Форум » Судьбы морские » Судьбы моряков (не обязательно ВМФ) » Ответить

Судьбы моряков (не обязательно ВМФ)

kerbyol: В выписи из метрической книги г. Лион (Франция) 1924 г. указаны фамилии моряков и других лиц. Про Анатолия Геронимовича Живульта, кое что уже имею. С 20/11/1922 по 11/04/1923 был Командиром "Никола Пашич"из Константинополя до Марселя. Несколько сведений о Василии Федоровиче Белоклинцеве есть у С.В.Волкова. Про Ивана Осиповича Крылова ничего не нашла. Был ли Станичлав Николаевич Ланевский моряком - не знаю. Любые сведения будут приняты с огромными интересом и благодарностью. Если кого интересует, здесь Русские в Лионе немного рассказывается о русской эмиграции в Лионе и упоминается Священник Андрей Мишин, который крестил Анатолия Анатолиевича. С уважением

Ответов - 211, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 All

Валерий-П: На страницах своей семейной хроники "Жизнь Иванова" (Москва, издательство Вагриус. 2005 г.), основанной на документах, семейных записях и свидетелей очевидцев Лев Александрович Аннинский рассказал и о своем родного дяде - Иванове Иване Ивановиче. Иванов Иван Иванович (1897 - 1976 гг.) Мичман. Из донских казаков. Родился в семье сельского учителя. Начальное образование получил в Остроуховском двухклассном училище. Затем поступил в Урюпинское Реальное училище. которое окончил в 1914 году. После начала Первой мировой войны поступил в Гардемаринские классы. На февраль 1916 года - гардемарин 3 роты 8 смены в практическом плавании на вспомогательном крейсере "Орел" в водах Дальнего Востока. Весной 1917 года, по окончании ОГК, оставил флот и вернулся к семье в станицу Ново-Аннинскую. Летом 1918 года был мобилизован в Красную Армию, но послужить красным не успел, в связи с быстрым наступлением Белой Армии. Остался в станице. Вступил во ВСЮР, в конце 1918 года командовал бронепоездом. С февраля-марта 1919 года - в Ростове, командир военного катера Донской флотилии, мичман. На ноябрь 1920 года - командир башни линкора "Воля" ("Генерал Алексеев"), на котором и был эвакуирован в Турцию. В Константинополе оставил корабль и перебрался в Болгарию. На 1921 год в Болгарии. Работал землекопом, кочегаром, грузчиком, молотобойцем, мастером по замесу извести. Участвовал в сменовеховской газете "Новая Россия", был одним из активных деятелей движения русских офицеров, желавших вернуться в Россию. После переворота в Болгарии, летом 1923 года, был арестован как "красный" и посажен в тюрьму. Летом этого же года в числе 14 человек офицеров - возвращенцев был посажен на корабль, идущий в Новороссийск. В Новороссийске вся группа была арестована и отправлена в Ростов, в тюрьме которого он находился до ноября 1923 года, после чего был доставлен в Москву, на Лубянку. В 1924 году получил персональную амнистию ВЦИК и 19 февраля 1924 года был освобожден с запрещением проживания в южных губерниях. Остался в Москве. В 1924 - 1925 годах - завхоз в детском городке. Осенью 1925 года поступил на курсы бухгалтеров (хотел на конструкторские курсы, но выбирать не приходилось). Репрессии обошли стороной, хотя чистки были часты. "Иван Иванов во время войны работал на трудфронте, а после войны продолжал служить по бухгалтерской части. Ему удалось сделать карьеру: он стал видным специалистом ВЦСПС, дожил до пенсии, а там и до старости. Умер он восьмидесяти лет от роду в сентябре 1976 года под ножом хирурга, пытавшегося спасти ему жизнь". Три брата из большой семьи Ивановых. В центре - Иванов Иван Иванович. Слева - Александр Иванович Иванов-Аннинский, отец Льва Аннинского. Москва 1927 год. Фото из вышеуказанной книги. С уважением Валерий П.

Dirk: Спасибо! Помню замечательную статью Анненского в "Родине" о своём дяде. Помню замечательную фразу: "В то время моя "красная" родня уже не общалась с "белой". И рассказ о разговоре с дядей. Автор заметил дяде, что тот, если бы не случилось революции, уже бы до вице-адмирала дослужился. Дядя неожианно повысил голос: "Ты без вице-, без вице-, полным был бы адмиралом!" Только вот насчёт "командовал бронепоездом" - есть сомнения...

Валерий-П: На протяжении всего повествования проходит этот бронепоезд. Автор подчеркнул, что Иван мог хоть завтра угнать бронепоезд к красным, однако боялся за своих родных, остававшихся на территории, занятой белыми. Может специалистам по бронепоездам подскажет пара подсказок: с лета воевал он против армии Миронова; в конце 1918 - начале 1919 года бронепоезд был разбит, и команда, бросив его, с боями отступила к Александровск-Грушевскому.


georg199: Валерий-П, спасибо за выдержки из сборника "Нахимов. Документы и материалы" ! Интерес не пропал, просто отвлекался на другие дела и месяц не заглядывал на форум. Если можно, расшифруйте о чем говорится в ссылке 12 в конце письма (там, где о письмах детям).

georg199: Чтобы не только спрашивать, поделюсь следующей информацией. Увидел, что на форуме когда-то велась дискуссия по поводу места захоронения Губонина П.Н. (мичман с «Варяга»). Обсуждалась версия о том, что он похоронен не зарубежом, как это часто пишут, а в Москве, на Новодевичьем кладбище. Даже приводилась фотография, где на одном памятнике значится: Мочульский С.А., Мочульская Н.П. и Губонин П.Н. (год смерти 1929), а на соседнем памятнике: Мочульский А.С. Как я понял, дискуссия ничем не закончилась, потому как было неясно какое отношение могут иметь Мочульские к Губонину с «Варяга». Дело в том, что Губонин П.Н. и Мочульские находились в определенном родстве как раз через Потемкина К.С., о котором я тут задавал вопросы. Отставной капитан-лейтенант Потемкин К.С. в 1830-е годы служил командиром феодосийской карантинной стражи, а его сослуживцем был подпоручик Мочульский. Оба женились на сестрах – дочерях местного предводителя полковника Чевати, а в следующем поколении один из сыновей Потемкина К.С. женился на дочери Мочульских (так, кроме «свойства», эти семьи связало уже и кровное родство). У Потемкина К.С. были еще и дочери, и одна из них была матерью Надежды Константиновны Губониной, которая в свою очередь является матерью Петра и Ольги Губониных. Думаю это про ее могилу: «Губонина Надежда Константиновна (1864--1939,†Москва,Ново-Девич.кл-ще,1-уч.) Домовладелица, жена Н. Губонина [Кипнис С.Е. Новодевий мемориал. М.,1995]» - тоже Новодевичье! А у Мочульских было свое имение под Харьковым, но после революции они переехали в Москву, и по семейной хронике, в этом «революционном» поколении был как раз врач Сергей Алексеевич Мочульский, женатый на Надежде Павловне и имевший сына Сергея Алексеевича, тоже врача. Таким образом, П.Н. Губонин – правнук Потемкина К.С. по материнской линии, а Мочульские – близкие родственники Потемкиных, перебравшиеся в Москву. Так что можно уверенно утверждать, что на фотографии кладбищенского участка – могилы именно тех «харьковских» Мочульских, о которых я тут пишу, и с достаточной долей вероятности считать, что упомянутый на памятнике вместе с ними П.Н. Губонин – это именно тот, с «Варяга». Хотя, может вы уже с этим вопросом разобрались и тогда интересно какова последняя общепризнанная версия о месте захоронения Губонина. Кстати, дедом Губонина П.Н. (т.е. мужем дочери Потемкина К.С.) был Константин Артюхов (Артюков). В семейных записях он назван майором, но есть основания думать, что он флотский майор (ластовый экипаж или что-то в этом роде) и возможно рано умер, т.к. его жена потом выходила замуж повторно. Я нашел информацию, что Константин Артюков значился в выпуске Морского корпуса за 1848г. Может кто поможет найти о нем информацию в Общем морском списке?

Валерий-П: georg199 пишет: Если можно, расшифруйте о чем говорится в ссылке 12 в конце письма (там, где о письмах детям). Только то, что они (дети) жили в Петербурге. И небольшая илюстрация к вашему другому посту, может и было где на форуме: Мичман крейсера "Варяг" П.Н.Губонин, великий русский певец-баритон И.В.Тартаков (слева) и предприниматель, меценат, создатель частного литературно-театрального музея А.А.Бахрушин. Кисловодск. С уважением.

georg199: Большое спасибо

Валерий-П: Цереквицкий Константин Иванович Инженер-кораблестроитель и моторостроитель. Родился 09.11.1889 г. Православный, женат, 1 сын. В службе с 1908 г. корабельный гардемарин судостроитель -1911 г. Окончил Кораблестроительное отделение Морского инженерного училища (1911). Подпоручик -1911 г. Поручик ККИ - 06.12.1913 г. Уволен для службы на Адмиралтейском судостроительном заводе – 15.05.1912 г. Зачислен по Корпусу 04.05.1913 г. Штабс-капитан ККИ с 06.12.1915 г. Ордена: Серебряный знак по окончании полного курса Морского Инженерного Училища Императора Николая I – 1911 г., Светло-бронзовая медаль по случаю 300-летия царствующего дома Романовых -1913 г., Св. Станислава 3 ст. – 30.07.1915 г., Иностранный: Сиам. Коронационная медаль – 1916 г. После Октябрьской революции, вследствие прекращения судостроительных работ, работал по механической специальности - 5 лет на Людиновском заводе локомобиле и машиностроения, потом 2 года в Запорожье – авиационные моторы, главный инженер. С началом строительства флота был назначен техническим директором Севастопольского Морского завода, а потом Николаевских заводов (Объединения «Наваль» и «Руссуд»). В 1929 году был арестован по обвинению во вредительстве и заочно приговорен к 10 годам в Соловецкий концлагерь, однако отправлен не был, а работал в Особом Конструкторском Бюро ГПУ (в тюрьме) в Харькове. В 1931 году был досрочно освобожден и направлен для работы на Харьковский паровозостроительный завод; строил дизеля для быстроходных танков, одновременно преподавая в Харьковском Машиностроительном институте (бывший Технологический). В 1932 г. был назначен главным технологом танкового отдела Т-2 ХПЗ. Совместно с конструкторами, производственниками, работниками ОТК, военной приемки ХПЗ и Научно-испытательного бронетанкового (НИБТ) полигона РККА работал над устранением недостатков и осуществлял доводку танка БТ. В конце 1937 года был уволен, как недостаточно благонадежный для военной промышленности и всецело перешел на преподавательскую деятельность в том же институте. В 1939 году получил ученое звание доцента по кафедре автомобилестроения. С началом Великой Отечественной войны остался в Харькове и в 1943 году был принудительно, как научный работник, вывезен немцами в Мюнхен, где работал в качестве библиотекаря и библиографа, а затем был послан на завод Юнкерса в Гальберштадт, где работал чертежником. После капитуляции Германии проживал в лагерях для перемещенных лиц и в мае 1950 года прибыл с супругой в Нью Йорк. Член Общества Бывших Офицеров Русского Императорского флота в Америке. Член Общества русских инженеров в США (на 1951). Проживал в Бруклине (Нью-Йорк). Умер 25.05.1965 г. в г. Лейквуд, штат Нью-Джерси, США. С уважением.

Игорь Алабин: Валерий-П пишет: С началом Великой Отечественной войны остался в Харькове и в 1943 году был принудительно, как научный работник, вывезен немцами в Мюнхен, где работал в качестве библиотекаря и библиографа, а затем был послан на завод Юнкерса в Гальберштадт, где работал чертежником. В целом я согласен, что принудительно... Кто хотел тот не уезжал... Примеров множество. Я это не к тому, что он плохой и т. д. и т. п. Человек хотел жить и боялся, что за нахождение в оккупации (и работал в оккупации по специальности, и в Гермнии работал на оборонную промышленность) его привлекут к уголовной ответственности. А если бы действительно бы хотел вернуться на Родину, то вернулся бы. Таких тоже было множество. И далеко не все сели.

Валерий-П: Игорь Алабин пишет: В целом я согласен, что принудительно.. В целом и я согласен! Что же получается: в 1937 уволили и забыли, в 1939 получил звание доцента и не никому нужен, при эвакуации Харьковского завода - опять не вспомнили. Или сам остался? C уважением.

Валерий-П: Еще один кораблестроитель: Юркевич Владимир Иванович (5 июня 1885, Москва — 14 декабря 1964, Нью-Йорк) http://ruguard.ru/forum/index.php/topic,426.20.html C уважением.

Игорь Алабин: Валерий-П пишет: при эвакуации Харьковского завода - опять не вспомнили. Или сам остался? Выглядит именно так. Но категорично утверждать не стоит. Ведь небольшой шанс на стечение обстоятельств остается. Мой дв. дед с 1-х дней войны был плену. Ком. взвода. Освобождён америкосами. Вернулся сам на Родину. Прошёл фильтрацию. Уголовному преследованию не подвергался. В Белоруссии работал директором какого то винного склада. Его жена находилась всю войну в оккупации. Чтобы прокормить детей мыла полы в германской комендатуре. Так работа в оккупации была учтена при начислении трудового стажа.

Игорь Алабин: http://voldrozd.narod.ru/proekt/usa/novo-diev/main.html фото мгилы цереквицкого.

Валерий-П: Спасибо! Жаль, уж больно, крупным планом. А страничка интересная. С уважением.

Валерий-П: Калачев Георгий Александрович (1895-1983) Родился в 1895 году в Гатчине, Санкт -Петербургской губернии. Русский. Окончил Реальное училище в Гатчине. Морской кадетский корпус. Поручик по Адмиралтейству - 30.07.1916 г. Из семьи священнослужителя. В РККФ. В 1920 г. - ответственный работник Днепровской и Каспийской флотилий. За взятие Керчи награжден орденом Боевого Красного Знамени. Капитан 2 ранга. В 1930-х, видимо, уволен из РККФ. Работал на рыболовецких судах в Мурманске. На момент ареста, 5 июня 1940 года, проживал в Мурманске, капитан рыболовного сейнера (РС-7) "Сазан". Тройкой при УНКВД по Мурманской области от 19 августа 1940 г. приговорен к 5 годам ИТЛ по ст. 58-10 УК. В заключении в лагере в Коми АССР. Работал нормировщиком. Освобожден в 1947 г., в 1950 г. вернулся в Гатчину. Реабилитирован 23 января 1957 года Мурманским областным судом. До выхода на пенсию работал нормировщиком в Химлесхозе. Подробнее: http://history-gatchina.ru/article/kalachev.htm C уважением.

VVK: В 1924 Калачев старший помощник командира канонерской лодки «Знамя Социализма» ЧФ

Сергей: Он, было на форуме КАЛАЧЕВ ГЕОРГИЙ Родился: 27.07.1916 г. Младший унтер-офицер Окончил Морской корпус 56-м по списку и приказом № 378 произведён в корабельные гардемарины. 1916 г. предоставлено право ношения Золотого знака об окончании полного курса наук Морского кадетского корпуса. 1916 г. во время последнего(перед выпуском)плавания на КР «Аврора», уличен в краже фуражки, по ходотайству однокашников(не хотели окнчательно портит ему карьеру, выпущен поручиком по Адмиралтейству с зачислением в Архангельский полуэкипаж; В. Чернецкий «Морской журнал» № 126(6) 1938). 30.07.1916 г. Высочайшим приказом по Морскому ведомству № 1611 произведён в поручики по Адмиралтейству. По списку командного состава РККФ на 1.02.1924 г. числится Калачев Георгий Александрович 1895 г. р. На службе в РККФ. На 1.02.1924 г. старший помощник ком. КЛ «Знамя Социализма»(ЧФ)

Сергей: Сергей пишет: Калачев Георгий Александрович (1895-1983) Валерию-спасибо, еше судьбу одного выпускника МКК узнал. С уважением.

Валерий-П: Капитан 2 ранга?! Сам сомневался - писать или не писать! Поверил автору статьи. С уважением.

ssergey x 100: Валерий-П пишет: За взятие Керчи награжден орденом Боевого Красного Знамени ???

Игорь Алабин: Гринфельд (Гринфельдт) Павел Петрович (1872 - 1938) Из мещан. Уроженец г. Кемь, Архангельской губ. Образование получил в Кемском город. уч-ще, Архангельских шкиперских курсах и торгово-мореходном уч-ще (капитан дальнего плавания). С 1880 начал нести морскую службу. Сначала в качестве мальчика, так называемого зуйка, на промыслах, а затем уже на морских судах. Ходил в море в качестве кока, матроса, штурмана и, наконец, в качестве капитана дальнего плавания на судах «Владимир» и «Сергей Витте». Побывал за границей, на Дальнем Востоке и несколько раз пересекал экватор. Плавал на русских и иностранных судах, избороздил из конца в конец Белое море. Отлично знал жизнь Русского Севера, изучил его быт и потребности, знал нужды промышленников-поморов. В 1901 – 1912 он служил в Товариществе Архангельско-Мурманского пароходства. Состоял редактором коллективного издания «Спутник Помора». В архангельских газетах публиковал статьи о северном крае. Состоял членом Общества изучения Русского Севера, Общества моряков и отделения Общества судоходства. Дойков Ю. Памятная книжка: Красный террор в Советской Арктике: 1920 – 1923: «...В 1921 году он был капитаном на пароходе «Лозовский». Ходил из Архангельска в Вардё. От Гринфельда информация о репрессиях и терроре большевиков поступала через Вардё в Париж к генералу Е. К. Миллеру и в Лондон, а затем в Берлин к адмиралу И. Ф. Бострему… Согласно показаниям лейтенанта П. Л. Иванова, резидента «Центрального объединённого блока русской эмиграции» в Северной Норвегии (1920 – 1924 гг.), которые он дал на допросе в 1925 году в Архангельском ГПУ, Гринфельд был «очень серьёзным информатором. Дал мне очень много сведений. 12 писем от него я отправил Гамильтону...». Умер в Арктике. Погребён на Смоленском кладбище, в г. Ленинград.

Игорь Алабин: А выпускники мореходных уч-щ здесь нужны?

georg199: Уважаемые форумчане! Помогите пожалуйста с "наводкой" в инете на статью С. Крашенинникова о вице-адмирале М.Ф. Рейнеке. Должна быть в № 5 Морского сборника за 1869г., но скачивал этот номер с разных сайтов и в разных форматах - и каждый раз именно ее не хватало, хотя в оглавлении заявлена.

Валерий-П: Мукалов Николай Константинович (1872 г. - после 1945 г.) Подпоручик по Адмиралтейству. Капитан ледокола «Канада», впоследствии «Третий Интернационал» и «Ф.Литке». Детские и юношеские годы провел в Киеве. Друг детства философа Николая Бердяева. Семья Бердяевых участвовала в его обучении и становлении. В 1900 г. состоял в переписке с видным деятелем русского революционного движения Феликсом Вадимовичем Волховским. Его письмо в Центральный Совет Международной федерации судов, докеров и работников речного флота хранится в архиве Волховского в библиотеке Гарвардского университета. Член киевского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса» в 1900—1902 гг. За участие в революционной деятельности был сослан на три года в Яренск. Благодаря заботам семьи Бердяевых он был переведен в Вологду в 1901 году, где находился в ссылке вместе с Н.Бердяевым. Работал там по специальности — штурманом на пароходе. По данным Ю.В.Дойкова, после ссылки Мукалов вместе с Борисом Савинковым участвовал в подготовке убийства министра Плеве. (?!) В своих «Воспоминаниях террориста» Б.Савинков не упоминает Мукалова, хотя пути их могли пересекаться и в Вологде, где Савинков отбывал ссылку и в Киеве, куда он бежал от первых неудач. С 8 июня 1906 г. в Киеве старшим братом Н.Бердяева Сергеем Александровичем и его женой Е.Г.Бердяевой стала издаваться ежедневная общественно-политическая газета «Работник», где редактором стал Н.К.Мукалов. «Работник» примыкал к социал-демократической партии. Вышло всего два номера, после чего газета была закрыта. В 1906 г. Мукалов Н.К. отошел от революционной деятельности. Много лет плавал штурманом и капитаном на Севере и Дальнем Востоке. C 16 июля по 30 августа 1911 г. на пароходе "Колыма" совершил плавание из Владивостока в Нижне – Колымск для доставки двух грузовых кунгасов, парового катера и продовольствия. Свои путевые впечатления были опубликованы: Мукалов Н. Из Владивостока в устье р. Колымы: (Плавание парохода "Колыма" в 1911 г.). - РСуд, 1912, № 8, с. 32 - 36., а также - Землеведение, 1912, т. 19, кн. 1 - 2. В начале Первой мировой войны был призван на действительную военную службу в чине прапорщика и с 18 октября 1914 г. назначен командиром ледокола «Канада», которым бессменно командовал до ноября 1921 г. В целях обеспечения круглогодичной навигации в Архангельском порту 9 ноября 1915 года было утверждено положение о Временном ледокольном бюро при Управлении Архангельского торгового флота. Бюро составило программу ледокольных работ в порту и Белом море. Ответственным за выполнение этой программы был назначен командир ледокольного парохода «Канада» Н. К. Мукалов , а его штурманом стал известный полярник, участник экспедиции Г. Л. Брусилова В. И. Альбанов. С 1915 г. - член АОИРС (Архангельского Общества Изучения Русского Севера). К апрелю 1916 г., по данным Ю.В.Дойкова, был награжден орденами Св.Станислава 3 ст., Св.Анны 3 ст. и медалями. Произведен в подпоручики - 30 августа 1916 г. В Архангельске проживал вместе с женой и двумя детьми по адресу – ул. Базарная, 12 (в 1920 г.переименована в улицу Георгия Иванова). Во время интервенции на Севере «Канада» фактически находилась в распоряжении англичан. С ее помощью зимой 1918/19 года поддерживалось почтово-пассажирское сообщение между Архангельском и Мурманском. В феврале 1920 г. именно Мукалов Н.К. командовал ледоколом «Канада» в погоне за «Мининым». По сведениям Ю.В. Дойкова, после возвращения в Архангельск Н.К.Мукалов был арестован ЧК, но по настоянию команды ледокола был выпущен, после чего скрылся и через некоторое время нелегально перешел границу с Норвегией, где его уже ожидала жена, и они уехали в Англию. Может так оно и было, оспаривать не буду. Но, пока, факты говорят о том, что после возвращения в Архангельск «Канада» под его командованием ходила в море на розыски яхты «Ярославна», брошенной белогвардейцами среди льдов. Яхта была спасена и приведена в Архангельск. Н.К.Мукалов был одним из инициаторов и участников спасения ледокольного парохода «Соловей Будимирович» в Карском море в июне 1920 г. В ту пору судно носило новое название «III интернационал». В июне 1921 года ледорез был передан Белмортрану и тогда же переименован в ледокол «Ф. Литке» в честь видного русского мореплавателя и полярного исследователя Ф. П. Литке (1797-1882). Командовал им Н. К. Мукалов до ноября того же 1921 года. Дальнейшая его судьба представляется отрывочно. Ю.В.Дойков упоминает, что в начале 20-х годов он участвовал в советских Карских экспедициях, после чего оказался в Лондоне. В сентябре 1922 г. его друг Н. А. Бердяев и другие были высланы из России и на пароходе «Oberburgermeister Накеп» («философский пароход») покинули Петроград и отправились в Штеттин, Германия. Возможно, и этот факт повлиял на решение Мукалова Н.К. По сведениям Ольги Волкогоновой, проживая за границей, Николай Константинович Мукалов навещал Бердяева в Париже, а Бердяев ездил в Лондон, чтобы увидеться с ним. Всю жизнь они переписывались. Первые юношеские письма Мукалова Н.К., полные мальчишеского задора, были одним из поводов к аресту Н.Бердяева в 1898 г. Сегодня в Российском Государственном Архиве Литературы и Искусства (РГАЛИ) хранятся два письма Мукалова Н.К. к Бердяеву Н.А. Последнее датировано 12.02.1945 г. С уважением.

EFK: Спасибо В конце 1921 г. МУКАЛОВ Николай Константинович упоминался в списке лиц, состоящих на особом учете, как бывших белых, находящихся на службе в Морском транспорте Белого моря и Северного Ледовитого океана. Список обновлялся регулярно. С уважением,

oigen999: Ходосевич Григорий Захарович http://www.vlad-fort.ru/voopik/index.php?n=artyom&StArt=8 С уважением, oigen999.

Alchel: Вот встретилось во время поисков. Вроде бы вне моих интересов, но, может быть, кому-то будет интересно: Подполковник по Адмиралтейству Винокуров Федор Александрович 20.09.1862 г.р. Со слов правнучки, живущей в Загребе, погиб в Севастополе в 1917 г. А теперь о "вроде бы вне интересов"... Со слов все той же правнучки - участник РЯВ. Смотрим: 1897 г. - арт.содержатель крейсера "Россия". Участник подавления восстания "боксеров"(1900-1901). На 01.01.1904 г. - шкипер 8 флот.экипажа. С 26.07.1904 г. - СПб порт. Тит.советник (18.01.1902), коллеж.асессор (18.01.1905). Награды того периода - А3 (1906). Переведен по Адмиралтейству в капитаны (1907). Вопрос - мог ли он быть участником РЯВ в первом полугодии 1904 г.? Мог быть - шкипером или арт.содержателем. У той же "России" на начало 1904 г. место арт.содержателя было вакантным. Есть у кого-нибудь информация об этом?

Dirk: Про Севастополь - вряд ли... В книге "Варфоломеевские ночи в Севастополе" не упоминается. Послужной на 1915 г. в архиве точно есть.

Lot: Вопрос. В какой состав при постановке на воинский учёт записывали белых офицеров флота, должность, звание в запасе (после 1935г.)? Вопрос возник после изучения биографий гардемаринов: Мичман Шеманский Ю.А. во время ВОВ служил командиром Вс. судна КБФ (на "колчаковских фронтах"заслужил 2 Георгия в 1919г.). Его однокашник по выпуску мичман Дунаев Н.А. в годы войны- старшина сапёрного батальона. Оба вернулись в Сов. Россию в 1922г. Небольшое добавление. Дунаев старшиной стал в 1945г, а в 1944 ещё красноармеец.

Поручик: Позвольте изложить свои скромные соображения по этому поводу. Все бывшие белые офицеры с начала 20-х годов ставились на особый учет на определенный период времени (обычно на 4-5 лет, но иногда и дольше). Одновременно они учитывались и по военно-учетной специальности. Например, в журнале регистрации на 1922 год у бывшего мичмана Рудь Василия Аполлоновича в графе «На какой должности состоит на учете» значится просто мичман. Вас вероятно интересует вопрос, почему мичман Шеманский Ю.А. во время ВОВ занимал командную должность, а его однокашник по выпуску мичман Дунаев Н.А. в годы войны был на солдатской должности? Наиболее вероятно Н.А. Дунаев был снят в 30-е годы с воинского учета вовсе по состоянию здоровья (как вариант был осужден и лишен воинского звания) и получил белый билет. В годы же войны был призван (ушел добровольцем на нее) уже рядовым. В моей практике был похожий случай. Бывший подпоручик белой армии Кордо-Сысоев Владимир Константинович в 1944 году был призван армию. Служил гвардии рядовым и был убит в 1945 году в Чехословакии. С уважением, П.



полная версия страницы