Форум » Судьбы морские » Моряки эсминцев РККФ "СПАРТАК" и "АВТРОИЛ". » Ответить

Моряки эсминцев РККФ "СПАРТАК" и "АВТРОИЛ".

Автроилъ: Решил, что это должна быть отдельная тема и (да простит меня за самоуправство Wind) перенёс всё сюда. ПЛЕНЕНИЕ КРОНШТАДТСКОГО "СПАРТАКА" (За всю историю Российского флота Флаг перед врагом был спущен только один раз - в 1918 году). 85 лет тому назад сразу несколько московских и петроградских газет вышли со статьями «о растущей милитаризации» соседней Эстонии. Поводом для таких выводов послужил выход в море на испытания двух «новых кораблей» - "Вамболы" и "Леннука". Есть учесть, что советский ВМФ тогда попросту ржавел, то сообщение из Таллина о пополнении тамошнего флота могло действительно насторожить Реввоенсовет Республики. Правда, в комментариях не было упоминания о том, что эти корабли новыми можно было считать с большой натяжкой: они лишь прошли капитальный ремонт. Больше того, еще три года назад они ходили под советским флагом. Тут и начинается загадочная история о том, почему в Эстонии такое внимание уделялось "Вамболе" и "Леннуку". Там они считались боевыми трофеями, о чем, понятно, в России старались не вспоминать. Для начала процитируем книгу воспоминаний "Юрьевские дни", написанную британским репортером Робертом Поллаком и вышедшую в Лондоне в 1925 г.: «27 декабря (1918 г.) появилась возможность передать первое серьезное сообщение из Ревеля-Таллина. Наши корабли захватили два красных эсминца, пленили большого комиссара - Раскольникова, командовавшего плаванием. Я задал вопрос адмиралу (контр-адмирал В. Коуэн, возглавлявший британскую эскадру на Балтийском море. - Прим. В. У.), почему легко сдались большевики. В ответ услышал нечто неожиданное: неподготовленность экипажей, беспорядок в управлении, амбициозность флагмана, нахватавшегося чинов после революции, но никогда не выводившего в море суда. Словом, мне удалось поймать сенсацию. Говорят, когда "Таймс" с моим посланием из Эстонии попала в руки Троцкого, он топал ногами и кричал, что такого позора еще не испытывал». Роберт Поллак посвятил "Юрьевские дни" исключительно своей корреспондентской работе при британской военной миссии в Прибалтике. Наверное, потому что журналистскую известность получил именно после публикации о пленении Федора Раскольникова. Эта история, замечу, хорошо известна и у нас. Но здесь по понятным причинам правда всегда сглаживалась. И это вполне понятно: Федор Федорович входил в советскую элиту "первого созыва" и на виду находился с марта 1917 г., когда, сорвавшись с офицерской службы, стал руководить в Кронштадте газетой "Голос правды" и заправлять в местной большевистской организации. А то, что сделал потом бывший мичман в Новороссийске, на Волге и Каспии, - это вообще из разряда советской классики гражданской войны. «Там действовал товарищ Раскольников, которого прекрасно знают московские и питерские рабочие по его агитации, по его партийной работе», - так говорят о самых преданных соратниках, а слова принадлежат Владимиру Ленину. Потому плен так объяснялся: был послан во главе отряда кораблей на разведку под Ревель, а когда эсминец "Спартак", на котором он находился, потерпел аварию, то попал в окружение английских крейсеров... Красного командующего вывезли на Туманный Альбион, заточили в тюрьму, а в мае 1919 г. обменяли на британских офицеров, захваченных в Советской России, коих для "должного веса" собрали 17 человек. "МЕНЯЙТЕ ЗАДАЧИ САМОСТОЯТЕЛЬНО" «Раскольникова офицеры не любили, если не сказать больше, - читаем в "Записках", изданных в Париже, одного из командующих БФ в 1917 году, а потом до октябрьского переворота морского министра контр-адмирала Дмитрия Вердеревского - он платил тем же. Сбежав от прямых мичманских дел, выступил одним из организаторов беспорядков, названных потом восстанием. Многие офицеры были убиты без какого-либо суда...». Сам Раскольников в «пламенных воспоминаниях» - "Кронштадт и Питер в 1917 году" - от кровавых событий отмахнулся:«Происходил отнюдь не поголовный офицерский погром, а лишь репрессии по отношению к отдельным лицам». Но там же есть бесстрастная сноска-комментарий:«Всего на Балтийском флоте было расстреляно в ходе восстания 120 офицеров и чиновников, арестовано свыше 600 человек». У революционера - это только «отдельные лица», что они по сравнению с большой целью. Следующий, восемнадцатый год, - первый год гражданской войны. Флот, собранный в Кронштадте и Петрограде, постепенно превращался в железо от недостатка команд и угля. Впоследствии Федор Федорович дал ему уничижительную характеристику:«Полгода никаких плаваний и работ не проводилось. К ничтожным остаткам обученных матросов добавились совершенно неопытные в морском деле люди, нанявшиеся служить часто ради того, чтобы куда-то пристроиться». Правда тут только в одном. Мало-мальски готовые эсминцы и лодки перегнали по каналам на Волгу и Каспий. Но застыл Кронштадт и по другой причине. По Брестскому миру, заключенному с немцами, флот должен был оставаться в портах. Начальника морских сил Балтийского моря бывшего капитана 1-го ранга Алексея Щастного, проведшего через лед из Гельсингфорса (Хельсинки) почти 200 кораблей, в мае, вызвав в Москву, арестовали, а в июле расстреляли по приговору Ревтрибунала, науськанного Львом Троцким. Конфликт начался после того, как начморси (так теперь сокращенно называлась должность командующего) довел до советов комиссаров и флагманов «тайное ему поручение из Кремля» о подготовке групп моряков для подрыва фортов и кораблей «в случае необходимости». Главный военный начальник большевиков на заседании трибунала (он выступал единственным свидетелем) подтвердил, что взрывникам наркомат поместил вклады в банке. «За деньги революции не служат», - вынес постановление совет комиссаров еще до суда над Щастным. Расстрел командующего и вовсе поубавил Льву Давидовичу авторитета на Балтике. Матросы и штабы начали демонстративно собирать средства семье покойного начморси. Сломить «балтийское неподчинение» Троцкий задумал, назначив туда Раскольникова. Но тот вначале топил в Новороссийске Черноморскую эскадру, потом его послали на Волгу и Каму, где воевал бывший мичман, надо признать, весьма удачно. Наконец, в ноябре появился подходящий повод: командующего Волжской флотилией вызывают в Москву, чтобы готовить проект реорганизации морского ведомства, а тут - после германской революции - Советская Россия разрывает Брестский мир, теперь нашим кораблям открывалась законная дорога в Балтийское море. Раскольников получает самый большой политический пост в РККФ - председателя бюро морских комиссаров - и сразу же командируется Троцким на Балтику, заполучив дополнительно две должности - члена РВС Балтики и помощника командующего 7-й армией по морской части. Советская 7-я армия, вытесняя деморализованных немцев, двигалась к Ревелю и нуждалась в поддержке с моря. И англичане старались не упустить своего часа. Потому отправили эскадру в Либаву (Лиепаю), чтобы закрепиться на Балтике и далее, создавая такие же форпосты, наступать до Финского залива. Начморси Сергей Зарубаев, понимая, что прямое столкновение с королевскими ВМС ничего, кроме потерь, не сулит, выбрал другой путь. Контр-адмирал, исходивший полсвета, а в войну с немцами командовавший бригадой крейсеров, из последних сил ввел «в первую линию без каких-либо сомнений» заградитель, несколько миноносок и тральщиков и закидал минами угрожаемые участки, чтобы обезопасить Кронштадт от внезапных набегов. Троцкому этого оказалось мало. Ему передают выдержки из ревельских газет, суть которых сводилась к следующему: 5 декабря на мине подорвался идущий на помощь эстонскому правительству легкий крейсер "Касандра", но в целом английский отряд взял под защиту «наши берега». Председатель Реввоенсовета Республики сразу же подписывает депешу-разнос Раскольникову: «Адмиральские указания (видимо, Зарубаева) ничего общего не имеют с нашими задачами. Меняйте задачи самостоятельно. Известно, что англичане уже в Ревеле. Но нет точных сведений. Берите ревельские дела под свой контроль». Раскольников вызывает начморси и отчитывает, почему не удалась разведка ревельского рейда и района Либавы подлодками "Пантера" и "Тур"... ЗАПЛАНИРОВАННЫЙ... ПОЗОР В объяснении чрезвычайной комиссии, определенной РВС Республики для расследования обстоятельства пленения председателя бюро морских комиссаров, Зарубаев написал:«В то же время он (Раскольников) сам прекрасно понимал, что техническое состояние "Тура", "Пантеры" и прочих далеко от нормального, а море быстро затягивается льдом. Операция с самого начала уповала на случайность. Вот почему Т. и П. не дошли. Опять же член РВС никаких новых разведывательных сведений, кроме тех, что я сам располагал, не представил, хотя ему подчинялся морской контроль (разведка. - Прим. В.У.). Сводки из ревельских газет, дошедшие до Москвы, мне еще ранее донесли из 7-й армии. Вызов закончился вопросом, какие суда сейчас в линии и какие команды могут составить разведку. Я заметил, что бросаться в омут нет смысла. Англичане хорошо воюют, все заранее изучают, а теперь следят за Финским заливом, что важно учитывать. Член РВС ответил в том смысле, что теперь он несет полную ответственность, а моя роль начальника флота состоит исключительно в подмоге ему, так как готовые решения наступательного характера уже есть. Я опять ответил, что к наступлению ничего подготовленного нет». Действительно, если посмотреть хронику пребывания Раскольникова на Балтике в 1918 г., то все его решения никак не отразились на повышении боевой готовности: «...Вместе с начальником Морских сил Республики В.М. Альтфатером наблюдал за высадкой десанта на эстонский берег. Остались оба недовольны: судами командовали случайные люди, бывшие офицеры на службу возвращаться не хотят. Но вопрос привлечения «спецов» отложили на январское заседание РВС... ...Провел митинг по случаю переименования эсминца "Капитан 1-го ранга Миклухо-Маклай" в "Спартак", указав, что это позволит действовать решительнее. Дал большое интервью "Петроградской правде"». («С горечью в голосе товарищ Раскольников говорит о том, что он увидел на Балтике, когда вернулся с Волги в Питер. Он выразил уверенность, что прибытие красных боевых моряков с Волжского фронта позволит оздоровить Балтийский флот»). 25 декабря, то есть через день после разговора с Зарубаевым, комиссар Моргенштаба Лариса Рейснер (жена Раскольникова) вызывает Федора Федоровича для телеграфных переговоров. Рейснер: Председатель Реввоенсовета поручил передать: операция у... Ревеля помимо оперативной задачи имеет, несомненно, своей целью показать англичанам, что пребывание в Балтийском море совершенно безопасно (так на ленте). Посему представляется необходимым доказать англичанам противное при помощи меры самого энергичного характера... Он высказал мнение, что для успешности операции ты бы должен принять в ней личное участие. Прошу ответа. Раскольников: В какой же роли я должен принять участие? Очевидно, в качестве политического комиссара, имея целью поднять настроение команды и не вмешиваясь в распоряжения оперативного характера. Так ли я понял? Рейснер: Сейчас я справлюсь по телефону... Троцкий не видит причины, почему бы тебе прямо не принять на себя командование этой операцией?.. Далее Раскольников просит время для совета с Альтфатером. Как видим, и его одолевали сомнения. Но ответ, отбитый через час в Москву, как подписанный себе приговор: «Прошу передать председателю РВСР, что завтра на рассвете я на миноносце "Спартак" вместе с двумя другими миноносцами отправляюсь бомбардировать Ревель и атаковать неприятельские суда, если повстречаются». По прямому проводу уходит в Москву и там утверждается план набега: «1. Три миноносца пойдут на разведку - "Азард" (он уже в море), "Спартак" (выйдет на рассвете 26 декабря), "Автроил" (выйдет на уступе на поддержку). Крейсер "Олег" выйдет к острову Гогланд, линкор "Андрей Первозванный" будет у Шепелевского маяка в качестве глубокого резерва. 2. Миноносцы обстреляют порт и гавани Ревеля, вызовут на себя неприятельские суда. При явном перевесе сил противника уйдут под прикрытие "Олега", а если потребуется, то и под защиту "Андрея Первозванного"». Зарубаев и другие флагманы знакомятся с документом только поздним вечером. Из объяснения начморси: «Увидев план, чины штаба сразу обратили членов РВС к следующим моментам. "Азард" уже в порту, у него полностью отсутствует топливный запас. "Автроил" еще не завершил ремонтные работы, требуется не менее суток, хотя я собрал все имеющиеся рабочие бригады, о чем рапортом докладывал Альтфатеру: Задачи командирам крейсера и линкора еще не доведены, опыта стрельбы команды ЭМ не имеют никакого, так что при настаивании на плане легче ограничиться разведкой, если вовсе есть резон поспешно выходить на операцию». Альтфатер на комиссии, кстати, подтвердил показания начморси. РЕВОЛЮЦИОНЕР У ШТУРВАЛА "Спартак" ушел в море один. Поначалу все складывалось хорошо. Обстрелял острова Аэгна и Нарген, а потом захватил финский пароход... На вопрос, кто давал команду открывать огонь по островам, что не входило в план операции, сохранившиеся документы и воспоминания не отвечают, но это стало первой серьезной ошибкой. Военный комендант Наргена сразу передал об обстреле в Ревель по телеграфу. Так случилось, что тогда же эстонский флот, состоящий всего из трех кораблей (бывшие русские канлодка и два сторожевика, оставленные при отступлении в феврале), высаживал десант. В открытом море прикрывали эстонцев два английских легких крейсера и миноносец. А "Спартак" всего в 20 милях от противника бомбил острова, на которых не располагалось... военных объектов. В 1921 г. в Таллине печатаются мемуары адмирала Йохана Питка, бывшего цивильного капитана дальнего плавания, возглавившего после объявления независимости эстонский военный флот. На русский язык книга никогда не переводилась, а между тем там есть описание трагичного для Раскольникова дня... «...Когда мы были заняты высадкой десанта, со стороны Гогланда показались дымки: Появление дымков вызвало среди офицеров и матросов тревогу. Я смотрел на свое положение так: уйти со своими кораблями с 6-7 узлами хода я не смогу, этим мы только покажем себя неприятелю и привлечем его внимание. Если же продолжать высадку десанта и стоять в середине залива, то они нас и не заметят. Так и случилось... Комендант Наргена телеграфировал тип русского корабля и его курс. С берега донесение о противнике, попавшем в наши воды, отправили на крейсер "Калипсо"... Они (британцы) перекрыли русским путь к отходу...» Выпустив несколько снарядов, "Спартак" начал уходить на восток. Британцы дали точный залп и накрыли эсминец. Осколками получил ранение штурман, его отнесли в каюту, а в панике никто не обратил внимание на карту... Корабль сел на банку Курадимуна. А дальше - полное окружение и плен. На этот же отряд наткнулся и отправленный накануне вечером из Кронштадта "Автроил". Никаких известий от "Спартака" он не имел, а потому в месте назначенной встречи сразу попал под огонь англичан. Мог бы и уйти, но дала сбой машина. "Олег", получив от "Автроила" радио о начавшемся бое, поспешил на поиск. Эсминец больше не отзывался, а у крейсера кончался... уголь. "Олег" вернулся в базу на последних парах. Поллак в "Юрьевских днях" приводит рассказ командира миноносца "Уэйкфул" Р. Джекса... «... Я всегда с трепетом относился к русскому флоту, считал его одним из лучших в мире... Но когда узнал, что один из его командующих плавал почти без топлива, проводил кампанию как прогулку - днем без маскировки и разведки, сразу понял, какие офицеры перекинулись к большевикам. А ведь русские миноносцы, если бы действовали скрытно, наделали бы шуму в Ревеле и спокойно убежали...» Раскольников, переправленный в Лондон, стараниями жены, подключившей весь Совет народных комиссаров, был выменян на пленных британцев. Остальные участники этой авантюры (251 моряк) оказались в концлагере. 36 из них в январе-феврале эстонцы расстреляли как коммунистов. "Спартак" и "Автроил" с подачи англичан были зачислены в состав эстонского флота под названиями "Wambola" и Lennuk" и уже в январе появились в Финском заливе под новым флагом. "ЗАХВАЧЕН В БОЮ У БОЛЬШЕВИКОВ" Виновником ревельской драмы «назначается» Зарубаев, хотя чрезвычайная комиссия РВСР однозначно указала на грубые промахи Раскольникова и Альтфатера, и смещается с поста начальника Морских сил Балтийского моря. Был еще один вывод комиссии: «...Пора прекратить пренебрежительное отношение к старым морским кадрам, которые для войны на море готовятся долгие годы». Зато Раскольникова после освобождения опять ставят на Волжскую флотилию. Альтфатер в апреле 1919 г. скончался от сердечного приступа. А Зарубаев будет в 1921 г. расстрелян чекистами. Захваченный англичанами ЭМ "Автроилъ" в Беккеровской гавани Ревеля ...В начале 30-х годов Федор Федорович отправляется полпредом СССР в Эстонию. И бывает же совпадение: тогда же в таллинский военный музей передаются медные таблички с эсминцев "Вамбола" и "Леннук", проданных уже в Перу. Текст одинаков: «Захвачен в бою у большевиков в декабре 1918 г.». Правда, в посещении этого музея посол не был замечен. Медные «указатели» на позор Раскольникова вернулись в музей уже на закате перестройки. Так что я их видел. «Правила морской деятельности восходят еще из прежних веков. И правила эти связаны с должными места морского начальника понятиями. Важнейшее из них - не спускать флаг перед неприятелем даже перед угрозой смерти», - это тоже из объяснения Зарубаева чрезвычайной комиссии. Имел право так сказать начморси. В 1904 г. он, тогда старший артиллерийский офицер крейсера "Варяг", отличился в том самом бою при Чемульпо. "Спартак" оставил совсем другую память. Владимир УРБАН

Ответов - 135, стр: 1 2 3 4 5 All

Автроилъ: КОЛЛЕГИ пишут: Тритон, да Вам памятник при жизни ставить надо!!! Непременно и из каррарского мрамора! АЗАРД пишет: Автроилъ, у Вас приведена дата рождения М. М. Ананича Взято из послужного списка капитан-лейтенанта эст. ВМФ Михаила Ананича (ЭНА. Ф.495, опись 1, дело 120). Тут у эстонцев дата дана по новому стилю и год указан именно 1888-ой (та же дата и год рождения стоят в биографии, приведённой в первой книге многотомного издания "Eesti ohvitserid ja sõjandustegelased" («Tammiskilp», Tallinn, 1998). Так что, никакой опечатки. С уважением...

Автроилъ: aden13 пишет: А не подскажете, в какой должности? Инженер-механика. Так указано в послужном списке капитан-лейтенанта эст. ВМФ Михаила Ананича (ЭНА. Ф.495, опись 1, дело 120) и в 4-ом выпуске трудов Русского исследовательского центра в Эстонии (составитель профессор В.А. Бойков). Однако, это не претендует на истину в последней инстанции - рад буду любым поправкам. С уважением...

Автроилъ: Минные крейсера эст. ВМФ "Lennuk" и "Wambola" (бывшие эсминцы РККФ "Автроил" и "Спартак") в военном порту города Пярну (до 1920 - Пернов).


Автроилъ: Энтони Престон ЭСМИНЦЫ ТИПОВ V И W. 1917-45 (Перевод Александра Больных) ...Первое столкновение с Красным Флотом было довольно курьезным. 26 декабря 1918 года офицеры и матросы находились на берегу в Ревеле, готовясь у банкету в их честь, который давали эстонские власти. Внезапно на горизонте был замечен странный корабль, а вокруг гавани начали рваться снаряды. Это был советский эсминец "Спартак" - один из новейших и сильнейших кораблей царского флота. У него на борту находился Ф.Ф. Раскольников, член советского Реввоенсовета, специально назначенный командовать операцией. К несчастью для себя "Спартак" лишился сопровождения, так как на эсминце "Автроил" произошла поломка в машине, на "Азарде" кончилось топливо, а крейсер "Олег" вообще никуда не пошел. Считая, что линкор "Андрей Первозванный" поддержит его, и таким образом избавит от всех опасностей, Раскольников сигналом передал, что намерен обстрелять Ревельскую гавань в одиночку. Однако его уверенность испарилась, когда он увидел, что эсминец "Уэйкфул" подняв пары всего за 15 минут покидает гавань. Следом за ним двинулись крейсера "Калипсо" и "Карадос". "Уэйкфул" ринулся в погоню, противник бросился наутек. Но внезапно он повернул на 16 румбов и выкинул белый флаг. Оказалось, что незадолго до этого он передал по радио: "Все пропало. Меня преследуют англичане". После этого он на полном ходу вылетел на мель и потерял руль и винты. Советская версия гласит совершенно иное. "Преследующие британские эсминцы развили скорость 35 узлов, тогда как "Спартак" не смог дать полный ход из-за неправильных действий машинистов. Около 13.30 выстрел из носового орудия, развернутого назад до предела, разбил штурманскую рубку. При этом были уничтожены и разбросаны все карты, поврежден мостик и контужен рулевой. В результате корабль потерял управление". Захват совершенно исправного корабля противника -- явление очень редкое в современной морской войне. Какой-то хитрец из команды "Вендетты" предложил отдать "Спартак" на поток и разграбление, как законный приз. Советский корабль казался медленно тонущим, поэтому было отдано разрешение снять все, что удастся. Однако оценка была слишком пессимистической, и большое количество ювелирных изделий и серебра уволокли без проблем. В это трудно поверить, но свидетели подтверждают, что собственными глазами видели, как "Вендетта", вернувшись в Порт-Эдгар, выгрузил большое количество добычи, которая должна была бы поступить в призовой фонд. В одном из машинных отделений "Вендетты" оказался бывший инженер-горняк, который умел обращаться с помпами. Осмотрев машинное отделение "Спартака", он сообщил приятную новость -- корабль можно удержать на плаву просто закрыв кингстоны и пустив помпы. После того, как это было сделано, трофей отбуксировали в Ревель, где банкет превратился в победное пиршество. Теперь англичане задумались, как им поймать "Олег", после того как из захваченных на "Спартаке" документов стала известна диспозиция советских кораблей. "Вендетта" и "Вортигерн" отправились искать крейсер и эсминец "Автроил". "Олег" обнаружить не удалось, но "Автроил" нарвался на 5 британских кораблей и тоже сдался6 поняв, что не сможет спастись. Кроме 2 современных эсминцев англичане захватили Раскольникова, который был найден на камбузе среди мешков с картошкой. Позднее его обменяли на 18 пленных англичан, попавших в лапы большевиков. Оба эсминца были переданы новорожденному эстонскому флоту, в котором они служили под именами "Вамбола" и "Леннук". Одна из реликвий этого столкновения пережила и "Спартак" и "Автроил". Когда команда "Вендетты" обыскивала "Спартак", один из англичан прибрал корабельную рынду. Возможно в результате нехватки цветных металлов на "Вендетте" не было нормального корабельного колокола, теперь этот недостаток был исправлен. Потом "Вендетта" был передан Королевскому Австралийскому Флоту, завоевал громкую славу и к конечном итоге был затоплен возле Сидней Хедз в 1948 году. Можно лишь надеяться, что кто-нибудь сохранил этот колокол, учитывая его редкостное происхождение...

ABP_TOR: Штурман "Автроила" Военком "Спартака", расстрелян эстонцами

Коллежский советник: Имею электронный вариант книги Башкирова Л.Г., Адреса Валдре, Митюкова Н.В. и Хуана Родригеса "Эсминцы "Спартак" и "Автроил" - 74 стр., 476 КБ. Кто-нибудь знает о ее печатной судьбе? С уважением Л.И.

Автроилъ: ABP_TOR пишет: Штурман "Автроила" К.К. Жевахов А есть какие-нибудь сведения о нём? Что-то у меня не сходится... С уважением...

Гайдукъ: Коллежский советник пишет: Кто-нибудь знает о ее печатной судьбе? Она частями была напечатана у поляков в (Окретах морских) или как он правильно называется в трех номерах подряд. В инете на их сайте эти номера выложены. Ссылка нужна?

Гайдукъ: Автроилъ Автроилъ пишет: Минные крейсера эст. ВМФ "Lennuk" и "Wambola" (бывшие эсминцы РККФ "Автроил" и "Спартак") в военном порту города Пярну (до 1920 - Пернов). Наверное стоило бы указать что на данной фотографии эсминцы изображены подготовленными к перегонке в Перу (исправленно).

Рамзес: для Гайдукъ - Леш у поляков в журналах имеющихся на сайте статья не вся (лишь кусок по эстонской службе) без позднейшей перуанской судьбы и более ранней российской - хотя БД и жизнь у эстов описаны прилично Они те еще черти , чтобы на халяву целиком интересные вещи выкладывать - или там уже новые журналы появились ? (давно не заглядывал) - а Митюков к Бруммелю на форум частенько заходит и бывает с народом общается для Коллежского советника - Леонид Ильич , в Вашем варианте вероятно нет фото судя по маленькому объему это Вордовский файл , а вот поляки статью фотами неплохо загрузили и интересные попадаются - там особенно интересно про их летний блицкриг 19 года в Ригу читать - наверное самая успешная операция этого флота за всю историю

Коллежский советник: Для Рамзеса и Гайдукъ: Нашел я их "Okrety wojenne", выложено штук 9 номеров. А вот в каких "Спартак" и "Автроил" - неведомо. Подскажете? Текст у меня конечно без картинок. Но написано читабельно. Тем более, что на "великом и могучем". Желающим могу сбросить на мыло. С уважением Л.И.

Тритон: aden13, Автроил. Спасибо за такую оценку моих скромных трудов. Издеваетесь, да??? А следующий памятник будет из какого материала? У меня в погребах боезапаса еще хватает. С уважением.

Автроилъ: Гайдукъ пишет: Наверное стоило бы указать что на данной фотографии эсминцы изображены подготовленными к перегонке в Чили. Нет, не стоило. Перед переходом в Перу корабли с ноября 1932-ого находились в Таллине (чистились, красились...) и после этого уже в Пярну не заходили. Есть фотография сделанная действительно перед уходом (фотограф Е.Иванов), где миноносцы стоят у Элеваторного причала в Таллине под флагами и гюйсами перуанского ВМФ. Так что, извините-с, но на этот раз - «в молоко». С уважением...

Автроилъ: Тритон пишет: ...следующий памятник будет из какого материала? Токмо из бронзы, её, Ваш бродь, ежели чистолью надраить сразу издалека видно. Потому, как блескучая она шибко от той чистоли становится! Гордиться, лейтенант, такой работой надо! С уважением...

Рамзес: для Автроилъ - а пару автоматчиков из "горячих эстонских парней" на дежурство к памятнику из бронзы гарантрируете ? Маргиналы похоже уже не только в Союзе работают - с большим удовольствием недавно новости то ли СНН то ли ВВС смотрел с репортажем из не самых бедных Штатов где автохтонное население из фермеров шибко жалуется , что уже и там медные трубы орошения километрами экспроприировать стали (и туда наконец первоначальное накопление капитала дошло) для Коллежского советника - Леонид Ильич , завтра как найду конкретный номер поляков перезвоню вечером домой (может наконец - то пересечемся , а то из - за жары и загруза почти месяц в центр города не выбирался, ну с выборами уже бегать приходится)

ABP_TOR: Автроилъ пишет: Штурман "Автроила" К.К. Жевахов А есть какие-нибудь сведения о нём? Что-то у меня не сходится... К сожалению, кроме фото у Мордвинова по Жевахову ничего нет, непонятно почему его фото помещено. Он случаем не единственный из офицеров кто не пошел служить к эстонцам ?

АЗАРД: Вопрос: Константин Константинович Жевахов происходит из кавказского княжеского рода или однофамилец? С уважением МК

Автроилъ: В имеющихся в ЭНА документах более-менее прослеживается только младший из Жеваховых. О старшем что-либо найти не удалось. ЖЕВАХОВ Александр Константинович (08.12.1896-28.02.1919), мичман (МК 1915). ...Летом 1918 года бежал из Сов. России в Эстляндию. В конце января 1919 года зачислен добровольцем в Ревельский отряд Самообороны Эстляндского края, однако находился там недолго почти сразу перейдя к партизанам С.М. Булак-Балаховича (1883-1940). Погиб во время набега на Гдов. С уважением...

wind: Автроилъ пишет: более-менее прослеживается только младший из Жеваховых. Жевахов Константин Константинович Николаевский флотский полуэкипаж Родился (19.09.91) Православный холост. В слкжбе (10) Корабельный гардемарин (13) Поручик по Адмиралтейству (13), переведен во флот Мичманом (16.03.15) со старшинством в чине ( 28.11.13 ), Лейтенант (06.12.16). Станислав 3 (03.08.16). 1913 г. - По производству в офицеры назначен в Черноморский флотский экипаж на ЛК "Иоан Златоуст", затем переведен в Службу связи Черного моря. Приказом Командующего флотом Черного моря № 1705 от 16.12.1919 г. назначен на ЛК "Ген. Алексеев". Приказом Командующего флотом Черного моря № 1852 от 28.12.1919 г. зачислен в резерв чинов флота. Умер в Тулоне 07.05.1966 г. Мне почему то кажется, что штурманом, был все же Александр Жевахов, в документе и на фотографии опечатка . С уважением, В.

Автроилъ: wind пишет: Мне почему то кажется, что штурманом, был все же Александр Жевахов Так всё за то. О присутствии старшего брата в этот период в Эстляндии вообще нет никаких сведений. Младший упоминается, как прибывший в июле 1918-ого, но в Ревеле тогда ещё были немцы... Как-то непонятно всё это. Да и Жевахов-старший не вписывается в балтийский пейзаж. С уважением...

Гайдукъ: Автроилъ пишет: где миноносцы стоят у Элеваторного причала в Таллине под флагами и гюйсами перуанского ВМФ. Насчет Перу лапухнулся-виноватс. но меня смутили цеферблаты я встречал их на снимках эсминцев подготавливаемых к переходу в Перу. Вот и сделал такой опроменчивый вывод.

Гайдукъ: Коллежский советник пишет: Нашел я их "Okrety wojenne", выложено штук 9 номеров. А вот в каких "Спартак" и "Автроил" - неведомо. Подскажете? http://www.okretywojenne.pl/ow/download/ В номерах 52 и 53

Автроилъ: Гайдукъ пишет: где миноносцы стоят у Элеваторного причала в Таллине Фотография из моего собрания я смотрю уже весь интернет обошла. Циферблаты то как раз перед уходом в Перу и сняли. С уважением...

wind: Тьфу, блин, теперь все встало на свои места :-)), на фотографии, где было написано К.К.Жевахов опечатка однозначно :-), ведь приводил же документ Тритон : Штурман мичман Жевахов Александр Константинович, штурман, дворянин Херсонской губернии, холост. Да и по остальной службе старшего Жевахова ну никак не получается его служба 1918 г. на балтийских эсминцах, уж очень много натяжек ... Автроилъ пишет: однако находился там недолго почти сразу перейдя к партизанам С.М. Булак-Балаховича Причем, что интересно в отряде Булак-Балаховича, воевал еще один офицер с миноносцев мичман Ососов Дмитрий Иванович . Хотя служба Ососова на "Спартаке" почему-то совсем не вписывается в его автобиографию :-(( , вчера специально еше раз глянул, есть там вот еще и такое: В 1918 г. окончил Минный офицерский класс, назначен минным офицером эск. мин. "Победитель". С уважением, В.

ABP_TOR: wind пишет: Штурман мичман Жевахов Александр Константинович, штурман, дворянин Херсонской губернии, холост. Тогда содержатель минного склада в Николаеве на 1901 г. коллежский регистратор Константин Васильевич Жевахов возможно их отец?

Гайдукъ: Автроилъ пишет: Фотография из моего собрания я смотрю уже весь интернет обошла. Циферблаты то как раз перед уходом в Перу и сняли. С уважением... Возможно. Я фотографии с циферблатами и представленную выше видел в изданой в Эстонии журнале-книжульке "Эстонские высшие офицеры 1918-1940" вроде так она называется в вольном переводе. (эсть в сканах и с желающими могу поделиться) Дополнительно хочу задать вопрос. Наверное стоило бы создать тему что-то вроде "Российские моряки на службе лимитрофных государств" но так как эта тема самая блиская извольте. Не подскажите биографию литовского офицера полковника(1927) Теодораса Даукантаса - служил в царском флоте на кораблях "Слава" и "Император Павел I ".

wind: wind пишет: Причем, что интересно в отряде Булак-Балаховича, воевал еще один офицер с миноносцев мичман Ососов Дмитрий Иванович . Забыл добавить, Ососов и младший Жевахов одного выпуска М.К. 1915 г. Ососов, закончил Морской Корпус первым по списку с занесением имени на мраморную доску . С уважением, В.

wind: ABP_TOR пишет: коллежский регистратор Константин Васильевич Жевахов возможно их отец? Возможно, но честно говоря мне это доподлинно не известно :-( . Гайдукъ пишет: Наверное стоило бы создать тему что-то вроде "Российские моряки на службе лимитрофных государств" Если считаете нужным, то открывайте ... Здесь я думаю, все же тема более "специфичная", в привязке к двум эсминцам . С уважением, В.

Автроилъ: Офицеры захваченных англичанами эсминцев РККФ. 3. ОСОСОВ Дмитрий Иванович (23.05.1896-1976 или 1977), мичман (МК 1915). С производством в офицеры зачислен в 1-ый БФЭ с назначением на Дивизию сторожевых судов. Вахтенным начальником ЭМ "Сильный" участвовал в обороне Рижского залива и в сражении за Моонзунд (29.06.-06.10.1917). После октябрьского переворота оставался в РККФ - окончив Минный класс, проходил службу на ЭМ "Победитель". С 19 декабря 1918 года переведён на ЭМ "Спартак" (бывш. "Капитанъ 1 ранга Миклуха-Маклай"), на котором принял участие в руководимой Ф.Ф. Раскольниковым-Ильиным авантюрной операции в районе Ревеля. Захваченный в плен англичанами, был предан суду чести, после чего определён рядовым в строевую роту Ревельского отряда Русской Самообороны Эстляндского края (06.01.1919). Во время освобождения Принаровья от большевиков воевал в партизанском отряде атамана Булак-Балаховича. В одном из боёв получил тяжёлое осколочное ранение. По возвращении в строй, командуя подрывной группой совершил несколько вылазок в тыл к красным - организовывал диверсии на жел. дорогах и взрывал мосты. Прикомандированный к 7-ому Уральскому пехотному полку (с 04.05.1919), участвовал в походе Северного корпуса на Петроград. Занимал должности ротного офицера, затем начальника службы связи полка. За боевую деятельность в этот период награждён орденами Св. Анны 4-ой степени с надписью «За храбрость» (07.09.1919) и Св. Станислава 2-ой степени с мечами (приказ по СЗА за № 315 от 09.11.1919). С лета 1919-ого состоял при Военно-Морском Управлении СЗ фронта в качестве офицера связи с англ. флотом. В списках сокращённого состава управления (на 18.12.1919) указан как вахтенный начальник ПС "Китобой". На переходе "Китобоя " из Ревеля в Либаву и далее в Копенгаген (15-27.02.1920) исполнял обязанности ревизора. В Дании из-за неопределённости затянувшейся стоянки с разрешения командира оставил корабль (01.05.1920), перейдя на службу в колониальной администрации Бельгийского Конго. С 1929 года возглавлял отделение гидрографии в управлении судоходства всего бассейна одноимённой реки. После выхода на пенсию (1950) около десяти лет работал топографом в частной компании, затем отбыл на постоянное жительство в США. Умер и похоронен в Лос-Анджелесе. 4. ОГЛОДКОВ (ОГОЛОДКОВ) Сергей Владимирович (? - ?), инж.-механик мичман. В офицеры произведён по экзамену 31 июля 1917 года. В последующем проходил службу на Минной дивизии БФ. После октябрьского переворота оставался в РККФ и был захвачен в плен англичанами вместе с ЭМ "Спартак" во время неудачной разведывательной операции в районе Ревеля (26.12.1918). Решением суда чести офицеров СЗА отправлен рядовым на фронт и на декабрь 1919 года числился мл. офицером 4-ой роты 4-ого Гдовского полка. По непроверенным данным умер от сыпного тифа в январе 1920-ого. (Продолжение следует...)

aden13: wind пишет: Ососов, закончил Морской Корпус первым по списку с занесением имени на мраморную доску . Вроде бы первым в 1915 году закончил М.Н. Холмский, а Ососов вторым...



полная версия страницы