Форум » Судьбы морские » мичман Николай Путилов » Ответить

мичман Николай Путилов

Серж: Павел Жаворонков (деловой еженедельник =Компания=) Николай Путилов - Чубайс XIX века. Сначала он снискал себе славу талантливейшего чиновника, умеющего решать грандиозные проблемы. Потом стал олигархом, которого оппозиционная пресса клеймила за излишнюю близость к царской семье. Путилов был отцом российской индустриализации и крупнейшим "ястребом" ВПК. А закончил свою жизнь нищим. Нахальный мичман. В 1816 году в семье новгородских дворян Путиловых родился мальчик, которого назвали Николаем - в честь не то наследника престола, не то Николая-Угодника. Путиловы были родом старинным, но бедным. Заложенное-перезаложенное имение, около сотни крестьян, время от времени поднимавших бунт, да кое-какие родственные связи в столице - вот, пожалуй, и все богатства, которыми мог похвастать этот древний захудалый род. В 14 лет барчука отправили в Петербург, в морскую роту элитного Александровского кадетского корпуса . Чем-то это напоминает историю о Д`Артаньяне, только тот, выезжая из Гаскони завоевывать Париж, кроме письма к де Тревилю имел еще шпагу, зеленую лошадь и баночку с чудодейственным бальзамом. Николай Путилов получил лишь письмо к капитану гардемаринов и родительское благословение. Денег, которые родители высылали ему во время учебы, с трудом хватало на пропитание. О развлечениях не могло быть и речи, поэтому Николай приобрел среди выходцев из более обеспеченных семей репутацию нелюдимого "ботаника". Фактически все свободное время он проводил в казарме, общаясь в основном с учебниками. Окончив в 1837 году морской корпус , мичман Путилов решил продолжить образование и сдать экзамены на чин лейтенанта. Он медленно, но верно делал военно-морскую карьеру: учился, преподавал на подготовительных курсах... Пока в 1840 году не решил опубликовать свою небольшую научную работу по математике. Мичман Путилов посмел заявить об ошибке, допущенной знаменитым французом Коши в труде по интегральным исчислениям. На расчеты Коши опиралась артиллерия всех европейских держав - формулы лежали в основе расчета траектории стрельбы из пушек. На публикацию в журнале "Маяк" довольно агрессивно отреагировали несколько молодых ученых. Завязалась жесткая полемика. Около десятка титулованных сторонников традиционного подхода к баллистике уже распинали "нахального мичмана", когда полемика привлекла внимание влиятельного академика Михаила Остроградского. Он пригласил Путилова к себе в ассистенты. Травля во мгновение ока прекратилась. А после выхода первого совместного труда Путилова и Остроградского в "Записках императорской академии наук" вчерашние противники вдруг превратились в соратников. На мичмана обрушился новый "град" - заманчивых предложений. Но Путилов вдруг решил оставить столицу и уехал в Крым изучать строительное дело на военных поселениях. Только спустя шесть лет он вернулся из этой добровольной ссылки в Питер, сразу же получив должность чиновника по особым поручениям при директоре кораблестроительного департамента. Так что Березовский был не первым математиком, близким к российским властям. Морской блицкриг Неординарные организаторские способности у Путилова обнаружились в разгар Крымской войны. Россия терпела позорное поражение, объединенные силы Британии и Франции блокировали Кронштадт. Наш флот оказался парализован. Путилова назначили уполномоченным по экстренному сооружению новой канонерской флотилии и корветов. На первый взгляд эта должность казалась почетной и перспективной, но оправдать высокое доверие фактически не представлялось возможным: большинство кораблестроителей с петербургской верфи были мобилизованы, сроки поджимали, серьезно осложняли работу интриги в департаменте. Молодым чиновником просто "заткнули дыру": война все равно проиграна, и если Путилов работу завалит, то одним претендентом на кресло начальника департамента станет меньше. А работу он завалит однозначно. Вышло все иначе. Путилов объявил об открытии курсов, где всех желающих будут обучать кораблестроительным специальностям за государственный счет. В надежде быстро приобрести новую высокооплачиваемую специальность в Петербург из всех губерний ринулись безработные прядильщики, разорившиеся торговцы и другие люди, которых война оставила без средств к существованию. Получившие профобразование новые специалисты тут же направлялись на верфи. За четыре месяца в мастерских Путилова было построено 70 тяжеловооруженных канонерских лодок и 14 корветов. Сотни безработных строителей были брошены на сооружение доков и ремонтных мастерских. Войну Россия очень скоро проиграла, однако Путилов уже успел проложить себе дорогу наверх. Его кораблестроительный блицкриг был замечен великим князем Константином Николаевичем, который с этого момента оказывал Путилову всяческую поддержку. Расположение августейшей особы принесло Путилову не только новые назначения, но и репутацию человека, который способен "решать проблемы" в кратчайшие сроки. Задачи ему теперь ставил член царской фамилии. Оказавшись в фаворе, 40-летний Путилов продолжил проявлять инициативу. По его предложению в Финляндии началось строительство трех огромных сталеплавильных заводов, которые выплавляли ежедневно около 200 тыс. пудов железа и стали. В Питере под его контролем открывались оборонные предприятия, в том числе крупный Обуховский завод. Путилов управлял процессом, который позже стали именовать "второй волной российской индустриализации" (первая началась при Петре I, третья - при Сталине). Повреждение пути... В 1866 году Николай Путилов приобрел крохотный литейный завод "Аркадия" в пригороде Петербурга. Поскольку имя Путилова довольно часто мелькало в прессе, общественность отреагировала на эту покупку неоднозначно: если известный чиновник покупает дачу - значит, брал взятки; если поместье - крупные взятки, ну а если целый завод... Как бы там ни было, "Аркадия" поначалу не приносила Путилову прибыли. Он использовал завод для экспериментов по изготовлению нового недорогого типа рельсов. Страна была накануне железнодорожного бума. Немецкие стальные бароны ждали открытия нового рынка сбыта своих рельсов. Через год железнодорожный бум начался, но несколько неожиданным образом. В декабре 1867 года ударили жуткие морозы, на Николаевской дороге стали лопаться австрийские рельсы, которые по гарантии должны были прослужить еще год. Одновременно на реках встал лед, навигация закрылась, вся торговля замерла. По "Николаевке" возили весь европейский импорт и российский экспорт. Из-за повреждения путей "горели" миллионные контракты, коммерсанты были вынуждены платить западным партнерам гигантские неустойки. Бизнесмены стали грозить правительству забастовкой. Торговых представителей России в Австрии, Германии и Бельгии начальство забросало истерическими депешами с требованием купить рельсы за любую цену и доставить любым путем. Торгпреды пожимали плечами: купить, конечно, можно, но вот доставить... Неожиданно в министерстве путей сообщения появился г-н Путилов с тяжелым свертком. Записавшись на прием к министру, он положил на стол образец рельса, изготовленного на "Аркадии". На три четверти он был из железа и только "головка" - та часть, с которой соприкасались колеса, - из стали. Такой рельс стоил в два дешевле стального, изготовленного на предприятиях заводчиков Мальцевых, и раза в четыре дешевле крупповского. Путилов предложил: "Дайте мне железоделательный завод в долг, и я завалю Россию рельсами. Буду делать их из российских материалов с применением русской рабочей силы". Репутация Путилова не подлежала сомнению, ситуация не располагала к долгим раздумьям. Уже в первых числах января, сразу после успешных испытаний нового, "путиловского" рельса, правительство передало ему Огаревский завод и заключило контракт на изготовление 2,8 млн пудов рельсов по цене рубль восемьдесят за пуд. Так морской чиновник получил от государства более 5 млн руб., превратившись в крупнейшего российского промышленного магната. На организацию производства у Путилова ушло две с половиной недели. Ровно через 18 дней после подписания контракта по прокатному стану уже заскользили "путиловские" рельсы. В первый день было выплавлено более 100 пудов. И это при том, что завод Путилов получил в плачевном состоянии: он простаивал более восьми лет, превращенный предыдущим владельцем в склад. Со времен реконструкции этого "чуда" появилось понятие "путиловская стройка": на старый фундамент устанавливаются и запускаются станки, рабочие в тулупах прямо на морозе приступают к работе (впрочем, согреваются они довольно быстро, так как платят им по выработке). Тем временем строительная бригада устанавливает над их головами огромные дуги, сделанные из старых рельсов. Железный скелет быстро обшивается деревянными щитами. Одновременно складывается печь, и к следующему утру рабочие приходят уже в настоящий цех. Сам Николай Иванович, по воспоминаниям рабочих, носился по своему заводу в засаленном сюртуке, залезал во все дыры, здоровался с мастерами, покрикивал на лентяев. Новые работники приезжали к нему каждый день - целыми деревнями. Лучшие мастера получали у Путилова больше ста рублей в месяц - оклады по тем временам небывалые. Через год на заводе работали 2000 человек. Демократизм по отношению к рабочим совмещался с крайне жесткими требованиями. На "праздниках миллиона", которые отмечались после выпуска очередного миллиона пудов, Николай Иванович пил с рабочими водку из одного бочонка. Работяга или хороший мастер, вернувшись из трехдневного "загула", мог покаяться самому Путилову и сохранить место. В то же время с завода периодически увольняли рабочих и мастеров, которые случайно испортили инструменты или копеечную продукцию. Путилов никогда не отказывал своим работникам в просьбе "пристроить" на завод родственника. Он считал, что в бригаде, которая состоит из одних родственников, выше ответственность и организация: старшие сами помогут новичку приспособиться к работе, возьмут на себя ответственность за его ошибку. Таким образом, "семейный подряд" появился на свет задолго до начала XX века. Путиловский завод рос на глазах: следующий заказ от правительства был уже на 14,4 млн руб. Промышленник-олигарх осваивал новый ассортимент: пушки, скоростные паровозы, военные крейсеры и пассажирские корабли. Самые крупные оборонные заказы теперь доставались только Путилову. Если миллионером он стал за 18 дней, то для того, чтобы стать богатейшим человеком страны, ему понадобилось около года. Ловушка для патриота Не жилось спокойно этим русским магнатам. Не пилось им шампанское, не елась икра, пока их томила какая-нибудь еще более грандиозная мечта. Без идеи-фикс талантливый русский человек вроде и не талантливый вовсе, да и нерусский какой-то. Идея строительства порта в Петербурге родилась у Путилова еще во времена учебы в морском корпусе . Действительно, глупо получалось: перевозка товаров морским путем от кронштадтского порта до любой точки мира обходилась коммерсанту дешевле, чем транспортировка этих же товаров на крохотных суденышках из Питера в Кронштадт. Бизнесмены мечтали о том, чтобы куль муки, погруженный в Саратове, выгружался прямо на борт океанского парохода. Путилов решил отхватить большой куш, соединив в Петербурге три пути - морской , речной и железнодорожный. Такой порт стоил более 40 млн, ни одно частное лицо в России такого свободного капитала не имело. Путилову нужны были партнеры. В поисках кредитов он начал курсировать между министерствами и банками. Правительство не решалось участвовать в финансировании такой дорогой затеи, а банки отказывались кредитовать проект, ссылаясь на разразившийся финансовый кризис. Хуже того, в PR-атаку на проект пошли владельцы невских пристаней и торговых флотилий: строительство крупного порта грозило им разорением. Путилова травили в "желтой" печати, настраивая против него общественное мнение. Даже поэт Николай Некрасов отметился в этой кампании. В ответ на заявление Путилова: "Петр Великий прорубил окно в Европу, нам нужно открыть туда дверь" - Некрасов разразился четверостишием: "Наживаться воровством Сродни подлому холопу! Цель моя - к окну в Европу, Что прорублено Петром, Вековой пристроить дом... " Тогда Путилов решил рискнуть всем своим состоянием и начать строительство на собственные деньги. Когда его свободные активы закончились, он вложил в строительство деньги, только что полученные от заказчика партии скоростных паровозов. А расходы на строительство паровозов покрыл из денег, отпущенных на производство вагонов. Так финансирование стройки превратилось в "пирамиду". А тут совсем некстати до России докатился европейский промышленный кризис. Строительство железных дорог было свернуто, из-за чего заказы на рельсы - основной продукт Путиловского завода - сократились с миллионов пудов до тысяч, а то и сотен. АО "Путиловский завод" горело синим пламенем. Хозяин собрал рабочих и попросил их не снижать темпов работы: "Или вы сейчас работаете в долг, или полный крах". Рабочие поначалу поддержали своего хозяина, и какое-то время фирма тянула на голом энтузиазме. Зарплату рабочим Путилов платил частично. Процентов 20 - 30 он выдавал деньгами, еще 30 - 40% - кредитными расписками, которые принимали в большинстве магазинов, где отоваривались рабочие. Остальное записывалось в долги предприятия. В один июльский день 1876 года касса предприятия оказалась совсем пустой. Рабочие готовились устроить беспорядки. Все, что было к тому времени у Путилова, - деньги на очередную выплату подрядчику. Крупнейший российский олигарх второй половины XIX века совершил широкий жест - заплатил рабочим очередную зарплату из этой суммы. Рабочие разошлись, отказавшись от намерения бунтовать. "Самый богатый человек страны" остался в конторе, понимая, что после завтрашнего объяснения с главой строительной фирмы он никогда уже не сможет рассчитывать на кредит. Он своими руками уничтожил собственную деловую репутацию. Тем не менее работа на заводе и на строительстве будущего порта потихоньку продолжалась. Путилов закладывал пакеты акций своего предприятия банкам, продавал за копейки паи в будущих доходах от порта, залезал в долги. Газеты открыто потешались над ним. В 1879 году порт был достроен. Правда, семье Путиловых он уже не принадлежал. Лишились Путиловы и АО "Путиловский завод". Еще через год Николай Путилов умер бедняком. На его похороны пришли тысячи рабочих. Его имя тут же начало обрастать легендами, и через пару часов он уже превратился в кормильца, поильца и защитника рабочих. Полиции пришлось выставить дополнительные кордоны: власти опасались, что панихида по Путилову может превратиться в политическую демонстрацию. Питерский порт, построенный Путиловым, исправно функционирует до сих пор. Правда, его мощностей северной столице уже не хватает. Строительство новых портов в Ленинградской области, о котором говорят вот уже лет десять, до сих пор остается прожектом, который некому финансировать. Путиловский завод еще со сталинских времен официально называется Кировским. Правда, жители города на Неве даже в советские времена продолжали называть его "путиловским". Ленинградцы упорно предпочитали видному коммунисту Николая Путилова - буржуя и эксплуататора рабочего класса

Ответов - 0



полная версия страницы