Форум » Судьбы морские » Терентий Александрович О'Бриен де Ласси » Ответить

Терентий Александрович О'Бриен де Ласси

Zouave: Уважамые коллеги! Обращается к Вам за помощью модератор с братского форума "1914 год" 1914.borda.ru Zouave. Меня интересует личность Терентия Александровича О'Бриен де Ласси, офицера Русского Императорского флота, участника Цусимы и ПМВ в составе Дикой Дивизии. В Войске Польском (именно в Войске) он командовал 10-м уланским Литовским и 13-м уланским Виленским полками, отличился в войне с большевиками. На этом форуме его имя упоминалось в различных ветках, но я позволил себе создать новую, нарочно посвященную его особе. Помогите пожалуйста сведениями о его службе в рядах РИФ и наградах.

Ответов - 33, стр: 1 2 All

Alchel: У меня так: О`Бриен-де-Ласси Терентий Александрович, 18.04.1885 г.р.(Гродно), католик, в службе с 1901 г. Мичман (06.05.1903). "Бедовый" (вах.офицер, вах.начальник 16.08.1903-1905). После боя 14.05.1905 г. в Корейском проливе - в плену в Японии. Участвовал в судебном процессе по делу о сдаче японцам "Бедового". По суду оправдан за недоказанностью обвинения. Лейтенант (22.04.1907). 12.11.1907 г. зачислен в запас РИФ (оставил службу после смерти отца, как старший сын. Вел хозяйство имения в Гроднском уезде). Лейтенант за пребывание в запасе (04.01.1914). Участник 1-й Мировой войны. Определен в службу 03.08.1914г. Ид адъютанта Отдельного отряда Балтийского флота при Кавказской Туземной Кавалерийской дивизии (01.04.1915-1917). Старший лейтенант (30.07.1916). Капитан 2 ранга за боевые отличия (18.07.1917). 11.09.1917 г. переведен в Военное Ведомство. После 1917 г. жил в родов имении на оккупированной территории. В 1920 г. с наступлением РККА в Зап. Белоруссию поступил на службу в Польскую армию. В звании полковника командовал 13-м уланским полком. Затем 10-м уланским полком (г. Белосток). С 1929 г. в оставке (после прихода к власти Пилсудского). Полностью отошёл от политики и занимался хоз.делами. Умер 09.11.1932 г. близ Августова (Польша). Похоронен в родовой часовне г. Гродно. Награжден - знаком в память 200-летия Мор.кадет.корпуса (1901), зол.знаком в память окончания курсов Мор.Корпуса (1910), светло-бронз.медаль в память 200-летия Гангутской победы (1915), А3Хбант (29.02.1916). Может кто-то подправит...

boxer: ,Alchel пишет: По суду оправдан за недоказанностью обвинения Вероятно, св. бр. медали за Р.Яп. войну и 300 -летия дома Романовых.

Alchel: boxer пишет: Вероятно, св. бр. медали за Р.Яп. войну и 300 -летия дома Романовых. В списках 1914-1916 годов не указаны.

RusKey: Alchel пишет: Награжден - знаком в память 200-летия Мор.кадет.корпуса (1901), зол.знаком в память окончания курсов Мор.Корпуса (1910), светло-бронз.медаль в память 200-летия Гангутской победы (1915), А3Хбант (29.02.1916). и ещё: Станислав 2 степени с Х (03.05.1916), Георгиевское оружие (05.07.1916), Анна 4 степени с надписью "За храбрость" (23.08.1916), Анна 2 степени с Х (30.08.1916)

wind: В службе с 1901 г. Произведен по экзамену в мичманы - Выс. приказом по Морскому ведомству № 474 от 06.05.1903 г. Зачислен в 5-й флотский Е.И.В. Генерал-Адмирала Алексея Александровича экипаж - циркуляром ГМШ (Главный Морской Штаб) № 98. 06.05.1903 г. Произведен по линии в лейтенанты Выс. приказом по Морскому ведомству № 761 от 22.04.1907 г. Зачислен в запас флота по Гродненскому уезду - Выс. приказом по Морскому ведомству № 798 от 12.11.1907 г. Определен на действительную службу, призванный из запаса флота с 24.07.1914 г. Выс. приказом по Морскому ведомству № 1287 от 03.08.1914 г. Зачислен в 1-й Балтийский флотский экипаж - циркуляром ГМШ № 245 от 08.08.1914 г. Произведен в старшие лейтенанты, за военные отличия - Выс. приказом по Морскому ведомству № 1673 от 26.12.1916 г. Произведен за отличие в делах против неприятеля, в капитаны 2-го ранга берегового состава - приказом по армии и флоту о чинах военных флота и Морского ведомства № 95 от 18.07.1917 г. Награды: Анна 3 с мечами и бантом - 29.02.1916 г. за отличия в делах против неприятеля, Выс. утверждение, награжден командующим IX армией. Станислав 2 Х - 03.05.1916 г. за отличия в делах против неприятеля, Выс. награжден. Георгиевское оружие 05.07.1916 г. Выс. утверждения не было. Анна 4-й степ. с надписью «за храбрость» за отличия в делах против неприятеля, 23.08.1916 г. Выс. утверждение награждения командующего VIII армией от 02.07.1915 г. Анна 2 с мечами 30.08.1916 г. Выс. награждение. Вероисповедание: Римско-Каталическое, на 1916 . холост. По данным С. Сурейко: полковник, владел половиной родового имения (Августовичи, Гродненской губ.). Умер от болезни сердца 09.11.1932 г., погребен в фамильном склепе в Августовской; в настоящее время здание существует (г. Гродно, ул. Репина), но могилы разграблены. С уважением, Владимир.

wind: Alchel пишет: Зол.знаком в память окончания курсов Мор.Корпуса (1910) Золотой знак в память окончания полного курса наук Морского Корпуса С уважением, Владимир.

Zouave: Коллеги, спасибо Вам большо за помощь! Скажите пожалуйста, а кто хозяин фото, опубликованного в этой ветке? :click here

wind: Zouave пишет: Скажите пожалуйста, а кто хозяин фото По поводу фото, тут не все так однозначно, ув. medik выставил вырезку из фото как версию, т.е. не факт, что на фото О'Бриен де Ласси. С уважением, Владимир.

VVK: wind пишет: Зачислен в 5-й флотский Е.И.В. Генерал-Адмирала Алексея Александровича экипаж - циркуляром ГМШ (Главный Морской Штаб) № 98. 06.05.1903 г. Встречалась информация, что до "Бедового" де Ласси служил на "Александрии"

Zouave: wind пишет: По поводу фото, тут не все так однозначно, ув. medik выставил вырезку из фото как версию, т.е. не факт, что на фото О'Бриен де Ласси. С уважением, Владимир. Я понял, Владимир, но определённая степень сходства есть. VVK пишет: Встречалась информация, что до "Бедового" де Ласси служил на "Александрии" А где Вам встречалась такая информация? С уважением, Михаил

VVK: Zouave пишет: А где Вам встречалась такая информация? Статья "Горький дым Цусимы" - Беларусь сегодня. www.sb.by/obshchestvo/article/gorkiy-dym-tsusimy.htm

Zouave: VVK пишет: Статья "Горький дым Цусимы" - Беларусь сегодня. www.sb.by/obshchestvo/article/gorkiy-dym-tsusimy.htm Не думаю, что этот источник заслуживает доверия. Найти бы этому документальное подтверждение...

VVK: Zouave пишет: Не думаю, что этот источник заслуживает доверия Я и не стал заносить этот факт в картотеку как бесспорно установленный , хотя такие же сведения попадались и в других источниках. Тем более, что "Александрия" в 1903 была только спущена на воду, а в состав флота ее зачислили в 1904. Состояла яхта в Гвардейском экипаже, к которому де Ласси отношения не имел. Самый гарантированный источник - ПС

Dirk: VVK пишет: Самый гарантированный источник - ПС Постараюсь посмотреть...

Zouave: Dirk пишет: Постараюсь посмотреть... Было бы здорово!

Georg G-L: VVK пишет: Тем более, что "Александрия" в 1903 была только спущена на воду а может он отметился на 1-й "Александрии"?

Dirk: Учебные плавания: УС "Моряк" (11.05 - 06.08.1899), КР I р. "Князь Пожарский" (15.05 - 13.08.1900), "Генерал-адмирал" (15.06 - 11.08.1901), КР II р. "Рында" (06.05 - 03.08.1902). В плавании на ББО "Адмирал Чичагов" штурманским офицером (06.05 - 16.08.1903). Приказом главного командира Кронштадтского порта № 345 с утверждения УММ назначен в заграничное плавание вахтенным начальником на мин. "Бедовый" (16.08.1903). В плавании на "Бедовом" (16.08.1903 - 15.05.1905). Нету "Александрии"... Правда, смущает дата начала плавания на "Чичагове", совпадающая с датой производства в мичманы. Не бывало такого! Погулять всегда мальчикам давали... Позже - да, бывало, что корабельные гардемарины находятся на судне, им идёт учебное плавание, а с даты производства - уже плавание в чине мичмана. Но это времена не те, случай не тот. Если соберусь - посмотрю вахтенный журнал "А.Ч.". Но он мог и не сохраниться.

Zouave: Dirk пишет: Нету "Александрии"... Правда, смущает дата начала плавания на "Чичагове", совпадающая с датой производства в мичманы. Не бывало такого! Погулять всегда мальчикам давали... Позже - да, бывало, что корабельные гардемарины находятся на судне, им идёт учебное плавание, а с даты производства - уже плавание в чине мичмана. Но это времена не те, случай не тот. Если соберусь - посмотрю вахтенный журнал "А.Ч.". Но он мог и не сохраниться. Интересно, но может, это было исключение из правил?

Dirk: Zouave пишет: Интересно, но может, это было исключение из правил? По вахтенному журналу "Адмирала Чичагова", все офицеры прибыли на борт из своих экипажей 24.05.1903 (РГАВМФ. Ф. 870. Оп. 1. Д. 29307. Л. 10 об.).

Исследователь: Как принято писать в Рунете, всё "стесняюсь спросить": имел ли герой этой темы отношение к "парохододелательному" заводу, существовавшему до Первой Мировой войны в Пинске и принадлежавшему этой, не столь частоупотребительной на Руси фамилии?

Alchel: Патрик О’Бриен де Ласси (Казимир Петрович;1863 -?) — племянник графа Бориса Ласси (1737—1820), получил разрешение носить фамилию дяди, гродненский помещик, владелец судостроительного завода в Пинске. По обвинению в отравлении в 1910 году своего шурина Василия Дмитриевича Бутурлина приговорён к лишению всех прав состояния и бессрочной ссылке в каторжные работы.

Zouave: Dirk пишет: По вахтенному журналу "Адмирала Чичагова", все офицеры прибыли на борт из своих экипажей 24.05.1903 (РГАВМФ. Ф. 870. Оп. 1. Д. 29307. Л. 10 об.). Значит, всё-таки исключение из правил.

Исследователь: Alchel пишет: Патрик О’Бриен де Ласси (Казимир Петрович;1863 -?) — племянник графа Бориса Ласси (1737—1820), получил разрешение носить фамилию дяди, гродненский помещик, владелец судостроительного завода в Пинске. По обвинению в отравлении в 1910 году своего шурина Василия Дмитриевича Бутурлина приговорён к лишению всех прав состояния и бессрочной ссылке в каторжные работы. Спасибо, ув.Alchel ! Так кем этот отравитель геролою этой темы приходится? А последняя владелица завода с той же фамилией?

Georg G-L: http://www.allkriminal.ru/archives/487

Alchel: Исследователь пишет: Так кем этот отравитель герою этой темы приходится? А последняя владелица завода с той же фамилией? Alchel пишет: приговорён к лишению всех прав состояния Вот что нашел: На территории закрывшейся в 1910 году верфи O’Brien de Lacy, построившей с 1887 по 1909 год 39 судов общим водоизмещением около 5 тыс тонн да еще проводившей ремонт судов региона, имевшей довольно мощную производственную базу был размещен военный порт Пинска. О жене Патрика: О'Бриен де Ласси (урожденная Бутурлина) Людмила Дмитриевна 27.07.1877 – 3.06.1964. Судя про данным вот этого издания: Министерство образования УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИМЕНИ ЯНКИ КУПАЛЫ В.Н. ЧЕРЕПИЦА "ЗВЕНЬЯ ЦЕПИ ЕДИНОЙ:О БОЛЬШИХ И МАЛЫХ В ИСТОРИИ ГРОДНЕНЩИНЫ ХIХ – ХХ СТОЛЕТИЙ" МОНОГРАФИЯ, Гродно, ГрГУ им. Я. Купалы, 2009 - http://elib.grsu.by/katalog/149884-300982.pdf - где в одной из глав много данных о роде гродненских де Ласси - Патрик Петрович и Терентий Александрович внуки Патрикия де Ласси, умершего 31.08.1870 г., т.е. двоюродные братья.

Исследователь: И ещё раз - спасибо, ув.Alchel ! Правда, мне не совсем поняно, о каком времени идёт речь в первой части Вашего ответа: военный порт в Пинске начал создаваться только при "вторых поляках", то есть после 1920 года, а сооружения завода О’Бриен де Ласси были полностью разрушены в ходе боевых действий 1915 года.

Alchel: В любом случае, судя по той информации - верфь перестала существовать сразу после ареста владельца в 1910 году. Впрочем осужден он был кажется только в 1913 году. Следствие шло долго.

квн: А есть какие нибудь сведения о супруге Терентия Александровича?

amba: Alchel пишет: На территории закрывшейся в 1910 году верфи O’Brien de Lacy, построившей с 1887 по 1909 год 39 судов Тут смешана статистика двух одноименных промышленных предприятий. Пинский завод О'Бриен де Ласси построил первый пароход в 1891 г. По моим подсчетам за 1891-1912 гг. построено примерно 4 десятка судов, не считая землечерпательниц. Alchel пишет: В любом случае, судя по той информации - верфь перестала существовать сразу после ареста владельца в 1910 году. Выставлена на торги и сменила владельца. Формальным владельцем в 1910 году была сестра отравителя, Юлия Петровна. Завод продолжил работу до начала ПМВ.

Zouave: квн пишет: А есть какие нибудь сведения о супруге Терентия Александровича? О ней известно только то,что была русской, православной. Фамилия-имя неизвестны. В польских архивах дела Терентия Александровича не сохранилось, а единственная дочь Нелли (Елена) скончалась в Буэнос-Айресе в 2012 г. Так что, пока остаётся загадкой.

Zouave: Только что прослушал ещё раз интервью дочери Т.А. 2011 г. Имя жены было Елена.

Zouave: Коллеги, подскажите пожалуйста, когда на основании чего и когда именно (точный пероид) Т.А. О'Бриен де Ласси исполнял (занимал) должность отрядного адъютанта? Мне нужно дать ссылку в статье на солидный источник. Помогите пожалуйста.

Zouave: Коллеги, как оказалось, польские документы Т.А. О'Бриен де Ласси таки сохранились - у меня их нет, но одни поляк в книге о 10-м уланском Литовском полку на них ссылается. Из них следует, что он был при Татарском конном полку Дикой Дивизии, в 1917 г. командовал Пулемётным полком Кавказского корпуса. В связи с этим вопрос: был ли действительно такой полк, и когда он был сформирован?



полная версия страницы