Форум » Судьбы морские » Капитан корабельной службы Соболев А.Ф.(28.07.1825 -?) и инженер-полковник Шульман В.К. » Ответить

Капитан корабельной службы Соболев А.Ф.(28.07.1825 -?) и инженер-полковник Шульман В.К.

agava11: Добрый вечер, из РГАВМФ получила послужные списки на своих прапрадедов - капитана корабельной службы Соболева Александра Федоровича(28.07.1825 -?) и инженера-полковника Шульмана Владимира Карловича(8.07.1827-?). Оба - морские офицеры.Если я правильно понимаю, то Соболев стоял у истоков строительства броненосного флота, в т ч он фактически строил вторую плавучую броненосную батарею береговой обороны «Не тронь меня» . Оба воспитывались в Кондукторских ротах. Но в ПС очень мало информации об их родителях, детях, др. родственниках, о том, как они и где они ушли в отставку, могилах, нет фотографий. Подскажите, пожалуйста, какие документы, помимо ПС существовали в 19 веке из которых можно было бы почерпать информацию. Спасибо.

Ответов - 14

Dirk: Добрый день! agava11 пишет: капитана корабельной службы Корпуса корабельных инженеров, с Вашего позволения. Сообщите, пожалуйста, на какие годы по интересующим людям Вам скопировали послужные списки - будет ясно, чего у Вас не хватает.

agava11: Да, правильно - Корпуса корабельных инженеров. Спасибо. ПС Соболева А. Ф. на 01 января 1874 г. На первом листе пометка карандашом:" уволен от службы №1358 1879г". Есть еще ПС на 01 января 1874г - в нем информация о смерти его жены 28 апреля 1874 г от болезни. ПС Шульмана В. К. на 01 января 1881 г.

Dirk: agava11 пишет: ПС Соболева А. Ф. на 01 января 1874 г. На первом листе пометка карандашом:" уволен от службы №1358 1879г". Я бы предположил, что это о нём приказ: № 1121. С.-Петербург, 27 января 1875 года. ... умершие исключаются из списков: ..., капитаны: корпуса корабельных инженеров Александр Соболев 1-й …. Проверю. agava11 пишет: ПС Шульмана В. К. на 01 января 1881 г. И тут список явно последний. № 24. Александрия, 17-го августа 1881 года. …. Умершие исключаются из списков: корпуса инженеров морской строительной части, полковник Шульман и корпуса инженер-механиков, капитан Герасимов 2-й. Умер 11 августа 1881, погребен на Смоленском православном кладбище (Петербургский некрополь. Т. 4. С. 606).

agava11: Dirk, спасибо большое за информацию. Скажите, пожалуйста, на какие источники Вы опираетесь и как называются документы? И еще вопрос - никогда не была на Смоленском кладбище, не было такой необходимости, т к наша прабабушка, внучка Шульмана и Соболева тщательно скрывала всю информацию о своем происхождении и своих близких ... И теперь мне стало интересно, можно будет найти могилу Владимира Карловича Шульмана, или, возможно, на ее месте уже другие захоронения? Петербургский некрополь. Т. 4. С. 606 - это "координаты могилы"?

agava11: Петербургский некрополь. Т.4.С 606 - это том и страница? Справочник, составленный В.И. Саитовым?

Dirk: agava11 пишет: Петербургский некрополь. Т.4.С 606 - это том и страница? Справочник, составленный В.И. Саитовым? Так точно. Другие источники - я пока приводил только высочайшие приказы, они публиковались, в частности, в официальном отделе журнала "Морской сборник". Конечно, в РГАВМФ есть и подлинные, но все обычно пользуются печатными. Кое-какие сведения ещё напишу сегодня вечером.

Dirk: "…состоящий в прикомандировании к конторе над Санкт-Петербургским портом Корпуса корабельных инженеров капитан Александр Соболев, сего 20-го января от аневризма сердца умер" (из донесения на высочайшее имя главного командира СПб. порта вице-адмирала А.Н. Андреева от 20.01.1875) (РГАВМФ. Ф. 283. Оп. 3. Д. 5074. Л. 13). "…производитель работ по устройству Бакинского порта и строитель маяков Каспийского моря инженер полковник Шульман 11-го сего августа от апоплексического удара скоропостижно умер" (командир Бакинского порта контр-адмирал И.И. Свинкин, 14.08.1881) (РГАВМФ. Ф. 283. Оп. 3. Д. 5864. Л. 91).

Dirk: agava11 пишет: И теперь мне стало интересно, можно будет найти могилу Владимира Карловича Шульмана, или, возможно, на ее месте уже другие захоронения? Не знаю, я не видел. Но если на могиле не написано про то, что он был моряком - мог и не обратить внимание. Да и обошёл там далеко не всё. Попробую спросить знающих людей.

Dirk: agava11 пишет: ПС Соболева А. Ф. на 01 января 1874 г. На первом листе пометка карандашом:" уволен от службы №1358 1879г". Очевидно, запись ошибочна. Вот смотрите, тот самый высочайший приказ: № 1358. Ливадия, 30 апреля 1879 года. ... увольняются: в отпуск, по болезни: член артиллерийского отделения морского технического комитета, корпуса морской артиллерии генерал-майор Мусселиус, за границу, на четыре месяца; от службы, за болезнью: корпуса инженер-механиков подпоручик Петр Юрьев, поручиком; по домашним обстоятельствам: корпуса корабельных инженеров поручик Виктор Соболев, штабс-капитаном с мундиром. Как видите, речь об однофамильце.

agava11: Да, получается, что надпись карандашом ошибочна. Кстати, Виктор Соболев попадал в мое поле зрения - Виктор Федорович Соболев числится в списке подпоручиков на 1872 г. Возможно, он брат Александра Федоровича. Получается, что Соболев А Ф умер в СПб? Интересно, где же его могли похоронить...

agava11: DirK, а существовали на офицеров личные дела, в которых было больше информации о их родителях, женах, детях ...? И еще я нашла в просторах интернета статью И. М. Кузинеца "Великий князь генерал-адмирал Константин Николаевич и Российский броненосный флот (1856 — 1881)". Из статьи следует, что Соболев А.Ф. стоял у истоков строительства броненосного флота, в т ч он фактически строил вторую плавучую броненосную батарею береговой обороны «Не тронь меня» . Не подскажите, где можно узнать больше о деятельности Соболева А Ф? Может быть, обратиться в какой-то специализированный музей? Спасибо.

Dirk: Уважаемая Агава! Самое интересное - сходить поработать в РГАВМФ. Конечно, есть дела о постройке корабля, и о наблюдении за строительством. Можно почитать Т.2 "Истории отечественного судостроения". Вот - статья И.И. Черникова из журнала "Судостроение" (1985. № 1), там ошибка в отчестве. https://yadi.sk/d/98_n5mX0wjUsu Был ещё вот такой сборничек от В.В. Арбузова: "Первые русские броненосцы" (СПб., 1999) https://yadi.sk/d/6UJBW2fTwjVXi Там та же ошибка.

Dirk: agava11 пишет: DirK, а существовали на офицеров личные дела, в которых было больше информации о их родителях, женах, детях ...? Нет. На лиц, поступающих в учебные заведения, могут быть интересные документы (метрика, послужной список отца и т.д.), но может и не быть (если за какой-то надобностью потом забрали из канцелярии). Но вот в фонде Морского инженерного училища нет дел о поступлении за ранние годы, когда это ещё были Кондукторские роты Учебного экипажа. Возможно, что-то есть в переписке. О жёнах и детях кое-что бывает в делах о назначении пенсии семье, но не много. Самый благостный случай - когда дети стали офицерами или чиновниками морского ведомства.

agava11: Dirk, доброе утро! У Шульмана Владимира Карловича было 5 детей и на момент его смерти трое были несовершеннолетними. Что и где можно посмотреть на предмет назначения пенсии? Возможно, есть документы в которых информация о том, что детей пристроили в соответствующие учебные заведения? У Шульмана В К было двое сыновей - Владимир Владимирович, 14 07 1867 г р. и Леонид Владимирович , 27.01.1870 г р. Леонид Владимирович - мой прапрадед. В метрике о браке(05.07.1892 г) с дочерью Соболева А Ф сказано, что он - подпоручик запаса армейской пехоты. Где он мог учиться? Информацию о нем лучше искать в РГВИА? Спасибо!



полная версия страницы