Форум » Судьбы морские » Поляки в Русско-японской войне. » Ответить

Поляки в Русско-японской войне.

Tea: Где можно почитать? Участие Польши в Русско-японской войне, поставляла ли она свои силы для этой войны, и в частности, Галиция (may be Австро-Венгрия?)

Ответов - 81, стр: 1 2 3 All

denis: Автроилъ пишет: Кстати, что у Вас по истории за курс средней школы было? Будете смеяться ПЯТЬ! Мне кажется не совсем корректным использование современного понимания независимого государства к положению Польши 19 века.

denis: Уважаемый ursus! Скажите откуда вы делаете по фамильную выборку? Если это то что я думаю то, нужно относится к данному источнику с большим скептицизмом.

denis: Коллежский советник пишет: Официальное название указанного региона - царство Польское Конституционная Хартия Царства Польского 1815 года (перевод с французского оригинала) Титул I. Государственные отношения Царства. 1. Царство Польское навсегда присоединено к Российской Империи. 2. Гражданские и государственные отношения, в которые Мы его ставим, равно как узы, имеющие укрепить это присоединение, определяются настоящей Нами ему даруемой Хартией. 3. Корона Царства Польского наследственна в лице Нашем и Наших потомков, наследников и преемников в порядке престолонаследия, установленного для Императорского Российского престола. 4. Конституционная хартия определяет порядок и принципы отправления верховной власти. 5. Царь, в случае своего отсутствия, назначает Наместника, который должен пребывать в Царстве. Наместник по желанию может быть отозван. 6. Если Царь не назначит своим Наместником Великого Князя Российского Империи, выбор может пасть только на местного уроженца или на лицо, которому Царь предоставит права гражданства, согласно порядку, установленному в ст.33. 7. Назначение наместника совершается посредством акта, подлежащего опубликованию. Означенный акт точно определяет существо и пределы власти, предоставленной наместнику. 8. Внешние политические отношения Империи Нашей распространяются на Царство Польское. 9. Государю одному принадлежит право определять участие Царства Польского в войнах, каковые будет вести Россия, а равно в мирных или торговых трактатах, каковые могла бы заключить сия держава. 10. Во всех случаях введения Российских войск в Польшу или Польских войск в Россию или в случаях прохода означенных войск через какую-нибудь область означенных двух государств, их содержание и расходы по их передвижению относятся в полном размере на счет того края, которому они принадлежат. Польская армия не будет никогда употребляться вне Европы. Титул II. Общие гарантии. 11. Римско-католическая религия, исповедываемая большею частью жителей Царства Польского, будет предметом особенного попечения правительства, без какого-либо нарушения свободы других вероисповеданий, каковые все без изъятия могут быть отправляемы в полной мере и публично и будут пользоваться защитою правительства. Различие христианских вероисповеданий не устанавливает никакого различия в пользовании гражданскими и политическими правами. 12. Духовенство всех вероисповеданий находится под покровительством и надзором законов и правительства. 13. Имущества, коими ныне владеет духовенство римско-католическое и духовенство греко-униатское, а равно те, каковые Мы предоставим им особым распоряжением, будут объявлены неотчуждаемую и общую собственностью всей церковной иерархии, когда правительство укажет и наделит вышеозначенные духовенства государственными землями, каковые составят их обеспечение. 14. В сенате Царства Польского будет заседать столько епископов римско-католического вероисповедания, сколько закон установит воеводств. Кроме того будет заседать один епископ греко-униатский. 15. Духовенство евангелическо-аугсбургского и евангелическо-реформатского вероисповедания будет пользоваться ежегодную субсидией, каковую Мы ему предоставим. 16. Свобода печати гарантируется. Меры к ограничению злоупотреблений ею будут определены законом. 17. Закон покровительствует в равной мере всем гражданам без различия их сословия и звания. 18. Древний основной закон neminem captivari permittemus nisi jure victum будет применяться к жителям всех сословий на нижеследующих основаниях. 19. Никто не может быть взят под стражу иначе, как с соблюдением форм и в случаях, предусмотренных законом. 20. Причины задержания должны быть объявлены взятому под стражу немедленно письменно. 21. Всякое взятое под стражу лицо должно быть доставлено не позднее трех суток в надлежащее судебное место для допроса или разбора дела в установленном порядке. Лицо, признанное невиновным после первого дознания, немедленно отпускается на свободу. 22. В случаях, предусмотренных законом, лицо, представившее поручительство, временно отпускается на свободу. 23. Никто не может подлежат наказанию иначе, как на основании действующих законов и решения соответствующего установления. 24. Каждый поляк имеет свободу передвижения и перемещения своего имущества, с соблюдением порядка, определенного законом. 25. Каждый осужденный отбывает свое наказание в пределах Царства; никто не может быть выслан из края за исключением случаев изгнания, предусмотренных законом. 26. Всякая собственность без различия наименования и рода, находится ли она на поверхности земли, или в ее недрах и кому бы она ни принадлежала, объявляется священною и неприкосновенной. Никакая власть не может посягнуть на нее под каким бы то ни было предлогом. Всякий, посягающий на чужую собственность, почитается нарушителем общественной безопасности и, как таковой, наказывается. 27. Правительство, тем не менее, имеет право требовать от частного лица уступки его собственности в видах общественной пользы за справедливое и предварительное вознаграждение. Закон определит порядок и случаи, в которых может применяться вышеизложенное правило. 28. Все государственные дела по администрации, судебной и военной части без всяких изъятий производятся на польском языке. 29. Государственные должности гражданские и военные могут замещаться исключительно поляками. Должности председателей судов первой инстанции, воеводских комиссий и апелляционных палат, членов воеводских советов, звание послов и депутатов сейма, а равно должности сенаторов могут быть предоставлены исключительно землевладельцам. 30. Все государственные чиновники по ведомству администрации могут быть смещаемы по усмотрению власти, назначившей их. Все они без исключения ответственны за свою служебную деятельность. 31. Польский народ будет иметь на вечные времена народное представительство. Оно заключается в сейме, состоящем из Царя и из двух палат. Первая образуется из сената, вторая из послов и депутатов от гмин. 32. Каждый иностранец, по установлении своей личности, будет пользоваться наравне с другими жителями защитою закона и преимуществами, гарантированными им. Наравне с местными жителями, он может оставаться в крае, оставить его, соблюдая правила, которые будут установлены, возвратиться, приобретать земельную собственность и заявить о желании принять местное гражданство. 33. Каждый иностранец, сделавшийся собственником, получивший право гражданства и изучивший польский язык, может быть допущен к отправлению государственных должностей после пятилетнего пребывания в крае при беспорочном поведении. 34. Тем не менее Царь может, по непосредственному усмотрению или по представлению государственного совета, допускать иностранцев, отличенных своими талантами, на государственные должности, кроме означенных в ст.90. Титул III. О правительстве. Глава I. О Царе. 35. Правительство зиждется в Особе Царя. Он отправляет во всей полноте функции исполнительной власти. Всякая исполнительная и административная власть исходит токмо от Него. 36. Особа Царя священна и неприкосновенна. 37. Все государственные акты судов, палат и каких бы то ни было присутственных мест издаются от имени Царя. Монеты и гербовые знаки носят изображение, им определенное. 38. Заведывание военной силой как в мирное, так и в военное время, а равно назначение командующих и офицеров принадлежат исключительно Царю. 39. Царь распоряжается доходами Государства согласно составленному бюджету, одобренному Им. 40. Право объявления войны и заключение договоров и трактатов всякого рода принадлежит Царю. 41. Царь назначает сенаторов, министров, членов государственного совета, референдариев, председателей воеводских комиссий, председателей и судей различных судебных установлений, назначение коих принадлежит Ему, дипломатических и торговых агентов, а равно всех остальных должностных лиц по администрации или непосредственно своею властью, или при посредстве властей, Им на то уполномоченных. 42. Царь назначает архиепископов и епископов разных вероисповеданий, суфраганов, прелатов и каноников. 43. Право помилования принадлежит исключительно Царю. Он может отменить или смягчить наказание. 44. Учреждение, статуты и пожалование гражданских и военных орденов принадлежит Государю. 45. Все Наши наследники по престолу Царства Польского обязаны короноваться Царями Польскими в столице согласно обряду, который будет Нами установлен, и приносит следующую клятву: "Обещаюсь и клянусь пред Богом и Евангелием, что буду сохранять и требовать соблюдений Конституционной Хартии всею Моею властью". 46. Царю принадлежит право возведения в дворянское достоинство, предоставление прав гражданства и почетных званий. 47. Все повеления и указы Царя контрасигнуются министром-начальником департамента, который ответствен за все, что сии повеления и указы могли бы заключать в себе противного конституции и законам. Глава II. О регентстве 48. Случаи регентства, которые установлены или будут установлены в России, равно как власть и полномочия регента, будут общи Царству Польскому и определяются теми же правилами. 49. В случае регентства, министр статс-секретарь обязан под личную свою ответственность донести наместнику об учреждении в России регентства. 50. Наместник по получении сообщения о регентстве в России и донесения министра статс-секретаря созывает сенат для избрания членов регентства Царства. 51. Регентство Царства образуется из регента России, четырех членов, избранных сенатом, и министра статс-секретаря. Оно заседает в столице Российской Империи. Регент председательствует. 52. Власть регентства Царства равна власти Царя, с теми изъятиями, что оно не может назначать сенаторов, что все его назначения должны быть представлены на одобрение Царя, который, приняв бразды правления, может их отменить, и что указы регентства издаются от имени Царя. 53. Во время управления регентства назначение и отозвание наместника зависит от него. 54. Царь, приняв бразды правления, повелевает регентству представить отчет о его действиях. 55. Члены регентства Царства ответственны лично и имущественно за все, совершенное вопреки конституции и законам. 56. В случае смерти одного из членов регентства сенат, созванный наместником, принимает меры для его замещения. Регентство назначает министра статс-секретаря. 57. Члены регентства раньше отправления в столицу Российской империи приносят присягу в присутствии сената и обещают соблюдать верность конституции и законам. 58. Регент России приносит такую же присягу в присутствии членов регентства Царства. 59. Министр статс-секретарь обязан принести такую же присягу. 60. Акт принесения присяги регентом препровождается в польский сенат. 61. Акт принесения присяги министром статс-секретарем препровождается равным образом в польский сенат. 62. Акт принесения присяги членами регентства препровождается польским сенатом регенту России. Глава III. О наместнике и государственном совете. 63. Государственный совет под председательством Царя или Его наместника состоит из министров, членов государственного совета, референдариев, а равно из лиц, которых Царю угодно будет призвать туда особо. 64. В отсутствии Царя, наместник и государственный совет управляют от Его имени государственными делами Царства. 65. Государственный совет разделяется на совет управления и общее собрание. 66. Совет управления составляется из наместника, министров-начальников пяти департаментов управления и других лиц, особо призванных Царем. 67. Члены совета управления имеют совещательный голос. Решает единственно мнение наместника. Он принимает свои решения в совете, согласно Конституционной Хартии, законам и полномочиям, предоставленным ему Царем. 68. Всякий указ наместника, для получения обязательной силы, должен быть объявлен в совете управления и контрасигнован министром-начальником департамента. 69. Наместник представляет, для назначения Царем согласно положениям особого регламента, двух кандидатов на каждое вакантное место архиепископа, епископа, сенатора, министра, высшего судьи, члена государственного совета и референдария. 70. Наместник приносит пред лицом Царя, в присутствии сената следующую присягу: "Клянусь всемогущим Богом управлять делами Польши именем Царя, согласно конституционному акту, законам и полномочию Царя, и возвратить Царю власть, вверенную Им мне, как только это будет угодно Его Величеству". В случае отсутствия Царя в царстве акт принесения наместником присяги пред лицом Царя доставляется сенату министром статс-секретарем. 71. В присутствии Царя власть наместника приостанавливается. В таком случае от усмотрения Царя зависит заниматься с отдельными министрами или созывать совет управления. 72. В случае смерти наместника или если Царь не признает нужным назначить такого, Царь заменяет его ad interim назначением президента. 73. Общее собрание государственного совета составляется из всех членов, указанных в ст. 63. В общем собрании председательствует Царь или наместник, а в случае их отсутствия, первый из членов совета в порядке, указанном в ст. 63 и 66. Предметы ведения собрания суть: 1) Обсуждение и составление проектов законов и учреждений, касающихся общего управления краем. 2) Постановления о предании суду всех правительственных чиновников, назначенных Царем, по обвинению в преступлениях по должности, за исключением подлежащих Верховному Государственному Суду. 3) Разрешение пререканий о пределах ведомства и власти. 4) Рассмотрение ежегодно отчетов, представляемых каждою из главных частей управления. 5) Замечания относительно злоупотреблений и всего, что могло бы нарушить Конституционную Хартию, и составление на этом основании общего отчета, представляемого Государю, который определяет предметы, по их существу подлежащие направлению, по Его повелениям, в сенат или в сейм. 74. Общее собрание государственного совета заседает по повелению Царя, наместника или по предложению начальника департамента согласно органическим законам. 75. Постановления общего собрания государственного совета представляются на утверждение Царя или наместника. Постановления же, касающиеся предания суду должностных лиц и пререканий о подсудности, немедленно приводятся в исполнение. Глава IV. Об отдельных частях управления. 76. Исполнение законов вверяется нижеследующим отдельным частям государственного управления, каковы суть: 1. Комиссия вероисповедания и народного просвещения. 2. Комиссия юстиции, избранная из членов Высшего Суда. 3. Комиссия внутренних дел и полиции. 4. Комиссия военная. 5. Комиссия финансов и казначейства. Эти различные комиссии состоят под председательством и управлением назначенного на тот предмет министра. 77. Учреждается должность министра статс-секретаря, который находится постоянно при особе Царя. 78. Учреждается контрольная палата для окончательной проверки счетов и расчетов с представляющими отчеты. Палата будет зависеть от одного только Царя. 79. Органический статус определит состав и компетенцию комиссии народного просвещения, а равно и судебного порядка. 80. Комиссии внутренних дел, военная и финансов состоят из министра и государственных советников главных директоров, согласно определению органических статутов. 81. Министр статс-секретарь представляет Царю дела, которые будут ему доставлены наместником, и отправляет наместнику указы Царя. Внешние сношения, поскольку они касаются Царства Польского, вверяются ему. 82. Министры-начальники департаментов и члены правительственных комиссий ответственны и подлежат Верховному суду за всякое нарушение конституционного акта, законов и указов Царя, в коем они окажутся виновными. Глава V. О воеводских управлениях. 83. В каждом воеводстве учреждается воеводская комиссия, состоящая из президента и комиссаров для исполнения распоряжений правительственных комиссий согласно особому регламенту. 84. В городах учреждаются должности городского управления. В каждой гмине исполнение распоряжений правительства возлагается на войта, представляющего собой последнее звено административной службы. Титул IV. О народном представительстве. 85. Народное представительство образуется в порядке, изъясненном в ст.31. 86. Законодательная власть пребывает в Особе Царя и в двух палатах сейма согласно указаниям той же ст. 31. 87. Очередной сейм собирается каждые два года в Варшаве в срок, указанный в акте созыва, исходящем от Царя. Сессия продолжается тридцать дней. Один Царь может продолжить, отсрочить и распустить его. 88. Царь созывает чрезвычайный сейм, когда Он признает это нужным. 89. Член сейма не может быть взят под стражу, пока сейм продолжается, ни судим уголовным судом, иначе как с согласия палаты, членом которой он состоит. 90. Сейм обсуждает все проекты законов гражданских, уголовных и административных, которые будут ему переданы от имени Царя государственным советом. Он обсуждает все, переданные ему от Царя проекты изменения или замены предметов ведения конституционных установлений и властей, как-то: сейма, государственного совета, суда и правительственных комиссий. 91. Сейм обсуждает, по предложению Государя, вопросы об увеличении или уменьшении податей, налогов, пошлин и государственных повинностей, а равно о желательных изменениях таковых, о лучшем и наиболее справедливом их распределении, о составлении бюджета доходов и расходов, урегулировании монетной системы, наборе новобранцев, а равно другие предметы, которые будут ему переданы Государем. 92. Сейм обсуждает также сообщения, которые будут ему сделаны со стороны Царя вследствие общего отчета, составление которого возложено на общее собрание государственного совета по ст. 73. Наконец сейм, по разрешении всех сих предметов, принимает сообщения, заявления, представления и запросы послов и депутатов о благе и пользах их доверителей. Он препровождает их государственному совету, который подносит их Государю. В случае, когда таковые будут переданы Царем сейму через посредство государственного совета, сейм обсуждает проекты законов, составленные вследствие таковых заявлений. 93. В случае непринятия сеймом нового бюджета, прежний сохраняет силу закона до ближайшей сессии. Тем не менее бюджет теряет силу по прошествии четырех лет, если в течении этого промежутка времени сейм не будет созван. 94. Сейм не может заниматься ничем другим, кроме предметов, входящих в круг его ведения, или указанных в акте его созыва. 95. Обе палаты совещаются публично. Они могут однако собираться в закрытые заседания по заявлению одной десятой части присутствующих членов. 96. Проекты законов, составленные государственным советом, вносятся в сейм, по повелению Царя, членами названного совета. 97. По усмотрению Царя проекты вносятся или в палату сенаторов, или в палату послов. Из сего исключаются проекты финансовых законов, которые предварительно должны быть вносимы в палату послов. 98. Для обсуждения проектов каждая палата избирает закрытой баллотировкой три комиссии. Они составляют в палате сенаторов из трех, в палате послов из пяти членов, а именно: финансовая комиссия, комиссия законодательства гражданского и уголовного, комиссия законодательства органического и административного. Каждая палата извещает государственный совет об избрании означенных комиссий. Комиссии сносятся с государственным советом. 99. Проекты, вносимые по повелению Царя, не могут изменяться иначе, как государственным советом вследствие замечаний, представленных соответствующими комиссиями сейма. 100. Члены государственного совета в обеих палатах и члены комиссий в соответствующих палатах одни только имеют право произносить написанные речи. Другие члены могут говорить не иначе, как по памяти. 101. Члены государственного совета имеют право заседать и участвовать в прениях в обеих палатах при обсуждении правительственных проектов. Они не участвуют в подаче голосов, если не состоят сенаторами, послами или депутатами. 102. Проекты решаются большинством голосов. Голоса подаются вслух. Проект закона, таким образом принятый большинством голосов одной палатой, передается в другую, которая обсуждает его и постановляет тем же способом. При равенстве голосов проект считается принятым. 103. Проект, принятый одной палатой, не может быть изменен другой; он должен быть или принят, или отвергнут. 104. Проект, принятый обеими палатами, подносится на утверждение Царя. 105. Если Царь утверждает, проект становится законом. Царь повелевает обнародовать его в установленной форме. Если Царь откажет в утверждении, проект падает. 106. Общий отчет о положении края, составленный государственным советом и отправленный в сенат, прочитывается в соединенном заседании обеих палат. 107. Каждая палата поручает рассмотреть означенный отчет соответствующим комиссиям и представляет о нем свое заключение Царю. Означенный отчет может быть напечатан. Глава II. О сенате. 108. Сенат состоит: из принцев Императорской и Царской крови, из епископов, из воевод, из кастеллянов. 109. Число сенаторов не может превышать половины числа послов и депутатов. 110. Царь назначает сенаторов. Их должности пожизненны. Сенат представляет Царю, при посредстве наместника, двух кандидатов на каждую открывшуюся должность: сенатора, воеводы или кастелляна. 111. Чтобы иметь право быть избранным в кандидаты в сенаторы, воеводы или кастелляны, необходимо иметь возраст не менее полных 35 лет, уплачивать 2000 флоринов польских годового налога и удовлетворять условиям, требуемым органическими законами. 112. Принцы крови имеют право заседать и подавать голос в сенате по достижении восемнадцати лет. 113. В сенате председательствует первый из его членов в порядке, который будет определен особым указом. 114. Кроме законодательных, сенат отправляет и другие функции, особо указанные. 115. Для отправления законодательных функций сенат собирается не иначе, как по созыву Царя, во время сейма. Для исполнения прочих своих обязанностей сенат созывается председателем. 116. Сенат постановляет относительно предания суду: сенаторов, министров-начальников департаментов, государственных советников и референдариев за преступления по службе, по предложению Царя или наместника и по обвинению их палатой послов. 117. Сенат решает окончательно вопросы относительно действительности сеймиков, гминных собраний, выборов, а равно составления списков избирателей как на сеймики, так и на гминные собрания. Глава III. О палате послов. 118. Палата послов состоит: 1. Из семидесяти семи послов, избранных сеймиками, то есть собраниями дворянства, считая по одному на повет. 2. Из пятидесяти одного депутата, избираемых гминами. В палате председательствует маршал, назначаемый Царем из числа его членов. 119. Вся территория Царства Польского для народного представительства и выборов разделяется на семьдесят семь поветов и пятьдесят один гминный округ, из коих восемь полагается для города Варшавы и сорок три для остального края. 120. Члены палаты послов исполняют свои функции в течение шести лет. Каждые два года выбывает третья часть членов. Вследствие сего и на первый только раз одна треть членов палаты послов будет исполнять свои функции только в течение двух лет, а другая треть в течение четырех лет. Список членов, выбывающих по истечении указанных выше сроков, определяется жребием. Выбывающие члены могут быть избираемы вновь без ограничения. 121. Чтобы иметь право быть избранным в члены палаты послов необходимо иметь возраст не менее тридцати лет, пользоваться своими гражданскими правами и уплачивать налог сто флоринов польских. 122. В члены палаты послов не может быть избран чиновник, состоящий на государственной службе как гражданской, так и военной, без предварительного согласия начальства, от коего он зависит. 123. Если посол или депутат, не занимавший до своего избрания никакой должности, соединенной с получением жалования из государственного казначейства, примет таковую должность после своего избрания, то созывается новый сеймик или гминное собрание для нового выбора посла или депутата. 124. Царь имеет право распустить палату послов. Если он воспользуется этим правом, палата расходится и Царь повелевает произвести новые выборы послов и депутатов в течение двух месяцев. Глава IV. О сеймиках. 125. Дворяне собственники каждого повета, собравшись на сеймики, избирают одного посла, двух членов совета воеводства и составляют список кандидатов на административные должности. 126. Сеймики не могут собираться иначе, как по созыву Царя, который назначает день, продолжительность и предметы занятий собрания. 127. Ни один дворянин не может быть допущен к голосованию на сеймиках, если он не внесен в дворянскую книгу повета, если он не пользуется своими гражданскими правами, если он не имеет полных двадцати одного года и если он не владеет недвижимою собственностью. 128. Дворянская книга повета составляется воеводским советом и утверждается сенатом. 129. На сеймиках председательствует маршал, назначаемый Царем. Глава V. О гминных собраниях. 130. В каждом гминном округе созывается гминное собрание; оно избирает одного депутата на сейм, одного члена совета воеводства и составляет список кандидатов на административные должности. 131. В гминных собраниях участвуют: 1. Каждый гражданин собственник не дворянин, уплачивающий по своему недвижимому имуществу какой бы то ни было налог. 2. Каждый фабрикант и хозяин мастерской, каждый торговец, владеющий лавкою или магазином стоимостью на сумму не менее десяти тысяч флоринов польских. 3. Все настоятели и викарии. 4. Профессора, учителя и лица, на которых возложено народное просвещение. 5. Всякий художник, отличенный своими талантами, знаниями или заслугами по торговле или искусствам. 132. Никто не может подавать голоса на гминном собрании, если он не внесен в книгу граждан гмины, если не пользуется своими гражданскими правами и если не достиг полных двадцати одного года. 133. Список собственников, имеющих право подавать голос, составляется советом воеводства. Список фабрикантов, купцов и граждан, отличенных своими талантами и заслугами, составляется комиссией внутренних дел. Список настоятелей и викариев, а равно чинов народного просвещения составляется комиссией вероисповеданий и народного просвещения. 134. На гминных собраниях председательствует маршал, назначаемый Царем. Глава VI. О совете воеводства. 135. В каждом воеводстве учреждается совет воеводства, состоящий из советников, избираемых сеймиками и гминными собраниями. 136. В совете воеводства председательствует советник старший по возрасту. 137. Главные предметы ведомства совета воеводства суть: 1. Избрание судей двух первых инстанций. 2. Содействие в составлении и исправлении списка кандидатов на административные должности. 3. Заботы об интересах воеводства. Все производится на основании особого регламента. Титул V. О судебной власти. 138. Судебная власть конституционно независима. 139. Под независимостью судьи понимается присвоенная ему свобода высказывать свое мнение при разборе дел, не подчиняясь влиянию ни высшей власти, ни власти министров или каким бы то ни было другим соображениям. Всякое другое определение или толкование независимости судьи почитается противным закону. 140. Суды составляются из судей, назначаемых Царем, и судей, избираемых на основании органического статута. 141. Судьи, назначаемые Царем, несменяемы пожизненно. Судьи выборные точно также несменяемы на время срока их службы. 142. Ни один судья не может быть устранен от должности иначе, как на основании постановления подлежащего судебного места, вследствие дознанного преступления по должности или другого доказанного преступления. 143. Дисциплинарный надзор над судебными чинами как по назначению, так и по выборам, равно как взыскания за уклонение от точного исполнения служебных обязанностей, которые они могли бы совершить, принадлежать ведению высшего суда. 144. Мировые судьи. Учреждаются мировые судьи для всех классов населения. Их обязанности примирительные. 145. Ни одно дело не может поступить в гражданский суд первой инстанции, не будучи предварительно обращено к соответственному мировому судье, за исключением дел, не оканчивающихся по закону примирением. 146. Суды первой инстанции. Для дел на сумму не свыше пятисот флоринов польских учреждаются в каждой гмине и в каждом городе суды гражданские и полицейские. 147. Для рассмотрения дел на сумму свыше пятисот флоринов, учреждаются в каждом воеводстве несколько судов первой инстанции (sady Ziemskie) и суды съездовые (sady Ziazdowie). 148. Будут учреждены также коммерческие суды. 149. Для дел уголовных и полиции исправительной учреждаются в каждом воеводстве несколько уголовных судов (sady Grodzkie). 150. Апелляционные палаты. В Царстве будут учреждены не менее двух апелляционных палат. Они будут разрешать во второй инстанции дела, разрешенные судами первой инстанции гражданскими, уголовными и коммерческими. 151. Высший суд. В Варшаве учреждается высший суд для всего Царства, который будет рассматривать в последней инстанции все гражданские и уголовные дела, за исключением дел о государственных преступлениях. Он составляется частью из сенаторов, поочередно заседающих в нем, частью из судей, назначаемых Царем пожизненно. 152. Верховный государственный суд. Верховный Государственный суд рассматрив ...

denis: ... ает дела о государственных преступлениях и о преступных деяниях, совершенных высшими чинами Царства, которые будут преданы суду сенатом, согласно ст.116. Верховный суд составляется из всех членов сената. Титул VI. О вооруженной силе. 153. Вооруженная сила состоит из действительной армии, пользующейся постоянным содержанием, и милицией, готовых в случае надобности подкрепить ее. 154. Размер армии, содержимой на средства края, определяется Государем, сообразно потребности в соответствии с доходами, внесенными в бюджет. 155. Размещение войск должно быть сообразовано с общими удобствами жителей, военной системы и администрации. 156. Армия сохраняет цвета своего обмундирования, свои особые костюмы и все, что касается ее национальности. Титул VII. Общие положения. 157. Имущества и доходы царской короны состоят: 1. Из имуществ короны, которые будут иметь отдельное управление за счет Царя при посредстве палаты или чиновников, лично Им избираемых. 2. Из Царского дворца в Варшаве и Саксонского дворца. 158. Государственный долг гарантируется. 159. Наказание конфискацией имущества отменяется и ни в каком случае не может быть восстановлено. 160. Польские гражданские и военные ордена, а именно: Белого Орла, св. Станислава и Военного Креста сохраняются. 161. Настоящая Конституционная Хартия будет развита органическими статутами. Те из них, которые не будут установлены непосредственно по опубликовании Конституционной Хартии, должны обсуждаться предварительно в государственном совете. 162. Первый бюджет доходов и расходов будет определен Царем по выслушании мнения государственного совета. Этот бюджет будет действовать, пока не будет видоизменен или заменен Государем и двумя палатами. 163. Все, что не является предметом органического статута или уложения, и все, что не должно быть передано в сейм, согласно его функциям, должно быть определяемо указами Царя или распоряжениями правительства. Органические статуты и уложения не могут быть изменяемы или заменяемы иначе как Царем и двумя палатами сейма. 164. Законы, указы и повеления Царя печатаются в Дневнике Законов. Порядок опубликования определяется указом Царя. 165. Все прежние законы и учреждения, противоречащие настоящей Хартии, отменяются. Признав в Нашей совести, что настоящая Конституционная Хартия отвечает Нашим отеческим видам, направленным к сохранению во всех классах Наших поданных Царства Польского мира, согласия и единения, столь необходимого для их благосостояния, и к укреплению счастья, которое Мы желаем им предоставить: Мы даровали и даруем им настоящую Конституционную Хартию, которую Мы признаем за Себя и за Наших наследников. Повелеваем всем государственным властям содействовать ее исполнению. Дана в Нашем Царском замке в Варшаве 15 (27) Ноября 1815 года. (Подписано) Александр. Национальная политика в императорской России под ред. Ю.И. Семенов, Москва 1997 в книге ссылка: Печатается по изданию: Конституционная Хартия 1815 года и некоторые другие акты бывшего Царства Польского 1815-1881). Библиотека окраин России. ь 5. Издание Н.Д. Сергеевского. Заслуженного профессора С.-Петербургского Университета. СПб., 1907. С.41-63.

denis: Манифест. О новом порядке управления и образования Царства Польского 14 февраля 1832 года. Манифестом Нашим от 25 января минувшего года, объявляя всем верным Нашим подданным о вступлении войск Наших в Царство Польское, гновенно отторгнутое мятежниками от власти законной, Мы возвестили им и о намерении Нашем устроить будущую судьбу сего края, на снованиях прочных, сообразных с потребностями и благом всей Нашей Империи. Ныне, когда силой оружия положен конец волновавшим Царство Польское смятениям, и народ, злоумышленниками в преступление вовлеченный, возвращен к долгу и успокоен, Мы признали за благо привести сие намерение Наше в действо, дабы учреждением постоянного и твердого порядка, оградить навсегда от новых вредных покушений сие спокойствие и неразрывное соединение двух народов, Небесным Провидением попечению Нашему вверенных. Царство Польское, победоносным оружием России покоренное, еще в 1815 году, получило тогда от высокодушия Августейшего Нашего Предшественника, в Бозе почивающего Императора Александра, не только возвращение своей народной самобытности, но и особенные права, начертанные в Хартии Государственных установлений. Сии права и установления не могли удовлетворить закоренелых врагов всякого порядка и власти законной. Они, в своих преступных замыслах, продолжали мечтать о разделении подвластных Скипетру Нашему народов, и дерзнули самые благодеяния Восстановителя отчизны их, употребить во зло, обратив на разрушение Его великого дела и законы им дарованные, и те преимущества, коими они были обязаны одной Его Державной воле. Кровопролития были следствием сих замыслов; спокойство и благоденствие, коими Царство Польское наслаждалось в высшей, дотоле неизвестной в сем крае степени, исчезло перед ужасами междоусобной брани, и в повсеместном опустошении. Сии злосчастия миновались: Царство Польское, снова Нам подвластное, успокоится и процветет среди восстановленной в оном тишины, под сенью бдительного Правления. Но Мы, в отеческой заботливости Нашей о благе Наших верных подданных, вменяем себе в священный долг, заранее, всеми зависящими от Нас мерами, предупредить возвращение подобных в будущем бедствии, отняв у зломыслящих те средства, коими они, как ныне обнаружено, успели возмутить общественное спокойствие. Желая с тем вместе, чтобы подданные Наши Царства Польского продолжали пользоваться всеми выгодами, кои нужны для счастья каждого из них и для общего благоденствия края, чтобы уважение к личной безопасности и собственности, свобода совести и все местные гражданские права и преимущества были ненарушимо охраняемы, чтобы Царство Польское, имея особое соответствующее потребностям его управление, не преставало быть нераздельной частью Империи Нашей, и чтоб отныне жители оного составляли с Россиянами единый народ согласных братий, Мы на сих основаниях начертали и постановили, в особой, в сей же день изданной Грамоте, новый порядок Управления и Образования Нашего Царства Польского. Грамота В постоянном попечении Нашем о благе народов, Всевышним Промыслом Держав Нашей вверенных, Мы с особенным тщанием рассматривали основания будущего устройства Царства Польского, и приняв в соображение истинные пользы и положение сего края, местные потребности оного, навыки жителей, и необходимость утвердить их спокойствие и благосостояние, теснейшим незыблемым соединением с Россией, начертали и даруем Царству Польскому следующие основные постановления: I. Положения общие. Статья 1. Царство Польское, присоединенное навсегда к Державе Российской, есть нераздельная оной часть. Оно будет иметь особое, сообразное с местными потребностями его управление, свои также особенные Уложения: Гражданское и Уголовное, и все доселе существовавшие в городах и в сельских обществах, дарованные им местные права и установления остаются на прежнем основании и в прежней силе. Ст. 2. Корона Царства Польского есть наследственная в лице Нашем и Потомков Наших, Наследников и Преемников, по установленному для наследия Всероссийского Императорского Престола порядку. Ст. 3. Коронование Императоров Всероссийских, Царей Польских, заключается в одном и том же священном обряде, который будет совершаем в Москве, в присутствии Депутатов Царства Польского, призываемых к участвованию в сем торжестве, вместе с Депутатами и прочих частей Империи. Ст. 4. Во всех случаях, в коих по существующим или впредь имеющим быть постановлениям, в России долженствует быть учреждаемо Регентство, власть Правителя или Правительницы Государства распространяется и на Царство Польское. Ст. 5. Свобода вероисповедания подтверждается в полной мере; всякое богослужение может быть отправляемо всеми без исключения, открыто и беспрепятственно, под защитой Правительства и различия в учении разных Христианских вер не могут быть поводом ни к какому различию в правах, всем жителям Царства дарованных. Священнослужители всех исповеданий состоят в равной степени под покровительством и наблюдением установленных законом властей. Впрочем вера Римско-Католическая, как исповедуемая большей частью подданных Наших Царства Польского, будет всегда предметом особенных попечений Правительства. Ст. 6. Фундушевые имения, принадлежащие Духовенству Римско-Католическому и Греко-Унитскому, признаются общей неотчуждаемой собственностью церковной Иерархии, каждого из сих вероисповеданий по принадлежности. Ст. 7. Покровительство законов распространяется равным образом на всех жителей Царства, без всякого различия состояний или званий. Каждый своими личными заслугами и достоинствами может достигать всех в Государстве мест и почестей, по установленному для сего законами порядку. Ст. 8. Личная свобода каждого подтверждается и охраняется, на основании существующих узаконений. Всякий не иначе может быть взять под стражу или подвергнуть суду, как лишь в предписанных законом случаях, и с соблюдением всего определенного на сие порядка. Каждому взятому под стражу доставляется письменное извещение о причинах его заключения. Ст. 9. Всякий, взятый под стражу, не позднее как в течение первых за тем трех дней, представляется надлежащему судебному месту, для допроса или суда, по установленному порядку. Если при сем первом исследовании, он будет признан невинным, то ему немедленно возвращается свобода; равным образом освобождается из-под стражи и тот, кто, в определяемых для сего законом случаях, представить за себя благонадежное поручительство. Ст. 10. Порядок следствия и суда над первостепенными Чиновниками Царства и над лицами, обвиняемыми в Государственных преступлениях, будет определен особым законом, по правилам, согласным с существующими на сие узаконениями в прочих частях Империи Нашей. Ст. 11. Право всякой, как на поверхности, так и в недрах земли находящейся собственности частных лиц и обществ, признается священным и ненарушимым, на основании существующих законов; каждый подданный Царства Польского имеет полную свободу переселяться и переносить свою собственность, куда он пожелает, с соблюдением токмо предписанных для сего правил. Ст. 12. Наказание конфискацией имения определяется токмо за Государственные первой степени преступления, как сие будет с точностью означено особым постановлением. Ст. 13. Обнародование мыслей посредством книгопечатания будет подвергаемо лишь тем ограничениям, кои необходимы для охранения должного уважения к вере, неприкосновенности Верховной Власти, чистоты нравов и личной чести. Для сего будут начертаны особые правила на тех же началах, кои служили основанием установлений, имеющих действие в прочих Областях Нашей Империи. Ст. 14. Царство Польское будет в надлежащей соразмерности участвовать в общих на потребности Империи расходах. Следующая с оного на сие часть податей и прочих сборов, будет с точнейшей уравнительностью определена особыми постановлениями. Ст. 15. Все существовавшие в Царстве Польском до ноября 1830 года подати и прочие сборы, будут взимаемы и впредь на том же основании, доколе род и количество сих податей и сборов не будут рассмотрены и установлены иным образом, для уравнения и облегчения, по мере возможности сих общих на потребности Государства повинностей. Ст. 16. Финансы Царства Польского, так же как и прочие части Управления, заведываются отдельно от Управления других частей Империи. Ст. 17. Государственный долг Царства Польского, признанный Нами, будет по прежнему охраняем ручательством Правительства и уплачиваем из доходов Царства. Ст. 18. Банк Царства Польского и существовавшие доныне кредитные для недвижимых имений установления, будут, как и прежде, под покровительством Правительства. Ст. 19. Порядок торговых сношений между Российской Империей и Царством Польским будет всегда определяем, сообразно взаимным отношениям Областей, соединенных общими Государственными пользами, но имеющих особенные управления. Ст. 20. Армия Наша в Империи и Царстве составляет одно целое, без различия войск Русских и Польских. Мы предоставляем Себе определить в последствии особым положением, в какой мере и на каком основании Царство Польское будет участвовать в сем общем составе Нашей Армии. Число войск, долженствующих принадлежать к внутренней страже Царства, будет также определено особым положением. Ст. 21. Те из подданных Наших Российской Империи, кои, поселясь в Царстве Польском, приобрели или приобретут в оном недвижимую собственность, будут по сему пользоваться всеми правами коренных жителей, также как и подданные Наши Царства Польского, поселившиеся и имеющие недвижимую собственность в прочих Областях Империи. Мы предоставляем Себе жаловать, по усмотрению Нашему, право коренных жителей Царства Польского и другим, хотя еще непоселившимся в пределах оного лицам, как Русским, так и иностранным. Подданные Наши Российской Империи, пребывающие временно в Царстве Польском, также как и подданные Наши сего Царства, имеющие пребывание в других частях Империи, равным образом подчиняются законам того края, в коем жительствуют. II. О главном и местном Управлении. Ст. 22. Главное Управление Царства Польского поручается Совету, действующему Именем Нашим, под председательством Наместника Царства. Ст. 23. Совет Управления составляется: из Наместника Царства, Главных Директоров, Председательствующих в Комиссиях, между коими разделяются дела Управления, Генерального Контролера, Председательствующего в Высшей Счетной Палате и других, особыми Нашими повелениями назначаемых в оный Членов. Ст. 24. Члены Совета Управления свободно изъявляют в оном свои мнения и каждый имеет право требовать, чтобы сии мнения были записываемы в протокол заседания. Дела решаются по большинству голосов; в случае равенства, голос Наместника Царства имеет перевес. Ст. 25. Когда большая часть Членов не согласна с мнением Наместника Царства, а он с своей стороны признает, что предлагаемая ими мера имела бы важные неудобства, он может остановить исполнение решения, немедленно представляя о том, на усмотрение Наше и прилагая к делу список протокола рассуждений Совета. Ст. 26. На основании положений особенного о сем Устава, Совет Управления избирает и представляет на усмотрение Наше, чрез Наместника Царства, Кандидатов на упраздняющиеся места Архиепископов, Главных Епископов, Директоров, Государственных Советников, Членов Высшего Суда и других, назначаемых Нами, по частям Правительственной и Судебной, Чиновников. Сии списки Кандидатов принимаются в соображение с другими сведениями, при определении представляемых Нам Советом Управления, или же иных достойных Нашей доверенности подданных Наших, как жителей Царства Польского, так и прочих Областей Империи, на открывающиеся места. Ст. 27. В случае смерти, тяжкой болезни, или отсутствия Наместника Царства, или же иной законной причины, препятствующей ему в исправлении должности, оная временно поручается старшему из Членов Совета Управления, доколе дальнейшая Наша о том воля не будет известна. Ст. 28. Для неподлежащих ведению Совета Управления, означенных в следующей 29 статье дел, учреждается в Царстве Польском Государственный Совет, состоящий также под председательством Наместника Царства. В сем Совете присутствуют: 1) Главные Директоры и Генеральный Контролер, как Члены оного по местам своим; 2) Чиновники, имеющие звание Государственных Советников и другие, постоянно или временно призываемые в заседания Совета, по усмотрению Нашему. В отсутствие Наместника, в Государственном Совете председательствует один из Членов, особенно для исправления сей должности, в таких случаях Нами предназначаемый. Ст. 29. Ведению Государственного Совета Царства Польского подлежат: 1) Рассмотрение и составление проектов новых законов и уставов, относящихся к общему Управлению Царства. 2) Разрешение возникающих Между Правительственными и Судебными местами и Начальствами споров о пределах ведомства их. 3) Рассмотрение представлений и просьб Областных чинов и Советов Воеводств о нуждах и пользах края, и постановление заключений по сим представлениям и просьбам. 4) Рассмотрение годовой сметы доходов и расходов Царства, составляемой Советом Управления, и донесений Генерального Контролера о ревизии счетов разных частей Управления. 5) Рассмотрение отчетов Главноначальствующих разными частями Управления о их действиях, по делам, ведению их вверенным. 6) Постановление заключений о предании суду тех из приличаемых в преступлении по должности Чиновников, кои определены Нами непосредственно, или же Именем Нашим. Ст. 30. Все выше сего в статьях 24 и 25 означенные постановления о порядке совещаний и исполнения решений Совета Управления, распространяются в полной мере и на действия Государственного Совета Царства Польского. Ст. 31. Дела законодательства и другие особенной важности предложения, о коих Мы признаем, что оные по свойству своему долженствуют быть предварительно и тщательно соображены с существующими в других частях Империи постановлениями и общими оной пользами, а равно и годовая, представляемая Государственным Советом Царства на окончательное рассмотрение и утверждение Наше смета, будут вносимы в Российский Государственный Совет. Для сего учреждается в оном особый Департамент, с наименованием: Департамента Дел Царства Польского; в сем Департаменте будут присутствовать по назначению Нашему Члены из подданных Наших Империи и Царства. Ст. 32. Находящийся при Особе Нашей Министр, Статс-Секретарь Царства Польского, докладывает Нам, по представляемым чрез Наместника на усмотрение Наше делам Совета Управления и Государственного Совета: он объявляет повеления Наши Наместнику Царства. Ст. 33. Все утверждаемые Нами Законы, Повеления и Уставы, относящиеся к Царству Польскому, контрасигнируются Нашим Министром Статс-Секретарем Царства и вносятся в деннике законов (Dzennyk Prav). Ст. 34. Все Правительственные и Судебные в Царстве Польском дела производятся на языке Польском. Ст. 35. Дела Управления поручаются ведению Правительственных Комиссий, кои будут состоять под председательством Главных Директоров. Сих Комиссий назначается три: 1. Комиссия Внутренних и Духовных Дел и Народного Просвещения. 2. Комиссия Юстиции. 3. Комиссия Финансов и Казначейства. Ст. 36. Сверх сих Комиссий учреждается Высшая Счетная Палата, для общей ревизии счетов, доходов и расходов Царства; в оной председательствует Генеральный Контролер. Ст. 37. Дела, коих решение превышает власть Главных Директоров и Комиссий, поступают в Совет Управления, а те, коих решение не зависит от власти, данной Совету и Наместнику Царства, представляются Нам чрез Министра Статс-Секретаря. Ст. 38. Главные Директоры, Генеральный Контролер, Члены Совета Управления и Государственного Совета Царства и Правительственных Комиссий, подвергаются ответственности за всякое нарушение Законов, Повелений Наших или Уставов. Как скоро вина их будет надлежащим образом обнаружена и признана Государственным Советом Царства, сей Совет немедленно представляет о сем на усмотрение Наше, испрашивая разрешения на предание виновных Суду. Ст. 39. Нынешнее разделение Царства на Воеводства, Обводы, Поветы, Городские и Сельские Округи остается на прежнем основании, и каждая из сих частей в своих прежних границах, впредь до изменений, кои для общих польз Царства, могут в последствии быть признаны нужными. Ст. 40. В каждом Воеводстве учреждается Комиссия Воеводства; она составляется из Председателя и Комиссаров, обязанных исполнять предписания Главных Правительственных Комиссий по определенному для сего особым Уставом порядку. Ст. 41. В городах управление поручается избираемому Городским Обществом Начальству, а в Сельских Обществах (Гминах) Войтам. В городах Бургомистры, в сельских Гминах Войты наблюдаются за исполнением предписаний Правительства. III. О Собраниях Дворянства, Собраниях Окружных и Советах Воеводств. Ст. 42. Во всех Воеводствах будут на прежнем основании Собрания Дворянства, Собрания Городских и Сельских Обществ и Советы Воеводств. Ст. 43. В каждом повете, из Дворян, владеющих недвижимыми имениями, составляются Собрания, под председательством определяемого Наместником Царства Именем Нашим Маршала, для избрания двух Членов в Совет Воеводства и представления списка Кандидатов, который Правительством принимается в соображение, при назначении к разным по управлению должностям. Ст. 44. Собрания Дворянства составляются не иначе, как по созыву Наместника Царства, который назначает день съезда, предмет совещания и определенное для оных время. Ст. 45. Никакой Дворянин не может быть допускаем к участвованию в совещаниях Собрания Дворянства, если он не вписан в Дворянскую того повета книгу, не пользуется гражданскими в Царстве Польском правами, не имеет по крайней мере 21 года от роду и не владеет какою либо недвижимою собственностью. Ст. 46. Дворянские книги каждого повета составляются Советом Воеводства и утверждаются Советом Управления. Ст. 47. В каждом городском и сельском Округе имеет быть Окружное Собрание, также по созыву Наместника Царства и под председательством назначаемого им Маршала. Сие Собрание избирает одного Члена в Совет Воеводства и составляет список Кандидатов, который Правительством принимается в соображение при определении к разным по Управлению должностям. Ст. 48. В совещаниях Окружных Собраний имеют право участвовать: 1. Всякий не принадлежащий к Дворянскому сословию, но имеющий недвижимую собственность гражданин, платящий какую либо с сей собственности подать. 2. Всякий фабрикант и хозяин рукодельного заведения; всякий купец, имеющий лавку или магазин с собственным товаром ценою не менее как на десять тысяч Польских злотых. 3. Все Священники, Настоятели и Викарии церквей. 4. Профессоры, Учители и другие, занимающиеся воспитанием юношества в учебных заведениях, состоящих в ведении Правительства. 5. Всякий Художник, сделавшийся известным своими дарованиями и сведениями, или же принесенную им народной промышленности и торговле или художествам пользою. Ст. 49. Никто не имеет права участвовать в Окружных Собраниях, если он не вписан в книгу того городского или сельского общества, не пользуется гражданскими в Царстве Польском правами и не достиг еще двадцати одного года от роду. Ст. 50. Списки владеющих недвижимою собственностью, и потому имеющих право присутствовать в Собраниях Дворянства и Собраниях Окружных, составляются Советами Воеводства; а списки фабрикантов, хозяев рукодельных заведений, купцов и граждан, отличившихся своими дарованиями в художествах и принесенною ими пользою, и списки Священников, Настоятелей и Викариев церквей и лиц, занимающихся воспитанием юношества в общественных учебных заведениях, Комиссией Внутренних и Духовных Дел и Народного Просвещения. Ст. 51. В каждом Воеводстве учреждается Совет Воеводства, составляемый из Советников, избираемых Собраниями Дворянства и Собраниями Окружными, под председательством одного из Членов, который назначается в сию должность Наместником Царства, Именем Нашим. Ст. 52. Главнейшие обязанности сего Совета суть: 1. Избирать Судей в места Судебные двух первых инстанций. 2) Участвовать в составлении и исправлении кандидатских списков, которые Правительство принимает в соображение при определении к разным по управлению должностям. 3) Иметь попечение об охранении польз Воеводства, обращаясь к Правительству, с надлежащими о сем представлениями и просьбами, чрез Комиссию Воеводства, и соображаясь во всем с положениями особенного о том Устава. IV. О Собраниях Областных Чинов. Ст. 53. Для рассуждений о делах, относящихся к общим пользам всего Царства Польского, учреждаются Собрания Областных Чинов. Сии Собрания в делах, представляемых рассмотрению оных, будут иметь голос совещательный. Ст. 54. Состав и порядок действия сих Собраний Областных Чинов будет определен особым положением. V. О порядке судебном. Ст. 55. Всякая судебная власть в Царстве Польском даруется Нами и действует Нашим именем. Право миловать и смягчать наказания принадлежит лишь Нам. Ст. 56. Судебные места составляются из Судей, назначаемых Нами и Судей избираемых, по определенному для сего особым Уставом порядку. Ст. 57. Судьи, назначаемые Нами, пребывают в сем звании до увольнения, по усмотрению Нашему, отрешения по суду, или же определения к другой должности. Судьи избираемые, определяются на означенное в Устав срочное время. Ст. 58. Судьи отрешаются за злоупотребление власти и за всякое другое, установленным порядком доказанное преступление, не иначе, как по приговору надлежащего Высшего Судебного места. Ст. 59. Надзор за порядком в Судах 1 и 2 инстанции и разрешение могущих возникнуть между ними споров о пределах ведомства их, предоставляются Высшей Палате Суда. Ст. 60. Установление Мирных Судей, для жителей всех состояний, остается на прежнем основании; обязанность их при разбирательстве дел есть стараться о примирении спорящих. Ст. 61. Никакое дело не может быть представлено в Гражданский Суд 1 инстанции, если оно не было первоначально рассмотрено надлежащим Мирным Судьею; из сего однако исключаются те дела, кои на основании законов не могут быть оканчиваемы мировым соглашением. Ст. 62. Для дел, в коих иск не превышает суммы 500 Польских злотых, назначаются Гражданские и Полицейские Судьи, в каждом городе и сельском обществе (гмине). Ст. 63. Для дел, в коих иск превышает сумму 500 злотых, назначаются в каждом Воеводстве Суды Земские и Суды Съездовые. Ст. 64. Учреждение особых Коммерческих Судов остается на прежнем основании. Ст. 65. Для дел уголовных и Исправительной Полиции, назначаются в каждом Воеводстве Городские Суды. Ст. 66. Для пересмотра дел решеных Земскими, Съездовыми и Городскими судами и Судами Коммерческими, учреждаются Суды Апелляционные. Ст. 67. Сверх сего в Варшаве учреждается Высшая Палата Суда, коей состав и круг действия определяются особым Уставом. Ст. 68. Постановления сей грамоты будут, по мере надобности, объясняемы и дополняемы особыми Уставами. Ст. 69. Все противные постановлениям сей грамоты, прежние законы и учреждения, отменяются. Грамоту сию Мы собственною Нашею рукою подписали, и Государственную Нашею печатью укрепить повелели

Автроилъ: Очень благодарен коллеге за столь пространную справку по конституонной хартии т.н. Царства Польского, однако, таки не понял, гражданами какого государства являлись офицеры Императорского флота польского происхождения. С уважением...

denis: Автроилъ пишет: гражданами какого государства являлись офицеры Императорского флота польского происхождения. С уважением... Вот и я не совсем понял

denis: После прочтения конституционной хартии 1815 года сразу после слов "Дана в Нашем Царском замке в Варшаве 15 (27) Ноября 1815 года" хочется встать и начать величественно петь "Союз нерушимый республик свободных" и далее по тексту

nord-west: Вношу свою скромную лепту в Польскую тему. с уважением, С. - Б - БАКАНОВСКИЙ Георгий Францевич, р. 1889 - после 1927 Морское инженерное училище (Кронштадт). Лейтенант КИМФ. В Северо-Западной армии, эмигрировал в Эстонию. БЕНКЛЕВСКИЙ Антон Иванович, р. 1888. Киев - 25.12.1934. Аддис-Абеба. Морской Корпус 1910. Лейтенант, Начальник поста службы связи Балтийского флота в Либаве, затем в штабе Коморси в Гельсингфорсе. В Белых войсках Восточного фронта. Ст. Лейтенант. В эмиграции в Эфиопии. *БЕРСЕНЕВИЧ Леонид Антонович, р. 31.10.1893- 4.06.1956. Беркли, Калифорния. Морской корпус - 1914. Бакинская авиационная школа. Лейтенант 1-й бригады Воздушной дивизии Балтийского флота. В Белых войсках Северного фронта. С конца 1919 г. в белых войсках Восточного фронта. В эмиграции в Китае (Шанхай), с 1950 г. в США. *БЕРСЕНЕВИЧ Мечислав Антонович, 26.01.1892 - после 1933. Морской Корпус 1913. Лейтенант 1-го Балтийского флотского экипажа. В ВСЮР, был ранен. 1920 г. февраль, эвакуирован из Новороссийска на транспорте "Бриенн" в Салоники (Греция). Летом 1921 в Югославии. БОГДАНОВИЧ Владислав Леонардович, р. 27.09.1890. Мариуполь - 25.02.1956. Лондон. Католик. Московский университет. 1916 г. произведен в офицеры из юнкеров флота. Мичман, помощник Начальника Управления морским транспортом в Архангельске. с 27.11.1918 г. в Белых войсках Северного фронта, в той же должности. с 1919 г. в эмиграции в Англии, служил в Правительственном комитете по транспорту. 1921 г. член "Русского экономического общества". Жена - Анна Фридриховна р. Экштейн, сын Андрей (р. 1917 г.), врач, офицер британского флота. БОРЕЙША Анатолий Станиславович, р. 26.07.1886 - Морской Корпус 1907. Ст.Лейтенант, флагманский минный офицер 3-го дивизиона подводных лодок Балтийского моря. Расстрелян большевиками под Вологдой. БОРЕЙША Петр Михайлович. Одесский кадетский корпус 1919. В добровольческой армии ВСЮР. Гардемарин Морского Корпуса, доброволец Черноморского флота. Убит на тральщике "Перикл" в десанте под Геническом 18.06.1919 г. БОХЕНСКИЙ Фаддей Фаддеевич, р. 1869. Католик. В службе и офицером с 1905 г. Ст. лейтенант из капитанов по Адмиралтейству Сибирской флотилии. В Белых войсках Восточного фронта. С 30.06.1918 г. на Сибирской флотилии. БРУННОВСКИЙ Леонард. Лейтенант. В Северо-Западной армии; младший офицер в 4-й роте Балтийского полка. БУЖИНСКИЙ Михаил Иванович, р. 27.11.1883. Морской Корпус 1905. Ст. Лейтенант. Командир эсминца "Капитан-лейтенант Баранов" В ВСЮР и Русской Армии. Расстрелян большевиками в Севастополе в 1920 г. БУРГАРДТ Мечислав Михайлович, р. 21.03.1887. Католик. Морской Корпус 1907. Мичман с 1908 г. Лейтенант (из запаса) 1-го Балтийского флотского экипажа. В эмиграции в Польше в 1930-х г.г. БУТВИЛОВСКИЙ Сергей Антонович, р. 6.07.1890 Морской Корпус 1911 Лейтенант Сибирской флотилии. С осени 1918 г. входил в Петроградскую организацию "Великая Единая Россия". 28.10.1918 г. арестован близ Пскова при попытке перейти в Северную армию. Замучен в ЧК. БУТКЕВИЧ Викентий Викентьевич, р. 12.11.1878 - 1.03.1917. Кронштадт. Офицер армии 1898, переведен по Адмиралтейству 1903, во флоте 1913. Ст. Лейтенант, помощник Гл. минера Кронштадтского порта. Убит матросами в Кронштадте. БУТКОВСКИЙ Николай Игнатьевич, р. 17.01.1887, Рязанская губ. - 13.09.1957, под Парижем. Из дворян, сын морского офицера. Морской Корпус 1906. Ст.Лейтенант 1-ой бригады линейных кораблей Черноморского флота. В ВСЮР и Русской Армии до эвакуации Крыма. 1919-1920 помощник командира парохода "Трапезунд", на котором пришел в Константинополь. Капитан 2-го ранга. С 1921 г. в эмиграции во Франции, жил в Париже. БУТКОВСКИЙ Сергей Игнатьевич, р. 27.07.1891 г. Морской Корпус 1914. Лейтенант 1-го Балтийского экипажа. В Северо-Западной армии с июня 1919 г. В ВСЮР и Русской Армии, в Черноморском флоте до эвакуации Крыма. В 1921 г. Ст. офицер миноносца "Жаркий" в составе эскадры в Бизерте. Списан из эскадры 10.06.1921 г. БЯЛОКОЗ Вячеслав Эдмундович, ум. 7.05.1959 г. в Сан-Франциско. Католик. Морской Корпус 1917. Мичман. В Белых войсках Восточного фронта. Лейтенант. 1936 -1946 в эвакуации в Китае (Шанхай); после 1949 г.

Роберт: Не только поляки воевали в той войне, были и болгары. На крейсере "Дмитрий Донский" в Цусимском сражении командиром башни был мичман І ранга Димитр Добрев (мичман І ранга - это болгарское военноморское звание тех времен, которое соответствует российскому званию лейтенант), который добровольцем записался во Вторую тихоокеанскую эскадру по окончанию Артиллерийского курса на который его выслало Болгарское княжество. В сражении крейсер был потоплен и Добрев, побывав полгода в японском плену и переболев тежело там маллярией, после войны вернулся на родину. Замечу - Добрев был православным, потому считал своим долгом записатся добровольцем. Несмотря на болезнь в 1912 г. в Балканскую войну именно он вел болгарские миноносци в легендарной атаке против турецкого крейсера "Гамидие". Были и другие болгары-добровольцы, а кроме того была медицинская мисия, которая обслуживала раненых русских солдат. Потому хотелось бы еще раз заметить, не только поляки воевали в той войне, были и болгары.

ssergey x 100: Роберт пишет: На крейсере "Дмитрий Донский" в Цусимском сражении командиром башни Может полутонга ?!

volnoper: А каков вообще был статус Добрева на РИФе, какие погоны были на плечах в Цусиме

Роберт: Скорее всего вы прав. Полутонга. Но замечу, что в болгарских публикациях - "башня". И еще один ответ, хотя и неполный: Не могу сказать какие пагоны были на плечах в Цусиме у Добрева. Скорее всего - русские. Статус по публикациям - "доброволец", но надо это еще проверить в архивах, при чем лучше всего в ГА ВМФ. Вполне возможно, что там была и другая формулировка. Сам Добрев говорил и писал, что ушел в тот поход добровольцем. Известен еще один доброволец - Милтияд (Милко) Железов, но ему по какой-то причине не разрешили участвовать в эскадре.

aden13: Роберт пишет: Но замечу, что в болгарских публикациях - "башня". "Но замечу", что на "Донском" башен не было и в помине. Гляньте:

Роберт: Спасибо! Вы прав. Башен нет и в помине. И я согласен вполне с вами. Спасибо и за фотографию крейсера! Еще несколько фактов о Добреве. С японского плена он посылал письма своей супруге. Некоторые из них сохранились. Правда там ничего интересного. И еще: болгарский князь Фердинанд І (позже царь с 1908 г.) разрешил Добреву записаться добровольцем в Тихоокеанскую эскадру.

hikaru: Интересно, что вопрос участия поляков в русско-японской войне -любимая тема японских историков. Любят они поговорить про то, как "Имперская Россия заставила воевать бедных несчастных поляков". Не думаю, что японцы это придумали, наверное, Англия или Германия

Dmitry_N: Ну... поляков в офицерском корпусе много было. Давно хотел примерно посчитать по фамилиям, но так и не собрался. Много их было. Процентов 10, думаю.

EFK: Весьма любопытно. Я думал, что это характерно для Архангельской губернии. И немало размышлял над этим польским феноменом. Благо для этого были веские основания - после каждого мятеже-восстания в Польше к нам, в ссылку, направлялись партии молодых студентов и дворян партиями в количестве не менее 1000 человек. Правда, после третьего восстания народ был попроще - в основном крестьяне, которые вскорости по этапу и в Сибирь сплавляли. Отчасти поэтому во второй половине 19 в. и начале 20 в. среди гослужащих в губернии было не менее 15 процентов поляков (видимо у же этнических). Причем они явно избирательно тяготели к ведомствам внутренних дел или Губернскому присутствию. Дети их, как правило, определялись в военные училища. Посему в местных гарнизонных частях полков было не менее 10 процентов. Хотя и прибывших извне в губернию уже обычным путем поляков было также немало. С уважением,

Серж: EFK пишет: не менее 10 процентов. ...да по более будет, я как-то подсчитывал по севастопольскому МК - 30% получилось, это только если брать по фамилиям... С ув, Серж.

EFK: Серж пишет: ...да по более будет Для юга это, пожалуй, верно. А на северах желающих "париться" находилось поменее. Да после 1865 года флот ушел с севера надолго. С уважением,

hikaru: Все поляки были русскими по паспорту. ( я так разумею, по крайней мере) Я думаю, что у многих из экономических побуждений и выхода не было, кроме как служить. Они были образованны, амбициозны, энергичны ,а денег не было. Их польское дворянство считалось в большинстве своем, недействительным. Мне кажется, что это тянется со времени Николая Первого.

PSW: hikaru пишет: Все поляки были русскими по паспорту. ( я так разумею, по крайней мере) В Российской империи понятие национальность в официальных документах не применялась. В послужных списках, переписных листах имелась графа вероисповедание. Dmitry_N пишет: Ну... поляков в офицерском корпусе много было. Давно хотел примерно посчитать по фамилиям, но так и не собрался. Много их было. Процентов 10, думаю. Полагаю, что метода определения национальности по фамилиям весьма сомнительна: капитана Ивана Палина можно по этой методе записать в русские, а Шихлинского в поляки. А куда причислить Оленикова-Романовского ?. (Все приведенные фамилии - фамилии реально существовавших офицеров). Более точную оценку может дать как раз статистика по вероисповеданию: подавляющее большинство поляков писалось католиками, а число католиков иных национальностей на территории Российской Империи можно признать ничтожно малым по сравнению с поляками. Полагаю, что число поляков в офицерском корпусе было более 10%. Например, 26 февраля 1893 года 146 строевых капитанов были удостоены повышения в подполковники. По вероисповеданиям произведенные распределялись: 1. Православных - 107 2. Католиков - 28 3. Лютеран - 8 4. Армяно-григориан - 1 5. Магометан - 2 По воспоминаниям Сухомлинова в конце XIX века было засилье поляков в саперных частях, мешавшее карьере русских в этих войсках.

hikaru: Про паспорт: даже если внутренних паспортов не было, то в паспортах на выезд за границу точно должна была быть написана национальность. У меня есть копия паспорта японца, который проживал в Петербурге в начале 20 века. Там четко прописано: японский подданный.

PSW: hikaru пишет: Про паспорт: даже если внутренних паспортов не было, то в паспортах на выезд за границу точно должна была быть написана национальность. У меня есть копия паспорта японца, который проживал в Петербурге в начале 20 века. Там четко прописано: японский подданный. В принципе "внутренние" паспорта были. А "японский подданный" и "японец" это не одно и тоже.

hikaru: Получается, что у Подгурских, Ковальских, Вилькицких, Свенторжецких, Добровольских - в паспорте должно было быть написано: "российский подданный".

PSW: hikaru пишет: Получается, что у Подгурских, Ковальских, Вилькицких, Свенторжецких, Добровольских - в паспорте должно было быть написано: "российский подданный". А также у Фредериксов, Майеров, Рексов, Маннергеймов, Мексмонтанов, фон-дер-Роппов, и даже у Бронштейнов и т.п.

Шарль: ursus пишет, я добавил информации о своем прадеде: БУТЛЕР Бронислав-Станислав-Феодор Львович (Butler Bronisław Stanisław Teodor) р. 5.10.1866 - 2.9.1930 Рим-кат, Ж, 2е детей воспит Московский Кадетский корпус, Морск Инж учщ (Кронштадт), Воен-Инж ак (СПб) 1885 - в службе 1897 – капитан, инж-р морск судостр. 1902-1904 – Зам инсп. Тех надзора строит работ в Порт-Артуре, участник обороны крепости 18.04.1911 переим в полковники по Адм с 21.03.1911 Гл инж-строит Севастопольского порта 1914- Инж-строит СПб порта 14.04.13 –Ген-маиор по Адм с 01.10.1915 – Инж-строит Петроградского порта В 1916 г. он был откомандирован в Мурманск для общего наблюдения за постройкой баз на Мурманском побережье. В августе 1917 г. назначен членом портовой комиссии при Главном управлении кораблестроения (приказ по флоту и морскому ведомству № 529 от 22 августа 1917 г.). Приказом по флоту и морскому ведомству № 500 от 15 июля 1918 г. назначен в Особую комиссию для обследования Гатчинского управления Строительства морской крепости Петра Великого от Управления морской строительной частью. Приказом по Петроградскому военному порту № 626 от 13 августа 1918 г. исключен из списков служащих порта, как числящийся по спискам личного состава Петроградского военного порта, но не несущий службы в нем. С 1 января 1919 г. занимал должность старшего помощника начальника Строительно-крепостного отдела Главного управления кораблестроения (приказ Реввоенсовета Республики по флоту и морскому ведомству № 64 от 5 февраля 1919 г.). В конце ноября 1920 г. был откомандирован в Управление начальника тыла Черноморского и Азовского флота с назначением в распоряжение Чрезвычайного уполномоченного по снабжению флота. В 1922 - 1925 гг. занимал должность помощника начальника инженеров Севастопольской крепости. В 1925 - 1928 гг. - в той же должности в Управлении начальника Береговой обороны Черного моря. С 1929 г. - начальник инженеров Береговой обороны Черного моря. Нагр: Орден Святого Станислава 3-й степени (1897), Святого Станислава 2-й степени с мечами (28.11.1905), Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом (19.12.1905) и серебряная медаль в память об участии в войне 1904 - 1905 годов (1906), Орден Святой Анны 2-й степени (10.4.1911), Памятная медаль в ознаменование 100 - летия Отечественной Войны 1812 года (1912), 300 - летия Царствования дома Романовых (1913), 200 -летия Гангутского сражения (1915). Памятный знак «Защитник крепости Порт - Артур» (1914), орден Святого Владимира 3-й степени (1914) и орден Святого Станислава 1-й степени (30.7.1915), Орден Святой Анны I-й степени (23.10.1916).

EFK: Уважаемый Шарль! Большое спасибо! С уважением,

Смотритель: Игнатий Андреевич Ясевич, Ignacy Boleslaw Jasiewicz http://www.rusconsul.jp/hp/ru/community/tombs/persons/Kumamoto/19051011_Yasevich.htm Эпитафия на 4-х языках, включая польский. На русском: "Мир праху твоему добрый товарищ и честный русский офицер...".

Dirk: Шарль пишет: БУТЛЕР Бронислав-Станислав-Феодор Львович (Butler Bronisław Stanisław Teodor) Спасибо, уважаемый Шарль, за интересные сведения по 20-м годам! Шарль пишет: Морск Инж учщ (Кронштадт) Скажите, а откуда сведения о том, что Бронислав Львович закончил это училище?



полная версия страницы