Форум » Судьбы морские » Григорий Викторович Пиотровский » Ответить

Григорий Викторович Пиотровский

Сумрак: Пару днй назад обнаружил у родителей небольшую брошюрку, изданную местым краеведом в конце 90-х. Он посвящена моряку и летчику Григорию Викторовичу Пиотровскому (выпуск 1905 года). Текст так себе, но для интересующихся есть некоторые факты из его биографии, которые, возможно, неизвестны. Хмурым вечером 26 октября 1910 года зал витебского гражданского клуба был заполнен до отказа. Внимание витеблян привлек выступавший здесь с публичной лекцией об истории завоевания воздуха один из первых русских летчиков, лейтенант Григорий Викторович Пиотровский. Впрочем, тема эта интересовала горожан и совсем по другой причине: на протяжении нескольких лет они сами являлись свидетелями некоторых интересных ее страниц. ... Июль 1893 года. В Витебске выступает один из первых русских парашютистов Станислав Древницкий. На глазах изумленной публики он поднимается на воздушном шаре, наполненном газом, на высоту 300 метров. А затем, отделившись от трапеции, плавно опускается на парашюте прямо... в Западную Двину. На этот раз все обошлось вполне благополучно. Оказавшийся неподалеку лодочник, оправившись от первого испуга, успел все-таки вытянуть храбреца из воды. Но не знал тогда мокрый, но счастливый покоритель воздуха, что спустя ровно два года на выступлениях в Витебске несчастье все-таки произойдет. 2(14) июля 1895 года С.Древницкий, как обычно, выполнял свой очередной, 124-й прыжок. Оторвавшись от земли, огромный шар почему-то наклонился и тут же зацепился за столб, на взлетной полосе. Раздался треск ткани, и из разорванной оболочки повалили клубы дыма. Однако шар все равно поднимался вверх. На высоте около 20 метров С. Древницкий неожиданно сорвался с трапеции и упал. К нему бросились из толпы. Среди публики оказалось немало врачей. Однако, несмотря на все их старания, парашютиста не удалось даже привести в чувство. И спустя несколько часов 34-летний покоритель воздуха умер. Во время этих гастролей вместе со С. Древницким выступали его брат Юзеф и жена третьего брата Альфреда – Ольга. Это был дебют О. Бобровской, которая стала первой женщиной-парашютисткой. 12(25) июня 1911 года витебляне увидели в небе над городом первый самолет. Толпы людей собрались на большой площадке в районе Гуторовщины, где один из первых русских летчиков Александр Васильев совершил на легком аэроплане "Блерио" несколько кругов над Витебском. Вот как описывал это событие репортер газеты "Витебские губернские ведомости": "Летун надел свой костюм, сел на свою стальную птицу и после небольшого разбега оторвался от земли и плавно понесся в высоту. Слышны были крики удивления и восхищения. Взгляды всех направились за птицей-человеком". Первый полет самолета над Витебском продолжался всего семь минут. Он проходил на высоте около 300 метров и вызвал такие восторги горожан, что Васильева упросили повторно выступить. Назавтра "летун" вновь поднялся в небо и его второй полет, который собрал еще больше людей, продолжался на несколько минут дольше. Это чуть не привело к аварии. Пилоту пришлось совершить вынужденную посадку на небольшой площадке неподалеку от железнодорожной станции. Александр Алексеевич Васильев (1881-1918) юрист по профессии. Весной 1910 года, впервые увидев в небе самолет, решил стать летчиком. Учился в школе Блерио одновременно с Г. Пиот¬ровским, а диплом летчика № 192 получил за десять дней до него. Обладая высоким мастерством пилотирования. А. Васильев в течение нескольких лет совершал показательные публичные полеты во многих городах России, занимал призовые места на соревнованиях. Александр Алексеевич одним из первых освоил петлю Нестерова и другие фигуры высшего пилотажа. В декабре 1910 г. совершил беспосадочный перелет Елисаветполь-Тифлис (200 км). Но наибольшую популярность ему принесла победа в групповом перелете Петербург-Москва. Из десяти летчиков, стартовавших 23 июля (5 августа) в столице, до финиша долетел только А. Васильев. После этого воздушного аса пригласили испытать самолет завода "Дукс". Во время полета произошла катастрофа, в результате которой он получил перелом ноги в двух местах и повредил позвоночник. С 1913 г. А. Васильев работал летчиком-испытателем на петербургском заводе "Первого российского товарищества воздухопла¬вания С. С. Щетинина и К°". В этом же году он осуществил перелет Петербург-Москва-Петербург. Когда началась первая мировая война, летчик добровольцем ушел в армию. 23 августа (5 сен¬тября) вместе с генералом А. К. Мартыновым он совершал разведывательный полет. В результате попадания в самолет вражеского снаряда из строя вышел мотор. Вынужденную посадку совершили в районе Львова и попали в плен к австрийцам. Летчик пытался бежать, но неудачно. Его отправили в лагерь строгого режима, где он и умер. В Витебске побывали, так сказать, транзитом, и многие другие известные русские летчики. 11(24) мая 1914 года ознаменовалось новым достижением отечественной авиации. В этот день известный русский летчик П. Нестеров вместе с механиком Г. Нелидовым установил мировой рекорд дальности перелета. Они готовились долго и тщательно. Старательно была изучена трасса от Киева до Петербурга. И как только погода позволила, в 3 часа 30 минут утра машина поднялась в воздух. Через три часа отважные летчики успешно миновали Чернигов и вскоре приземлились, сделав первую запланированную остановку в Быхове. Здесь пополнили запас бензина и в 8 часов 10 минут вновь продолжали полет по направлению к Городку, где предполагалась вторая, предпоследняя посадка. Путь после Быхова был трудным и опасным. Из-за неожиданно сильного и порывистого ветра самолет все время кидало из стороны в сторону. Поэтому П. Нестеров принял решение приземлиться в Витебске, где экипаж отдохнул и дождался улучшения погоды. В Городке заправились и продолжи и полет. Однако через несколько минут летчик услышал перебои в работе двигателя. Посадив самолет прямо в поле, он установил, что неисправен маслопровод. А поскольку своими силами отремонтировать его было невозможно, решили вернуться в Городок. Для этого механик Г. Нелидов замотал маслопровод изоляционной лентой. Ремонт в Городке продолжался около трех часов. И из-за этого поставленная задача — за сутки одолеть расстояние от Киева до Петербурга — была под угрозой срыва. Тогда Нестеров решает не делать третью запланированную посадку и, используя попутный ветер, добираться до цели. Не желая подвергать жизнь Г. Нелидова риску, он уговорил механика покинуть самолет, а сам продолжал полет. Поздно ночью, преодолев за восемь летных часов расстояние в 1250 километров, П. Нестеров приземлился в Гатчине, побив тем самым не только рекорд дальности полета, но и средней скорости. Новый равнялся 150 километрам в час, так быстро до русского летчика еще никто не летал. Прошло чуть больше месяца, и 16(29) июля 1914 года один из первых отечественных тяжелых самолетов "Илья Муромец" совершил перелет по маршруту Петербург-Киев-Петербург. В нем принял участие большой экипаж, состоявший из четырех человек: создателя самолета и руководителя полета И.Сикорского, бортмеханика В.Панасюка, штурмана Г. Лаврова и второго пилота X. Прусиса. Огромная по тем временам машина (площадь поверхностей — 182 м2, вес — 4,5 т) стартовала с Корпусного аэродрома в Петербурге в начале второго часа ночи. На борт взяли почти 1.5 тонны груза — бензин, машинное масло, инструменты, провизия, теплая одежда и т. д. "В 8 часов 40 минут мы пролетели над Витебском на высоте 1200 метров. Там мы скинули аэрограмму, — рассказывал о полете И. Сикорский. — Вскоре после Витебска начало качать. Впрочем, это не затрудняло полета... Наконец, около 9 часов 35 минут мы подошли к Орше и стали спускаться. Около 10 часов утра "Илья Муромец" благополучно спустился на поле около Орши". Преодолев расстояние более чем 700 кило¬метров за 8 часов и 3 минуты, русские летчики установили мировой рекорд беспересадочного полета. "... В 2 часа 15 минут мы снялись, пролетели на небольшой высоте над городом и Днепром, повернули и взяли курс на юг, — вспоминал далее И. Сикорский. - В воздухе была сильная качка, "Илью Муромца" сильно бросало, и все время приходилось работать подкрыльниками и рулями. Через четверть часа полета мы начали было забирать высоту, но в это время произошла маленькая авария — лопнула бензопроводная трубка третьего мотора. Мотор остановился и вытекавший бензин загорелся от вспышки мотора. Выскочив тотчас же на крылья, лейтенант Лавров и механик Панасюк погасили пожар огнету¬шителями и тряпками. Однако ввиду сильной качки и значительной нагрузки мы решили не делать ремонта в воздухе и спустились в верстах 20 от вылета, в Копысе. Поломка была вскоре починена, но мы отложили вылет... На рассвете следующего дня мы поднялись из Копыси и полетели дальше на юг". Возвращаясь из Киева в Петербург, "Илья Муромец" в 8 часов утра пролетел над Могилевом. Над Оршей на высоте 1300 метров летчики сбросили аэрограмму с приветствием жителям этого города. В 9 часов 30 минут самолет уже прошел над Витебском, а затем, достигнув высоты 1500 метров, и над Городком. Неоднократно упоминается Витебск и в успешных делах советских покорителей неба. Так, 16-30 сентября 1922 года через город на Западной Двине проходил маршрут выдающегося перелета Москва-Смоленск-Витебск-Гомель-Одесса-Харьков-Серпухов-Москва протяженностью 3600 км. Этот перелет летчик Б.Белинг совершил за 22 часа 30 минут. В этом же году над Витебском на авиетке пролетел известный советский летчик Евгений Гвайта. Герой гражданской войны, он закупал по поручению советского правительства в Англии несколько одноместных самолетов-бипланов с мотором мощностью 35 л. с. На одном из них летчик решил возвратиться на родину. Стартовав 9 июня 1922 года, он расстояние в 2755 км прошел за 23 летных часа, преодолев пролив, Францию, Голландию и Германию. 26 июня Е. Гвайта намеревался достичь границ Советской России. И вот наконец под крыльями авиетки показались окрестности и кварталы Витебска. "Только тот, кто пробыл в Европе долго, поймет, как я себя чувствовал, когда машину обступили крестьяне, пригородные рабочие, витебская детвора, — писал впоследствии летчик. — Здесь я был дома!" А теперь давайте вернемся в зал витебского гражданского клуба октябрьским днем 1910 года. Бурными аплодисментами встретили собравшиеся там появление стройного молодого человека в морской военной форме. Его счастливые родители приехали в Витебск специально из своего имения Михалово, что неподалеку от Лиозно. Их обоих в городе тоже хорошо знали. Виктор Пиотровский являлся выпускником петербургского института гражданских инженеров. Он построил немало общественных зданий в Варшаве, а в первой половине 1880-х годов руководил перестройкой в Витебске костела св. Варвары. Его жена Лидия, мать летчика, была витеблянкой, дочерью местного архитектора середины XIX века Христиана Николаевича Плющевского-Плющика. Из этой семьи происходил и известный витебский энтомолог Владимир Алексеевич Плющевский-Плющик (1849-1926), приходившийся летчику двоюродным дядей. Детские и юношеские годы Григорий провел в Михалове и в Новороссийске, где в это время Пиотровский-старший был занят на прокладке железной дороги. А родился он 8(20) января 1881 года. По одной версии - в Кракове, по другой – в Михалове. Первоначальное образование получил дома, а затем в немецкой гимназии св. Анны в Петербурге. Несколько лет учился в Витебской гимназии. Узнав о восстании греков на Кипре, убежал из дома, желая принять участие в освободительном движении угнетенных. Однако юношу задержали недалеко от румынской границы и возвратили родителям. Экзамен за полный курс гимназии Григорий Пиотровский сдал в 1899 году в Тифлисе, где в это время работал отец и жила вся их семья. В этом же году он поступил на юридический факультет Варшавского университета, который закончил четыре года спустя. Стремясь к самостоятельности, Григории в студенческие годы занимался заготовкой льда на Висле, в Познаньском воеводстве участвовал в сельскохозяйственных работах. Встреча с морем произвела на молодого человека неизгладимое впечатление. В качестве юнкера он поступает на учебу в 18-й флотский экипаж И в 1904 году на парусном учебном судне направляется в кругосветное путешествие. Однако корабль дошел только до Бразилии. Здесь его застало известие о начале русско-японской войны и приказ вернуться в Европу. В 1905 году Пиотровский получил чин мичмана и начал службу на Балтийском флоте. А вскоре настали грозные события первой русской революции. В конце октября 1905 года в экипажах и сухопутных частях Кронштадта проходили массовые митинги и собрания. Ораторы призывали не верить царским обещаниям, а самим с оружием в руках добиваться настоящей свободы. В ночь на 27 октября несколько тысяч матросов и артиллеристов устроили мощную манифестацию. На подавление революционного выступления из Петербурга были срочно вызваны войска. Свыше 500 активных участников восстания должны были предстать перед военно-полевым судом, сулившим суровые приговоры. Только под воздействием рабочих масс Петербурга царское правительство вынуждено было предать их гражданскому суду. А среди тех, кто смело осуществлял защиту моряков, был и мичман Г. Пиотровский. Его выступления отличались логичностью и убедительностью, гражданским мужеством и в немалой степени способствовали сравнительно мягким приговорам. 1907 год ознаменовался интересными событиями в жизни Григория Викторовича. Он сопровождал адмирала Ф.Дубасова в его путе¬шествии по мурманскому краю. А год спустя моряк ушел в запас и стал командовать промысловой шхуной. На закупленной норвежской яхте "Викинг" с целью изучения условий рыболовства и возможности эксплуатировать богатства Арктики совершил несколько походов. В 1909 году Г.Пиотровский возвращается на морскую службу. На этот раз его зачисляют на крейсер "Алмаз" и присваивают звание лейтенанта. Не успел он как следует привыкнуть к новому месту, как из Франции пришла сенсационная новость: инженер Луи Блерио на самолете собственной конструкции перелетел через пролив Ла-Манш. В русском военном ведомстве поняли, что настала пора позаботиться о создании собственного воздушного флота. Правда, в это время во Франции уже обучались управлению самолетами выходцы из России — механик Николай Попов, офицер Сергей Уточкин, борец Иван Заикин, адвокат Александр Васильев, инженер Василий Лебедев, поэт Александр Каменский, велогонщик и автомобилист Михаил Ефимов. Однако они приехали частным образом, к военной службе не имели отношения. К тому же для большинства из них это было просто увлечение. Поэтому в апреле 1910 года во Францию за счет военного ведомства было командировано семь офицеров-добровольцев. Вскоре один из них серьезно поранил руку, и его решили заменить. Счастливый жребий пал на Г.Пиотровского. Григорий Викторович уехал из Петербурга 2(15) мая и уже спустя несколько недель прибыл в город По, расположенный на юге Франции. Здесь находилась одна из авиационных школ, принадлежавших Л.Блерио. "Я прибыл в По с горячим желанием сейчас же сесть на аппарат и начать обучение, — рассказывал Г.Пиотровский на своей публичной лекции. - Директор дал объяснения, как действовать рулями и регулировать ход мотора и предложил "рулировать", т.е. кататься по земле на колесах по прямой линии... Мотор был пущен в ход, пропеллер завертелся и, отталкиваясь лопастями от воздуха, понес меня с громадной скоростью по полю. Несмотря, однако, на все мои усилия, линия выходила кривая, меня все время уклоняло с прямого пути налево. Грозила опасностъ, что нанесет на забор. Я остановил мотор. повернул и хотел продолжать рулировать. Но туг подбежали механики и заявили, что урок кончен и аппарат поступает в пользование следующих учеников. Первый урок, таким образом, продолжался полминуты, минуту. Следующего урока пришлось ждать опять несколько дней, и он был также непродолжителен". Нелегко давалась наука летать. Потребовались и немалые инженерные знания. Г.Пиотровский с головой уходит в учебу. Наследственная склонность к точным наукам очень ему на этот раз помогла. Не случайно его последующие публикации всегда отличалась хорошим знанием техники. Во время одного из учебных полетов Г. Пиотровский решил сделать вираж, но отсутствие навыка и необходимого опыта привели к катастрофе: самолет упал, а летчик только чудом отделался легким ушибом ноги. Несчастье и неумение найти причину неудачи настолько разочаровали Григория Викторовича в авиации и особенно в собственных способностях быть пилотом, что он решает оставить авиационную школу. Неизвестно, как бы сложилась дальнейшая судьба Пиотровского, если бы вскоре в Реймсе при огромном стечении публики не проводилась авиационная неделя. В полетах на самолетах самых разных конструкций участвовало 75 пилотов из многих стран. Увиденное здесь необычное зрелище настолько воодушевило офицера, что он быстро забыл о своих недавних сомнениях. Для продол¬жения учебы его посылают в город Этамп под Парижем к самому Л. Блерио. Здесь Григорий Викторович пробыл июль и август 1910 года, но вновь летал немного из-за большого числа обучавшихся. Осваивал самолет марки "Блерио". Его создателем являлся французский механик Г. Вуазен (1880-1973). Первая модель появилась в мае 1906 г. Ее приобрел инженер Луи Блерио (1872-1936) и назвал своим именем. Впоследствии, став известным пилотом и авиаконструктором, он модернизировал аппарат. Новые модели появились осенью 1906 г., в апреле, июле и ноябре 1907 г., в июне 1908 г. 25 июля (7 августа) 1909 г. летчик осуществил перелет из Франции в Англию через пролив Ла-Манш. Это событие стало вехой в истории воздухоплавания. Полет совершил на машине нового поколения, которая принесла ему мировую славу. Построенная в начале 1909 г., она представляла собой моноплан. Взлетный вес самолета равнялся 300 кг, длина — 8м, размах крыла — 7,8 м, площадь крыла — 14 м2. Он развивал скорость до 60 км/час. 29 августа (11 сентября) Г.Пиотровский выдержал экзамен на звание пилота-авиатора и получил диплом летчика с порядковом номером 195. Заимев в свое распоряжение не учебный, а двухместный гоночный аппарат "Блерио" с мотором в 50 л.с., он вместе со своим механиком унтер-офицером Черепновым решил на нем возвратиться на родину. Однако ему это запретили, не без основания опасаясь за жизнь двух людей: такого перелета никто и из числа более опытных летчиков никогда еще не предпринимал. Пришлось самолет разобрать и везти его в ящиках. Но желание совершить что-либо необычное у Пиотровского осталось, он только ожидал подходящего случая. Возвратись в Россию, и получив назначение на работу инструктором в недавно созданную авиационную школу Воздушного флота, Г.Пиотровский тут же принял участие во Всероссийском празднике воздухоплавания, проходившем в сентябре 1910 года на Комендантском аэродроме в Петербурге. В нем было занято 11 летчиков, в том числе П. Ефимов, С. Уточкин. За полетами на самом аэродроме и на окружающих участках земли наблюдали не менее 175 тысяч человек! 11(24) сентября Г. Пиотровский впервые поднялся на самолете в небо России. Этот его полет длился 33 минуты. А 10 дней спустя он с пассажиром (по одной версии — с репортером московской газеты "Русское слово", по другой — с собственным механиком) совершил свой исторический перелет над морем из Петербурга в Кронштадт. "Весь город перебывал во дворе кронштадтского полуэкипажа, где находится аппарат "Блерио", на котором 21 сентября прилетел Пиотровский, — рассказывали своим читателям "Витебские губернские ведомости". — Появление Пиотровского 22 сентября встречено музыкой и "ура" выстроенных шпалерами матросов и публики. Реалисты на руках перенесли его с экипажа к аэроплану, взобравшись на который летчик в открытом воздухе прочел лекцию об авиации... Возникла мысль поставить обелиск-памятник у места спуска первого военного аэроплана с авиатором-моряком". Два дня спустя "Витебские губернские ведомости" сообщили подробности этого исторического события, отметив, что оно проходило без рекламы, приготовлений и без предосторожностей, неизменно принимаемых на Западе. "Отважный офицер совершил перелет, едва ли не являющийся мировым рекордом. Расстояние между Петербургом и Кронштадтом больше, чем ширина Ла-Манша между Кале и Дувром, где совершались до сих пор самые знаменитые перелеты через море. Пиотровский совершил свой блистательный перелет вечером, когда уже спустилась темнота, и имел пассажира. Никто ему не указывал пути, никакой пароход его не провожал и никто даже не знал, куда неожиданно скрылся смелый летун. Это событие и подвиг не только в русской, но и во всемирной авиации". Неудивительно, что в одночасье Г. Пиотровский стал мировой знаменитостью. Он получил личное поздравление от Блерио, коллег из Англии и Франции. Тепло отозвался на этот перелет и А.Семенов-Тянь-Шаньский, который писал в редакцию "Кронштадтского вестника": "С чувством глубокого удовлетворения приветствую подвиг лейтенанта Пиотровского, который навсегда останется памятен каждому из нас, русских. Воздушному флоту предстоит великая будущность". О значении полета Г. Пиотровского говорит и такой красноречивый факт: спустя несколько недель после него в Петербурге появились почтовые карточки, на которых был изображен летчик и его самолет. Ободренный успехом, Григорий Викторович вместе со своим неизменным механиком Черепновым предпринимает еще несколько попыток побить свой собственный рекорд. Последняя из них заканчивается катастрофой. К счастью, травма оказалась не очень серьезной. И месяц с небольшим спустя после исторического полета Г.Пиотровского уже чествовали витебляне. Узнав о том, что он направляется на лечение и отдых к родителям в Михалово, на витебском вокзале летчика встречала огромная толпа людей, знакомые и друзья, репортеры всех местных газет. Официальное сообщение о проезде через город "известного авиатора лейтенанта Пиотровского" сделали и "Витебские губернские ведомости". Поскольку в это время в Витебске собирали средства для сооружения памятника в честь героев Отечест¬венной войны 1812 года, Григорий Викторович изъявил желание сделать свой вклад в это дело. И весь сбор от его публичной лекции был передан в фонд сооружения обелиска. Текст ее вскоре был опубликован в местной прессе, а затем и издан отдельной брошюрой. Полученная травма заставила Г.Пиотровского отойти от активной летной деятельности. Зимой 1910-1911 годов он находился в качестве инструктора самолета "Блерио" в командировке в Севастополе, где была открыта школа морской авиации. Вместе с капитаном 2-го ранга Кедриным Григорий Викторович впервые проводил испытательные полеты самолетов с лыжами вместо колес. Затем последовала командировка во Францию, Германию и Австрию для ознакомления с состоянием развития авиации этих стран. После возвращения на родину летчик получил очередное воинское звание — капитан. В 1913-1914 гг. Г. Пиотровский работал референтом в Генеральном морском штабе (Генморе) как специалист по авиации. Оттуда был направлен в министерство промышленности и торговли в качестве эксперта по вопросам патентов на изобретения в области авиации. Результатом этой работы стали многочисленные статьи в прессе и публичные лекции по вопросам освоения воздуха, а затем и книга "Гидроавиация", в которой высказывается предположение о том, что в морской авиации наиболее эффективными будут не самолеты на поплавках, а летающие лодки. Большая роль принадлежала летчику в организации подразделений морской авиации на Балтике и Черноморском побережье. С началом первой мировой войны, включив¬шись в миссию адмирала Веселкина, Пиотровский провел под неприятельским огнем из Одессы по Черному морю и Дунаю в Сербию караван судов с военными грузами, за что был удостоен ордена, Позднее он стал адъютантом адмирала. В январе 1915 года Пиотровский направляется в Англию в качестве офицера связи по вопросам морской авиации при Британском Адмиралтействе, а весной того же года уезжает в США. Находясь на заводе Картисса, Г.Пиотровский осуществляет наблюдение за постройкой здесь гидросамолетов для морского ведомства России. В ноябре через Архангельск он возвращается в Петроград с первой партией машин, после чего в Севастополе занимается организацией морской авиации на Черном море. С апреля 1916 года — помощник военно-морского агента (атташе) при посольстве России в США, а несколько месяцев спустя он становится руководителем секции морского снабжения в этом посольстве. Поляк по национальности, Г. Пиотровский, находясь на русской службе, никогда об этом не забывал. Будучи в США, он неофициально сотрудничал с польскими организациями. После февральской революции направлял поляков — выходцев из России в польские вербовочные пункты и военные лагеря. В американской прессе он выступал не только по вопросам развития авиации, но и по польским национальным проблемам. После Октябрьской революции летчик остался в США,. работал в зарубежных организациях польских представительств. Летом 1919 года вернулся на родину и был принят в Войско Польское. В звании майора флота работал в экономической секции Департамента по морским делам Военного министерства. В 1920 году Пиотровский — в военном представительстве в Гданьске и в командовании морским побережьем. В феврале 1921 года ему было присвоено звание полковника, а в июне он ушел в запас и был зачислен в группу офицеров резерва. После демобилизации направляется в США, где занимается торговыми делами, главным образом в области импорта в страну польских промышленных товаров. После возвращения в Варшаву сначала работал в департаменте авиации министерства коммуникаций, а позже был советником начальника отдела рыболовства министерства промышленности и торговли. В 1928 году Г.Пиотровский принял участие в походе рыбаков в Северное море на голландском судне "Жанетт" для изучения перспектив добычи сельди. Будучи активистом морской и речной Лиги, он возглавлял в ней секцию торгового флота. В начале 1930-х годов Григорий Викторович исполнял обязанности заместителя директора морского рыболовного института. Кроме уже названных работ, перу Григория Пиотровского принадлежат еще несколько книг и брошюр. Это "Американские зарисовки" (1926), "С высоты полета и в перспективе времени (репортаж летчика)" (1932), "Морские предприятия" (1935). Умер Г.В. Пиотровский 1 апреля 1935 гола в городе Отвоцке возле Варшавы и похоронен на крупнейшем столичном кладбище в Повонзках.

Ответов - 10

Валерий-П: А что, хорошая статья! Позвольте в качестве дополнения: Сумрак пишет: в апреле 1910 года во Францию за счет военного ведомства было командировано семь офицеров-добровольцев. Вскоре один из них серьезно поранил руку, и его решили заменить. Счастливый жребий пал на Г.Пиотровского. В начале марта 1910 года Отдел воздушного флота послал за рубеж группу офицеров с «оруженосцами» нижних чинов. Во Францию поехали: капитан 2 ранга А.А.Янович, капитан корпуса корабельных инженеров Л.М. Мациевич, капитан корпуса инженеров-механиков флота Д.Н. Александров и поручик по адмиралтейству М.С. Комаров с кондукторами А.Е. Жуковым и А. Черепновым, минным машинистом Смирновым и матросом севастопольского Воздухоплавательного парка В. Митавским, а также подполковник лейб-гвардии саперного батальона М.М. Зеленский, капитан Варшавской крепостной артиллерии С.А. Ульянин и штабс-капитан Офицерской воздухоплавательной школы Б.В. Матыевич-Мацеевич с рядовым лейб-гвардии саперного батальона О. Михляевым и рядовыми Офицерской воздухоплавательной школы Л. Иванкевичем и В. Дегтяревым (иначе Дехтерев). Офицеры имели задачу стать пилотами и изучить авиационное дело в целом. Уделом подчиненных было превращение в авиационных мотористов и механиков, а при благоприятных обстоятельствах, и в летчиков. Из Парижа Янович проследовал в По, вскоре попал там в аварию и был сильно травмирован. Его заменили лейтенантом Г.В. Пиотровским. Рядовой лейб-гвардии саперного батальона Большаков стал на место рядового Михляева, по какой-то причине возвращенного в Россию. Офицерская школа авиации (сводная летопись, часть 1: 1910-1913) Москва. Издательство «Охотник» 2009 г. И еще - на счет звания капитан. На 1916 год он лейтенант. Пиотровский Григорий Викторович. Лейтенант. Руководитель обучения на аппаратах «Блерио» Офицерской школы авиации с ноября 1910 года. Иллюстрация: Увеличить Школьные руководители поручик Матыевич-Мацеевич, господин Ефимов, поручик Руднев и лейтенант Пиотровский, позирующие фотографу у моноплана "Блерио" в ноябре 1910 года. Фото из той же книги. С уважением Валерий.

Автроилъ: Сумрак пишет: Поляк по национальности, Г. Пиотровский, находясь на русской службе, никогда об этом не забывал. Ещё мягко сказано...

Dmitry_N: Автроилъ пишет: Сумрак пишет: цитата: Поляк по национальности, Г. Пиотровский, находясь на русской службе, никогда об этом не забывал. Ещё мягко сказано... Не мягко, а коряво сказано - пока не прочитаешь текст, не поймешь, о чем именно он не забывал - то ли о том, что служит России, то ли о том, что поляк. Правильнее было бы как-то так: Находясь на русской службе, Пиотровский никогда не забывал, что он поляк


Автроилъ: Dmitry_N пишет: Не мягко, а коряво сказано... Коллега, перманентное занудство уже давно приватизировал на форуме я. Не хотелось конкретизировать, но г-н Пиотровский в свое время состоял в Комитете Возрождения Польши, или как там он ещё назывался (я всё больше по «северо-западникам», как Вы помните). С уважением...

Валерий-П: Еще одно фото: Увеличить

Сумрак: Спасибо откликнувшимся уважаемому Владимиру и Валерию-П. Мне интересно очень - земляк все таки.

olvia: Сумрак пишет: он с пассажиром (по одной версии — с репортером московской газеты "Русское слово", по другой — с собственным механиком) совершил свой исторический перелет Еще по одной версии - со студентом... из "Огонька" №40, 1910

olvia: Сумрак пишет: заканчивается катастрофой. К счастью, травма оказалась не очень серьезной из "Огонька" №41, 1910

Spanthout: НОВОЕ ВРЕМЯ #12420, 9 октября 1910 г.

PSW: Фотография Пиотровского из книги "Русский морской и воздушный флот, сооруженный на добровольные пожертвования" 1913 г.



полная версия страницы