Форум » Судьбы морские » Интересная биография » Ответить

Интересная биография

Фёдор: Летавет Александр Иванович – род. 19.01.1898 г. в д. Слокас (хут. Эвелин-?) Венденского (ныне Цесисского) уезда Лифляндской губ., латыш, из крестьян. Окончил 1 класс начальной школы, 2 класса церковно-приходской школы, в 1912 г. – 1 класс городского начального учи-лища. Работал каменщиком. 14.08.1915 г. – 1.05.1916 г. - школа юнгов в Кронштадте. 05.1916 г. – матрос 2-й ст. ЛК “Император Александр 1-й”. 09-10.1916 г. – школа гальванеров УАО БФ. 10.1916 г. – гальванный старшина КЛ “Храбрый” БФ. Унтер-офицер 2-й ст. Участник Ледового похода БФ. 12.1917 г. – 06.1918 г. – товарищ пред-ля Кронштадтского военно-морского комитета. 1.07.1918 г. – в экспедиции Северного Ледовитого океана. 20.09.1918 г. – поступил на Курсы (с 30.06.1919 г. – Училище) командного состава флота. Член РКП(б) с 19.02.1919 г. С 14 апреля 1919 г., находясь в отпуске, исполнял обязанности артиллериста КЛ “Троцкий”, с 08.1919 г. – адъютанта отряда моряков И.К. Кожанова на Каспийской ВФ. 10.1919 г. – на 2-м курсе Училища. В составе отряда курсантов участвовал в 7-часовом бою с отрядом светлейшего князя Ливена 22.10.1919 г. у д. Разбегай по Петроградом, был ранен. 05.1920 г. – в отпуске по болезни. 16.06.1920 г. – артиллерист 2-го дивизиона КЛ Азовской ВФ. 09.1920 г. – на 3-м курсе училища. 12.1920 г. – в отпуске, уехал за продуктами в Псков-скую губ., случайно (?) перешел границу Латвии, где был задержан. Содержался в Рижском централе, лагере военнопленных в Валке. Освобожден, мобилизован на флот, служил на ТЩ “М-68”. 09.1921 г. – бежал в Россию. После проверки в Особом отделе Петроградского ВО освобожден. Сдал экзамены за 3-й курс, 06.1922 г. закончил Училище. Был исключен из пар-тии в 1920 г. за неуплату взносов. 6.07.1922 г. – вахтенный нач-к ЭМ “Всадник”, 10.03.1923 г. – артиллерист ЭМ “Троцкий” МСБМ. С 1923 г. кандидат в члены ВКП(б), в 1924 г. исключен за нетактичное отношение к партийным обязанностям. 1.12.1923 г. – 17.02.1925 г. – окончил артиллерийский класс СККС флота. 23.02.1925 г. – старший пом-к ком-ра ЛК “Марат” МСБМ. 15.04.1926 г. – флагманский артиллерист бригады ЛК МСБМ. 9.12.1929 г. – ком-р УС “Комсомолец” МСБМ. С 1926 г. кандидат, с 1928 г. член ВКП(б) (в 3-й раз!). 30.01.1931 г. – ком-р ЛК “Парижская коммуна “ МСЧМ, член Севастопольского горсовета. 26.01.1933 г. на-значен, 1.04.1933 г. прибыл – нач-к 1-го отдела АНИМИ. 13.05.1933 г. – зам-ль нач-ка Артил-лерийского научно-исследовательского морского института и нач-к 5-го отдела. 23.12.1935 г. исключен из партии за утрату документов (забыл папку в трамвае). Пр. НКО № 1379 от 29.08.1936 г. уволен по ст. 44 “Б”. Проживал: г. Ленинград, В. О., Съездовская линия, д. 7, кв. 5. Арестован 9 октября 1936 г. Выездной сессией Военной коллегии Верховного суда СССР в г. Ленинград 1 декабря 1937 г. приговорен по ст. ст. 58-1б-8-11 УК РСФСР к ВМН. Капитан 2-го ранга (1936). По-моему, напоминает авантюрный роман?

Ответов - 58, стр: 1 2 All

Буйный: Фёдор пишет: По-моему, напоминает авантюрный роман? Скучных биографий тогда не было... Советские адмиралы из этого же поколения матросов РИФ - Левченко, Абрамов, Басистый: участие в ПМВ, Гражданской, Басистый и Абрамов были в Испании, участие в ВОВ. Левченко еще и один из самых ругаемых советских адмиралов. Отличие одно - проскочили 37 год. С уважением.

Scott: Фёдор пишет: ...05.1916 г. – матрос 2-й ст. ЛК “Император Александр 1-й”... Может быть ЛК "Император Александр II"? "Император Александр I" был гидроавиатранспортом

Фёдор: Да, прошу прощения, конечно же "11"


Гайдукъ: А вы думаете советская власть только русским жизнь ламала Теодорас Даукантас – 1884 г. в С.Петербурге – 1960 г. Буэнес-Айрес. В Петербурге учился в 1903-1906 г. в морской школе, до 1911 г. служил на флоте, в 1911 – 1914 г. в морской академии, после окончанания служил на Балтике. Служил, работал на Кавказе, в Крыму, в Турции. В 1922 г. вернулся в Литву, был в 1924 -1925 г. министром охраны края (МОК), в 1927 г. нач. главного штаба армии, опять МОК, после прихода советов был арестован, немцами выпущен, с ними же и ушел на запад. Кстати буду весьма длагодарен если кто-то подскажет на каких судах служил в РИФ??

wind: Гайдукъ пишет: Теодорас Даукантас Бог ты мой, ну зачем же Феденьку Довконта так обзывать ;-)) ... А если серьезно то что Вас именно интересует, у меня есть клпия его личного дела так что, как говориться, всем чем смогу ;-))) ... С уважением, В.

Гайдукъ: Раз уж тронул сей вопрос тогда еще несколько судеб так или иначе связаных с Российским флотом с просьбой об уточнениях Владас Нагюс-Нагявичюс 1881 в Кретинге – 1954 в США. Генерал, флотский врач. Учился в Риге, С. Петербурге. В 1921 г. создал в Каунасе военный музей. В 1944 ушел на запад, позднее осел в США. Адомас Даугирдас - учился в С.Петербурге, в 1916 г. окончил школу подводников в Балаклаве, служил на российских подлодках. После революции вернулся в Литву, где активно участвовал в деятельности молодого государства связанной с мореходством, принимал участие в создании союза моряков Литвы. В 1923 – 1927 г. Капитан А.Даугирдас командовал судном пограничной охраны „Prezidentas Smetona". После смерти в 1933 г. капитана порта Людвика Стулпинас-а до марта 1939 г. работал вместо него. После войны обосновался в Канаде, где умер в 1979 г. Антанас Кашкялис – 1879 г. в Панявежском уезде в Литве – 1944 г.в Германии. В 1897 г. окончил российскую школу торгового флота, служил на Черном море на различных коммерческих судах, затем поступил на военную службу. В 1904 г. окончил морские курсы прапорщиков в Кронштадте, в том же году назначен на транспортный корабль "Хабаровск", в ноябре того же года переведен в 10 флотский экипаж. Участвовал в экспедиции 2-й Тихоокеанской эскадры контр-адмирала Николая Небогатова к берегам Японии. В 1905-06 г. ходил на судах "Livonija", "Mameliuk".В сентябре 1906 г. отправлен в отставку. В 1907 г. учился во Владивостоке в Александровской школе, получил квалификацию капитана дальнего плавания. С началом 1 МВ призван на службу в Балт.флот и назначен на корабль "Царь". С августа 1914 по октябрь 1915 служил старшим офицером на трансп. Корабле "Онь". В ноябре 1915 переведен в Архангельск на должность командира тральщика "Скум", затем командовал тральщиками Т-7, Т-4, Т-20, Т-13, Т-23, группой минных тральщиков. 18 июля 1917 г. произведен в мичманы по военному времени. В конце декабря 1918 г. уволен в запас. Служба в царском флоте оценена орденом Св.Станислава III ст. орденом Св. Анны III ст. с мечами и бантом, медалями. После революции вернулся в Литву, добровольцем вступил в Лит.армию, присвоено звание офицера артиллерии. До 1923 г. работал на различных жд. станциях комендантом, затем служба во 2-м транспортном батальоне, в конце 1926 г. – звание майор. В ноябре 1927 откомандирован в МВД, а там, на должность командира "Prezidentas Smetona". В январе 1932 г. корабль зачислен в резерв и Кашкялиса переводят в Мин.охраны края., водил корабль в 1934 г. на ремонт в Лиепае, в 1935 г. назначен на должность ком. корабля с правами ком. батальона., в ноябре 1937 г. по достижении пенсионного возраста уволен в запас. В 1940 г. Кашкялис советами был арестован, в заключении находился до марта 1941 г., обменен на несколько немецких коммунистов, получил разрешение на репатриацию в Германию. Юозас Тамашаускас – род. В 1900 г. в С. Петербурге, затем с родителями жил в Иркутске, в 1919 г. с семьей переехал во Владивосток, где пошел служить в Амурскую флотилию, на корабле "Свирь" был рулевым – сигнальщиком, артиллеристом, в 1920 г. переведен на корабль "Орел". Весной того же года зачислен гардемарином в военно-морскую школу во Владивостоке, в конце 1920 г. зачислен на учебный корабль „ Великая княгиня Ксения Александровна", где пробыл до начала 1921 г., зетем служил на корабле „Моряк", там получил звание корабельный гардемарин, затем служил офицером в вышеуказанной морской школе, 31 декабря 1923 г. добровольно покинул службу и уехал на родину. В июле 1927 г. поступил на службу на пограничный корабль "Prezidentas Smetona", был ранен при задержании турецкого судна "Hassan Bier" везшего контробанду, уволился, в октябре 1934 г. вновь вернулся в морскую пограничную флотилию, в начале 1935 г. присвоено звание капитан морской охраны. В июле 1940 г., после бегства нескольких офицеров флота в Германию назначен ВРИО командира "Pirmunas"(Пирмунас – отличник, передовик), зачислен в запас в звании капитан-лейтенат). Адолфас Даргинавичюс – род.1886 г., ища лучшей жизни в 1890 с семьей, переезжает в Лиепае, где на то время ведутся строительные работы порта. По возрасту призывается на службу на Балт.флот, в 1910 г. закончил техническое отделение С.Петербургской морской школы, начал служить механиком. В 1912 г. вышел в отставку, работал ст. механником на вспомогатенльных судах флота, в 1915 г. мобилизован на царскую службу, служил на различных военных судах механником, в декабре 1916 г. окончил курсы мичманов, весной 1917 г. получил звание, начавшаяся революция застала его на ледоколе "Truvor", зимой 1918 г. все суда бывшие в Helsingforse (Хельсинки) получили приказ вернуться в Кронштадт, является участником знаменитого ледового перехода. Из Кронштадта с семьей переезжает в Самару, где с 1919 по 1921г. работает на судоремонтном заводе. В 1921 г. вернулся в Литву, в конце того же года мобилизован в армию, в конце января 1922 г. ему установлено звание ст. л-т инженер, служит в различных пехотных частях, мастерских, 28 апреля 1928 г. переводится в ведение МВД и назначается на "Prezidentas Smetona" на должность вольнонаемного инженера-механика. В 1932 опять в пехоту, в жд. войска, 23 сентября 1935 г. на Сметоне, инженер –механик, с 30 января 1937 г. капитан – лейтенант, 9 мая 1940 г. по собственному желанию отставляет службу. Вот так потихоньку а перечислил треть офицерского состава Литвы носившего морскую форму. Буду благодарен любой информации С уважением ГАА.

Гайдукъ: wind пишет: как говориться, всем чем смогу Гайдукъ пишет: буду весьма длагодарен если кто-то подскажет на каких судах служил в РИФ?? Гайдукъ пишет: Буду благодарен любой информации Вы всегда красиво пишете о людях -дополните что у меня не так, каких жизненых вех не хватает.

Гайдукъ: Гайдукъ пишет: 1923 – 1927 г. Капитан А.Даугирдас командовал судном пограничной охраны „Prezidentas Smetona". Видно моряк то был так себе о чем говорит вот такой случай - 4 ноября 1927 г., после капитального ремонта, "Презедент Сметона" первый раз с литовской командой вышел в море и когда начался шторм попал в трудное положение. Капитан из за неопытной команды не рискнул во время шторма заходить в порт через узкие ворота, поэтому он несколько дней держал корабль против ветра, в результате чего был сожжен весь запас угля, а так же все что могло гореть. В конце концов судну удалось войти в порт Данцига (пол.Гданьск), корабль выглядел плачевно, затем он долгое время стоял в устье р. Дане, в Клайпеде, затем ремонтировался там же в портовых мастерских. После этой неудачи А.Даугирдас был смещен с должности и его заменил капитан Антанас Кашкялис. И это после 4 лет нахождения в составе и учебы команды капитан, да и руководство флота пишет о ее неопытности. Но не мне делать выводы. Странно то что вскоре после смещения его назначают на должность капитана порта что по моему розумению еще более ответственный пост???

wind: Ну тогда держите вот :-) Довконт Федор в послужном списке составленном на 15.06.1911 г. указано отчество Казимирович. В Дополнительном послужном списке составленным на 07.06.1915 г. Отчество стоит Юльевич, такое же отчество указанно в "Списке личного состава ..." составленного на апрель 1916г. Родился 08.09.1884 г. Из потомственных дворян Ковенской губ., уроженец С.Петербургской губ. Вероисповедания католического. 05.05.1903 г. - Поступил в Морской Кадетский Корпус воспитанником. 01.09.1903 г. - Переведен в младший специальный класс. Действительная служба считается с 01.09.1903 г. 09.09.1904 г. - Произведен в младшие унтер-офицеры. 09.09.1905 г. - Произведен в старшие унтер-офицеры. 01.05.1906 г. - Приказом по Мор. Вед. за № 104, произведен по экзамену в клрабельные гардемарины, 12-м по успеваемости. 01.05.1906 г. - Выдана премия Вице-Адмирала Назимова в размере 190 р. 17.04.1907 г. - Произведен по экзамену в Мичманы. 30.04.1907 г. - Циркуляром ГМШ за № 200 зачислен в 1 флотский Г.А.К.Н. экипаж. 12.05.1907 г. - Назначен в плавание на эскадренный броненосец "Слава". 30.09.1908 г. - Зачислен в 1-й Балтийский флотский экипаж. 18.04.1910 г. - Произведен по линии в Лейтенанты. 21.04.1911 г. - Назначен на линейный корабль "Император Павел I". 21.06.1913 г. - Прикомандирован к Штабу Командующего флотом в Балтийском море для занятий. 09.10.1913 г. - Окончил Николаевскую Морскую Академию по 1-му разряду. 26.04.1914 г. - Окончил дополнительный курс ВМО Николаевской Морской Академии. 29.04.1914-1915 г. - И.д. Старшего Флаг-офицера по оперативной части Штаба Командующего флотом Балтийского моря. 06.07.1915 г. - произведен в Старшие лейтенанты за отличную усердную службу и труды понесенные во время воененных действий. 29.12.1915-1917 г. - И.д. Флагманского Историографа Штаба Командующего флотом Балтийского моря. 1917 г. - Произведен в Капитаны 2 ранга. Плавания: 10.05-09.08.1903 г. - На учебном судне "Воин", воспитанником М.К.К. по Балтийскому морю. 10.05-08.08.1904 г. - На учебном судне "Рында", воспитанником М.К.К. по Балтийскому морю. 07.05-21.05.1905 г. - На миноносце № 220, воспитанником М.К.К. по Балтийскому морю. 21.05-20.07.1905 г. - На крейсере I ранга "Минин", воспитанником М.К.К. по Балтийскому морю. 21.07-06.08.1905 г. - На крейсере I ранга "Вестник", воспитанником М.К.К. по Балтийскому морю. 15.06.1906-16.04.1907 г. - На эскадренном броненосце "Слава", корабельным гардемарином, в заграничном и внутреннем плавании. 01.07.1907-31.12.1908 г. - На эскадренном броненосце "Слава", вахтенным офицером, в заграничном и внутреннем плавании. 26.05.1909-01.01.1911 г. - На эскадренном броненосце "Слава", вахтенным начальником, в заграничном и внутреннем плавании. Награды: 1910 г. - Золотой знак памяти окончания полного курса наук М.К. 1913 г. - Светло-бронзовая О в память 300 летия Царствования Дома Романовых. 1913 г. - Знак окончания Морской Академии. 20.05.1914 г. - Анна 3 степени. 1915 г. - Светло-бронзовая О в память 200 летия Гангутской победы. 02.11.1915 г. - Станислав 2 степени. 30.07.1916 г. - Анны 2 степени. Иностранные награды: 1911 г. - Итальянская серебрянная О за оказания помощи пострадавшим во время бывшего в 1908 г. землетрясения в Сицилии и Калабрии. 1914 г. - Французский орден Черной Звезды офицерского креста. Знал английский язык. После гражданской войны в Литве, дважды Министр обороны Литвы Генерал-Лейтенант Литовской армии. Умер в Буэнос-Айресе 10.04.1960 г. во время собрания анти-коммунистического хорватского Союза.

Фёдор: и всё- таки Летавет А.И. меня в своё время заинтересовал. Вдумайтесь - 3 исключался из партии, и вто же время занимал высокие посты (командир ЛК, например); потерял в трамвае папку с "секретами", и - не уволили; во время учёбы в училище под разными предлогами каждый год отправлялся воевать на фронты, в том числе участвовал в памятном для курсантов-"фрунзаков" бое у д. Разбегай (в картинной галерее училища висит картина). А история с переходом латышской границы и службе на их флоте? Оригинальный всё-таки мужик был, "разгильдяй" по жизни, мягко выражаясь...

Dirk: Гайдукъ пишет: Владас Нагюс-Нагявичюс 1881 в Кретинге – 1954 в США. Генерал, флотский врач. Учился в Риге, С. Петербурге. В 1921 г. создал в Каунасе военный музей. В 1944 ушел на запад, позднее осел в США. Владислав Владиславович Нагевич (17.06.1881 - 15.09.1954). Учился в Палангинской прогимназии, был отчислен за отказ посещать православный молебен. В 1902 г. с золотой медалью окочил Александровскую Рижскую мужскую гимназию. Окончил Военно-медицинскую академию (1904 - 1910). Лекарь; младший врач 1-го БФЭ (с 12.03.1912). Орден Св. Станислава 3 ст. (06.04.1914), мечи и бант к нему (29.06.1915). Румынский орден Короны командорского креста (1914). Служил на "Храбром" и на "Славе". Осенью 1917 г. переведен на ЧФ. О службе и жизни в Литве см. биографическую статью в 5-м томе "Офицеров Литовской армии 1918 - 1953 (Вильнюс, 2005). Интересно, что в 1995 г. останки перенесены из Огайо в Кретинг.

Фёдор: Dirk пишет: О службе и жизни в Литве см. биографическую статью в 5-м томе "Офицеров Литовской армии 1918 - 1953 (Вильнюс, 2005). Где бы достать эти замечательные книжечки?

boris: Собираю материал о Константине Юрьевиче Андреусе -первый командир лидера "Москва"

Фёдор: boris пишет: Собираю материал о Константине Юрьевиче Андреусе -первый командир лидера "Москва" Сам бы с интересом обменялся о нём информацией, но, увы, у меня её слишком мало

volnoper: Господа, краткая био Андреуса Ю. К. " Уроженец города Нарва..." на сайте Лихачева вам знакома конечно?

Фёдор: volnoper пишет: Господа, краткая био Андреуса Ю. К. " Уроженец города Нарва..." на сайте Лихачева вам знакома конечно? Нет! Скиньте ссылку, плиз!

volnoper: Андреус Константин Юрьевич Капитан 1- го ранга 1894 – 1953 Уроженец города Нарва. Рабочий по происхождению, в РККФ с 1918 года. Окончил машинную школу и городское училище. Комиссар крейсера «Олег» (1918). Награжден орденом Красного Знамени. Командир посыльного судна № 6 в составе Усть-Днепровской флотилии (1920 - 1921). Командир канонерской лодки № 1 (1921). В 1921 году исключен из партии «как примазавшийся элемент, закомиссарившийся и скомпрометировавший партию перед рабочим классом». Вахтенный начальник канонерской лодки «Терец» (1922). Плутонговый командир на линкоре «Марат» (1923) и помощник вахтенного начальника там же. Помощник командира посыльного судна «Кречет» (1925). Слушатель параллельных (заочных) курсов Военно- Морской Академии (1926 - 1929). Восстановлен в партии в 1927 году. Командир сторожевого корабля «Вихрь» (1930). Помощник командира крейсера «Аврора» с 28.3.1931 года и ИО командира крейсера (.12.1931 - .3.1932). Женат, имеет одного иждивенца (1932). Владеет польским языком. В 1933 году командует эсминцем «Карл Либкнехт», на котором совершает переход Беломорско- Балтийским каналом на Северный флот. В январе 1938 был вторично исключен из партии и снят с командования лидером «Москва» (Черноморский флот) «за связь с Врагами Народа и связь с заграницей. После исключения из партии полностью сложил с себя ответственность за корабль». (Как «Враг Народа» - не задолго до этого был арестован один из членов его семьи. Под «Связью с заграницей» - подразумевалась сохранившаяся в семье переписка с дальними родственниками, оставшимися в Эстонии после 1917 года). О его дальнейшей судьбе автору неизвестно, но не сложно предвидеть самое худшее…

boris: Андреус умер в 1953г. На фото 1945г. планки трех орденов Красного Знамени.медали "ХХлет РККА".видимо "За оборону Ленинграда".и одна-не разобрал.

Фёдор: boris пишет: Андреус умер в 1953г. На фото 1945г. планки трех орденов Красного Знамени.медали "ХХлет РККА".видимо "За оборону Ленинграда".и одна-не разобрал. Где, где это фото?

злая: Ищу сведения про Мычелкина Михаила. Кто-нибудь может рассказать о нем больше, чем Черкашин? (кстати, можно здесь размещать такие большие тексты? или лучше ссылочку давать?) Николай Черкашин - По следам "Cвятого Георгия" ПОДПОРУЧИК С "ЖЕМЧУГА" Ближайшего соратника Ризнича - вахтенного начальника поручика по Адмиралтейству М.Мычелкина я не искал, понимая, что вероятность напасть на его след почти равна нулю. То, что в один прекрасный день я взял в руки письма его дочери, было стопроцентной случайностью. Ольга Михайловна Косолапова, библиотекарь на пенсии, глубоко чтит память отца. Человек весьма энергичного характера, она ведет обширную переписку с краеведами, историками-маринистами, потомками видных Русских моряков. Ольга Михайловна прислала мне открытки, отправленные отцом с борта "Святого Георгия". На них сохранились оттиски корабельного штемпеля с перевернутой буквой "я" в слове "святой". Видимо, штемпель изготавливал наспех перед самым отходом лодки итальянский гравер, который по привычке к латинскому "R" и перевернул букву. В глазах филателистов эта оплошность придает отпечаткам штемпеля особую ценность. Но для меня эти обтрепанные по краям открытки со скупыми заметками о походе "Святого Георгия" и вовсе не имели цены. На одной из них был изображен плотный офицер с подкрученными усами, в белом кителе и беловерхой фуражке - подпоручик Михаил Мычелкин, единственный из участников исторического похода, в чье лицо можно было заглянуть хотя бы на фотографии... Ольга Михайловна Косолапова писала: "Я мало видела отца. Он часто бывал в плавании: только в 1912-1913 годах он побывал в Императорской гавани (ныне Совгавань), Гонконге, Шанхае... Но тем ярче запомнились дни, когда он бывал дома". Из писем Косолаповой вставала колоритная фигура моряка-тихоокеанца. Бывший конторщик Михаил Мычелкин в русско-японскую войну был призван на флот. Во Владивостоке он увидел диковинные корабли - подводные лодки. Тогда они были окутаны воистину фантистическим ореолом. Во всяком случае в магазин силикатных товаров Михаил не вернулся. Остался служить на флоте кондуктором*. Много плавал. С началом первой мировой войны был произведен в офицеры, но не в мичманы (это звание присваивалось представителям флотской элиты), а в подпоручики по Адмиралтейству - сказалось недворянское происхождение. "Мещанин города Соликамска, как записано в моих метриках,- вспоминает дочь, - окончивший Пермское училище, куда ходил за 15 верст, неся сапоги на плече, всегда стремился к образованию. Мы получали по подписке энциклопедию Брокгауза и Ефрона, все 80 с лишним томов. Был у нас и шеститомник Пушкина под редакцией Венгерова, одно из лучших изданий, на котором воспитывались русские интеллигентные семьи. Отец научил меня читать..." Война застала подпоручика Мычелкина на крейсере "Жемчуг" в малайском порту Пинанг. Утром 28 октября 1914 года "Жемчуг" был торпедирован германским рейдером "Эмден". Первая торпеда разорвалась в кормовой части корабля, вторая попала в нос и вызвала детонацию патронного погреба. "Жемчуг" затонул через несколько минут. "Отец находился в каюте, - вспоминает Ольга Михайловна - когда корабль вздрогнул и погас свет от попадания торпеды, пущенной с "Эмдена". Он бросился к двери, но, как ни вертел ручку, дверь не открывалась. В коридоре слышались голоса, топот ног, корабль кренился, дверь заклинило. Папа бросился к иллюминатору, просунул руку, плечи, голову, но грудная клетка не пролезала, застряла - ни туда ни сюда. От попадания второй торпеды взорвался патронный погреб , взрывная волна распахнула все двери, и застрявший в иллюминаторе человек вылетел, как пробка, ободрав до кости ребра. Когда он очнулся, крейсер уже не было. Видно, отца выбросило далеко, и в воронку, возникшую на месте погружения, его не затянуло. Он плавал среди обломков, досок, ящиков. Его окликнули: "Миша, это ты?" Узнать кого-либо было трудно: все были облеплены черным мазутом... Отец получил контузию, но окликал уцелевших, собирал их вместе, чтобы не уносило течением и отливом. Их заметило и подобрало английское судно." Вот такого бывалого моряка и выбрал себе Ризнич в спутники по опасному плаванию. "Фотографию лодки в Специи, - читаю письмо дальше, - с надписью даты спуска "Святого Георгия" на воду и несколькими строчками, адресованными маме ("Дорогая Оля, дети..."), с печатью "Просмотренно военной цензурой" я подарила Н.А.Залесскому**. Он очень обрадовался: "Этот снимок мне дороже всяких бриллиантов". "Об Иване Ивановиче Ризниче могу сказать только, - пишет Ольга михайловна, - что отец относился к нему с уважением и даже симпатией. Я чувствовала это по голосу, когда он рассказывал о нем, перебирая фотографии. На одном из фото, наклеенном на картон, Ризнич запомнился мне таким: крепкий, основательный, похожий на украинца, с круглым смуглым лицом под козырьком фуражки. Думаю, что отца потянуло на "Святой Георгий" не только из-за чувства воинского долга - надо! - но привлекала его и весьма притягательная личность командира Ризнича. Как-то я спросил папу - хорошо ли жить на лодке? Он ответил: "Сыро". И добавил: "Резина мокрая. Душно." Вахтенный начальник "Святого Георгия" поручик по Адмиралтейству Михаил Алексеевич Мычелкин умер зимой 1918 года. Поехал к брату в Пермь и тяжело захворал грудью. Видимо, сказались ледяные вахты в последний месяц океанского перехода. О судьбе штурмана "Святого Георгия" старшего лейтенанта Александра Роппа известно лишь то, что умер он в 1929 году, по всей вероятности, в Ленинграде. А что же судьба командира "Святого Георгия"? Увы, документальных сведений о ней пока нет. Правда, за годы поисков у меня составилась целая коллекция версий на этот счет, предположений, мнений... Почти все они сходятся на том, что капитан второго ранга Ризнич не погиб в восемнадцатом году в Архангельске... Интересное письмо пришло из Владивостока от Георгия Николаевича Егорова. Он записал по памяти рассказ покойного отца-моряка: "В 1922 году белогвардейский адмирал Старк, покидал Владивосток, увел с собой многие суда Доброфлота. Эти пароходы оказались в различных иностранных портах Дальнего Востока; стояли они зачастую без экипажей и даже без охраны. Было предпринято несколько успешных попыток возвратить их во Владивосток с помощью специально подобранных команд. Летом 23-го года мой отец в составе одной из таких команд прибыл в Шанхай. В день захвата белогвардейского парохода наши моряки рассредоточились и разными путями стали пробираться к судну. Однако захват не состоялся - командир не прибыл в назначенное место. Позже выяснилось, что в городе его узнал кто-то из бывших сослуживцев - офицеров, схватили, обнаружили под кителем красный судовой флаг и расстреляли. О командире отец рассказывал, что он был офицером царского флота, который угнал из Орана в Россию подводную лодку. Быть может, это был не угон, а перегон, и не из Орана, а из Специи? Если так, то тогда командиром группы захвата был не кто иной, как кавторанг Ризнич.

Барс: Уважаемая "злая", так это у вас надо о М.А.Мычелкине сведения спрашивать. Он ведь, ваш, уроженец г. Соликамска, Пермской губ. Родился 4.11.1875. Предположительно, сын купца или отец его был сыном купца. М.А.Мычелкин, к тому же, окончил Пермское городское училище. Известно, что в Соликамске жил такой купец Мычелкин Федор Иванович (ум. 18.10.1870) и тамже в Соликамске ум. 17.09.1871 г. Мычелкина Анна Петровна, жена купеческого сына Алексея Федоровича Мычелкина. Может быть этот Алексей Федорович и является отцом М.А.Мычелкина от второго брака. В вашем городском архиве должны быть сведения о нем ! А комментировать творчество уважаемого Н.А.Черкашина (это его статья из "Юности" или отрывок из книги "Судеб морских таинственная вязь...") просто нехочется. У него реальные факты перемешаны с его домыслами, но ведь это и есть художественное проихведение. А заниматься разбором художественных произведений - это дело литературных критиков. С уважением ...

EFK: МЫЧЕЛКИН Михаил Алексеевич. Родился 4 ноября 1875 г. В службе (1898). Подпоручик 5 октября 1915 г. злая пишет: подпоручик Михаил Мычелкин, единственный из участников исторического похода, "С прибытием в Архангельск командир «Святого Георгия» написал рапорт на имя начальника Отдела подводного плавания с ходатайством о поощрении офицеров и личного состава подводной лодки: «... не могу не свидетельствовать перед Вами, господин капитан 1 ранга, что удачное плавание во многом зависело от подчиненного мне личного состава, во главе которого был старший офицер барон Александр Эдуардович Ропп...». Надо особенно отметить его справедливость и объективность, и, хотя в рапорте не приводится список команды, надо полагать, представлены к награде были. Так, в конце рапорта указано: «... заслуживает поощрения подпоручик по Адмиралтейству Мычелкин, который, хотя на лодке не следовал, но вел всю письменную часть самостоятельно и вполне исправно с полным знанием дела и заслуживает вполне производства в поручики». Ист.: Лавров В.Н. Первые российские подводные плаватели. СПб: Судостроение, 2006. С.129-130 С уважением,

злая: Барс ага. из Перми. а вдруг здесь тоже кто-то из Перми или из Соликамска и поможет с поисками? :) Стыдно, конечно. Еще год назад обещала его правнуку разыскать о нем сведения. а все текучка, текучка. А что вы имете ввиду, когда говорите про Черкашина? не разочаровывайте меня, я его недавно открыла для себя, и он мне очень нравится. :) EFK чет как-то все равно не верится, что его не было на лодке.

Барс: Ув. "злая", в отношении уважаемого Н.А.Черкашина я имею ввиду только то, что написал и ничего больше. Это дело вкуса, кому какой писатель нравиться. Мы же здесь не художественные достоинства произведения рассматриваем. У Н.А.Черкашина много и других художественных произведений. И отношение к ним у меня разное. С уважением ...

EFK: злая пишет: как-то все равно не верится Вера - это понятие из области чувств и эмоций.

Барс: Уважаемая "злая", коль возникают сомнения, то давайте попробуем разобраться с вопросом был ли М.А.Мычелкин в походе на "Святом Георгии" или не был. 1. В послужном списке М.А.Мычелкина о его командировании в Италию записей нет (послужной список закнчивается записями конца 1916 г.). Других докуметов, подтверждающих его нахождение в составе экипажа "Святого Георгия" до 11.1917, тоже не встречалось. 2. Все утверждения о том, что он был в походе на "Святом Георгии" - это от Н.А.Черкашина. - Он пишет, что дочь М.А.Мычелкина передала ему открытки "отправленные М.А.Мычелкиным с борта "Святого Георгия" и оттиском судовой печати", но при этом не указаны даты отправки открытоки место их отправления. А "борт" он сегодня здесь, а завтра там. НО, никто этих открыток, кроме Черкашина, не видлел, да и были ли они вообще ? Они могли быть отправлены и из Архангельска, уже после прихода туда "Святого Георгия". Оттиск судовой печати - это не почтовый штемпель, по нему нельзя судить откуда отправлена корреспонденция. - Н.А.Черкашин пишет: "... эти обтрепанные по краям открытки со скупыми заметками о походе "Святого Георгия"..." НО, куда же смотрела Военная цензура ? И зачем жене посылать заметки о походе ? Все это очень и очень сомнительно. - пишет Н.А.Черкашин о подаренной фотографии "Святого Георгия" в Специи с указанием на обороте даты спуска лодки на воду ... с печатью "Просмотрено военной цензурой"... НО, почему-то эту фотографию, как и вышеуказанные открытки, он не публиковал в своих произведениях по теме "Святого Георгия". Хотя, обычно, он дает разлиные фотографии в своих книга. А тут, такие уникальные открытки (если они были) и ни одного изображения ! Более, чем странно. И опять, куда смотрела Военная цензура ? - Н.А.Черкашин приводит строки из письма дочери М.А.Мычелкина - Ольги, где она пишет, что отец "относился к И.И.Ризницу с уважением и даже с симпатией ... рассказывал о нем перебирая фотографии ..." ЗДЕСЬ очень интересно, что мог, да и к чему, рассказывать М.А.Мычелкин своей дочери Ольге Михайловне о И.И.Ризниче. Да, и когда это могло быть ? Судя по документам, М.А.Мычелкин последний раз видел свою семью в мае 1916 г., когда убывал с "Дельфином" из Владивостока в Архангельск. После этого в отпуске он не был. Уволен от службы в конце марта 1918. Естественно, уехал к семье во Владивосток. Но вот доехал ли ? Летом 1918 он уже воюет рядовым в частях Сибирской армии, получает тяжелое ранение и умерает в больнице до 11.1918. Даже если он добрался до Владивостока и виделся с семьей некоторое время до убытия в Сибирскую армию, то что он мог рассказывать о И.Ризниче своей 10-летней дочери ? (Ольга Михайловна 1908 года рождения). А если и так, то стоит позавидовать памяти Ольги Михайловны. К тому же, М.А.Мычелкин с И.И.Ризничем и служил-то мало. М.А.Мычелкин прибыл в Архангельск с ПЛ "Дельфин" 06.1916. Ризнич в ноябре был в отпуске, с марта по сетябрь был в командировке в Италии и в плавании на "Святом Георгии". А в марте 1918 М.А.Мычелкин был уволен от службы. Получается, что непосредственно служил с Ризнич меньше года. А посему, сведения Ольги михайловны о Ризниче очень сомнительны. Но кто здесь нафантазировал, Ольга Михайловна или Н.А.Черкашин ? В результате вывод таков: написано Н.А.Черкашиным увлекательно, романтично, а о достоверности изложенного им, как говорил товарищ Станиславский "НЕ ВЕРЮ !". Дополнительные рассуждения в пользу того, что М.А.Мычекин не был в походе на ПЛ "Святой Георгий" из Генуи в Архангельск. К моменту командирования экипажа "Святого Георгия" в Италию в марте 1917 в составе дивизиона подводных лодок особого назначения на Севере было две подводные лодки № 1 (командир Ризнич и одновременно командир дивизиона) и "Дельфин" (камандир М.В.Ломан (Славянский)). Офицеров же было всего трое: Ризнич, Ломан и Мычелкин. Не могли командировать двух офицеров, оставив одного Ломана командиром на двух лодках, да еще и без помощника командира ! К тому же, М.А.Мычелкин по специальности был баталером, имел очень малый опыт службы на подводных лодках (назначен вахтенным начальником на "Дельфин" 11.1915. С 11.1915 до 05.1916 ПЛ "Дельфин" в плавании практически не была, а по прибытии на Север тоже большей частью нахожилась в ремонте). Нужен ли был такой специалист для выполнения задачи, как столь сложный переход из Италии в Архангельск ? Вряд ли. К моменту прихода "Святого" Георгия в Архангельск 09.1917 дивизион подводных лодок особого назначения был уже расформирован 08.1917. Командир "Дельфина" М.В.Ломан (Славянский) уже убыл в Петроград 08.1917. Остался один офицер - М.А.Мычелкин без какого-то назаначения. Скорее всего он и занимался всякой отчетностью при ликвидации дел дивизиона и именно эта его деятельность дала основание Ризничу ходатайствовать о его поощрении. В своем рапорте на имя начальника Отдела подводного плавания ходатайствовал о награждении всех членов своего экипажа "Святого Георгия" и в этот список включил и М.А.Мычелкина. А куда его еще было включать. Дивизиона то уже не было. К тому же в списке приложенном к рапорту у всех членов экипажа указана штатная должность, а у М.А.Мычелкина это отсутствует. Другим доказательством может служить и то, что все члены экипажа были награждены боевами орденами, с указанием, что награждались именно за переход на ПЛ "Святой Георгий", а М.А.Мычелкин был произведен в поручики по адмиралтействе просто "за отличие по службе" без этого важного упоминания. Согласитесь, как-то не вписывается его поощрение в общуюю картину награждения экипажа. В вахтенном журнале ПЛ "Святой Георгий" его фамилия тоже как-то нигде не упоминается. Все записи заверены А.Э.Роппом. Вот еще одна запись в вахтенном журнале "Святого Георгия": 7/20.05.1917 в 11.30 на строившейся в Италии в г. Специя на заводе "Фиат-Сан Джордио" лодке, согдасно телеграммы врио военно-морского агента в Италии от 6/19.05.1917 № 1202, содержащей разрешение на начало кампании, были подняты флаг, гюйс и вымпел и лодка начала кампанию... Лодка состоит по командой старшего лейтенанта Ризнича, начальника дивизиона подводных лодок особого назначения. Личный состав лодки: в числе 2 офицеров, 1 кондуктора и 13 матросов помещается на берегу ... (здесь, правда, как-то не очень понятно. 2 офицера - это учитывая командира или нет ? Если без учета командира, то тогда на лодке кроме Ризнича и Роппа должен быть еще один офицер. Эта некоторая неопределенность, пожплуй, единственное свидетельство в возможность нахождения М.А.Мычелкина на "Святом Георгии". Так что, уважаемые коллеги, может быть, у кого есть еще какие-то факты "за" или "против" нахождения М.А.Мычелкина в плавании на "Святом Георгии" из Италии в Архангельск ? Хотелось бы узнать ваше мнение. С уважением ...

ркр065: wind пишет: Ну тогда держите вот :-) Довконт Федор ... 29.04.1914-1915 г. - И.д. Старшего Флаг-офицера по оперативной части Штаба Командующего флотом Балтийского моря. ... 29.12.1915-1917 г. - И.д. Флагманского Историографа Штаба Командующего флотом Балтийского моря. Володя, только сейчас обратил внимание на этот пост. А что, в послужном списке действительно между этими записями никаких других записей о назначениях и перемещениях нет?

EFK: Барс пишет: может быть, у кого есть еще какие-то факты "за" или "против" нахождения М.А.Мычелкина в плавании на "Святом Георгии" из Италии в Архангельск ? Ув. Барс! Повторюсь (см. мой пост № 566). Лавров В.Н. в своей книге «Первые российские подводные плаватели» [СПб: Судостроение, 2006. С.129-130] цитирует рапорт И.И. Ризнича (в книге дана ссылка на арх. ист. - РГА ВМФ. Ф. 417. Оп. 5. Д. 3612-3617. Л. 5) «... не могу не свидетельствовать перед Вами, господин капитан 1 ранга, что удачное плавание во многом зависело от подчиненного мне личного состава, во главе которого был старший офицер барон Александр Эдуардович Ропп...». «... заслуживает поощрения подпоручик по Адмиралтейству Мычелкин, который, хотя на лодке не следовал, но вел всю письменную часть самостоятельно и вполне исправно с полным знанием дела и заслуживает вполне производства в поручики». Вроде бы однозначно. Разумеется, если этому автору можно доверять. И еще о команде ПЛ «Св. Георгий». Вот такая информация: 1917, 30 сентября О размещении 20 матросов подводной лодки «Св. Георгий» и трех офицеров той же лодки в Соломбале. [фамилии не указаны] Ист.: ГААО. Ф.112. Оп.1. Д.2203. Лл.2-2об. 1917, 20 октября О ремонте квартиры в доме в Соломбале «для команды вверенной мне лодки». [За командира ПЛ «Св. Георгий» - подпоручик Мычелкин] Ист.: ГААО. Ф.112. Оп.1. Д.2203. Л.9. С уважением,

aden13: ркр065 пишет: Володя, только сейчас обратил внимание на этот пост. А что, в послужном списке действительно между этими записями никаких других записей о назначениях и перемещениях нет? Михаил, согласен с Вами. У меня еще есть запись: с 23.05.1915 и.д. штаб-офицера для делопроизводства и поручений военно-морского управления штаба 6-й армии. Кстати, старшего лейтенанта досрочно он получил, находясь именно в этой должности. А может, мы зря на Володю набросились? Может, он специально купюры сделал?

ркр065: aden13 пишет: А может, мы зря на Володю набросились? А разве кто-то набрасывался? :) Я ж спросил не в плане "прихвата", а из интереса к указанному документу.



полная версия страницы