 1998 И.Г. Макдональда временно сменил штабс-капитан Н.Г. Корсакевич Почему Иван и Н. Г. Корсакевич?



полная версия страницы