Форум » Судьбы морские » Офицеры-участники Гидрографической экспедиции СЛО (1910-1915). Часть 3-я. » Ответить

Офицеры-участники Гидрографической экспедиции СЛО (1910-1915). Часть 3-я.

Автроилъ: Экспедиция, которой с признанием современников не повезло. Она закончилась, когда в Европе уже вовсю полыхала война и противоборствующим странам было не до географических открытий за полярным кругом. После октябрьского переворота и спровоцированной им Гражданской войны большинство её участников (офицеров) оказалось в эмиграции и о них предпочли забыть. Позже Руаль Амундсен с сожалением скажет: «В мирное время эта экспедиция возбудила бы весь цивилизованный мир!». За шесть лет плавания на ледокольных пароходах "Таймыръ" и "Вайгачъ" в разное время прошли службу больше тридцати офицеров Императорского флота. Это и те, кто готовил экспедицию и перегонял корабли на Дальний Восток и те, кто непосредственно участвовал в исследованиях в Арктике. В их числе: 1. Александров Д.В. _____________ 21.04.1914-01.10.1915 гг. 2. Анцев Д.Р. ___________________ 24.03.1914-01.10.1915 гг. 3. Арбенев Н.А. _________________ 27.02.1912-07.04.1913 гг. 4. Арнгольд Э.Е. ________________ ..........1909-.........1915 гг. 5. Брусилов Г.Л. _________________..........1909-27.02.1912 гг. 6. Вейгелин Г.Е. _________________ ............................1910 г. 7. Вилькицкий Б.А. ______________ 07.04.1913-01.10.1915 гг. 8. Гельшерт Н.А. _________________ ........1909-01.10.1915 гг. 10. Гойнинген-Гюне В.Н. __________ 07.05.1913-10.02.1914 гг. 11. Давыдов Б.В. ________________ 28.08.1910-25.03.1913 гг. 12. Евгенов Н.И. _________________ 07.05.1913-01.10.1915 гг. 13. Жохов А.Н. __________________ 04.04.1912-16.02.1915 гг. 14. Ильинский А.Н. _______________ .........1914-........1915 гг. 15. Клодт-Юргенсбург Г.А. _________ ........1909-27.02.1912 гг. 16. Колчак А.В. __________________ ........1908-28.08.1910 гг. 17. Лавров А.М. _________________ 21.03.1909-18.03.1913 гг. 18. Ломан К.В. ___________________.........1909-18.03.1913 гг. 19. Макалинский А.А. _____________ .........1909-.........1910 гг. 20. Матисен Ф.А. _________________ .........1908-.........1909 гг. 21. Минин А.Н. ___________________ .........1909-.........1912 гг. 22. Неупокоев К.К. _______________ 14.02.1911-01.10.1915 гг. 23. Никольский А.Г. ______________ 07.05.1913-01.10.1915 гг. 24. Нилендер В.В. ________________ .........1909-21.04.1914 гг. 25. Новопашенный П.А. ___________ 18.03.1913-01.10.1915 гг. 26. Нольде Б.А. _________________ ..........1909-12.03.1912 гг. 27. Петерсен Э.Э. ________________ .........1912-.........1914 гг. 28. Пилкин А.К. __________________ .........1909-.........1910 гг. 29. Сахаров Л.В. _________________ 14.02.1911-07.05.1913 гг. 30. Сергеев И.С. _________________ 02.11.1910-.........1915 гг. 31. Старокадомский Л.М. __________ .........1909-.........1915 гг. 32. Транзе Н.А. __________________ 27.02.1912-01.10.1915 гг. 33. Фирфаров А.Г. ________________ ..........1913-.........1915 гг.

Ответов - 39, стр: 1 2 All

Автроилъ: Тема что-то совсем захирела. А, ведь, далеко не всё ещё разобрано. Тем более, что ещё не сказано об остальных участниках великой экспедиции... В частности, долго ждал, когда что-нибудь вспомнят и об этом офицере (в основновном взято из приложений и примечаний, составленных нашим уважаемым коллегой к дневникам адмирала В.К. Пилкина): САХАРОВ Лев Валерьянович (23.02.1884 – 27.02.1939), капитан 2-ого ранга (в чине «за отличие по службе» с 10.04.1916). Окончил МКК (1904). Принадлежал к «царскому» выпуску – произведен в офицеры лично Императором Николаем II (Высочайший приказ по МВ за № 39 от 28.01.1904) на следующий день после нападения яп. миноносцев на корабли артурской эскадры. В Русско-японскую кампанию (1904-1905) участвовал в обороне Порт-Артура и в сражении в Желтом море (28.07.1904), после которого его корабль (миноносец "Безшумный") был интернирован в Циндао. За отличия в делах против неприятеля пожалован орденами Св. Анны 4-ой степени с надписью «За храбрость» (18.06.1904) и Св. Станислава 3-ей степени с мечами и бантом (12.12.1905). По возвращении в Россию продолжил службу на БФ. Окончив гидрографическое отделение НМА (1910), принимал непосредственное участие (14.02.1911-07.05.1913) в подготовке и проведении Гидрографической экспедиции СЛО, в том числе в различных исследовательских работах и в поисках морских путей в Восточной Арктике. Участвовал в открытиях архипелага Северная Земля (Земля Николая II), пролива Вилькицкого (генерала Вилькицкого), островов Малый Таймыр, Старокадомского и Транзе. В годы Первой мировой войны исполнял должность флагманского штурманского офицера Штаба начальника 1-ой бригады ЛК БФ (1915-1917). За боевую деятельность в этот период награждён мечами (01.06.1915) к уже имевшемуся ордену Св. Станислава 2-ой степени (06.12.1914) и орденом Св. Анны 2-ой степени с мечами (21.03.1916). Весной 1917 года назначен помощником флаг-капитана по оперативной части Штаба командующего флотом БМ. Один из организаторов Союза республиканцев на Балтике. После октябрьского переворота продолжил службу в РККФ. Состоял при оперативной части Штаба начальника Минной обороны БМ (с 09.04.1918). Одновременно исполнял обязанности ст. морского начальника в Гельсингфорсе, Або и Котка. Уволен от службы приказом по флоту БМ (от 30.04.1918), однако и в последующем оставался на службе у большевиков. На 12 декабря 1918 года – начальник распорядительной части Штаба начальника учебных отрядов и школ БФ. Предположительно, в 1920 году бежал в Финляндию, после чего работал в русской военно-морской разведке «O.K.», возглавляя некоторое время её отделение в Париже. Умер в Чехословакии. Некролог опубликован в парижской русскоязычной газете «Последние новости» (№ 6579 за 02.04.1939).

Автроилъ: Может, не совсем по теме, но тоже полярник. Личность во всех отношениях примечательная. Но о нём долгое время замалчивалось. В известных же публикациях столько набралось вранья, что просто удивляешься иногда полёту фантазии авторов (не избежал этого и форум "Полярная почта"). Итак, что было на самом деле? ГЕРНЕТ Евгений Сергеевич (31.10.1882 – 08.08.1943), капитан 2-ого ранга (28.07.1917)...

EFK: Гернет Евгений Сергеевич [31.10(02.11).1882, Кронштадт–08.08.1943, Павлодарская обл. Казах. ССР], военный моряк, капитан 2 ранга (1916?), участник Русско-японской войны (1904 – 1905), 1-й мировой и Гражданской войн; капитан дальнего плавания, исследователь Арктики; гляциолог, создатель теории обледенения Земли. Из «Ингерманландской» ветви рода Гернетов. Его племянник Серж Гернет, генеалог, жил во Франции.


Автроилъ: Это всё известно и переходит из публикации в публикацию. Насколько достоверно приведённое ниже? ...Командующий миноносцем "Точный" (25.01.1909-08.07.1910). Находился в безвестном отсутствии (08.07.1910-09.11.1911). Исключен из списков флота (12.08.1910). По возвращении зачислен вновь (22.11.1911) и отдан под суд за служебный подлог, растрату казенных денег и побег со службы. Осужден на 3 года заключения в крепость, однако указом Государя Императора наказание заменено на исключение со службы с лишением дворянства, чинов и орденов (04.05.1912). ...Возвращены все права и преимущества, утраченные им до этого по суду. Лейтенант «за отставкой» (13.05.1914) с зачислением на Транспортную флотилию ЧФ (.10.1914). Капитан 2-ого ранга (с 28.07.1917)... Есть и другие «несуразицы», но о них потом. С уважением...

aden13: Автроилъ Начнем танцевать от печки... отец: Гернет Сергей Павлович (12.12.1859 - 17/30.05.1918), капитан 2 ранга (17.06.1886). Родился в Гдове, умер в Петрограде, погребен на Волковском лютеранском кл. Мать: Г. Евдокия Павловна, ур. Дьячкова (1864-.12.1941). Ее отец: Павел Алексеевич Дьячков, капитан КФШ; мать: Евд. Тимоф., ур. Шумиловская. Родился 31.10.1882 в Кронштадте. В МКК (1897-1902). 06.05.1902 произведен в мичманы с зачислением в Квантунский ФЭ. На ЭБР «Победа» перешел на Дальний Восток. И.д. старшего штурманского офицера МКЛ «Отважный» (с ноября 1903), 17.05.1904 переведен на мин. «Лейтенант Бураков», 18.07 – на мин. «Бдительный». Участвовал в двух прорывах японской блокады, когда «Бураков» ходил с донесениями в Инкоу. 21.07.1904 отправлен на джонке с донесением к наместнику, прибыл во Владивосток 11.08, в тот же день награжден чином лейтенанта (производство утверждено ВП № 571 от 27.09.1904). Назначен флаг-офицером морского штаба наместника (20.08), но 23.09 по собственному желанию командирован в распоряжение штаба командующего флотом Тихого океана для доставки снарядов в Порт-Артур. С 01.10 – командир ТР № 5, с 17.10 – начальник экспедиции на английском ПХ «Карляйль», плавание закончилось неудачей. Награжден орд. Св. Анны 4 ст. с надписью «за храбрость» за отличное мужество и распорядительность во время бомбардировки Порт-Артура 2-го апреля сего года неприятельским флотом (21.04.1904, утв. 14.06.1904), Св. Станислава 3 ст. с мечами и бантом за отличную распорядительность и мужество при исполнении особо важного поручения (18.06.1904, утв. 23.08.1904), Св. Владимира 4 ст. с мечами и бантом (18.09.1905, утв. 14.11.1905). Штурманский офицер 2-го разряда (20.03.1906). Вахтенный начальник и младший штурман ЭБР «Цесаревич» (1906–1908). Орд. Св. Анны 3-й степ. (06.12.1907). Ст. штурман УС «Герцог Эдинбургский» (1908). Штурманский офицер 1-го разряда (18.08.1908). 07.10.1908 назначен слушателем в АОК. Не закончил. 24.11.1908 отчислен от класса с переводом в Сибирский ФЭ. Штурман ТР «Шилка» (1908–1909). Командующий мин. «Точный» (1909–1910). Старший лейтенант (18.04.1910). Находился в безвестном отсутствии с 08.07.1910 по 09.11.1911. Исключен из списков флота (12.08.1910), по возвращении зачислен вновь (22.11.1911) и отдан под суд за служебный подлог, растрату казенных денег и побег со службы. ВП № 1107 от 04.05.1912. По Высочайшей конфирмации приговора временного Владивостокского военно-морского суда определено: старшего лейтенанта Евгения Гернета и лейтенанта Николая Давыдова 3-го, за служебный подлог, не пополненную растрату вверенных по службе казенных денег и побег со службы, а Гернета, сверх сего, за умышленное не записание в приход казенных денег, подвергнуть, взамен назначенной каждому из них по суду отдачи в исправительное арестантское отделение на три года, заключению в крепости на те же сроки с указанными в приговоре суда последствиями, а именно: с исключением из службы и лишением чинов, орденов, знаков отличия, дворянства и всех особенных прав и преимуществ. ВП № 1284 от 03.08.1914. Всемилостивейше повелено: бывшему старшему лейтенанту Евгению Гернету возвратить утраченные им по суду дворянство, чины, ордена, знаки отличия, а также все особенные права и преимущества с тем, чтобы он считался отставленным от службы. Продолжение следует...

Al Pi: aden13 пишет: Находился в безвестном отсутствии с 08.07.1910 по 09.11.1911. Исключен из списков флота (12.08.1910), по возвращении зачислен вновь (22.11.1911) и отдан под суд за служебный подлог, растрату казенных денег и побег со службы. Проходил одним из обвиняемых по "сахарному делу", кторое слушалось врем. в.-м. судом владивостокского порта 3-8 марта 1911 г., но сбежал от суда. На неделе постараюсь посмотреть какие именно преступления ему вменялись в вину.

Сумрак: оуууй...... Как то про Гернета неприятно... продолжение будет? прямо как детектив какой... не уже ли такой растратчик был по хозлинии?..

Автроилъ: aden13 пишет: Начнем танцевать от печки... Антон, спасибо за падеграс. Как всегда, всё просто и изящно!

EFK: Сумрак пишет: прямо как детектив какой... не уже ли такой растратчик был Да ...! Сколь же скелетов по шкафам кроется ...

Сергей: Сумрак пишет: Как то про Гернета неприятно... продолжение будет? Сам удивляюсь, все вершители или активные участники, как предыдущие из флота: Шмидт и будующие Гернет, Ильин(Раскольников), Дыбенко. Все какие-то с неприятным душком(В принципе революция в белых перчатках не делается). С уважением Сергей.

Автроилъ: Сергей пишет: В принципе революция в белых перчатках не делается... А причём здесь политические пертурбации? Или деньги были пожертвованы народу на «революционную борьбу»?

Сергей: Автроилъ пишет: А причём здесь политические пертурбации? Политика тут не причем, просто банальное воровство в личных целях. Кстати предлогаю вернутся к персоналиям, а не расуждать на политическую тему. С уважением Сергей.

Автроилъ: Сергей пишет: Кстати предлогаю вернутся к персоналиям, а не расуждать на политическую тему. Ну, не я же начал «расуждать на политическую тему». Мне интересно, как такое могло случиться, если оно («банальное воровство в личных целях») имело место быть. С уважением...

Сергей: Да Автроил, мы так зайдём далеко от темы Гидрографической экспедиции СЛО. Предлогаю продолжить тему "офицеров-авантюристов" на другой ветке. С уважением Сергей.

Автроилъ: Сергей пишет: Предлогаю продолжить тему "офицеров-авантюристов" на другой ветке. Гернет по Вашему авантюрист? Я бы не осмелился так утверждать. С уважением...

Сергей: Автроилъ пишет: Я бы не осмелился так утверждать. Я с вами согласен, не хочу омрачать память об этом офицере. Мичман 1902 года выпуска рвался в бой, как и его сверстники. Но, что дальше было по службе... Что пройдёт или везение ???(суд, восстановление на службе, участие в затоплении ЧФ, оценка чего до сих пор не ясна, служба в РККФ). С уважением Сергей.

Автроилъ: Так, я почему разговор о Гернете начал? Дабы на его примере показать честной публике, что истин (простите за банальность) может быть много и история пишется не двумя красками (чёрной и белой). Тонов и оттенков, как правило, бывает предостаточно. Хотя бы по той причине, что это история человека..., а люди - не ангелы (ещё одна банальность). С уважением...

Автроилъ: aden13 пишет: Продолжение следует... Ждём-с...

aden13: Обещанная вторая часть. В октябре 1914 г. зачислен на службу в Черноморский флот. Назначен на Транспортную флотилию. Командующий ТР № 67 "Тислетор". Официально определен в службу ВП № 1368 от 09.02.1915 (ст. 13.05.1914) с зачислением в Черноморский ФЭ. 19.03.1916 назначен командующим ТР № 5 "Альма". Награжден орд. Св. Станислава 2-й степ. с мечами за отличное мужество и прекрасную распорядительность, проявленные в операциях флота 13-31 марта сего года (15.05.1916, утв. 11.09.1916). 07.07.1917 назначен непосредственно наблюдающим, по штурманской части, за постройкой кораблей в Черном море. Капитан 2-го ранга (28.07.1917). Окончание следует...

wind: Добавлю пять копеек: aden13 пишет: На ЭБР «Победа» перешел на Дальний Восток. 13.05.1902-1903 г. - Младший штурманский офицер эск. броненосца "Победа". aden13 пишет: И.д. старшего штурманского офицера МКЛ «Отважный» (с ноября 1903), c 03.11.1903 г. aden13 пишет: 17.10 – начальник экспедиции на английском ПХ «Карляйль», плавание закончилось неудачей Во врямя шторма п\х "Карляйль" в открытом океане потерял все 4 лопасти винта, сделав подобие парусов из мешков и искусно пользуясь благоприятными порывами ветра, сумел так подправить дрейф "Карляйля", что его на 82-й день вынесло к Филиппинам. После ремонта в Маниле "Карляйль" не смог дать ходу больше трех узлов вышел в Сайгон. 23.04.1905 г. - Прибыл в Сайгон, сдав груз на крейсер I ранга "Диана". 22.07.1905 г. - Выехал из Сайгона кружным путем через Китай, Монголию на Кяхту, во Владивосток. 22.09.1905 г. - Прибыл во Владивосток. 06.11.1905 г. - Командирован в распоряжение ГМШ. 21.01.1906 г. - Уволен в двухмесячный отпуск . 09.04.1906-1908 г. - Вахтенный Начальник эск. броненосца "Цесаревич". 02.06-03.09.1908 г. - Стажировка на уч. судне "Герцог Эдинбургский" в должности Старшего штурманского офицера. aden13 пишет: Штурман ТР «Шилка» (1908–1909). Командующий мин. «Точный» (1909–1910). 20.12.1908 г. - Зачислен на вакансию минного офицера транспорта "Шилка". 23.12.1908-1909 г. - Штурманский офицер транспорта "Шилка". 25.01.1909-1909 г. - Командующий миноносцем "Точный". 02.02.1909 г. - Вступил в командование миноносцем. ... 09.02.1915 г. - Определен в службу из отставки [5] .10.1914-.02.1906 г. - Командир транспорта "Тистлетор". .02.1916-.03.1917 г. - Командир транспорта "Альма". Летом 1916 года участвовал в доставке десантных войск под Трапезундом, огнем береговых батарей транспорт был сильно поврежден, а Гернет ранен. 1916-.01.1917 г. - Ремонт транспорта № 5 в Батуме. 28.12.1916 г. - После госпиталя, уволен отпуск, по заключению медкомиссии, на 2 месяца. 1917 г. - Старший офицер эск. миноносца "Калиакрия". .03.1917-.06.1918 г. - Комндир эск. миноносца "Калиакрия". Остался в России. 23.06-17.08.1918 г. - Командующий Волжской военной флотилии красных. 28.02.1919 г. - Назначен Начальником дивизиона сторожевых кораблей Балтийского моря. 25.05-.08.1920 г. - Командующий Азовской военной флотилии красных. .06-.11.1923 г. - Командир п\х "Симбирск", затем "Индигирка", на Дальнем Востоке. С уважением, В.

aden13: wind пишет: .03.1917-.06.1918 г. - Комндир эск. миноносца "Калиакрия". Не уверен, что Гернет принял Калиакрию в марте 1917 года. Вероятнее, это произошло позже. Летом, а то и осенью 1917 года. wind пишет: .02.1916-.03.1917 г. - Командир транспорта "Альма". Назначен приказом командующего флотом Черного моря № 156 от 19.03.1916.

Сергей: Большая благодарность всем участвовавшим в обсуждении. С уважение Сергей.

Автроилъ: Ну и пять копеек от меня. После затопления судов ЧФ в Новороссийске с восемью катерами-истребителями (на ж/д платформах) отбыл в Царицын, где по предложению большевистского командования принял под своё начальство Волжскую военную флотилию.

hikaru: А кто такой Петерсен Э.Э.?

EFK: ПЕТЕРСЕН (Петерсон) Эрнест Эрнестович - старший лейтенант, инженер-механик крейсера «Аскольд». Списан по требованию команды в 1917 г. Умер в эмиграции в 1928 г. С уважением,

hikaru: А может он быть родственником Оскар Владимировичу Петерсену - профессору - дерматовенерологу?

hikaru: Как я понимаю, он был его племянником. Только брат Оскара Владимировича Петерсена Эрнст - проживал в Риге. Я только что нашла это, но не знаю, когда этот Эрнст Эрнестович родился. А где он умер в эмиграции?

квн:

квн: если не возражаете, изложу эту историю с легким упором на выпускников 1903 года: Весной 1909года лейтенант Давыдов-3 исполняет должность вахтенного начальника на миноносце, а затем и флагманского корабля флотилии крейсере "Аскольд". Новое назначение-ревизор крейсера- стало поворотным в его судьбе: через год он сбежал с корабля прихватив с собой и корабельные деньги. Как выяснилось в ходе предварительного следствия, желание заработать на поставках сахара для экипажей Сибирской флотилии повлекло за собой подлог документов и хищение казенных денег. И как только запахло судебным разбирательством , два подельника -командир эсминца "Твердый" старший лейтенант Евгений Гернет (выпуск 1902г) и ревизор "Аскольда" лейтенант Давыдов сбежали со службы и укрылись в Японии. спустя полтора года все же вернулись в пределы Росийской империи и сдались властям. приговор был суров - по три года исправительных отделений с лишением орденов, чинов, дворянства и прочих привилегий. Хлопоты отца Гернета и покаянное письмо императору самого проштрафившегося лейтенанта и с учетом личного мужества проявленного в минувшей войне привели к сокращению срока на треть, а в дальнейшем и прощение и возвращение на флот. Давыдову не помогли материнские письма ни к императору, и уж тем более к Морскому министру. Единственно чего смог добиться так рядовым пойти в Действующую Армию, и судя по всему не пропал на передовой. Но на этом история не закончилась - в гражданскую войну капитан 2 ранга Е.Гернет, принимает активнейшее участие в затоплении части Черноморского флота в Новороссийской бухте, а затем так же верно служит новой власти. Летом 1920-го его назначают командующим Красной Азовской военной флотилией, а в начальниках штаба у него оказывается Н.В.Давыдов. Остается гадать, как пересеклись пути-дороги старых сослуживцев, и кто кого вытянул на столь высокие посты вРККФ. Правда не долго пришлось им флотоводствовать-в августе обоих сняли за пассивное противодействие десантам барона Улагая. дальнейшая судьба Давыдова, увы не известна, зато известна печальная участь Евгения Гернета. Кстати в ту же аферу с поставками сахара вляпался и однокашник Давыдова лейтенант с транспорта "Тобол" Владимир Алехин. Его тоже осудили на три года и более в списках флота он не обозначился.

Автроилъ: М-да, интересная картина вырисовывается.



полная версия страницы