Форум » Судьбы морские » Русские моряки в армии Франко » Ответить

Русские моряки в армии Франко

Dmitry_N: Эта тема не из этого раздела, хочу предложить создать раздел "Эмиграция" Для затравки рассказ о двух выпускниках Морского корпуса, сражавшихся в армии генерала Франко. Из книги А.В.Окорокова "Русские добровольцы", М., 2004, 448 с. Марченко Всеволод Михайлович родился 23.10.1890 г. в Подольской губернии в семье обер-офицера. 08.09.1906 г. поступил в Морской корпус, который окончил 10.04.1911 г. Практические плавания проходил в 1-м Балтийском флотском экипаже на броненосном крейсере «Рюрик». 06.12.1911 г. Высочайшим приказом был произведен в мичманы с зачислением в Черноморский флотский экипаж. Служил на эсминцах «Капитан Сакет», «Лейтенант Зацаренный», «Капитан-лейтенант Баранов», «Стремительный», «Строгий», занимая должность ревизора. В начале Первой мировой войны служил на миноносце, а затем прошел курс обучения в Школе высшего пилотажа Одесского отдела Гатчинской авиационной школы. Практическое обучение прошел при учебном отряде Б-1, оснащенном гидросамолетами системы Кертисса. Учеником-летчиком числился с 20 марта по 1 августа 1915 г. 22 августа того же года был произведен в чин лейтенанта, а 4 сентября получил звание морского летчика. Продолжил войну в составе отряда гидроавиации Черного моря. За боевые заслуги был награжден всеми боевыми орденами и Георгиевским оружием (14.03.1916). С 01.10.1916 г. по 01.01.1918 г. командовал гидроавиаотрядами, действовавшими на Румынском фронте, а к моменту выхода России из войны — 13-м истребительным авиаотрядом Черноморского флота. После развала армии и флота выехал в Токио, а затем до конца октября 1918 г. жил в Харбине. 28 октября 1918 г. был направлен в распоряжение командира 1-го Сибирского корпусного авиаотряда, а после провозглашения адмирала А.В.Колчака Верховным правителем России был назначен на должность начальника гидроавиационного отделения Морского технического управления. 01.01.1919 г. приказом А.В.Колчака был произведен в старшие лейтенанты. После завершения Белой борьбы в Сибири эмигрировал в Королевство сербов, хорватов и словенцев (Югославия). В 1923 г. уехал в Испанию и поступил в испанскую авиацию. Короткое время служил в иностранном легионе, работал инструктором в летной школе, частной школе авиации, летчиком в гражданской авиации на линиях Мадрид — Париж и Мадрид — Берлин. Не зная о революции и вернувшись в Мадрид после очередного рейса, был арестован и лишен права летать. Летом 1936 г. бежал во Францию в Байонну, а оттуда в Испанию к генералу Франко, где вступил в ряды военной авиации национальной армии с чином поручика запаса. Считался исключительным летчиком, особенно при выполнении ночных авиационных операций. Погиб в воздушном бою 14.09.1939 г. «Морской журнал» так описывает его гибель: «Вылетел В.М. из аэродрома белых в 8 ? час. вечера с зажигательными бомбами и, прилетев на неприятельский аэродром, бросил святящуюся «бенгалу», чтобы лучше было видеть место, куда он должен сбрасывать бомбы. Так как эта «бенгала» дает очень сильный свет, то его сразу увидели снизу неприятельские летчики, и один советский летчик вылетел на истребителе. Вс. Мих. за это время сделал два полета над аэродромом и сбросил все бомбы: зажег несколько аппаратов и поджег два ангара. Когда он кончил свою работу, чтобы убедиться в результате, он сделал еще один пролет над аэродромом и сбросил еще одну светящуюся бомбу. Таким образом, он осветил свой аппарат, и неприятель его немедленно атаковал и первыми выстрелами пробил ему бензиновый бак, и аппарат загорелся. Пулеметчик и механик бросились вниз на парашютах, пулеметчик спустился благополучно, у механика же парашют загорелся, и он убился. Всеволод Михайлович, видя свой аппарат в пламени, выпустил весь газолин и старался, планируя, достигнуть позиции белых, но, видя, что это невозможно, выпрыгнул из аппарата на парашюте и благополучно достиг земли. От огня в аппарате у него были обожжены руки и ноги. Выпрыгивая из аппарата, он поранил себе голову. Достигнув земли, он пошел в сторону своих позиций. Пройдя 4 км, он при пересечении маленького шоссе был освещен фонарями автомобиля красных. Вышедшие из автомобиля приказали ему сдаться, на что Вс. Мих. ответил огнем из пистолета. Ответным огнем красных В.М. был убит. Советские летчики приказали похоронить его в гробу на городском кладбище, но местная красная чернь вырыла его, выкинула из гроба и зарыла вне кладбища. По занятие этого места белыми пасынок В.М. отыскал его могилу, положил в гроб и отвез в Севилью, где Всеволод Михайлович и похоронен с воинскими почестями» (см.: Морской журнал. 1939. № 136—137, С.22—23). Есть и другие версии его гибели, в частности изложенная в журнале «Часовой» от 2 октября 1937 г. Согласно этому сообщению, подписанному псевдонимом «Один из добровольцев», Марченко и члены его экипажа погибли при падении самолета на землю. _____ Рагозин Николай Александрович воспитанник Морского корпуса (вып. 1911 г.). За боевые действия в Первую мировую войну был награжден орденами: Анны 4-й степени с надписью «За храбрость», Станислава 3-й степени с мечами и бантом, Анны 3-й степени, Станислава 2-й степени, Владимира 4-й степени, Георгием 4-й степени (по справочнику "Военный орден.." 2004 награждение Н.А.Рагозина орденом не подтверждается - ДН)и Георгиевским оружием. В Гражданскую войну командовал 2-м воздушным отрядом на «Кронштадте». Старший лейтенант. Штабом генерала Кутепова за действия с отрядом в Коркинитском заливе был представлен в капитаны 2 ранга. Эвакуировался в составе Черноморской авиации из Севастополя в Бизерту. В 1922 г. прибыл в Испанию, где поступил в военную авиацию. Служил летчиком в Национальной испанской армии, инструктором в составе иностранного легиона. В течение пяти лет воевал в Африке (Испанское Марокко), был произведен в унтер-офицеры, а затем — в лейтенанты и награжден пятью крестами с надписью «За военную доблесть», Крестом Maria Cristina с мечами, африканской медалью за военные заслуги, марокканским орденом Medahnya. Во время гражданской войны в Испании воевал в составе авиационной группы армии генерала Франко. Был награжден Крестом с надписью «За военную доблесть», Звездой с мечами, медалью 1-й линии действующей армии, германским белым крестом с мечами, итальянским крестом с надписью «За военную доблесть», итальянским орденом «Короны» за заслуги во время службы в итальянском экспедиционном воздушном отряде. После Второй мировой войны продолжал служить в испанской авиации. Почетный летчик германской и итальянской авиации. Был произведен в майоры, а затем — в подполковники. Награжден Большой Звездой за 35 лет безупречной службы. Налетал 2400 часов, в том числе 1465 боевых. Скончался 21 сентября 1957 г. на Мальорке.

Ответов - 10

ДМЛ: Dmitry_N пишет: Скончался 21 сентября 1957 г. на Мальорке. Он скончался на о.Майорка, а не Мальорка. Подробные сведения о нём в книге "Авиаторы -кавалеры ордена Св.георгия и Георгиевского оружия периода Первой мировой войны 1914-1918"Dmitry_N пишет: орденами: Анны 4-й степени с надписью «За храбрость», Станислава 3-й степени с мечами и бантом, Анны 3-й степени, Станислава 2-й степени, Владимира 4-й степени ордена Св.Станислава 3-й ст(1914), Св.Анны 4-й ст. с надписью"За храбрость"(1915),Св.Анны 3-й ст.с мечами и бантом(18.04.1916), мечи и бант к имеющемусяя ордену Св.Станислава 3-й ст.((19.01.1915),Георгиевское оружие(04.05.1915)

wind: Кстати у Франко воевал еще один русский летчик Крыгин М.А в 1966 г. проживал о. Майорка . С уважением , В.

ДМЛ: Он одно время был личным пилотом Дуче .wind пишет: проживал о. Майорка Там же и умер


wind: ДМЛ пишет: Он одно время был личным пилотом Дуче И не мудрено, потому что в 1930-х г.г. он заботал летчиком-испытателем на заводе у Дорнье . С уважением , В.

aden13: ДМЛ А про Крыгина поподробнее, пожалуйста. P.S. Название о. Мальорка (Майорка) зависит от транскрипции (смотря с какого языка английский или испанский). Я всегда называл Мальорка. Кстати, там чертовски красиво...

Smith: aden13 пишет: А про Крыгина поподробнее, пожалуйста. К слову о Крыгине - вот интересная статья Н. Кузнецова по данному персонажу : http://bfrz.ru/news/kazaki_traged_31_01_2005/kyzneszov_dokl.htm

aden13: Спасибо, уже читаю

ДМЛ: В августе должна выйти книга Н.Кузнецова о русской военно-морской эмиграции, где будут и Крыгин и Рагозин

wind: Немного не в тему, но тоже про РУССКОГО летчика : "В издающемся в Париже "Вестнике" Обще-Кадетского Объединения № 46 от 1 мая с.г. (1957 г.) в заметке "Наша Смена" под иницалами А.Г. сообщается следующее о погибшем Алексее Аркадьевиче Манфановском брате нашего наследственного члена: "Декретом франц. правительства, посмертно награжден орденом Почетного Легиона мичман франц. возд. флота Алексей Манфановский, сын нашего товарища, покойнаго ст. лейтенанта Манфановскаго ... Сын пошел в отца. Молодой офицер. Дважды волонтер в кампании в Индо-Китае. Кавалер Военнаго Креста с пальмами, он погиб в воздушных боях над Диен-Биен-Фу, и вот, что говорит об этом французское официальное сообщение: "... 13 марта 1954 г., не щадя своих сил до последняго предела, с полным презрением к опасности, воодушевленный чувством товарищества и исключительной жертвенности, принес все в жертву, чтобы помочь гарнизону осажденной крепости. Совершил над крепостью 134 часа полетов в течении полученных им 33-х различных заданий." Тысячу часов боевых полетов, согласно тому же сообщению, имел этот молодой мичман, сын русскаго морского офицера. Славою и честию венчаному, да будет ему легка чужая земля, за которую он пролил свою молодую кровь." С уважением, В.

Lot: Одишария Пётр Кириллович Гонконг, 1918г. Из собрания А.В. Плотто. Испания 1936г. Одишария П.К. слева. Некролог



полная версия страницы